Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОНТ ОГЮСТ (1798–1857) – французский философ и социолог, основоположник позитивизма. КОНФУЦИЙ (551–479 до P. X.) – знаменитый древнекитайский философ, основоположник конфуцианства. В центре конфуцианства находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его места и роли в мире и в обществе. Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся еще раньше почитание предков. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. КОРНИЛИЙ – сотник (центурион) Кесарийской римской когорты, набранной из уроженцев Италии и поэтому носившей название Италийской; обратился в христианство во время пребывания ап. Павла в Кесарии ( Деян. 10:1–48 ). КОСТРОМА – в восточнославянской мифологии умирающее и воскресающее божество весны и плодородия. Ее представляли в виде молодой женщины. КРИТСКИЙ АНДРЕЙ , св. († 720 или ок. 726) – архиепископ Крита, проповедник, автор множества «слов» на праздники Господни и песнопений. Особенно известен его «Великий покаянный канон». КСЕРКС I (486–465 до P. X.) – персидский царь, в 486 г. жестоко подавил восстание за независимость в Египте, в 485 г.– восстание в Вавилоне. В 481 г. повел войска на Грецию. ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ (1823–1900) – российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860-х гг. В 1868–1869 гг. опубликовал «Исторические письма», пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. С 1870 г. в эмиграции. В 1873–1876 гг. редактор журнала «Вперед!», в 1883–1886 гг. – «Вестника “Народной воли”». Сторонник субъективного метода в социологии. ЛАОДЗЫ , или ЛАО-ЦЗЫ (букв, «старый мудрец», род. 604 до P. X.), – основатель даосизма, автор основополагающей для даосизма книги «Даодецзин» (о пути к добродетели). ЛЕВ III ИСАВР (ок. 675–741) – византийский император-иконоборец, вошел в историю как религиозный реформатор, инициатор иконоборчества, которое стало важнейшей частью государственной политики. Иконоборческие эдикты Льва 726–730 гг. положили начало длительной истории споров об иконопочитании (726–843), разделивших империю на сторонников и противников императорского всевластия в церковной сфере. Серьезные осложнения официальное иконоборчество вызвало и в отношениях с Римом. После отказа папы Григория III поддержать иконоборчество и осуждения императорской политики Лев III перевел епархии Сицилии, Калабрии и Иллирика под юрисдикцию Константинопольского патриархата. При Льве III последний раз в истории избрание папы было представлено на утверждение императором.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новый конфликт возник в конце VI в., когда Константинопольский архиепископ Иоанн Постник (ум. 595) стал именоваться Вселенским Патриархом . Еще в древности римляне отождествляли свою Империю со Вселенной, поэтому новый титул Константинопольского Патриарха означал его желание первенствовать в Церкви в пределах былой Римской Империи. Это вызвало недовольство Римского Папы святого Григория Великого (ум. 604). Этот Папа почитается не только на католическом Западе, но и на православном Востоке. Он известен как подвижник и организатор монашеской жизни. Его перу принадлежат «Беседы на Евангелие» и «Диалоги об италийских монахах», почему он и был прозван Двоесловом . В ответ на действия своего константинопольского собрата Папа Григорий стал именоваться «раб рабов Божиих». Этим титулом он указывал на первенство в Церкви Римской кафедры, так как Христос сказал Своим ученикам: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:27 ). Более серьезно отношения между Римом и Константинополем осложнились позднее. В 732 г. император-иконоборец Лев Исавр отнял у Римского Папы и передал Константинопольскому Патриарху церковную власть над Иллирией – обширной областью на западе Балканского полуострова. Это надолго внесло разлад в отношения между двумя ведущими епископскими кафедрами. Между тем были сделаны новые важные шаги для укрепления власти Римского Папы. В 754 г. король франков Пипин Короткий изгнал из Италии лангобардов, окончательно покончивших с императорской властью на Западе. Желая иметь поддержку в своем стремлении к созданию новой христианской Империи на Западе Европы, он передал Папе Стефану III светскую власть над Римом и прилегающей к нему областью. Таким образом, Папы отныне становились и государями, имевшими собственную территорию и могущими на равных говорить с прочими европейскими монархами. В свою очередь один из сыновей Пипина Карл , прозванный Великим , как уже отмечалось, был провозглашен императором Римской Империи, выступившей теперь как прямая соперница ослабевавшей Византии. Деятельное участие в этом принял Папа Лев III , короновавший Карла в Риме на праздник Рождества 800 года. Этот акт означал окончательный политический разрыв Римских Пап с византийскими императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Другим влиятельным защитником икон был богослов Иоанн Дамаскин . Он жил в Дамаске и служил при дворе халифа. Лев не мог добраться до него сам, но его люди подбросили письмо халифу, из которого следовало, что Иоанн готовился ему изменить. По легенде, разгневанный халиф отрубил руку Дамаскину, но тот помолился перед иконой Богоматери, и рука отросла. Лев попытался заручиться хотя бы поддержкой константинопольского патриарха Германа. Тот сопротивлялся, сколько мог, а когда давление стало слишком сильным, отказался от сана патриарха. Его место занял Анастасий, согласившийся бороться с иконами. Узнав об этом, Герман пророчески бросил Анастасию: «Не спеши, еще успеешь попасть на ипподром». Ипподром в Константинополе часто бывал местом казни, где кончали свою жизнь неудачливые узурпаторы и государственные преступники. Константин Дерьмовый Лев III Исавр вскоре умер. Его преемник Константин Копроним – по – гречески «Дерьмовый», буквально: «соименный дерьму»; это прозвище ему, разумеется, дали религиозные противники – в первое время был слишком занят военными и государственными делами, чтобы обращать внимание на Церковь . В самом начале правления престол у него отобрал зять Артавазд, который был иконопочитателем, и поэтому народ с радостью его поддержал. Константин бежал из города и был предан анафеме, патриарх Анастасий объявил его еретиком и поклялся, что сам слышал, как император называл Христа обычным человеком, а Богородицу – обычной женщиной. Происходило это будто бы так: Константин взял в руки кошелек, набитый золотом, и спросил, дорого ли он стоит. Когда ему ответили «дорого», он высыпал золото из кошелька и спросил, сколько тот стоит теперь. Ему ответили – ничего. «Вот так и Мария, – заявил царь, – пока имела в Себе Христа, была достойна чести. А как только родила Христа, ничем уже не отличается об обычных женщин». Разошелся слух, что Константин Копроним умер. Однако его противники поторопились: Константин собрал войско и взял Константинополь. Артавазду выкололи глаза, а Анастасия с позором голым провезли по городу на осле и высекли, но оставили на кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во все это время против еретиков и раскольников православные императоры употребляли не только меры вразумления, но и наказания, в особенности против сект, наиболее отличавшихся фанатизмом (манихеев, монтанистов, евномиан и донатистов). Еретики были подвергаемы ссылке, лишению почетной службы, денежному штрафу, телесному наказание, лишению прав наследства и конфискации имущества, изгнанию из пределов империи и угрозам смертною казни. В VIII веке началось иконоборство. Лев Исавр, Константин Копроним и Лев Хозар вели ожесточённое преследование против иконопочитателей и только императрица Ирина, созвавшая 7 вселенский собор, восстановила иконопочитание. В IX веке император Лев Армянин возобновил прежнее гонение против иконопочитателей но императрица Феодора вновь ввела в жизнь народа почитание икон. С IX века началось разделение церквей – на Западную и Восточную, завершившееся в XI веке. На западе Европы с XI и до XV века главенствующие деятели Римской церкви допускали массу злоупотреблений, вследствие чего мирское владычество латинских первосвященников вызывало много неудовольствий, шаг за шагом подготовлявших взрыв, который и не замедлил произвести колоссальные церковные перемены в самое ближайшее к этому злосчастному периоду время. Сектанские движения восставали грозными потоками. Так Пётр Брузийский вооружился против существования храмов, Генрих Лозаннский выступил в качестве нравственного преобразователя. В это время появляются кафары, которые проповедовали добровольное нищенство, отвергали клятву, войну, судебные иски, убивание животных и вкушение их в пищу и наконец брак, равносильный, по их учению, блуду, (эти обязанности, впрочем, относились так к «совершенным»). Другая секта того времени – Вальденсы по своим практическим убеждениям напоминали кафаров и следовали в своей жизни буквальному смыслу нагорной проповеди Спасителя. Братья и сестры свободного духа явились представителями пантеистического мистицизма. Обрушиваясь всею своею тяжестью на папский режим, эти еретические движения вызывали со стороны этого последнего самые не христианские системы отражения: папа Иннокентий III учредил инквизицию, папа Григорий IX побудил германского императора Фридриха II издать закон, по которому все, объявленные по суду инквизиции еретиками, должны были подвергаться казни. Такой же указ был издан впоследствии Людовиком IX в Галлии. К этому же периоду следует отнести крестовый поход против секты «альбигенцов», преследование секты «вальденсов», и уничтожение ордена рыцарей храма «тамплиеров», с казнью их магистра.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

427 Видимо, речь идет о древнем кресте св. императора Константина Великого , сделанным по образу креста, явленного ему на небе. В 1655 г. игумен Ватопеда о. Ламаскин привез эту реликвию по просьбе царя Алексея Михайловича в Россию, где получил богатую милостыню для монастыря и грамоту, в которой царь Алексей Михайлович просил братию Ватопеда оставить святыню в Москве «лет на двадцать и меньше, на сколько лет доведетца» ( Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях, 2-е изд. Сергиев Посад. 1914. С. 67). С тех пор Ватопед неоднократно просил вернуть святыню, но безуспешно (см.; Там же. С. 67–73). Отвезенный в Москву крест по своим размерам (30×18 см) отличался от находящегося теперь в Ватопеде креста императора Константина (106×57 см), который является вкладом императора Андроника Палеолога. См.: Фонкич Б.Л. Чудотворные иконы и священные реликвии христи­анского Востока в Москве в середине XVIII в./Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 96–97. 428 Иконоборство (иконоборчество) – движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой половине VIII в. Иконоборцев поддерживали императоры Лев III Исавр (717–741), Константин V Копроним (741–775), Лев IV Хазар (775–780). Иконопочитание восстановлено на VII Вселенском Соборе (Никея, 787), при императрице Ирине (780–802), и поддерживалось при ее преемниках Никифоре I (802–811) и Михаиле I (811–813). Вторая волна иконоборчества началась с царствования Льва V Армянина (813–820) и продолжалась при Михаиле II (820–829) и Феофиле (Флавии) (829–842). 429 Более подробное описание этих икон См.: Григорович-Барский В.Г. Пешеходца Василия... С. 627. Царица Феодора († ок. 867), жена Феофила (Флавия), управлявшая Византийской империей в 842–856 гг. из-за малолетства своего сына и наследника Михаила III, торжественно восстановила иконопочитание в 843 г. 430 Святой Димитрий – великомученик Димитрий Солунский (†306), мироточивый. Во времена правления императора Максимиана, преследовавшего христиан, открыто утверждал в Солуни христианскую веру, за что был заключен в темницу и убит копьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Гораздо лояльнее обошлись соправители, Никифор Фока (963–969) и Иоанн Цимисхий (969–976) с несовершеннолетними наследниками государства Василием и Константином, внуками Багрянородного. При них и главным образом через них империя достигла величайшего блеска и мощи. В Азии была снова приобретена Антиохия, равный по своему значению с Солунем город империи, а в Сирии и Месопотамии граница империи была продвинута далеко вперед. После победы над русскими Цимисхий присоединил к империи Дунайскую Болгарию. Но никогда эти блестящие полководцы не думали о том, чтобы лишить власти законных наследников престола, за которых они управляли империей. Как при последних цезарях, так и в Византии императорскую повязку нельзя считать заманчивой привилегией. Только люди, исполненные безусловного и самого серьезного чувства долга, могли взять на себя это тяжелое бремя. Государство находилось в полном разложении, когда Ираклий вступил на престол (610). Авары угрожали столице с европейской, персы – с азиатской стороны. Азиатская часть империи и Египет были утрачены: Ираклий был близок к отчаянию, но, благодаря энергичному увещанию высокопатриотичного патриарха Сергия, он снова ободрился, и его беспримерно смелые походы сломили силу персидского государства. Точно также Лев III Исавр (716) принял власть после почти тридцатилетнего периода военных восстаний и дворцовых революций. Целый год должен он был защищать столицу государства от арабов и с суши, и с моря. Но после победы он понес громадные труды над внутренним возрождением государства. Его законодательство имело целью улучшить положение сельского населения. Не останавливаясь перед суровыми мерами, привел он в порядок финансы. К этому присоединяются его административные реформы, оставившие глубокий след. Но Лев не снискал благодарности потомства, хотя он и спас империю. Чем дольше существовала империя, тем тяжелее делалась задача управления и тем отчаяннее становилось положение самодержца. Когда в XI в., вместо существовавшего до сих пор чисто – военного режима, бразды правления взяли бюрократы и ученые и положили начало полной реакции против существовавшего милитаризма, а когда, несмотря на опасность со стороны турок, они делали сбережения на бюджете армии и пренебрегали мерами защиты, тогда восстали военачальники, главным образом из малоазиатской знати и возвели на престол своего человека, Исаака Комнина (1057–1059). С горячим усердием взялся он за дело реформы, но глухая оппозиция чиновников сломила его энергию уже через два года. „Бог создал мир в шесть дней, этот император хочет в один день все опрокинуть“, говорили про него. Он отказался от всяких реформ и покорно удалился в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

подписал собственноручно. Ямбы иконоборцев Иоанна Акростих: Христа страдание – надежда Иоанна. Христос низверг крестною Божественною силою Нападение демонского полчища. Для всех живущих Он есть сила и надежда на великую победу И ясно учит уповать только на Него. Итак, изображать на стене Владыку беззаконно. Ибо [Он] есть всецелый 68 Бог, не подверженный заблуждению, Возвышающий царей благочестивых в венчании на царство. Игнатия Акростих: Крест – для Игнатия похвала. Крест, соединивши прежде рассеянное, Благочестие истинно начертывает. Ибо Он, уничтожая икон всякое зрелище, Ясно возвысил Твою славу, о Слово, И является свидетельством могущественной силы веры. Ему достойно поклоняясь, владыки Обращают в бегство врагов, [его] силой порабощенных. 1. По-гречески буквы расположены так, что они образуют правильную форму четырехконечного креста. [Col. 477] Получившие власть от одного только Бога, Лев и Константин венценосцы, Выставляют для созерцания образ Господа [то есть Крест], Сердечное имея к Нему влечение. Прежде же напрасно и без основания распространенное, Они потом уничтожили устроения икон зрелище. 1 Акростих в данном случае получается таким образом, что слово «Христа» составляют первые буквы (читаемые сверху вниз) каждой строки, а «Иоанна» – последние буквы строк, читаемые сверху вниз. Слово «надежда» присутствует в тексте целиком, а «страсть» составлено «зигзагом» из букв в середине последних четырех строк. – Ред. 3 В ТФС: «в людях», что правильно, но не совсем точно, однако может служить в качестве пояснения. – Ред. 4 Лев III Исавр (правил в 717–741 гг.) и его сын Константин V Копроним (правил в 741–775 гг.) – византийские императоры-иконоборцы. – Ред. 6 На некоторых монетах православных императоров изображение Христа имело лицо, обращенное назад, причем на Его голове было положено изображение креста. 9 Валентин – еретик-гностик II в., мыслящий о Христе докетически и считавший, что Христос не воплощался истинно, но сошел на землю с небес в особом духовном, нематериальном теле. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Текстологическую историю «Просветителя литовского» можно разделить на неск. этапов. Первоначально сложился сборник, основу к-рого составили переведенные с «простой мовы» украинско-белорус. произведения, а также хронографические тексты. В «Просветитель литовский» вошли полемические статьи из Русского Хронографа Пространной редакции (редакция 1601 г.) и перевод западнорус. антипротестант. изданий: «Книги о образех» и «Книги о Троице» (Вильно, 1596) («Книга о образех» бытовала в рус. рукописной традиции также самостоятельно). При включении в «Просветитель литовский» «Книги о образех» одна из ее статей - «О крестном знамении» - была расширена за счет текста, к-рый на протяжении долгого времени предоставлял наибольшее количество аргументов в защиту двоеперстия ,- «Феодоритова слова» (не позднее XV в.), приписываемого Феодориту , еп. Кирскому. («Феодоритово слово» текстуально связано со «Сказанием о Мелетии Антиохийском», которое восходит к «Церковной истории» Феодорита Кирского - Русинов В. Н. «Сказание о Мелетии Антиохийском» и споры по церковно-обрядовым вопросам на Руси в XIII и XVI вв.//Идеология и культура феод. России. Горький, 1988. С. 35-47.) Очевидно, что для создателя «Просветителя литовского» основанием для внесения «Феодоритова слова» послужила краткая цитата Феодорита Кирского, присутствующая в виленском издании «Книги о образех». Также была увеличена при включении в «Просветитель литовский» др. глава «Книги о образех» - «Об иконах». В ней значительно расширен рассказ о появлении реформационных течений, усилены параллели между визант. иконоборчеством и протестантизмом, уточнены имена императоров-иконоборцев ( Лев III Исавр , Лев IV Хазар, Константин V Копроним), вставлены упоминания о подготовке VII Вселенского Собора, признавшего иконоборчество ересью, введены рассказы о деятельности К-польского патриарха Тарасия , возглавившего Собор, и о реакции иконоборцев на Собор. Повествование замыкает рассказ об имп. Феодоре , вдове имп. Феофила , к-рая по совету К-польского патриарха Мефодия I заупокойными молитвами спасла душу мужа от адских мучений (этот сюжет присутствовал уже в «Хронике» Георгия Амартола ).

http://pravenc.ru/text/1840465.html

Этот единогласный, непрерывный и непреложный опыт и жизнь Церкви на протяжении трех с половиной веков образовали то, что в канонической традиции называется «церковным обычаем», соблюдаемым наряду с каноническим правом и, следовательно, применяемым даже в вопросах, касающихся канонической юрисдикции. Например, на церковном обычае зиждется автокефалия Кипрской Православной Церкви, которую утвердил III Вселенский Собор своим 8-м Правилом. Во всяком случае, и выведение Восточного Иллирика (Крита, Ахайи, Фессалии, Эпира, Албании, Македонии) из юрисдикции Римского Патриархата, и его подчинение Константинопольскому Патриархату произошло не на основании издания томоса, как это было принято, а на основании церковного обычая. Восточный Иллирик до 731 г. канонически подчинялся юрисдикции Римского Патриархата — тогда православного. В 731-м г. император-иконоборец Лев III Исавр, несмотря на резкие возражения православного папы Григория III, императорским решением отделил Восточный Иллирик и подчинил его Константинопольскому Патриархату — с тем чтобы наказать Папу Римского, который был православным и не соглашался с ним в вопросе уничтожения святых икон! По какому каноническому праву Вселенский Патриарх поставляет себя выше всеправославного сознания? Следовательно, если Восточный Иллирик по церковному обычаю подчиняется Константинополю, несмотря на тот факт, что не существует церковного акта («томоса») о передаче юрисдикции над ним от Рима, то тем более Киевская Митрополия подчиняется Московскому Патриархату, когда есть патриаршее и синодальное решение 1686 г., которое было принято церковным сознанием как в Константинополе, так и на всеправославном уровне, устанавливая тем самым церковный обычай на протяжении 332 лет подряд. Следовательно, Вселенский Патриархат, почитая церковный канонический порядок, не имел никакого права вмешиваться в дела Украины без согласия главы Русской Православной Церкви. Только Вселенский или Всеправославный Собор мог уполномочить Вселенского Патриарха на вмешательство. Однако сейчас происходит ровно противоположное: все Православные Церкви призвали его не вмешиваться.

http://pravoslavie.ru/129389.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010