На весенние каникулы 1970 г. в Пустыньку я отправился уже один. Мать, провожая, дала мне с собой на жертву в монастырь литровую банку мёда и 10 рублей денег. Последним автобусом из Елгавы доехал до поворота на Пустыньку. Автобусная остановка находилась дальше по дороге в метрах 400, но паломники обычно просили шофера остановить на перекрестке. На нем я и вышел. Сопутчицей моей оказалась одна из духовных чад батюшки р.Б. Лидия. Впоследствии я близко с ней познакомился. О. Тавриона она знала еще по его служению в Ярославской епархии, в Пустыньку последовала за старцем, работала в Елгаве в каком-то учреждении уборщицей, а все остальное время жила и трудилась в монастыре. Вдвоем, в темноте, по грунтовой дороге пришли мы в Пустыньку. Лидия отвела меня на трапезу и устроила на ночлег. Поселили меня в каменном, белого кирпича корпусе в комнате с двумя молодыми людьми, обоих звали Александрами. Оба были неофитами, оба желали служить Церкви в священническом сане. Невозможность поступить в семинарию по причине идеологического контроля привела этих людей в Рижскую епархию, где мудрый архиепископ, впоследствии митрополит Леонид (Поляков) умел иногда протолкнуть своего кандидата сквозь тесные врата уполномоченного по делам религии. В ожидании решения своего вопроса ребята жили в Пустыньке, где их привлекали к участию в богослужении. Они читали часы, шестопсалмие, Апостол и трудились на разных монастырских послушаниях. Один из них, Александр Фокин, даже устроился где-то работать в Елгаве и переплетал книги для о. Тавриона. Лет через 20 я его встретил в сане дьякона Вологодского кафедрального собора. Мое кратковременное пребывание в Пустыньке, около недели, попало на время Великого поста, и длинные покаянные службы дали мне почувствовать трудность монашеского молитвенного делания. Особенно трудно было вставать утром, в холоде умываться и еще затемно идти в церковь. Постное облачение храма, скромное освещение клироса, немногочисленные старицы-монахини в левом крыле храма и бьющие поклоны паломники — это живое впечатление тех дней.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

В 1938 г. Л. вернулся в Суздаль. Жил то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных чад, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 г. был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в с. Воронцове Пучежского р-на Ивановской обл. Спустя нек-рое время стал благочинным храмов Пучежского р-на. Несмотря на давление властей, в Воронцове был отремонтирован храм, вокруг которого сложился приход, собравший многих ревнителей благочестия, т. к. это был единственный в области храм, где ежедневно совершались богослужения. Л. исполнял в Троицком храме службы по монастырскому уставу. 2 мая 1950 г., после литургии, он вновь был арестован. Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иванове. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 25 окт. 1950 г. приговорен особым совещанием при МГБ к 10 годам заключения. Отбывал срок в Ангарском ИТЛ близ Братска Иркутской обл. (по др. данным, в Озёрном ИТЛ близ г. Тайшет Иркутской обл.). 28 марта 1955 г. комиссия по пересмотру дел осужденных по политическим статьям снизила Л. меру наказания до 5 лет и освободила его как уже отбывшего этот срок. 20 июля 1955 г. Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) назначил Л. настоятелем храма во имя арх. Михаила в с. Михайловском. В Михайловском Л. стойко нес все трудности пастырского служения; приход был большой: в него входило 24 села и г. Фурманов. Населенные пункты располагались на расстоянии до 10 км друг от друга, и настоятель должен был их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. В 1960 г. Л. был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 г. 2 священника, служившие с Л., в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Ивановский и Кинешемский архиеп. Иларион (Прохоров) запретил Л. на месяц в священнослужении. По истечении месяца Л. был назначен в Свято-Введенский храм в с. Елховке Тейковского р-на Ивановской обл. Однако прихожане из с. Михайловского написали прошение архиеп. Илариону о возвращении Л. на прежнее место служения. Архиеп. Иларион не внял просьбам верующих, но в 1963 г. сам был переведен на др. кафедру. На его место был назначен еп. Леонид (Лобачёв) . Ознакомившись с существом дела, он вернул Л. в с. Михайловское. Несмотря на физическую немощь, Л. принимал приходивших к нему верующих, исповедовал, беседовал, молился за них. На Пасху 1969 г. патриарх Алексий I наградил его 2-м наперсным крестом с украшениями. Прихожане обратились к Ивановскому и Кинешемскому архиеп. Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить Л. до его смерти в Михайловском. Архиеп. Феодосий оставил его при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со 2-м священником.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

С целью противодействия антирелигиозной деятельности большевиков в Петрограде стали создаваться церковное группы, наибольшую известность из них получило Александро-Невское братство, образованное в годовщину воззвания Патриарха Тихона, 1 февраля 1919 года. Первоначально братство создавалось как отряд самообороны, но вскоре оно расширило свои рамки, стало вести просветительскую и пастырскую работу. В условиях закрытия монастырей и духовных учебных заведений, необходимо было создать условия для подготовки духовенства, поэтому одним из главных направлений деятельности братства стало создание тайных монашеских общин в миру и постриги мирян, именно они должны были стать тем кадровым ресурсом, который в будущем сможет участвовать в восстановлении Церкви. Из этой среды вышли четыре будущих иерарха — митрополиты Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичёв), Михей (Хархаров) и другие священнослужители. Общее руководство деятельностью братства осуществлял Вениамин,  митрополит Петроградский, а также иеромонахи Иннокентий (Тихонов), будущий епископ Старорусский, братья Гурий и Лев (Егоровы). К сожалению, деятельность братства была задушена в ходе репрессий с 1928 по 1932 годы. Окончательно оно прекратило существование в 1932 году, когда против каждого из братчиков, известны более ста их имен, было сфабриковано дело.   22 марта 1932 года Коллегия ОГПУ вынесла подсудимым приговоры – от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до десяти лет лагерей. Из лагерей, кроме Серафима Гаврилова, не вернулся никто. Кирилл Брагин 1 февраля 2018 Источник: " Русская планета " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 19.02.2018 13:29 " Новые известия " 19 февраля 1918 года: большевики начали расстреливать верующих у церквей 13.02.2018 16:36 Епископ Тихон (Шевкунов): Успехи в государственном строительстве никогда не оправдают крови невинных жертв 09.02.2018 15:21 Патриарх Кирилл пройдет пешком 25 километров от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась. В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1985 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=16139

В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Московским Алексием I рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха.  В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии. 4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев).

http://pravoslavie.ru/136664.html

Ни одна страсть под впечатлением тяжелых сторон жизни не легла шрамом на его душу. В страданиях она еще более просветлела, уподобилась Христу. В тяжкие минуты батюшка писал близким из ссылки: «“Душа моя скорбит смертельно”. Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя , нахожу утешение и своей скорбящей душе». И уже не о себе была эта скорбь: «Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, “да мимоидет от меня чаша cuя”»[vii]. В 1955 г. он вернулся из заключения. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую. И тогда же, 26 октября 1960 г., из рук епископа батюшка принял монашеский постриг, имея одно желание – разрешившись от мирских попечений, всецело посвятить свою жизнь пастырству. Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. Серафим Саровский , которого он почитал еще в детские годы. Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди. На новое место служения в Никольском храме в с. Ракитном он заступил смиренно. Все было разрушено: стены покрыты изморосью, сверху падал снежок. Казалось, какая может тут быть молитва? Но он служил изо дня в день еще до начала восстановительных работ. Температура в храме держалась такая же, как на улице, не спасала и печурка, и когда о. Серафим выходил причащать, руки его дрожали от холода. Физическое же его состояние было в ту пору таково, что по селу прошел злой шепоток: «шкелета привезли». Безропотно принял он и то, что пришлось поселиться в холодном домике, где и сидеть-то можно было только на полу; довольствовался самой скудной пищей. Все терпел: недоброжелательство, косые взгляды, неистовые выходки cmapocmы[viii].

http://pravmir.ru/arximandrit-serafim-ty...

В Спасо-Преображенскую пустынь к о. Тавриону стекались люди из множества разных мест СССР; в летние месяцы в монастыре каждый день причащались до 150–200 человек 3 . Для многих пустынька становилась и отдохновением, и духовной школой, и местом встречи литургической евхаристической общины 4 . В монастырь приезжали представители интеллигенции со своими сложными запросами, ищущие Бога молодые люди и самые простые люди «из народа»; священники, священнослужители. Старца посещали молодые люди, и их он готовил к рукоположению в священный сан; в частности, многих из них направлял к о. Тавриону митрополит Леонид (Поляков) 5 . Игумен Евгений (Румянцев) вспоминает, что именно встреча с о. Таврионом повлияла на выбор им своего духовного пути священства, и у него же он перенял стремление много и открыто проповедовать 6 . Архимандрит Таврион вёл огромную ежедневную переписку с духовными чадами, которые писали ему со всей страны. В приобщении такой практике жизни молодежь обретала вдохновение на служение Богу и Церкви, противостояние тоталитарному режиму. В своих горячих проповедях архим. Таврион обличал не безбожников, а прежде всего «своих»: фарисеев, обрядоверов, «практических монофизитов», формализм и духовное «бездвижничество»: «Скажите, что ожидает веру и что ожидает Церковь Божию? Надо ясно смотреть, в каком положении мы находимся и что нас ждет. Мы останемся совершенно без ничего. Надо думать о созидании! В созидании надо начать жить! ...Вы для этого имеете прекрасную возможность. Но, конечно, вы не хотите трудиться, не хотите брать на себя подвиг! ...А в каждом деле нужен подвиг. ...не избирать, а трудиться в тех условиях, в которых вы находитесь. Сначала осознать те прекрасные условия и в этих прекрасных условиях делай дело Божие. Вот это будет проповедь ! Тогда можно надеяться на рост Церкви Божией и на Её сохранение. А если мы так всё оставим...будем считать себя неответственными, то горькая, страшная участь ждет нас. Что сказано: «Отнимется от вас Царство и дастся народу, поверившему Мне. А кто со Мной не собирает, тот расточает». Значит, мы не только Церкви Божией не помоществуем, а последние остатки хороним!» (из проповеди, 1970-е гг.) 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Дважды Константин Николаевич Вендланд был делегатом Международного геологического конгресса, самого представительного форума, на который собирается весь цвет мировой геологии. Один раз в 1937 году, работая геологом. И второй раз в 1984 году. Церковь тогда была не в чести. И тем не менее устроители 27-го Международного геологического конгресса в Москве пригласили митрополита Иоанна в качестве действительного участника. В списке делегатов напротив его фамилии указано место работы – Московская Патриархия. Будучи геологом, он с 1933 года-тайный монах. На попечении Константина Николаевича находился его духовный отец – будущий митрополит Гурий, а тогда заключенный, вернувшийся со строительства Беломорканала. Со своим духовным отцом, сыгравшим огромную роль в его жизни, Константин Вендланд познакомился еще в Ленинграде в студенческие годы. Там образовался кружок молодых людей, посещающих службы в киновии Александро-Невской Лавры, упоительнейшем уголке на правом берегу Невы. В конце двадцатых годов настоятелем этого приходского храма был отец Гурий. Собирались там Лев Поляков (в последние годы жизни – митрополит Рижский Леонид), Никита Мещерский, ставший профессором древнерусского языка, Мария Богданова, занимавшаяся тогда биологией рыб, брат и сестры Вендланды. Штатного псаломщика в храме не было. Эту обязанность взял на себя юный Константин Вендланд. Ему нужно было ежедневно ехать через весь город на трамвае, затем переплывать на пароходике на другой берег Невы и приходить в храм раньше священника. Не было случая, чтоб он опоздал или не пришел. К моменту прихода священника он шел звонить на колокольню, а затем читал часы и один пел на клиросе Божественную Литургию. Редко кто еще приходил на клирос в будни. Затем он ехал через Неву и весь город на работу и учебу. И так каждый день. Этот порядок мог нарушиться лишь выездом на полевые работы. После шестилетнего пребывания за религиозную деятельность на Беломорканале отец Гурий не смог вернуться в Ленинград. Тут как раз и подоспело предложение профессора Виктора Арсеньевича Николаева молодому Константину Вендланду занять должность ассистента кафедры петрографии Ташкентского индустриального института. Отец Гурий нашел это предложение прекрасным, и оба они поехали в Ташкент. Вскоре туда приехали мама и сестры Константина Николаевича – врач-терапевт Елизавета Николаевна и агроном Евгения Николаевна, и еще несколько духовных детей отца Гурия. Поселились все в небольшом доме, стараясь подражать во всем первохристианской общине. Впоследствии митрополит Иоанн так вспоминал это время: “Мы жили удивительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой стороны, активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим, чего мне хотелось бы. Только весьма своеобразные условия тридцатых годов позволили жить так, как жили мы. Мы не афишировали своей церковности. Это достигалось легко, потому что мы не были болтливы, а в гражданской жизни работали очень напряженно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Серафим (Тяпочкин Дмитрий Александрович, 1894–1982), белгородский старец, архимандрит. Священство принял в 1920 году в Екатеринославе, в Тихвинском монастыре. В 1941 году был осужден на десять лет. Из ссылки возвратился только в 1955 году и сразу же с жаждой приступил к служению на приходе в селе Верхний Токмак Запорожской области. Владыка Гурий, управляя с 1955 по 1959 год Днепропетровской и Запорожской епархиями, помог ему избежать коварных гонений, характерных для того времени, дал возможность в соответствии с пламенным желанием его сердца ежедневно совершать весь суточный круг богослужений. Благодаря этим службам и спокойной жизни в селе отец Димитрий окреп и духовно и телесно. В 1960 году Десница Божия, укрепив Старца новыми испытаниями, выводит его на открытое служение всем чающим Христова утешения. Прямое, непосредственное участие в этом святом деле принимают два новых епископа, тесно связанных с Александро-Невским братством, – Стефан (Никитин) и Леонид (Поляков). Серафима (Черная Варвара Васильевна, 25.08.1914–16.12.1999), игумения, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря (1994–1999). Ученый-химик, инженер, монахиня. Внучка митрополита Серафима (Чичагова) , прославленного в лике святых Русской Православной Церкви. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В течение шести лет несла послушание за свечным ящиком в московской церкви во имя пророка Божия Илии. У себя дома вела православные семинары с участием столичной интеллигенции. Занималась сбором материалов для канонизации своего деда. Монашеский постриг совершен в 1994 году с именем Серафима в честь преподобного Серафима Саровского . Много лет была близко знакома с митрополитом Иоанном (Вендландом) . Сергий (Ларин Сергей Иванович, 11.03.1908–12.09.1967), архиепископ. В 1920е годы уклонился в обновленчество. В 1943 году после покаяния был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. Возглавлял разные епархии: Одесскую, Ростовскую, Житомирскую, Гродненскую, Тульскую, Астраханскую и другие. Вместе с митрополитом Иоанном (Вендландом) входил в состав делегации Московской Патриархии на III Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели в 1961 году. В 1962 году назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом в Средней Европе, сменив Владыку Иоанна (Вендланда) . С 20 мая 1964 года архиепископ Ярославский и Ростовский. После его смерти Ярославскую кафедру занял митрополит Иоанн (Вендланд).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В то тяжелое время, я бы сказал, среди наших народов были три неугасимые лампады, которые вопреки безбожническому лукавству ярко горели, светили и зажигали в сердцах людских, соприкасающихся с ними, огонь веры, стойкости и мужества. Одним из таких старцев был схиигумен Кукша (Величко) 40 , уже причисленный Церковью к лику святых за свое непрестанное горение, зажигающее людей и подкрепляющее их в вере. Другим таким светильником я назвал бы приснопамятного, в Бозе почившего митрополита Зиновия 41 , к которому практически вся Россия, все епископы сходились, чтобы поисповедоваться в своих тяжелых испытаниях и подкрепиться в стоянии в вере православной. Третьим таким светильником был архимандрит Серафим (Тяпочкин). И если Божиим изволением и волей Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви этот подвижник благочестия будет причислен к лику святых, мы искренне возблагодарим Бога, что в торжествующей Церкви Небесной возжжен еще один пламенный светильник от Святой Руси перед Престолом Всевышнего Творца. Можно только возрадоваться и возвеселиться, что земля наша не перестает гореть лампадами веры как в былые времена, так и в наше время и будет вечно гореть, ибо Русь Святая является Домом Божиим, и в этом Доме Божием Господь зажигает такие неугасимые лампады, как отец Серафим. Дай Бог , чтобы святое его имя из рода в род служило преподобническим горением для всех немощных, дабы народ наш Божий подкреплялся, стоял и не угасал в Святой вере православной. Я верю, что отец Серафим уже молится перед Богом за всех нас, дабы и нам устоять в чистоте, благочестии и неугасимой вере православной на нашей святой земле, вместе с нашим боголюбивым народом Божиим.» Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 42 (Смирнов): «Моя первая встреча с архимандритом Серафимом произошла в 1959 году в Спасо-Преображенской пустыни под Ригой. В этом крохотном монастыре храмы и келлии еще были не устроены, все это будет позже, после того как владыка Леонид (Поляков) пригласит в 1968 году архимандрита Тавриона (Батозского) – старца, ставшего духовником Преображенской пустыни, который в течение десяти лет, до дня своей кончины, 13 августа 1978 года, руководил духовной жизнью насельниц обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010