Нет свидетельств, что первоначально Л. С. по своему статусу был выше др. Соборов этого времени. В источниках XIII в. «первым Латеранским Собором» чаще всего называли Собор 1179 г., по совр. нумерации - Латеранский III Собор ( Cheney. 1973). Лишь во 2-й пол. XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского Собора (1545-1563) и его решений ряд католических исследователей и полемистов обратились к истории Соборов и начали составлять их ретроспективные перечни. Впервые Л. С. как IX вселенский Собор католич. Церкви обозначил французский эрудит Арно де Понтак, еп. Базаса († 1605), в составленном им списке Соборов в соч. «Хронография» (P., 1567). Его перечень получил известность, был догматически обоснован и введен в католич. историографию благодаря сочинениям иезуитов Р. Беллармина и А. Поссевино . В соответствии с решениями Тридентского Собора в 1595 г. в Риме была создана Конгрегация по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium), силами которой в 1608-1612 гг. увидело свет собрание материалов Соборов (в т. ч. и Л. С.), признаваемых вселенскими Соборами Римско-католической Церковью. Ист.: Mansi. T. 21. Col. 278-304; Landulfi de S. Paulo Historia Mediolanensis//MGH. SS. 1868. T. 20. P. 17-49; Symeonis Monachi Opera omnia/Ed. Th. Arnold. L., 1882-1885. 2 vol.; Annali genovesi de Caffaro e de " suoi continuatori (sec. XII-XIII)/A cura di L. T. Belgrano. R., 1890. Vol. 1; Bullaire du Pape Calixte II/Publ. U. Robert. P., 1891. 2 vol.; Gerhohi praepositi Reichersbergensis Libellus de ordine donorum S. Spiritus//MGH. Lib. 1897. T. 3. P. 273-304; LP. Vol. 2. P. 322-326, 376-379; Sugerus. Vie de Louis VI le Gros/Publ. H. Waquet. P., 1964; COD. P. 190-194; Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Falcone di Benevento. Chronicon Beneventanum: Città e feudi nell " Italia dei Normanni/A cura di E. D " Angelo. Firenze, 1998; CCCOGD. 2013. Vol. 2. Pars 1. P. 73-94. Лит.: Maurer M. Pabst Calixt II. Münch., 1886-1889. 2 Bde; Robert U.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II (1119-1124). В период между сер. VII в. и «Авиньонским пленением пап» в нач. XIV в. известно более чем о 80 Соборах, проходивших под председательством пап Римских в Латеранском комплексе в Риме (см.: Aubert. 2008). С IX в. участники Соборов заседали в особом зале, т. н. триклинии Льва III, примыкавшем к Латеранской базилике. Большое распространение практика проведения Соборов в Риме получила во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. в связи с движением за реформирование католич. Церкви (см. Григорианская реформа ) и со спором об инвеституре . Вместе с тем по причине частых в этот период схизм в католич. Церкви (см. ст. Антипапа ) Римские папы нередко оказывались изгнаны из Рима и вынуждены были проводить церковные Соборы в Сев. Италии и во Франции. Совр. исследователи отмечают, что Л. С. по представительности и влиянию на жизнь Церкви принципиально не отличался от др. Соборов этого периода, проходивших под председательством пап Римских: Пьяченцского (март 1095), Клермонского (нояб. 1095), Латеранского (апр. 1099), Тулузского (июль 1119), Реймсского (окт. 1119) и др. ( Duggan. 2008. P. 319-320; см. также: Gresser. 2006). В источниках XII в. Л. С. назывался «всеобщим Собором» (consilium generale), однако в средние века так могло обозначаться любое крупное собрание духовенства под председательством Римского понтифика или даже без его участия ( Larson. 2007). Поводом к созыву Л. С. стало достижение компромисса между папой Римским Каллистом II и имп. Генрихом V (1111-1125) в споре об инвеституре, оформленного Вормсским конкордатом (23 сент. 1122). Однако подготовка Л. С. началась еще до подписания этого документа: Каллист II в письме Бальдериху, архиеп. Дольскому (1107-1130), от 25 июня 1122 г. объявлял о проведении в следующем году в 3-е воскресенье Великого поста (18 марта 1123) в Риме «всеобщего Собора» c участием «архиепископов, епископов, аббатов и благочестивых мужей» для обсуждения различных важных нужд Церкви (pro magnis et diversis Ecclesiae negotiis - PL. 163. Col. 1249). Приглашения на Собор рассылались вместе с копиями 2 грамот, составлявших Вормсский конкордат,- папской (Calixtinum) и императорской (Heinricianum) ( Stroll. 2004. P. 415-416); на самом Соборе его участники утвердили текст Вормсского конкордата.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Анафематствование V Вселенским Собором учения Оригена , в том числе и учения о всеобщем апокатастасисе, было подтверждено затем на некоторых Поместных соборах, например, на Латеранском Соборе 649 года при Папе – Исповеднике Мартине Первом (+655), который в 18-м правиле изрек анафему на Оригена , Евагрия Понтийского (+399), Дидима Слепца (+398) 74 и других еретиков, а также на двух последних Вселенских соборах: шестом (680 г.) – 1-е правило и седьмом (787 г.) – 1-е правило 75 . На Западе это учение осуждалось затем еще раз на IV Латеранском соборе (1215 г.), который заявил: «Единородный Сын Божий, Иисус Христос … придет в конце времен судить живых и мертвых и воздать каждому по его делам, как отверженным, так и избранным. Все они воскреснут со своими собственными телами, которые носят сейчас, и одни примут вместе с диаволом вечные кары, а другие вместе со Христом нескончаемую славу по своим делам, добрым или худым» 76 . Таковы основные мысли и идеи из обширной святоотеческой и богословской литературы, посвященной проблематике Суда. Остается только изумиться бесконечной любви Божией и спросить себя: «А что бы я сказал Ему, если бы Суд наступил сейчас?» 1 В иранской эсхатологической письменности суд над умершим выглядит следующим образом. В четвертый день после смерти душа по воздуху переносится к входу на мост Чинват, висящий над адом. Там ангелы Срош, Митра и Рашну вершат суд. Рашну взвешивает добрые и злые дела. Движение стрелки весов является приговором и определяет судьбу души умершего. (См. подробнее о формах суда в египетской, греческой и иранской религиях: Hein N. J. Gericht Gottes. Religionsgeschichtlich. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Band 2. Tuebingen, 1986. S. 1415–1416). 2 В индуизме в качестве судьи выступает царь мертвых Яма, сын Вивасвата, солярного божества. Он восседает на троне и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле. На основании этого доклада Яма выносит приговор, и душа умершего либо поселяется в раю предков, либо попадает в одну из адских обителей, число которых колеблется от 3 до 21 (Гринцер П. А. Яма. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 623).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v — 105) Собором последовательно проводилась политика по укреплению епископской власти: 10-й канон гарантировал каноническое избрание епископов; 7-й канон позволял архидиаконам, архипресвитерам, пробстам или деканам осуществлять пастырскую деятельность (cura animarum) и получать церковные пребенды лишь с разрешения епископа; 17-й канон накладывал ограничения на пастырскую деятельность монахов и аббатов. Назначать приходских священников имел право только епископ (18-й канон), в пользу епископа мон-ри должны были выполнять повинности за держания в границах диоцезов (19-й канон). Решение к.-л. епископа об отлучении от Церкви находящегося в его юрисдикции человека являлось действительным для всех епископов и не могло быть проигнорировано (9-й канон). Нек-рые каноны I Латеранского Собора касались вопросов организации городской жизни в Риме и окрестностях. В 15-м каноне речь шла о церковном отлучении чеканщиков фальшивой монеты, в 16-м - об отлучении от Церкви лиц, к-рые грабили направлявшихся в Рим паломников или торговцев; в 12-м каноне регулировался раздел имущества после смерти «porticani» (вероятно, так называли многочисленных мелких торговцев и клириков-проводников, проживавших вдоль портика собора св. Петра - от ц. Сант-Анджело к площади перед базиликой). Особыми канонами регулировалась практика сохранения имущества крестоносцев, отправившихся в Палестину (11-й канон). 13-м каноном Собор поддержал движение «Божиего мира» : следовало предавать анафеме тех, кто после 3 предупреждений продолжал нарушать «Божие перемирие». После I Латеранского Собора большую часть времени папа проводил в Риме, в основном занимаясь строительной деятельностью. При К. в Латеранском дворце была возведена капелла во имя свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, рядом с ней - 2 помещения (для заседаний совета (pro secretis conciliis) и опочивальня), которые по приказу понтифика украсили росписями.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Мучения грешников в аду. Червь неумираемый. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Мучения грешников в аду. Червь неумираемый. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Многообразие представлений о всеобщем спасении, а также тот факт, что возможность всеобщего спасения допускали авторитетные церковные писатели, показывают, что в истории Церкви проблема А. не всегда решалась в рамках частного богословского мнения. Когда она оставалась в этих рамках, Церковь проявляла к сторонникам А. пастырское снисхождение и соборно не осуждала их ошибочных взглядов. Поэтому в течение долгого времени не были осуждены касавшиеся этой проблемы воззрения Оригена, а богословское мнение свт. Григория Нисского вовсе не подвергалось осуждению. Когда же ошибочные взгляды становились привлекательными для мн. христиан, напр. для монахов-оригенистов, Церковь, как заботливая мать, ограждала своих чад от вероучительных заблуждений, соборным голосом подвергая последние строгому осуждению. Увеличение количества последователей Оригена привело к тому, что александрийский учитель был осужден Александрийским Собором 399 г. Относительно времени его повторного осуждения нек-рые историки (в частности, проф. В. В. Болотов ) высказывают сомнение в том, что Ориген был осужден V Всел. Собором. «Но с канонической стороны,- заключает Болотов,- это не ведет к важным последствиям: шестой и седьмой Вселенские Соборы, несомненно, предают анафеме и Оригена» (Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. С. 411-412). Последние 2 Собора анафематствуют и преемника Оригена по Александрийской школе Дидима Слепца . Учение о всеобщем спасении не признается не только правосл., но и католич. и протестант. Церквами. Оно было осуждено Латеранским IV Собором ( Denzinger H. Enchiridion Symbolorum, Definitionum et Declarationum de rebus fidei et morum. Freiburg, 1955. P. 429), догматической Конституцией папы Бенедикта XII (Ibid. P. 531), Ватиканским I Собором (Collectio Lacensis: Acta et Decreta sacrorum consiliorum recentiorum: In 7 t./Ed. Iesuiten aus Maria Laach. Freiburg i. Br., 1870-1890. T. 7. P. 517, 550, 564, 567) и др. актами католич. Церкви. Совр. католич. богослов Дж. Биффи пишет: «Согласно учению Иисуса, те, чья жизнь была непослушанием Промыслу Бога Отца и бунтом против Его любви и кто умер в состоянии вражды с Богом, услышат слова осуждения: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25. 41). Это осуждение будет вечным, то есть ему никогда не будет конца, и оно будет состоять в отторжении человека от Бога... Для того, чтобы сохранить адекватное представление о человеческой свободе,- продолжает Биффи,- необходимо убеждение в том, что каждый взрослый человек может быть действительно осужден...» (Я верую: Краткое изложение католического вероучения. М., 1992. С. 111-112).

http://pravenc.ru/text/75604.html

Quaest.//PG. 86a. Col. 892-900). Евагрий Схоластик сообщает, что Евстохий , патриарх Иерусалимский отправил посольство к имп. св. Юстиниану I для осуждения учения Оригена, Дидима и Е. П. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38). Кирилл Скифопольский , описывая появление монахов-оригенистов во главе с Нонном в Новой лавре, упоминает, что они придерживались «баснословия Оригена, Дидима и Евагрия о предсуществовании [душ]» ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 124). Он также связывает учение исохристов о том, что при апокатастасисе люди станут равными Христу и что воскресшие тела будут эфирными и сферическими, с нечестивыми учениями Пифагора , Платона, Оригена, Дидима и Е. П. ( Cyr. Scyth. Vita Cyriac. P. 230). Более того, он сообщает, что на V Вселенском Соборе вместе с Оригеном и Феодором , еп. Мопсуестийским, были анафематствованы мнения Е. П. и Дидима о предсуществовании душ и апокатастасисе ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 199), что подтверждает также и Евагрий Схоластик ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38). Однако имя Е. П. в соборных документах не упоминается; оно стало прочно ассоциироваться с именем Оригена и Дидима Слепца гораздо позже. В 18-м прав. Латеранского Собора 649 г. имя Е. П. впервые вместе с именами Оригена и Дидима было включено в список еретиков, чьи заблуждения были осуждены предшествующими пятью Вселенскими Соборами и анафемы против к-рых были подтверждены этим Собором ( Mansi. T. 10. Col. 1157). Вселенским VI Собором 680-681 гг. также было подтверждено осуждение Оригена, Дидима и Е. П., произнесенное V Вселенским Собором (Ibid. T. 11. Col. 632). Это же осуждение было подтверждено Трулльским Собором 692 г. (прав. 1), Вселенский VII Собор 787 г. также подтвердил решения предыдущих Соборов (прав. 1). Осуждение Е. П. подтверждают церковные писатели и историки VII-IX вв.: блж. Иоанн Мосх ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 177//PG. 87. Col. 2873, 3048), св. Софроний I , патриарх Иерусалимский ( Sophr. Hieros. Ep. synod.//PG. 87. Col. 3181), прп. Анастасий Синаит ( Anast. Sin.

http://pravenc.ru/text/180865.html

(28, 540) Веруем, что святая кафолическая Церковь , искупленная ценою Его Крови, навсегда воцарится вместе с Ним. Собранные в лоне этой Церкви, мы веруем и исповедуем единое Крещение во искупление всех грехов. В этой вере мы искренне исповедуем Воскресение мертвых и ожидаем радости грядущего века. Нам остается только молиться о том, чтобы, когда по исполнении и совершении Суда Сын передаст Царство Богу Отцу Своему [ 1Кор 15, 24 ], Он дал нам участвовать в нем, так чтобы этой верой, связующей нас с Ним, мы царствовали с Ним во все века. (541) Таков Символ веры , которую мы исповедуем. Ею уничтожаются учения всех еретиков; ею очищаются сердца всех верных; ею со славою мы достигаем Бога. IV Латеранский собор (XII Вселенский) (11–30 ноября 1215 г.) Исповедание веры IV Латеранский Собор был созван папой Иннокентием III. Его целью было противостоять заблуждениям альбигойцев, принять решение в связи с Константинополем, где после греческого раскола и основания Латинской империи крестоносцами возникло множество религиозных проблем; и, наконец, призвать военные силы против турок, угрожавших христианским территориям на Святой Земле. В Соборе участвовало более 400 епископов. Первая из 70 глав, обнародованных Собором, – это исповедание веры, подписанное папой. Оно в сокращенном виде повторяет другое исповедание веры, где уже были осуждены учения катаров и вальденсов, оно напоминает и развивает правоверное учение. Вера в Троицу Никейского Собора [ХВ 23], поставленная под сомнение Иоахимом Флорским (ум. 1201), который сам находился под влиянием Гильберта Порретанского (1075–1154), здесь разъяснена. По поводу Воплощения Собор уточняет формулы Эфесского [ХВ 294–306] и Халкидонского Соборов [ХВ 313], вероятно, используя Символ XI Толедского Собора [ХВ 11–28]. Этот же Символ используется также для эсхатологии, где устанавливается связь между Вселенским Судом и Прославленным Христом. Церковь представлена как тесным образом связанная с Евхаристией – тайной единства через Жертву. Текст Латеранского Собора широко использует богословский вклад Парижского университета, в частности, Петра Ломбардского (ум. 1159), Петра Певчего (ум. 1205) и Стефана Лангтона (1150–1228).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

(266, 1007) 5. Один из учителей армян, именем Мекхитриц, что означает Параклет, вновь ввел учение о том, что душа ребенка передается душой его отца, как тело – телом, а также что ангел происходит от другого ангела; потому что человеческая душа, будучи по природе разумной, и ангел, будучи по природе духовным, – как бы два света духовных, от которых происходят и другие духовные [лучи] света. V Латеранский Собор (XVIII Вселенский) (3 мая 1512 – 16 марта 1517 г.) 8-я сессия (19 декабря 1513 г.) Булла «Apostolici Regiminis» Папы Льва X Пьетро Помпонацци (1464–1525) преподавал в Падуе психологию Аристотеля, но не в том виде, в каком она находила свое место в схоластической традиции, а в форме, в которой она проникла в Испанию под влиянием арабов. Он следовал толкованиям Аверроэса (1126–1198), согласно которым человеческий дух, способный охватить вселенское, не может обладать индивидуальным существованием; и поскольку, с другой стороны, по своей деятельности в каждом индивидууме, душа, принцип органической и чувственной жизни, сущностно соединена с материей, ее существование, будучи индивидуальным, прекращается со смертью. Это учение уже косвенно подпадало под осуждение, провозглашенное Вьенским Собором [ХВ 265]. V Латеранский Собор прямо высказался против этого мнения, провозгласив верное учение об индивидуальности и бессмертии каждой человеческой души. Он не принял теорию двойной истины, согласно которой ложное с точки зрения веры утверждение может быть верно философски. (267, 1440) В наши дни – Мы говорим об этом с печалью – сеятель плевел, древний враг рода человеческого, дерзнул посеять и умножить на ниве Господней некоторые самые гибельные заблуждения, всегда отвергавшиеся верными, в частности, заблуждения, касающиеся природы разумной души. Было сказано, что она смертна или едина во всех людях. Некоторые, неосторожно философствуя, полагают это истиной, по крайней мере, с точки зрения философии. Мы, стремясь применить нужные средства против подобного недуга, осуждаем и отвергаем, с одобрения этого Святого Собора, всех тех, кто утверждает, что разумная душа смертна или едина во всех людях; а также тех, кто сомневается по этому вопросу, поскольку душа не только истинно сама по себе и сущностно есть форма человеческого тела, согласно содержанию канона Нашего предшественника, блаженной памяти папы Климента V, представленного общему Собору во Вьене [ХВ 265], но она еще и бессмертна, и, учитывая множество тел, в которые она излита, она может умножаться, умножается и должна быть умножаема индивидуально. Энциклика «Humani Generis» Папы Пия XII 125

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом. Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке - под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит «перстень рыбака» с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест. Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими: — Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла; — Ватиканский храм Св. Апостола Петра; — Базилика Св. Марии Большей; — Базилика Св. Апостола Павла вне стен; — Базилика Св. Лаврентия вне стен. В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций. Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) - дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке. Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан - часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом. Глава 2. Кардиналы Кардинал - высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово «cardinalos» означает «главный, основной». В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пред смертью авва Евагрий причастился Святых Христовых Тайн. Умер он на Праздник Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, развернутых против монахов-оригенистов епископом Феофилом. Смерть Евагрия Понтийского приближенно датируется 399 годом. Отношение Церкви к Евагрию после его смерти Став признанным аввой, Евагрий занимался литературным творчеством. Значительное сходство между учением Евагрия и оригенизмом, осужденным в ходе первой стадии оригенистских споров, показывает, что оно было менее православным, чем долгое время считалось. Эсхатология и сотериология Евагрия лишь во внешней форме терминологии совпадают с православным церковным учением. Судя по всему, он разделял оригеновское учение об апокатастасисе и предсуществовании душ. Однако ни в ходе споров, ни при осуждении оригенизма в 400-404 гг. не было никаких упоминаний ни о личности, ни о сочинениях Евагрия; неясно также, какую роль в формировании этого оригенизма сыграли «Умозрительные главы», написанные Евагрием ок. 394-399 гг. и распространившиеся среди египетских монахов-оригенистов незадолго до начала споров. Имя Евагрия Понтийского стало прочно ассоциироваться с именем и учением Оригена только в VI в., во время второй стадии оригенистских споров. Существует несколько свидетельств того, что он был посмертно осужден на Пятом Вселенском соборе. Однако имя Евагрия в соборных документах не упоминается; оно стало прочно ассоциироваться с именем Оригена и Дидима Слепца гораздо позже. В 18-м правиле Латеранского собора 649 г. имя Евагрия впервые вместе с именами Оригена и Дидима было включено в список еретиков, чьи заблуждения были осуждены предшествующими пятью Вселенскими Соборами и анафемы против которых были подтверждены этим собором. VI Вселенским Собором 680-681 гг. также было подтверждено осуждение Оригена, Дидима и Евагрия, произнесенное V Вселенским Собором. Это же осуждение было подтверждено Трулльским Собором 692 г., VII Вселенский Собор 787 г. также подтвердил решения предыдущих Соборов. Осуждение Евагрия подтверждают церковные писатели и историки VII-IX веков. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Евагрия вынес именно V Вселенский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010