К. Совершенно так, Палладий. Но что очиститься от скверны и избежать греха не иначе возможно было бы для кого бы то ни было, как только чрез Христа, в Котором и чрез Которого всякое очищение, так как Он претерпел за нас спасительное заклание, об этом всякий узнает, и притом немедленно, из соседственного с тем и сопряженного с ним законоположения. Оно таково: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня...» (Лев. 6:24-29). Итак, жертва за грех есть не иное что как Еммануил, Который есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Закалается же на месте всесожжения: ибо не отчасти и не как мы свят Христос, потому что Он «не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:22), но весь благоуханен и священ и есть податель освящения для всех других: ибо хотя Он и «со беззаконными вменися» (Ис.53:12) и смотрительно сопричислен был к осужденным, однако же Отец знал, что свята и священна смерть Сына. Посему и говорит: «на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня...» (Лев. 6:25). Сын есть как Бог богов, так и Святой святых, Сам освящающий всю тварь Своим Духом, поелику родился от Отца и есть истинно Бог. «Должен есть» жертву, сказано далее, «священник, совершающий жертву» (Лев.6:26): ибо каждый, думаю, из возведенных на священное служение соберет плоды трудов своих и пожнет воздаяние за свое служение. И остаток жертвы снедается в святых местах, в притворе святой скинии (Лев. 6:16): потому что в церквах совершаются таинства и в них избранный род удостаивается святой трапезы. И место, на котором священствует законный священник, должно быть свято. Затем жертва освящает прикасающегося к ней и окропление крови (Лев. 6:27): ибо мы приступаем к святым тайнам не ради чего-либо другого, как для того, чтобы причаститься святого Христа посредством неизреченной и духовной жертвы. Очищаются, кроме того, и служащие для жертв сосуды, чтобы не послужило чему-нибудь другому и не употребляемо было на нужды человеческие то, что послужило святыне. И этот закон наблюдается и сохраняется в церквах. А что мужающимся прилично быть благословляемыми, и это опять уяснит закон, сказав: «весь мужеский пол священнического рода может есть ее» (Лев.6:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Глава 4 1–2. Жертва за грех и обряд ее, неодинаковый по различию общественно-теократического положения лица согрешившего, 3–12. первосвященника, 13–21. всего общества, 22–26. князя, 27–35. частного лица. Лев.4:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.4:2 .  скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; Если жертвы всесожжения и мирные были известны евреям и до закона Моисеева, то жертвы умилостивительные или грехоочистительные, жертвы за грех жертвы повинности, являются собственным установлением закона Моисеева. Постановления о них образуют новый законченный раздел ( Лев.4–7 ). Эти жертвы уже не предоставляются свободе и усердию каждого члена теократического общества: они обязательны при наличности греха, преступления, подлежащего жертвенному очищению. Не всякий, однако, грех допускал такое очищение, а только совершенный по ошибке, «bisdigagah», LXX: κουσως, Акила: ν αγνο, Vulg.: per ignorantiam, слав.: « не хотящи " , т. е. по ошибке вследствие общечеловеческой слабости, а отнюдь не с явным намерением не «дерзкою рукою» (bejad ramah), Чис 15.30 ; за последние грехи безусловно назначалась смерть. Жертвы умилостивительные, по идее, должны были воспитывать совесть евреев в особенной чуткости к разного рода уклонениям от нравственного долга. Лев.4:3 .  если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, Лев.4:4 .  и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; В постановлениях о жертве за грех (и жертве повинности) не делается различия по материальному состоянию ответственных лиц, но по роду и степени их вины и по общественно-теократическому положению их. Первым в этого рода градации стоит «священник помазанный», hakohen hammaschiach, LXX: ρχιερες, слав.: " архиерей помазанный», т. е. первосвященник (ср. Лев.16:32, 21:10 ). За первосвященником следовали: общество израильское, как коллективное юридическое лицо, князь народа, наконец, какое-либо частное лицо. Грех первосвященника делал виновным весь народ, представителем которого являлся первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В числе восьми дней евангелист Иоанн считает первый день, когда Господь явился вечером всем ученикам, кроме Фомы ( Ин.20:19 ), шесть целых следующих дней и первый день второй недели, в который также вечером Иисус явился всем ученикам с Фомою. 15) Пасха в год смерти Иисуса Христа была в субботу, и если считать от субботы пятьдесят дней, то праздник Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой на апостолов, будет тоже в субботу. Евреи праздновали Пасху ежегодно 14-го Нисана и в этот день должны были вкушать пасхального агнца вечером ( Исх.12:6–14 ). 15-го Нисана был первый день пасхальный, называемый праздником опресноков. 16-го Нисана был другой день пасхальный, называемый днем возношения снопа. «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером – Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца – праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание... на другой день праздника вознесет его (сноп) священник» ( Лев.23:4–12 ; Чис.28:16–18 ). В год смерти Иисуса Христа 14-е Нисана, когда евреи праздновали Пасху, приходилось на пятницу ( Ин.18:28 , ср. Ин.19:14 ), 689 15-е Нисана или праздник опресноков совпал тогда с субботою, почему та суббота была день великий ( Ин.19:31 ): 690 второй день праздника, т.е. день возношения снопа ( Лев.23:11–12 ) или 16-е Нисана было в первый день недели, когда Иисус Христос воскрес. Для определения дня Пятидесятницы отсчитывалось по закону ( Лев.23:15–16 ) семь полных недель от первого дня после праздника (не Пасхи, а праздника опресноков, празднуемого 15-го Нисана), от того дня, в который приносите сноп потрясения (т.е. с 16-го Нисана), и первый день после седьмой недели был днем праздника Пятидесятницы, а так как 16-е Нисана было в первый день недели, то и еврейская Пятидесятница, когда сошел на апостолов Дух Святой, приходилась тоже в первый день недели. 691 В этот праздник закон повелевал созывать священное собрание ( Лев.23:21 ; Чис.28:26 ) и приносить многочисленные жертвы ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:27–31 ), но мы видим апостолов в тот день собравшимися в своей сионской горнице, чтобы праздновать, очевидно, совершившееся в этот день воскресение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

8 . Сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу» ( Лев.16:12 ). Не все очищены огнем, взятым «с жертвенника» (ср. Лев.16:12 ). Этим огнем очищены Аарон и Исайя и прочие подобные им; другие же, к которым я причисляю и себя, очищены будут другим огнем, боюсь, тем, о котором написано: «Огненная река выходила и проходила пред Ним» ( Дан.7:10 ). Этот огонь не «с жертвенника». Огонь «с жертвенника» – огонь Господень; а тот, который вне жертвенника, – не Господень, но горит во всех грешниках, о которых сказано: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). Итак, их огонь тот, который они сами разожгли, как сказано в другом месте: «Идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!» ( Ис.50:11 ). Таким образом, Исайе назначен не его огонь, а огонь с жертвенника, который «коснулся уст» его (ср. Ис.6:7 ) и о котором сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» ( Лев.16:12 ). Что Господь наш и сотворил во всей полноте. Ибо взял Он «полные горсти благовонного курения», о котором сказано: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» ( Пс.140:2 ). Потому наполнил Он руки Свои священными деяниями, за род человеческий совершенными. Но почему сказано «смеси курения»? Потому что есть не один вид деяний, но они совершаются из справедливости и из благочестия, из воздержания, из рассудительности и из всех подобных добродетелей, которые примиряют с Богом. Однако следует уразуметь, что и выражение «мелко измельченного» добавлено не случайно. Ведь не может стремящийся к совершенству понимать слово Божие грубо и по-плотски, но должен он искать в нем простой и тонкий смысл, чтобы, когда услышит он написанное: «Не заграждай рта у вола молотящего», понял, что это сказано не о быках – «о волах ли печется Бог?» ( 1Кор.9:9 ) – но об апостолах. Увидеть тончайший замысел Божьего Провидения и означает взять «смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» (ср. Лев.16:12 ). А кто из нас ревностный и подготовленный настолько, чтобы войти «во Святое Святых» и принести Первосвященнику «смесь благовонного мелко измельченного курения»? Поэтому необходимо, чтобы каждый из нас приносил жертву в скинию Бога, в одеяниях первосвященника, которая рукой первосвященника возносилась бы Самому Богу в «приятное благоухание» (ср. Лев.2:9 ). И наш Первосвященник Господь и Спаситель протягивает нам Свои руки и хочет от каждого из нас принять благовонное курение; нам необходимо исследовать виды благовоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Далее в текстах Ветхого Завета термин «освящение» употребляется в смысле особого посвящения Богу. Освящение, как и благословение, связано с устроением скинии – первого храма. Для освящения храма Моисей, по повелению Божьему, использовал елей помазания: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его, и умывальницу, и подножие её, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтоб освятить его» ( Лев.8:10-12 ). Также для освящения использовалась кровь жертвенного животного: «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» ( Лев.8,30 ). Таким образом, освящение, будучи посвящением Богу, касалось не только самого храма, но и священников. Освящение лиц или предметов могло быть связано с их предварительным или одновременным ритуальным очищением ( Лев.8:15 ), ( Лев.8:33-34 ). Освящены были храм Соломона ( 3Цар.8:63 ), второй храм ( Езд.6:16 ), стены и ворота Иерусалима ( Неем.12:27 ). В Ветхом Завете освящение имело в основном обрядово-богослужебное значение. Через освящение происходило поставление людей и посвящение предметов на служение Богу. Но уже тогда Бог, приобщая избранный народ к Своей святости, дает заповеди – требования нравственного закона. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», – так обращается Господь к верующим в Него ( Лев.19:2 ). Соблюдение обрядовой и нравственной чистоты было обязанностью члена израильского общества. Однако, на практике обрядовая чистота во многих случаях ставилась во главу угла, что порицалось Спасителем. Особое осмысление освящение приобретает в Новом Завете. Господь Иисус Христос Своими страданиями, Своим послушанием вплоть до смерти крестной способствовал освящению людей. Теперь и мы освящены истиною ( Ин.17:19 ), Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом ( 1Кор.1:30 ). Апостол Павел пишет: «истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:21-24 ). Поэтому наиважнейшим делом для христианина становится святость, подражание своему Небесному Учителю. Бог спасает человека, но не без его участия. Освящение, будучи всецело деянием Божьим, Его даром человеку, требует полного участия христианина. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», — призывает апостол Павел ( Евр.12:14 ).

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как скоро объявляли об этом священнику, он должен был заключить прокаженный кусок на семь дней, и если при обозрении в седьмой день язва найдена была распространившеюся, одежда или материя объявлялись нечистыми, и сожигались. Но если пятна не увеличивались, то материя вымывалась и еще заключалась на семь дней. Если затем находили, что пятно проказы остается неизменным, то материя или одежда сожигались, хотя бы проказа и не распространялась, ибо «это выеденная ямина с лица, или с изнаики». Но если пятно проказы вследствие омытия после семи дней становилось бледнее, то запятнанное место вырывалось и сожигалось, а материя вымывалась снова. Если после этого подобные вырванным пятна снова распростронялись в других местах материи, то она вся сожигалась. Если же язва не являлась вновь, то материя снова омывалась и затем объявлялась чистою ( Лев.13:47–59 ). 430 III. Нечистота истечений. ( Лев.12 и 15). Сюда относятся: А) Излияние семени (Schikbath zera’), непроизвольное излияние семени (поллюция во время сна или грезы) и излияние при совокуплении. 431 То и другое делало мужчину, а последнее и женщину нечистыми до вечера, так что они должны были после омываться водою ( Лев.15:16–18 ). Нечисты были до вечера и вымывались и все одежды и кожи, на которые попадало семя при истечении. Б) Истечение (zob от zub течь). – Слово zob означает три рода истечений накопляющейся нечистоты: а) истечение крови у женщины в менструации, б) болезненное кровотечение у женщины, в) течение у мужчины, т. е. истечение мокрот из мочевого пузыря. – Нечистота этих лиц, называвшихся zobim, т. е. истекающими, считалась одинаково важною и сообщалась от больных лицам и вещам; оттого одержимые ею удалялись из стана ( Чис.5:2 ). а) Женщина в менструации нечиста в течение семи дней. Все, на чем она ляжет или сядет, даже то, что случайно попало на ее постель или место ее сидения, становится нечистым до вечера. Всякий, кто касается ее или ее постели, или вещи, на которой она сядет, или только предметов, находящихся на ее постели или месте сидения, нечист до вечера и должен омыться и измыть свои одежды. Наконец, муж, войдя в супружеское сношение с нею и от нечистоты ее, взявши на себя, становится нечистым на семь дней и оскверняет всякую постель, на которой ляжетъ ( Лев.15:19–24 ). 432 б) Кровоточивая. «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее»: то во все время этого истечения она нечиста, подобно находящейся в менструации. Всякая постель и всякая вещь, на которой она сядет, и всякий, кто ее коснется, нечист до вечера. Когда болезнь проходила, женщина должна была отсчитать еще семь дней и потом уже становилась чистою. В восьмой день она должна была принести двух горлиц или двух молодых голубей – одну птицу в жертву греха, а другую во всесожжение; этими жертвами священник очищал ее пред Иеговою от истечения ее нечистоты ( Лев.15:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

11 весь народ земли. См. ком. к ст. 14. 11 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4. 11 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12,2; 2Пар. 24,22 ). Глава 12 12 В седьмой год Ииуя. Т.е. в 835 г. до Р.Х. и сорок лет царствовал. Иоас царствовал с 835 по 796 г. до Р.Х. 12 И делал Иоас угодное в очах Господних. Иоас один из немногих царей иудейских, получивших положительную оценку автора. 12 только высоты не были отменены. Царствование Иоаса было все же отмечено одним недостатком народ продолжал совершать жертвоприношения на «высотах» (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). 12 все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень. Иоас предлагает все накопленные в храме ценности употребить на украшение самого храма (ср. Неем. 10,32 ), поскольку в годы владычества Гофолии убранство храма пришло в упадок (ст. 5; 2Пар. 24,7 ). вносимое за каждую душу по оценке. Израильские юноши, достигшие двадцатилетнего возраста, обязаны были отслужить год на военной службе и внести полсикля серебра на нужды храма ( Исх. 30,11–16 ). сколько кому приходит на сердце. О добровольных пожертвованиях см. Лев. 22,17–25 ; Втор. 16,10.11 . 12 священники, стоящие на страже у порога. Три священника, ответственные за то чтобы в храм не входили те, кому это не положено, должны были сами внести и уложить все приношения в приготовленный Иодаем ящик (22,4; 23,4; 25,18; Иер. 35,4; 52,24 ). 12 писец царский. См. 2Цар. 8,17 . первосвященник. Т.е. Иодай. 12 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей. См. 3Цар. 7,50 . При благоустройстве храма основное внимание было уделено исправлению повреждений самого строения. В годы правления Гофолии упомянутое здесь убранство храма использовалось в культе Ваала ( 2Пар. 24,7 ). 12 Серебро за жертву о преступлении. См. Лев. 5,16; 6,6.7 ; Чис. 5,7–10 . серебро за жертву о грехе. См. Лев. 4,1 5,13. Работы по восстановлению храма не должны были лишить священников их основного источника дохода ( Лев. 7,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 . Итак, первосвященник «возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу» ( Лев.16:12 ). Прежде всего, уясним, на что указывает буквальный смысл, а затем исследуем, о чем говорится здесь в смысле духовном. В скинии собрания или в храме Господнем есть два святилища. В первом находится «жертвенник со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ), на котором разожжен неугасимый огонь, и в этом святилище дозволено стоять, исполнять служение и совершать обряды жертвоприношений только священникам; ни левит, ни кто иной не может войти сюда. Второе святилище – внешнее, отделенное от первого завесой. За ней находится «ковчег завета» и «престол милости» (ср. Исх. 26:33–34 ), над которым располагаются «два херувима» (ср. Исх.25:18 ) и «ковчег откровения» (ср. Исх.30:6 ). В это святилище «однажды в год» ( Исх.30:10 ; Лев.16:34 ) первым, принеся прежде жертву умилостивления, о которой мы говорили выше, входил тот, кто был первосвященником, наполнив обе руки, одну – горящими угольями, а другую – благовонным мелко истолченным курением (ср. Лев.16:12 ); и как только входил он, дым восходил от углей и положенного на него благовония и наполнял все святилище, так что «облако курения» (ср. Лев.16:13 ) скрывало от взора священные предметы, явленные при его вхождении. Если ясна тебе древняя традиция жертвоприношений, посмотрим теперь, что содержится в этом согласно мистическому пониманию. Ты слышал, что было два святилища: одно как бы видимое и открытое священникам, а другое словно бы невидимое и недостижимое; и за исключением одного лишь первосвященника все прочие были вне его. Мне думается, что это первое святилище можно понимать как ту церковь , в которой мы теперь находимся во плоти, где священники служат у жертвенника «со всесожжением» (ср. Исх.29:25 ) и где разожжен огонь, о котором Иисус сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Не хочу, чтобы ты удивлялся, что это святилище доступно только священникам. Ибо все, помазанные миром священного помазания, становятся священниками, как и Петр говорит, обращаясь ко всей Церкви: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Таким образом, вы – священнический род и поэтому приступаете к святилищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010