Исследователи рассматривают последствия Брестской унии и дальнейшей эволюции западнорусского христианства в разных епархиях и областях Киевской митрополии, в том числе новые явления в области культуры, особенно в книгоиздании (деятельность львовской, виленской, супрасльской типографий), решения соборов униатского духовенства по упорядочению структуры и обрядовой практики униатской Церкви, организации приходской жизни, используя, в том числе, и неизвестные до сих пор архивные документы. Особенное внимание уделяется деятельности таких выдающихся архиереев, как Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), Киевские митрополиты Лев (Кишка), Киприан (Жоховский), Афанасий и Лев (Шептицкие). Собранные материалы и сделанные наблюдения о Slavia Unita (прежде всего, о «постмогилянском» реформировании церковной организации, решениях соборов, культовой практике, явлениях культуры), по мнению А. Гиля и И. Я. Скочиляса, свидетельствуют о том, что для западнорусской Церкви принятие унии было способом сохранения киевской традиции (с. 179–181). Переподчинение Киевской православной церкви Москве в 1686 г. видится авторам как начавшийся процесс утраты церковной идентичности западнорусским православием (с. 444). Однако судьбы собственно киевского православия, а также важнейший вопрос перехода кафедры в юрисдикцию московских патриархов не рассматриваются в исследовании, а потому высказанная оценка остается пока лишь предварительным наблюдением, относительно которого с авторами можно поспорить. Нет сомнения, что к концу ΧVII столетия на территории Киевской митрополии православие, некогда покровительствуемое столь блистательными магнатами, как князь Константин Острожский, и породившее феномен церковных братств и монастырей с их школами и активной книгоиздательской деятельностью, становилось переферийным по отношению к Москве. В то же время, нельзя не отметить того огромного влияния, которое оказали представители киевского духовенства, те, кто получил образование в Киево-Могилянской академии, на Русскую Православную Церковь. Дальнейшее изучение влияния киевского православия на московское, особенно в эпоху церковных реформ патриарха Никона и начавшейся книжной справы, присоединения к Русскому государству части земель Речи Посполитой, а затем и перехода Киевской православной митрополии в юрисдикцию московских патриархов представляется, таким образом, необходимым для дальнейшего более глубокого изучения этого явления.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199087/

А русский вышеупомянутый хронограф относит сие к следующему 1591 г. Разность еще и в том, что униатские писатели и наш хронограф говорят, якобы на сем первом Брестском соборе был митрополит Михаил Рагоза, но жизнеописатель Ипатия Поцея, Лев Кишка, не упоминает о митрополите ни на сем первом 1590, ни на втором 1593 г. во Львове, а уже на третьем решительном об унии соборе 1594 г. в Бресте. Он говорит, что на первом 1590 г. июня 24 соборе были только епископы: Луцкий Кирилл Терлецкий, Пинский Леонтий Пельчицкий, Хелмский Дионисий Збируйский, Львовский Гедеон Болобан, коим Ипатий Поцей предложил о введении унии. Но поскольку на сие не соглашались многие князья православные и притом не обеспечены еще были утверждением короля Сигизмунда III древние права греко-русских в Польше и Литве церквей, то дело сие и отложено. А Кульчинский, Стебельский, Островский и другие, на коих они ссылаются 122 , прибавляют, что якобы на сем соборе, созванном самим митрополитом Рагозой, он предложил вопрос: кого лучше признавать главой русской Церкви: Иеремию ли, по России бродящего, или Митрофана, либо Неофита в Константинополе пребывающих? И что на сие все единогласно отвечали, приличнее де малороссийской Церкви подчиниться покровительству римского апостольского престола. Но сие сказание опровергается тем, что 1) Иеремии патриарха тогда не было уже в России; 2) нельзя было русским епископам не знать, что не Митрофан и не Неофит, а Иеремия был тогда действительным Константинопольским патриархом; ибо он с 1586 г. до кончины своей в 1594 г. без перемены правительствовал, а Митрофан скончался еще в 1580 г. Неофит же до 1600 г. не был патриархом 123 . Наш Русский хронограф напротив того говорит, что на сем первом соборе «ничтоже достойного бысть, токмо Кирилл, яко бес, не преста клевеща на патриарха и предложил только собору „яко мы Русь Веры Греческой и церкви наши многие пакости от ляхов поносят; ныне убо мы умыслихом вседушно приложитися в то и просити короля и всего сената, дабы нас оставили при вольностях по правам нашим и проч.» и сия речь люба бяше всем и единодушно на се согласитася вси и молища Кирилла и Потея, да труждаются в сем, яко искуснейшии суще, обещающеся им во всем помогати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Однакоже, несмотря на частное предложение Сорбонны, о союзе церковном, никогда Уния не была столь жестока в своих гонениях на православие. Новый Митрополит Униатский, Лев Кишка, преемник Киприана, успел уже на соборе, созванном в Замостьи, открыто утвердить Унию (1720 г.) во всех епархиях, находившихся под владычеством Польши, и признать законным уничтожение всех Епископов православных; конституция сейма уполномочила сие насилие, сохранив только одну Могилевскую кафедру. Несколько уцелевших монастырей и церквей, в Литве и на Волыни, отягощаемы были податями, лишаемы последних имуществ; духовенство терпело всякое насилие и поругание, утвари и сосуды расхищались и попираемы были св. тайны; волости монастырские страдали без защиты, а шляхта и мещане православные не допускались ни в какие должности. Сам Могилевский Епископ, князь Святополк Четвертинский Сильвестр, подвергался узам и ранам от буйства Поляков. Два Епископа Униатские, Смоленский и наипаче Перемышльский Иннокентий, делали нестерпимым в своих епархиях пребывание православных; тщетно гонимые взывали о защите. Государь вступался чрез посланника в Варшаве за единоверцев, представляя, какою свободой пользуются все исповедания в России, и требовал учреждения следственной комиссии по границам, для рассмотрения обид, наносимых православным в Литве, Белоруссии и Польше; он назначил даже со своей стороны в Могилев комиссара Рудаковского. Король Август и нунций папский в Варшаве, архиепископ Сантини, и сам Папа постепенно тревожимы были жалобными грамотами Петра великого; но строгие запрещения Августа и окружные послания нунция, даже с возложением проклятия на непокорных возмутителей спокойствия церковного, не действовали; насильство, грабежи, узы, мучения, воздвигаемые фанатизмом Римлян и Униатов, продолжали сретаться в бедствующей Литве, с неодолимою твердостью православных в вере отеческой. И все сие совершалось бесстрашно и безнаказанно, когда уже Россия, окрепшая после двадцатилетней борьбы Шведской, овладела северным поморьем, когда исчез с поприща браней грозный их возбудитель Карл, и преемник его заключил, наконец, с Россиею славный для нее Нейштадский мир, упрочивший ее внешнее благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

133 Напротив того, патриарх Мелетий в вышеупомянутой грамоте своей 1597 г. удостоверял князя Острожского, что протосинкелл Никифор есть действительно уполномоченный от покойного патриарха Константинопольского Иеремии экзарх, так как и Кирилл Лукарь от него Мелетия; и потому правильно держали они в Бресте собор на отступников. Послание сие напечатано князем Острожским вместе с другими в 1598 г. в Остроге в 8 д. л. Самое обстоятельнейшее описание Брестского униатского собора с опровержением оного издано в 1597 г. Христофором Бронским под именем Филарета Орфодокса в книге Апокрисис, напечатанной без означения места и года на 557 страницах в 4 листа, а также и в книге, до того изданной под названием Еквесис. 134 Грамоту Мелетиеву к Ипатию в польском переводе и на том же языке ответ ему Ипатиев Лев Кишка издал в конце Поучений и бесед Ипатиевых, переведенных им с русского на польский и напечатанных в Супряле в 1714 г. в 4 листа. 135 Bandkie Dzieje Krjlewstwa Polskiego, tom II. K. 272 I 274 Бремзен в недавно изданной своей книге Russland und das Russische Reich, ein Geographisches Handbuch. Berlin, 1819, доказывает, что и ныне все уездные жители или крестьяне в присоединенных к России губерниях суть коренные русские, кроме Волыни, Литвы и Белостоцкой области, и что одни только шляхтичи поляки, с коими считая и поселившихся там иностранцев, мастеровых, и жидов немного более полумиллиона в числе 8 почти миллионов жителей, а Руссов в Волынских записках, издан. В 1809 г., полагает и в Вильне русских крестьян 521, 577. 136 Русский с польского подлинника перевод сего замечательного акта смотри в прибавлении сей книги под 15. 138 Ответ сей напечатан у Ходыкевича in Commentaris de rebus; gefiis in Provintia Russie Ordivis Predicatorum, pag. 102. 139 Clemens Chodykevicz 1. с, pag. 64, 77, 93, 95, 102 и 561. Но в метрике Великого Княжества Литовского еще под годом 1552 февраля 6 по рапорту Замковского кастелляна или городничего Киевского упоминаются уже костелы и ктиторы католические в Старом Киеве, или Софийской оного части.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Госуд. Росс., том V, прим. 242. 107 О сем свидетельствует Псковская летопись; а польские и униатские историки думали, что он сожжен за непреклонность к унии. Московские же почитают его униатом, но тогда и не было еще унии. 112 Самуил Бандшке в книге своей Dzieje Krolewstwa Polskiego, издан. 2 1820 в Вроцлаве том II, стр. 142 признается также, что до 1596 г. никогда не было повсеместной унии, и после сего она частно только распространялась и уже со времени Замойского Синода 1722 г, сделалась повсеместной. А Завещание Поциево напечатано при жизнеописании его, сочиненном Львом Киткой и изданном с Поучениями и беседами Поциевыми в Супряде в 1714 г. 115 Все сии происшествия обстоятельно описал униат Игнатий Стебельский в книге своей Zywoty ss . Ратеп у Matek Ewfrozyny у Parascewii Zakonnic у Hehumeniy Polockich tom II. druk. W Wilnie 1782 od kart 104 do 145. Согласно с ним пишет Бандтпке в Dzieje krolevstwa Polskiego tom II, стр. 168 и след. и 203. 116 Все сии грамоты Константин князь Острожский тогда же напечатал и издал в Острожской своей типографии в 4 листа. Экземпляр сей редкой книжки есть в Киево-Печерской библиотеке, а запретительная грамота короля Стефана латинским подлинником с русским переводом напечатана в Архиве Белорусских Грамот, изданных в М. 1824 г. иждивением канцлера графа Н.П. Румянцова под 15. 119 Сии обстоятельства с последовавшими до Брестского Соборища взяты из выписки иеромонаха Михаила Павловича Лосицкого, сделанной им в 1670 г. из одного русского хронографа в Троицком общежительном Густинском Прилуцком монастыре. 120 В выписке Лосицкого сказано, что Кирилл был двоеженец, не соблюдал монашеских постов, убил Филиппа маляра, прелюбодействовал с женой брата своего, давал у себя пристанище ворам, приносившим к нему краденое, подделывал золотую монету и проч. Князь Константин Константинович Острожский во всем сем обличил его, но Кирилл за то поссорил его с одним знатным вельможей. 121 Лев Кишка, униат, прототроний и администратор униатской митрополии, епископ Владимирский и Брестский (после бывший митрополитом) при издании Поучений и Бесед Поциевых, (Kazania у Homilie); переведенных им с русского на польский язык и напечатанных в Супряльском Базилианском монастыре в 1714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

выехал в Киев последний гонимый на Волыне бывший Луцкий и Галицкий епископ Кирилл Шумлянский, с 1715 г. определенный митрополичьим коадъютором в Переяславле; а в 1717 г., хотя трактатом Польши с Россией обещано было православным церквям и духовенству возвращение прежних прав и вольностей, но по случаю тогдашней шведской войны польский сейм под общим именем о диссидентах или не соглашающихся с римским исповеданием постановил, чтобы все диссидентские церкви, недавно в городах, местечках, селах и в самых домах заведенные уничтожить и запретил не только в них общенародные собрания, но и частные и проповеди , и пения, а на всех не соглашающихся с римским костелом назначен штраф и всем отказано право чинов и общественных должностей. Наконец, сам Преосвященный митрополит Иоасаф в 1718 году позван в С.-Петербург, по сказанию Голикова 192 якобы для объяснений по делу царевича Алексея Петровича и, отправясь из Киева уже больным, на пути скончался июля 1 в Твери, где и погребен 24 августа в Соборе Варлаамом епископом Тверским. В промежутке сем униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, под непосредственным польским правлением остававшихся, собором своим, созванным в Замостье, в 1720 г., открыто уже: утвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все польские монастыри и приходские церкви, и сие насилие свое уполномочить сеймовой конституцией. Остался только под польским правлением в Белоруссии один православный епископ Могилевский Сильвестр князь Четвертенский, и несколько православных монастырей и церквей в его епархии и по Литве, принадлежавших Киевской митрополии. Но и они для принуждения к унии отягощены были несносными податями, либо лишаемы были владений. Духовенство и православная вера подвергаемы были поруганию, монахам обстригали головы и бороды, священников бесчестили и ограбляли, а Св. Тайны попирали, утвари и сосуды похищали; подданные монастырские были разгоняемы; биты, мучимы, в узы заключаемы; шляхта не допускалась заседать в сенате, а мещане в магистрате и ни в какие чиновные должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Приняв унию в 1681 , он скрывал это до 1700 , вследствие чем незаметно совершилась замена многих православных духовных лиц расположенными к унии, и в руках униатов сосредоточились большие земельные владения и епископии львовская , перемышльская , луцкая ; одна только белорусская оставалась в руках православных епископов. Луцкая епископия досталась униатам после борьбы: племянник Иосифа Шумлянского, Кирилл долго сопротивлялся униатам, пока, наконец, в 1711 не принужден был бежать в Киев , где получил в управление переяславскую епархию . Когда почти все епархии перешли в руки униатов, осторожность, которую рекомендовал Шумлянский, была нарушена, и в 1720 униатский митрополит Лев (Кишка) созвал в Замостье собор, на котором уния была провозглашена единственной законной, кроме католической, церковью в пределах Речи Посполитой . После этого началось самое деятельное преследование православия. С 1732 по 1743 было обращено в унию 128 православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений и т.п. Относительно схизматиков, как называли православных, все было дозволено. По вечному миру с Польшей 1686 Россия получила право заступаться за православных. Последние просили не раз ее заступничества, и она не раз делала представления, но особенного значения они не имели. На коронацию Екатерины II приехал белорусский архиепископ Георгий (Конисский) и в трогательной речи изобразил перед императрицей положение православных в Польше. При избрании на престол в 1764 Станислава Понятовского вопрос о православных был внесен на сейм. Среди православных польской Украины началась деятельная агитация; средоточием ее были переяславская кафедра, на которой сидел епископ Гервасий (Линцевский) , и Матронинский монастырь, в котором игуменом был Мелхиседек (Значко-Яворский) . По селам стали возобновляться и вновь строиться храмы; приходы возвращались из унии в православие. В 1765 Георгий (Конисский) и Мелхиседек ездили к королю; результатом этой поездки явилась королевская грамота с утверждением религиозных прав украинского народа, а также письма короля к униатским властям с приказанием прекратить насилия по отношению к православным. Все это только подлило масла в огонь. Гонения не только не уменьшились, а еще более усилились.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

переведенный в Воронеж. Киевская митрополия, только что недавно подведенная под власть московского патриарха, в начале XVIII столетия, с учреждением Святейшего Синода, переживала опять тяжелое время перехода к новым формам жизни. Митрополит Иоасаф Кроковский в 1718 г. вызван был для каких-то допросов в С.-Петербург и, не доехав до С.-Петербурга, скончался в Твери. После него митрополичья кафедра 4 года оставалась не занятой. Пользуясь этим, униатский митрополит Лев Кишка, под покровительством польского правления, отбирал православные монастыри и церкви на унию, а в 1720 г. созвал Замойский собор, на котором постановил определения, прямо враждебные православной церкви. При учреждении Святейшего Синода, назначенному в Киев новому архипастырю, Варлааму Вонатовичу, воспрещено было именоваться митрополитом и употреблять в титуле слова и Малыя России; а чрез 8 лет, в 1730 г.,он лишен был сана и, в звании простого монаха, сослан в заточение в Белозерский монастырь. Преемник его, Рафаил Заборовский, также именовался архиепископом. Первоприсутствующий в Синоде, Феофан Прокопович , хотя сам был по воспитанию киевский, имел какие-то поводы враждебно относиться к Киеву и принизил митрополию Киевскую так, что не осталось следа ее прежнего могущественного положения. Бывшие прежде под ведением ее, православные епархии Луцкая, Львовская и Перемышльская, отпали в унию; а оставшаяся в польском крае единственная православная епархия, Белорусская, в необходимых случаях относилась к русскому правительству (в Св. Синод и Коллегию иностранных дел) помимо киевского архиепископа. В 1729 г. избран был на белорусскую кафедру киево-межигорский архимандрит Арсений Берло. Но он подвергся таким преследованиям, что принужден был оставить епархию и переведен в Переяславль. Бывши пред тем самостоятельным епископом, он не хотел стать в подчиненное положение коадъютора киевского архипастыря, который, притом, сам не имел уже звания митрополита, и просил Св. Синод сделать новую епархию его самостоятельной, в чем ему и сделано было удовлетворение и дозволено именоваться Переяславским и Бориспольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Бытень. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1654 г. как составная часть базилианского монастыря. Храм соединялся ходами по левой стороне с Петропавловским собором, а по правой стороне с жилым трехэтажным корпусом монастыря. Храм оборудован системой отопительных ходов и использовался как зимний и как домовой храм монастыря. После 1839 г. монастырь был передан православным. К концу 19 века жилой корпус из-за неэффективного использования пришел в ветхость и был разобран. Собор во время Первой мировой войны был сильно поврежден снарядами и был за пару десятков лет разобран местными жителями на строительный материал. Осталась только домовая церковь, которая стала основным приходским храмом. На горнем месте Бытенского храма находится точная копия иконы, написанной 1654 г. “Господь Вседержитель”. В 1985 г. при священнике Григории Пилипчуке был произведен капитальный ремонт церкви. В 2000 г. на территории храма была построена надвратная колокольня и приобретено четыре колокола. Источник: Сайт благочиния Расположенная на международной автотрассе Е85 Клайпеда-Бухарест деревня (ныне агрогородок) Бытень плавно спускается с небольшой возвышенности к реке Щаре. Известно это местечко с 1555 года, в конце XVI века перешла к шляхетскому роду Тризнов. В 1607 году слонимским маршалком Григорием Тризной и его женой Региной тут был основан один из богатейших и известнейших в ВКЛ униатских монастырей в стиле раннего барокко. Его доминантой стала соборная церковь, освящённая во имя Св. Иоасафата в 1710 году. Именем блаженного Иоасафата Кунцевича (его беатификация состоялась в 1643 году, а канонизация произошла только в 1867 году) церковь назвали неслучайно: до 1613 года он служил в Бытене настоятелем обители. С трудом пережив Первую мировую войну, собор не устоял после Великой Отечественной. Не сохранились и монастырские постройки. До наших дней дошла только малая " тёплая " Успенская церковь, выстроенная в 1654 году, которая помнит о том, что в 1683-1688 гг. в обители обучался и вступил в орден Лев Кишка, впоследствии (1713-1728) униатский митрополит ВКЛ. И не он один. Благодаря духовной школе, которую открыли тут базилиане в 1615 году, Бытень воспитал многих известных деятелей униатства. Однако духовные заслуги базилиан не произвели должного впечатления на наследников Тризнов-Тызенгаузов, и те отсудили у монахов обитель, передав её в 1779 году католикам. Тем не менее Бытень продолжал греться в лучах славы соседнего Жировичского монастыря, и когда накануне упразднения униатства над последним сгустились тучи, здешний монастырь принял в 1828 году жировичских монахов-базилиан. А вскоре 52 базилианских монастыря, которые размещались на территории Беларуси после её присоединения к России, были переведены в православие - в их числе и Бытенский.

http://sobory.ru/article/?object=24324

Настойчивость эта при м. Селляве, особенно при Коленде, была поводом к неприятным столкновениям между митрополитом и орденом. Между тем Рим, вполне понимая, какую выгоду он может извлечь для себя из ордена, принял его под свое особое покровительство, так что власть митрополита над орденом сдалалась бессильной. После смерти митрополита Коленды базилиане избрали в протоархимандриты простого монаха. Преемник Коленды, митрополит Жоховский, сначала не домогался звания протоархимандрита; потом стал искать его, но уже было поздно. Под влиянием Рима, в 1686 г. наконец установлены и утверждены Римом правила или договорные статьи (Nexus), определяющие отношения ордена к митрополиту и положившие конец притязаниям митрополитов на звание протоархимандрита. 1106 В силу этих правил орден получил полное внутреннее самоуправление и громадную силу. Без согласия его митрополит не мог никого возводить на иерархические места. Таким образом, благодаря покровительству Рима, базилианский орден захватил в свои руки управление униатской церковью. Но это не остановило притязаний митрополитов на подчинение им ордена. С другой стороны самовластие ордена, полное сближение его с латинством, презрение к белому духовенству, надменность пред митрополитом и епископами и обращение в свою исключительную пользу всех громаднейших доходов от монастырских имений, возбудили общее нерасположение к нему в униатской церкви. В начале XVIII столетия митрополит Кишка и преемник его Афанасий Шептицкий возобновили тактику первых митрополитов по отношению к ордену. Кишка сам был протоархимандритом ордена и даже, вопреки правилам, сохранил это звание после посвящения в сан епископа владимирского; но, сделавшись митрополитом, он не мог видеть подле себя независимой базилианской корпорации и, сложив с себя звание протоархимандрита, употреблял все меры к унижению и ослаблению ордена, умножал число архимандрий, выбирал по своему усмотрению лиц на орденские должности и пр. Не довольствуясь этим, он задумал основать другую, отдельную от литовской, конгрегацию из южно-русских монастырей на Волыни и в Короне, не бывших доселе под властью протоархимандрита, с подчинением этой новой конгрегации митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010