Даже когда они обладали даром читать в сердцах и мыслях, старцы любили давать советы в форме цитат из Писания или из Отцов 743 . Благодаря своей любви к книгам, русские старцы были в курсе культурной жизни своей эпохи и занимали важное место в обществе, гордившемся тем, что они принадлежали к нему. IV. Церковь и государство «Византийская симфония» Многочисленные исследования, существующие в России относительно связи между Церковью и государством 744 , основываются прежде всего на исторических фактах и критических суждениях, варьирующихся в зависимости от личной позиции их автора. Наиболее частый упрек, адресованный Церкви – тот, что она слишком подчиняется гражданской власти. Интересно отметить, что мнение некоторых советских историков было прямо противоположным: они считали, что Церковь имела слишком большую власть над обществом 745 . У нас нет намерения вдаваться в споры на эту тему. Прежде чем оценивать факты, следует разобраться в причинах, их обусловивших. Эти причины неоднозначны. Как и в других случаях, здесь мы сталкиваемся с coincidentia oppositorum, антиномией, которая в полной мере стала осознаваться лишь к концу долгого исторического периода, поскольку в течение долгих веков господствовала вера в замечательную «симфонию» между Церковью и государством. Платон Левшин , митрополит Московский (1737–1812), в своей речи, произнесенной в 1772 году по случаю дня рождения императрицы Екатерины II, утверждает: « Церковь и общество соединены таким образом, что одна отличается от другого не существом, но отношением. Гражданское общество – это союз людей, объединенных одними законами и одной и той же формой правления, но ведь то же самое общество, в той мере, в какой оно, сверх того, объединено соблюдением одной формы культа и одних и тех же священных обрядов, есть Церковь » 746 . Разве это рассуждение не является типичным выражением знаменитой «византийской симфонии»? П. Евдокимов объясняет это в других терминах: «В истории вопрос равновесия между духовной и светской властями разрешался по-разному. В Средние века папа Римский держал в своей руке оба меча; Реформация передала их в руку князя. Православие дало один меч патриарху, а другой императору, причем единство цели создавало единство обеих властей. В этом заключается знаменитая «византийская симфония», о которой говорится в VI новелле Юстиниана (VI век). Духовная власть Церкви и государства представляет собой два дара одной и той же воли Божией, и тем самым предопределяется их согласие, симфония» 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Скончался Платон 11-го ноября 1812 г. в третьем часу пополудни, в Вифании, где и погребен на давноизбранном для себя месте. Денег после его смерти не осталось, ибо все были распределены еще при жизни: 10000 р. в пользу Лавры на поминовение, 10000 р. на учеников Платоновых, 10000 р. на богадельню, монастырь и Семинарию в Вифании, 4.000 р. на Московскую Академию, 2000 p. на Чудов монастырь и 4000р. внукам. В келейной жизни Платон любил простоту и умеренность, был враг расточительности и роскоши, но выезжал публично с большой торжественностью – в шестистекольной карете, запряженной шестью белыми лошадьми в красных шорах с серебряным набором, с двумя вершниками в зеленых кафтанах, красных камзолах и треугольных шляпах; хотя был вспыльчив, но был добр, милостив, обладал терпимостью, остроумием и был очень патриотичен. Как писатель, он оставил по себе память следующими сочинениями: «Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757 и 1758 г.», 2 части, M. 1781; «Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону», M. 1775 и Вена 1773; «Сокращенный катехизис для священнослужителей, с приложением мест из Слова Божия, правил свв. апостол и свв. отец и духовного регламента и присяг», М. 1775; «Православное учение, или сокращенное христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке», СПб. 1765. Преосвященный Макарий Булгаков отзывается о богословии Платона, что оно написано «просто, общедоступно и без строгой системы, но с довольной последовательностью». Книга была переведена на языки: латинский, греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский, голландский и французский. Об «Инструкции» Платона благочинным (М. 1775) и «Увещании раскольникам, с чиноположением, как принимать обращающихся из них к православной Церкви» (СПб. 1766) уже было упомянуто. Платон написал два акафиста – преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу (оба со службами и житиями напечатаны, М. 1795). «Проповеди, приветственные и надгробные слова» Платона составляют 20 томов; 8 приветственных речей Александру I при коронации напечатаны (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С 1781 г., оставив за собой общее направление епархиальных дел, Платон передал ближайшее заведование им и своему викарию, а сам жил у Троицы и в Вифании. В 1787 г. он получил звание митрополита, и, по тогдашнему времени, любившему церемонность и сюрпризы, несколько необычным образом: Государыня, проезжавшая чрез Москву при возвращении с поездки на юг, присутствуя за богослужением в Успенском Соборе, приказала к концу обедни поминать архиепископа Платона митрополитом. Он, конечно, сообразил, в чем дело, и из алтаря низко поклонился государыне. В 1788 г. упразднена была Крутицкая епархия с присоединением главнейшей ее части к Московской, в 1799 г. учреждена Калужская из части Московской. Император Павел, по воцарении, относился к Платону неровно, хотел, по-видимому, его награждать и счастливить, но, кажется, выводимый из себя прямодушием Платона, скоро к нему охладевал. В 1797 г. он возложил на него, вопреки его желанию, орден св. Андрея Первозванного. Тогда впервые стали жаловать духовных особ орденами; Платон был против этого рода наград и писал даже о том государю. В 1797 г. Платон в последний раз ездил в Петербург, но здесь как-то не пришелся ко двору в тяжелое павловское время и скоро вернулся назад. В царствование Александра I Платон, уже совершенно больной, доживал свои дни как бы на покое у Троицы и в Вифании. В Москву он приезжал только на коронацию и еще в 1809 г., для встречи государя. Он, хотя, по-видимому, любил жизнь и не хотел умирать, но мысль постоянно уже направлял к смерти. Ничто его теперь не интересовало. Получив при рескрипте Александра I орден св. Владимира 1-й степени, он только поцеловал подпись Александра на рескрипте, а орденские знаки, не развертывая, передал для хранения в ризницу. Он давно уже заготовил себе гроб и часто ложился в него, примеряясь к образу вечного сна. В 1812 г., при вторжении Наполеона, Платон прибыл в Москву умирать со своей паствой; говорили, что он поведет народное ополчение против Наполеона, но в это время, разбитый параличом и крайне одряхлевший, он не мог уже и говорить связно; еле его увезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

20 декабря 17 91 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание — проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от лавры — в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство проповеднического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, — говорил великодушный архипастырь, — а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 18 08 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого (память 1/14?декабря). Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Когда же жители Коломны просили определить окончившего курс семинарии Василия Дроздова в священники к одному из городских храмов, митрополит Платон сказал: «Не дам я вам его, я его берегу на свое место» . Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/sm/060626160151.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ВАРВАРИНСКИЙ ХРАМ НА ВАРВАРКЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский храм Варвары на Варварке Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия ) Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в XV веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках . Московский храм Варвары на Варварке В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено " за торгом, против Панского двора " . Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность. В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен. В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была " вся в твердости, утварью предовольная " , из соображений ее несоответствия общему облику места. В 1796 - 1804 годах на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова . В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена. После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

http://drevo-info.ru/articles/13675525.h...

В нач. XVIII в. старый храм «святого Николая, что называется Старыя Большия главы» «от престарелости и горелости» был разобран, и на его месте с 1718 г. возводился 2-этажный собор с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца и верхней - в честь Иверской иконы Божией Матери (освящена 18 сент. 1735 (1736?)), впосл. переосвященной в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1760-1763 гг. в нижней Никольской ц. на средства купца А. Д. Кондикова в память об отце был пристроен придел во имя вмч. Димитрия Солунского (в 1812 разобран). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. По легенде, к-рая приводилась в описаниях М. Г. м. XIX - нач. XX в., причиной сооружения верхнего храма был трагический случай в семье кн. Дмитрия Кантемира. Якобы 15 авг. 1734 г. в аварии на Никольской ул. погибла дочь князя, ехавшая в экипаже с отцом (М. Д. Кантемир скончалась в 1757 - см.: Московская энциклопедия. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 105-106). В 1795 г., когда обрушился верх собора, имп. Павел I выделил 15 тыс. р. на капитальный ремонт. Всего же на перестройку собора по проекту архит. М. Ф. Казакова было израсходовано ок. 30 тыс. р. Перестроенный храм украсили классическими портиками и куполом с люкарнами, увенчанным фонариком с крестом. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. 1 окт. 1775 г. в Никольском соборе состоялась хиротония архиеп. Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса) , к-рую в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны возглавил Московский митр. Платон (Левшин). В соборе неоднократно совершал богослужения богослов архиеп. Астраханский и Ставропольский Никифор (Феотоки) , в 1792-1800 гг. настоятельствовавший и пребывавший на покое в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском монастыре .

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Иван Добровольский Скачать epub pdf Краткая биография Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году 1 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», – писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин ; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам». Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе. О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники». 2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского Святитель Филарет Московский Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/50209.html

69 Ювеналий Смирнов с 1774 г. игумен Зилантова монастыря, Казанской епархии; с 1775 г. префект Казанской дух. семинарии; в 1779 г. определён законоучителем Кадетского корпуса в Петербург (Ист. Росс, иерархии, ч. 1, стр. 583. – История Казанской дух. семинарии, А. Благовещенского), Казань, 1881 г., стр. 44); 18 мая 1786 года переведён с саном архимандрита в Ростовский Богоявленский монастырь. Отсюда переведён 16-го мая 1793 г. в Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, Пермской еп. Умер в Цареконстантиновском монастыре, Владимирской еп. в 1804 г. 71 Богословия библейская архимандрита Ювеналия, кажется, не была напечатана; по крайней мере её нет в каталогах печатных книг. 72 Самуил (в мире Симеон Миславский) родился 24 мая 1731 г. в малороссийском городе Глухов; получил образование в Киевской академии. По окончании наук, принял монашество и проходил в академии постепенно разные учительские и начальнические должности. В 1763 г. декабря 23 дня рукоположен во епископа Белгородского; в 1771 г. переведён в Москву на Крутицкую епархию; с 17 марта 1776 г. епископ Ростовский; 1777 г. сентября 22 дня архиепископ; 1783 г. сентября 22 дня митрополит Киевский и с 10 апреля 1786 г. архимандрит Киево-Печерской Лавры. 1796 г. января 5 дня скончался. 74 Варлаам Милославский 10 авг. 1784 г. из Ростовского Борисоглебского монастыря переведён в Киево-Братский монастырь и определён ректором академии († 30 июля 1791 г.). 76 Платон (Пётр Левшин) сын причетника села Чашникова, Московской еп.; родился 29 июня 1737 г. Образование получил в Московской академии. По окончании курса, в 1759 г. был определён наставником риторики в Лаврскую семинарию и тогда же принял монашество; в 1760 г. назначен префектом, а в следующем году – ректором семинарии. 1766 г. архимандрит Лавры и с 1768 г. член Св. Синода; 1770 г. архиепископ Тверской; 1775Московский; 1787 г. – митрополит. Сконч. 11-го ноября 1812 г. 77 Иннокентий Нечаев, родился в 1722 г.; учился в Московской академии, и по окончании учения, там же проходил учительские должности, а с 1759 г. был префектом академии, в 1761 г. определён наместником Троицкой Лавры; 23 февраля 1763 г. рукоположен во епископа Кексгольмского, викария Новгородской еп.; 27 мая того же года назначен епископом Тверским, а 4-го окт. переведён на кафедру Псковскую, пробывши в Твери не более 4-х месяцев; в 1770 г. возведён в сан архиепископа; 1798 г. окт. 9-го уволен на покой; 23 янв. 1799 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Москве откроется новый православный детский приют Москва, 14 сентября 2015 г. 17 сентября 2015 года в 15.00 в Москве по адресу Шоссейная ул., 74 состоится открытие нового детского приюта при Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Это крупнейший детский православный приют, созданный в городе при поддержке Правительства Москвы, сообщает Синодальный информационный отдел .      Еще в 1993 году Николо-Перервинскому монастырю на правах собственности было передано отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 7 тыс. кв. м. Было принято решение создать на его базе Социально-реабилитационный центр и православную гимназию имени святителя Платона (Левшина). Правительством Москвы была выделена бюджетная субсидия на реализацию этого проекта. Строительство объекта было возложено на компанию «Cumu-XXI век», входящую в группу компаний «Новард». К 2013 году было воссоздано историческое здание начала XX века, которое было построено еще до революции на средства монастыря. При реконструкции удалось сохранить старинные фасады и исторический облик здания в целом. Изначально в нем размещалось духовное училище. После реконструкции, помимо самой гимназии, в здании также разместился пансион для учеников. Оба корпуса, учебный и жилой, входят в состав духовно-социального центра «Неопалимая Купина». Здесь созданы все условия для гармоничного развития детей с учётом их индивидуальных особенностей. В основе - классическое образование, православная культура и традиционные российские ценности. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана еще во времена Куликовской битвы. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он именуется «Перервинским». В 1669 году в обитель привезли с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690-1700). В 1775 году архиепископ Московский и Калужский, позднее - митрополит Московский Платон (Левшин, 1775-1812), замечательный русский иерарх, основывает здесь семинарию, которая стала именоваться Платоновской и просуществовала почти 40 лет с 1775 по 1814 годы. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867), Перервинское Духовное училище (1867-1917) и, наконец, с 1996г., снова Перервинское Духовное училище, которое 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Её ректором был назначен настоятель Николо-Перервинской обители протоиерей Владимир Чувикин.

http://pravoslavie.ru/82122.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010