Преемник их, св. Леонтий, родом русский и постриженик Киево-Печерского монастыря, прибыв в Ростов, вначале встретил сильное сопротивление со стороны упорных язычников. Они не только не внимали его проповеди , но подвергали его побоям и выгнали из города. Поселясь за городом, святитель стал привлекать к себе детей, учил их началам св. веры и крестил. Вслед за детьми стали креститься и некоторые взрослые. Это озлобило язычников, и они решились убить его. Однажды вооружённая толпа язычников подступила к церкви, в которой был св. Леонтий. Святитель вышел к ним в своём святительском облачении, с крестом в руках, окружённый клиром. Поражённые спокойной твёрдостью святителя, язычники пали пред ним в страхе и многие из них крестились. После этого Леонтий стал успешнее водворять христианство не только в Ростове, но в его окрестностях. Но он не мог обратить ко Христу всю заблуждающуюся чудь и окончил свои апостольские подвиги мученической кончиной (около 1070 года). Преемник его Исаия (с 1077 по 1089 r.), также инок Киево-Печерского монастыря, обходил с проповедью евангелия города в веси области Ростовской и Суздальской, крестил народ, ниспровергал идолов и строил церкви. Но язычество, поддерживаемое чудскими волхвами, долгое время держалось среди инородческого населения Ростовской области. Спустя долгое время после святого Исаии в самом Ростове весь чудский конец города поклонялся каменному идолу Велесу. Окончательно водворил христианство в Ростове преподобный Авраамий. Он сокрушил Велеса жезлом, данным ему св. евангелистом Иоанном Богословом, который явился ему в видении, крестил всех язычников Ростова и на месте, где стоял идол, построил Богоявленский монастырь. Просветителем племени вятичей 9 был преподобный Кукша, вышедший из Печерской обители. Вместе с учеником своим Никоном, он первый возвестил грубым язычникам о Христе, сопровождая свою проповедь чудесами. Многие крестились, но упорные в язычестве замучили проповедника 10 . В стране Вологодской трудился преподобный Герасим, пришедший в 1147 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Однажды приходит в церковь неизвестный человек и просит, чтобы ему открыли раку святой Иулиании, якобы для поклонения. Екклесиарх Ливерий открыл раку, и тот приложился к святым мощам. При этом он незаметно похитил золотой перстень с пальца святой Иулиании. Когда святотатец стал выходить из церкви, он неожиданно упал на камни и умер. Чтобы выяснить причину смерти, его стали раздевать, и нашли за пазухой похищенный перстень. Оказалось, что это был еретик, арианин, по имени Василий, захотевший надсмеяться над святыми мощами непорочной девицы Иулиании, но был жестоко наказан праведным судом Божиим. Это только пядь святой земли, хранящей в себе сокровища благодати Божией, любви и мщения. А сколько этой святой земли мы теперь попираем нашими грязными ногами! В ЯЗЫЧЕСКИХ ДЕБРЯХ …пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:5 ). Если просветители Кирилл и Мефодий, святой князь Владимир, преподобный Антоний и Феодосий со святым Евангелием распространяли веру Христову и монашество в киевских землях, то в других краях Руси царил мрак язычества. Там была ночь идолопоклонства и непроходимые дебри суеверий. Так как Великий князь Владимир в распространении Евангелия не применял суровых и принудительных мер, то язычество, особенно в отдаленных краях Руси, продолжало жить и свободно развиваться. И вот для просвещения этих народов Господь выдвигал особых людей, которые, не щадя своей жизни, несли свет учения Христова в дебри язычества. Они нередко сами гибли от озлобленной толпы, зато их имена и дело живут вечно в сердцах просвещенных народов. СВЯТОЙ ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ Одним из таких самоотверженных просветителей был святой Леонтий, епископ Ростовский. В половине XI века в ростовском крае было довольно много язычников. Святой Леонтий был послан в г. Ростов епископом. Он, желая дать язычникам истинную веру, ревностно проповедовал им христианство. Язычники озлобились на него и собирались убить святого. Они нападали на него ночью, стремясь без народа убить его, но Господь хранил Своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Иулиана и Кесария Память 7 октября В царствование Римского императора Клавдия, убившего свою мать – тайную христианку, и с тех пор не щадившего христиан, в принадлежавший Римской империи город Тарракиний 6407 пришел некто диакон Кесарий. Увидев приносимые идолам жертвы, он плюнул на идолов и сокрушил их. За сие он был заключен в темницу, где пробыл три дня, томимый голодом. Затем ему связали назад руки, и воины повлекли его пред колесницею градоначальника к храму Аполлонову. Когда они приближались к храму, святой помолился, и тотчас храм разрушился до основания и подавил жрецов и всех бывших в нем. Видя сие, ипатик 6408 Леонтий пал пред святым на колена и уверовал во Христа. Христианский пресвитер Иулиан всенародно крестил его и причастил Св. Таин, и тотчас, по молитве святого, Леонтий испустил дух. Правитель города Локсорий, увидев сие повелел зашить святых в мешки и бросить в море. Тогда святые сказали ему: – Мы будем брошены в море, но и ты будешь умерщвлен свирепым змеем и погибнешь лютою смертью. Через два дня после сего, когда Локсорий ходил по прибрежному песку, громадный змей обвился кругом его и сокрушил ему все члены. Локсорий тут же испустил дух и, весь раздувшись, лежал, представляя собою страшное зрелище для всех проходивших. Между тем тела святых силою Божию вынесены были волнами на берег. Христиане, с честью приняв их, погребли близ города. Но сын ипатика Леонтия отсек у них честные главы и бросил в реку. Тогда пресвитер города Капуи 6409 Кварт, наставленный Ангелом Божиим, взял мощи святых и положил их в особом месте во славу Божию 6410 . 6407 Тарракиний – ныне Террацина – приморский город Италии южнее Рима, в 92 верстах от него. 6408 Этим именем назывались лица, состоящие на службе у «ипатов» или царских наместников. Упоминаемый здесь Леонтий, по-видимому, был на службе у князя, или правителя той страны Локсория, бывшего тогда наместником императора. 6409 Капуя – город и крепость в южной Италии на левом берегу р. Вольтурно, главный город древней области Италии – Кампании, один из древнейших во всей Италии. 6410 Мощи св. мученика Кесария почивают в Риме в церкви Креста Господня, а честная рука его в церкви Святая святых. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Грозный был ктитором Никитского монастыря, строил и украшал его храмы. В Житии Никиты Переславского рассказывается, что царица Анастасия «своима руками и боголепными своими труды вышила на плащанице... драгой камки венедицкой образ великого чудотворца Никиты и златом каймы обложила и слова серебром круг плащаницы вышила, а подпис имя чудотворцево драгим жемчюгом и драгим каменьм и бисером многоценным украсила и на раку чюдотворцеву положила» 141 . Во Владимирском музее хранится покров с изображением Никиты Переславского, и, несмотря на то что на нем нет ни жемчуга, ни камней, мы считаем его работой светлицы Анастасии (ил. 13) 142 . Подтверждением этому служат не только художественные и технологические признаки, но и близость этого выразительного изображения к образу святого на иконе середины XVI в., вышедшей из царских мастерских. Надо думать, что в создании покрова участвовал знаменщик того же круга и, возможно, именно то г, который писал икону 143 . Иной, но не менее выразительный образ был создан в царицыной светлице на покрове «Кирилл Белозерский», вложенном в монастырь царской четой вскоре после рождения царевича Ивана (ил. 14). Напряженный, трагический лик святого невольно заставляет вспомнить недавнюю гибель их первенца Дмитрия во время Кирилловского богомольного похода 1553 г. 144 . 14. Деталь покрова «Кирилл Белозерский» вклада царицы Анастасии Романовны. 1555. ГРМ К произведениям светлицы царицы Анастасии следует отнести и покровы «Авраамий Ростовский» и «Леонтий Ростовский», переложенные на новые ткани и утратившие каймы, возможно, с вкладными надписями 145 . Покров «Леонтий Ростовский», шитый шелками и золотными нитями, в деталях повторяет вышеупомянутый покров 1514 г. вклада Василия III и Соломонии. Однако при сравнении этих двух произведений особенно выявляются приметы времени. На покрове середины XVI в. фигура святого более плотная, в шитье больше золотных нитей с яркими цветными прикрепами, в лике появилась легкая моделировка темным шелком. То же можно сказать и о покрове «Авраамий Ростовский».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Леонтий, епископ Сызранский и Шигонский (Козлов Василий Владимирович) Дата рождения: 25 сентября 1970 г. Дата хиротонии: 12 сентября 2019 г. Дата пострига: 21 апреля 2000 г. День ангела: 5 июня Страна: Россия Биография: Родился 25 сентября 1970 г. в Москве в семье инженеров. По окончании восьми классов средней школы (1977-1985) поступил в Московский авиамоторостроительный техникум, который окончил со специальностью техник-механик авиационных двигателей (1985-1989). В 1989-1991 гг. проходил службу в армии. 2 августа 1991 г. крестился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. Помогал в строительстве подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кудиново, пел в приходском хоре. В 1991 г. поступил в Московский авиационный технологический институт (МАТИ) на специальность техник-технолог авиационных двигателей, где проучился три полных курса, но в 1994 г. подал документы на поступление в Московскую духовную семинарию . В 1995-1999 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1999-2003 гг. — в Московской духовной академии. С октября по июнь 2000 г. обучался новогреческому языку в Патрском университете в Греции, по возвращении перешел в МДА на экстернат и начал преподавать древнегреческий язык при Греко-латинском кабинете МДАиС (2001-2013). 21 апреля 2000 г. пострижен в монашество с наречением имени Леонтий в честь святителя Леонтия Ростовского, 26 апреля рукоположен в сан иеродиакона. 9 марта 2003 г. ректором Московской духовной академии  архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеромонаха. В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809). Житие и творческое наследие». В 2010 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 165 ) назначен на должность члена Русской духовной миссии в Иерусалиме . Отвечал за взаимодействие с Иерусалимской Православной Церковью , проходил послушания переводчика, казначея и др. Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. ( журнал 95 ) освобожден от должности члена Русской духовной миссии в Иерусалиме и направлен в распоряжение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла . Назначен наместником мужского монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма г. Екатеринбурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5492855.ht...

Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись Господу, святитель Леонтий восстановил их и исцелил. По увещанию его они приняли святую веру и крестились. С того времени Церковь в Ростове стала расти. О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы. По одним источникам, он скончался в мире, по другим – убит толпою язычников. Одни относят дату кончины к 1070 году, другие – к 1073 году. Профессор Е. Е. Голубинский считал, что он скончался около 1077 года. Тело святителя было погребено в Ростове Великом, в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия. В руках у него лежал свиток с именами посвященных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном († 1214). Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В повести далее утверждается, что видевшая все это инокиня тотчас же очнулась у себя в келлии и после этого прожила еще два года, «очима ослепленыма свтъ видя», поведав о том, что с ней случилось, своему духовнику игумену Старого Никольского монастыря Давиду. По свидетельству автора данного рассказа, помимо инокини это видение предстало взору еще трех «благоговейных» женщин: Евдокии Коломянки – вдовы «нкоего воина костромитянина», Иулиании – вдовы «презвитера Евсевия» из Воздвиженской церкви у Фроловских врат (не сохранилась) и безымянной «сродницы» царского казначея Ивана Третьякова. Так что для сомнений в реальности происшедшего таинственного чуда у древнерусских читателей оснований не было. Но при этом мог возникнуть вопрос об участниках мистической встречи. Почему именно им отведена роль молитвенников о Москве? Ответы легко найдутся, если обратиться к истории. Святитель Леонтий, один из первых русских епископов, прославился апостольским подвигом приобщения к христианству языческого населения Ростовской земли в XI веке. В этом отношении он вполне может считаться после святого Владимира Великого просветителем всей Северо-Восточной Руси. К лику святых Леонтий был причислен на рубеже XII–XIII веков. Еще раньше, при благоверном великом князе Андрее Боголюбском, его останки были обретены нетленными. Во время крымского набега на Москву они покоились в каменной раке Ростовского Успенского собора и всенародно почитались как чудотворные. А за несколько лет до набега – в 1514 году – эта рака по повелению Великого Московского князя Василия III была украшена покровом, изготовленным в мастерских его супруги Соломонии Юрьевны Сабуровой. Святитель Леонтий прославился апостольским подвигом приобщения к христианству язычников Северо-Восточной Руси Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, свое архипастырское служение посвятил прежде всего северной части своей области. Он стал первым, кто перенес резиденцию предстоятеля Русской Церкви из Владимира в Москву, он последовательно оказывал духовную поддержку именно московским князьям Юрию и Ивану Даниловичам в их политической борьбе с другими русскими удельными князьями.

http://pravoslavie.ru/138043.html

Таким образом, из стен Киево-Печерского монастыря вышли многие достойные иерархи: св. Никита, епископ Новгородский, св. Стефан, епископ Владимирский, св. Леонтий, епископ Ростовский, и его преемник св. Исаия, св. Симон, епископ Владимирский († 1226 г.), автор известного «Послания к Поликарпу», в котором он сообщает драгоценные сведения о некоторых, более замечательных, иноках печерских и замечает, между прочим, что уже до пятидесяти епископов избрано было из среды иноков Киево-Печерского монастыря. Другие иноки, побуждаемые ревностью ко благовествованию Христову, шли на проповедь Евангелия к язычникам. Так, св. Кукша и ученик его Никон просветили св. верою вятичей, запечатлев свой миссионерский подвиг мученическою кончиною. Св. Леонтий († около 1077 г.), первый из киевопечерских иноков возведённый в епископский сан, прибыв в полуязыческий Ростов, с великим рвением стал насаждать здесь христианство , собирая с этою целью детей в церковь и поучая их в спасительных истинах. Закоснелые в язычестве родители с ожесточением устремлялись на него и подвергали его мучениям и побоям; но служитель Божий не ослабевал в своём труде, доколе не просветил верою самых врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он поучал детей, и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий, облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый священнослужителями также в полном облачении, явился пред ними. Язычники, поражённые этим зрелищем, пали на земь. Святитель обратился к ним со словом, исполненным духа и силы; они уверовали во Христа и крестились. К концу его жизни все жители Ростова приняли крещение. Преемник Леонтия, св. Исаия, продолжал миссионерские труды своего предшественника, утверждая в вере ново просвещённых в Ростове христиан и проповедуя Евангелие по прочим городам и сёлам своей обширной епархии, где жило ещё весьма много язычников. Плодом его ревностных трудов было окончательное утверждение христианства в Ростовской и Суздальской областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мученическою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что свт. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами. Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии преподобным Никоном Летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были, как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Святой Леонтий, почти не известный при жизни, после смерти сделался таким славным, что кафедра Ростовская стала называться «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов, летописцы писали: «Епископ такой-то поставлен молитвами свт. чудотворца Леонтия». С молитвой ростовцы прибегали к свт. Леонтию. У гроба просветителя ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Кто этот человек, называющий Леонтия христианином? не родственник ли его? Потом они спросили неизвестного им мужа: — Как тебя зовут? — О имени моем, — отвечал тот, — так пишется в книгах: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Псал. 90:13), ибо мне должно попрать льва — диавола, невидимого врага, и змия — игемона, врага видимого; мне должно победить, как аспидов и василисков, и советников его, ревностных служителей бесов. И когда я восторжествую над всем полчищем льва, тогда само дело явит мое имя. Слова эти казались загадочными трибуну и Феодулу; пытаясь объяснить их себе, они в недоумении следовали за удивительным мужем в его дом. Святой Леонтий угостил их, устроив для них трапезу. Вкусив от нее, они сказали хозяину: — Мы весьма довольны твоим угощением, добрый муж! Окажи до конца свое благодеяние к нам, — покажи Леонтия, которого мы ищем. Когда же прибудет Адриан, мы расскажем ему, как много ты сделал для нас, и за это он удостоит тебя великой чести, так что ты будешь находиться в общении с друзьями царя. — Я — Леонтий, которого вы ищете, — отвечал на это святой, — я тот воин Иисуса Христа, которого взять Адриан послал вас. Тогда трибун и Феодул припали к ногам Леонтия, говоря: — Раб Вышнего Бога! прости нам грех наш и поспеши умолить за нас твоего Бога, чтобы Он и нас избавил от идольского нечестия и лютого зверя Адриана, ибо мы хотим быть христианами. Затем они передали ему, как явился больному Ангел и как недуг оставил трибуна вслед за призванием Бога Леонтия. Видя проявление силы Христовой, святой Леонтий исполнился радости; простершись на земле крестообразно, он начал так молиться Богу со слезами: — Господи Боже, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4), призри на нас в час сей: Ты соделал, чтобы за мною последовали те, за коими должен был следовать я; сохрани и меня, овцу Твою, и их со мною вместе просвети светом Твоего милосердия. Излей на них благодать Твоего Святого Духа, созижди в них сердце чистое и, осенив их Святым Твоим знамением, соделай их Твоими непобедимыми воинами, — вооружи и укрепи их на врага — диавола и на слуг его. Да сотрут сии рабы Твои главу невидимого змея и видимого злобного зверя Адриана.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010