В дек. 1991 - янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г. Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных. Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее - 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И. По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия . В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц. Внешнеполитическая деятельность

http://pravenc.ru/text/389389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМАНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), была образована в Квемо-Картли (Юго-Вост. Грузия). Нек-рые историки (С. Какабадзе , К. Кекелидзе , Д. Бердзенишвили) считали, что в ранних источниках при упоминании епископов Тумасского (Книга посланий. 1968. С. 97) и Тимуэльского ( Ухтанес. 1975. С. 139) имели в виду епископа Дманисского, И. А. Джавахишвили сомневался в правильности таких выводов ( Джавахишвили. 1979. Т. 1. С. 340). По сведениям груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , в XVII в. в Д. е. входили Ташири и Дманисхеви (Дманисское ущелье) ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 3-15). Нек-рые ученые относят эти данные и к более раннему периоду ( Бердзенишвили. 1979. С. 118; Зенон (Иараджули). 2005. С. 30), другие (К. Кутателадзе) считают, что в раннефеодальную эпоху Ташири был в составе Цуртавской епархии ГПЦ: груз. и арм. источники V - нач. VII в. называют епископа Цуртавского «придворным» епископом питиахша Гугарка (Гогарены), владевшего территорией Ташири ( Яков Хуцеси. 1946. Т. 1. С. 35-37, 38, 41; Книга посланий. 1968. С. 1). В ранний период кафедральным собором Д. е. был т. н. круглый храм (IV-V вв.) в с. Вардисубани ( Чачхунашвили. 1992. С. 73; Бердзенишвили. 2000. С. 113); не позднее IX в. кафедра Д. е. находилась в Дманисском Сиони . Сведения о Д. е. и Дманисских епископах (дманели) в источниках ранее XIII в. немногочисленны, что отчасти объясняется попеременной экспансией этих территорий арабами (VII-IX вв.), армянами (X-XI вв.) и турками-сельджуками (XI-XII вв.). Однако о полнокровной жизни епархии свидетельствуют мн. ранние памятники христ. искусства, расположенные на ее территории: Дманисский Сиони (IX в.), ц. Бучуриани (VI-VII вв.; в 1970 взорвана), Кведаубанская ц. близ Казрети (V-VII вв.), 2 церкви в с. Укангори (IV-VI вв.) ( Мусхелишвили. 1941. С. 163) и др., а также раннехрист. груз. стелы и каменные кресты ( Мачабели. 1988. С. 282-283; Синауридзе. 1985. С. 41).

http://pravenc.ru/text/178576.html

Катаклизмы, обрушившиеся на голову Грузии в XVI–XX веках, почти вдвое сократили историческую территорию страны. За пределами Грузии остались Тао- Кларджети, Лазети, часть Эрети (Саингило) и Дорийская область (Лоре-Ташир) 33 . Именно поэтому наряду с восстановлением исторических и созданием новых епархий патриарх намеренно констатировал в названиях епархий юрисдикцию Грузинской Церкви над историческими областями, которые ныне находятся за пределами страны – в Турции, Азербайджане, Армении. Так, епископ Ахалцихский именуется также Тао-Кларджетским, Дманисский – Агарак-Таширским, Батумский – Лазетским, а Хорнабуджский – Эретским. Поскольку большое количество грузин проживает сейчас за пределами Грузии, в заботе о них были учреждены самостоятельные зарубежные епархии: в 2002 году – Западноевропейская епархия во главе с митрополитом Авраамом (Гармелия), управление приходами Грузинской Церкви в США возложено на митрополита Батумско-Лазетского Димитрия (Шиолашвили), в Великобритании и Ирландии – на архиепископа Дманисского и Агарак-Таширского Зенона (Иараджули), в странах Латинской Америки – на митрополита Ахалкалакско-Кумурдойского Николая (Пачуашвили), а в Австралии – на митрополита Сенакского Шио (Муджири). В мае 2009 года Его Святейшество находился во Франции и освятил там грузинский храм во имя Святой Тамары, в феврале 2011 года во время посещения Великобритании он совершил торжественную литургию в лондонском грузинском Рождественском храме, где собралось более полутора тысяч грузин, прибывших не только из Лондона, но и со всей Англии. В проповедях, обращениях и посланиях к грузинам, проживающим за пределами страны, патриарх всегда призывает соотечественников не порывать с родиной и Матерью-Церковью, выражает надежду, что все они возвратятся на родную землю. Как и во всем христианском мире, в Грузии монастыри были крупными центрами культуры и книжности. Особую роль в развитии грузинской культуры играли Шиомгвимский, Давидгареджийский, Гелатский, Ларгвисский, Рконский, Икалтойский, Алавердский и другие монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33 Тао-Кларджети – историческая территория Грузии на юго-востоке При­черноморья, в бассейне реки Чорохи. Ныне принадлежит Турции. Лазети (Па­зика) – исторически грузинская провинция на юго-восточном берегу Черного моря, населенная лазами. Большая ее часть ныне находится в Турции, примерно треть – на территории Аджарии. Саингило – часть исторической грузинской области Эрети в долине реки Алазани, ныне находящаяся на территории Азер­байджана. Зона наиболее острых этнических и культурных притязаний двух го­сударств. Лорийская область – бывшая т.н. нейтральная территория на границе Армении и Грузии, решением советской власти в 1921 г. Отнесенная к территории Армении. Область взаимных исторических претензий Армении и Грузии. 34 Большой комплекс ранних пещерных и более поздних монастырей вдоль границы Грузии и Азербайджана, основанный одним из сирийских отцов, св. Давидом, подвизавшимся в пещере на пустынном плоскогорье Удабно. Знаменит редкими уцелевшими фресками и множеством надписей на раз­ных языках, включая восточные. Разрушен в итоге долгих войн, опустошен и медленно пришел в запустение. Поскольку граница между Грузией и Азер­байджаном разделила монастырь пополам, Грузия, по праву считая Давид-Гареджи национальной гордостью, прилагала и продолжает прилагать усилия для воссоединения монастыря, предлагая Азербайджану территориальную компенсацию. 38 Анфии Иверами (1650–1716) – грузин по рождению, митрополит Унгро-Влашский, активный и плодотворный деятель Румынской церкви. Испытав смоло­ду многочисленные превратности судьбы, включая рабство, оказался в итоге в Румынии и в дальнейшем связал свою жизнь с Румынской Церковью. Просве­титель, организатор и строитель множества церквей и монастырей, переводчик, типограф-издатель и основатель нескольких типографий, в том числе и гру­зинской типографии в Москве, скульптор. После убийства господаря Стефана Кантакузина возглавил оппозицию турецкому ставленнику на престол Николаю Маврокордати. Был лишен сана, затем изгнан на Синай, но уже в начале пути был вероломно убит. В 1992 г. канонизирован Румынской Церковью в лике священномучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1124 г. св. Давид составил завещание Шиомгвимскому мон-рю, в нем перечисляются многочисленные пожертвования царя мон-рю, а также рассматриваются вопросы общегос. значения. Св. царь Давид присвоил мон-рю статус царского; попечителем мон-ря был назначен мцигнобартухуцеси, к-рым в тот момент был еп. Симеон Бедийско-Алавердский, племянник Георгия Чкондидел-Мцигнобартухуцеси. Новый попечитель в скором времени составил дисциплинарный документ, в к-ром перечислялись права и обязанности игумена, духовника и протоиерея ( Силогава. Завещание. 2003. С. 179-185). В 1125 г. царь объявил наследником престола своего сына царевича Димитрия I и помазал его на царство; в том же году св. Давид преставился в возрасте 53 лет. Димитрий I восстановил Эрети, Сомхити, Ташири, Джавахети, Артаани и прибрежную часть Тао, пришедшие в упадок после нашествия турок, завершил строительство Гелатского мон-ря. Узнав о заговоре своего сына царевича Давида против него, Димитрий отрекся от престола в его пользу и принял постриг с именем Дамиан в Давидгареджийском мон-ре. Когда спустя 6 месяцев его сын скончался, св. Дамиан-Димитрий вернулся в Тбилиси, привел в порядок гос. дела, провозгласил преемником своего 2-го сына, Георгия, и вновь удалился в пустынь. Грузинская Церковь в царствование Георгия III и св. царицы Тамары Католикос-патриарх Николай I (Гулаберисдзе) приблизительно в 1178 г. покинул Грузию; как пишет анонимный историк св. царицы Тамары, «из смирения отказался от престола католикоса» (КЦ. Т. 2. С. 117) и отправился в Иерусалим. Однако часть исследователей связывает его отказ от престола с восстанием феодалов в 1177 г., когда царь Георгий III вопреки обещанию не уступил трон достигшему совершеннолетия Демне (Димитрию), сыну своего старшего брата Давида V (1155). Во главе восстания встал тесть Демны, амирспасалар (военный министр) Иване Орбели. Георгий III жестоко подавил восстание: Иване Орбели был ослеплен, царевич Демна ослеплен и оскоплен, в результате чего скончался. Возможно, для Николая I был неприемлем слишком жестокий приговор Георгия III. В Иерусалиме Николай провел 6 лет и вернулся в Грузию лишь в 1184 г., после смерти Георгия III, по приглашению его дочери св. царицы Тамары. В синодике Крестового мон-ря в Иерусалиме сохранилась запись, сделанная от имени игумена и братии мон-ря о том, что Николай выкупил виноградники у иерусалимского кор. Балдуина II (город в тот момент принадлежал крестоносцам), а также пожертвовал «еще многое», что было отражено в составленном им и несохранившемся письме ( Метревели. 1962. С. 56-57, 91, 152-153).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Когда в 60-х годах я служил в Сигнахи, в храме святого Георгия 117 , то мне захотелось посетить Хирсский монастырь, где находится гробница одного из учеников преподобного Иоанна Зедазенского – святого Стефана Хирсского 118 . Недалеко от Сигнахи в небольшом кахетинском селении жил священник. Он уже не мог совершать храмовые службы, а крестил у себя на дому детей, отпевал усопших и исполнял другие требы в своей и соседних деревнях. К сожалению, я забыл его имя. Он иногда посещал Бодбийский монастырь. Я решил попросить его проводить меня в Хирси и вместе с церковным старостой отправился в его деревню. Кахети – это уголок Грузии, где можно увидеть картины минувших веков: дома из деревянных бревен, посуда из старой керамики, оружие, передающееся из поколения в поколение. Пожилые кахетинцы на праздники любят надевать свой традиционный костюм: препоясанную чоху и небольшую шапку, похожую на монашескую скуфейку. Там время не гонит человека, люди живут, не торопясь и не спеша, и кажется, будто над Кахетинской равниной само солнце движется медленнее. Старый священник сразу же согласился проводить нас в заброшенный и опустевший монастырь, с которым, как я узнал впоследствии, было связано его детство. При Хирсском монастыре до революции действовало духовное училище. Когда-то здесь был один из духовных очагов, откуда свет христианства распространялся в восточные области Грузии, называемые Эрети, а также в западную область Кавказской Албании. Много древних храмов, построенных грузинами, находится в Саингило 119 , древней части Эрети, населенной грузинами, которые приняли мусульманство во время персидских завоеваний, но часть из них до сих пор осталась православной. Они говорят на особом диалекте грузинского языка, сохранившем много исторических архаизмов. Эта область была просвещена частично при царе Бакаре в IV веке, затем учениками Иоанна Зедазенского в VI–VII веках. После арабской экспансии и насильственного насаждения ислама этот край был вновь просвещен царем Давидом Строителем (XI–XII века). В XIII веке здесь прославились своими миссионерскими трудами преподобные Антоний и Пимен 120 . В середине XVIII столетия великий святитель Иоанн, митрополит Манглийский 121 , которого можно назвать последним равноапостольным мужем, основал монастырь, одной из целей которого было обращение ингилойцев-мусульман в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В сер. XI в. титул «албанских царей» перешел к лорийским Кюрикидам (Ташир-Дзорагет). В нач. XII в. груз. царь Давид Строитель присоединил к своему гос-ву Кахети-Эрети (1104), Ташир-Дзорагет (1118) и стал титуловаться «царем абхазов, картвелов, ранов, кахов и сомехов». С этого времени сев. часть албан. Левобережья Куры испытывает сильное этническое, конфессиональное и общекультурное груз. воздействие. Небольшая часть исторической А. К. входит в состав совр. Грузии (об истории и культуре Эрети с XI в. см. в ст. Грузия ). Процессы межэтнической интеграции христ. монофизитского населения бывш. А. К. вели к арменизации местных народностей. С XII в. обостряется осознание правобережным населением своей общеарм. принадлежности; в кон. XII - XIII в. освобождение от сельджукского ига привело к расцвету арм. культуры в княжестве Хачен (о христ. культуре и памятниках Арцаха и Утика с XII в. см. в ст. Армения ). Большинство жителей территории бывш. Албанского марзпанства (включая часть Правобережья) подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с XI в.- тюрк. народами. Вторжения сельджуков и др. тюрк. племен изменили этнический облик страны, древнее название к-рой сохранилось лишь как обозначение области, на к-рую распространялась церковная юрисдикция Албанских католикосов. Албанская Церковь - одна из древнейших христ. Церквей на Кавказе. Согласно местной традиции, начало христ. проповеди в этих краях относится к I-II вв. и связано с именем ап. Елисея , ученика ап. Фаддея . После мученической кончины Фаддея в Армении ап. Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова , брата Господня, и направился в А. К. Апостол начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоре) (Ист. Ал. I 6; II 4; III 16/17; III 23/24). Там, «в краю мазкутов», ап. Елисей принял мученическую смерть; позднее были обретены его мощи. Хотя почитание Елисея установилось, по-видимому, лишь в VI-VII вв., он стал подлинным символом албан. христианства: местная Церковь неизменно чтила его память, житие Елисея включено в арм. синаксарь. В той же вост. части буд. Албанского марзпанства проповедовал и др. ученик ап. Фаддея, Дади, над могилой к-рого во 2-й пол. I в. был основан мон-рь Дадиванк.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Наиболее ранние сведения о владениях католикосов-патриархов всей Грузии в К. относятся к XI в. Согласно дарственной грамоте католикоса-патриарха Мелхиседека I (1010-1033), мцхетскому кафедральному собору Светицховели были пожертвованы «в Кахети в Ахтани один убани (район.- Авт.); и Носорна, селение одно (возможно, в совр. Телавском муниципалитете.- Авт.); и в Эрети монастырь могущественный Лагодехи; и в Эрети же церковь Катехи с поступлениями ее (ныне в Белоканском р-не Азербайджана.- Авт.); и в Каки (ныне Гах в Азербайджане.- Авт.) купцов 12; и Зиари, селение большое (Дзерна, ныне с. Зарна в Гахском р-не Азербайджана.- Авт.)» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26-27; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 119). Согласно дефектному «Документу поступления Эрцо-Тианетской паствы» (XV в. по классификации и датировке И. Долидзе), к кон. XII в. католикос-патриарх Грузии владел 40 селами в Эрцо-Тианети, среди них - Жинвали, Питловани, Бодави, Цобени и др. (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 74-75; ПГП. 1970. Т. 3. С. 233-237). В «Иммунитетной грамоте владений католикоса в Картли, Кахети и Месхети» от 1 дек. 1392 г. перечислены более 60 сел и мон-рей К.: «могила Давида» (имеется в виду мон-рь Давидгареджи с могилой прп. Давида Гареджийского), «Додос-Рка (мон-рь Додо.- Авт.) - мон-рь и пустынь с их доходами», мон-рь Бочорма, «на Иори монастырь Сиони и мон-рь Квабта» (ныне в Сагареджойском муниципалитете), мон-рь Варцанской Божией Матери в сел. Шилда (ныне в Кварельском муниципалитете), «в Базари купцов армян и евреев дымов 27» (ныне в Белоканском р-не Азербайджана), а также села Шашиани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), Акура (ныне в Телавском муниципалитете) и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 180-181; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 104-106). Распад единой Грузии, образование царства К. В 1466 г. правитель единой Грузии Георгий VIII (1446-1466) утвердился в К. как царь Георгий I (1466-1476) и отторг царство от Грузии, где власть перешла к Константину II (1466-1478). Столица независимого царства К. была устроена в Греми . На западе, по р. Арагви, К. граничила с Грузией (после окончательного распада единого государства - с царством Картли), на юге, по р. Куре,- с Карабахским бегларбегством, на юго-востоке - с Шеккским бегларбегством (оба в составе Ирана, в сер. XVIII в. выделились в самостоятельные ханства), на северо-востоке и севере - с владениями дагестан. князей. В течение XVI-XVIII вв. К. постепенно потеряла вост. провинции Цукети (Цахури), где сформировалось султанство Элису, а также Элисени, в которой поселились вольные общины чарцев, и Дидоети. В 1640 г. царь Теймураз I организовал поход на Дидости, «чтобы обратить их (дидойцев.- Авт.) от идолопоклонства и проложить дорогу в Россию и привлечь их на свою сторону», но цель не была достигнута ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 596).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Епархии Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Соломон Лебанидзе Епархии Грузинской Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви 1 .Мцхета-Тбилисская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили), Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра и резиденция: Мцхета; Тбилиси; Бичвинта (Пицунда ). 2 . Бичвинтская и Цхуми-Абхазская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили),Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра: Сухуми, Новый Афон (Анакофиа). Резиденция : Сухуми, Гудаута, Гагра. 3 . Алавердская епархия Высокопреосвещенный Давид (Махарадзе). Митрополит Амба-Алавердский. Рожд.1960 г. Кафедра- Алаверди. Резиденция - Алаверди, Телави. 4 . Ахалкалакская и Кумурдская епархия Высокопреосвещенный Николай (Пачуашвили).Митрополит Ахалкалакский и Кумурдский. Рожд. 1961г. Кафедра - Ахалкалаки, Кумурдо. Резиденция-Ахалкалаки, Ниноцминда. 5. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Высокопреосвещенный Феодор (Чуадзе). Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Рожд. 1967г. Хорепископ Каталикоса-Патриарха Кафедра и резиденция: Ахалхихе; Сафара. (Тао-Кларджети – северо- восточная часть современной Турции: уезды Артвинский, Ардаганский и северный сектор Эрдзурумского уезда). 6. Батумская и Лазетская епархия Высокопреосвещенный Дмитрий (Шиолашвили). Митрополит Батумский и Лазетский. Рожд. 1961г. Кафедра: Батуми. Резиденция: Батуми, Кобулети. (Лазети -Лазика, северо-восточная, причерноморская часть современной Турции, уезд Ризе). 7. Бодбийская епархия Высокопреосвещенный Давид (Тикарадзе). Архиепископ Бодбийский. Рожд. 1963 г. Кафедра : Бодбе. Резиденция: Бодбе. 8. Болнисская епархия Преосвещенный Ефрем (Гамрекелидзе). Епископ Болнисский. Кафедра и резиденция: Болниси. 9. Борджомская и Бакурианская епархия Высокопреосвещенный Серафим (Джоджуа). Митрополит Борджомский и Бакурианский. Рожд. 1961 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009