И вот третье очищение, чтобы, наконец, мог он войти «в стан» Господа; ему, однако, не разрешается сразу входить в свой шатер, но, как сказано, очищаемый пробудет семь дней вне шатра своего; «в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих» (ср. Лев.14:8–9 ); как будто не довольно сказанного, что он «острижет все волосы свои» (ср. Лев.14:8 ), теперь добавляется «обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови свои» (ср. Лев.14:9 ). Ибо, как кажется, то же самое сказано фразой «острижет все волосы свои». Однако это повторение не видится мне излишним, ибо оно призвано напомнить грешнику после того, как он очищен, после того, как через покаяние прощены его грехи, об очищении его головы, бороды и бровей, словно бы сказано ему: «Вот, ты выздоровел» ( Ин.5:14 ), больше не собирай вину на свою голову, ибо «грех головы» (ср. 1Ин.5:16 ) означает думать иначе, чем вера Церкви определяет Божественные догматы . Борода должна напоминать ему, что он оставил грехи зрелости и, обратившись, стал как младенец. В бровях своих он отвергает высокомерие и преклоняет их превознесенную гордыню к смирению Христа. Итак, во вторую очередь он таким образом сбривает «все волосы своего тела»; потому и повторяется это два раза. Недостаточно также однократно омыть «одежды свои» (ср. Лев.14:8 ) в начальном очищении, и потому предписано, что «омоет одежды свои, и омоет тело свое водою», и затем прибавлено в четвертый раз: «и чист будет» (ср. Лев.14:9 ). Все это происходит с ним, когда он находится в стане, но «вне шатра своего» (ср. Лев.14:9 ). А по прошествии семи дней, как сказано, «в восьмой день возьмет он себе двух овнов». Не иной кто возьмет их, но сам «возьмет он себе». Сказано: «Двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы тончайшей пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея» ( Лев.14:10 ), чтобы после этого совершилось бы над очищенным пятое очищение. Из двух этих овнов один приносится «в жертву повинности», как сказано: «заколет [священник] овна на том месте, где заколают жертву за грех и всесожжение, на месте святом» ( Лев.14:13 ). Смотри: он уже стал достоин, чтобы за него приносил жертвы священник, и жертва эта – «великая святыня» (ср. Лев.14:13 ). Другого же овна священник принесет «во всесожжение», и помолится он об очищаемом, «и будет чист» (ср. Лев.14:19–20 ). Таким образом, первый овен, которого приносят в жертву повинности, видится мне как образ самой добродетели, которую принимает на себя тот, кто пребывал во грехе, и она позволяет ему отвергнуть свою склонность ко греху и принести покаяние за свои прежние злодеяния; другой же овен символизирует того, кто уже восставил в себе добродетель, через которую он отбросил и обратил в бегство грех, всецело предал и посвятил себя Богу и достойно предстоит у Божественных жертвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 27 О выкупе посвященного Иегове; случаи, когда выкуп невозможен; десятина Иегове с земли Лев.27:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.27:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, Лев.27:3 .  то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; Лев.27:4 .  если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; Лев.27:5 .  от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; Лев.27:6 .  а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; Лев.27:7 .  от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей. В параллель выкупу проданного ( Лев.25 ), закон разрешает и нормирует выкуп посвященного Иегове – не в силу обязательства закона, а по вольному усердию или обету, в силу свободного движения религиозного чувства. Посвятивший, по этому побуждению, Иегове свою личность или личность другого, отдавал тем самым жизнь посвященного Иегове; взамен жизни Иегова разрешает давать выкуп в пользу святилища. Размер выкупа видоизменяется в зависимости от пола и возраста: для мужчин: а) в зрелом возрасте от 20 до 60 л. – 50 сиклей священных (не народных, меньших священного на 1/7 серебра; б) от 5 до 20 л. – 20 с; в) от 1 месяца до 5 л. – 5 сиклей; г) свыше 50 л. – 15 с. Женского пола лица во всех указанных возрастах ценятся ниже: а) 30 сикл.; б) 10 сикл.; в) 3 сикл.; г) 10 сиклей. Очевидно, в каждом случае ценилась неодинаковая работоспособность посвященного святилищу лица, от него требовалась физическая работа для святилища: рубка дров, ношение воды и под. Лев.27:8 .  Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник. Если бы указанная оценка оказалась слишком высокою для бедняка, то священник делал ему особую оценку: сообразно с состоянием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; Если злословивший отца или мать был умерщвляем ( Исх 21.17 ), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. Лев.24:23 ). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65 ), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»). Лев.24:15 .  и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; Лев.24:16 .  и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом. Лев.24:17 .  Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Лев.24:18 .  Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После плена субботний год соблюдался и притом с особым ригоризмом, именно относительно покоя земли (ср. 1Мак 6.20–49,53 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 11:8, 6; 13:8, 1; 14:16, 12; 15:1, 2); год пред разрушением Иерусалима был также субботним. Зато чистый религиозно-нравственный дух закона более и более терялся в массе казуистических предписаний талмудических авторитетов (напр., прощение долгов было исключено из числа привилегий субботнего года посредством изобретенного Гиллелом Старшим т. наз. «прозбола», т. е. документа, гарантировавшего за кредитором право взыскивать свои долги в год субботний). Провозглашение юбилея Лев.25.9 . Лев.25:8 .  И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; Лев.25:9 .  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; Лев.25:10 .  и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, Лев.25:10 , см. Иез 46.17 ; Ис 61.1 ); LXX: ενιαυτς φσεως, год отпущения, слав.: « оставления». По Исифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3) ωβλ (греч. транскрипция евр. jobel) означает λευερα. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх 19.13 и Нав 6.5–6 ) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal – разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, Лев.25:8 ) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а на 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых – м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста Лев.25:10, 11 , где юбилейный год прямо называется 50-м, и из Лев.25:8 , где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя ( Лев.25:21 ) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Маловозрастные животные должны были иметь, по крайней мере, 8 дней от рождения ( Лев. 22.27 ; ср. Исх 22.29 ); в одном случае (при Самуиле, – 1Цар 7.9 ) именно упомянуто о принесении ягненка от сосцов (teleh-chalaph). Максимальный возраст в библейском тексте не определен. Мелкий скот приносился обычно в возрасте одного года ( Исх 12.5, 29.38 , Лев.9.3 и др.), есть указания этого рода и относительно тельцов ( Лев.9.3 , ср. Иосиф Флав Дpebh.Uyд.IIIkh.rл.9,1), но конечно, и мелкий, а особенно крупный скот приносился и в более зрелом возрасте. В Быт 15.9 говорится о принесении Авраамом телицы, овцы и козы – в 3-летнем возрасте. На основании иудейской традиции последний возраст почитается предельным, однако однажды, при Гедеоне ( Суд. 6:25 ), принесен был телец 7-летний, как символ 7-летнего мадианитского ига. В ст. 11 прямо указано место заклания жертв, животного – северная сторона жертвенника, – сторона, как мы уже упомянули, единственно свободная: у восточной стороны (со входа) сыпались пепел и зола, Лев. 16 , и здесь же, вероятно, стоял совершитель – священник, лицом к святилищу – к западу, который, как священное место, не мог служить местом заклания животного: с южной же стороны ставилась лестница для подъема к жертвеннику. О других жертвах – греха и вины – нарочито предписывается совершать заклание жертв, животного «там, где закаля ется всесожжение» ( Лев.4:24, 29, 33, 7:2 ). О мирной жертве библейский текст не говорит этого, и традиция считала дозволенным приносить, по крайней мере, от частных лиц, мирные жертвы в каждом месте храмового двора (Мишна, Зебах. 5:5). Лев.1:14 .  Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; Лев.1:15 .  священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; Лев.1:16 .  зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; Лев.1:17 .  и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) “Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отце, не открывай наготы ее“. Оно как будто вполне совпадает со второй половиной предыдущего постановления. Кнобель старается найти различие между ст.9 и 11 ( Лев.18:9–10 ) в том, что в 9 стихе разумеется сводная сестра, родившаяся ли в законном браке, или вне законного брака, 40 а в ст.11 ( Лев.18:11 ) вместе со сводной разумеется и родная сестра, так как по его мнению выражение “жена отца“ одинаково означает как родную мать, так и мачеху. Но такое понимание едва ли основательно, тем более, что выражение “жена отца“ есть характеристическое выражение для отличия мачехи от матери. 41 Основательнее предположение, что в ст.9 ( Лев.18:9 ) разумеется и сводная и родная сестра, а в ст.11 ( Лев.18:11 ) только сводная. Такое понимание сообразнее как с самым методом изложения рассматриваемых постановлений, по которому законодатель идет от общего к частному, так и с порядком степеней родства, по которому законодатель сначала рассматривает более близкие степени, а потом переходит уже к более отдаленным. 4) “Наготы дочери сына твоего (внуки по сыне), или дочери дочери твоей (внуки по дочери), не открывай наготы их, ибо они твоя нагота“ ( Лев.18:10 ), т.е. произошли из твоей наготы, так что, открывая их наготу, ты открыл бы свою собственную наготу. 42 5) “Наготы сестры отца твоего (тетки по отце) не открывай, она единокровная отцу твоему” ( Лев.18:12 ). 6) “Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей“ ( Лев.18:13 ). Вторая группа рассматриваемых постановлений ( Лев.18:14–16 ) заключает в себе запрещения брачных отношений с женами кровных родственников. Сюда относятся следующие постановления: 7) “Наготы брата отца твоего не открывай, и к жене его не приближайся; она тетка твоя“. ( Лев.18:14 ). Здесь не два отдельные постановления, а одно, выраженное в двух формах. Постановлением не открывать наготы брата отца своего запрещается именно то, что выражено во второй половине постановления – именно, “приближаться к жене его“. Подобное уже указано было под пунктом 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Первый шаг вновь учрежденного левитского священства – была жертва о грехе (см.: Лев. 9:7 ). В книге Левит после изложения каждого отдельного случая жертвы за грех или жертвы повинности повторяется: И так очистит его священник, и прощено будет ему, то есть всему народу ( Лев. 4:20 ), или отдельному человеку (см.: и др.). Был день, когда священство выступало в религиозно-культовой жизни народа именно как институт для очищения грехов, это – день очищения, когда первосвященник очищал и себя с домом своим (см.: Лев. 16:11 ), и святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их ( Лев. 16:16 ), наконец, возлагая грехи на выбранного по жребию козла (см.: Лев. 16:8, 10 ), исповедовал над ним все беззакония сынов Израилевых... и все грехи их ( Лев. 16:21 ). «В этот десятый день седьмого месяца заповедал Бог очищать вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним. Очищать же должен был священник» (см.: Лев. 16:24, 30, 32–34 ). В этот день однажды в год первосвященник входил во Святое святых не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа ( Евр. 9:7 ). Эта сторона ветхозаветного священства раскрыта в Послании к Евреям. Все ветхозаветное священство стояло в самой тесной связи с грехами народа, кормилось грехами народа ( Ос. 4:8 ), очищая их в жертве. По Библии, священство и есть Божественный институт, назначенный для очищения грехов. Но и в этом случае священник все же есть стоящий впереди народа в его длительном символическом самоудовлетворении своей религиозной совести. Священник есть именно стоящий (kohen) и многократно приносящий одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ( Евр. 10:11 ). Тот же принцип представительства в религиозном удовлетворении совести лежит в основе и всей сложной, по Библии, внешней чистоты и различных очищений, где мы видим также действующим священника. Священник судит о проказе и очищает прокаженного (см.: Лев. 13:1–32 ), судит о проказе дома и очищает его (см.: Лев. 14:34–56 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В переводе книги Левит исправлений немного, и они, вообще, не очень значительны. Лев. 2:12 – «Дар верхний да принесется Господу» (как приношение начатков приносите их Господу). На полях стоит начаток, так и должно быть. Лев. 2:16 – « И да вознесет жрец память ея от прягыи с маслом» (и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном). Невразумительное прягы или пергы, заменено словом всем известным, которое употребляется и для обозначения муки (σεμιδλις). См. ниже 5:11. Здесь же, собственно, разумеются зерна хлебные. Лев. 3:9 – «И да принесет от жертвы спасения Господу, тук и чресла» и Лев. 7:3 – " И весь тук его да принесет от него, и чресла». На полях вместо чресла стоит хвост. Так и должно быть с еврейского. Лев. 4:3 – «Аще старейшина жрец согрешит» (если священник помазанный согрешит). На полях вместо слова жрец стоит помазанный. Так и должно быть с еврейского. Лев. 4:27 – «Аще же душа едина согрешив не согрешит от людей из земли сея» (Если же кто из народа земли согрешит по ошибке). На полях вместо земли сея стоит селян. Смысл выражен правильно. В законе разумеется именно человек из простого народа. Лев. 6:10 – « И да облечется жрец в платняну и надраги платняны» (и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье). На полях стоит белую. Льняная одежда у священников тоже была белая. «И да вознесет пепел, что ижжет огонь всесожжения от требника, да поставит подле требника» (снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника). В прежнем переводе было: «и да вознесет принос и ижжет огонь и всесожжение от требника». Исправитель перевел и дополнил недостающее точно с еврейского языка. Здесь сказано: «и возьмет пепел всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и поставит его подле жертвенника». Лев. 6:11 – « Да принесет принос вне полка на место чисто» (и вынесет пепел вне стана на чистое место). Вместо принос на полях стоит пепел. Так и должно быть с еврейского. Лев. 6:12 – « И огонь на алтари да горит в нем и не угасает: и да возжжет на нем жрец дрова по вся утра» (а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро). В старом переводе были пропущены слова в нем и не угасает. Вся утра, т. е. каждое утро, правильно с еврейского языка. Прежде было до заутра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Глава 18 Запрещенные браки в близких родственных степенях, о прелюбодеянии, блуде и др. видах половых преступлений 3 Лев.18:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.18:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: Я Господь, Бог ваш. Лев.18:3 .  По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: Лев.18:4 .  Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Лев.18:5 .  Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь [Бог ваш]. Ввиду известного сладострастия жителей Востока и того исторического факта, что целые государства и отдельные нации Востока погибли вследствие расшатанности нравственных устоев, безграничного произвола половых сопряжений и прекращения всех существующих семейно-социальных отношений – Иегова, Святый Израиля, с особенною торжественностью изрекает постановления, регулирующие семейную жизнь. Возникающее, в виду крайней омерзительности некоторых запрещаемых здесь половых преступлений, сомнение в возможности их блаж. Феодорит (вопр. 24 по Лев.) разрешает так: «Бог не стал бы запрещать того, на что никто не отваживался. А что сие действительно так, свидетельствует о том самое: » по начинаниям Египта и земли Ханаанской не сотворите». Сказав же сие, объясняет, на что там отваживались, и запрещает таковые дела. А что люди осмеливались делать многое сему подобное, свидетельствуют о сем персы, которые и до настоящего времени вступают в супружество не только с сестрами, но с матерями и дочерями. Многие же отваживаются и на другие беззакония». Лев.18:6 .  Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Общее правило: браки и половые сопряжения в близком кровном родстве (Vulg.: proxima sanguinis sui) не должны иметь места у Израиля. Лев.18:7 .  Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–9. Жертва всесожжения и ее обряд; приношение крупного скота. 10–18. Приношение мелкого скота. Лев.1:1 .  И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. По построении скинии Господь, исполняя обетование Свое Моисею открывать ему Свою волю и являть Свое присутствие над ковчегом завета и крышкою его (kapporeth, греч. λαστριον – престол умилостивления, милосердия), дает повеления Свои уже не с горы Синая, как раньше ( Исх 19.3, 24.16 ), а из скинии, с ковчега завета, – тем более, что все почти законоположения книги Левит связаны с святилищем, и некоторые отделы ее назначены собственно для служителей святилища (напр., Лев.6:8– 7:21 ). Впрочем, общее назначение законов книги Левит и самой книги вообще для «сынов Израиля» ( Лев.1:2 ), как призванного к священнической святости ( Исх 19.5–6 ). Все, содержащиеся в кн. Левит, повеления и законы Иеговы Моисей получил, стоя, вероятно, во второй части скинии, пред завесою во святое святых, куда мог входить лишь первосвященник ( Исх 30.10 ; Лев.16:2, 12–13 ; Евр 9.7 ). Лев.1:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Лев.1:3 .  Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; Отсюда начинается изложение законов о жертвах Лев.7:38 . Цель и смысл ветхозаветных жертв блаж. Феодорит, подобно др. церковным учителям, определяет следующим образом: «что Бог ни в чем не нуждается, сему, думаю, не будут много противоречить и малоосмысленные. А что неблагоугодны Ему и таковые жертвы, сие открыл Он через многих пророков. Но поскольку израильтяне, долгое время прожив в Египте, научились приносить жертвы идолам; то Бог дозволил жертвы, чтобы избавить их от суеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010