Наконец, Эдинбургская конференция высказалась еще в том смысле, что органическое единство требует некоторого постоянного высшего органа церк. управления. Каким путем, какими средствами экуменисты хотят достигнуть возсоединения Церквей? – Прежде всего, практическим путем, путем деятельной любви и практ. сотрудничества. Экумения любви должна предшествовать экумении веры, подготовить ей путь. Другой путь, это – догматический путь, именно, ясная формулировка догмат. различий, их добросовестное, безпристрастное изследование и, наконец, согласование. Преимущество этого пути заключается в том, что в этом случае другая сторона стоит сразу перед выбором между истиной и заблуждением, правоверием и ересью. Некоторые рекомендуют т. наз. «uia syncremusmuca», т. е. думают, что можно достигнуть единства веры таким образом, что одна сторона соглашается принимать некоторыя учения другой стороны, и другая отказывается от учений, никак не приемлемых для первой. Но ясно, что этот путь может привести только к поверхностному, сомнительному и жалкому компромиссу. В первый раз прав. делегаты были на первой конференции Международного Комитета «Всемирного союза для работы дружбы через церкви» в Берне и Беатенберге 25–28 авг. 1920 г. В том же самом 1920 г. Конст. Патриархат послал своего представителя на выше упомянутую Ламбетскую конференцию. В Стокгольмской конференции 1925 г. участвовал даже Александрийский Патриарх. Очень много правосл. иерархов – митрополитов, архиепископов и епископов – присутствовало на Лозаннской конференции 1927 г. и на Оксфордской и Эдинбургской конференциях. Постоянными участниками являются, напр., митр. Германос, митр. Варшавский Дионисий, митр. Софийский Стефан, еписк. Новосадский Ириней, далее проф. прот. Цанков, проф. Аливизатос, проф. Арсеньев, прот. Булгаков и многие другие. На Лозаннской конференции был и пок. проф.  Н. Глубоковский . На Оксфордскую и Эдинбургскую конференции наш Архиер. Синод командировал меня. Но очень важно постановление нашего Арх. Синода от 18/31 декабрм 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1955 года в Англию направилась, по приглашению Британского Совета Церквей, делегация представителей Христианских Церквей Советского Союза. Делегацию от Русской Православной Церкви возглавлял Митрополит Минский и Белорусский Питирим, Англиканскую — епископ Дарэмский Майкл Рамсей (впоследствии — архиепископ Кентерберийский). На собеседовании между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей в Ламбетском дворце была выработана повестка дня богословской конференции, которая должна была состояться в Москве в июле 1956 года. На обсуждение были поставлены следующие темы: 1. вопрос о доктрине и мнении; 2. Священное Писание и Священное Предание, Символ веры и Соборы; 3. Filioque; 4. сущность Церкви; 5. о Таинствах и особое учение о Св. Евхаристии; 6. об обрядах Православной Церкви. В 1956 году представители Англиканской Церкви были приглашены в Москву на богословскую конференцию, которая была посвящена уяснению вопросов и условий церковного единства двух христианских конфессий. На заседаниях конференции 16–23 июля проводились дискуссии по вопросам природы Церкви, Символов веры и значения Filioque, доктрины и ее выражения в Священном Предании, учения о Таинствах в православной практике и формулировок «39 членов» англиканского вероисповедания. Некоторые из этих вопросов уже были предметом обсуждения в 1931 и 1935 годах. По ряду вопросов было установлено единство богословских взглядов . Было также признано желательным продолжение в дальнейшем изучения интересующих обе Церкви богословских вопросов и проведение по ним дискуссий. Значение Московской конференции 1956 года состоит в том, что на ней православных и англикан объединило общее стремление найти приемлемый для обеих Церквей путь к церковному единству. Это послужило тому, что Конференция 1956 года стала отправной точкой для дальнейших богословских встреч между представителями двух Церквей, наметив перспективы для развития дискуссий по доктринальным вопросам. 2. Основные темы совместных обсуждений Анализируя содержание и итоги собеседований православных и англиканских богословов в первой половине XX века (по 1956 год включительно), можно идентифицировать восемь основных тем диалога, подвергавшихся обсуждению за рассматриваемый период. 2.1. Источники Откровения

http://bogoslov.ru/article/3065447

Если бы англиканские епископы, бывшие в составе Соединенной комиссии 1922–1925 гг., имели истинную веру в Таинство священства, то они никогда бы не решились вести переговоры с представителями неепископальных церквей о соединении с последними Англиканской Церкви и не стали бы считать и пасторов, не получивших рукоположения от епископов, священниками Вселенской Церкви, имеющими право совершать Таинства. Правда, на Ламбетской конференции в 1930 г. англиканские епископы заявили, что священство есть Таинство. Касательно же всех прочих Таинств, разумеется кроме крещения и евхаристии, они остались на прежней точке зрения, т. е. оставили за собой право и свободу считать их только благочестивыми обрядами 4 . Однако на Румыно-Англиканской конференции, бывшей в 1935 г., англиканские делегаты уже признают все семь Таинств. Но, имея в виду крещение и евхаристию, они вместе с членами Румынской комиссии считают эти Таинства превосходящими все другие Таинства. Прежде всего, в этой формуле о Таинствах крещения и евхаристии допущена и румынскими, и англиканскими членами комиссии большая догматическая ошибка. Ведь сущность каждого Таинства заключается в благодати Святого Духа. Разве можно сказать, что благодать в одном Таинстве является большею, а в другом меньшею? Благодать, как Божественная энергия или сила, не может быть делима на части малые или большие. Благодать всегда одна и та же, только действия ее различны. В Таинстве крещения она уничтожает первородный грех и все личные наши грехи, в Таинстве евхаристии она пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, в миропомазании она сообщает нам во всей полноте и совершенстве все дары Святого Духа и т. д. Поэтому все семь Таинств одинаково Божественны и необходимы для спасения. Кроме того, в этой формуле не чувствуется полной отрешенности от учения о Таинствах, выраженного в вероучительных англиканских книгах, которые истинными Таинствами признают только два: крещение и причащение, а священство и другие Таинства не считают имеющими одинаковую природу с первыми двумя Таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Все должны задумываться над причинами несогласия, чтобы преодолеть их; надо учиться и у других, стараться устранять все то, что, как следствие ризделения, препятствует распространению Евангелия в нехристианском мире. В течение последних лет руководители экуменического движения стремятся к тому, чтобы объединить движение для практического христианства с движением для веры и церк. порядка. На заседаниях Экуменического Совета для практ. христианства и Комитета продолжения Лозаннской конференции, состоявшихся в 1936 г., был организован «Комитет 35-и», который предложил Оксфордской и Эдинбургской конференциям организацию «Экуменического Совета Церквей». В этом Совете должны быть объединены оба  движения и он должен представлять все церкви, участвующия в экум. движении. Конечно, он не должен быть законодательным органом; его постановления не могут быть обязательными для всех церквей. Оксфордская и Эдинбургская конференции одобрили этот проэкт и избрали организационный комитет, при чем в постановлении сказано, что этот «Совет» должен быть организован так, чтобы были сохранены характерныя особенности и ценности обоих движений. В мае мес. наст. 1938 г. состоялася конференция в Утрехте, на которой был разработан конкретный план организации «Экуменического Совета Церквей», который разослан церквам с просьбой дать свое согласие. А пока организован «Врем. Комитет», в котором отведены 4 места православным, именно: митр. Германосу, еп. Новосадск. Иринею, прот. Г. Флоровскому и архим. Кассиану. Следует еще отметить выдающуюся роль англичан в экум. движении. Ламбетская Конференция 1920 г. опубликовала воззвание с призывом к возсоединению церквей. «Время пришло, – говорится здесь, – чтобы стремиться к вновь возсоединенной кафолической церкви». Но тут же была высказана следующая характерная мысль: «Единство, к которому мы стремимся, не надо создать или обновить; оно должно только стать органическим и видимым. Оно – Божие, а не человеческое дело. Нам надо только открыть его и освободить его силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальные два делегата от Константинопольского Патриархата прибыли позже. Митрополит Германос привез приветствия от Константинопольского Патриарха, Кентерберийского архиепископа, который на Ламбетской конференции, «узнав, сообщил епископам (до 300 ч.), и по их уполномочию присылает приветствие по случаю 500-летия Автокефалии» 28 , – писал митрополит Григорий в дневнике. Касательно Константинопольского Патриарха, митрополит Германос сообщил, что «Максим с марта снова заболел неврастенией с меланхолией, и возможно, что уйдет на покой» 29 . 7 июля в 12 часов митрополит Григорий с митрополитом Германосом были с визитом у Патриарха. Гость сообщил о распоряжении Константинополя представительствовать на юбилее, но не участвовать в Совещании. «Потом обедали, – писал митрополит Григорий, – были в Музее реконструкции Москвы и проехали на Химк[инский] вокзал. Беседовали о Л[енин]гр[аде], о войне и разрушениях, о голоде и гибели людей, об Иерусалиме, Анастасии, об украин[ских] архиереях и проч.» 30 . 8 июля торжества открылись молебном: «Оч[ень] торжественно и величественно. Все в восторге (отзыв М[итрополита] Кирилла и М[итрополита]Германоса). В Патриархии завтрак… [неразб.] Мы в столовой, где все главы и Карпов. Потом прогулка в саду. М[итрополит] Германос хотел видеть Патриарха, чтобы передать просьбу секретаря Амстерд[амской] экумен[ической] конференции 31 , чтобы прислали хотя бы наблюдателя… Вечером на заседании были приветствия. Карпов – от Правительства. Отзыв Германоса – «очень хорошо»… Восхищены массой народа, обращено внимание на большое количество милиции для охраны порядка. Между прочим сказал, что он 4 раза говорил на греч[еском] и на франц[узском] и на англ[ийском] языке в больших собраниях о свободе Церкви в России, и высказал пожелание, чтобы и по нынешнему поводу хорошо было бы по радио рассказать о нынешнем торжестве и еще раз подчеркнуть о свободе Церкви в России. Я на это ответил, то лучше всего это сделать из заграницы. Завтра Германос не будет на плен[арном] заседании и я с ним после 3-х час. [визит] к Карпову и осмотр церквей. На веч[ернем] заседании я читал перевод греч[еского] приветствия м[итрополита] Германоса. Вечером был прот. Шпиллер 32 . Говорил, что Болг[арский] Синод делегировал всех и высказался принципиально за участие в экум[еническом] движении, но «по политич[еским] обстоятельствам до времени пока не принимать участия». Эти «полит[ические] обст[оятельства]» означают «нас заставили подписаться». Это хочет в Комиссии Шпиллер уточнить. Стефан держит нос на Запад и это единственное чем он поддерживает себя с епископским советом. Но с нами будет заигрывать, п[отому] ч[то] хочет просить у нас ден[ежной] помощи. Кстати нашу прежнюю помощь он употребил исключительно на себя, на достройку своей дачи, мотивируя это публично (в собрании священников), что П[атриарх] Алексий просил его приготовить дачу для его (Алексия) отдыха. Здесь Кирилл сколачивает блок с Сербами и Румынами, чтобы сближаться с экуменистами, пишут декларацию […].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Опираясь на заключение профильной комиссии, Ламбетская конференция 1930 г. вновь подчеркнула, что чин диаконис — это единственный доступный для женщин церковный чин, который рекомендуется к признанию и использованию в Англиканской Церкви . Конференция 1930 г. не называет чин диаконисы «священным саном», что в дальнейшем было расценено сторонниками женской ординации как пересмотр решений конференции 1920 г. и как шаг назад в вопросе признания женского священства . Кроме того, конференция 1930 г. приняла несколько разъяснений о порядке посвящения диаконис и об их функциях в церковном служении. В частности, конференция указала, что диакониса может совершать крещение, но при этом во время Литургии она не может читать молитвы и произносить ектении. Интересным указанием является также то, что ординация диаконисы не может совершаться на одной службе вместе с рукоположением священника или диакона. Следуя решениям Ламбетской конференции, собрания епископов (верхние палаты) Кентерберийской и Йоркской конвокаций в 1931 г. внесли дополнения в перечень функций диаконис, однако обозначили, что диаконисы вправе совершать крещение лишь «в исключительных случаях» . Однако даже эти решения не были окончательно приняты, т. к. собрания клира и мирян (нижние палаты) конвокаций отложили рассмотрение вопроса и предложили повторно проанализировать вопрос о функциях и полномочиях диаконис. Это говорит о значительном сопротивлении в Церкви Англии, особенно среди младшего клира и мирян, идеям совершения диаконисами крещения и предоставления им права произнесения проповедей в церковных собраниях. Таким образом, по инициативе объединенной Кентерберийской и Йоркской конвокации была образована еще одна комиссия, под председательством епископа Г. Уилльямса. Комиссия представила свое заключение в 1935 г., где отмечалось, что, несмотря на решения Ламбетских конференций 1920 и 1930 гг., остается значительная неопределенность относительно диаконис, поэтому необходимо сформулировать их статус и функции как можно более ясно . Комиссия 1935 г. вновь возвращается к мнению, что чин диаконис должен быть признан священным саном и к диаконисе необходимо обращаться «Ваше Преподобие». Согласно заключению комиссии, чин диаконис — это не эквивалент служения диакона, а особый и единственный священный сан, который доступен для женщин. К ранее обозначенным на Ламбетских конференциях 1920 и 1930 гг. функциям комиссия добавляет следующие: диакониса вправе в случае отсутствия священника крестить младенцев; в особых случаях, например в школах девочек или женских колледжах, диакониса может совершать действия с потиром .

http://bogoslov.ru/article/6194190

Старокатолицизм следовательно и в этой области, как и в первых двух, за немногими исключениями остался верен высказанным им принципам. Глава VI. Внутреннее развитие старокатолицизма в последний период его исторической жизни Сношения старокатоликов с англиканами. Ламбетская конференция. Образование в англиканской церкви особого комитета для сношения с представителями старокатолического общества. Приглашение Герцога и Луазона в замок Форигам на частную конференцию. Результаты этой конференции – изъявление благодарности англо-американской церкви от лица золотурнскогоо синода с одной стороны, и подчинение французского старокатолического общества архиепископу Кентерберийскому с другой. Следствия близких отношению старокатоликов к англиканам – повторявшиеся не раз факты intercommunion’a старокатоликов с последними. Издание Рейнкенсом, Герцогом и Гиацинтом Луазоном сочувственных англиканской церкви посланий. Истинный смысл отношений старокатоликов к англиканам. Утрехтская конференция. Значение этой конференции. Кёльнский интернациональный конгресс. Его постановления. Люцернский интернациональный конгресс. Речи Герцога, Рейнкенса, Фридриха и других вождей старокатолицизма. Сочувственный тон этих речей православно-восточной церкви. Условия истинного единения между церквами по люцернскому конгрессу. Значение этого конгресса. После проведения всех вышеуказанных реформ в области церковной дисциплины и богослужения вся дальнейшая внутренне-историческая жизнь старокатолического общества, приблизительно с конца семидесятых и включительно до конца восьмидесятых годов, представляет из себя очень мало такого, что могло бы характеризовать догматико- вероисповедную систему старокатоличества или что касалось бы дисциплинарной и богослужебной практики его. 471 Тем не менее и этот период из истории старокатолического движения нельзя назвать ни не важным, ни неинтересным. Он и важен, и интересен уже по тем только сношениям старокатоликов с англиканами, которые происходили в начале этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Необходимо не просто размышлять о соборности в Церкви, но применять этот принцип для решения конкретных проблем. Ничто так не угашает сегодня энергию в поиске христианского единства как односторонние введения новшеств, которые принимают те или иные христианские общины, находящиеся в межхристианском диалоге. Внушает оптимизм тот факт, что в некоторых протестантских церквах есть осознание опасности односторонних действий для христианского единства. Как известно, англиканское содружество переживает сложные времена разделений по вопросу ординаций гомосексуалистов и благословения однополых союзов. Принятый на Ламбетской конференции в 2006 году, Виндзорский доклад ввел мораторий на такую практику до тех пор, пока все Англиканское сообщество не придет к согласию по данному вопросу, и рекомендовал утвердить солидарность между церквами-членами содружества через заключение «Англиканского соглашения» (Anglican Covenant), которое будет обязывать их не принимать серьезных решений без консультаций с другими церквами Содружества. Хотя данные моратории уже неоднократно нарушались некоторыми членными Англиканского содружества, тем не менее само наличие данного принципа и его утверждение заслуживают поддержки и распространения на все экуменическое движение. Как 100 лет назад, так и сегодня предпринимать усилия в поиске христианского единства многих христиан побуждает искреннее переживание за судьбы христианства в мире. Разделения нам мешают убедительно свидетельствовать миру о христианской истине. Они не дают нам слаженно противостоять антихристианским силам. Мечта тех, кто собрался 100 лет назад в Эдинбурге, да и мечта многих христиан сегодня, заключается в том, чтобы сделать все для усиления позиций христианства в мире. Но мы не должны соблазняться искусственными и быстрыми путями к единству. Единство — это дар Божий, а потому время его получения нельзя предсказать и определить. Но уже сегодня мы можем стремиться, по крайней мере, к солидарности христиан в мире для защиты христианских символов, традиции и образа жизни. Но для этого надо сделать реальные шаги. Прежде всего, не устраивать и не поощрять новых расколов, отказаться от принятия новшеств в церковной жизни, возродить дух сохранения истины и свидетельства о ней. Только такие меры создадут условия для начала нового этапа в поисках христианского единства.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

– В интервью на Ламбетской конференции я сказал о том, что мы, православные, должны лучше услышать, что говорят англикане о гомосексуализме. В этой сфере есть большие сложности, есть проблемы пастырского характера, в особенности касающиеся того, как нужно помогать людям с гомосексуальными наклонностями. Простого осуждения недостаточно, нам следует пытаться понять эту проблему. В этом плане мы, наверное, чему-то можем поучиться у англикан. Мы можем узнать, как избежать ненужных ошибок, мы можем узнать о позитивном опыте решения пастырских проблем. Вот об этом я и говорил в интервью. Судя по всему, мои слова были искажены. Прозвучало мнение, будто я поддерживаю англикан в их взгляде на гомосексуализм. Я такого никогда не говорил. На самом деле, во время выступления на заседании в последний день Ламбетской конференции, я упомянул об альтернативном совещании 150 англиканских епископов в Иерусалиме (к слову, большинство из них на Ламбетскую конференцию не приехало). Так вот, Иерусалимское совещание достаточно чётко высказалось по вопросам семейной жизни, отметив, что брак–это союз между одним мужчиной и одной женщиной. С точки зрения христианства интимные отношения вне брака недопустимы. Я выразил сожаление, что Ламбетская конференция не подтвердила этого учения о браке и отметил, что православные придерживаются той же точки зрения, что и епископы Иерусалимского совещания. По каким-то причинам в Интернете информация о моём выступлении не прошла, хотя я выразил свою позицию достаточно ясно и чётко. Вероятно, кто-то хотел меня дискредитировать. – Значит, Вы согласны с тем, что, с христианской точки зрения, гомосексуализм является грехом? – Да, несомненно. Христианское учение о браке достаточно ясное и понятное. Конечно, с гомосексуалистами надо обращаться как с людьми. Нам следует проявлять пастырскую чуткость, осознавая, что гомосексуализм – это проблема, с которой духовный отец должен разбираться разумно, оказывая духовную поддержку своим духовным чадам. – Владыка, ещё одна проблема, о которой было упомянуто, связана с женским священством. Насколько мне известно, Ваша позиция на сей счёт претерпевала некоторые изменения, и сейчас она отличается от той, что была раньше…

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mi...

С началом Первой мировой войны и наступлением турок миссия, ее школы и большая часть православного населения были эвакуированы в Россию. Оставшихся турки заставляли переходить в ислам, а отказавшихся убивали. В 1918 г. турки угнали 100 тысяч айсоров и других христиан вглубь страны, а те, что остались в Урмии, были полностью вырезаны. Выселенные православные айсоры (примерно 30 тысяч человек) поселились в районе Багдада. Таким образом, к достижениям синодального периода Русской Православной Церкви можно причислить ее миссионерскую, религиозно-просветительскую и научную деятельность. Непоследовательность успехов чаще всего была связана с неуклюжестью, неповоротливостью, бюрократизмом и чрезмерной централизацией самой синодальной системы (а также чересчур тесной связью Церкви и государства, как, например, в китайском случае). Еще более ярко эти недостатки проявились в контактах православия с западными христианскими конфессиями и переговорах об объединении. Продолжение контактов с Западными христианами С 70-х гг. происходят периодические консультации официальных делегаций и комиссий англиканских богословов с православными, не только русскими, но также греками, румынами и сербами. Возникают надежды на скорое соединение Церквей. Так, резолюция Третьей всеангликанской ламбетской конференции в 1888 г. выражает надежду, «что преграды к литургическому единству будут своевременно удалены». При этом в документах конференции говорится о трудности для англикан отказаться от филиокве, принять почитание икон и святых и культ Девы Марии, «хотя греки и отрицают наличие в этом греха идолопоклонства». Однако в 1902 г. епископ Уордсуорт внес на Кентерберийское архиерейское совещание предложение исключить филиокве из Символа веры . То же прошение было повторено на совещании 1904 г. А Пятая Ламбетская конференция в 1908 г. поручила архиепископу Кентерберийскому создать постоянный комитет по вопросам отношений между англиканской и восточными Церквами, предлагая ввести немедленно в практику такие стороны интеркоммуниона, как обслуживание духовенством обеих Церквей чад друг друга в экстремальных случаях (смерть, отсутствие соответствующего духовника поблизости и так далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010