Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) Руперт (1075/80–1129/30), бенедиктинский монах в Люттихе (Льеже) и Зигбурге, с 1120 г. – аббат монастыря в Дойце (на правобережье Рейна, напротив Кёльна), был одним из самых известных и плодовитых богословов своего времени (его сочинения в «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня занимают четыре полных тома: PL. Т. 167–170). Проявил себя Руперт и как агиограф: его перу принадлежит «Слово о св. мученике Пантелеймоне», в приложении к которому описано несколько чудес святого, совершившихся во времена, близкие ко времени создания «Слова». Например, чудо с «млеком и кровью» св. Пантелеимона (из ран мученика, по житийной традиции, источилась не только кровь, но и молоко), которые хранились в прозрачной ампуле в Константинополе и, не смешиваясь, ежегодно менялись местами; такая смена не произошла в 1091 г., что стало предзнаменованием кровопролитной битвы греков с печенегами (см. 22, примеч. 591). Среди подобных чудес помещено и чудо о «Харальде, короле народа Руси». «Слово» сохранилось в единственном списке второй половины XII в. из Кёльна (Historisches Archiv Köln, cod. Wallraf. 320). В отдельном виде эти «Чудеса св. мученика Пантелеимона» («Miracula S. Pantaleonis martyris») по списку ХII/ХIII в., хранившемуся в Главном государственном архиве в Дюссельдорфе и погибшему во время Второй мировой войны, были в свое время изданы болландистами в «Acta sanctorum», но анонимно, так как в Дюссельдорфском списке авторство Руперта не указано. Интерес Руперта к св. Пантелеимону объясним: в Кёльне св. Пантелеимона весьма почитали с середины X в., когда здесь был основан монастырь в его честь (см. примеч. 858); по просьбе настоятеля этого монастыря Руперт и написал свое «Слово». Издания: АА SS. 1729. Iulii t. 6. Р. 422 А-С (по Дюссельдорфскому списку); Coens 1937. Р. 265–266 (по Кёльнскому списку); Назаренко 2001а. С. 586–587 (по Кёльнскому списку с вариантами по Дюссельдорфскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее прочной основой начальной истории древнерусских епархий служит византийский каталог в рукописи Cod. Athen. 1371 (ХII/ХIII в.), который, по Г. Гельцеру, отражает реалии 1170–1179 гг. с учетом изменений за период с 980 по 1170 г. Русская митрополия помещена здесь на 62-м месте в сопровождении одиннадцати подчиненных ей епархий: Белгородской, Новгородской, Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Переяславской, Суздальской, Туровской, Каневской, Смоленской, Галицкой 144 . Последовательность перечисления не обязательно воспроизводит порядок возникновения кафедр – скорее, она отражает их церковный ранг (ср., однако, с.58. – Прим, перевод.). Относительно одного епископства – Смоленского – известна точная дата его основания, поскольку сохранилась его учредительная грамота 1136 г. 145 . Под 1164/65 г. Ипатьевская летопись упоминает галицкого епископа Козьму, возможно первого на этой кафедре 146 . Остальные епархии были, надо полагать, более 147 . На первом месте после Киева назван Белгород (πρωτθρονος), и это позволяет отнести редакцию списка ко времени до 1165 г., когда на первое место выдвинулся Новгород, получивший статус титулярной 148 . Первым белгородским епископом, о котором упоминают источники, был Никита, участник перенесения мощей свв. Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. 149 . Другой, Лука, назван сразу вслед за киевским митрополитом в рассказе об освящении двух церквей под 1088/89 г. 150 . Учитывая выдающееся положение города-крепости Белгорода, которое отразилось и в ранге Белгородской епархии, естественно предположить, что кафедра в этой “второй столице”, расположенной в 25 км юго-западнее Киева, была учреждена самим Владимиром. Новгородская епархия поначалу занимала, как сказано, лишь второе место (т.е. третье после митрополии. – Прим, перевод.). С середины XI в. в Новгороде велась местная летопись, аналогичная Повести временных лет и сохранившая надежные списки здешних епископов. Обе летописи сообщают под 1036 г. о поставлении Луки Жидяты, имя которого известно также по одному его поучению 151 . О предшественниках Луки Иоакиме и Ефреме можно утверждать лишь то, что Ефрем был поставлен в год смерти Иоакима (1030 г.). Точная дата учреждения кафедры (равно как и имя первого новгородского епископа) не поддается определению. Ясно только, что произошло оно в правление Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой. Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкой ковчега указывало, что очищения своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания Которого среди Израиля было Святое Святых. Это же вхождение первосвященника во Святое Святых с жертвенной кровью прообразовывало Христа Спасителя, Который, как Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11 – 12 ). Законы святости (Лев. 17:1 – 27:34) Этот раздел, являющийся, по мнению большинства библеистов, частью священнической традиции Пятикнижия, содержит постановления о воплощении в повседневной жизни заповеди Божией о стяжании святости, без которой никто не увидит Бога (см.: Евр. 12, 14 ). Эти повеления говорят о жертвах и пище (см.: Лев. 17:1 – 16 ), семейных отношениях (см.: Лев. 18:1 – 30 ), о взаимоотношениях с ближними (см.: Лев. 19:1 – 37 ), о преступлениях, наказуемых смертью (см.: Лев. 20:1 – 27 ), о святости священников (см.: Лев. 21:1 – 24 ) и совершаемых ими жертвоприношений (см.: Лев. 22:1 – 25 ), о праздниках (см.: Лев. 23:1 – 43 ), о хлебах предложения (см.: Лев. 24:1 – 9 ), о богохульстве (см.: Лев. 24:10 – 23 ), о субботних и юбилейных годах (см.: Лев. 25:1 – 55 ), о благословении исполнителям закона и проклятии нарушителям (см.: Лев. 26:1 – 46 ), о клятвах и десятинах (см.: Лев. 27:1 – 34 ). При истолковании этого раздела книги Левит святые отцы особое внимание уделяли постановлениям о праздниках, а также о субботних и юбилейных годах. Еженедельный праздник – Суббота – была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (см.: Евр. 4:4, 9 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Первое жертвоприношение Аарона с чудесным нисшествием с неба огня, и первое благословление первосвященником народа Лев.9:1 .  В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых Лев.9:2 .  и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне; После 7 дней освящения скинии и посвящения ветхозаветных священнослужителей, в 8-й день нисана 2-го года ( Исх 40.17 : скиния была поставлена в 1-й день 1-го месяца, нисана, 2-го года по выходе из Египта), скиния должна была быть показана, как место благодатного присутствия и действия Иеговы, а священнослужители должны были впервые выступить в служении посредников между народом и Богом. По-прежнему (ср. Лев.8.2 ) созываются представители народа и по-прежнему же (ср. Лев.8.17–18 ) за первосвященника повелевается принести 2 жертвы: за грех – тельца и во всесожжение – овна. Лев.9:3 .  и сынам Израилевым скажи: возьмите козла в жертву за грех, [и овна,] и тельца, и агнца, однолетних, без порока, во всесожжение, Лев.9:4 .  и вола и овна в жертву мирную, чтобы совершить жертвоприношение пред лицем Господним, и приношение хлебное, смешанное с елеем, ибо сегодня Господь явится вам. За народ приносятся: а) в жертву за грех – козел, приносившийся за грех собственно отдельного князя народа ( Лев.4.22 ), – здесь действуют представители народа – старейшины как бы от себя: б) в жертву всесожжения – тельца и барана; в) в жертву мирную – по-видимому, принесенную совместно от народа и священства, – вола и барана. Величайшая важность настоящего жертвоприношения: благодатное явление славы Господней ( Лев.9:4, 6, 23, 24 ), в виде светоносного облака. Лев.9:5 .  И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло все общество и стало пред лицем Господним. Лев.9:6 .  И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. Лев.9:7 .  И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хлебы не сожигались, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев.2.2 , azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев.24:9 . Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, – известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный. Лев.24:10 .  И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; Лев.24:11 .  хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова]; Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. Лев.24:13 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и Лев.24:23 . Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2.12 ), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab ( Лев.24:11 ) в смысле parasch – ясно произнес, LXX: πονομσας, – согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal – проклинать), ср. Лев.24:14, 15, 16 . Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. «Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

Прекрасная Лань: А правда, Лев, что когда-то звери вместе с людьми жили в раю и были счастливы? Лев: Правда. Но знай – придёт время, и Господь изменит этот мир. Святые люди станут жить со Христом в Царстве Небесном. И звери снова будут жить в раю. Прекрасная Лань: Скорее бы пришло это время, царь зверей! Я так устала убегать от хищников и хочу хотя бы немного пожить в покое, в мире и радости. Лев: Если бы все люди на земле стали любить Бога и друг друга, твоя бы мечта исполнилась, Прекрасная Лань. А пока люди воюют и убивают друг друга, и мы, звери, остаёмся злыми и жестокими. Прекрасная Лань: Нам, наверное, пора спешить? Лев: Да-да, пора! Все звери давно собрались у Старой Пальмы. (Уходят. Открывается занавес. На фоне иконы Рождества Христова, ближе к краю сцены, стоит Старая Пальма. Вокруг неё сидят и стоят разные Звери. Входит Лев и Прекрасная Лань. Звери, увидев Льва, почтительно встают). Лев: Здравствуйте, звери земные! Приветствую тебя, Старая Пальма! Рад поздравить вас с Рождеством Христовым. Звери : Здравствуй, царь зверей! Старая Пальма: С Рождеством Христовым, Лев! Лев: Пойдёмте к Вифлеемской пещере, Христу-Младенцу принесём благодарение за то, что Бог нам жизнь подарил. (Подходят к пещере и смотрят на Богомладенца). Лев: Боже! Мы не люди и не умеем молиться. Но мы благодарим Тебя за прекрасный мир, который Ты создал. Благодарим Тебя за то, что Ты пришёл на землю, чтобы спасти людей от грехов их. Мы очень хотим, чтобы все люди стали похожими на Тебя. (Звери возвращаются к Старой Пальме). Лев: Спой нам, Пальма, свою древнюю песню о Рождестве Христовом. Расскажи нам о том, как это было. Ведь уже сотни лет прошло с тех пор. Ты одна только и помнишь ту Святую ночь. Ты, да ещё звёзды на небе, да люди, которые любят Бога. Старая Пальма (поёт песню): В пещере светильник мерцал, Ягнята шуршали в углу, Иосиф с дороги устал И сено стелил на полу. И запах засушенных трав Ослёнка будил и вола. Мария, Младенца прижав, В сторонке смиренно ждала. Иосиф затеплил очаг И ясли подвинул к теплу.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Лев.27:27 .  Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Посвящать Иегове от усердия можно было только то, что уже само по себе, без посвящения, по закону, не принадлежало Ему. Поэтому нельзя было посвящать Иегове первенцев, принадлежавших Иегове по закону, – Исх.13:2, 22:30 . Лев.27:28 .  Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; Лев.27:29 .  все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое – херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, « великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека ( Лев.27:28 ); во-вторых, заклятое – человек или скотина – не может остаться в живых, а должно быть предано смерти ( Лев.27:29 ). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис 21.2 ; Втор 12.16 ; Нав.6:17, 7.12 ; 1Цар 15.18–19 ; 3Цар 20.42 ). Лев.27:30 .  И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; Лев.27:31 .  если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. Лев.27:32 .  И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; Лев.27:33 .  не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Десятина не была заклятием; вместе с первородным и начатками плодов десятина была обязательным теократическим приношением святилищу: «что проходит под жезлом – десятое» ( Лев.27:32 ), – бытовая черта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010