В течение почти пяти веков Чудову суждено быть не только поприщем духовных подвигов иночества, но свидетелем и участником в делах Церкви, Государства и просвещения. Вселенские судии, Патриархи Паисий и Макарий грамотою своей 1667 года подтверждают, что «от сея св. обители премногим богобоязливым иночествующим мужем, аки от лозы доброплодныя пресладким прозябати грезнам». Было даже время, как показывают нам факты, что в стенах его судимы были дела. Церковные и решались Государственные. В таком отношений история сей обители не ограничивается тесным кругом монашеской жизни; но соприкасается истории Москвы и получает значение Государственное. В ней первый строитель дома Св. Архангела Михаила является не только поборником православия, непоколебимым столпом отечественной Церкви, но и ревнителем о благе России, которой он, по словам В. К. Димитрия Донского, «даровал мирное житие,» был ходатаем за нее у корыстолюбивого Чанибека и лютого Бердибека, убийцы отца и 12 братьев, миротворцем враждовавших друг против друга Князей земли Русской, которые являлись к нему на Третейский суд; Тверский Князь Иван Михайлович, выкупленный Димитрием Донским из плена Ординского, сидел у него на дворе заложником до тех пор, пока его не выкупил отец 635 . Может быть, в этой же обители Святитель Алексий пред кончиною своей предлагал панагию и омофор Преподобному Сергию, смиренно отрекшемуся от высокого сана Иерарха. Многие из Настоятелей сего монастыря занимали Иераршеский престол; двое из них Иоаким и Адриан были Патриархами Всероссийскими. Прежний его Архимандрит, а потом Архиепиекоп великого Новгорода Леонид памятен бедственною участью своей: в 1572 г. Царь Иоанн Васильевич, «оборвав на нем сан и в медведно ошив, собаками его затравил 636 » Странный жребий выпал Чудовскому чернцу Григорию Богданову Отрепьеву принять рукоположение в диаконы от первого Патриарха Иова 637 , потом сделаться орудием политики Иезуитов и Поляков, около года царствовать в России под именем сына Иоаннова Димитрия и наконец бесславно погибнуть на площади. Но в той же обители Промысл попустил клятвопреступным Боярам сорвать Царскую багряницу с Шуйского, преемника Лжедмитрия и насильственно облечь его в иноческий сан. Во время Стрелецкого бунта 1682 года, в Чудов монастыре неволею пострижен в монахи отец Царицы Наталии Кирилловны Кирилл Полуехтович Нарышкин и, после пострижения, отвезен на Белоозеро в Кириллов монастырь 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Пастыри и архипастыри любили батюшку, относились к нему с благоговением, многие нуждались в его духовных беседах. Однажды к батюшке подошел приезжий мужчина. Взяв благословение, он сказал: «Отец Серафим, благословите владыку к вам на прием». Батюшка со смирением произнес: «Передайте владыке, в любое для него удобное время пусть приходит». Я не помню имени владыки, но прибыл он издалека. В разное время отца Серафима посещали митрополиты: Серафим (Никитин), Леонид (Поляков), Никодим (Руснак), Леонтий (Бондарь), Хризостом (Мартишкин), Антоний (Вакарик), архиепископы: Николай (Бычковский), Мелитон (Соловьев), его духовные чада, будущие митрополиты: Мефодий (Немцов), Евсевий (Саввин), Антоний (Фиалко), будущие архиепископы: Евлогий (Смирнов), Пантелеймон (Долганов), Александр (Кудряшов), Вадим (Лазебный), Сергий (Генсицкий), Димитрий (Капалин), Димитрий (Дроздов), Иннокентий (Васильев), Алексий (Фролов) и будущие епископы Алипий (Погребняк), Глеб (Савин,2000) и Анатолий (Аксенов). Несмотря на всю свою занятость, архипастыри находили время, чтобы приехать и разделить радость общения с батюшкой и засвидетельствовать ему свои уважение, почитание и любовь. Духовный сын отца Серафима, схиархимандрит Власий (Перегонцев) рассказывал, что в разное время тридцать восемь архипастырей предлагали отцу Серафиму переехать к ним и быть духовником их епархий. Старец смиренно отказывался и оставался вместе с Богом данной ему паствой до конца. Протоиерей Федор Нагорный, протоиерей Николай, архимандрит Серафим, архиепископ Николай (Бычковский), иерей Иоанн Макаренко, архимандрит Геннадий (Давыдов). Бывали и насельники Троице-Сергиевой лавры: архимандриты Кирилл, Феодор, Трифон, Алипий, Илия, игумены Михей, Виссарион, Платон, Арсений, Мануил. Трогательной была переписка отца Серафима с митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом, архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) и архиепископом Пермским и Соликамским Николаем. Они глубоко почитали и любили старца. В 1980 году, когда батюшка заболел, его духовный сын архиепископ Николай, будучи в преклонном возрасте (87 лет), сам больной, приехал за год до своей кончины в Ракитное и жил у отца Серафима две недели. «Теперь я за вами буду ухаживать», – говорил он. Ко дню Ангела батюшки Святейший Патриарх Пимен присылал ему поздравления. Будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, он исповедовался у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В значительной мере распределение архиереев по группам в докладе Фурова носит случайный характер, и не следует, как это обычно делается в зарубежных публикациях, посвященных Русской Церкви, в этой «классификации» видеть в одних случаях свидетельство об исповедничестве (третья группа), в других – улику, обличающую переход на сторону противника. Всю неосновательность подобных заключений обнаруживает то обстоятельство, что митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), многолетний узник ГУЛАГа, архипастырь святой жизни и замечательный проповедник, привлекший в ограду Церкви множество лиц, воспитанных в атеистических семьях, пользовавшийся необычайной любовью своей паствы, оказался в документе Фурова в группе самых лояльных советской власти архиереев. Ни один из постоянных членов Синода не был включен в третью группу – это было бы признанием в провале кадровой политики совета. Хотя сейчас стало известно, что митрополит Никодим, равно как и ряд других архиереев, и среди них включенные вместе с ним во вторую группу митрополит Ярославский Иоанн (Вендланд) и архиепископ Рижский Леонид (Поляков), совершали тайные рукоположения, что по классификации Фурова оставляло им место лишь в третьей, наиболее «зловредной» группе архиереев, у которой проявлялись «попытки обойти законы о культах». Что же в поведении епископов заставляло уполномоченных включать архиереев в проскрипционный список – в третью группу? Об архиепископе Житомирском Палладии (Каминском) местный уполномоченный докладывал в совет: «Архиепископ Палладий и настоятель собора Веськовский постоянно вмешиваются в финансовые и официальные дела. В общине утвердилось правило, по которому без благословения архиепископа никто не может быть избран в руководство общины, а лица, не удостоенные милости архиепископа, несмотря на регистрацию уполномоченного… и одобрение горисполкома, практически не допускаются к исполнению возложенных обязанностей». Епископу Ростовскому Иоасафу (Овсянникову) уполномоченный дает такую характеристику: «Опытный и хитрый церковный деятель, по своим убеждениям фанатично верующий монах, был настоятелем монастыря. Прилагает много усилий и ухищрений по активизации религиозной деятельности в области. Рекомендации уполномоченного воспринимает болезненно и под всякими предлогами не выполняет их».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в сложное положение, затрудняло и в духовном окормлении паствы, порождало конфликтные ситуации; власть старост, не всегда имевших твердые христианские убеждения, приобрела неподобающие, непомерные масштабы. Летом 1965 г. архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил проект петиции на имя Святейшего Патриарха с предложением внести поправки в ту редакцию «Положения об управлении Русской Православной Церкви», которая была принята Архиерейским Собором. В этом проекте предлагалось ввести настоятелей приходов в состав приходского собрания («двадцатки») и приходского совета в качестве председателя. Документ, составленный архиепископом Ермогеном, подписали также архиепископы Пермский Леонид (Поляков), Иркутский Вениамин (Новицкий), Новосибирский Павел (Голышев), Казанский Михаил (Воскресенский), Ставропольский Михаил (Чуб), епископы Рижский Никон (Фомичев) и Мукачевский Григорий (Закаляк). Но путь к пересмотру устройства приходского управления был закрыт. Петиция не возымела успеха. В 1967 г. архиепископ Ермоген, находившийся тогда уже на покое в Жировицком Успенском монастыре, единолично обратился к патриарху с письмом, в котором подверг резкой критике строй высшего церковного управления, установленный Поместным Собором 1945 г., предлагая вернуться к той схеме высшего управления, которая была разработана на Соборе 1917–1918 гг. Он писал: «В «Положении» собственно ничего не говорится о порядке формирования Синода, а только указывается, что он состоит из шести членов, из которых три митрополита – Киевский, Ленинградский и Крутицкий – являются постоянными членами Синода, а три – временными, вызываемыми по очереди на полгода. Такой порядок имел бы еще… смысл, если бы постоянные члены – митрополиты, занимали свои кафедры в силу канонического избрания на эти кафедры, но поскольку эти митрополиты назначаются и перемещаются в обычном для прочих архиереев порядке, то соединение постоянного членства в Синоде с занятием данных кафедр теряет канонический смысл».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В начале 1925 года отец Гурий вернулся в Ленинград. Проезжая Москву, он застал похороны Патриарха Тихона 5 , участвовал в его отпевании – был уставщиком на этом отпевании. В Ленинграде отца Гурия назначили настоятелем киновии Александро-Невской Лавры. Это был уютнейший уголок на правом берегу Невы, чуть ниже моста Финляндской железной дороги. В середине живописного, засаженного деревьями кладбища, возвышался каменный собор, а на некотором расстоянии от него, сбоку, деревянная зимняя церковь . Когда-то эта киновия предназначалась для штрафных монахов. Теперь это приходской храм, который обслуживали монахи. Один из них – Иоасаф – был по виду старец, другой – простого вида – архимандрит Игнатий. Отец Гурий стал настоятелем этого храма. Посещаемость его оставляла желать лучшего. В самом деле, кругом было тогда довольно пустынно: только отдельные домики, а вдали виднелся химический завод, окруженный небольшим поселком. Доехать до киновии – значит потратить около часа на трамвае, а затем нужно было еще перебраться через Неву. Летом там был организован перевоз на лодках, зимой – переход по мостикам. Местное население имело пропуска через Финляндский мост. На Всенощных бдениях было около 10-и молящихся, на воскресных Литургиях 50–100 человек. Самым интересным в киновии был хор, в котором пели, в основном, девушки и молодые люди – духовные дети отца Гурия. Регентовала этим хором Лидия Александровна Мейер (впоследствии Дмитриева). Киновию посещали Лева Поляков (впоследствии митрополит Рижский Леонид), Никита Мещерский (позднее профессор древнерусского языка), Ваня Орлов (где он теперь?), Петр Васильевич Дмитриев (бухгалтер, будущий муж Лидии Александровны, ныне покойный), Саша Хархаров (архимандрит Михей, с 1995 года – архиепископ Ярославский и Ростовский7). Из девиц упомяну Зинаиду Денисову (умерла в Фергане в 1942 году); Марию Богданову (тогда занимавшуюся биологией рыб, затем перенесшую Ленинградскую блокаду); Шуру Борисову (счетный работник, умерла в 1958 году в Ташкенте); Варю Помылеву; Шуру Грацианову; Люсю (перенесшую блокаду и вскоре после Победы скончавшуюся).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

205 Имеется в виду Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 16.12.1969 г. о возможности совершения таинств над католиками и старообрядцами. Смотри ЖМП, 1, 1970 г. и последующее разъяснение по этому поводу митрополита Никодима в ЖМП, 5, 1970 г. Данное постановление Священного Синода было отменено 29 июля 1986 г., так как «практика эта не получила развития». Смотри ЖМП, 9, 1986 г. С. 8–9. 206 Архиепископ Иероним (Коцонис). Род. в 1905 г. Учился в Афинском университете, затем преподавал. Активный участник экуменического движения. В 1967–1973 гг. – Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель Священного Синода Элладской Православной Церкви. 207 Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов Иван Михайлович; 1893–1975). Родился в г. Могилеве. В 1918 г. принял монашество в г. Таганроге и в 1920 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В 1932 г. хиротонисан, во еп. Таганрогского, викария Ростовской епархии, с 1956 г. – викарий Алма-Атинской епархии, с 1958 г. – архиепископ Петропавловский и Кустанайский. С 1960 г. правящий архиерей Алма-Атинской епархии. 208 Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1975). Учился на богословском факультете Варшавского университета. В 1928 г. поступил в братство Почаевской лавры. Хиротонисан во епископа в 1941 г. В 1944 г. был арестован и сослан на Колыму на 12 лет. С 1956 г. – епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. – правящий архиерей Иркутской и Читинской епархии. Автор письма к Патриарху Пимену с резкой критикой «Положения о приходах», принятого на Поместном Соборе 1961 г. С 1973 г. – архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 209 Архиепископ Рижский Леонид (Поляков Лев Львович; 1913–1990). Окончил медицинский институт и работал врачом, участник войны. Рукоположен в 1949 г., принял, монашество в 1952 г., служил в храмах Ленинграда. В 1959 г. хиротонисан во епископа. С 1966 г. – правящий архиерей Рижской и Латвийской епархии. 212 Иеромонах Мисаил (Томин Михаил Константинович).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

С мая 1961 г. издание было возобновлено на нем. языке (Stimme der Orthodoxie) уже как орган Среднеевропейского Экзархата МП с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь - с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». Одновременно ставилась задача «укреплять контакты со всеми христианскими церквами и религиозными организациями». С марта 1990 г., после упразднения экзархата, журнал издается Берлинской епархией. В 1961-1992 гг. выходил ежемесячно, с 1993 г.- ежеквартально. Главными редакторами были: в 1961-1962 гг. М. А. Добрынин, в 1962-1963 гг. игум. Иувеналий (Поярков ; впосл. митрополит Крутицкий), в 1963-1966 гг. Г. Ф. Троицкий, в 1966-1971 гг. К. М. Комаров , в 1971 2-12) прот. Е. Мисиюк, в 1972-1976 и 1986-1987 гг. свящ. (прот.) М. Турчин, в 1976-1977 гг. свящ. В. Фонченков, в 1977-1986 гг. прот. Г. Яблонский, с 1987 г. по наст. время. прот. В. Иванов. Все редакторы были и авторами журнала, нек-рые из них опубликовали десятки своих статей, проповедей и заметок. Значительная часть публикаций как офиц. раздела, содержащего документы общецерковного и местного значения, так и др. разделов (богословский, церковно-исторический, проповеднический, «Духовные школы», «Из жизни Среднеевропейского Экзархата», «Христиане и защита мира», «Хроника») переводилась из «ЖМП», «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и др. изданий, в т. ч. дореволюционных. Печатались переводы из святоотеческих творений, аскетических трудов и проповедей почитаемых рус. подвижников, богословов, в т. ч. ХХ в. и рус. зарубежья. Из авторов 2-й пол. XX - нач. XXI в. в «Г. П.» печатали богословские, духовно-назидательные статьи и проповеди с 1962 г. Берлинский архиеп. Иоанн (Вендланд) , Можайский архиеп. Леонид (Поляков) , Ставропольский еп. Михаил (Чуб) , Н. Д. Успенский , с 1963 г. игум. Иоанн (Снычёв; впосл. митрополит С.-Петербургский), прот. А. Ветелев , А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ), с 1964 г. Берлинский архиеп. Киприан (Зёрнов) , архим. Филарет (Вахромеев ; впосл. митрополит Минский), прот. А. Мень , К. Е. Скурат , с 1966 г. Тихвинский еп. Михаил (Мудьюгин) , Саратовский еп. Пимен (Хмелевский) , прот. Л. Воронов , с 1973 г. свящ. А. Просвирнин (впосл. архим. Иннокентий ), с 1974 г. прот. В. Сорокин , с 1980 г. Таллинский митр. Алексий (Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), архим. Георгий (Тертышников) , А. И. Осипов , с 1987 г. Берлинский архиеп. Герман (Тимофеев) , Сан-Францисский еп. Василий (Родзянко) , архим. Августин (Никитин) и др.

http://pravenc.ru/text/165295.html

В 1938 г. Л. вернулся в Суздаль. Жил то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных чад, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 г. был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в с. Воронцове Пучежского р-на Ивановской обл. Спустя нек-рое время стал благочинным храмов Пучежского р-на. Несмотря на давление властей, в Воронцове был отремонтирован храм, вокруг которого сложился приход, собравший многих ревнителей благочестия, т. к. это был единственный в области храм, где ежедневно совершались богослужения. Л. исполнял в Троицком храме службы по монастырскому уставу. 2 мая 1950 г., после литургии, он вновь был арестован. Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иванове. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 25 окт. 1950 г. приговорен особым совещанием при МГБ к 10 годам заключения. Отбывал срок в Ангарском ИТЛ близ Братска Иркутской обл. (по др. данным, в Озёрном ИТЛ близ г. Тайшет Иркутской обл.). 28 марта 1955 г. комиссия по пересмотру дел осужденных по политическим статьям снизила Л. меру наказания до 5 лет и освободила его как уже отбывшего этот срок. 20 июля 1955 г. Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) назначил Л. настоятелем храма во имя арх. Михаила в с. Михайловском. В Михайловском Л. стойко нес все трудности пастырского служения; приход был большой: в него входило 24 села и г. Фурманов. Населенные пункты располагались на расстоянии до 10 км друг от друга, и настоятель должен был их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. В 1960 г. Л. был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 г. 2 священника, служившие с Л., в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Ивановский и Кинешемский архиеп. Иларион (Прохоров) запретил Л. на месяц в священнослужении. По истечении месяца Л. был назначен в Свято-Введенский храм в с. Елховке Тейковского р-на Ивановской обл. Однако прихожане из с. Михайловского написали прошение архиеп. Илариону о возвращении Л. на прежнее место служения. Архиеп. Иларион не внял просьбам верующих, но в 1963 г. сам был переведен на др. кафедру. На его место был назначен еп. Леонид (Лобачёв) . Ознакомившись с существом дела, он вернул Л. в с. Михайловское. Несмотря на физическую немощь, Л. принимал приходивших к нему верующих, исповедовал, беседовал, молился за них. На Пасху 1969 г. патриарх Алексий I наградил его 2-м наперсным крестом с украшениями. Прихожане обратились к Ивановскому и Кинешемскому архиеп. Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить Л. до его смерти в Михайловском. Архиеп. Феодосий оставил его при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со 2-м священником.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

А я ему: «Воистину воскресе!» Он повернулся молча и прочь ушел в алтарь. А после службы мне с ним поговорить-то не довелось, ведь я на первый автобус побежал. Что-то, матушка, он как чудно сказал-тο... Я ведь в Лавру приехал по его страшному слову, поговел, хоть и Пасха, исповедался, а сейчас от причастия. Всех простил, может, и меня Господь простит. Не знал Никандр, что в ту пасхальную ночь мой отец, протоиерей Владимир Недосекин, служил Божественную литургию за 200 километров от нашего села – в храме святого великомученика Георгия в городе Рыбинске Ярославской епархии. Через неделю Никандр скончался...» 43 Новые скорби В 1950–1960-е годы на Ярославской кафедре сменилось несколько правящих архиереев. После ухода на покой владыки Димитрия (Градусова) временно управляющим митрополией с июля 1954 года стал митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), затем епископ Угличский Исаия (Ковалев); его сменил с октября 1960 года епископ Подольский Никодим (Ротов), в течение полугода епархией управлял митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков); с мая 1964 года по сентябрь 1967 года – архиепископ Сергий (Ларин). С октября 1967 года правящим архиереем стал упоминавшийся уже нами митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) . Отец Павел Недосекин вспоминает: «Я помню, с какой радостью отец всегда принимал митрополита Ярославского Иоанна (Вендланда) и приезжавшего из разных своих епархий сначала епископа, впоследствии митрополита Никодима (Ротова). Тогда мы отправлялись всей семьей, а владыки – с секретарями – в лес за грибами, которых в те времена в лесах было видимо-невидимо... Церковь была тогда гонимой, и это сплачивало духовенство...» Но были, конечно, и тревожные моменты. Государство душило Церковь налогами. В 1961 году отец Владимир отправляет на имя архиерея Никодима (Ротова) прошение о ссуде из епархиальных средств для уплаты налога в 4436 рублей 98 копеек за 1959–1960 годы (огромная сумма для бедного сельского храма!). «Описаны вещи и наложен арест на дом,.. – пишет настоятель храма отец Владимир. – Я ежемесячно уплачиваю по 200 руб., других возможностей не имею» 44 . (Зарплата священника была 160 рублей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вероятно, это известие надобно понимать так, что Варлаам, будучи любителем Пустынной жизни, прося о дозволении перенести Чудотворную Икону из Курска в Пустыню на место её явления и первоначального пребывания, имел намерение переместиться туда и сам из большого Курского монастыря, почему и просил дозволения Патриарха построить его в более обширном виде. Если не ранее (как предполагают в 1618 году), то не с этого ли времени (с 1625 года) началось, по дозволению Патриарха, перенесение Чудотворной Иконы в Пустыньку, на место её явления в девятую пятницу после Святой недели, где она сначала оставалась лишь на три дня. В 1631 году большой Курский Богородицкий монастырь, вместе с городом Курском, потерпел разорение от Поляков, а в 1643 году от Крымских Татар; эти последние в 1613 году, приходили в Курск трижды и стояли кошами в самом Курском монастыре, около монастыря и в уезде, в вотчинах оного и как самый монастырь, так и в вотчинах его, крестьянские жилища разорили без остатку, также на гумнах в скирдах, и на полях хлеб и сено пожгли, потравили и потоптали; крестьян монастырских, кроме жен и детей, побито оными варварами 57, в плен взято 39, померло 119, бежало 24, итого убыло 239 человек 11 11. Но коснулось ли это разорение Пустынного Богородицкого монастыря – неизвестно. В древнейшей описи Курского Богородицкого монастыря, составленной в 1667 году, при вступлении в настоятельство Игумена Никодима, Пустынный Богородицкий моиастырек описан довольно подробно. Это описание, как знакомящее нас вполне с его тогдашним состоянием, ровно через 70 лет после основания, составляет один из самых любопытных актов для истории сей обители и потому переносим его на страницы нашего описания слово в слово: «Товож Богородицкого (Курского) Монастыря в вотчине в Курском Уезде в Обмяцком стану Пустынский Монастырек, а в нем Церковь деревянная, клетцки во Имя Рождества Пречистой Богородицы 12 12; перед Церковными дверьми Паперть, Церковь и Алтарь крыты тесом, а паперть крыта лубьем. В той Церкви Рождества Пречистой Богородицы Деисус семь икон на празелени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010