На погребении архимандрита Тихона (Руднева) 15 сентября 1904 года настоятель Николаевской что в Голутвине церкви протоиерей П. С. Шумов в своем слове свидетельствовал о том, что жизнь ушедшего проходила в свете проповедуемых им идеалов: «С малолетства усопший любил монашество…Кроткий и тихий, он любовию старался действовать на братию, и любовию исправлять, и водворять между ними мир и согласие. К немощному брату придет он, кротко станет увещевать его, помолится с ним, и брат, тронутый этим, делается другим. Простота и смирение остались его свойствами и в звании архимандрита. Эти свойства были причиною того, что он никогда не трубил о себе, не выставлял себя, и всякому отдавал предпочтение. Слова похвальбы и тщеславия не сходили с уст его. Нужно ли говорить о его нестяжательности? Всю жизнь провел он, оставляя себе только самое необходимое. Что получал, все отдавал. Он жил для других». В Спасо-Вифанской семинарии, в которой сироту учили «за казенный кошт», о. Василий Руднев получил хорошее для того времени образование. Ее основатель Платон Левшин (1737–1812) ставил целью создать ученое и культурное духовенство. Следует отметить, что митрополит Платон называл Николопесношский монастырь «училищем благочестия и примером жизни монашеской». Семинарист Василий овладевал науками с большим прилежанием. В его аттестате сказано: «Объявитель сего Вифанской Духовной семинарии воспитанник Василий Руднев: Московской Епархии, Дмитровского округа села Кончинина Михаила Архангельской церкви умершего пономаря Феодора Иванова сын, имеющий ныне от роду 22 года, поступив в семинарию в 1848 году, обучался в ней, при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам: богословию (догматическому, нравственному, обличительному, пасторскому, гомилетике), о Священном Писании , Священной Герменевтике, Церковной истории и археологии, церковному законоведению, истории библейской, патристике, логике и психологии, истории российской, физике, словесности, о богослужебных книгах, истории всеобщей, алгебре, геометрии и пасхалии, естественной истории – весьма хорошо, сельскому хозяйству, медицине – очень хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Пашков Василий Александрович (1834–1902) – петербургский аристократ, меценат; приняв крещение под влиянием евангелистского миссионера Г. Редстока, вел активную проповедническую и издательскую деятельность в духе евангельского христианства, в 1884 г. выслан из России. Петр (1308–1326) – митрополит всея Руси. Получил от золотоордынского хана право суда над церковными людьми по всем делам, включая уголовные; ввел в Русской Церкви порядок, согласно которому овдовевший священник должен был принять монашество, в противном случае он лишался сана. Сыграл важную роль в утверждении Москвы как политического центра Руси. Пий VI (Джованни Анджело Браски; 1717–1799) – Папа Римский (1775–1799). Пимен (Извеков Сергей Михайлович; 1910–1990) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1971). В епископский сан возведен в 1957 г., с 1960 г. – управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Св. Синода. В 1989 г. избран народным депутатом СССР. Платон (Левшин Петр Егорович; 1737–1812) – митрополит Московский. Законоучитель наследника престола Павла I (с 1768), член Св. Синода, архиепископ (с 1775), затем митрополит Московский. Большое внимание уделял урегулированию проблемы старообрядчества, занимался формированием единоверческих общин. Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – обер-прокурор Св. Синода (1880– 1905); профессор кафедры гражданского права в Московском университете (1860–1865), сенатор (с 1868), член Государственного совета (с 1872). Полянский Иван Васильевич (1899–1956) – Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (1944–1956). Ранее служил в органах ВЧК–ГПУ–НКВД, полковник Госбезопасности. Потулов Василий Александрович (1855 – не ранее 1918) – депутат 3-й и 4-й Государственной Думы от Орловской губ., из потомственных дворян, примыкал к «Союзу 17 октября»; член Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг. Ростислав Мстиславич (?–1167) – князь Смоленский (с 1127), Великий князь Киевский (1154, 1159–1167), основатель династии смоленских князей; между 1133 и 1150 гг. учредил в Смоленске епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1781 г., оставив за собой общее направление епархиальных дел, Платон передал ближайшее заведование им и своему викарию, а сам жил у Троицы и в Вифании. В 1787 г. он получил звание митрополита, и, по тогдашнему времени, любившему церемонность и сюрпризы, несколько необычным образом: Государыня, проезжавшая чрез Москву при возвращении с поездки на юг, присутствуя за богослужением в Успенском Соборе, приказала к концу обедни поминать архиепископа Платона митрополитом. Он, конечно, сообразил, в чем дело, и из алтаря низко поклонился государыне. В 1788 г. упразднена была Крутицкая епархия с присоединением главнейшей ее части к Московской, в 1799 г. учреждена Калужская из части Московской. Император Павел, по воцарении, относился к Платону неровно, хотел, по-видимому, его награждать и счастливить, но, кажется, выводимый из себя прямодушием Платона, скоро к нему охладевал. В 1797 г. он возложил на него, вопреки его желанию, орден св. Андрея Первозванного. Тогда впервые стали жаловать духовных особ орденами; Платон был против этого рода наград и писал даже о том государю. В 1797 г. Платон в последний раз ездил в Петербург, но здесь как-то не пришелся ко двору в тяжелое павловское время и скоро вернулся назад. В царствование Александра I Платон, уже совершенно больной, доживал свои дни как бы на покое у Троицы и в Вифании. В Москву он приезжал только на коронацию и еще в 1809 г., для встречи государя. Он, хотя, по-видимому, любил жизнь и не хотел умирать, но мысль постоянно уже направлял к смерти. Ничто его теперь не интересовало. Получив при рескрипте Александра I орден св. Владимира 1-й степени, он только поцеловал подпись Александра на рескрипте, а орденские знаки, не развертывая, передал для хранения в ризницу. Он давно уже заготовил себе гроб и часто ложился в него, примеряясь к образу вечного сна. В 1812 г., при вторжении Наполеона, Платон прибыл в Москву умирать со своей паствой; говорили, что он поведет народное ополчение против Наполеона, но в это время, разбитый параличом и крайне одряхлевший, он не мог уже и говорить связно; еле его увезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Скончался Платон 11-го ноября 1812 г. в третьем часу пополудни, в Вифании, где и погребен на давноизбранном для себя месте. Денег после его смерти не осталось, ибо все были распределены еще при жизни: 10000 р. в пользу Лавры на поминовение, 10000 р. на учеников Платоновых, 10000 р. на богадельню, монастырь и Семинарию в Вифании, 4.000 р. на Московскую Академию, 2000 p. на Чудов монастырь и 4000р. внукам. В келейной жизни Платон любил простоту и умеренность, был враг расточительности и роскоши, но выезжал публично с большой торжественностью – в шестистекольной карете, запряженной шестью белыми лошадьми в красных шорах с серебряным набором, с двумя вершниками в зеленых кафтанах, красных камзолах и треугольных шляпах; хотя был вспыльчив, но был добр, милостив, обладал терпимостью, остроумием и был очень патриотичен. Как писатель, он оставил по себе память следующими сочинениями: «Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757 и 1758 г.», 2 части, M. 1781; «Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону», M. 1775 и Вена 1773; «Сокращенный катехизис для священнослужителей, с приложением мест из Слова Божия, правил свв. апостол и свв. отец и духовного регламента и присяг», М. 1775; «Православное учение, или сокращенное христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке», СПб. 1765. Преосвященный Макарий Булгаков отзывается о богословии Платона, что оно написано «просто, общедоступно и без строгой системы, но с довольной последовательностью». Книга была переведена на языки: латинский, греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский, голландский и французский. Об «Инструкции» Платона благочинным (М. 1775) и «Увещании раскольникам, с чиноположением, как принимать обращающихся из них к православной Церкви» (СПб. 1766) уже было упомянуто. Платон написал два акафиста – преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу (оба со службами и житиями напечатаны, М. 1795). «Проповеди, приветственные и надгробные слова» Платона составляют 20 томов; 8 приветственных речей Александру I при коронации напечатаны (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Так получилось и при восшествии на престол имп. Павла. Павел очень любил своего бывшего учителя, 15 лет переписывался с ним, но на него произвело неприятное впечатление то, что во время коронации митрополит предложил ему при входе в алтарь снять шпагу. Заметнее охладел к нему Павел после того, как преосвящ. Платон протестовал против награждения духовенства орденами. Между тем силы митрополита иссякали. Еще в сравнительно молодом возрасте он страдал от тяжелых геморроидальных и почечных колик (от камней в почках), доводивших его подчас до полного изнеможения. С годами приступы усилились, заставляя опасаться за его жизнь. Не раз просил он об увольнении на покой, но получал ответ, что может, когда захочет, жить в Троице-Сергиевой Лавре, поручив дела викарию. В 1805 или 1806 г. с ним произошел удар, от которого митрополит уже не оправился. Силы его слабели. Управление делами он постепенно передавал викарию, еп. Августину. Наконец, в 1811 г. он был освобожден совершенно до выздоровления. Но после этого (уже в самом конце своей жизни) митр. Платону пришлось перенести страшное душевное потрясение — нашествие Наполеона, взятие и пожар Москвы. Когда уже столица начала пустеть, улицы ее были наполнены только отъезжавшими из нее или обозами с военными снарядами и ранеными, тогда из Вифании прибыл митр. Платон в последний раз взглянуть на любезную ему Москву. Говорят, что он хотел было ехать на Бородинское поле или Поклонную гору и благословением своим одушевить воинство к битве за Москву. Приехав в Чудов монастырь 28 августа, он сел в креслах на входном крыльце и долго со слезами смотрел на Кремль, как будто прощаясь с ним и как будто предчувствуя свою вечную с ним разлуку и его жребий. 1 сентября митр. Платон возвратился из Москвы в Вифанию, а 2-го французы заняли столицу. Но после этого митрополит никак не хотел оставлять Вифанию, и только когда неприятель стал появляться в ближних селениях, принуждаемый окружающими, выехал в Махрищи. Скончался 11 ноября 1812 г. в Вифани, где и погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Также можно отметить, что преподавание поэтики являлось традиционным для Московской духовной академии как в период до 1814 г., так и после. Из истории преподавания поэтики в XVIII в. можно отметить вклад в изучение данного предмета, сделанный архиепископом Аполлосом (Байбаковым), который с 1772 г. был учителем поэтики и риторики в Славяно-греко-латинской академии и написал «Правила пиитические в пользу юношества, обучающегося в Московской славяно-греко-латинской академии», а с 1775 по 1783 гг. ректором Троицкой семинарии, где также старался ввести занятия поэтикой 24 . Преподавание поэтики велось и на практическом уровне. Семинаристы, и тем более академисты, должны были и сами писать стихи 25 . Митрополит Платон (Левшин) советовал «поощрять тех, в коих откроется к стихотворству свободная жила» 26 . Студенты писали стихи на русском, латинском, французском, а также на древнегреческом и иногда даже на древнееврейском языках. В конце XVIII в. особое значение приобрёл панегирический жанр, в котором особо преуспевали учащиеся духовных учебных заведений 27 . В XIX в. преподавание поэтики продолжилось. В начале XIX в. выпускники поэтического класса Троицкой семинарии свободно сочиняли стихи на латинском языке, которые, по отзыву С. К. Смирнова, «были несравненно лучше их русских стихотворных произведений» 28 . С мая 1812 по 1814 г. учителем поэзии в академии был Феодор Яковлев Платонов 29 . Впоследствии поэзия преподавалась как один из предметов большой науки словесности наряду с эстетикой, прозой и литературой 30 . Изучение поэтики позволило сформироваться таким ярким личностям, как, например, будущий богослов и просветитель митрополит Филарет (Амфитеатров) 31 . Известнейшие профессора Академии находили время для серьёзного обсуждения достоинств и недостатков поэтических произведений. Так, 18 марта 1831 г. протоиерей Феодор Голубинский описал обсуждение отрывков из произведений поэта Николая Михайловича Шатрова, носившее высокий характер дискуссии на богословские и нравственные темы: «Останавливались на стихе: Бог не нас, но грехи караешь; только не успели ещё справиться с проповедью Филарета. Находили обоюдным выражение: Гнева Божьего могила. Например, могила Годунова значит: скрывающая в себе тело Годунова, а не вырытая Годуновым. Решили, что нужно переделать стихи: дай злобе нравственность святую, и милость вполне (или частно) золотую. Храм утех – так выражаться мог бы о театре Шаликов 32 , а не такой серьезный поэт, как Николай Михайлович. Искать похвал, желать честей – небольшой грех , заметил секретарь. Наконец, слово набат находили низким для дня Страшного Суда» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

4 июня 1991 г. мощи святителя Димитрия перенесены из фондов музея-заповедника в Успенский собор Ростовского Кремля, где был отслужен молебен. Вечером того же дня состоялся крестный ход к Спасо-Яковлевскому монастырю и рака с мощами была установлена на том же месте, где она когда-то пребывала. «Радуйся, граде Ростов, яко от Киева, с преждепочившими в тебе, и сего пастыря Димитрия, ныне во святых почитаемого, приял еси» 1293 . Митрополит Платон (Левшин) 1737–1812 Митрополит Платон, в миру Петр Егорович Левшин, родился 29 июня 1737 г., в день празднования памяти великих учителей Церкви и проповедников Евангелия, святых апостолов Петра и Павла. Отец Петра – Георгий Данилов был причетником в селе Чашникове, которое находилось в сорока верстах от Москвы по Петербургской дороге. Позднее он стал священником. Мать – Татьяна отличалась благочестием и детей своих учила богомыслию и страху Божию (скончалась в 1771 г. в Москве). От отца Петр унаследовал «прямодушие, откровенность, простое обхождение, бескорыстность, живость, горячность, чувствительность» 1294 . С пяти лет Петра начали обучать грамоте, в это же время обнаружились у него незаурядные музыкальные способности. Когда мальчику шел десятый год, отец ходатайствовал о зачислении его в Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, где он принял фамилию Левшинов (или Левшин). Школьное образование Петр восполнял чтением книг, особенно исторических. В Академии, он заслужил известность своим умом и способностями. По окончании образования Петр Левшин был оставлен при Академии учителем пиитики и катехизатором и вскоре прославился в Москве великолепным даром речи. Его проповеди отличались необыкновенной эмоциональностью и искренностью. Выступления молодого проповедника собирали множество слушателей. В 1758 г. он был приглашен в Духовную Семинарию в Троице-Сергиевой Лавре на кафедру риторики. 14 августа того же года Петр Левшин был пострижен в монашество с именем Платона, а 30 августа – посвящен в иеродиакона в Успенском соборе Московского Кремля. В 1761 году, после посвящения в сан иеромонаха (1759), отец Платон был назначен ректором Троицкой Семинарии, и в 1763 г. – наместником ТроицеСергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25. ВЛАДИМИР Ужинский. В 1812 году, Марта 30, из Префектов. В Июле 1813 года награждён алмазным крестом. В Августе 1814 года наименован Профессором Богословия. 19. ИЕРОНИМ Сретенский, Игумен Деревяницкий, определён в 1812 году, Марта 30, из учителей Риторики и Инспекторов. В Июле 1813 года от должностей по Семинарии уволен. 20. АМВРОСИЙ II Морев, Соборный Иеромонах, в 1813 году, Августа 16, из учителей Риторики Тверской Семинарии. В Августе 1814 года наименован Инспектором и Профессором Философии. Префекты 15. ЕВГРАФ, Архимандрит … и находится доныне. 16. АНТОНИЙ Левшин …и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 15. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, в 1808 году, в Июле определён Ректором Александро-Невской Академии. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, в Июле 1808 года определён Ректором. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, Игумен Угрешский, с 1808 года, из Префектов, в 1809 году скончался. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, с 1808 года, потом Ректор. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, по 1810 год, потом Наместник Лавры. В Августе 1814 года переведён в Колязин монастырь и определён Ректором Тверской Семинарии и Профессором Богословия. 18. ИННОКЕНТИЙ Смирнов по 1812 год. Ныне Ректор Санкт-Петербургской Семинарии. 18. ЕВГЕНИЙ Казанцев, Архимандрит Лужецкий, с 1810 года. В 1814 году, Августа 17, переведён в Заиконоспасский и определён Ректором Перервинской Семинарии. 19. НЕОФИТ Докучаев-Платонов, в 1812 году, Января 9, из учителя Риторики Вифанской Семинарии. В 1813 году определён Ректором Вифанской Семинарии; в Феврале 1814 года произведён в Архимандрита Высоцкого и в том же году в Августе переведён в Знаменский и определён Ректором Заиконоспасского уездного училища. Примечание: В 1814 году Лаврская Семинария упразднена, а вместо оной учреждена на Перерве, а другая в Вифании. В этой последней Ректором Августа 17 определён Префектом Академии Архимандрит Парфений Чертков с переведением его из Знаменского монастыря в Лужецкий. 59 Файл PDF стр. 61. После абзаца начало «В 1783 году по трактату с Грузией … Членом Святейшего Синода»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4 Платоник В.В. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского (к столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.). Сергиев Посад, 1912; Виноградов В. В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. Январь. С. 10–34; Февраль. С. 311–347; Титлинов Б.В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христианское чтение. 1912. No 11. С. 1199–1260. 8 Миролюбов Г.П. Платон как пастырь и богослов. Ленинградская духовная академия. Машинопись. 1952; Иванов И. , свящ. Митрополит Платон (Левшин) как догматист. Ленинградская духовная академия. 1955; Скурат К.Е. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Московская духовная академия. Загорск, 1956. Машинопись; Платон (Лобанков), иером. Святительские труды Высокопреосвященного Платона (Левшина) , митрополита Московского. Загорск, 1964. Машинопись. (В кратком изложении эта работа опубликована: Платон (Левшин), митрополит Московский. Издательство Троице-Сергиевой лавры, 2009). 9 Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners. Newtonville (Mass), 1983. 11 Короткевич Р.М. Митрополит Платон и русские императоры. (Опыт критического восстановления прошлого)//Макарьевские чтения: Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария. Вып. 8; М.; Можайск, 2001. С. 217–239. 13 Галанов М.М. Митрополит Московский Платон и Павел I//Вопросы истории. 2006. No 7. С. 150–155. 16 [ Платон (Левшин) ]. Поучительные слова при Высочайшем дворе Ея Императорского Величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Его Императорского Высочества учителя в законе и придворного проповедника Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Свято Троице-Сергиевы лавры вященноархимандрита, поучительные слова и другие сочинения, от Московской академии выпечатанные. В 20 т. М., 1779–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010