В 1896 году в Колоцкой обители жили всего восемь насельников. Успенский монастырь в царский период редко посещали знаменитости. В 1804 году в монастырь приехал митрополит Московский Платон (Левшин). В 1818 году монастырь посетил император Александр I, ему преподнесли копию чудотворной Колочской иконы. В 1837 году в монастырь приехал тогда наследник русского престола царевич Александр Николаевич (будущий Александр II), который сделал щедрое пожертвование. Особо торжественно в монастыре проводились ежегодные крестные ходы к святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Недалеко от этого святого источника стояла часовня. Крестный ход всегда проводили на следующий день после празднования иконы Казанской Божией Матери - 9/22 июля. История Колоцкого монастыря связана с событиями двух отечественных воин - 1812 и 1941-1945 гг. В 1812 году перед Бородинским сражением в обители несколько суток находилась штаб-квартира главнокомандующего русской армии генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова (1745-1813). Сюда подошли главные силы русской армии. Тогда именно здесь генерал от инфантерии, князь П. И. Багратион (1765-1812) и подполковник Д. В. Давыдов (1784-1833) обсуждали создание партизанских отрядов. Затем русские войска ушли к селу Бородино, где позиция была более удачной для предстоящего боя. Под стенами обители происходили упорные бои русских и наполеоновских войск. У стен монастыря погибло немало русских солдат и офицеров, когда отступавшие к Бородинскому полю русские войска вели здесь бои. Так, 24 августа (5 сентября) войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Креца и Сиверса вступили в ожесточённую схватку с авангардом французской армии у стен древней обители. Здесь тогда погиб и храбрый генерал-майор Всевеликого войска Донского Иван Козьмич Краснов; он был похоронен на территории монастыря. Французы всё-таки заняли монастырь. В нём 26 августа 1812 года разместился штаб французской армии и госпиталь. Тут останавливался Наполеон; он с монастырской колокольни обозревал поле предстоящего сражения, и, по преданию, на стене колокольни сделал собственноручную надпись из двух строк. Французы осквернили обитель, разграбили её имущество, после чего древние постройки просто-напросто подожгли. Казаки легендарного атамана М. И. Платова после кровопролитных боёв вошли в монастырь, французы были вынуждены отступить. После военных событий и варварских действий французов в 1812 году Колоцкий монастырь сильно пострадал, его смогли полностью восстановить только в 1839 году; из казны Синода было отпущено 10 тысяч рублей. В годы игуменства Иоасафа на эти деньги был отреставрирован собор, возобновлён иконостас, расписаны стены главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=06985

О своём  обучении в  Академии Пётр, получивший ещё при самом  своём  вступлении в  Академию фамилию Левшинова, a потом  Левшина, сообщает  в  своей автобиографии следующее: «по определении в  Академию изучился Пётр  Левшин  в  две недели читать и писать по латыни. Обучился потом  латинскому языку, пиитике, риторике, философии и богословию. Притом  обучался сам  собою географии (которая в  то время в  Академии не преподавалась), a знание истории приобрёл  всегдашним  чтением  исторических  книг, к  чему прилежал  чрез  всю жизнь, и не было y него приятнее упражнения, как  чтение истории всей вообще и своей отечественной (с  историей воспитанники Академии ознакомлялись также не систематически, a попутно, при изучении некоторых  других  наук ).» Также самостоятельно Пётр  Левшин  научился и греческому языку, который ему не пришлось изучать в  классе, так  как  он, по желанию учителя пиитики Амвросия Юматова, миновал  греческий класс, чтобы поскорее начать учиться пиитике. В  изучении греческого языка ему помогало то обстоятельство, что рядом  с  Академией находился греческий монастырь. Сюда стал  ходить Левшин, находясь в  философском  классе, и прислушивался к  чтению и пению греков. Впоследствии он, будучи учителем  Академии, упражнялся даже в  разговорах  с  греческими монахами и сам  сделался преподавателем  греческого языка. Вообще Пётр Левшин, как  ученик  Академии, головою возвышался над  прочими своими товарищами по прилежанию к  наукам. Притом – a это, конечно, было большим  преимуществом –Пётр  Левшин  научился партесному пению и пел  с  большим  искусством. Более всего он  посвящал  однако своё время чтению. Он  чувствовал  ненасытимую жажду к  знанию и с  огорчением  впоследствии говорил, что во время обучения в Академии y него мало было под  руками дельных  книг. Из  священных  писателей ему более всего нравился св. ап. Павел  a из  церковных –Иоанн  Златоуст. Славяно-греко-латинская Академия в  те времена давала только схоластическое образование своим  питомцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Архиепископ Нектарий был муж святой жизни и имел дар предвидения. Митрополит Платон (Левшин , † 1812) называл его «мужем жития святого и претерпеливого». Святитель любил поминать усопших и внушал это другим, писал о пользе и необходимости такого поминовения. Сам составил Синодик со статьей об этом для Ниловой пустыни. Важная заслуга преосвященного Нектария состоит в его особенном попечении об умозрительной и деятельной жизни братии. Он сам назидал братию примером собственной строгой и подвижнической жизни, строго заповедав соблюдать устав общежительный, не приобретать собственности, не считать ничего своим. И при нем и при его преемниках монастырь украшался многими иноками строгой и подвижнической жизни. Особенным его желанием было, кроме утверждения в монастыре общежительного устава, еще и полное исключение из обихода монастырского вина и любых хмельных напитков. К этому стремился и его предшественник архимандрит Герман. Это же заботило и святителя Нектария. В последний год жизни он заключил с братией как бы договор, чтобы они строго выполняли его завещание. Нарушители этого монастырского правила, несмотря на сан, подлежали изгнанию из монастыря. Братия дали обещание выполнить его завещание в точности. При такой характеристике святителя некоторые историки отмечают у него «страсть к стяжанию». Он из Тобольска постоянно посылал в Москву челобитья, в которых жаловался на крайнюю скудость средств архиерейского дома и просил разных льгот и пожалований, заключал каждую челобитную жалобными словами: «Государь, смилуйся, пожалуй, чтоб от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы». Но, как говорит историк, в подвалах и кладовых у этого «нищего богомольца» хранилось 39 100 пудов разного хлеба да соответствующее количество других запасов. Однако следует сказать, что в условиях суровой Сибири эти запасы были сравнительно невелики и имели свое назначение – обеспечить архиерейский дом и всех нуждающихся в трудное голодное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В XVII веке обитель именовалась монастырь Оптин Макарьевы пустыни, в XVIII веке — Козельский Оптин Макарьев монастырь, с начала XIX века — Козельская Введенская Оптина пустынь, а ныне — Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь. До 1788 года он относился к Крутицкой епархии, в 1788–1799 годах — к Московской и Калужской, с 1799 года — к Калужской епархии. В настоящее время монастырь этот является ставропигиальным. Первые надежные свидетельства о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича. В козельских писцовых книгах 1628–1631 годов монастырь назван " государевым богомольем " и сказано, что " в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна " и " шесть келей, а в них старцы — черной священник Феодорит с братиею " . Братии в конце XVII века было всего 14 человек. Среди жертвователей пустыни того времени упомянуты цари Петр и Иоанн Алексеевичи и царевна Софья. В Смутное время Оптина пустынь была совершенно разрушена польскими отрядами. В 1724 году монастырь закрыли, строения его (кроме церкви) разобрали и со всем имуществом перевезли в Белевский Спасо-Преображенский монастырь; туда же была переведена и оптинская братия. Введенская церковь стала приходским храмом. В 1727 году вследствие ходатайства А. П. и Н. А. Шепелевых и Г. А. Ардашева Оптина пустынь была восстановлена как монастырь. В 1731 году ее строителем стал иеромонах Авраамий , при котором началось возрождение обители. В 1750 году был заложен новый каменный собор. В результате реформы 1764 года обитель была оставлена " за штатом " с разрешением иметь 7 монашествующих, включая строителя. Митрополит Платон (Левшин) и игумен Авраамий До 1799 года Калужская епархия, на территории которой расположена Оптина пустынь, входила в состав епархии Московской. В 1775–1811 годах Московским и Калужским Преосвященным был митрополит Платон (Левшин; †11/24 ноября 1812). Родился будущий митрополит в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование получил сначала в Коломенской Семинарии, потом перешел в Славяно-Греко-Латинскую Академию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И еще наши экскурсоводы знают, что в беседах с паломниками очень важен индивидуальный подход, поскольку у разных людей разные потребности. На исповеди часто люди удивляются, когда я задаю вопрос, кто человек по специальности. Но ведь совершенно разные акценты приходится расставлять, в зависимости от того, кто к тебе пришел: инженер, космонавт, военный или домохозяйка. Работа – это отражени е жизни человека. Как братия монастыря реагирует, когда в монастырь приходят паломники вызывающего вида – в открытой одежде, с татуировками на теле или излишне экстравагантными прическами?.. В таких ситуациях, конечно же, надо проявлять терпение, снисхождение и любовь. Невозможно без любви воспитать человека. По моему мнению, если люди пришли в монастырь, это означает, что у них есть желание услышать истину. Если они зайдут в монастырь в неподходящей одежде и им никто ничего не скажет, то они могут это неправильно истолковать. На моей памяти было немало случаев, когда человек приходил на исповедь в неподобающем виде, но после разговора со священником осознавал, что это неправильно. Но, опять же, замечания надо делать терпеливо и в мягкой форме. Что касается открытой одежды, то раньше на вахте у нас стояли монахи, и не было необходимости предлагать паломникам какую-то дополнительную одежду – люди сами понимали, в каком виде следует приходить в монастырь. Сейчас на Святых вратах человеку в открытой одежде выдают специальные накидочки, которые мы стараемся содержать в надлежащем состоянии. О чем экскурсоводы рассказывают гостям Оптиной? В первую очередь, мы стараемся познакомить экскурсантов с историей монастыря: рассказываем о зарождении и развитии Оптиной. Ведь сначала это был заштатный монастырек, но после своего визита в Оптину, митрополит Платон (Левшин) (†11 (23) ноября 1812) пригласил сюда монахов, и именно с этого момента начинается расцвет обители. Наибольший подъем монастырь пережил в периоды настоятельства игумена Авраамия († 14 (27) января 1817) и преподобного Моисея Оптинского († 16 (29) июня 1862).

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/esli_c...

Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу. В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [ [VII] ]. Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией. В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [ [VIII] ]. В военное время роль полкового священника становится важнее и ответст­веннее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обста­новке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [ [IX] ]. Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [ [X] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

Настоящей научной постановки предметам  обучения учителя Академии дать были не в  силах. Тем  не менее Пётр  Левшин, будучи склонен  к  богословской науке и служению Церкви, 2 не принял  предложения поступить в  студенты только что открывшегося в  1755-м  году Московского Университета. Окончив  на 21-м  году от  роду двухлетний курс  богословия, он  был  в  1757-м  году, по представлению ректора Академии архимандрита Геннадия, y которого в  то время Платон  жил, обучая его племянников,–определён  учителем  пиитики и греческого языка в  Академии на жалованье в  170 р. в  год . При этом  ему было поручено толковать в  собрании Академии, в  присутствии сторонних  слушателей, катехизис, и он  так  успешно вёл  это дело, что прозван  был  «вторым  Златоустом» и «московским  апостолом». Это время, когда вокруг его кафедры собирались целые массы слушателей а), было для Петра Левшина самым  счастливым, по его собственному признанию, во всей его жизни. Впрочем, однажды он  подвергся за свои проповеди серьёзной опасности. Член  Синодальной конторы, епископ  Переславский Амвросий Каменский (впоследствии архиепископ  Московский), сам  считавший себя выдающимся проповедником, позавидовал  славе молодого Левшина и обвинил  Левшина в еретических  извращениях  христианского учения. Левшину грозила опасность подвернуться даже телесному наказанию (это разрешалось тогдашним  академическим  уставом), но ректор  Академии, Геннадий Драницын, которому было поручено рассмотреть проповеди Левшина, не нашёл  в  них  ничего противоречащего учению Церкви. Год  только пробыл  Левшин  учителем  и катехизатором  в  Академии. По рекомендации придворного проповедника Гедеона Криновского , архимандрита Троице-Сергиевской Лавры, Левшин  летом  1758-го года был  назначен  учителем  риторики в  Троицкую семинарию, что Платон  принял  с  большою неохотою: ему хотелось остаться в  родной Академии. Тот  же Гедеон  предложил  вскоре Левшину постричься в  монахи. И Петр  Левшин  был  посвящён  в  монахи в  Троицкой Лавре, накануне Успеньева дня, в  1758-м  году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Прошло несколько десятилетий, и звенигородский Успенский собор вновь оказался в том же печальном положении, что и при протопопе Андрее. Протоирей Иаков Осипов в 1739 году пишет в Правительствующий Сенат: " На соборной церкви кровля и главка деревянная вся огнила, и крест на главе весьма поколебался и едва содержится, а в окнах оконнницы стеклянные развалились и выпали, и сквозь своды во многих местах в летнее время идет дождевая вода... А приходских людей при соборной церкви нет и вкладчиков нет, и за нестроением в той соборной церкви ныне служба Божия отправляется с великой нуждою, потому что в летнее время в церковь в окна набивает дождем и зимою наносит снегом, и птицы в церковь таскают всякий сор... " Лишь в 1741 году Коллегия Синода постановила " всю ту ветхость исправить " и отправила в Звенигород для составления описи архитектора И. Мичурина. О ремонте, между тем, из последующих документов ничего не слышно. Известно лишь, что та смета, составленная Мичуриным, затерялась потом в Синоде. В 1753 году в том же духе тревожил Синод новый настоятель храма о. Алексий Васильев. Только после, в буквальном смысле, вопля из Звенигородской ратуши о том, что в соборе " все згнило и отвалилось " дело из Синода ушло в Московскую духовную консисторию. В консисторию оно ушло, а до Звенигорода так и не добралось. Вплоть до конца XVIII века ремонта храм не знал - за исключением южного Георгиевского придела, в скором времени, кстати говоря, упразднённого. Решительные меры к исправлению ветхостей Успенского собора принял лишь митрополит Платон (Левшин), управляющий Московской епархией с 1775 по 1812 год. Правда, меры эти, заключавшиеся в отделении части дохода от пустошей, доселе бывшего источником пропитания соборян, на поправку собора, причту понравиться не могли. Тем не менее, с 1777 года по 1813 год " пустошные суммы " исправно отчислялись на ремонт. Соборяне теперь уже не жаловались на ветхости, но напротив, стремились продемонстроровать начальству, что всё уже починено и " суммы " можно вернуть в их распоряжение. Так, в 1810 году протоирей Василий сообщает: " Ныне... собор довольно поправлен, как то: крыша на соборе покрыта железом, иконостас вновь вызолочен, собор расписан и с наружи выбелен, пол вновь переслан " . Приблизительно в 1820 году у собора появилась новая колокольня - та, которую мы видим сейчас. Правда, тогда она стояла отдельно.

http://sobory.ru/article/?object=00389

Тогда же начинается дискуссия о языке богослужения. Известный униатский архиепископ Иосафат (Кунцевич) призывал свое духовенство не служить на простой мове (молитвы, ектеньи), допуская лишь чтение поучений за богослужением на этом языке. Книги юго-западной печати с использованием «русской мовы» хранились и использовались, как дониконовские, и у старообрядцев. Во второй половине XVII в. начинается массовое проникновение югозападнорусской культуры, в том числе и книжности, и на великорусские земли. Непосредственным образцом для Славяно-греко-латинской академии становится Киево-Могилянская академия. Но не забудем, что еще в 1630х годах в челобитной патриарху Иоасафу I нижегородское духовенство требовало устранить неисправность богослужения (как одну из причин нравственного упадка в народе), а в конце XVII в. уже входит в употребление т.н. «гибридный» церковно-славянский язык с близкими к современным синтаксисом и лексикой: в 1683 г. Авраамием Фирсовым на него была переведена Псалтырь. Церковная традиция переводов священных, в том числе богослужебных, книг на русский язык возникла во второй половине XVIII в., в контексте резко изменившейся с правлением Петра языковой ситуации. Рождается гражданская азбука, а потом и новый язык, как синтез церковно-славянского и живого русского, – «славенороссийский», русский литературный язык. Именно тогда язык Священного писания, богослужения и проповеди, святоотеческих и душеполезных книг, богословия и богословского образования окончательно перестал удовлетворять церковным нуждам, и в первую очередь – пастырской заботе о просвещении народа. Не случайно все прославленные церковью архиереи XVIII–XIX вв. занимались переводами. Петр же провел и унификацию книг: киевские книги должны были быть приведены в соответствие с книгами московской печати. Во второй половине XYIII в. переход с церковно-славянского на русский постепенно распространяется на все жанры духовной литературы, начиная с проповеди. Начали переходить на русский в проповеди еп. Псковский Гедеон (Криновский) (прест. в 1763) и продолжатели его дела митрополиты Московский Платон (Левшин) (прест. в 1812) и Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) (прест. в 1801). В то же время свт. Тихон Задонский (прест. в 1783) издает душеполезную литературу на русском языке. Он же считал необходимым «перевести Новый завет с греческого языка на нынешний стиль, дабы простолюдинам было внятно, и чтобы для полезного чтения многих выпечатано было на одной стороне, как ныне есть, славянски, а на другой – внятным переводом».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Афанасий Вольховский 23 февр. 1753 произведён из келарей, а 23 апр. 1758 хирот. в еписк. Тверского. Гедеон Криновский 21 апр. 1758 перев. из Саввина Сторожевского, а 7 окт. 1761 хирот. в еписк. Псковского. Лаврентий Хоцятовский определён 8 окт. 1761; † 20 янв. 1766. Архиереи Платон Левшин 16 июля 1766 посвящён из иеромонахов и учителей цесаревича Павла Петровича. 10 окт. 1770 хирот. в архиеп. Тверского и оставлен архим-том. 21 янв. 1775 перев. в Москву, а 29 июня 1787 пожалован в митрополита; † 11 нояб. 1812. Августин Виноградский , архиеп. Дмитровский, с 30 авг. 1814; Московский – 19 февр. 1818; † 3 мар. 1819. Серафим Глаголевский , митр. Московский, с 15 мар. 1819; перев. в С.-Петербург 19 июня 1821. Филарет Дроздов митр. Московский с 3 июля 1821; † 19 нояб. 1867. Иннокентий Вениаминов , митр. Московский, с 5 янв. 1868. 2 Новоспасский (Спасо-Преображенский, в Новом), в Москве, на Крутицах. Основан великим кн. Иоанном Калитой 1330 г. в Кремле (где собор Спас на Бору); а на Новое место перенесён около 1490 г. Ставропигиальный. [II, 269; VI, 260.] Архимандриты Иоанн , 1330, а в 1346 хирот. в еписк. Ростовского. Пётр , 1346–1353. Иоанн Непейца около 1375 оставил архимандрию. Не он ли, в 1379, был в Царьграде (Карамз., V, 59)? Михаил Митяй , 1375, кандидат митр-лии; † в 1379 на пути в Царьград. Симеон в 1382 убит Татарами. Сергий , в апр. 1389. Феодосий , 1404. Матфей . Трифон , 1453, а 13 мая 1462 хирот. в архиеп. Ростовского. Вассиан Рыло , 1466, из игуменов Троицких, а 13 дек. 1467 хирот. в архиеп. Ростовского. Герман , в мар. 1474. Елиссей , 1482–88 38 . Афанасий Щедрый , 1491–1506. Савва , Грек, в янв. 1526 сослан в Возмищский мнтрь. Феодосий , 1539, а 2 июля 1542 хирот. в еписк. Коломенского. Нифонт Кормилицын в 1543 перев. из Иосифова, а 11 мар. 1554 хирот. в еписк. Сарского. Никифор , 1554–1558. Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского. Антоний , 1565–1568. Вассиан , из Ипатиевского, 1569–1575. 14 февр. хирот. в архиеп. Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010