Л. стремился к единству Церкви и груз. общества. В окт. 1919 г. он с пастырским визитом посетил Сухумо-Абхазскую епархию ГПЦ, встретился с паствой, груз. военными, призывая к объединению во имя гос. интересов. 25 февр. 1921 г. Тифлис был занят войсками Красной армии, в городе была установлена власть большевиков. Л. временно перенес резиденцию в Кутаис, взяв с собой наиболее значимые святыни ГПЦ. 13 апр. вернулся в столицу. 15 апр. Ревком Грузии объявил ГПЦ незаконной организацией. Началась конфискация имущества ГПЦ, храмы и мон-ри закрывали в адм. порядке, духовенство преследовали (Хронологический сб. законов. 1959). Л. вместе с паствой переживал тяготы времени. Когда в Тифлисе была эпидемия холеры и было трудно найти чистую воду, келейники предложили Л. принести воду из источника, на что он ответил: «Я буду пить ту же воду, что и мои духовные чада» ( Талаквадзе Н. Мемуары//Гос. музей лит-ры им. Г. Леонидзе. Ед. хр. 025995. Тетр. 3). Л. заразился холерой и скончался 11 июня 1921 г. Он был похоронен в кафедральном соборе Сиони в Тифлисе, на похоронах присутствовали неск. сотен чел. В Грузии и ГПЦ существует особое отношение к Л.: в условиях разрыва молитвенного общения с РПЦ и др. Церквами, несмотря на влияние Запада, смену курса гражданской власти и гонения на Церковь, он сумел сохранить автокефалию ГПЦ. В кон. XX - нач. XXI в. в груз. периодике и в виде отдельных изданий были опубликованы мн. проповеди Л., его полемические и исторические сочинения. Арх.: ЦГИАГ. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). 1461; Арх. Груз. Патриархии. Ф. католикоса-патриарха Леонида (Окропиридзе). Соч.: Из записок миссионера//ДВГЭ. 1892. 1. С. 20-24; Из записок миссионера: Гудамарское ущелье и религ.-нравственное состояние его обитателей//Там же. 2. С. 24-30; Из записок миссионера: Состояние христианства в Хевсуретии//Там же. 10. С. 18-22; 11. С. 6-13; Две речи к столетию смерти славного груз. царя Ираклия II. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Речь при наречении во епископа//ПрибЦВед. 1898.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г .), Бакинским (учреждено в 1905 г .) и Горийским (учреждено в 1811 г ., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г .); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г ., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г ., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г . — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров). В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г . епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным. Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5397.html

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким) , в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) ( Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Юрисдикционное определение русской, грузинской и негрузинской паствы в Церкви Закавказья 13 марта 1917 г. еп. Леонид (Окропиридзе; впосл. Католикос-Патриарх) письменно уведомил экзарха Грузии Платона (Рождественского) о том, что, согласно Мцхетскому церковному Постановлению, он смещен с должности экзарха, лишен сана Карталинско-Кахетинского архиепископа и прав на управление духовными уч-щами (Сакартвело. 1917. 63. С. 2). Архиеп. Платон ответил, что не может «подчиниться постановлению Мцхетского Собора. Только высшая духовно-правительственная власть, которая поставила меня экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, может лишить меня законно данной мне должности и звания, а не Собор из канонически подчиненных мне клира и мирян, отложившихся при том от подчинения не только мне, но и Святейшему Синоду, или, что то же, Правительствующему Российской Церкви Собору. Я доложу об этом Святейшему Синоду,- продолжал он,- и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим экзархом и буду пользоваться правами экзарха и властью» (Там же). ВУ передало свое решение Временному правительству, и 27 марта последнее признало автокефалию Грузинской Церкви, но как Церкви национальной, без географических границ, оставив, т. о., негруз. приходы в Грузии в ведении РПЦ. Окончательное установление правового положения Грузинской Церкви предоставлялось Учредительному собранию. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. 19 марта 1917 г. рус. духовенство Тифлиса по инициативе военного духовенства назначило на 22 марта созыв общего Собора рус. духовенства и рус. паствы Тифлиса с целью определения позиции по вопросу об автокефалии ГПЦ. Собор прошел в здании школы при ц. во имя св. Александра Невского в Тифлисе. Экзарх Платон ознакомил собрание с событиями 12 марта и выразил отрицательное отношение к молчанию Святейшего Синода, а также объявил о своей самостоятельности в принятии решений, касающихся происходящих в Г. Э. событий. Собор единогласно принял решение об учреждении в Тифлисе Представительского союза русского духовенства и паствы, руководителем которого назначался экзарх Грузии Платон (Рождественский). Также были приняты решения о сохранении в Закавказье РПЦ в юрисдикции Святейшего Синода, о создании Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы под руководством экзарха Платона, к-рый мог бы сотрудничать с ОЗАКОМ, об установлении членами комитета 12 духовных лиц и 3 мирян, о переводе всей негруз. паствы Православной Церкви Закавказья в т. н. Кавказский Экзархат в юрисдикцию Святейшего Синода (ЦГИАГ. Ф. 1701. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1, 43).

http://pravenc.ru/text/168201.html

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Кирион «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне Экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (НА Грузии. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26). 25 янв. 1907 г. сщмч. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру, что фактически означало его высылку из Грузии. В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается свящ. Н. Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье; в частности, предлагалось удалить из Грузии Н. и на его место определить сщмч. Кириона. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. 1 февр. 1908 г. Н. перевел еп. сщмч. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру, из Грузии также был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, священномученики Кирион и Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов. В февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать Н.; на заседаниях 17-18 апр. также обсуждалось убийство экзарха ( Мельникова. 2009. С. 401, 402). В апр. Н., заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина , послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась. Н. был убит 28 мая 1908 г. В 11 ч. 30 мин. он пришел в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, чтобы уладить дела перед предстоящей поездкой в С.-Петербург на заседание Синода. Убийцы, двое молодых людей, встретили его на лестнице у кабинета прокурора: один подал просительную записку, и Н. остановился, чтобы просмотреть ее, другой 8 раз выстрелил в экзарха.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ГЕОРГАДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Георгадзе). епископ Горийский Иеромонах Леонид (Антощенко), архимандрит Амвросий (Хелая), епископ Антоний (Георгадзе) и протоиерей Калистрат Цинцадзе. Петербург, август 1917 г. В марте 1917 года был создан комитет по временному управлению ГПЦ во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , который вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии. 9 июля - 2 августа 1917 года находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Государственной Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским. Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии двух иерархов - католикоса-патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митрополита Тифлисского РПЦ (для православных негрузин) с резиденцией в Тифлисе, так как таким образом грузинская церковная диаспора оставалась без иерарха. По его инициативе и настоятельным просьбам в Грузию прибыл находившийся до этого в России епископ Полоцкий и Витебский  Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 августа 1917 года на покой. 17 сентября того же года он был избран католикосом-патриархом Грузии на Поместном Соборе ГПЦ. 17 сентября 1917 года Антоний был назначен на Кутаисскую кафедру . 14 октября 1917 года возведен в сан митрополита . 18 сентября 1918 года был отравлен. По одной из самых распространенных версий, отравителем был его зять, муж дочери Александры, Анатолий Николаевич Ридигер. Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 1930-х годах, вследствие чего точное место захоронения неизвестно. Награды Сочинения Литература Использованные материалы   В официальных документах, в том числе списках выпускников С.-Петербургской ДА и Церковных ведомостях за 1907, 1911 и 1912 годы его фамилия указана как " Георгадзе " .

http://drevo-info.ru/articles/13681038.h...

Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В сер. XIX в. М. был основательно перестроен. В 1844-1845 гг. по инициативе и под рук. митр. Имеретинского Давида (Церетели) начались работы по расширению храма, были приглашены известные груз. зодчие Леван, Моисей и Филипп Берекашвили. Храм был практически выстроен заново. В 1846 г. завершилось строительство колокольни. Над входом на вост. фасаде сохранилась 14-строчная строительная надпись настоятеля М. игум. Порфирия (Церетели), в ней указано, что работы проводились за счет частных пожертвований, особой щедростью отличились владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе и его мать кнг. Тамар Дадиани. Полностью работы по обновлению М. были завершены в 1865 г.: кафоликон был перестроен в купольную церковь, была переделана алтарная преграда ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 153; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48-49; Кезевадзе. 1984. С. 64-65; Гегечкори. 1991. С. 20-21). Реставрационные работы проводились также в 90-х гг. XIX в. настоятелем М. архим. Виссарионом (Ахвледиани), о чем на сев. стене храма была сделана пространная надпись. В тот же период были возведены кельи для монахов, марани (винный погреб) и др. хозяйственные постройки. В 1903 г. из Германии привезли глазурованные водопроводные трубы для улучшения водоснабжения мон-ря, в 1915 г. были устроены водяная мельница и лазарет. Архим. Виссарион был награжден орденами св. Анны 3-й и 4-й степени и св. Владимира 3-й степени ( Кезевадзе. 2006. С. 169). Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета М. посещали множество верующих ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 138). 2 окт., в день памяти великомучеников Давида и Константина, был установлен праздник моцаметоба (орципоба), к-рый отмечали с большим размахом. Особенно многолюдным праздник был в 1895 г., когда мощи великомучеников были перенесены в новую раку. Торжества начались 1 окт. и продолжались весь следующий день. Служили (песнопения исполнялись на груз. языке) временно управлявший Имеретинской епархией еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), ректор Кутаисской ДС архим. Димитрий (Абашидзе; см. Антоний (Абашидзе) ), инспектор школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе архим. Леонид (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), др. священнослужители из Кутаиса и братия М. (Празднество в Моцамета. 1895. С. 1-4; Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» . На приветствие делегации от лица Свят. Синода ответил присутствующий в Синоде архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский): «Святейший Синод молит Бога и твердо уповает на то, что единоверный грузинский народ в новых условиях его религиозно-политического существования нашел источник новых сил к своему духовному преуспеванию и неизменному хранению Христовой Истины» . Далее он продолжает: «Вам не нужно напоминать, что русскому церковному сознанию никогда не была чужда мысль о необходимости возвратить Грузинской Церкви ее прежнее устройство. И если эта мысль до сих пор не находила осуществления, то этому были особые, от нас не зависящие причины… И Святейший Синод всей душой присоединился бы к этому приветствию. К сожалению, все произошло несколько необычно и помимо Синода но мы надеемся, что Бог все строит во благо, что некоторые шероховатости в этом деле сгладятся, что на предстоящем Поместном Соборе мы с Вами братски встретимся и общим советом, в духе Христовой любви и единения сумеем найти путь к взаимному пониманию, чтобы в будущем наши два единоверные народы, верные своим церковным заветам, могли жить в мире, рядом друг с другом, исполняя каждый свое призвание к нашему общему спасению во славу Божию» [Там же]. Но надеждам архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) на такой исход событий суждено было осуществиться только в 1943 г. .

http://bogoslov.ru/article/6193220

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010