Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского Святитель Филарет Московский Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/50209.html

Иван Добровольский Скачать epub pdf Краткая биография Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году 1 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», – писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин ; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам». Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе. О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники». 2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Обращается ко всем Кронштадский праведник. Слово эпистолярное Святому праведному Иоанну пресвитеру и чудотворцу Кронштадскому Тропарь, глас 1: Православные веры Поборниче,/земли Российские Печальниче,//пастырем Правило и Образе верным,/покаяния в жизни во Христе Проповедниче,//Божественных Тайн благоговейный Служителю/и дерзновенный о людех Молитвенниче.//Отче праведный Иоанне,/Целителю и предивный Чудотворче,//граду Кронштадту Похвало/и Церкви нашея души наша. Кондак, глас 3: Днесь пастырь Кронштадский/престоит Престолу Божию/и усердно молит о верных/Христа Пастыреначальника,//обетование давшего:/«Созижду Церковь Мою,/и врата адова//не одолеют ей». «О, как вы нужны и дороги для всех живущих на земле!...» Из письма к святому праведному Иоанну Кронштадтскому игумении Вышневолоцкого Казанского монастыря Досифеи (Салтыковой) от 17 марта 1898 г. «Молюсь… и за Вас и призываю благословение Божие». Митрополит – «Московский Златоуст» – Трифон (Туркестанов . † 1934) «Любящим Бога всё поспешествует во благое. Будьте Вы под Его покровом». Митрополит Московский Платон (Левшин.1812) «И верю я, что вы к земле свой взор склонили, Вы подняли меня над тяжкой суетой. И память вечного свиданья оживили, Едва не смытую житейскою волной». Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры старец Тихон (Агриков . † 2000) Вместо введения Не легко браться за перо на девятом десятке лет земного пути, или, как деликатно говорят: в преклонном возрасте. Хотя в глубине души и теплится желание ещё что-то сделать (а тем для «делания» много-много), но, как только начнут сжимать тело болезни (а в старости они несравненно грознее, чем в юности, да и врачи нередко смотрят «с прохладцей»), довольно быстро слабеет, тускнеет, а то и совсем гаснет – планы сокращаются… Однако Священное Писание и святоотеческие наставления призывают трудиться и трудиться до тех пор, пока есть хотя бы какие-то силы – даже слабые!... «Ты много…для имени Моего трудился», – говорит в Откровении святого Иоанна Богослова Держащий семь звёзд в деснице Своей ( Откр. 2, 3, 1 ). Я, – пишет к Филиппийцам апостол языков святой Павел, – не тщетно подвизался и не тщетно трудился ( Флп. 2:16 ). Ещё в Ветхом Завете было сказано: От всякого труда есть прибыль ( Притч. 14:23 ). Да и первого человека Господь поселил в раю – в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 )…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

     10 июля исполнилось 280 лет митрополиту Московскому и Коломенскому Платону (Левшину; 1737–1812), члену Святейшего Синода, автору труда «Краткая церковная российская история». Митрополит Платон был одним из величайших русских святителей XVIII в. и плодовитейшим духовным писателем своего времени. Он не только писал и проповедывал, но и других побуждал к тому же. Проповеди его – не образец красноречия, но надобно было видеть и слышать его декламацию без порывов и вспышки, всегда умеренную, всегда достойную седин, сана и святыни. Он знал тайную силу голоса, всегда у него светлого; знал, где возгреметь и где стихнуть для своей цели, разумел действие движений и не сокрушал, но речь его была исполнена жизни, и если не все, слушая проповеди его, отирали слезы, то, конечно, никто не выходил из церкви без сожаления и желания еще послушать его. Слово митрополита Платона (Левшина) Всем тем, которые воскреснут, прежде надо умереть. Зерно, если, упав в землю, не умрет, не возрастет. То восстает, что падает. Правда, думаю, все больше желают воскреснуть, чем умереть. Однако те, кто хотят воскреснуть со славою, те и смерть охотно да принимают: в златую палату и преддверие красно. Наша краткая речь пусть прострется о смерти, которой многие, вместо того чтобы радоваться, боятся. Но такие там боятся страха, где его нет. «Смерть, – говорят они, – страшна». Почему? Потому, что надобно-де разлучаться душе с телом. Так что из того? Их ответ против них же и выступает. Разлучаться с телом и переселяться на небо к Богу не желанно ли, не радостно ли? И как же этого разлучения желает и сама душа! Душа, будучи заключена в теле, как в темнице, повсечасно просит извести себя из нее, поскольку, находясь в нем, не может иметь совершенного познания о Боге, а потому – и совершенного успокоения. Митрополит Платон (Левшин)      Подумайте о том, что душа имеет свое отношение к Богу, тело – к миру. Душа не забывает сродных ей по духу Божиих Ангелов, тело памятует вещи, себе единородные – пищу, питие, сласти.

http://pravoslavie.ru/105018.html

В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) 22 ноября, 2012. Новостная служба Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября. ПРАВМИР. В Спасо-Вифанском монастыре Сергиева Посада 24 ноября будет открыт памятник основателю обители  митрополиту Платону (Левшину). Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. Митрополит Платон (Левшин)  (1737 — 1812) родился в Московской губернии и был сыном сельского причетника. Приняв монашество, был назначен ректором Троицкой семинарии. Был избран Екатериной II в законоучители к наследнику престола. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом Синода, в 1770 г. — архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. В 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, тогда же основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-spaso-vifanskom-mona...

митрополит Платон (Левшин) (29.06.1737–11.11.1812) Дневники Литургика Основы православия Письма Слова, речи, поучения Полное собрание сочинений митрополит Платон (Левшин) Митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троице-Сергиевой лавры. Духовный писатель, выдающийся проповедник, автор первого систематического курса русской церковной истории. Основатель  Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской ДС. Сыграл ключевую роль в учреждении единоверия. Биография Жизнеописание В миру Левшин Петр Георгиевич, родился в с. Чашникове Московской губернии в семье причетника. В своей автобиографии митр. Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, " оставив звон, потек от радости узреть родившегося " . Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом. Родители Петра, будущего митр. Платона, были люди благочестивые. Мать его, Татьяна Ивановна, как только ребенок начинал говорить, научила его произносить имя Божие и учила молитвам, доступным его детскому возрасту. К тому же она была трудолюбивая хозяйка и, несмотря на скудость средств, умела одевать детей опрятнее чем другие, более богатые. С шести лет Петра начали учить грамоте, а восьми лет он уже свободно читал и пел в церкви и мог один править на клиросе во время литургии. Имел " светлый и приятный " голос (впоследствии тенор), за который его любили и в селе, и позже в академии. На десятом году Петр был отдан в Заиконоспасскую академию. Отец его в это время был уже священником, но по стечению обстоятельств, не в Московской, а в Коломенской епархии. По существовавшему порядку он и детей должен был отдать в Коломенскую семинарию, но ему этого очень не хотелось и он усиленно просил, чтобы Петра и его младшего брата Александра приняли в лучшую тогда Заиконоспасскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Секретарь Московской консистории и два, и три раза отказывал ему, но он продолжал настаивать. Наконец, удивленный секретарь " пред всеми сказал: " Ну, ты прямо отец детям: здесь мы не можем обирать денег от священников, кои просят, чтобы их детей в школу не брали, а от тебя не можем отвязаться, чтобы детей твоих в школу определить " . Наконец, настойчивость отца увенчалась успехом, и дети были определены по его желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В Москве откроется новый православный детский приют Москва, 14 сентября 2015 г. 17 сентября 2015 года в 15.00 в Москве по адресу Шоссейная ул., 74 состоится открытие нового детского приюта при Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Это крупнейший детский православный приют, созданный в городе при поддержке Правительства Москвы, сообщает Синодальный информационный отдел .      Еще в 1993 году Николо-Перервинскому монастырю на правах собственности было передано отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 7 тыс. кв. м. Было принято решение создать на его базе Социально-реабилитационный центр и православную гимназию имени святителя Платона (Левшина). Правительством Москвы была выделена бюджетная субсидия на реализацию этого проекта. Строительство объекта было возложено на компанию «Cumu-XXI век», входящую в группу компаний «Новард». К 2013 году было воссоздано историческое здание начала XX века, которое было построено еще до революции на средства монастыря. При реконструкции удалось сохранить старинные фасады и исторический облик здания в целом. Изначально в нем размещалось духовное училище. После реконструкции, помимо самой гимназии, в здании также разместился пансион для учеников. Оба корпуса, учебный и жилой, входят в состав духовно-социального центра «Неопалимая Купина». Здесь созданы все условия для гармоничного развития детей с учётом их индивидуальных особенностей. В основе - классическое образование, православная культура и традиционные российские ценности. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана еще во времена Куликовской битвы. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он именуется «Перервинским». В 1669 году в обитель привезли с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690-1700). В 1775 году архиепископ Московский и Калужский, позднее - митрополит Московский Платон (Левшин, 1775-1812), замечательный русский иерарх, основывает здесь семинарию, которая стала именоваться Платоновской и просуществовала почти 40 лет с 1775 по 1814 годы. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867), Перервинское Духовное училище (1867-1917) и, наконец, с 1996г., снова Перервинское Духовное училище, которое 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Её ректором был назначен настоятель Николо-Перервинской обители протоиерей Владимир Чувикин.

http://pravoslavie.ru/82122.html

митрополит Никанор (Клементьевский) (26.11.1787–17.09.1856) Слова и речи митрополит Никанор (Клементьевский) Доктор богословия, проповедник. Первенствующий член Святейшего правительствующего Синода, почётный член Санкт-Петербургских университета и академии наук, медико-хирургической академии, археологического общества. Биография В миру Клементьевский Николай Степанович, родился в семье священника Успенской церкви Сергиева Посада, что в Клементьеве, Московской епархии, Стефана Алексеева. В 1797 г. поступил во второй низший класс семинарии, причем ему дана фамилия Клементьевский, по месту рождения. В 1809 г. по окончании семинарии митрополит Платон (Левшин) назначил его в ту же семинарию учителем греческого и еврейского языков. Позже он, кроме того, получил класс риторики и красноречия В апреле 1812 г. - пострижен в монашество (9 апреля), рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. В июле 1813 года был назначен проповедником академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году был определён бакалавром исторических наук Московской академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита. Одновременно был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года был определён ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию с назначением в члены Московской консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии с поручением управления Сергиевой пустынью. С 1827 г. - член конференции С.-Петербургской духовной академии. В августе 1831 г. назначен епископом Калужским. За три года управления Калужской епархией он сделал то, на что потребны многие годы и расположил к себе сердца людей так, что они желали жить и умереть с ним по слову Писания: " не обидел, ниже утеснил вверенных ему словесных овец " .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010