Чтобы сделать В. покрепче или придать ему более приятный вкус, его смешивали с перцем, полынью или фимиамом: «Вино, полное смешения» (Пс 74. 9; ср.: Притч 9. 2, 5; 23. 30; Ис 65. 11; Песнь 8. 2). В., смешанное с миром , употреблялось как наркотик (ср. Пс 59. 5: «Вино изумления»). В., сделанное из кожуры винограда, использовалось как уксус (  ) - хорошо утолявший жажду напиток, если его разбавить водой (Руфь 2. 14). Обычай пить разбавленное водой В., видимо, появился в Палестине только в эллинистический период (ср. 2 Макк 15. 39), по крайней мере в Ис 1. 22 разбавление В. водой рассматривается как его порча. От В. отличали крепкий напиток (  ) (Лев 10. 9; Числ 6. 3; Втор 29. 6; Суд 13. 4; 1 Цар 1. 15). Были известны крепкие напитки из фиников, граната, меда, злаков (Песн 8. 2; Притч 20. 1; Ис 24. 9; 28. 7; 29. 9). В. подавали во время трапезы (Быт 27. 25; 1 Пар 12. 40; Ис 22. 13), часто употребляли с хлебом (Быт 14. 18; 1 Цар 16. 20; 25. 18); оно входило в рацион как правителей (Неем 5. 15, 18), так и простых людей (2 Пар 2. 10, 15). В. брали в путешествие (Суд 19. 19), им снабжали гарнизоны в городах (2 Пар 11. 11; 32. 28). Иисус Сирах перечисляет «кровь виноградной лозы» (αμα σταφυλς) вместе с пшеницей, молоком, медом и маслом как наиболее важные пищевые продукты (Сир 39. 32). Употребление В. было необходимой частью любого праздника (Ис 5. 12), т. к. оно «веселит богов и человеков» (Суд 9. 13; ср.: Пс 103. 15; Еккл 10. 19; Сир 31. 32). В богатом доме комната для пиров называлась «комнатой для питья вина» (Есф 7. 8 в Синодальном переводе «дом пира»). Для пиров существовало мн. поводов: отнятие ребенка от груди (Быт 21. 8), свадьба (Суд 14. 10), сбор винограда (Суд 9. 27), стрижка овец (1 Цар 25. 2, 36 сл.), постройка дома (Притч 9. 1-6), восхождение царя на трон (1 Пар 12. 39), заключение договора (2 Цар 3. 20 сл.), визит друзей, к-рым оказывают честь (4 Цар 6. 23; 1 Макк 16. 15). В. пили после трапезы, дополняя удовольствие песнями, музыкой, украшением гостей венками цветов (Ис 5. 12; 28. 1; Прем 2. 7). Женщины обычно не принимали участия в таких пирах (2 Цар 13. 23-32). В. особенно рекомендовали больным (Еккл 2. 3; ср.: Зах 10. 7; Иер 16. 7), «огорченному душею» (Притч 31. 6-7). «Ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне»,- отвечает Сива царю Давиду, ищущему убежище (2 Цар 16. 2).

http://pravenc.ru/text/158698.html

Наконец, Н. Коккинос предлагает вариант гармонизации сообщений евангелистов и Иосифа Флавия, используя слав. версию «Иудейских древностей», где 1-й муж И. назван тетрархом Филиппом (о слав. версии рассказа об Иоанне Крестителе см. в ст. Иоанн Предтеча ). По мнению Коккиноса, Ирод Антипа был уже 3-м мужем И.: 1-го мужа - Ирода, о к-ром говорит Иосиф, она оставила, а за Антипу, судя по всему, должна была выйти довольно поздно, т. к. этот брак стал причиной его войны с Аретой IV, совпавшей по времени со смертью имп. Тиберия (37 г. по Р. Х.). Вторым мужем И., согласно Коккиносу, был упомянутый в Евангелиях тетрарх Филипп. Только после смерти Филиппа (34 г.) И. вышла замуж за Ирода Антипу, гл. обр. с целью сохранить прежнюю власть в тетрархии мужа ( Kokkinos. 1998. P. 264-271). В этом случае казнь Иоанна Крестителя и, следов., крестная смерть Иисуса Христа должны были произойти после смерти Филиппа, т. е., по мнению Коккиноса, в 36 г. по Р. Х. Т. о., 3-я гипотеза допускает вероятность ошибки у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 1-2 и 5. 4 Вторым мужем И. стал Ирод Антипа, к-рый к моменту их знакомства был женат на дочери набатейского царя Ареты (Арефы, Харитата) IV Филопатра. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа влюбился в Иродиаду, а она, будучи еще женой Ирода, согласилась выйти за него замуж, если он прогонит свою 1-ю супругу. Однако жена Антипы узнала об этом и обратилась за помощью к отцу Арете, который тут же отправил войска против зятя, чтобы т. о. наказать его за оскорбление и восстановить честь дочери. На стороне Антипы сражались подданные тетрарха Филиппа (сына Ирода Великого от Клеопатры) (Ibid. XVIII 5. 1 Иосиф также сообщает, что брак Антипы и И. все-таки состоялся, хотя позже, еще при жизни Антипы, они развелись (Ibid. XVIII 5. 4 Согласно хронологии Иосифа Флавия, все это произошло после смерти тетрарха Филиппа, который умер в 20-й год правления имп. Тиберия, т. е. ок. 34 г. по Р. Х. (Ibid. XVIII 4. 6). Однако такая датировка противоречит тому, что пишет Иосиф в др. главе. Он сообщает, что брат И., буд. царь Ирод Агриппа I, живший в Риме и расточивший свое состояние, после смерти в 23 г. по Р. Х. друга Друза, сына имп. Тиберия, был вынужден бежать от кредиторов в Палестину, а его жена Кипра обратилась за финансовой помощью к Ироду Антипе и И. (которые, т. о. уже тогда (т. е. в 24 или в 25 г. по Р. Х.) были мужем и женой (Ibid. XVIII 6. 1-2)). Брак Ирода Антипы и И., по мнению Иосифа Флавия, нарушал иудейские традиции, но, в чем именно, не уточняется: Иосиф имел в виду либо нарушение заповедей Лев 18. 15-16 и 20. 21, либо то, что И. оставила 1-го мужа, т. е. была виновницей развода.

http://pravenc.ru/text/674091.html

в) избавляет бедных: Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его ( Пс.34:10 ). Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев ( Иер.20:13 ); г) промышляет о нуждах бедных: По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного ( Пс.67:11 ). Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( Лк.1:53 ); д) возвышает бедных: Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие ( 1Цар.2:8 ; Пс.112:7 ); е) обеспечил чрез Свой закон нужды бедных: Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее; а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие. Так же поступай с виноградником твоим, с маслиною твоею ( Исх.23:10–11 ). Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному и пришельцу. Я Господь Бог ваш ( Лев.19:9–10 ; Втор.24:19–21 ). Не обижай наемника, бедного и нищего; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя ко Господу, и не было на тебе греха ( Втор.24:14–15 ); ж) есть прибежище бедных: Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью, от зноя ( Ис.25:4 ). Бог избрал бедных, но богатых верою наследниками царства небесного: Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 )? Господь наш Иисус Христос а) жил на земле бедным: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Некоторые женщины… служили Ему имением своим ( Лк.8:2–3 ). Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ); б) возвестил евангелие бедным: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим ( Лк.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ж. определяется как противоположность смерти. В целом ряде ветхозаветных высказываний о Ж. и смерти говорится как о взаимоисключающих явлениях. В истории Иосифа, когда, согласно его пророческому сну, настал голод «по всей земле», а Египет был единственной страной, имевшей запасы хлеба, Иаков, обращаясь к сыновьям, сказал: «Пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть» (       - Быт 42. 1-2). Иуда, убеждающий Иакова отпустить Вениамина, младшего сына последнего, в Египет по требованию Иосифа, говорит: «Отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем (      ) и мы, и ты, и дети наши» (Быт 43. 8). Так же и жители Египта, не имеющие средств для покупки хлеба, предлагают Иосифу в качестве платы самих себя и свои земли со словами: «...дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть...» (       - Быт 47. 19). Оплакивая гибель Саула и его старшего сына Ионафана, Давид произносит: «Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей (  ), не разлучились и в смерти своей (  )» (2 Цар 1. 23). Еффей Гефянин заверяет Давида в своей верности словами: «Где бы ни был господин мой, царь, в жизни ли, в смерти ли (      ), там будет и раб твой» (2 Цар 15. 21). То же противопоставление звучит в словах прор. Иеремии: «И будут смерть предпочитать жизни (    ) все остальные, которые останутся от этого злого племени...» (Иер 8. 3). Прор. Иона, поняв, что Господь отвратил гнев от покаявшихся жителей Ниневии, а его пророчество оказалось ложным, восклицает: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (         - букв. потому что моя смерть лучше моей жизни - Иона 4. 3; ср.: Иона 4. 8). Слово «Ж.» и однокоренные с ним слова нередко употребляются, когда речь идет о продолжительности пребывания того или иного лица в к.-л. месте или в к.-л. обстоятельствах, о к.-л. периоде Ж., ограниченном определенными событиями, или о всем времени Ж. кого-либо - от рождения до смерти. В таких случаях слова «Ж.» и «жить» приобретают значение, близкое к значению слов «пребывание», «пребывать», «находиться», «быть» и т. п.: «И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет» (Быт 47. 28); «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» (Лев 25. 35); «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов»» (Плач 4. 20); «Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!» (Еккл 11. 8).

http://pravenc.ru/text/182295.html

314. Исаак Сирин , прп. Новооткрытые тексты/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев)//АиО. 1997. 3(14). С. 63–75. 315. Исаак Сирин , прп. О совершенстве духовном: Слова 19, 20, 21, 55/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 4(7). С. 179–191. 316. Исаак Сирин , прп. О знании: (Избранные главы)/Пер. с сирийского: игум. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 4(13). С. 315–324. 317. Исихий блж., пресв. Иерусалимский. Второе слово на Святую Пасху/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1997. 1(12). С. 74–75. 318. Киприан Карфагенский , сщмч. Письма: (К 1725-летию со дня кончины): Новый пер.//БТ. 1985. Сб. 26. С. 181–221. 319. Кирилл Александрийский , свт. 1. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица/Пер. с греч. [переизд.]: свящ В. Дмитриев//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 269–285. Климент Александрийский – см. 3104. 320. Лев Великий , свт. Слово первое о страстях Господних/Пер. с лат.: иером. Дионисий (Шленов) /А. В. Шленов//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 80–83. 321. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 3-е/Пер. с лат., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 2000. 3(25). С. 43–46. 322. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 4-е/Пер. с лат., примеч.: А. С. Селезнева//АиО. 2000. 3(25). С. 47–51. 323. Макарий Египетский , прп. Слово двенадцатое/Пер. с греч., предисл.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1970. 70/71. С. 162–166. 324. Макарий Египетский , прп. Слова/Публ., пер. с греч.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 157–176; 1983. 113. С. 115–148. 325. Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, 51–57/Пер. с греч.: иеродиак. Николай (Сахаров) (Мон-рь св. Иоанна Предтечи, Эссекс (Великобритания))//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 328–355. 326. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопросы 56–58/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1997. 3(14). С. 30–62. 327. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 59/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1999. 1(19). С. 48–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объясн. Ещё новорождённому Младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну. Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:11 ; Лк.21:3 . О приношениях в храм пророчествовали: Малахия Мал.1:11 и Исаия Ис.60:7 . Мк.12:41–44 . «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». Объясн. Отсюда видно, что жертва на устроение и украшение храма угодна Господу. Чтобы не соблазнить в этом отношении других, Сам Сын Божий дал пошлину на храм: Мф.17:27 ; конечно, это приношение должно быть чистосердечное: 1Пар.29:17 . Лк.8:3 . «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы и всякие другие благотворения, соединённые с именем Христовым: Мф.17:27 ; Мк.12:41 ; Мф.25:35 . Лк.21:4 . «Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела». Объясн. После этих слов Господа, не остаётся сомнения, что дары, приносимые в храм, приносятся самому Богу (ст.4) и, стало быть, угодны Ему: ( Мф.26:10–11 ; Сир.35:7–8 ; 2Кор.9:7 ). О светильниках и фимиаме Откр.1:12 . «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мной; и, обратившись, увидел семь золотых светильников». Объясн. Если в небесном чертоге Господа упоминается о золотых светильниках, то на каком же основании можно отрицать их необходимость на земле в храме для людей, облечённых чувственной плотью, требующей и в деле религии чувственные предметы: Лев.24:4 ; Деян.20:8 . Правда, что здесь под семью светильниками разумеются семь Церквей: ст.20, но достаточно и одного сравнения Церквей с светильниками, чтобы последние были употребляемы как прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

ни наставника,... един бо есть Отец ваш»... и наставник Христос ( Матф.23:8–9 ). Итак ты обязан духовным отцам ( Евр.15:13 ; Евр.7:24 ) всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от «Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется» ( Ефес.3:15 ). Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, «что свяжут они на земле, будет связано и на небе, а что разрешат они на земле, будет разрешено на небесах» ( Иоан.20:23 ; Матф.16:19,18:18 ; Иак.5:16 ). Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему безпрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону ( Исх.21:16 ; Матф.15:4 ), то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ. VI. Не любодействуй 2 , дабы из члена Христова не соделаться тебе членом блудницы, не совлечься божественного тела, не лишиться Божие наследие и не быть вверженным в геенну. Ибо если дочь жреца, взятая в любодеянии, сожигалась по закону, как обесчестившая отца ( Лев.21:9 ), тем более повинен вечному наказанию осквернивший тело Христово такою нечистотою. Если же можешь, будь ревнителем девства: чрез него ты всецело соделаешься Божиим, соединишься с Ним совершенною любовию, непрестанно ходя пред Ним и неразвлеченно заботясь всегда о Господнем, и, желая получить будущую жизнь ( 1Кор.7:25,32–35 ; Матф.19:12 ; Ис.56:3 ), живи на земле подобно ангелу Божию ( Матф.22:29 ; Лук.20:36 ). Ибо им свойственно девство, и ревнитель девства, насколько это возможно, уподобляется им; преимущественно же и прежде всего (он уподобляется) прежде всех веков девственно родившему Отцу, девственному и от девственного Отца в начале происшедшему чрез рождение, а в последние веки Родившемуся плотию от Девы Матери 3 , и несказанно происшедшему от одного Отца, не чрез рождение, но чрез исхождение, Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

После упразднения в июне 1921 г. историко-философского фак-та Казанского ун-та Главпрофобр отказал К. в переходе на фак-т общественных наук. Тем не менее по решению фак-та К. продолжал преподавать предметы «Церковь и государство», «История Реформации» с сохранением временного содержания. Несмотря на ходатайства фак-та (Никольский составил докладную записку об ученых заслугах К.), в февр. 1922 г. решением Гос. учебного совета К. вместе с Харламповичем был исключен из состава профессоров Казанского ун-та. Вскоре был упразднен и фак-т общественных наук (Там же. Оп. 27. Д. 13. Л. 24-25, 78-79 об.; Д. 15. Л. 15 об.- 16). В связи с закрытием фак-тов его сотрудники, чтобы «в РСФСР не вымерла исследовательская работа в области гуманитарных наук и чтобы не прекращалось дальнейшее их развитие» (Там же. Оп. 2. Д. 4. Л. 6), разработали проект создания 4 научных институтов для подготовки квалифицированных работников и вузовских преподавателей (лингвистики, философии, психологии и педагогики, истории). В Ин-те истории на кафедре истории религий предполагались лекции К. на темы: «Дохристианские религии» (ассиро-вавилонская, персидская, китайская, ведаизм, браманизм, буддизм, ламаизм, греческая, римская, иудейская, ислам и др.) и «Реформационные движения в Зап. Европе» (лютеранство, реформатство, англиканство, старокатолицизм), а также проведение им практических занятий (изучение первоисточников указанных религ. систем (символических книг, богослужебных книг, гимнов, молитвословий и проч.) и научные исследования (изучение богословско-философских школ протестантизма: вульгарного рационализма, мифической лейбнице-вольфианской, тюбингенской, кантианской, идеалистической шеллинго-гегелианской, шлейермахеровской новой ортодоксии, посредствующего богословия, бездогматического христианства и др.) (Там же. Оп. 2. Д. 4. Л. 8 об.- 9 об.). К. продолжал преподавать в КазДА до ее закрытия. 6 марта 1921 г. вместе с ректором еп. сщмч. Анатолием (Грисюком) и 16 преподавателями академии участвовал в последнем заседании Совета КазДА. На этом заседании был заслушан указ высшей церковной власти от 4 февр. 1921 г. об утверждении решения Совета КазДА от 7 нояб. 1920 г. об избрании митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) почетным членом академии, об окончании чтения лекций 1920/21 уч. г. к 23 марта, о начале экзаменов с 24 марта «в сроки, установленные профессорами и студентами по взаимному соглашению» и об утверждении 2 тем кандидатских диссертаций, представленных на кафедру: «Лев XIII: Очерк его жизни и деятельности», «Масонство как религиозное движение». Но в апр. 1921 г. академия была упразднена, К. арестован. В окт. того же года в числе других он был приговорен к году заключения условно. 20 нояб. 1921 г. участвовал в организационном собрании, а 27 нояб.- в заседании Совета Богословского ин-та, вошел в его профессорско-преподавательский состав (Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11479. Л. 43 об.- 44, 49-49 об.; Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 15). С сер. 1922 г. судьба К. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1684223.html

  I.4. Календарь и православная Пасхалия   I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 20 , поскольку документально подтвержденных данных о времени голгофских событий не сохранилось. Попытка же установить датировку распятия и Воскресения Христова, ссылаясь на косвенные данные, содержащиеся в Евангелиях, «покоится на положениях, которые исторически обосновать очень трудно» 21 . Опираясь на Евангелия, можно только со всей достоверностью утверждать, что Христос воскрес 16 нисана (авива) по иудейскому исчислению, то есть в первый день недели, следующий за ветхозаветной пасхальной субботой. Именно поэтому ранние христианские общины в вопросе определения дня Пасхи строго придерживались иудейской пасхалии.   I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция Постановление о праздновании иудейской Пасхи содержится в текстах Моисеева Пятикнижия. «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью […]. Месяц сей да будет у вас началом месяцев […]. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца […] и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца […]. В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу» ( Втор. 16, 1–6 ; Исх. 12, 2–6 ; Лев. 23, 5–6 ). Таким образом, иудейская Пасха празднуется в ночь с 14 на 15 нисана (авива) по еврейскому лунному календарю. Календарь этот состоит из 12 синодических (лунных) месяцев, определяемых как промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны 22 . Синодический месяц составляет 29,530588 солнечных суток, что делает лунный год короче солнечного на 11,25 суток. Для удобства исчислений, месяца в иудейском календаре чередовались количеством дней от 29 до 30. Во время Вавилонского пленения (586–539 гг. до Р.Х.) евреи заимствовали у вавилонян лунно-солнечный календарь. Поскольку лунный год короче солнечного на 11 дней, каждый третий год у вавилонян был високосным и насчитывал 13 месяцев. Такой календарь согласовывал лунные циклы с годичным движением Солнца 23 . В 432 г. до Р.Х. греческий астроном Метон разработал 19-летний календарный лунный цикл, получивший название «Метоновский цикл», который, внес значительное усовершенствование в иудейскую календарную и пасхалическую систему. В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарем. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. игумения ЕЛИСАВЕТА (Жегалова) 17. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 18. игумения ФЕОФИЛА (Лепешинская) 19. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) Комиссия  по вопросам духовного образования и религиозного просвещения: 1. архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ — сопредседатель 2. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ — сопредседатель 3. архимандрит КИРИЛЛ (Говорун) — секретарь 4. иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин) — секретарь 5. архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН 6. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский ВИКЕНТИЙ 7. архиепископ Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН 8. архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН 9. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ 10. архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ 11. епископ Гатчинский АМВРОСИЙ 12. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 13. архимандрит ИОАСАФ (Морза) 14. архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) 15. игумен ИОАСАФ (Полуянов) 16. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 17. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 18. протоиерей Борис ДАНИЛЕНКО 19. протоиерей Максим КОЗЛОВ 20. протоиерей Лев МАХНО 21. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ 22. АВЕРЬЯНОВ Виталий Владимирович 23. БУРЕГА Владимир Викторович 24. ИВАНОВ Михаил Степанович 25. КАРПОВ Сергей Павлович 26. МАКСИМОВ Юрий Валерьевич 27. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна 28. ОСИПОВ Алексей Ильич 29. СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович Комиссия  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности: 1. митрополит  Калужский и Боровский КЛИМЕНТ — председатель 2. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна — секретарь 3. митрополит  Воронежский и Борисоглебский СЕРГИЙ 4. архиепископ Тираспольский и Дубоссарский ЮСТИНИАН 5. епископ Горловский и Славянский МИТРОФАН 6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 7. архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) 8. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) 9. протоиерей Николай СОКОЛОВ 10. протоиерей Александр СТЕПАНОВ 11. протоиерей Аркадий ШАТОВ 12. священник Владимир ХУЛАП 13. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 14. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 15. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 16. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович Комиссия  по вопросам взаимодействия Церкви, государства  и общества:

http://pravmir.ru/kto-vojdet-v-komissii-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010