Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРЧИЛ II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царь-мученик Арчил Иверский Мчч. цари Арчил и Луарсаб. Икона Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру. В это время перед Джиджумом предстал некий армянин -мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где спрятали клад Карталинский царь и император Ираклий . Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал: " Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом - на временное моё царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой ещё при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости " . Разъярённый Асим спросил: " Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии? " Святой Арчил бесстрашно ответил: " Бог Животворящий, Творец Неба и Земли сошёл с Небес на землю для спасения человечества и смертью Своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их " . Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: " Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мёртвого, то погибни в мучениях! " 20 марта 744 года царя вывели на казнь.Святой попросил немного времени для молитвы и просил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви , построенной самим благоверным царём. Почитание Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня , вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским . Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) , отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: " У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание " . Он же сетовал, что могила царя Арчила забыта почти всеми, и что знают о ней лишь немногие.

http://drevo-info.ru/articles/6266.html

в/у КИЕВСКАЯ, паки 10.1659 05.05.1661 в/у КИЕВСКАЯ, 3-й раз 11.1685 Лазарь Любимов ЗАГОРСКАЯ, обн. 24.12.1934 (06.01.1935) 09.1935 КЛИНСКАЯ, обн. 09.1935 МОРШАНСКАЯ, обн. Лазарь Швец в/у АРГЕНТИНСКАЯ 15(28)01.1980 04(17)04.1980 АРГЕНТИНСКАЯ 05(18)04.1980 06(19)04.1985 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 АРГЕНТИНСКАЯ, паки 30.08(12.09)1985 28.03(10.04)1989 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1989 30.01(12.02)1991 ОДЕССКАЯ 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14(27)06.1992 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Лев Церпицкий ТАШКЕНТСКАЯ 28.08(10.09)1987 19.10(01.11)1987 ТАШКЕНТСКАЯ 19.10(01.11)1987 07(20)07.1990 НОВГОРОДСКАЯ 07(20)07.1990 Лев Черепанов НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ 26.01(08.02)1923 АСТАНАЙСКАЯ 08(21)08.1929 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1933 Лев Юрлов (Орлов) ВОРОНЕЖСКАЯ 28.05.1727 08.06.1730 АСТРАХАНСКАЯ 08.06.1730 03.12.1730 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.01.1755 Левкий ПСКОВСКАЯ 06.07.1634 09.1649 Леон (Лев, Леонтий?) Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 991/992 Леонид НОВГОРОДСКАЯ 06.12.1571 20.10.1575 Леонид РЯЗАНСКАЯ (1564) Сщмч. Леонид Антощенко ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 13(26)06.1927 09.1932 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Влад.) 09.1932 04(17)01.1935 КУНГУРСКАЯ 04(17)01.1935 03.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 03.1937 25.12.1937 07.01.1938) (о. Леонид Димитревский в/у АРМАВИРСКАЯ 12(25)12.1923 Леонид Зарецкий СТАРОРУССКАЯ 10.01.1843 25.02.1850 КОСТРОМСКАЯ 25.02.1850 19.08.1853 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.08.1855 14.11.1864 ДМИТРОВСКАЯ 26.04.1859 15.05.1876 ЯРОСЛАВСКАЯ 15.05.1876 15.12.1876 Леонид Лобачев АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 ПЕНЗЕНСКАЯ 27.01(09.02)1954 09(22)03.1960 КАЛУЖСКАЯ 09(22)03.1960 16(29)05.1963 ИВАНОВСКАЯ 16(29)05.1963 17(30)03.1964 ХАРЬКОВСКАЯ 17(30)03.1964 15(28)07.1967 Леонид Окропиридзе ГОРИЙСКАЯ 19.04.1898 12.08.1900 ИМЕРЕТИНСКАЯ 12.08.1900 01.02.1908 ГУРИЙСКАЯ 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Петровский КРУТИЦКАЯ 03.03.1722 01.09.1742 в/у МОСКОВСКАЯ 03.03.1722 09.11.1731 Леонид Поляков КУРСКАЯ 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 МОЖАЙСКАЯ 27.03(09.04)1962 22.07(04.08)1963 в/у КУРСКАЯ 27.03(09.04)1962

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 марта 1917 г., вскоре после свержения в России власти императора, православные грузины самостоятельно приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви. Грузинские церковные иерархи известили Экзарха Грузии архиепископа Платона (Рождественского) (1915 – 1917) о том, что отныне он перестает быть Экзархом. Свое решение церковное управление Грузии передало в Петроград Временному Правительству, которое признало восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви, но только как Церкви национальной – без географических границ, – оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Русской Православной Церкви. Будучи недовольными таким решением, грузины составили протест Временному Правительству, где говорили, что признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, решительно противоречит церковным канонам. Автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. В сентябре 1917 г. в Грузии был избран Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион (Садзаглишвили) (1917 – 1918), после чего грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений. Священноначалие Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Тихоном выступило против акта грузинских иерархов, заявив о его неканоничности. Грузины, в лице нового Католикос-Патриарха Леонида (Окропиридзе) (1918 – 1921), заявляли, что Грузия, соединившись более 100 лет назад с Россией под единой политической властью, никогда не проявляла желания соединиться с ней в церковном отношении. Упразднение автокефалии Грузинской Церкви было насильственным делом светских властей вопреки церковным канонам. Католикос Леонид и грузинское духовенство были полностью уверены в своей правоте и непреложности соблюдения церковных правил. В результате в 1918 г. произошел разрыв молитвенного общения между Грузинской и Русской Церквами, продолжавшийся 25 лет. Лишь избрание Патриарха Московского и всея Руси Сергия послужило для Католикос-Патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932 – 1952) добрым предлогом к восстановлению отношений с Русской Православной Церковью по вопросу об автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора//АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей//Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов//Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей//Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления//Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей//Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию//Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии/Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе// Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики/Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете//ДВГЭ. 1898. 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же/Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же/Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве/Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г.//Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго/Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг./Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Ираклия II.html

К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. С. Кекелидзе с коллегами (1-й ряд, в центре). Фотография. Сер. ХХ в. К. стал близким другом и сподвижником грузинского историка И. Джавахишвили , участвовал в основании 1-го в Закавказье вуза - Тифлисского (с 1936 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ). В 1918 г. Джавахишвили предложил К. основать кафедру истории древнегруз. лит-ры в ТГУ и занять должность декана. К. счел нецелесообразным возглавлять кафедру светского университета, находясь в священном сане. Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе) снял с К. сан; ученый занял кафедру и руководил ею всю жизнь. После подавления антисоветского восстания в авг. 1924 г. был арестован и расстрелян старший сын К., 18-летний Александр, создавший антибольшевистскую организацию «Свободная Грузия». В 1937 г. был расстрелян брат К. В ТГУ К. занимал должности декана философского фак-та (1919-1925), зав. хранилищем древностей (Музея рукописей) (1921-1930), проректора по учебно-научной части (1925-1930). Член коллегии Наркомпроса Грузинской ССР и председатель терминологического комитета (с 1926), член ЦИК Грузии и Закавказья (1927-1929), депутат тифлисского Совета рабочих, крестьян и солдат (1927-1931). В 1930 г. избран на должность зав. кафедрой истории груз. лит-ры Тифлисского педагогического ин-та, открытого при ТГУ; декан исторического фак-та ин-та (1932-1936). По совместительству читал курсы лекций в ТГУ и Кутаисском (1933-1937), а также в Сухумском (1939-1940) педагогических ин-тах. Наркомпросом Грузинской ССР К. удостоен звания профессора (1932) и по совокупности трудов без защиты диссертации - ученой степени д-ра филологических наук (1935). Профессор ТГУ, член Гос. ученого совета (с 1933). Участвовал в мероприятиях, приуроченных к юбилею поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, первый председатель комиссии по установлению текста для публикации (1935-1936). Директор НИИ им. Шота Руставели при ТГУ (с 14 дек. 1937). В 1941 г. был избран в 1-й состав действительных членов АН Грузинской ССР, в 1942 г. стал членом Союза писателей Грузии (за заслуги в деле изучения груз. лит-ры). По инициативе К. в 1942 г. в Тбилиси был основан Ин-т грузинской лит-ры им. Шота Руставели АН Грузинской ССР, К. стал его 1-м директором (1942-1949) и зав. отделом древнегруз. лит-ры (с 1949). Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1943), зам. председателя Отд-ния общественных наук АН Грузинской ССР (1944), член ученого совета Театрального ин-та Грузии им. Шота Руставели (1945).

http://pravenc.ru/text/1684111.html

К. принял деятельное участие в работе Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге, созванного в 1906 г. с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ Церкви. Заседания 2-го отдела Присутствия «Об устроении церковных дел на Кавказе», на к-рых рассматривались вопросы гос. или национального деления как основания для введения церковной автокефалии, а также вопросы, непосредственно связанные с восстановлением автокефалии ГПЦ, начались 2 июня 1906 г. в Александро-Невской лавре. С грузинской стороны в них приняли участие епископы Горийский Евфимий (Элиашвили), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), К. Также проект восстановления автокефалии ГПЦ поддерживали профессора Н. Я. Марр , А. А. Цагарели , А. С. Хаханашвили , Н. А. Заозерский. К. прочитал 4 доклада: «Грузинский церковный вопрос: Историко-каноническое обоснование», «Что вынуждает грузин добиваться восстановления автокефалии своей Церкви?», «Какой Иверии дарована автокефалия в XI в.?», «Национальный принцип в Церкви». Он критиковал деятельность рус. самодержцев на Кавказе и наиболее полно выразил аргументацию сторонников автокефалии. В протокол 2-го заседания 2-го отдела Присутствия была внесена информация о том, что К. и его сторонники планировали восстановить ГПЦ не только на ее канонических территориях, но и на всем христ. Кавказе, куда помимо Грузии входили также Сев. Осетия, Армения, Дагестан и Бакинская губ. К. и его сторонники объявили эти сведения фальсифицированными, и К. опроверг их в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1907. 7. С. 244; см. также: Гамахария. 2006. С. 156-159, 499). Он написал, что речь шла о восстановлении ГПЦ в границах, «которые были перед присоединением Грузии к России, когда во главе стоял Мцхетский католикос». По «Проекту реорганизации Грузинской Церкви», утвержденному собранием груз. духовенства и опубликованному в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1906. 3. С. 11-21), это были территории «в границах современной Тифлисской и Кутаисской губерний, Закатальского, Сухумского, Батумского и Карсского округов».

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. [Груз. ] (Окропиридзе Лонгин Соломонович) (15.02.1861, с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ.- 11.06.1921, Тифлис), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921). Л. род. в христ. семье; его дед, Давид, был священником в с. Дисеви, крупном христ. центре Шида-Картли. В селе сохранилось более 35 церквей, самые известные Дзелицховели (в честь Животворящего Древа Господня) (IX в.) и во имя Пресв. Богородицы (XI в.). Благотворное влияние на формирование христ. мировоззрения Л. оказал его дядя, еп. Абхазский (позже Гурийско-Мингрельский) свт. Александр (Окропиридзе) , занимавшийся образованием племянника. В 1867 г. Лонгин был зачислен в Горийское ДУ и находился под непосредственным присмотром свт. Александра. Мальчик часто прислуживал дяде во время архиерейских богослужений. Согласно воспоминаниям Л., однажды он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в сане священника. По словам Л., с этого момента «голос в нем не умолкал, а все более и более побуждал к решительному шагу». Лонгин решил сначала получить высшее богословское образование, затем принять священный сан. В 1879 г. юноша поступил в Ставропольскую ДС, затем учился в Киевской ДА (1884-1888), к-рую окончил со степенью кандидата богословия. Значительное влияние на него во время учебы оказывал ректор академии еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . 29 июня 1887 г. в пещерах Киево-Печерской лавры Лонгин принял постриг, имя Леонид выбрал себе сам. Из письма Лонгина свт. Александру, написанного за неск. недель до пострига, известно, что юношу в этот период по протекции наместника лавры архим. Иувеналия (Половцева) (впосл. архиепископ Литовский и Виленский) окормлял «один монах-отшельник» из Киево-Печерской лавры. 2 мая 1888 г. Л. был рукоположен во иерея.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

20. С. 724; Отче, редактор!: [Ответ на письмо комиссии уполномоченных имеретинского духовенства об автокефалии Груз. Церкви]//Слово. Пг., 1906. 3. С. 15-16; Ощутимая ошибка в вопросе автокефалии Груз. Церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 10. С. 3-5 (на груз. яз.); Ошибка в вопросе об автокефалии Груз. Церкви: [Письмо еп. Леонида по вопросу автокефалии Груз. Церкви]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тифлис, 1906. 11. С. 6-8; Слова и поучения. Поти, 1914. Т. 1: Дни груз. святых (на груз. яз.); Обращение митрополита к грузинам//Грузия. Тифлис, 1918. 8 авг. (на груз. яз.) (То же//Народное просвещение. Тб., 1989. 24 мая (на груз. яз.)); Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, патриарху Московскому и всея России, 5 авг. 1919 г. Тифлис, 1920; То же [Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1990. 3. С. 64-76 (на груз. яз.); Кочламазишвили Е. Католикос-патриарх Леонид и его проповеди//Календарь Груз. Патриархии на 1990 г. Тб., 1990. С. 117-440 (на груз. яз.); Письмо об отделении Церкви от гос-ва. Тб., 2005; Письма католикосов-патриархов всей Грузии Кириона II (Садзаглишвили), Леонида (Окропиридзе), Амвросия (Хелаи), 1917-1927 гг. Тб., 2010 (на груз. яз.); Католикос-патриарх всей Грузии Леонид (Окропиридзе) на страницах газ. «Иверия», 1889-1905 гг.: Сб./Сост.: К. Алибегашвили. Тб., 2014 (на груз. яз.). Ист.: Наречение и хиротония члена Грузино-имеретинской синод. конторы архим. Леонида во еп. Горийского, 1-го викария Груз. епархии//ДВГЭ. 1898. 9. С. 18-23; Журналы и заседания 2-го отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Свят. Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Церк. Соборе вопросов: Об устроении церк. дел на Кавказе. СПб., 1907; Хронологический сб. законов Груз. ССР, постановлений Президиума Верховного Совета Груз. ССР и постановлений правительства, 1921-1940 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.); Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе), 1861-1921: Фотолетопись//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010