Таким образом первое наказание, которым Господь посе­тил свой народ, это был голод, предвозвещенный преступникам закона еще во Второзаконии (Вт. 28, 48, 57). Второе наказание, употребленное Богом для вразумления народа, состояло в удержании дождя или в засухе, следствием которой были неуро­жай хлеба и крайний недостаток воды,–наказание, тоже предска­занное в законе (Лев, 26, 19. 20; Вт. 28, 23). Господь не давал земле собственно позднего дождя, который падал за три месяца до жатвы, а именно падал во второй половине февраля и первой по­ловине марта и был существенно необходим для образования ко­лосьев и налива зерна. Хотя жатва начиналась в южной Палести­не в последней половине апреля, таким образом не более месяца спустя после позднего дождя; но это было только по временам, и не повсеместно; главная же, повсеместная жатва происходила в мае и июне. А что касается до северной Палестины., то там убор­ка хлеба происходила четырьмя неделями позднее, чем в южней Палестине, так что падание позднего дождя круглым числом для всей Палестины с полным правом может быть определяемо временем: за три месяца до жатвы. Потому-то Господь далее и го­ворит так: «Я и не давал вам дождя за три месяца до жатвы»; и для того, чтобы яснее показать, что падение дождя и нападение его зависит вполне от всемогущей воли Его, Он далее продолжает: «на один город Я проливал дождь, а на другой город не проливал дождя; один участок был одожден, а другой участок, на котором не было дождя, засыхал.» Следствием же это­го было то, что жители мест, где дождя не падало, слабые, изне­моженные от жажды, вынуждены были ходить на далекие простран­ства, чтобы найти там необходимую для питья воду и при всем том жажды своей не могли удовлетворить в сытость. «Два, три города», говорит, Господь Израилю, «приходили (собственно шатались, шли, шатаясь из стороны в сторону, вконец измучен­ные и усталые от нестерпимой, продолжительной жажды) в один город, чтобы напиться воды, и не могли напиться; и, «несмотря на это случившееся во Израиле бедствие,«вы не обратились ко Мне, говорит Иегова»(4, 6–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

«Встаньте и подите», говорит им пророк, – удалитесь из южной земли: Ханаан, – эта земля, назначенная вам для вашего успокоения, для вашего счастливого и блаженного в ней обитания, теперь для вас – «не есть сия место покоя, за осквернение, которое принесет (за собою) сокрушение и сокрушение жестокое»; согласно с угрозами закона ( Лев.18:28 ), земля ханаанская, данная народу в место покоя для него, но оскверненная его делами, вместо дарования покоя, свергнет его с себя и в этом причинит ему великое сокрушение. Пророк заключает свою угрозу сожалением о том, что народ не примет к сердцу этой угрозы столь неприятной для него, а особенно для развращенных властителей, хотя и истинной, не примет потому, что народ этот любит слушать только тех пророков, которые говорят ему хотя и ложные, но за то приятные, усладительные, убаюкивающие речи. «Если бы был какой либо муж, говорит пророк, ходящий по ветру», руководствующейся духом лжи, пустоты, суетности, «и пусто словил», говоря: «я буду предсказывать тебе о вине и сикере», я буду предсказывать тебе, народ, жизнь счастливую, жизнь, полную земных чувственных удовольствий и радостей (ср. Лев.26:4,5,10 ; Вт.28:4,11; Иоил.2:24 ); и если бы ложно пророчествовал так, не обращая внимания на отношение народа и владык его к Богу своему; то «он был бы пророком у народа сего» (2 – 6 – 10), то народ слушался бы его, принимал бы его, как пророка своего истинного, между тем как истинных пророков этот народ не слушает, не принимает к сердцу их угроз, не исправляется в своей порочной жизни, и вот угрозы сбудутся, народ будет Богом наказан; но наказан впрочем не в конец. Останок Израиля, уцелевший среди наказаний Божиих, получит Божие спасение. Возвещением этого спасения речь и заключается: «но соберу Иакова, говорит Бог устами пророка, всего тебя; совокуплю остаток Израиля воедино, сделаю их, как овец Боцры 11 , как стадо среди двора овчего, – зашумят от многолюдства. Пойдет пред ними Сокрушитель», Освободитель из плена, подобный древнему Моисею; пойдет Сам Господь – Мессия, который отверз врата темницы и узников освободил ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Таким образом, название найденной книги нисколько не определяет ея содержания, равно как и не указывает, даже приблизительно объёма её. Но общее содержание повествования книги Царств скорее говорит в пользу всего Пятикнижия, чем какой-либо его отдельной части. Против признания найденной книги целым Пятикнижием не говорит и указание критиков 286 на краткость времени, в какое Шафан (22:8, 10) и после – Иосии (23:2) могли прочитать её. В 2Пар.34:18 сказано, что Шафан „читал в ней” (), и нет, следовательно, надобности думать, что прочитана была вся книга. Если же, далее, говорят, что прещения Божии, очевидно, содержавшиеся в книге и столь поразившие царя (ст. 11, 16) и народ (42:23), более всего напоминают о прещениях Второзакония 28 гл. и дал., то прещения этого рода находятся и в других частях Пятикнижия, напр. Лев.26 гл. Завет народа с Иеговою был заключён и мог быть заключён только на основании целого закона (23:23), а не отдельной его части; равным образом и последующая реформа культа (23:420) и заключительное к ней законное совершение пасхи (ст. 21 24) могли быть осуществлены только на основании законов всего Пятикнижия (23:2425). В частности, 4Цар.23:2124 повествуют нам о пасхе, совершённой царём Иосией с великою торжественностью. Пасха была отпразднована согласно предписаниям найденной книги. Обращаясь к предписаниям о пасхе во Второзаконии (16:18), мы не можем не заметить, что Иосия совершил пасху не по этому предписанию, потому что во Второзаконии только указывается время и место (и то неопределённо: совершения этого праздника. О самом ритуале здесь ничего не говорится; упоминание о пасхальном агнце и дне его вкушения, о жертвах, какие должны быть приурочены к празднованию пасхи и т. д. во Второзаконии отсутствует. Остаётся признать, что пасха совершена была Иосией не по Вт.16:18, а по Исх.12:120, 4350, 23:15, 34:18 ; Лев.23:58 ; Числ.28:1824 , – каковые предписания мыслятся во Второзаконии как нечто раннее данное, известное. Итак, найденная книга не может быть одним и только Второзаконием, потому что последнее, оторванное от прочих книг Моисеевых, само по себе не может быть признано за полное произведение или за целый, самостоятельный кодекс законов. Оно, по мнению Арно 287 , было бы непонятным, если бы не существовало предшествующих ему книг. Во всяком случае, категорически решать вопрос об объёме книги, найденной Хелкией, слишком трудно. „Если бы это место была возможность удовлетворительно объяснить” – пишет один учёный –„многое бы объяснилось в истории Израиля 288 . Такое огромное значение должно быть усвоено событию нахождения книги закона в храме, но и оно нисколько не подвинуло вперёд человеческую мысль в исследовании того торжественного и чреватого последствиями акта, как выражается Велльгаузон 289 , который характеризует целую эпоху религиозной истории Израильского народа. Больше оснований признать в найденной книге Пятикнижие, нежели одну из его составных частей 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

3. Наконец непререкаемое свидетельство о подлинности Пятокнижия и косвенно о его неповрежденности мы находим в Новом Завете, именно в словах Иисуса Христа, который говорит об известных «писаниях» (γρμμασιν) Моисея (Ио.5:40–47), которые называет «законом» и которым усвояет священную важность, конечно, как подлинным писаниям Моисеевым (см. Мр.12:20 ; Лк.24:44 и др.). Ап. Иаков говорил на соборе иерусалимском об авторитете, писаний Моисеевых, чтения из которых в синагогах иудейских предлагались каждую субботу ( Деян.15:21 ). Ап. Павел также говорит о писании Моисея ( Рим.10:5 сн. Лев.18:5 ) и о «чтении Моисея» ( 2Кор.3:15 ). 21 Это количество членов было преемственно от Ездры до первосв. Симона Праведного и его современника Иисуса сына Сирахова, который называет себя «последним» в деле собирания и издания памятников свящ. письменности и мудрости Евреев ( Сирах.33:15–17 ). 22 Песнь-Песней полагается читать на празд. Пасхи; Руфь – в пр. Пятидесятницы; Плачь – в день воспоминания сожжения храма в 10 день 5 месяца; Екклезиаст – в праздник Кущей, и Есфирь – в праздник Пурим. 24 Самарянская рецензия Пятокнижия, написанного древне-еврейским алфавитом, восходит не ранее IV в. до Р. Хр., когда брат первосвящ. Адуя Манасия, изгнанный на незаконное супружество из Иерусалима, убежал к тестю своему Санаваллату в Самарию и устроил для Самарян особое богослужение на г. Гаризине. Самаританское Пятокнижие имеет в себе искажения против подлинного текста в пользу Самарянских заблуждений, напр. в Вт.27:4 вместо «Гевале» стоит «Гаризине» и под. 26 В Мишне шесть отделов: 1) о посевах; 2) о женщинах; 3) о праздниках; 4) о правах собственности; 5) о священных предметах, и 6) о чистом и нечистом. Эти 6 отделов впоследствии разделены были на 61 трактат. 27 Хвольсон впрочем свидетельствует, что одна рукопись, находящаяся в Императорской публичной библиотеке, относится ко второй половине VI века. 28 Впрочем новозаветные свящ. писатели пользовались переводом LXX-mu преимущественно пред евр. подлинником не потому, чтобы считали первый более исправным, чем последний, а потому, что они писали свои книги на греческом языке. Евангелист же Матфей, первоначально написавший свое Евангелие на евр. языке, цитовал места из В. Завета по еврейскому подлиннику. 29 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобно выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. 30 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобию выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. Читать далее Источник: Учебное руководство по предмету Священного Писания, составленное для учеников 1-го класса духовных семинарий : (Книги законополож. Свящ. Писания Ветхого Завета)/Сост. преп. Д.П. Афанасьев. – Изд. 3-е, вновь испр. и доп. соответственно новой программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях. - Ставрополь : Изд. кн. маг. М.Т. Тимофеева, 1888. - 370, VI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Сир. близко передает подлинник: «в день скорби оно припомнится для тебя, как зной на иней, чтобы изгладить грехи твои». Остальные переводы свободнее передают ту же мысль; Гр.: «как вёдро» (εδα) при инее (π παγετ), так разрешатся грехи твои», Арм. пытается исправить последние слова: «так развяжут тебя грехи твои», Эф.: «как солнце уничтожает лед, так уничтожатся грехи твои», Лат.: «как при ведре лед, разрешатся грехи твои», Сл. (и Рус): «яко же (Остр.: яко тает) лед от зноя, тако растают греси твои». 16. Ближайшая причина благостного отношения. Господа к детям, почитающим родителей, – та, что они исполняют заповедь Божию об этом; наоборот, непочтительные дети являются нарушителями заповеди: «ибо преступно поступает презирающий отца своего, и прогневляет Создателя своего проклинающий мать свою». Во Вт. 27, 16 прямо говорится: «проклят бесчестяй отца своего или матерь свою; и рекут вси людие: буди!» В Лев. 20, 9 такого человека повелевается казнить смертью . А в Прит. 19, 26 говорится о презрении от людей к такому человеку: «бесчествуяй отца и отреваяй матерь свою срамоту приимет и поношение». В древних переводах ст. 16 передается свободно; Гр.: «как богохульник – оставляющей (без помощи) отца и (как) проклятый от Господа (Сир.: Создателя) – раздражающей мать свою»; Сл.: «Коль хулен оставляли отца, и проклят Господем раздражали матерь свою». Смысл слов премудрого и здесь остается тот же самый. О скромности и смирении ( Сир. 3 , 17–29) 17. Сын мой, если ты богат, будь скромен, и тебя будут любить больше, чем того, кто дает подарки. 18. Смиряй душу свою при всяком мирском величии, и ты найдешь милость у Бога: 20. ибо велика милость Божия, и смиренным Он открывает тайну Свою. 21. Того, что выше тебя, не ищи и скрытого от тебя не исследуй; 22. что предоставлено тебе, о том размышляй, а до тайного тебе нет дела; 23. не будь притязателен на то, что лишнее для тебя, потому что тебя, открыто больше, чем нужно для тебя: 24. ибо много замыслов у сынов человеческих, и ложные представления вводят в заблуждение. 25. Упорное сердце постигнет напоследок злая судьба, 26. и любящий опасности погибнет в них; 27. упорное сердце ждут многие скорби, и ожесточенный прибавляет грех ко греху. Если нет зрачка, нельзя видеть света, и если нет знания, то нет и мудрости. 28. При поражении вольнодумца не бывает исцеления, так как он – отрасль худого растения. 29. Сердце мудрое уразумеет притчи мудрецов, и ухо, внимательное к премудрости, будет радоваться. После увещания почитать родителей премудрый в стихах 17–29 дает несколько житейских советов относительно скромности и предостерегает против излишней притязательности и вольномыслия, которые никогда не совмещаются с истинною мудростью и часто приводят человека к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

24. Главное для жизни человека – хлеб и вода, и одежда, и дом, прикрывающие наготу; 25. лучше жизнь бедняка под дощатой крышей, чем лакомые блюда в чужом доме. 26. Много у тебя или мало, – будь доволен, и не услышишь, упрёка от чужих людей. 27. Плохая жизнь – скитаться из дома в дом, и где ты живёшь чужим человеком, там не откроешь и рта; 28. накормишь и напоишь без благодарности, да к тому же ещё услышишь оскорбительное: 29. «пойди сюда, пришелец, приготовь стол, и если есть что-нибудь у тебя, накорми меня!» 30. или: «уступи, пришелец, почётному гостю: ко мне пришёл, брат, и нужно место в доме!« 31. Тяжело это для человека рассудительного, – как оскорбление от хозяина, так и упрёк от займодавца. 29-я глава содержит советы о помощи ближнему имуществом. Если ближний просит в долг, дай ему, а если ты сам взял, то возврати в срок (29, 1–16). Если нужно, поручись за ближнего, но с большим разбором, а поручившегося за тебя не вводи в убыток (29, 17–23). Но всего лучше – никогда не прибегать к посторонней помощи, соединённой часто с обидами и унижением (29, 24–31). 29, 1–3. Закон Моисеев предписывал помогать нуждающемуся: »взаим да даси ему, елико просит и елико ему недостанет» Вт. 15, 8 (ср. Лев. 25: 35–37). То же заповедует и бен-Сира, указывая на это требование закона. Но имея в виду, что отказ в заимообразной помощи вызывается иногда несвоевременной уплатой долга, премудрый советует и должнику помнить условленный срок и вовремя уплачивать взятое в долг. Тогда и сам исправный плательщик всегда найдёт кредит в трудную минуту, и заимодавцу не даст повода отказывать в помощи другим, ссылаясь на неисправность должника. Сл.: «Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляяй руку свою соблюдает заповеди. Даждь взаим искреннему во время требования его, и паки воздаяждь искреннему во время; Утверди слово и уверися с ним, и во всяко время обрящеши потребу твою». В Сир. первая фраза передаётся свободно: «налагает хороший долг (разумеется, вероятно, – на Бога) тот, кто даёт взаймы ближнему своему»; отсюда можно видеть, что Гр. подлежащее следует считать сказуемым и наоборот: «оказывает милость, кто даёт в долг ближнему», – тогда получится полное соответствие со второю частью притчи. «Укрепляй руку свою» – не совсем точно, следует «руку его», ближнего, т. е. поддерживающий его, Евр. мэхаззек бэйад: Сир.: «берущий за руку». Вторая часть 2-го стиха говорит, уже о своевременной отдаче долга; Сир. соединяет конец, стиха с началом 3-го и переводит свободно: «пообещай ближнему твоему, и во время срока утверди слово твоё». Сл. «утверди слово» значит твердо держи его, «и уверися с ним» – будь верен ему, данному тобою слову; Сир. неправильно: «с твоим ближним», а далее вместо «потребу твою» Сир. читает «желание твоё», Лат.: «что тебе необходимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Не вдаваясь в подробности учения Святой Церкви о священстве, вкратце приведем лишь основные аргументы православных сектоведов прошлого века относительно истинного священства. Христова Церковь , как и ветхозаветная, должна иметь законное священство: Еф. 4, 11 ; 1Кор. 12, 28 ; Евр. 5, 4–5; 7, 12 ; Ис. 66, 20–21 . Еврейский народ назывался «царством священников» ( Исх. 19:6 ). Однако на священническое служение избирались отдельные лица. Среди сынов Израиля только священство имело право: а) учить: Лев. 10, 8–11 ; Втор. 33, 9–10 ; Иез. 44, 23 ; Мал. 2, 7 ; б) священнодействовать: Вт. 10, 8–9; Числ. 18, 1–7 и 20–23; 3, 10 и в) благословлять народ: Лев. 9, 22–23 ; Числ. 6, 23–27 ; Сир. 36; 18, 50; 22–23 ; 1Цар. 9, 13 ; 2Пар. 30,27 . Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: Числ. 3, 10 ; гл. 16; 18, 7, 2; Пар. 26, 16–21. И в Новом Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный: Мр. 3, 13–15 ; Лк. 6, 13; 10, 1 ; Иоан. 15, 16; 20, 21 ; 1Тим. 1, 1 ; Гал. 1, 1 ; Евр. 5, 4 . На священническое служение поставляются через возложение рук с молитвою, в котором подается особый дар Святого духа: Деян. 6, 6; 14, 23 ; 1Тим. 4, 14; 5, 22 ; 2Тим. 1, 6 ; Тит. 1, 5 ; Деян. 8, 18–23; 20, 28 .   Только святые Апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них руковозложение, имеют право: учить истинам веры: а) Мр. 3, 13 ; Мф. 10, 6–7; 28, 19–20 ; 1Тим. 5, 17 ; 2Тим. 4, 2; 2 Тит. 1, 9 ; 1Кор. 12, 28–30 ; б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: Лк. 22, 19 ; Мф. 28, 19 ; 1Кор. 4, 1 ; Иак. 5, 14 ; Еф. 4, 11–12 ; Мф. 16, 18–19; 18, 18 ; Иоан. 20, 21–23 ; Деян. 19, 18 и в) управлять людьми в деле веры: Лк. 10, 16 ; Деян. 5, 1–10 ; 1Петр. 5, 1–2 ; 1Тим. 5, 17 ; Вт. 4, 2; Тит. 2, 15 ; Евр. 13, 17 и, как старшие в делах веры, благословлять людей: Лк. 10, 16; 24, 50 ; Евр. 7, 7 . 3. О спасении Учение протестантов о спасении Прервав свое общение с Церковью Христовой, многоликий протестантизм уже в XVI в. встал перед весьма острым вероучительным вопросом: как должно усвоять человеку искупительные заслуги Господа Иисуса Христа? Известно на сей счет указание основоположника реформации Мартина Лютера: человек спасается только верою. Оно было противопоставлено догмату Церкви о том, что человек спасается участием в Церковных Таинствах, через которые ему преподаются Дары Святого Духа, потребные для спасения ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

1–2 стт. – размышление пророка Даниила в первый год Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии о вавилонском плене; 3–19 стт. – молитва о народе, Иерусалиме и храме; 20–23 стт. – явление архангела Гавриила; 24–27 стт. – откровение о семидесяти седминах. Стт. 1–2. Откровение датируется первым годом Дария Мидянина, т.е. годом падения вавилонской монархии (539 до Р.Х., следовательно, незадолго до окончания предречённого пророком Иеремией 70-летнего срока вавилонского плена. Даниил предался размышлению об этом пророчестве Иеремии, видя, что семидесятилетний срок плена истекает, а суд Божий над Вавилоном, предсказанный Иеремией же ( Иер.25:11–12; 29:10 ), исполнился в завоевании Вавилона мидо-персами. Стт.3–19. Зная греховность своего народа, пророк обратился к Богу с усердной молитвой от лица всего народа. В первой половине молитвы (3–14 стт.) исповедуется всеобщая греховность иудейского народа, который своими прегрешениями прогневал Бога и навлёк на себя бедствия плена, предсказанные в законе Моисея ( Лев.26:14–39 ; Вт.28:15–68). Во второй половине (15–19 стт.) пророк умоляет Господа помиловать прогневавший Его народ, отвратить Свой справедливый гнев от Иерусалима, в котором призывалось имя Его, и восстановить опустошённое святилище. Молитва оканчивается словами: «Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоём и на народе Твоём» (19 ст.). Стт.20–23. Молитва пророка была услышана. Ещё до окончания её, около времени вечернего жертвоприношения, явился к нему архангел Гавриил, посланный от Бога для разъяснения его недоумений и сообщения ему нового откровения. Стт.24–27. – откровение о семидесяти седминах, которое является ответом на недоумения и молитву пророка о милости Господа к Его народу и опустошённому святилищу и заключает в себе пророчество о времени пришествия Мессии-Христа (в своём окончательном исполнении). В данном откровении под седминами (евр. «шавуим») разумеются седмины лет, или семилетия, известные евреям из Закона ( Лев.25:3–5 ), и 70 седмин, следовательно, обозначают период в 490 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Состоялась встреча председателя Финансово-хозяйственного управления с губернатором Смоленской области 26 сентября 2023 г. 11:18 25 сентября 2023 года в здании областной администрации в Смоленске состоялась встреча губернатора Смоленской области В.Н. Анохина и председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандрита Никандра (Пилишина) . Во встрече также приняли участие митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , помощник архиерея иерей Лев Гарин, и.о. заместителя губернатора Смоленской области А.С. Ахметшин, и.о. заместителя губернатора Смоленской области А.А. Гапеева и и.о. заместителя губернатора Смоленской области — руководителя аппарата администрации Смоленской области Ю.С. Свириденков. Собравшиеся обсудили вопросы взаимодействия Смоленской епархии , Финансово-хозяйственного управления и администрации Смоленского региона в сфере реставрации объектов религиозного назначения. В тот же день архимандрит Никандр (Пилишин) совместно с представителями Министерства культуры Российской Федерации провел рабочее совещание по реставрации Успенского кафедрального собора г. Смоленска. По результатам встречи был утвержден план мероприятий, касающийся проведения необходимых исследований и завершения работ по подготовке научно-проектной документации по объектам культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1740 г.» и «Ограда с подпорными стенами, вт. пол. XVIII-haч. XIX вв.» по адресу г. Смоленск, Соборный двор. По материалам  Финансово-хозяйственного управления Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6062730.ht...

Возражение 6. Далее, одежда непосредственно не принадлежит человеческому телу. Поэтому не следовало запрещать евреям носить те или иные виды одежды, например: «В одежду из разнородных нитей [(из шерсти и льна)] не одевайся» ( Лев. 19, 19 ); или: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье» (Вт. 22, 5), и далее: «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ (из шерсти и льна вместе)» (Вт. 22, 11). Возражение 7. Далее, заповеди Господни должны храниться не на теле, а в сердце. Поэтому представляется недолжным предписывать людям «навязать» заповеди Бога «в знак на руку» и написать их «на косяках дома» (Вт. 6, 8, 9), а еще, чтобы они «делали себе кисти на краях одежд своих... и в кисти... вставляли нити из голубой шерсти», чтобы, «смотря на них, вспоминали все заповеди Господни» ( Чис. 15, 38, 39 ). Возражение 8. Далее, апостол говорит, что Бог печется не о волах ( 1Кор. 9, 9 ), а равно и не о других неразумных животных. Поэтому нет никакой [разумной] причины для следующих распоряжений: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве... то не бери матери вместе с детьми» (Вт. 22, 6); и еще: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Вт 25, 4); и еще: «Скота твоего не своди с иною породою» ( Лев. 19, 19 ). Возражение 9. Далее, между чистыми и нечистыми растениями не было проведено никакого различения. Следовательно, тем более не должно было проводить никакого различения в отношении посева растений. Поэтому нет никакой [разумной] причины для следующих распоряжений: «Поля твоего не засевай двумя родами семян» ( Лев. 19, 19 ); и еще: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян» (Вт. 22, 9); и еще: «Не паши на воле и осле вместе» (Вт. 22, 10). Возражение 10. Далее, очевидно, что неодушевленные вещи более всего подчинены власти человека. Поэтому кажется неразумным запрещать человеку брать себе золото, серебро или что-либо иное из того, из чего были сделаны идолы, о чем читаем в заповеди Закона (Вт. 7, 25). Также представляется нелепой заповедь, приведенная в двадцать третьей [главе книги] «Второзаконие», согласно которой он должен выкапывать «яму» и покрывать «испражнение свое» (Вт. 23, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010