Отец Николай был строгим, особенно в алтаре. Никаких хождений по горнему месту не терпел! Митрополит Леонид (Поляков) рассказывал такую историю. Однажды архиепископ Сергий (Ларин) был в Патриархии, и его отчитывал отец Николай Колчицкий. В один момент владыка ударил кулаком по столу и сказал: «Протопресвитер Николай Колчицкий, встаньте! Вы разговариваете с архиепископом Русской Православной Церкви. Что вы себе позволяете? Почему вы разговариваете с архиереем в таком грубом тоне?» Отец Николай моментально встал и сразу попросил прощения, сказав: «Простите, владыка. Я не имел права разговаривать с вами в таком тоне. Но по существу я прав, а по форме нет». А через некоторое время владыка получил из Патриархии пакет, в котором было ему письмо об отправке за штат. После этого случая ни один архиерей не смел перечить отцу Николаю Колчицкому. «Он прекрасно разбирался в людях» Перед тем, как назначить священника на тот или иной приход, отец Николай сначала приглашал его послужить в соборе. Присматривался к человеку. Затем назначал на тот приход, куда этот человек лучше всего подходил. И делал это совершенно безошибочно. Прекрасно разбирался в людях. Один священник, многие годы служивший в кладбищенских храмах, говорил, что отец Николай прозорлив. Он рассказывал, что, когда обратился к отцу Николаю за назначением, тот ему сказал: «Твое место на кладбище». И слова оказались пророческие: по своему укладу этот батюшка более всего подходил для кладбищенского служения. Протопресвитер Николай Колчицкий; иподиакон Платон (Лобанков); Святейший Патриарх Антиохийский Феодосий VI. 1959 г.    «Благословите, Ваше Преосвященство!» Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов) рассказывал, что попал в число еще первых сидельцев. Отсидел пять лет и в Рождественский Сочельник 1941 года пришел в храм святителя Николая в Хамовниках. Увидел, что на праздничной воскресной службе стоит человек 15–20. Подумал, отчего такое запустение. Пришел в грустное, удрученное, унылое состояние. На следующий день, в праздник Рождества Христова, пошел в Елоховскую церковь.

http://pravoslavie.ru/106661.html

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии . Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Богослужения совершили  митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://patriarchia.ru/db/text/51747.html

«Научные богословские сборники» Ходатайство Патриарха Алексия I о предоставлении Московской Патриархии права и возможности периодически издавать сборник трудов двух ее духовных академий было признано основательным. Но прошло еще четыре года, прежде чем разрешение на издание было получено и началась непосредственная подготовка к выпуску первого сборника. Сохранился протокол учредительного заседания редколлегии «Научных богословских сборников» (так тогда условно называлось издание), которое состоялось 23 января 1957 года в Издательстве Московской Патриархии. На нем присутствовали профессора протоиерей Александр Ветелев 4 (МДА), Н.Д. Успенский 5 и А.А. Осипов (ЛДА), доценты протоиерей Андрей Сергеенко 6 (ЛДА) и В.Д. Сарычев 7 (МДА), протоиерей Всеволод Шпиллер 8 (Москва) и ответственный секретарь Издательства Московской Патриархии А.В. Ведерников. Председательствующим был епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил 9 . Владыка сообщил собравшимся, что согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия I они являются редколлегией нового учреждаемого издания, которое будет выходить два раза в год томами по 20 печатных листов в каждом и тиражом в 3000 экземпляров и призвано отражать богословскую мысль Русской Православной Церкви. Сборник должен будет содействовать развитию научной работы в наших академиях и показывать, в том числе и перед внешним миром за пределами нашей Церкви, пути русской богословской творческой мысли. Председателем редколлегии был назначен епископ Михаил, общее руководство изданием должен был осуществлять митрополит Коломенский и Крутицкий Николай. Собравшиеся избрали ответственного секретаря редколлегии (профессор — протоиерей А. Осипов), обсудили программу и направленность издания, максимальный объем статей (до трех авторских листов), определили возможный круг авторов (кроме членов редколлегии), куда вошли как отечественные богословы М.А. Старокадомский 10 (Москва), доценты протоиерей В. Боровой, иеромонах Леонид (Поляков) 11 , священник Петр Гнедич 12 , профессорский стипендиат, кандидат богословия иеромонах Павел Черемухин 13 , М.А. Добрынин 14 (Ленинград), архиепископы Никандр 15 (Архангельск), Гурий 16 (Днепропетровск), Лука 17 (Симферополь); Г.И. Шиманский 18 (Киев), Д.Г. Яхонтов 19 (Саратов), так и заграничные деятели Московской Патриархии (Л.А. Успенский 20 , В.Н. Лосский 21 , А.С. Мерзлюкин 22 — Париж, архимандрит Василий (Кривошеин) 23 — Лондон). Говорилось и о том, что в новом издании следует также публиковать ненапечатанные труды почивших русских богословов: профессора Н.И. Глубоковского 24 , митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова) 25 , епископа Гурия (Степанова) 26 . Наконец было решено, что материалы первого номера сборника, позднее получившего название «Богословские труды», должны быть подготовлены к лету 1957 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

На месте погребения митрополита Макария Невского , во Всехсвятской Церкви, сделано мраморное надгробие и золотыми буквами написано имя его. Как хочется видеть Вас. Приезжайте к нам пожить хоть на недельку, ведь гостиница-то пустует, и только в большие праздники занимают ее владыки. Питание для Вас буду приносить с Лаврской кухни или из академии. Да, кстати об академии. Сейчас там новый инспектор архимандрит Леонид Поляков 834 хороший проповедник, из Ленинграда, имеющий кроме богословского еще медицинское образование. Простите за длинноту письма. Молитвенно всегда поминаю Вас. Прошу Ваших молитв и благословения. Недостойный и многогрешный иеромонах Феодорит. Д. 26. Л. 142а–142б. Подлинник. Автограф. 8. 4 января 1958 г. 4/I–1958 Христос раждается, славите! Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Владыка Афанасий. Сердечно приветствую Вас с праздником Рождества Христова. От души желаю Вам мира душевного, всякого благополучия, доброго здоровья и плодотворных трудов на благо общей нашей матери Церкви Христовой. Ожидал Вашего приезда на праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, но, вероятно, по нездоровью Вы не могли быть, о чем весьма сожалею, так хочется видеть Вас. Новости наши такие: позавчера владыка Пимен, бывший наш наместник, переехал из Лавры на место нового жительства в Переделкино, бывшую вотчину св[ятого] митрополита Филиппа, и там будет жить постоянно, так как он, вместо епископа Балтского, как он был поставлен во время хиротонии, получил теперь новое назначение – епископом Дмитровским. Новый наш наместник носит имя тоже Пимена, по фамилии Хмелевский – еще молодой человек 34-х лет, недавно окончивший нашу академию, недолгое время был начальником русской духовной миссии в Иерусалиме. Недавно похоронили диакона Илию – опять потеря для Лавры, так как он из старой школы диаконов, прекрасно служил и обладал хорошим голосом, а ведь наши-то иеродиаконы даже и читать-то по-славянски плохо умеют. Гостиничное послушание мое подходит к концу, переводят на работу бухгалтером склада, – жить буду в братском корпусе. Молитвенно Вас всегда поминаю. Прошу Ваших молитв и благословения. Недостойный и многогрешный иером[онах] Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

После истории с мощами святителя Тихона Задонского отец Владимир был отправлен в отпуск с целью поиска нового места служения. Вероятно, вдовый священник размышлял о монашеском постриге, почему и отправился в Глинскую пустынь. Но этот монастырь власти готовили к закрытию, и постриг не состоялся. Гонимого священника принял в свою епархию Курский архиерей Леонид (Поляков). Владыка предупредил, что не сможет пока дать отцу Владимиру место в городском храме, и вынужден спрятать его в село. Так в 1960 году батюшка оказался настоятелем храма Знаменской иконы Божией Матери в селе Жуково близ Старого Оскола. А через год, когда слегка утихли страсти, священник Владимир Отт стал настоятелем Ильинского храма слободы Ездоцкой, которая вскоре вошла в черту города Старый Оскол. Здесь батюшка и упокоился через 30 лет «в старости мастите», встретив свой 91-й день рождения. Тайный иеромонах Четвёртый участник освидетельствования мощей святителя Тихона Задонского – доктор орловской инфекционной больницы Владимир Иванович Турбин при ближайшем рассмотрении оказался… иеромонахом Никоном. В монашество он был пострижен ещё 21 марта 1934 года священномучеником Александром (Щукиным). А в послевоенное время, 10 декабря 1947 года Орловский архиепископ Фотий рукоположил его тайно в священный сан. Эта тайна перестала быть тайной в июне 1960 года, когда епископ Орловский Иероним обратился к уполномоченному Совета по делам русской православной церкви Н. Звереву с просьбой назначить иеромонаха Никона (Турбина) в один из храмов епархии. Уполномоченный ответил отказом, переговорил с Турбиным и дал понять, что путь приходского священника для него закрыт. Отец Никон был вынужден вернуться в медицину, не отрекаясь в то же время от сана. Рассказывают, что монашеское облачение ему тайком положили в гроб. Умер иеромонах Никон (Турбин) 22 апреля 1972 года. История с мощами святителя Тихона имела для иеромонаха Никона и ещё одно последствие. Когда шум поднялся до верхов, кто-то из власть имущих заметил, что это в сатирических статьях упоминается тот самый доктор Турбин, который в период оккупации спас в Орле около тысячи наших раненых солдат и офицеров. Поначалу «наградой» для доктора и его помощников стал арест. А медаль его нашла лишь в 1960-е годы после фельетона «Удивительная, но правдивая история мощей Тихона Задонского…», опубликованного в «Крокодиле».

http://pravoslavie.ru/123369.html

После устранения в окт. 1964 г. от власти Хрущёва в церковных кругах возникли определенные надежды на отмену навязанной Церкви реформы приходского управления. Летом (по др. данным, весной) 1965 г. Е. взял на себя составление документа, под к-рым поставили подписи еще 9 архиереев: архиепископы Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) , Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский) , Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) , Пензенский и Саранский Феодосий (Погорский) , Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) , Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил (Огородников) , Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк) , епископы Рижский и Латвийский Никон (Фомичёв) , Черниговский и Нежинский Нестор (Тугай) (впосл. архиеп. Григорий и еп. Нестор сообщили о снятии своих подписей). В заявлении на имя Патриарха Алексия говорилось, что утвержденные Архиерейским Собором 1961 г. изменения оказались в противоречии как с канонической структурой Церкви, так и с гражданским законодательством и внесли в приходскую жизнь еще больше нестроений, чем было прежде. Подписавшие документ архиереи призывали Патриарха срочно изыскать пути к исправлению сложившегося положения путем созыва Поместного или Архиерейского Собора, а до того - специальным патриаршим разъяснением, согласованным с Советом по делам РПЦ, способствовать восстановлению законных прав духовенства в приходских собраниях. При сборе подписей Е. ссылался на полученное им патриаршее благословение. Однако к моменту, когда заявление было подано, стало ясно, что Советское гос-во не склонно смягчать свою позицию во взаимоотношении с Церковью. Появление заявления, текст к-рого стал широко известен, могло иметь негативные последствия для Церкви в целом. 5 авг. 1965 г. Патриарх Алексий I в резолюции просил Свящ. Синод вызвать Е. и указать ему на незаконность организации некой группы архиереев. Одновременно было высказано мнение, что решение Архиерейского Собора 1961 г. «вошло в жизнь, не вызывая в настоящее время каких-либо осложнений и возражений». 2 сент. Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) зачитал Е. резолюцию Патриарха и предложил отказаться от своего заявления. 3 сент. в письме к членам Свящ. Синода Е. взял на себя ответственность за инициативу и текст заявления, признавая как обоснованность своих действий, так и их ошибочность. Е. просил у Патриарха прощения за написание заявления от имени «группы архиереев» и заявил, что намерен «во избежание всяких кривотолков» показать его подлинник председателю Совета по делам РПЦ Куроедову.

http://pravenc.ru/text/190191.html

На самом деле эта классификация носила искусственный характер. Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), человек святой жизни, исповедник, много лет проведший в лагерях, оказался в группе самых лояльных советской власти архиереев. Митрополиты Никодим (Ротов), Иоанн (Вендланд) , Леонид (Поляков), совершавшие тайные рукоположения, то есть «обходившие законы о культах», попали в группу «умеренных». Митрополита Гурия скорее всего поместили бы в третью группу, но его к этому времени уже не было в живых. В 1961 году ленинградский уполномоченный так докладывал о нем: «Несмотря на внешнюю лояльность к мероприятиям органов власти в отношении церкви, в практической деятельности он уклонялся от их выполнения, в отдельных случаях стремясь показать свою непричастность к некоторым ограничениям деятельности духовенства, ссылался на уполномоченного. Митрополит Гурий всячески стремился удерживать на приходах реакционно настроенных священников, оправдывая даже такие их поступки, которые осуждаются самой церковью. Так было, например, со священником Троицкого собора Василием Лесняком, который в своей практике допускал «изгнание бесов». Поощрительно Гурий относился и к распространению среди верующих культа известной в Ленинграде Ксении Блаженной, часовня в честь которой находится на Смоленском кладбище гор. Ленинграда. Беря под защиту эту часовню, он оправдывал обманные действия духовенства, пропагандирующего веру в «чудеса» и «исцелительную» силу молитв Ксении Блаженной. Митрополит Гурий весьма болезненно относился к вопросам о закрытии даже таких церквей, в которых изза плохих материальных условий отсутствует духовенство. Принимая ходоков от таких церквей с просьбами о присылке к ним священников, Гурий ссылался на запрещение уполномоченного направлять в эти церкви попов». Протоиерей Борис Балашов вспоминал, как Владыка Иоанн шутливо говорил, что его поместили в самую хорошую группу – вторую… О пастырском служении Митрополит Иоанн очень высоко ставил пастырское служение. В своих работах он сравнивал его с пастырством в лице Самого Христа. На вопрос, не слишком ли исключителен по своей высоте этот идеал, может ли ему подражать пастырь из обычных людей, Владыка отвечал: в притче о Добром Пастыре Христос не только не отделяет Себя от пастырей, но, напротив, дает Себя им в пример. Правда, не всякому доброму пастырю выпадает умереть за свою паству, но необходимо иметь готовность умереть и, если нужно, не устрашиться исполнить большое дело, подражать смирению Христову, Который умыл ноги апостолам, а потом потребовал от них умывать ноги друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В начале 1925 года отец Гурий вернулся в Ленинград. Проезжая Москву, он застал похороны Патриарха Тихона 5 , участвовал в его отпевании – был уставщиком на этом отпевании. В Ленинграде отца Гурия назначили настоятелем киновии Александро-Невской Лавры. Это был уютнейший уголок на правом берегу Невы, чуть ниже моста Финляндской железной дороги. В середине живописного, засаженного деревьями кладбища, возвышался каменный собор, а на некотором расстоянии от него, сбоку, деревянная зимняя церковь . Когда-то эта киновия предназначалась для штрафных монахов. Теперь это приходской храм, который обслуживали монахи. Один из них – Иоасаф – был по виду старец, другой – простого вида – архимандрит Игнатий. Отец Гурий стал настоятелем этого храма. Посещаемость его оставляла желать лучшего. В самом деле, кругом было тогда довольно пустынно: только отдельные домики, а вдали виднелся химический завод, окруженный небольшим поселком. Доехать до киновии – значит потратить около часа на трамвае, а затем нужно было еще перебраться через Неву. Летом там был организован перевоз на лодках, зимой – переход по мостикам. Местное население имело пропуска через Финляндский мост. На Всенощных бдениях было около 10-и молящихся, на воскресных Литургиях 50–100 человек. Самым интересным в киновии был хор, в котором пели, в основном, девушки и молодые люди – духовные дети отца Гурия. Регентовала этим хором Лидия Александровна Мейер (впоследствии Дмитриева). Киновию посещали Лева Поляков (впоследствии митрополит Рижский Леонид), Никита Мещерский (позднее профессор древнерусского языка), Ваня Орлов (где он теперь?), Петр Васильевич Дмитриев (бухгалтер, будущий муж Лидии Александровны, ныне покойный), Саша Хархаров (архимандрит Михей, с 1995 года – архиепископ Ярославский и Ростовский7). Из девиц упомяну Зинаиду Денисову (умерла в Фергане в 1942 году); Марию Богданову (тогда занимавшуюся биологией рыб, затем перенесшую Ленинградскую блокаду); Шуру Борисову (счетный работник, умерла в 1958 году в Ташкенте); Варю Помылеву; Шуру Грацианову; Люсю (перенесшую блокаду и вскоре после Победы скончавшуюся).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Б) Лаврентьев монастырь в «смутное время» Лаврентьев монастырь возникнул вместе с по- явлением Калуги на политическом поприще, с тех пор был постоянным участником и всех её смутных и радостных событий, и даже, как свидетельствуют летописные сказания, разделял и ревность не по разуму, которой увлеклась Калуга в эпоху самозванцев, вместе с многими другими городами. В 1608 году, во время занятия Калуги шайками Болотникова, которому посчастливилось двукратно отразить от нее царских воевод, явился из земли Северской давно ожидаемый мятежниками новый самозванец, называвший себя, подобно первому, Дмитрием Царевичем, чудесно спасшимся от смерти, сперва в Угличе, а потом в Москве. Тушинский этот вор, видя постигшие его неудачи, от неумения и невозможности водворить какой либо порядок и единство в той разносоставной и разнохарактерной толпе, какая составляла его войско, тайно бежал из Тушина в Калугу 9 , где и находился около года. Лжедимитрий остановился сперва в монастыре близ Калуги и отправил к жителям сего города несколько монахов с таким известием: «Поганый король неоднократно требовал от меня страны северской, называя оную вместе с Смоленском своей собственностью, но как я не хотел исполнять его требования, опасаясь чтобы не укоренилась там вера поганая, то Сигизмунд замыслил погубить меня. И уже успел, как я известился, склонить на свою сторону полководца моего Рожинского и всех поляков, в стане моем находящихся. К вам, Калужане, я обращаю слово: Отвечайте, хотите ли быть мне верны? Если вы согласны служить мне, я приеду к вам, и надеюсь, с помощью святого Николая, при усердии многих городов, мне присягнувших, отомстить не только Шуйскому, но и коварным полякам. В случае же крайности, готов умереть с вами за веру православную, не дадим только торжествовать ереси, не уступим королю ни двора, ни кола, а тем менее города или княжества». Такая речь весьма полюбилась мятежным жителям Калуги. Они явились к самозванцу в монастырь с хлебом и солью, проводили его в город с торжеством, дали ему дом воеводы Скотницкого, снабдили его всем нужным, одеждами, конями, винами, съестными припасами. Утвердясь в Калуге, Лжедимитрий послал немедленно за клевретом своим князем Шаховским, который выступил с несколькими тысячами казаков против короля польского, и находился в то время в Цареве Займище, недалеко от Вязьмы. Князь прибыл в Калугу в пятый день после Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Между тем Лжедимитрий учредил для себя новый двор, и во все места, где только были его приверженцы, разослал повеление истреблять поляков при всяком удобном случае. Немцы также пострадали. Несколько сот немецких купцов, которые везли в Тушинский лагерь по дорогам Смоленской и Путивльской бархат, шелк, ружья, вино Мальвазельское, пряные коренья, были перехвачены казаками и приведены в Калугу, лишились всего, что имели, а некоторые и самой жизни. Поэтому самозванец сей в современных актах называется калужским вором и цариком. Но промыслу Божию угодно было скоро положить конец злодействам одного и заблуждению других. 11 декабря 1610 года калужский вор погиб бесславной смертью вблизи Лаврентьева монастыря, на берегах той же речки Яченки, где началось его знакомство с Калугой 10 . Известно, что по смерти своего царика калужане отрезвились от самозабвения, и, как бы воспрянув от глубокого сна, отказались далее служить срамной вдове и её новорожденному сыну. Они известили Московскую Боярскую Думу о случившемся и о своей готовности действовать за одно с ней, и бояре прислали к ним воеводой из Москвы князя Григория Трубецкого, который и привел их к присяге сперва царевичу Владиславу, а когда обстоятельства изменились, то калужские дружины, под начальством князя Димитрия Трубецкого, выступили к Москве, на соединение с Прокопием Ляпуновым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, на «общее дело» – спасения отечества. Когда, кончилось междуцарствие и вступил на престол царский, по избрании всея русские земли, «Богом благословенный и превознесенный» царь Михаил Федорович, Лаврентьев монастырь, снова явился на страницах истории, как соучастник опасностей, угрожавших Калуге по поводу войны с Польшей. Это было в 1617 году. Когда Владислав, сын польского короля Сигизмунда, приняв лично начальство над войском, назначенным против России, занял Вязьму, то жители Калуги, встревоженные близостью неприятелей, послали к царю Михаилу Федоровичу в Москву просить прислать к ним для защищения их от врагов князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который в предшествовавших годах оберег их от шаек Лисовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010