И мы видим, что Геласий римский (492-496), в своем письме к епископам Дардании, решительно восстает против привилегий, дарованных константинопольскому епископу, раз эти привилегии служат во вред православной вере Это, впрочем, был последний голос протеста против 28 правила халкидонского собора, и с тех пор, особенно же после издания упомянутой новеллы Юстиниана, оно было признано действующим во всей церкви . В начале VI века блаженный Авит, епископ виенский в Галлии (525 г.), писал Иоанну константинопольскому и признает за ним привилегии, принадлежащие ему, как епископу столицы На так называемом VIII вселенском соборе (869), 21 правилом, признано было первенство константинопольского епископа, после римского Когда Константинополь был во власти латинян, в начале XIII века, состоялся в Риме, в латеранском храме, всеобщий собор, называемый римлянами " двенадцатым вселенским " , и вот этим собором, когда папой Иннокентием III назначен был константинопольским патриархом тосканский пресвитер Гервасий, составлено было следующее (5) правило: " Возобновляястарые привилегии Патриарших престолов, согласием св. всеобщего собора, определяем, чтобы после римской церкви, которая по милости Божией имеет первенство обычной власти над всеми другими, как матерь всех верных во Христе и учительница, должна иметь первое место константинопольская, второе - александрийская, третье - антиохийская и четвертое - иерусалимская, с сохранением каждой из них своего достоинства " Начальные слова этого правила наглядно показывают, какое значение имел протест римских легатов на халкидонском соборе против привилегий, дарованных константинопольскому епископу, и что непризнание этих привилегий римским епископом имело преходящий характер. Наконец, когда при папе Евгении IV состоялась известная флорентийская уния, то в знаменитом Decretum unionis читаем следующее: " Патриарх константинопольский будет вторым после святейшего римского папы, александрийский - третьим, затем четвертым - антиохийский и пятым - иерусалимский, с сохранением всех их привилегий и прав " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

229 Виссарион рассуждает следующим образом: «присущая Отцу и Сыну сила посылать, по которой Они Оба посылают Духа Св., как и наши (греки) признают, есть одна и та же в Отце и Сыне, или одна и другая. Но если одна и другая, то, очевидно, одна будет большая, другая меньшая. А потому и послания будут различны. Следов., у Них будет не одна сила, не одно могущество, не одно действие. Отсюда следует, что Они будут различных сущностей: ибо у чего неодинаковые силы, будут неравны νισοι и сущности, ибо сила из сущности. Но это нелепо и есть богохульство. Следов., эта сила (посылать Духа) не есть одна и другая, но одна и та же. Но в Отце сила посылать Духа существует месте с силой изводить Его, ибо Отец всегда выдыхает Духа Св. и, выдыхая, посылает Его. Следов., и Сын посылает Духа, (обладая) вместе и силою выдыхать, производя Ero»(col. 377). «Сын не иначе посылает Духа, как и Отец, ибо в противном случае Он (Сын) был бы иного могущества с Отцом. Но Отец посылает (Духа), производя и самое лицо Его; следов., и Сын посылает, производя Его» (с. 269). «Невозможно, чтоб чрез Сына проистекал, изливался или воссиявал Св. Дух, если последний не имеет и бытия чрез Него» (с. 177). В смысле происхождения Виссарион истолковывает и ту отеческую мысль, что Дух Св. есть образ Сына (с. 256–7, 376. 432). 230 Enchiridion Denzingeri, p. 201, n. 460. Ср. исповедание имп. Михаила Палеолога (ib., 202, п. 463). 232 Ibid., 243, п. 703. К этому месту Denzinger приводит следующее (из речи Иоанна, латинского богослова на Флорентийском соборе): «Est vero secundum Doctores tam Graecos quam Latinos sola relatio quae multiplicat personas in divinis processionibus, quae multiplicat personas in divinis productionibus, quae vocatur relatio originis, ad quam duo tantum spectant: a quo alius et qui ab alio». 234 Этот исходный, доипостасный имперсонализм выразился еще в определении IV Латеранского собора 1215 г. (de errore Abbatis Ioachimi), где подтверждается, согласно Петру Ломбардскому, выражение о Св. Троице как una quaedam summa res... quae veraciter est Pater et Filius et Sp-s S-s... illa res, videlicet substantia, essentia sive natura divina (Densing. 191, n. 432). Хотя здесь и отрицается «четверение» Св. Троицы через выделение четвертым началом природы, но установляется тожество ипостасей с природой, ut distinctiones sint in personis etunitas in natura, однако именно природе принадлежит онтологический и логический примат. Происхождение Сына от Отца совершается через передачу субстанции (Suam Substantiam ei dedit, а дальше Оба передают ту же субстанцию и Духу Св., так что все три, имея ту же субстанцию, «eadem res est» (Ср. об этом мои «Главы о троичности». Правосл. мысль, II, стр. 76–85).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но в частностях осуществления планов на подчинение православных христиан встречаем местами самое бесцеремонное насилие и приспособление судов инквизиционных. Так, в 1213 году, папский легат Пелагий, довершая подчинение Константинопольцев и встретив со стороны духовенства сопротивление, велел закрыть все греческие монастыри и церкви в столице, а монахов и священников заключить в темницы; с народом же надеялся легко управиться. Но император Генрих, уступая настояниям вельмож греческих, приказал отпереть темницы и возвратить свободу томимым греческим духовным 27 ; многие бежали в Вифанию. Здесь, еще в 1206 году, в Никее, солись святители православной церкви и составили собор. На нем греческая церковь , хотя и угнетаемая силою враждебною, но твердая в бедствиях и горе, непоколебимая в вере сынов своих и единая в духе своих предстоятелей, выразила свои желания, в избрании законного преемника на престол св. Константина. Феодор Ласкарис торжественно венчан был на царство избранным собором патриархом вселенским Михаилом Авторианом 28 . С этого времени на императоров Никейских стали обращаться взоры всех, чуждавшихся иноземного владычества, а столица их, по местопребыванию в ней патриарха вселенского, была столицей православия.. Туда стекались все лица, имевшие нужду до патриарха, приезжали и местные иерархи и первенствующие архиереи самых отдаленных стран (в том числе и русский митрополит). Папа Иннокентий мало обращал внимания на Греков вифинских. Уверенный в неминуемом вольном или невольном окончательном обессилении и покорении Греков, он поспешил торжественно провозгласить мнимое «соединение» и покорность восточной церкви на Латеранском соборе 1215 года; от имени греков поклялись тут в верности папе латинские патриархи Константинополя, Антиохии и Иерусалима. Но очевидно, что соединились тут не Греки с Латинянами, а восточные латиняне с западными. Самое оглавление касающихся сюда постановлений показывает, что собор еще в будущем ожидал осуществления провозглашенного им «единства»; потому что надпись гласит: «О пренебрежении Греков в отношении к Латинянам».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Пережив эпоху Реформации, католическая церковь осталась верна себе: власть, господство, дисциплина по-прежнему составляли ее основную черту. В 1870 г. эта особенность нашла свое высшее выражение в догмате папской непогрешимости, который означает простую вещь: «Roma locuta, causa finita» («Рим сказал свое слово, дело окончено»). Имевшая место с начала существования христианства борьба разных воззрений определила необходимость четкого подхода к допустимым средствам воздействия на идейных противников. В этом вопросе рано сложилось ясно определившееся различие между Востоком и Западом еще задолго до формального разделения Церквей. Восточные Церкви на протяжении всей своей истории сохранили принцип Древней Церкви о неприменении принуждения в решении вопросов веры. Сознанию первых христиан принуждение в делах веры было совершенно чуждо. Святитель Афанасий Великий (293–373), возглавлявший борьбу Восточной Церкви с арианством, учил, что признанием истинной религии является то, что она никого не принуждает, как поступал и Сам Христос. Преследование же за веру есть изобретение сатаны. Отцы Церкви для указания должного отношения к еретикам приводят притчу о пшенице и плевелах и вразумление, сделанное Христом апостолам, когда они хотели низвести огонь с неба на нехотевших Его принять. Церковными канонами (27-е апостольское правило и 9-е Двукратного Собора) категорически воспрещается применение физических мер воздействия в Церкви, а убийство, даже невольное, согласно каноническим правилам, делает человека недостойным священнической благодати (5-е правило Григория Нисского ). Поэтому в свое время патриарх Михаил Кируларий писал против ношения и употребления оружия западным духовенством. Однако папы после отпадения от православия, пренебрегая правилами Церкви, широко применяют в борьбе с ересями метод устрашения. Смертная казнь для еретиков была установлена II Латеранским Собором, считающимся у римо-католиков Вселенским (25-е правило, 1139 г.). III Латеранский Собор (1179) вменил в обязанность католикам под страхом отлучения доносить церковным властям о еретиках и их покровителях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Определения собора объявляются под формулой, «auctoritatesedis apostolicae prohibentus» 1687 . Следующий собор был созван Иннокентием II в 1139 году, также в Риме. Роль явившихся на собор епископов состояла лишь в том, что они выслушали папские декреты и были свидетелями, как папа вырывал посохи из рук прелатов, посвящённых его соперником (Пирлеоном), и срывал с них паллиумы 1688 . – Александр III созывает в Риме в 1179 году новый собор. Но и этот собор имел лишь совещательное значение 1689 . Современники называли его собором верховного понтифекса 1690 . Дальнейшими генеральными соборами описываемой эпохи были: латеранский IV (от 1215 г.), два лионских (1245 и 1274 г.), венский (1311 г.). Положение соборных членов на них было не лучшее. На латеранском соборе епископы молча выслушали папские декреты 1691 , и Иннокентий III объявил их под формулою: «sacra universali synodo approbante sanctitus» 1692 . Немногочисленные члены (всего 144) лионского собора от 1215 года, на котором был осуждён Фридрих II, были тенденциозно подобраны папой; присутствовали преимущественно епископы Франции и Испании и не было представителей из Италии и Германии 1693 . На втором лионском соборе аббатов было в два раза больше, чем епископов. Присутствовавшие на соборе выслушали папские декреты и этим вся роль их и ограничилась. Впрочем, некоторые декреты не были даже и прочитаны на соборе, а объявлены были папой после 1694 . Относительно вьенского собора один из современников справедливо заметил: «на нём Климент V все делал по собственному усмотрению, так что собор ни отвечал, ни соглашался» 1695 . Та же участь постигла и соборы национальные и провинциальные. Впрочем, хотя по-новому, лже-исидорову праву все соборы низводились на степень совещательных учреждений при папе и, хотя папы делали попытки, часто удачные, к осуществлению требований этого права, однако национально-провинциальные соборы до XI века, вообще говоря, сохраняли ещё своё значение. За промежуток времени от второй воловины IX и до XI века история указывает несколько выразительных фактов, когда национально-провинциальные соборы действовали самостоятельно и даже вопреки папским желаниям 1696 , когда они давали отпор папским притязаниям на главенство над ними 1697 , когда протестовали против этих притязаний, защищая традиции и ссылаясь иногда на древние каноны 1698 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

3630 Таково истинное объяснение мест, в которых Анастасий говорит о Льве III, что он украсил латеранскую церковь окнами «ех vitro diversis coloribus» (Patrol 128:1236), н o Бенедикте III, что он украсил храм св. Марии в Трастевсре «vitreis coloribus» (там же, 1354). 3636 См. письмо одного шпейерского гражданина к Гериберту, архиепископу кельнскому, о новых притязаниях духовенства по вопросу ο разрешении (около 1000 года). (Patrol, 151:693–8). 3638 О св. Герарде, епископе Тула, умершем в 994 году, рассказывается, что он каждый вечер, во время своих благочестивых упражнений, тайно снимал все отлучения, которые он произносил чтобы кто-либо из виновных лиц не умер в течение ночи неразрешенным от них, и что этот приговор отлучения он вновь налагал по утрам. Vita, с, 2 ap. Marte ne, l " hes. 3:1054. 3639 См. например, проклятие, произнесенное собором в Реймсе против убийц архиепископа Фулька от 900 года (Hard. 6:465), с рассказом Ришера о смерти Винемара, одного из убийц (1:18). Сборник формул можно видеть в Martene, De Antiq. Eccl. Ritibus, 2:322–5. 3640 Обстоятельное описание результатов интердикта см. у Hurter, Geschichte Innocent 3:1;374 и след. (edit. 2). 3643 См. Herzog, ст. Interdict. Иво Шартрский, умерший в 1125 году, говорит о нем, как новом и всеобщем средстве. Ерр. 95, 121 (Patrol. 142). 3647 Hard. 6:885. Rad. Glab. 4:5. Бароний весьма негодует на соборы за принятие таких мер без согласия папы. 1034, 5–6. 3651 Rad. Glab. 5:1, pp. 59–60. Войны, против которых направлялось перемирие, были не обшественные, a частными. 3656 Conc. Clarmont, от 1095 года, с. 1. Conc. Lat. 2 от 1139 года, с. 12; Conc. Lat. 3 от 1179 г. с. 21. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее, шесть месяцев спустя, Вигилий признал собор и его преемники не имели на этот счет никаких колебаний. Таким образом, папы и вся Церковь , на Западе, как и на Востоке, признали вселенскую легитимность собора, который порвал общение с папой, воспротивившимся этому собору. Собор не признал за папой право в рамках всей Церкви лично решать вопросы веры. Преемники Вигилия, как кажется, нисколько не были смущены этим обстоятельством. Они энергично защищали решения V Вселенского собора. Григорий Великий , например, угрожал отлучением всякому, кто не согласен с анафемами, на нем прозвучавшими: «соборы, – пишет папа, – выражают единодушное мнение Церкви». На Латеранском соборе в 649 г. под председательством Мартина I были приняты все богословские формулировки II Константинопольского собора. Также подчеркивалось, что все решения пяти Вселенских соборов должны признаваться без изъятия: следовательно, включая и отлучение Вигилия... VI Вселенский собор в согласии с Римом осудил папу Гонория как еретика (тот занял более чем сомнительную позицию по отношению к монофелитству). Это осуждение входило в исповедание веры, которое произносил после своего избрания епископ Рима – по крайней мере, вплоть до григорианской реформы XI в.! Восток в общении с Римом На Вселенских соборах суждения Рима воспринимались не как директивы, но, в то же время, с большим вниманием и уважением. Текст, заранее составленный папой, играл очень важную роль в соборных дискуссиях и часто бывал включен, хотя и не без изменений, в постановления соборов. В Эфесе (431 г.) отцы заявили в начале своего определения: «Понуждаемые канонами и нашим святым отцом и со-служителем Целестином ...» Понуждаемые, конечно же, не юридически, но, так сказать, из уважения. Далее в соборном документе читаем: «Мы прославляем святейшего и возлюбленнейшего о Господе Целестина, епископа Великого Рима, который осудил, еще раньше нашего рассмотрения, еретические высказывания Нестория, и предварил нас, в определении против него». После оглашения послания Целестина участники собора стали восклицать: «Целестин – новый Петр, а Кирилл – новый Павел», «Целестин – одно целое с собором! Целестин, Кирилл, вселенская вера!».

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Гордая своею обширностью и своим вещественным могуществом, вырванная мечом франков и Карла Великого из-под зависимости от Византийской империи, Римская область в девятом веке нашей эры изменяет вселенский символ, не призвав к совету своих братьев, даже не удостоив их простого извещения об этом. Изменение, сначала введенное обычаем, было впоследствии освящено поместным собором, именно Латеранским 513 , в прямое противоречие решению собора вселенского. Не бывало в мире нарушения законов церковных более полного, отрицания ее духа и учения более решительного, раскола более явного. Всему этому ваши предки были пособниками. На что мог опереться раскол, после того, как он отринул нравственное основание и единство совестей в Церкви? Он должен был искать оснований условных или политических. Таких оснований могло быть два, не более. Можно было опереться на признание неограниченной свободы каждой церковной области, присвоив ей право решать окончательно догматические вопросы; свобода областная, в силу неотразимого логического вывода, вела к свободе епархиальной, потом к свободе приходской, наконец, к такой же свободе личной. Это было протестантство; но его черед наступил позднее. Можно было также опереться на авторитет видимой, осязаемой власти, господствующей над совестями, решающей безапелляционно и поставленной выше всякого контроля. Это папство, каким создали его средние века. С этого времени на Западе не стало Церкви; осталась духовная Римская империя, впоследствии раздробленная протестантскою республикою. Рим все это знал, а янсенисты не знали или позабыли. Власть в решении догматических вопросов, раз уступленная Риму, не могла уже быть ничем ограничена. Чем бы в самом деле обусловить или чему бы подчинить ее? Единодушию всей Церкви? Но оно-то и было отринуто расколом с самого его начала: отрицание единодушия было его исходною точкою; к тому же, идея единодушия упразднила бы идею авторитета. Или согласию большинства? Это было бы слишком нелепо: познание Божественных истин не может быть обусловлено численностью. Или согласию хоть нескольких? Но скольких же? Меньшинство, получающее право верховного суда, единственно впоследствии и в силу согласия своего с папою, очевидно, сводится к одному лицу, к папе. Вся Церковь – или одна кафедра Св. Петра; среднего термина тут не может быть. Весь Запад подал голос в пользу второго, то есть в пользу папы, конечно, не понимая последствий своего выбора и не имея никакой возможности увернуться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1 . Отношение папства к империи, в течение периода между первым и вторым Григориями, в некоторой степени выяснились уже из предшествующей главы. Монофелитский спор на время ослабил влияние Рима, как вследствие ошибки Гонория, который благоприятствовал еретической партии, так и вследствие столкновения между папством и императорской властью. Но, хотя Мартин сильно пострадал лично за свои действия на соборе Латеранском, эти действия (собрание такого собора без соизволения императора и смелое осуждение его церковных мер) оставались важными шагами в развитии папских притязаний, и, в непродолжительном времени авторитет Римского имени был вновь восстановлен VI-м Вселенским собором 2480 . На этом соборе титул «Вселенского епископа», который Григорий не только порицал в других, но и отвергал в отношении к себе, был присвоен Агафону его представителями 2481 , и отселе епископы Рима стали постоянно употреблять его 2482 . Агафон добился от Константина Погоната уменьшения суммы, платимой императору при назначении папы 2483 , и тот же император соизволил Бенедикту II, чтобы, с целью избегнуть повторения тех неудобств, которые были чувствуемы вследствие необходимости ожидания императорского утверждения, папа был посвящаем немедленно после его избрания. Однако же, утверждение светской властью, все еще считалось необходимым для занятия кафедры ап. Петра, и спорные выборы давали экзархам Равенны много случаев вмешиваться в дела Римских епископов, если даже указ о немедленном посвящении папы, не означал лишь то, что должно быть считаемо достаточным утверждением экзарха, так что не требовалось непременно представлять дело в Константинополь. Политическое влияние папы возрастало по мере того, как императоры были вынуждаемы, ввиду наступления сарацин, сосредоточивать свою силу для защиты своих восточных владений и предоставлять епископам Рима заботу принимать меры защиты против ломбардов. Папы теперь обладали своими собственными крепостями, и время от времени восстанавливали стены Рима. Итальянцы начали относиться к ним с большим уважением, чем к государям Константинополя, и такие случаи, как восстание солдат против попытки увезти Сергия и подобное же восстание в папствование Иоанна VI 2484 ; отказ римлян признать власть Филиппика, – были знаменательнейшими признаками того влияния, какое Римские епископы приобрели себе в своем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в конце концов обнаружилось, что она женщина, ибо от этой связи она забеременела. Как-то во время процессии папесса ехала на коне из Колизея в Латеранский дворец, у неё внезапно начались родовые схватки, она упала с коня и тут же на месте родила ребёнка (называется даже конкретное место этого происшествия – перед амфитеатром Домициана и собором Святого Климента). Согласно другому варианту легенды, в результате божьей кары Иоанна и её ребёнок тут же умерли. Как гласит более вульгарная версия, Иоанна истекла кровью, а новорождённого убили участвовавшие в процессии священнослужители, после чего обоих предали земле, чтобы избежать скандала. Над могилой якобы воздвигли часовню, а позже и статую, изображающую фигуру полной женщины с младенцем. Статуя действительно существовала: статуя Юноны, изваянная в Римскую эпоху. С тех пор религиозные процессии всегда избегали эту улицу. Из анархии Х века папству помогла выйти возвышающаяся германо-римская имперская власть. К этому времени в Западной Европе уже сложились феодализм и феодальные государства. Во второй половине Х века германскому королю Оттону I Великому (936–973) удалось, опираясь на зависимых от него представителей высшего духовенства, преодолеть феодальную анархию, инспирируемую герцогами, и укрепить центральную государственную власть. Высшее духовенство оказывало ему помощь потому, что получало от короля крупные вассальные владения и взамен вассальной клятвы ожидало от государства защиты своих владений от посягательств светских властителей. Но германского короля избирали герцоги, и его титул не был наследственным. Для того чтобы укрепить свою власть, королю необходимо было стать императором, а путь к этому шёл через церковь , Рим и Италию. Германский король мог бы и впредь властвовать над феодальной анархией и подпавшим под его влияние высшим духовенством лишь в том случае, если и глава церкви, папа, окажется под его влиянием. Однако для этого было необходимо ввести в рамки местную итальянскую феодальную анархию. Этим устремлениям короля пошёл навстречу и сам папа, чтобы от далёкого императора получить защиту против местных феодалов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010