К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

4 июня 1991 г. мощи святителя Димитрия перенесены из фондов музея-заповедника в Успенский собор Ростовского Кремля, где был отслужен молебен. Вечером того же дня состоялся крестный ход к Спасо-Яковлевскому монастырю и рака с мощами была установлена на том же месте, где она когда-то пребывала. «Радуйся, граде Ростов, яко от Киева, с преждепочившими в тебе, и сего пастыря Димитрия, ныне во святых почитаемого, приял еси» 1293 . Митрополит Платон (Левшин) 1737–1812 Митрополит Платон, в миру Петр Егорович Левшин, родился 29 июня 1737 г., в день празднования памяти великих учителей Церкви и проповедников Евангелия, святых апостолов Петра и Павла. Отец Петра – Георгий Данилов был причетником в селе Чашникове, которое находилось в сорока верстах от Москвы по Петербургской дороге. Позднее он стал священником. Мать – Татьяна отличалась благочестием и детей своих учила богомыслию и страху Божию (скончалась в 1771 г. в Москве). От отца Петр унаследовал «прямодушие, откровенность, простое обхождение, бескорыстность, живость, горячность, чувствительность» 1294 . С пяти лет Петра начали обучать грамоте, в это же время обнаружились у него незаурядные музыкальные способности. Когда мальчику шел десятый год, отец ходатайствовал о зачислении его в Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, где он принял фамилию Левшинов (или Левшин). Школьное образование Петр восполнял чтением книг, особенно исторических. В Академии, он заслужил известность своим умом и способностями. По окончании образования Петр Левшин был оставлен при Академии учителем пиитики и катехизатором и вскоре прославился в Москве великолепным даром речи. Его проповеди отличались необыкновенной эмоциональностью и искренностью. Выступления молодого проповедника собирали множество слушателей. В 1758 г. он был приглашен в Духовную Семинарию в Троице-Сергиевой Лавре на кафедру риторики. 14 августа того же года Петр Левшин был пострижен в монашество с именем Платона, а 30 августа – посвящен в иеродиакона в Успенском соборе Московского Кремля. В 1761 году, после посвящения в сан иеромонаха (1759), отец Платон был назначен ректором Троицкой Семинарии, и в 1763 г. – наместником ТроицеСергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25. ВЛАДИМИР Ужинский. В 1812 году, Марта 30, из Префектов. В Июле 1813 года награждён алмазным крестом. В Августе 1814 года наименован Профессором Богословия. 19. ИЕРОНИМ Сретенский, Игумен Деревяницкий, определён в 1812 году, Марта 30, из учителей Риторики и Инспекторов. В Июле 1813 года от должностей по Семинарии уволен. 20. АМВРОСИЙ II Морев, Соборный Иеромонах, в 1813 году, Августа 16, из учителей Риторики Тверской Семинарии. В Августе 1814 года наименован Инспектором и Профессором Философии. Префекты 15. ЕВГРАФ, Архимандрит … и находится доныне. 16. АНТОНИЙ Левшин …и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 15. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, в 1808 году, в Июле определён Ректором Александро-Невской Академии. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, в Июле 1808 года определён Ректором. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, Игумен Угрешский, с 1808 года, из Префектов, в 1809 году скончался. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, с 1808 года, потом Ректор. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, по 1810 год, потом Наместник Лавры. В Августе 1814 года переведён в Колязин монастырь и определён Ректором Тверской Семинарии и Профессором Богословия. 18. ИННОКЕНТИЙ Смирнов по 1812 год. Ныне Ректор Санкт-Петербургской Семинарии. 18. ЕВГЕНИЙ Казанцев, Архимандрит Лужецкий, с 1810 года. В 1814 году, Августа 17, переведён в Заиконоспасский и определён Ректором Перервинской Семинарии. 19. НЕОФИТ Докучаев-Платонов, в 1812 году, Января 9, из учителя Риторики Вифанской Семинарии. В 1813 году определён Ректором Вифанской Семинарии; в Феврале 1814 года произведён в Архимандрита Высоцкого и в том же году в Августе переведён в Знаменский и определён Ректором Заиконоспасского уездного училища. Примечание: В 1814 году Лаврская Семинария упразднена, а вместо оной учреждена на Перерве, а другая в Вифании. В этой последней Ректором Августа 17 определён Префектом Академии Архимандрит Парфений Чертков с переведением его из Знаменского монастыря в Лужецкий. 59 Файл PDF стр. 61. После абзаца начало «В 1783 году по трактату с Грузией … Членом Святейшего Синода»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4 Платоник В.В. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского (к столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.). Сергиев Посад, 1912; Виноградов В. В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. Январь. С. 10–34; Февраль. С. 311–347; Титлинов Б.В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христианское чтение. 1912. No 11. С. 1199–1260. 8 Миролюбов Г.П. Платон как пастырь и богослов. Ленинградская духовная академия. Машинопись. 1952; Иванов И. , свящ. Митрополит Платон (Левшин) как догматист. Ленинградская духовная академия. 1955; Скурат К.Е. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Московская духовная академия. Загорск, 1956. Машинопись; Платон (Лобанков), иером. Святительские труды Высокопреосвященного Платона (Левшина) , митрополита Московского. Загорск, 1964. Машинопись. (В кратком изложении эта работа опубликована: Платон (Левшин), митрополит Московский. Издательство Троице-Сергиевой лавры, 2009). 9 Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners. Newtonville (Mass), 1983. 11 Короткевич Р.М. Митрополит Платон и русские императоры. (Опыт критического восстановления прошлого)//Макарьевские чтения: Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария. Вып. 8; М.; Можайск, 2001. С. 217–239. 13 Галанов М.М. Митрополит Московский Платон и Павел I//Вопросы истории. 2006. No 7. С. 150–155. 16 [ Платон (Левшин) ]. Поучительные слова при Высочайшем дворе Ея Императорского Величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Его Императорского Высочества учителя в законе и придворного проповедника Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Свято Троице-Сергиевы лавры вященноархимандрита, поучительные слова и другие сочинения, от Московской академии выпечатанные. В 20 т. М., 1779–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

митрополит Платон (Левшин) (29.06.1737–11.11.1812) Дневники Литургика Основы православия Письма Слова, речи, поучения Полное собрание сочинений митрополит Платон (Левшин) Митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троице-Сергиевой лавры. Духовный писатель, выдающийся проповедник, автор первого систематического курса русской церковной истории. Основатель  Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской ДС. Сыграл ключевую роль в учреждении единоверия. Биография Жизнеописание В миру Левшин Петр Георгиевич, родился в с. Чашникове Московской губернии в семье причетника. В своей автобиографии митр. Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, " оставив звон, потек от радости узреть родившегося " . Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом. Родители Петра, будущего митр. Платона, были люди благочестивые. Мать его, Татьяна Ивановна, как только ребенок начинал говорить, научила его произносить имя Божие и учила молитвам, доступным его детскому возрасту. К тому же она была трудолюбивая хозяйка и, несмотря на скудость средств, умела одевать детей опрятнее чем другие, более богатые. С шести лет Петра начали учить грамоте, а восьми лет он уже свободно читал и пел в церкви и мог один править на клиросе во время литургии. Имел " светлый и приятный " голос (впоследствии тенор), за который его любили и в селе, и позже в академии. На десятом году Петр был отдан в Заиконоспасскую академию. Отец его в это время был уже священником, но по стечению обстоятельств, не в Московской, а в Коломенской епархии. По существовавшему порядку он и детей должен был отдать в Коломенскую семинарию, но ему этого очень не хотелось и он усиленно просил, чтобы Петра и его младшего брата Александра приняли в лучшую тогда Заиконоспасскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Секретарь Московской консистории и два, и три раза отказывал ему, но он продолжал настаивать. Наконец, удивленный секретарь " пред всеми сказал: " Ну, ты прямо отец детям: здесь мы не можем обирать денег от священников, кои просят, чтобы их детей в школу не брали, а от тебя не можем отвязаться, чтобы детей твоих в школу определить " . Наконец, настойчивость отца увенчалась успехом, и дети были определены по его желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЛАТОН (ЛЕВШИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Портрет тверского архиепископа Платона (Левшина). Работа А.П.Антропова, 1775 год Платон (Левшин) ( 1737 - 1812 ), митрополит Московский и Коломенский В миру Данилов Петр Георгиевич, родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование получил сначала в Коломенской семинарии , потом перешел в Славяно-Греко-Латинскую академию . В академии получил фамилию Левшин. Ещё до окончания академии начал преподавать в ней пиитику и греческий язык. В 1757 году, по окончании, был назначен учителем этих предметов в Славяно-Греко-Латинской академии. В 1758 году был приглашён настоятелем Троице-Сергиевой Лавры в Троицкую семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года был пострижен в монашество с именем Платон, а 30 августа того года - рукоположен во иеродиакона . 22 июля 1759 года был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры . С 1761 года - ректор семинарии и учителем богословия. С 1763 года - наместник Троице-Сергиевой Лавры . Спустя несколько месяцев в том же году стал придворным проповедником и законоучителем наследника престола, великого князя Павла Петровича . 16 июля 1766 года, по повелению императрицы Екатерины II , был возведён в сан архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре был включён в состав членов Святейшего Синода . 10 октября 1770 года был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. 21 января 1775 года был назначен архиепископом Московским , по-прежнему оставаясь в должности лаврского архимандрита. С 15 ноября 1775 года - директор Славяно-Греко-Латинской академии . 29 июня 1787 года был возведён в сан митрополита Московского и Коломенского. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличем) был уволен от епархиальных дел до выздоровления.

http://drevo-info.ru/articles/204.html

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1787-1797 гг. В. м. именовался пустынью, из 6 насельников лишь иером. Феодорит имел священный сан, митр. Платон вспоминал, что он «сам клиросную должность правил». Митрополит неоднократно обращался к имп. Екатерине II Алексеевне с просьбой об увольнении его на покой с пребыванием в В. м., однако императрица отклоняла прошения. Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г. Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г. 24 апр. 1797 г. В. м. неожиданно посетил недавно коронованный имп. Павел I с семьей (Платон (Левшин) в 1763-1773 преподавал вел. кн. Павлу, а также его невесте вел. кнг. Наталии Закон Божий). Обитель настолько понравилась государю, что 1 мая 1797 г. он издал указ о возведении пустыни во второклассный мон-рь, приписной к ТСЛ, и об учреждении при нем Вифанской ДС для 100 учащихся. В. м. получил штат монашествующих и ежегодное жалованье в размере 2633 р. 80 к., на пищу и одежду насельникам отпускалось еще 340 р. в год. Император пожаловал В. м. 533 дес. и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому мон-рю, с 1801 г. В. м. получал также доходы с 3 мельниц, к-рые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митр. Платон устроил у входа в свои покои обелиск. В 1804 г. в мон-ре жили 8 насельников. Митр. Платон, скончавшийся в нояб. 1812 г., по завещанию был погребен в Лазаревской ц. рядом с гробом прп. Сергия. Над гробницей под стеклом хранились его митра, дикирий и трикирий, справа от гробницы - полное облачение, слева - белый клобук, мантия и посох. У гроба иерарха ежедневно совершались панихиды, были отмечены случаи исцелений, по верованиям окрестных крестьян, митр. Платон особенно помогал больным детям. О посмертном явлении митр. Платона в храме В. м. рассказывал прп. Антоний (Медведев) прп. Моисею (Путилову) в окт. 1839 г. (РГБ ОР. Ф. 214. 359-360). Платон (Левшин), митр. Московский. Портрет. Кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. (ГИМ) Платон (Левшин), митр.

http://pravenc.ru/text/158880.html

65. Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66. Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит 67. Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68. Гедеон Криновский, из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69. Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 Архиепископы и митрополиты: 70. Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Прот. И. Леванда был для своего времени всесторонне образованным человеком. Он считал, что пастырь-проповедник должен быть на уровне века и знать не меньше, а больше своего слушателя. В то время русское общество интересовалось идеями французских энциклопедистов и особенно сочинениями Вольтера. Леванда не проявлял нетерпения к новым идеям и не опровергал их в своих проповедях. И лишь однажды вскользь заметил о умершем Вольтере: “Покойник, — не тем будь помянут, — всю жизнь свою трудился с большим успехом для гибели своей и других.” Как церковный проповедник, прот. Иоанн хорошо знал не только дух, но и букву Св. Писания и умело пользовался им. Он считал нужным не доказывать, а лишь показывать, излагать христианскую истину, прибегая к самой наглядной, самой доступной для слушателей форме изложения. Это было время, когда латино-польское направление на Юге, хотя и ослабело, но все же еще сохранило свое воздействие на местных проповедников. Однако Леванда был в числе тех, кто, понимая недостатки этого направления, решительно преодолевал их в своей проповеднической практике. Платон Левшин , митрополит Московский (1737–1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митр. Платон, в миру Петр Данилов, родился в 1737 г. в селе Чашниково недалеко от Москвы. Отцом его был причетник, восприемником — крестьянин. После домашнего обучения он поступил в Коломенскую семинарию, а оттуда был переведен в Славяно-греко-латинскую Академию, где принял фамилию Левшина. Кроме предметов обязательных Петр Левшин занимался и теми, которые не преподавались: историей, географией; много читал, а некоторых классиков даже выучивал наизусть. Еще и студентом он был назначен преподавателем пиитического класса и проповедником-катехизатором той же Академии. Уже в то время его проповеди имели большой успех и стяжали ему имя “московского Апостола” и “второго Златоуста.” В 1756 г. он был переведен в Троицкую семинарию учителем риторики и принял монашество с именем Платона. В 1761 г. он становится ректором Семинарии, через год наместником Лавры, а в 1763 г. был определен Екатериной II в учители богословия к наследнику престола (Павлу I). В 1770 г. хиротонисан во епископа Тверского, а в 1775 г. переведен в Московскую епархию. Здесь он много потрудился для повышения уровня преподавания и в Славяно-греко-латинской академии; занимался цензурой переводной (с французского языка) литературы; активно боролся с расколом и сверх того занимался проповеданием Слова Божия в воскресные и праздничные дни и в особых случаях. В 1811 году испросил себе увольнение от епархиальных дел, а в следующем году скончался вскоре после получения известия об изгнании французов из Москвы (сказав перед смертью: и “Слава Богу, Москва свободна и я умру теперь спокойно”).

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010