3 . Церковное и светское законодательство относительно монастырей и монашества, что актуально и при разработке принципов и норм современной правовой системы. 4 . Монастыри и монашество накануне и в период первой мировой войны; монашеский съезд 1909 г. 5 . Монашество и культура; роль монастырей как центров духовной культуры. 6 . Исследование отдельных монастырей. 7 . Изучение за рубежом истории и современного состояния русского монашества. 8 . Ряд проблем и тем требует междисциплинарных исследований с привлечением других научных центров: восточные и византийские, особенно афонские истоки русского монашества; монастыри Урала, Сибири, дальнего Востока; монастырская жизнь в старообрядческой среде; особенности монастырского природопользования и хозяйствования; философия и психология православного иночества в сопоставлении с инославными и инорелигиозными аскетическими традициями. Предлагаемые очерки написаны сотрудниками Центра по истории религии и Церкви Института российской истории РАН при финансовой поддержке Международного фонда Джорджа Сороса. Н. В. Синицына 18 Леонид (Поляков), архим. Афон в истории русского монашества//Богословские труды. 1970. Т. V. С. 5–24. 21 Круглое А. В. На службе миру – на службе Богу//Душеполезное чтение. 1902. Октябрь. С. 186–193; Евдоким, архим. Иноки на службе ближним//Богословский вестник. 1902. Ноябрь. С. 305–358; Декабрь. С. 576–600; Светлов П. Я./Богословский вестник. 1903. Т. I-III. С. 1–39, 247–277,463–498; Никон, архим. Еще об идеале монашества//Душеполезное чтение. 1903. Т. I. С. 107–120; Он же. Делание иноческое и дело Божье//Там же. 1903. Т. И. С. 330–355; Четвериков С. На службе Богу – на службе ближним//Там же. 1903. Т. I. С. 452–460; Алексей (Воскресенский). Нужно ли преобразовывать монастыри в благотворительные учреждения//Там же. Т. X. С. 339–350. Читать полностью Источник: Монашество и монастыри в России. XI-XX века. : Ист. очерки/Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории; [Отв. ред. Н.В. Синицына]. - Москва : Наука, 2002. - 344, с. ISBN 5-02-008779-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кенанов Димитър. Стихова прослава на схиархимандрит Паисий Величковски//Духовна Култура. 1991. Т. 71. 9. С. 16–21. Kern Kiprian. Les traductions russes des textes patristiques. Guide bibliographique. Chevetogne, 1957. Kologrivov Ivan. Essai sur la sainteté en Russie. Bruges, 1953.Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях: Архимандрита Паисия Величковского . Одесса, 1905. Le Guillou Marie-Jean. La renaissance spirituelle du XVIIIe siècle. I. Auxsources des mouvements spirituels de l’Église Orthodoxe de Grèce//Istina. 1960. 1. P. 95–128. Legrand Émile (avec collaboration de Louis Petit et Hubert Pernot). Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par desGrecs au dixhuitième siècle. Paris, 1918. T. 1; Paris, 1928. T. 2. Леонид (Кавелин) , иеромонах. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Издание второе, исправленное и дополненное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Описание Монастыря. СПб., 1862. Леонид (Кавелин) , иеромонах. Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Составил И[еромонах] Л[еонид]. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб., 1862. Леонид (Кавелин) , иеромонах. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. М., 1861. Леонид (Поляков), архимандрит. Афон и русское монашество//ЖМП.1958. 8. С. 60–65. Леонид (Поляков), архиепископ Рижский и Латвийский. Литературная деятельность схиархимандрита Паисия Величковского (21/XII 1722– 15/II 1794)//ВЭ. 1973. 81–82. С. 69–107. Леонид (Поляков), архимандрит. Литературное наследство Паисия Величковского //ЖМП. 1957. 4 С. 57–61. Леонид, архимандрит. Старец Паисий Величковский как учитель аскетики (1722–1794)//ЖМП. 1956. 10. С. 44–55. Линца Елена. Паисий Величковский – един измежду последните големи церковнославянски книжовници//Palaeobulgarica. 1983. T. 7. 3. С. 14–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Леонид (Поляков), митр. Рижский и Латвийский. Фотография. 80-е гг. XX в. Леонид (Поляков), митр. Рижский и Латвийский. Фотография. 80-е гг. XX в. (Поляков Лев Львович; 19.02.1913, С.-Петербург - 8.09.1990, Рига), митр. Рижский и Латвийский. Род. в семье военного врача. Отец участвовал в Белом движении и после окончания гражданской войны эмигрировал. Воспитанием Л. Полякова занималась сестра его покойной матери. Он окончил среднюю школу в Ленинграде, затем работал учетчиком на макаронной фабрике. В нач. 30-х гг. был членом нелегального Александро-Невского братства, которое возглавлял архим. прмч. Лев (Егоров) , настоятель ленинградского собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Прислуживал в Феодоровском соборе архиеп. Гавриилу (Воеводину) , брал частные уроки иностранных языков и Закона Божия у служившего в этом соборе иером. Афанасия (Карасевича). С 1931 г. был духовным сыном иером. Вениамина (Эссена), помогал ему по хозяйству. 17 февр. 1932 г. был арестован вместе с иером. Вениамином по делу Александро-Невского братства, в марте того же года освобожден без предъявления обвинения. В 1934 г. окончил курс химического учебного комбината об-ва «За овладение техникой» (ЗОТ), в 1939 г.- Ленинградский педиатрический медицинский ин-т. В нояб. того же года призван на военную службу. Служил военным врачом во время советско-финской и Великой Отечественной войн. 13 нояб. 1949 г. рукоположен Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) во диакона и 20 нояб.- во иерея. Служил в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе и в храме во имя прав. Иова на Волковском кладбище. В 1952 г. экстерном окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 1 сент. того же года пострижен в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мужском монастыре архим. Пименом ( Извековым; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в монашество с именем Леонид. С 1 сент. 1953 г. доцент Ленинградской ДА, преподавал курс истории Русской Церкви. 18 июля 1957 г. возведен патриархом Московским и всея Руси Алексием I в сан архимандрита и назначен инспектором МДА и Московской ДС, а также вел курс гомилетики. В янв. 1958 г. защитил диссертацию на звание магистра богословия по теме «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературное наследие»; Л. было присвоено звание профессора. Как инспектор МДАиС он проявил себя справедливым и мудрым наставником, заботился о студентах и был нетерпим к людям случайным и чуждым в академической среде. Получил признание как церковный историк и богослов, с 1954 г. его работы и проповеди регулярно печатались в «Журнале Московской Патриархии».

http://pravenc.ru/text/2463441.html

Митрополит Пимен, назначенный в Питер, уехал в свою новую епархию и на некоторое время был лишен непосредственного участия в центральном руководстве. Единственным нежелательным для властей лицом в высшей иерархии в Москве оставался архиепископ Леонид Поляков, человек высокообразованный, безупречно порядочный и глубоко религиозный. Архиепископ Леонид, и ныне здравствующий (в настоящее время он является Митрополитом Рижским), — потомок известной семьи. Его прадед, известный промышленник Поляков, участвовал в основании Московского лицея, который в свое время окончил Сергей Владимирович Симанский (будущий Патриарх). Основателем лицея был известный консервативный публицист М. Н. Катков, а средства, необходимые для открытия лицея, предоставил известный миллионер, один из трех человек, покрывших Россию сетью железных дорог, — Поляков . В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Поляков изображен под именем промышленника Болгаринова (см. часть 7, глава 17). Потомки известного железнодорожного промышленника (крещеного еврея) получили дворянство, и отец Владыки Леонида был казачьим генералом, умершим в эмиграции. Владыка Леонид, оставшийся в раннем детстве круглым сиротой в Питере, был воспитан тетушкой, к которой был искренне, глубоко всю жизнь привязан. Она была, кажется, самым его близким человеком. С большим трудом (сыну эмигранта и потомственному дворянину это в 20-е годы было очень трудно) он окончил медицинское образование и долгое время работал врачом-хирургом. В то же время он отличался глубокой религиозностью и мечтал о монашестве (он является автором двух очень ценных работ по истории монашества). После войны, когда эту мечту оказалось возможным осуществить, он очень быстро оканчивает Духовную Академию, постригается Патриархом в монашество и становится преподавателем и инспектором сначала Ленинградской, а потом и Московской Духовной Академии. Интеллигентный, приветливый, остроумный, обладающий чувством юмора, он пользовался любовью всех своих воспитанников и преподавателей (он никогда не мог запомнить многих имен и фамилий и всех называл «юношами», даже тех сотрудников Академии, которые годились ему в отцы). Он является одним из первых магистров богословия, а затем, кажется, — первым доктором богословия советского времени. Его магистерской диссертацией является монография о Паисии Величковском — основоположнике русского «старчества», основателе знаменитого «Нямецкого монастыря» в Молдавии, жившем в XVIII веке.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

1034 . Зубов Д. В. Афон и Россия: Духовные связи. М. 2000. 431. 1035 . Игумен русских святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина). М. 1998. 222. 1036 . Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Святой Афонской Горе Пантелеймонова монастыря//ДЧ 1886. 1. 288–327. изд.: М. 1887. 2 1900. 48. изд., с расшир. назв.: Иеросхимонах Иероним... и его присный ученик, игумен священноархимандрит Макарий. М. 1908. 72. 1037 . [Иоаким (Сабельников), иером.] Великая стража. Жизнь и труды блаж. памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М. 2001. 831. 1: Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеймонова монастыря/Автор-сост. иеромонах Иоаким (Сабельников). 1038 . Кончина настоятеля Пантелеймонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного Макария. – Преемник ему и состояние монастыря//Церковный Вестник. 1889. 28. 502–503. [О кончине архим. Макария (Сушкина)]. 1039 . Красовский И. Ф. Макарий Афонский игумен и священноархимандрит Афонского Св.-Пантелеимонова монастыря//Московские ведомости. 1889. 182, 184, 206, 212. изд.: М. 1889. 184. Красовский И. Ф. Игумен русских святогорцев. М. 1998. 1040 . Кусков В. В. Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI-XVII вв.//Культура славян и Русь. М. 1998. 238–248. же. Эстетика идеальной жизни. Избранные труды. М. 2000. 83–94. 1041 . [ Леонид (Кавелин) , архим.] Рассказ о святогорских монахах архим. Феофана (Сербина), 1663–1666/Сообщил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Леонид. СПб. 1883. (ПДПИ 40). 1042 . Леонид (Кавелин) , архим. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706). СПб. 1883. X, 102. (ПДПИ 43). 1043 . Леонид (Поляков), архим. Афон и русское монашество//ЖМП 1958. 8. 60–65. 1044 . Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества//БТ 1970. 5. 5–24. 1045 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря Св. Пантелеймона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 18. 191–211. же://Он же. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1901). М. 1996. 577–586.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

А. П. Схиархимандрит Паисий Величковский //ЖМП, 1972. 12. С. 62–64. Ганицкий М., священник. Блаженныя памяти отца нашего Паисиа сочинениа//Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1881. 4. С. 571–578/1882. 2. С. 118–131. Ганицкий М., священник. К жизнеописанию старца Паисия Величковского //Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1883. 4. С. 8. С. 278–290. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847/Изд. 3-е. М., 1892 Иннокентий (Павлов), иером. Старец Паисий Величковский и его духовная и литературная деятельность//Доклад на 2-й международной конференции, посвященной тысячелетию Крещения Руси. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви». М., 1987. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Литературное наследие Паисия Величковского //ЖМП, 1957. C. 57–61. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Старец Паисий Величковский как учитель аскетики (1722–1794)//ЖМП, 1956. C. 44–55. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Схиархимандрит Паисий Величковский (к 160-летию со дня смерти)//ЖМП, 1954. C. 53–59. Макарий, архим. Сказание о житии и трудах преосвященного Гавриила, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1857. Никодим (Кононов), архим. Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909. Никодим, архимандрит. Указатель к пяти томам Добротолюбия . М., 1905. Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества//Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1898. 18–24. Паисий Величковский , подвижник благочестия второй половины прошлого столетия//Полтавские Епархиальные Ведомости, 1897. 22–23. С. 829–846. Паисий, великий старец, схимонах и архимандрит, и ученики его//Домашняя беседа, 1861. 30–31. Самурян Г. Архимандрит Паисий Величковский //Русский Паломник, 1894. 49. Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722–1794)//Доклад на второй международной конференции, посвященной тысячелетию Крещения Руси. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви». М., 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

399 . Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Поляков Л. В.). Афон в истории русского монашества (Духовно-нравственные связи). XI–XVIII вв. Диссертация МДА. Ярославль, 1964. Из содерж.: Афон и начало Киево-Печерского монастыря. – Исихастские споры на Афоне. – Взаимосвязь русского монашества XIV–XV вв. с Афоном. – Влияние Афона на русское монашество. Библиогр.: с. 1–28. 400 . Леонид, архиепископ Рижский и Латвийский (Поляков Л. В.). Афон в истории русского монашества. – БТ, 1970, 5, с. 5–24. 401 . Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21 рисунком памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря. В пользу строящейся обители на Кавказе. Μ., ΡΠΜΑ. 1885. 138 с. В конце предисл. авт.: А. Л., раскрыт по 2-му изд. Во 2-м изд. вышла только 1-я ч.: Абхазия и ее христианские древности. М., 1887. 104 с. Ср.: Нифонт, иеросхимонах. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь... 519). 402 . – Афонская Гора и Соловецкий монастырь. Труды Чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706 гг.). Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1883. X, 102 с. (ПДПИ, вып. 43). Содерж.: Вступ. ст. архимандрита Леонида. – Проскинитарий Святой Горы Афонской. Соч. д-ра Иоанна Комнина. Пер. с греч. иеродиакона Дамаскина. – Сравнение Святой Афонской Горы с Соловецким монастырем и лес на оной. Соч. иеродиакона Дамаскина. 403 . – Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X веков; памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII веков. – ЧОИДР, 1890, кн. 3, отд. 3, с. 1–28. Отд. отт. M., 1890. 28 с. 404 . – Двухдневное пребывание на Святой Горе Афонской великого князя Алексия Александровича. – ХЕВ, 1867, 20, с. 57–80. Отд. изд. СПб., 1868. 28 с. 405 . – Замечание об известном пешеходе-паломнике Василии Григоровиче Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения, сделанное очевидцем и земляком его. – ЧОИДР, 1873, кн. 4, с. 227–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Если вернуться от истории к злобе дня, то отметим, что у Москвы все же есть некоторые способы воздействия на Киев через международные организации, надеется член президентского Совета по правам человека, завкафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков. «Думаю, Песков, пообещав защищать православных на Украине, имел в виду апелляцию к международному праву и к институциям, которые призваны это международное право защищать. Это, прежде всего, Совет безопасности ООН, - сказал Поляков газете ВЗГЛЯД. - Коль скоро это европейское дело то, соответственно, будут задействованы Европейский суд по правам человека, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы тоже». «Если действительно начнутся серьезные столкновения на религиозной почве и очевидные гонения на верующих Украинской православной церкви Московского патриархата, то на всех этих «инструментах» нам придется очень хорошо сыграть», - предупредил Поляков. Возможны и другие меры, считает эксперт. «Если мы зафиксируем ситуацию, когда начнутся очевидные гонения, особенно если будут реальные пострадавшие и даже погибшие, то в международных судах можно будет возбуждать дело против Украины - и не по признаку выдуманного геноцида, как в случае с Голодомором, а за репрессии по религиозному признаку», - считает он. Поляков уверен, что ситуация станет новым тестом для отношений России и европейских институций. «Вне зависимости от того, как строятся наши отношения с этими организациями, они призваны по своему уставу и происхождению защищать права, в том числе, верующих. Это будет еще и лакмусовая бумажка на дееспособность этих институций». Кроме того, обращение РПЦ во Всемирный совет церквей тоже может сыграть свою роль, надеется член СПЧ. Кстати, в этой связи внушает надежду позиция Ватикана, который, как известно, играет важную роль во Всемирном совете. «Ватикан категорически не вмешивается в дела православия, но уже ясно, что с той церковью, которую признает Варфоломей, Святой престол в контакт вступать не будет», - пообещал ТАСС дипломатический источник в Ватикане.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/15/k...

В следующем году митрополит Леонид посвятил меня в иподиакона, и я вступил на новый путь. Вскоре меня рукоположили в диакона, потом во иерея. Теперь я мог ездить к отцу Тавриону только тогда, когда появлялась возможность выехать из Риги, где я служил в женском монастыре. Уже в то время я неоднократно был свидетелем силы его молитв. Когда меня как начинающего священника постигало какое-нибудь искушение или появлялись трудности, я просил отца Тавриона помолиться за меня, и всё оканчивалось благополучно. Как-то у меня возникли сложности по поводу книги религиозного содержания — дал почитать одному человеку, а вышло так, что книга попала не в те руки. Сразу поехал к старцу, он помолился, и сложная ситуация удачно разрешилась. И так каждый раз, если что-нибудь случалось, стоило только об этом рассказать отцу Тавриону, все чудесным образом разрешалось. Мне казалось, что нет ничего такого, что было бы невозможным по его молитвам. Помню еще случай, когда, будучи диаконом, я однажды неожиданно приехал к отцу Тавриону на вечернее богослужение — захотелось помолиться в Пустыньке. Был пост, будний день, людей в храме мало. Сначала батюшка выказал недовольство тем, что я приехал без его благословения. Когда я зашел в алтарь, отец Таврион служил вечерню. Он то молился в алтаре, то выходил на левый клирос к паломникам, помогая им петь. Когда отец Таврион оказывался в алтаре рядом со мной, я ощущал явную благодать, исходившую от него, и в это время во мне сама собой стала твориться Иисусова молитва. Митрополит Леонид (Поляков) Митрополит Леонид (Поляков) После того, как меня посвятили в сан иерея, я старался ревностно говорить проповеди. Я думал, что как священник я должен очень много проповедовать (так я считаю и теперь). Но по неопытности я готовил проповеди, обложившись книгами, стараясь как можно больше собрать материала. Наконец, я понял, что на другие дела у меня просто нехватает ни времени, ни сил. Обратился к отцу Тавриону с вопросом — как быть? Он ответил очень точно: «Ты и так много говоришь». Я успокоился и в дальнейшем стал готовиться к проповедям с чувством меры.

http://pravoslavie.ru/5291.html

Жадановский Димитрий. Георгианов Всеволод. Гросул Сергий. Венцель Борис. 5.Недзельницкий Виктор. Косовский Алексей. Замеховский Яков. Поляков Виктор. Жевченко Иван. 10. Сулима Валентин. Сапожников Николай. Чалый Иван. II. Постников Григорий. Горбов Леонид. 15. Лебедев Димитрий. Иванов Платон. Торский Виктор. Спасов Антонин. Бывалый Стефан. 20. Сапожников Александр. Афендик Сергий. Сидоров Михаил. Лобачевский Виталий. Матковский Иван. 25. Романенко Евгений. Дориомедов Иван. Тихонов Павел. Чернявский Сергий. Вальпер Константин. 30. Глобин Гавриил. Борисевич Стефан. Гребнев Иван. Иностранцы: Иеродиакон Галактион Кордун. Стоянов Семен. Панагиотов Ангел. 1912 Панкеев Василий. Иваницкий Иван. Коцар Александр. Белобабченко Владимир. 5. Брадучан Димитрий. Суворов Леонид. Топузов Симеон. Станиславский Григорий. II. Сохацкий Димитрий. 10. Балдинский Иван. Сухобрусов Иван. Ходзицкий Григорий. Завойчинский Василий. Демянович Леонид. 15.Жуковский Иван. Климентьев Игнатий. Поляков Александр. Бертенев Иван. Шокотко Виктор. 20.Рынский Антоний. Ждановский Вячеслав. Трембовельский Николай. Иностранцы: Радопич Лазарь. Иванов Николай . 1913 Буршин Стефан. Глядковский Алексей. Запольский Николай. Попельницкий Александр. 5.Четыркин Александр. Тихонов Димитрий. Лебедев Григорий. Чехович Сергий. Завадосский Сергий. 10. Жуковский Александр. Смирнов Димитрий . Яновский Сергей. Новицкий Евгений. Любавский Николай. 15. Жадановский Леонтий. Заплатип Димитрий. II. Гмошинский Николай. Байбузенко Константин. Клеоповский Михаил. 20. Брижицкий Симеон. Горянов Кирилл. Шевазудкий Сергий. Зеленев Павел. Вадзипский Александр. 25. Сложинский Исидор. Белинский Александр. Норочевский Иван. Козачинский Константин. Рубан Павел. Пономарев Алексей. Полонский Николай. Липский Николай. 15 Из журнала по экономич. части, от 28 янв. 1839 г. видно, что владыка препроводил в правление семинарии, сто рублей ассигнациями, «дабы оные употреблены были на жалованье имеющему быть приватному в семинарии учителю новогреческого языка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010