Все же здания Царьграда, заключающиеся в обводе его древних стен, как известно, расположены на 7 холмах и в пресекающих их удолях. По сему-то он и известен издревле под названием «семихолмного». Эта особенность Цареграда также не оставлена без внимания нашими паломниками (хотя и позднейшего времени). Так Иеромонах Арсений Суханов , посетивший Константинополь в 1641 году, то есть, уже почти спустя два века по взятии его Турками, описывает местоположение его так: «Царьград стенами долог, выдаётся в затоке морской, в землю меж Царяграда и Галата, толико и стены градные вдались вдоль, в поле, сиречь, с затоком ровны и поведены подле затока, и мочно обойти судом даже до конца всего Царяграда затоком тем; а мыс той, на чем и Царьград стоит, и Галата, и Скутарь, весь каменн, и двор Царёв начался снизу от моря и от часу выше, и самые палаты Царские и София стоят на самом холму. И от Софии рядом пошёл холм, аки гребень, и тот гребень перещепывается долинами. А так стоят на том гребне семь холмов , а на тех холмах ставлены мечети, великие и высокие, и хороши добре и украшены зданием, драгоценным мрамором всяким, и резьми, и водами приводными, несказанною мудростью и ценою великою...» 23 . В сочинении А. Константия, по исследованиям, основанным на древних Византийских писателях и собственных изысканиях, означено, на каком из 7-ми холмов Византии какие находились церкви и монастыри, с показанием тех из них, которые обращены в мечети, существующие и поныне, а равно и тех, от которых в настоящее время не осталось никаких следов. Это дало нам возможность распределить по холмам и те святыни, которые упоминаются в сочинениях наших паломников XIV и XV веков, частью в точности, а частью приблизительно с достаточной вероятностью, оправдываемой изысканием учёного автора Константиниады. Итак, при внимательном исследовании оказывается, что к группе древних Цареградских Святынь, расположенных на первом холме, в окрестностях Святой Софии, принадлежат нижеследующие церкви, монастыри и места, исчисляемые нами в том самом порядке, в каком они значатся у Стефана Новгородца, который, как было замечено выше, отличается от других паломников некоторой системой, и тем самым даёт нить для дальнейших исследований и соображений к определению местностей, упоминаемых у него и других паломников, Святынь:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Предисловие Хотя отношения наши с Константинополем, как, известно, начались ещё до просвещения России Христианской Верой, после же этого события постепенно развивались и усиливались, и Царьград тогда, как и ныне, служил сборным местом отдохновения для Русских паломников, отправляющихся на Афон и в святой град Иерусалим, но, к сожалению, доселе ещё не открыто ни одного описания святынь Царьграда, не только XI и XII, но и XIII века. Замечательно, что и сам Игумен Даниил, (XII века), оказавший такую незабвенную услугу для топографии Палестины описанием Иерусалима и пути к нему, не упоминает ничего в своём «Страннике» о Цареградских святынях, которые, несомненно, были предметом его благоговейного внимания и поклонения. Одним словом, до взятия и разграбления Константинополя Латинскими Крестоносцами в 1204 году, наша древняя народная письменность не представляет ни одного удовлетворительного сказания для изыскателя Константинопольских древностей. Но зато в течение столетия, протекшего с 1350 года до взятия Константинополя Турками в 1453 году, мы имеем четыре описания Цареградских святынь, которые заслуживают не меньшего внимания, чем «Странник» Даниила, изданный с такой тщательностью и знанием дела нашим известным паломником, А.С. Норовым. Имея, в течение двухлетнего моего постоянного пребывания в Константинополе, недоступную для временных его посетителей, возможность поверить на месте относительное достоинство сказаний наших паломников, и, сличив их, аки между собою, так и с сочинением лучшего знатока Константинопольских древностей, покойного Архиепископа Синайского, Константия, автора известной всему учёному миру «Константиниады» 1 , я пришёл к заключению, что издание «сводного списка» четырёх наших паломников, с объяснительными к нему примечаниями, будет иметь не только частную занимательность для нас, но и общую, по ограниченному числу сочинений специально посвящённых исследованию топографии Константинополя и времён Империи. По тщательном рассмотрении оказалось, что из четырёх наших паломников XIV и XV столетия: Стефана Новгородца (1350 года), Диакона Игнатия (1389), Дьяка Александра (1391–1395), Иеродиакона Зосимы (1420) 2 , первое место, как по времени, так и по внутреннему достоинству, принадлежит Стефану Новгородцу (1350), потому что он, при описании Цареградским, святынь, держался некоторой определённой системы, то есть, обозревал их в течение нескольких дней, сообразно с их расположением на 7 городских холмах, и в таком точно порядке и составил своё описание, не злоупотребляя, подобно другим, выражениями: «ту», или «ту близ», которые другие (например, Иеродиакона Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Лит.:ИАБ, 6. 1577-1596; Леонид (Кавелин), архим. Из истории юго-славянского монашества XIV ст.//ДЧ. 1871. Т. 1. Кн. 4. С. 351-368; Т. 2. Кн. 5. С. 16-33; Арсений (Иващенко), еп. Очерк жизни и деятельности Каллиста, патриарха К-польского//ПО. 1873. Т. 2. 6. С. 917-944; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Ч. 1. Кн. 1; он же. Житие Григория Синаита, составленное К-польским патриархом Каллистом: Текст слав. пер. Жития по ркп. XVI в. и ист.-археол. введение. СПб., 1909. (ПДПИ; 172); Соколов И. И. Каллист I//ПБЭ. 1907. Т. 8. С. 71-78; Κουρλας Ε. Ιστορα το σκητισμο. Αθωνται. Θεσσαλονκη, 1929. Τ. 1; Киселков В. Сл. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г.//ДК. 1932. Кн. 50. С. 210-221; Halkin F. Deux vies de S. Maxime le Kausokalybe ermite au Mont Athos (XIVe s.)//AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 38-112; Мошин В. Св. Nampujapx Калист и Српска Црква//ГлСПЦ. 1946. 27(9). С. 192-206; Meyendorff J. Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. (Patristica Sorbonensia; 3) (рус. пер.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды свт. Григория Паламы: Введ. в изуч./Пер.: Г. Н. Начинкин. СПб., 1997); idem. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Camb., 1981; Παπαδπουλος Στ. Κλλιστος Α//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 264-265; Andr é s G., de. Catálogo de los códices griegos desaparecidos de la Real Biblioteca de El Escorial. [Madrid], 1968; Papadakis A. Gregory Palamas at the Council of Blachernae, 1351//GRBS. 1969. Vol. 10. P. 333-342; Failler A. La déposition du patriarche Calliste Ier (1353)//RÉB. 1973. Vol. 31. P. 5-163; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975-1977. Bd. 1-2; Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978; Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980; idem. (Гонис Д.) Цариградският патриарх Калист I и «Учителното Евангелие»//Palaeobulgarica. 1982. Т. 6. 2. С. 41-55; Γιαννκης Γ. Ν., Σαββαντδης Γ. Τ χειργραφο τς Βλιζας στ Ματσοκι Ιωανννων//Δωδνη Επιστημονικ Επετηρδα.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Июля 21 дня 1808 года». По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый Монарх всемилостивейше изволил согласиться на прошение игумена Авраамия. Указом из Святейшего Синода 1809 года января 18 дня, дозволено: «к настоящему, в Оптиной Пустыни штатному положению монашествующих, прибавить еще двадцать три человека, так, чтобы число оных и с настоятелем было из тридцати». Восполнив таким образом важнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий в последующее время не ослабевал в трудах своих и попечении о благе ее. Не умолялось, также, но еще более возрастало и, заслуженное им, благорасположение калужских архипастырей. Так, преемники преосвященного Феофилакта, епископы Евлампий и Евгений, оказывали особое благоволение к Оптиной Пустыни. Первый из них даже желал провести в обители остаток дней своих в молитвенном покое, почему и построена была для него на сей предмет особая келья (ныне настоятельская). Таким образом, обитель Оптина процветала в тиши безмятежной, упокоеваемая заботливостью своего настоятеля. Когда наступил грозный двенадцатый год, с сокрушенными сердцами принимались в обители вести о бедствиях отечества, о взятии Смоленска, занятии Москвы и нечестии нового Амалика, не пощадившего святыни московской. Храмы обители были открыты с утра до глубокой ночи и полны народа, который, признавая над собою крепкую руку Божию, плакал и молился, да сотворит Господь, со искушением и избытие. Несмотря на близкую опасность, епархиальное начальство не сделало никакого распоряжения о удалении иноков и вывозе церковного имущества, потому что фельдмаршал, князь Кутузов, уверил калужского градского главу и депутатов от купечества, что он не пустит Наполеона в Калугу; а слова архистратига наших сил принимались тогда всеми, как слова пророчества, исполнение которого, как уверены были все, не замедлится. Однако, игумен Авраамий принял некоторые необходимые меры предосторожности, особенно, от него зависевшие, а именно: церковную утварь, ризницу и библиотеку приказал уложить в сундуки; свечи и другие церковные вещи были заложены в палатку, что под соборной церковью. Братия приискали в дремучем бору, окружающем их Пустынь, недоступный по положению своему овраг с пещерой, в 15-ти верстах от обители, чтобы удалиться в него на первый случай, при появлении врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Доходы обители, по возобновлении Пустыни, остались прежние, т. е. она продолжала содержаться своими трудами и благотворениями частных лиц. Постоянными вкладчиками обители, как видно из вкладной ее книги, были, преимущественно, соседственные бояре и, всякого чину, люди. Кроме исчисленных выше фамилий, там упоминаются бояре: Пушкины, Яковлевы, Румянцевы, Полонские, Хлоповы, Нарышкины и другие. В конце этого периода, а именно в 1762 году, в первый раз упоминается мельница, построенная монастырским иждивением на речке Клютоме и названная впоследствии – Болотской. По доверенному письму, заключенному игуменом Пафнутием с служителем Козельского Вознесенского монастыря 20 в 1762 году, марта 1-го дня, мельница эта была отдана сему служителю на 5 лет, с платою по 18 рублей в год. Эти 18 рублей составляли, кажется, главный постоянный доход Пустыни. К сожалению, нет никаких источников, из которых молено было бы почерпнуть сведения о внутреннем устройстве и состоянии обители, в течение трех, обозренных нами, периодов ее существования, о влиянии ее на народ и на край, где она создана. Усердие и расположение к обители Царского Дома и окрестных жителей, доказываемые посильными вкладами, позволяют заключить, что обитель славилась добродетельной жизнью иноков и этим, привлекала к себе усердие Христолюбцев. Отдел IV. 1764–1796 Время, протекшее с 1764 по 1796 год, по справедливости, может быть названо периодом оскудения обители: постепенно клонилась она к упадку, несмотря на, бывшую, по временам, попечительность о ней некоторых строителей. В течение всего этого периода, число братий Пустыни не только случайно не превосходило положенного по штату числа 7-ми, но, как видно из годовых отчетов, постоянно было меньше его, и даже доходило до того, что, кроме самого настоятеля, не было в обители другого иеромонаха. Уже одно это обстоятельство достаточно показывает тогдашнее бедное положение Пустыни, из которого извлечь ее могла десница Того, Кто убожит и богатит, смиряет и возносит во благовремении и всегда, почти непостижимым образом для человеческих мудрований. Мы увидим впоследствии, как неожиданно совершилось дело возрождения Пустыни в жизнь новую, лучшую; а теперь будем продолжать историю ее, придерживаясь хронологического порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И аще моно тако нища никто не восхощет обычному предати погребению, молю убо тех, иже свою смерть памятствует, да отвлекут мое грешное тело на Козельское кладбище, и тамо между трупиями да повергнут е: аще ли же владычествующих изволение повелит меня умершого погребсти по обычаю христианскому, то прошу и молю христолюбивых потребителей, да погребут меня в сей Оптиной Пустыни у соборной церкви, по правую сторону, против южных дверей, и никого не зовите на погребение. Аще ли же кто от христолюбцев, изволяяй безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый и сам да помяновен будет во царствии небеснем; требуяй же за поминовение мзды, то молю, да не поминает мя нища, ничто же на поминовение оставльша, Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки, аминь. Сицевый завет мой, а моя духовная грамота, таковое о имении моем известие; аще же кто сему известию не имет веры, а начнет со испытанием искати по мне злата и сребра, то и аще много потрудится, ничто же обрящет, и судит ему Бог. Написася сия грамота в богоспасаемой обители Козельской Введенской Оптиной Пустыни в игуменской келии, в лето 1810 года, августа 19 дня» 32 . Доходы обители значительно умножились в 20-тилетнее настоятельство о. Авраамия. Как выше было сказано, вместе с, высочайше пожалованными в 1797 году, в милостивое подаяние, на вечные времена, по 800 рублей в год, Оптина Пустынь, в то же время, получила во владение мукомольную мельницу на речке Сосенной (Козельского уезда, по большой Белевской дороге) и, для рыбной ловли, пруд на Митином заводе. Дело о старинной мельнице, (начало которого мы видели в предшествующем периоде), тотчас, со вступлением в настоятельство о. Авраамия, приняло совершенно иной оборот. В 1798 году, Авраамий подал в Правительствующий Сенат прошение, дабы дело о мельнице повелено было закончить, т. е., как поясняет он, «по всем правам принадлежащую к Оптину монастырю землю, равно, и мельничное место, за сим монастырем навсегда утвердить, не право же учиненное бывшим строителем иеромонахом Иосифом условие, уничтожить».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 ), среди исследований поздневизантийского исихазма и паламизма (Разд. 6 ) и др. Число этих работ велико, а уровень отнюдь не провинциален; и их надо непременно принимать во внимание, чтобы получить верную картину того, что такое – исихазм в Сербии. Справочно-библиографические материалы 1 . Леонид (Кавелин) , архим. Славяно-сербские книгохранилища на святой Афонской горе, в монастырях Хиландаре и св. Павла//ЧОИДР 1875. 1. 1–80. 2 . Шустова Ю. Э. Славянские рукописи в Хиландарской исследовательской библиотеке Государственного университета Огайо//Отечественные архивы. 1997. 1. 31–38. 3 . Actes de Chilandar/Éd. Petit L.//BB 1911. 17. Приложение 1; 2: Actes Slaves/Éd. Korablev B.//BB 1915. 19. Приложение. Actes de Chilandar/Publiés par Petit L., Korablev B. 1–2. Amsterdam 1975. (Actes de l’Athos. 5). 4 . Actes de Chilandar/Éd. diplomatique par ivojinovi М., Kravari V., Giros Ch. P. 1998-, Ill. (Archives de l’Athos. 20). [Каждый вып. вкл. 1 т. текста и 1 т. илл.] 1: Des origines à 1319. 5 . Bogdanovi D. Katalog cirilskih rukopisa Manastira Hilandara. I. Beograd 1–2 (1978). [Вариант титула: Stare stampane knjige Manastira Hilandara, 2: палеографич. альбом]. 16, 2, 125, 321. 6 . Bogdanovi D. Ucmopuja старе српске Београд 1980. VIII, 306. 4991. VII, 306. 7 . Bogdanovi D. Istraúivanja u hilandarskoj biblioteci//Istonik. 1997. 22. 17–29. 8 . Katalog knjiga na srpskohrvatskom jeziku od XVIII do XX veka/Biblioteka manastira Hilandara. Priredili ivanov М., Nikevi D., Caji R.; glavni i odgovorni urednik Petrovi M. Beograd 1 (1989) – 2 (1990). [Кн. на сербохорватском яз., выпущенные кириллицей, латиницей и церковнослав.шрифтом]. 9 . Kontovas V. Th. λληνες βιβλιογρφοι λληνικν κωδκων I. Μ. Χελανδαρου//JÖB 1982. 32:4. 65–78. [XVI. Intern. Byz. Kongr., Akten II.4]. 10 . Kontovas V. O βιβλιογρφοι τν χειρογρφων Χελανδαρου// Κληρονομι. 1983. 15. 97–143. 11 . Lascaris M. Actes serbes de Vatopédi//BSI 1936. 6. 184 sq. 12 . Manuscripts from the Chilandar Monastery, Mount Athos; a checklist of the Slavic manuscripts from the Chilandar Monastery available on microfilm at the Ohio State University Libraries. [Columbus:] Ohio State University Libraries. 1971. 20. 13 . Mateji M. Hilandar Slavic codices: a checklist of the Slavic manuscripts from the Hilandar Monastery (Mount Athos, Greece) available on microfilm at the Ohio State University Libraries. Columbus 1976. VIII, 155. (OSU Slavic papers. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ризы атлас зеленый, оплечье атлас золотной по червчатой земле, опушка камка краевая мелкотравная, подложена лазоревою крашениною. Ризы одомашковые красные оплечье атлас лазоревой травчатый, крест и звезда атлас таусинный, кресты шиты золотом, опушка, киндяк лазоревый, подкладка синяя крашенинная. Ризы, тафта осиновый цвет, оплечье золотное по таусинной земле, подпушены дорогами полосатыми, подкладка зеленая крашенинная. Ризы тафтяные, двоеличные, оплечье атлас золотной по зеленой земле, крест и звезда того же оплечья, опушки дороги полосатые, подложены крашениною лазоревою. Стихарь атласный зеленый, травки золотныя, оплечье, бархат золотной с серебром, шить по червчатой земле, опушка атлас белый, подложены зенденью осиновый цвет. Эпитрахиль, участок золотной по червчатой земле, опушена атласом, осинового цвета, подложена крашениною лазоревою, на ней 14 пуговиц серебреные, позлащенные, 7 кистей, разных шелков с золотом и серебром. Эпитрахиль участковая, серебреная, травчатая, опушена камкою зеленою, подложена крашениною лазоревою, а на ней 12 пуговиц грановитых серебреных, 5 кистей разных шелков с золотом и серебром. Эпитрахиль атлас золотной по червчатой земле, опушка рудожелтый атлас, подложена лазоревою крашениною, 12 пуговиц серебряные позлащены, 6 кистей разных шелков с золотом и серебром. Эпитрахиль атлас золотный, травчатый по червчатой земле, опушена камкою красною мелкотравчатою, подложена синею крашениною, 7 кистей шелковые. Поручи, атлас зеленый травчатый с золотом, опушка, атлас осиновый цвет, подложены крашениною синею. Пелена атлас червчатый, крест шит серебром, опушена камкою желтою мелкотравною, подложена крашениною. Пелена, атлас зеленый травчатый, с золотом, опушены дорогами белыми, подложены крашениною зеленою. Пелена, камчатые, червчатые, крест и кружево золотные, опушены тафтою зеленою, подложены крашениною лазоревою. Крест благословлящий с мощами серебряный, чеканный, позлащен. Ризы тафтяные лазоревые, оплечье бархат травчатый по зеленой земле, крест и звезда того же оплечья, опушка дороги красные, подложены крашениною лазоревою.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Академическая библиотека в 1890–98 годах (Из воспоминаний бывшего библиотекаря.) Здание академической библиотеки было всегда, что называется, притчей во языцех. Близкое ли соседство высоких и толстых лаврских стен, препятствующее правильной циркуляции воздуха вокруг здания, или сырость почвы, или, вернее, и то и другое вместе – только библиотечное здание всегда было крайне сырым, в особенности в нижнем этаже. Во времена моего студенчества я сам видел воду на нижних полках книжных шкапов в нижнем этаже библиотеки. Но и вверху было немногим лучше: от сырости сильно портились даже рукописи: драгоценная, составляющая по своим лицевым изображениям уникум, болгарская рукопись XIII века «Временник мниха Георгия Амартола» 100-й по описанию архим. Леонида), попортилась от сырости настолько, что лицевые изображения, которыми она была украшена, наполовину слезли и исчезли. Покойный наместник лавры архимандрит Леонид (Кавелин) , сам большой знаток и любитель рукописей, выходил из себя всякий раз, когда при нем упоминали об академических рукописях. «Отобрать бы их у вас», говаривал он обыкновенно. Другое зло библиотечного здания составляло крайне плохое отопление. Бывали при мне случаи (1890–1898 гг.), когда оно вдруг переставало действовать, и в библиотеке водворялся холод, как на улице; или вдруг из тепловых отдушин и решеток начинал валить густой дым, наполнявший собой все помещение библиотеки; или оно наполнилось угаром; однажды после обеда мы все, и я и служителя, едва выползли из библиотеки и, если бы не догадались во-время, могли бы и совсем остаться там. Холодно же вообще зимою там было настолько, что я принужден был выпросить и поставить кафельную печку в приемной комнате наверху, где по большей части приходилось быть. Покойный В. О. Ключевский серьезно советовал мне повязывать в библиотеке голову платком, а на мое замечание, что ведь будут смеяться, ответил с своей характерной интонацией: «Лучше быть смешным, чем больным». От холода и сырости в библиотеке в значительной степени потерял ноги и зубы, а отчасти и глаза, помощник библиотекаря, иеромонах (впоследствии архимандрит) Рафаил, прослуживший в этой должности около двадцати лет и обыкновенно находившийся в нижнем этаже библиотеки 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Плка Татарскаго» одна часть дошла до реки Дриим, но, переплывая ее, частию потонула, частию побита. Старейшины их Чрноглава голова принесена Кралю. «Восприемши же дрзновение» и благословясь, с помощию брата своего, Стефаня Краля Сремскаго (Драгутина), пошел опять в пределы Греческие, он постизаем до внутрь земли Гречьские, до места, глаголемаго на Суд,» и отпраздновав там Рождество Христово, «постизаем внутрь земли Гречские до Светые Горы Афонские.» Заняв все пределы «Струмскые и Серскые крестоположе и иные страны окрестные, и все их богатство и имение вземше, взвратисе в отечство Отпустив Краля Стефана в землю Сремскую, вскоре идет он опять на Грецию, «и приехом с градовы и области их, землю Дебрскю, државу земли Кичавскые, и землю Поречскую, и сиа вса приложи Кралевство ми к нашему отчству. По сих же и Влахиотску землю повоевавшим нам и тамо неисповедимаа богатства вземше, и сии в опустении изоставихом.» Но «в Браничеве, в месте, рекомем Ждреле, да вельможи самовластна и самобратна суща, Куделин и Дрман, с своими силами наскакают на брата Стефана Краля,» и присовокупив много войск Татарских и Куманских. Тогда сей Стефан приходит «к Кралевству ми, стание створшим на Мораве, у Мачковци, и молит о помощи. «Кралевство ми ни мало не коснив, на тые безбожные съединенными воискы идохом и желание наше получихомь. Сии же зломысльцы бегу се смлют обон пол Дунава, а име их погибаст. сем же вста некто Шишман в земли Болгарсцей, живыи в граде Бдины (Видине), предрже окрестные страны многы земли Блгарсцеи. Тои присовокоупив проклету ересь езыка Татарска, доиде до места Хвостна, и, хоте внити в место Ждрело, да взмет ту сущи достояния много». Тут случилось великое знамение: «стлп огнь и мужии огненые образы имуще», кои прогнали «Блгар. Тогда идохом до града Бдына. Сии же, прием древа (ладьи), преходит реку, глаголемую Дунав. Его же всу државу прием, всхоте Кралевство ми вса жилища разорити и град, в нем же дворы его бяше, в конце сокрушити. Сии же рабски молит се, яко един от меньших моих, обещае в всем послушании быти Кралевсгву ми.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010