В дек. 1991 - янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г. Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных. Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее - 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И. По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия . В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц. Внешнеполитическая деятельность

http://pravenc.ru/text/389389.html

Катаклизмы, обрушившиеся на голову Грузии в XVI–XX веках, почти вдвое сократили историческую территорию страны. За пределами Грузии остались Тао- Кларджети, Лазети, часть Эрети (Саингило) и Дорийская область (Лоре-Ташир) 33 . Именно поэтому наряду с восстановлением исторических и созданием новых епархий патриарх намеренно констатировал в названиях епархий юрисдикцию Грузинской Церкви над историческими областями, которые ныне находятся за пределами страны – в Турции, Азербайджане, Армении. Так, епископ Ахалцихский именуется также Тао-Кларджетским, Дманисский – Агарак-Таширским, Батумский – Лазетским, а Хорнабуджский – Эретским. Поскольку большое количество грузин проживает сейчас за пределами Грузии, в заботе о них были учреждены самостоятельные зарубежные епархии: в 2002 году – Западноевропейская епархия во главе с митрополитом Авраамом (Гармелия), управление приходами Грузинской Церкви в США возложено на митрополита Батумско-Лазетского Димитрия (Шиолашвили), в Великобритании и Ирландии – на архиепископа Дманисского и Агарак-Таширского Зенона (Иараджули), в странах Латинской Америки – на митрополита Ахалкалакско-Кумурдойского Николая (Пачуашвили), а в Австралии – на митрополита Сенакского Шио (Муджири). В мае 2009 года Его Святейшество находился во Франции и освятил там грузинский храм во имя Святой Тамары, в феврале 2011 года во время посещения Великобритании он совершил торжественную литургию в лондонском грузинском Рождественском храме, где собралось более полутора тысяч грузин, прибывших не только из Лондона, но и со всей Англии. В проповедях, обращениях и посланиях к грузинам, проживающим за пределами страны, патриарх всегда призывает соотечественников не порывать с родиной и Матерью-Церковью, выражает надежду, что все они возвратятся на родную землю. Как и во всем христианском мире, в Грузии монастыри были крупными центрами культуры и книжности. Особую роль в развитии грузинской культуры играли Шиомгвимский, Давидгареджийский, Гелатский, Ларгвисский, Рконский, Икалтойский, Алавердский и другие монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33 Тао-Кларджети – историческая территория Грузии на юго-востоке При­черноморья, в бассейне реки Чорохи. Ныне принадлежит Турции. Лазети (Па­зика) – исторически грузинская провинция на юго-восточном берегу Черного моря, населенная лазами. Большая ее часть ныне находится в Турции, примерно треть – на территории Аджарии. Саингило – часть исторической грузинской области Эрети в долине реки Алазани, ныне находящаяся на территории Азер­байджана. Зона наиболее острых этнических и культурных притязаний двух го­сударств. Лорийская область – бывшая т.н. нейтральная территория на границе Армении и Грузии, решением советской власти в 1921 г. Отнесенная к территории Армении. Область взаимных исторических претензий Армении и Грузии. 34 Большой комплекс ранних пещерных и более поздних монастырей вдоль границы Грузии и Азербайджана, основанный одним из сирийских отцов, св. Давидом, подвизавшимся в пещере на пустынном плоскогорье Удабно. Знаменит редкими уцелевшими фресками и множеством надписей на раз­ных языках, включая восточные. Разрушен в итоге долгих войн, опустошен и медленно пришел в запустение. Поскольку граница между Грузией и Азер­байджаном разделила монастырь пополам, Грузия, по праву считая Давид-Гареджи национальной гордостью, прилагала и продолжает прилагать усилия для воссоединения монастыря, предлагая Азербайджану территориальную компенсацию. 38 Анфии Иверами (1650–1716) – грузин по рождению, митрополит Унгро-Влашский, активный и плодотворный деятель Румынской церкви. Испытав смоло­ду многочисленные превратности судьбы, включая рабство, оказался в итоге в Румынии и в дальнейшем связал свою жизнь с Румынской Церковью. Просве­титель, организатор и строитель множества церквей и монастырей, переводчик, типограф-издатель и основатель нескольких типографий, в том числе и гру­зинской типографии в Москве, скульптор. После убийства господаря Стефана Кантакузина возглавил оппозицию турецкому ставленнику на престол Николаю Маврокордати. Был лишен сана, затем изгнан на Синай, но уже в начале пути был вероломно убит. В 1992 г. канонизирован Румынской Церковью в лике священномучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мы думаем, что Богу нужна наша служба, но наша служба должна быть для людей. Поэтому этот пасхальный праздник должен ощущаться как помощь людям и предотвращение той опасности, перед которой стоит наша страна и весь мир», — заявил епископ. Глава Северо-Американской епархии ГПЦ подчеркнул, что жизнь одного человека дороже, чем все построенные церкви и материальные блага. «Нам никто не закрывает церкви. Нас всех касается призыв оставаться дома, чтобы позаботиться друг о друге. Заграничные епархии Грузинской Православной Церкви приняли решение проводить службу в храмах без участия прихожан. Там тоже церкви никто не закрывал. Служба продолжается, однако мы учитываем ту опасность, перед которой может оказаться хотя бы один человек. Один человек более важен, чем все построенные церкви и все материальное в этом мире. Евангелие нас учит, что человек – это главное. Христос пришел ради человека и сегодня жизнь человека в опасности», — сказал епископ Саба. Часть грузинских священнослужителей также призывают прихожан оставаться дома. Например, в епархии Батуми и Лазети богослужение пасхальной ночи пройдет в монастыре без участия паствы. Верующие могут присоединится к службе в 7 утра 20 апреля. Такое решение в епархии приняли из-за того, что церковь и двор не могут вместить всех прихожан так, чтобы соблюдать дистанцию. Епархия Батуми и Лазети также призвала верующих не ходить на кладбище. В епархии отмечают, что в понедельник, 20 апреля, проведут панихиду для поминовения усопших. Священнослужители просят верующих прислать им в социальную сеть или по телефону имена тех, кого они хотят помянуть во время панихиды. Согласно последним данным, опубликованным на правительственном сайте stopcov.ge, COVID-19 в Грузии диагностирован у 336 человек, трех граждан Грузии привезли для лечения из других стран, 74 пациента выздоровели, три человека скончались. В карантине находятся 5 тысяч человек, а под наблюдением медиков в стационарах — 494 пациента. В связи с пандемией коронавируса в Грузии действует всеобщий карантин и комендантский час. Режим чрезвычайного положения в стране продлен до 10 мая. С 15 апреля закрылись для въезда и выезда четыре города – Тбилиси, Рустави, Батуми и Кутаиси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дело в том, что в первоисточниках указана как место ссылки и кончины преподобного Максима крепость Схимарис, находящаяся в горах Лазики. Надо отметить, что в VII веке Лазикой греки называли всю западную часть Грузии, которая находилась под протекторатом Византии, – по названию самой южной причерноморской провинции Грузии Лазети, центром которой был Трапезунт. В первоисточниках дается описание местоположения крепости Схимарис: это место находится в труднодоступной горной местности в Лазике, у «самой высокой горы в мире», неподалеку от Алании. У ученых, занимавшихся этим вопросом, не было единого мнения о местоположении крепости Схимарис. Выдвигались различные предположения, но так как предание указывало, что место погребения преподобного Максима Исповедника находится у крепости Мури близ Цагери, то большая часть ученых все же склонялась к мнению, что Схимарис – это Ц(и)хе Мурис (то есть крепость Мури). Надо сказать, что такое решение этого вопроса меня не удовлетворяло, так как крайне трудно представить крепость Мури как находящуюся в труднодоступной местности, у «самой высокой горы в мире». Монастырь во имя преподобного Максима Исповедника близ Цагери Ничего случайно не происходит. Мое служение в епархии я начал с ознакомительных поездок к святым местам епархии. Я и не думал, что во время этих поездок обнаружится место ссылки святого Максима Исповедника. Но однажды, когда мы ехали описывать святыни епархии, наша машина не смогла переехать через реку из-за наводнения, так что мы не смогли продолжить наш путь, но в это время подъехал «Камаз», направляющийся в нужное нам место. Мы пересели в него и поехали дальше. По пути шофер стал рассказывать нам о достопримечательностях той местности. В одном месте он указал в сторону ущелья маленькой горной речки, которое упиралось в высокую вершину, покрытую снегом, и сказал, что там находится Скимери, которое является для них святым местом. Я сразу же вспомнил Схимарис – очень уж созвучны были эти два названия: Скимери – Схимарис. На следующий день мы на лошадях направились к этому месту. Попасть туда было довольно-таки трудно. В месте, которое называлось Скимери, сходились пять дорог, проходящих через четыре перевала. Обходных путей практически нет, все дороги проходят через это место. И самое главное – здесь явственно видны развалины на довольно большой площади (не менее 1 гектара). Поэтому я думаю, что это и есть то самое место – Схимарис.

http://pravoslavie.ru/43827.html

Епархии Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Соломон Лебанидзе Епархии Грузинской Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви 1 .Мцхета-Тбилисская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили), Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра и резиденция: Мцхета; Тбилиси; Бичвинта (Пицунда ). 2 . Бичвинтская и Цхуми-Абхазская епархия Святейший и Блаженнейший Илья II (Гудушаури-Шиолашвили),Каталикос-Патриарх Всея Грузии. Архиепископ Мцхета-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхуми-Абхазский. Рожд. 1933 г. Кафедра: Сухуми, Новый Афон (Анакофиа). Резиденция : Сухуми, Гудаута, Гагра. 3 . Алавердская епархия Высокопреосвещенный Давид (Махарадзе). Митрополит Амба-Алавердский. Рожд.1960 г. Кафедра- Алаверди. Резиденция - Алаверди, Телави. 4 . Ахалкалакская и Кумурдская епархия Высокопреосвещенный Николай (Пачуашвили).Митрополит Ахалкалакский и Кумурдский. Рожд. 1961г. Кафедра - Ахалкалаки, Кумурдо. Резиденция-Ахалкалаки, Ниноцминда. 5. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Высокопреосвещенный Феодор (Чуадзе). Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Рожд. 1967г. Хорепископ Каталикоса-Патриарха Кафедра и резиденция: Ахалхихе; Сафара. (Тао-Кларджети – северо- восточная часть современной Турции: уезды Артвинский, Ардаганский и северный сектор Эрдзурумского уезда). 6. Батумская и Лазетская епархия Высокопреосвещенный Дмитрий (Шиолашвили). Митрополит Батумский и Лазетский. Рожд. 1961г. Кафедра: Батуми. Резиденция: Батуми, Кобулети. (Лазети -Лазика, северо-восточная, причерноморская часть современной Турции, уезд Ризе). 7. Бодбийская епархия Высокопреосвещенный Давид (Тикарадзе). Архиепископ Бодбийский. Рожд. 1963 г. Кафедра : Бодбе. Резиденция: Бодбе. 8. Болнисская епархия Преосвещенный Ефрем (Гамрекелидзе). Епископ Болнисский. Кафедра и резиденция: Болниси. 9. Борджомская и Бакурианская епархия Высокопреосвещенный Серафим (Джоджуа). Митрополит Борджомский и Бакурианский. Рожд. 1961 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) [груз. ] (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан; охватывала территорию совр. тур. илей Артвин, Ризе и Трабзон) (2-я пол. XVII в.). Прямых документальных сведений о мученичестве Л. м. нет, сохранились предания, топонимика и исторические данные об истреблении властями Османской империи лазов (этнографическая группа грузин), отказавшихся принять ислам. По сведениям грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , вост. часть груз. пров. Чанети входила в состав груз. княжества Гурия вплоть до 1547 г. ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 814). После захвата этой части Зап. Грузии турками начался процесс исламизации населения, в то время как эти территории в церковном отношении продолжали входить в юрисдикцию Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Письмо митр. Хобского Германа рус. царю Алексею Михайловичу, 40-е гг. XVII в.//РГАДА. Ф. 110. Оп. 1. Д. 1646. Л. 2). По широко распространенному в регионе преданию, к-рое в нач. XX в. со слов местного лаза-мусульманина Х. Ходжи записал историк З. Чичинадзе, лазы отказались принять ислам и были обезглавлены, тела мучеников были сброшены в море, головы насажены на колья; их выставляли в селах для устрашения др. христиан. Топонимика региона близ с. Эсенкыйы (Абуисла) позволяет установить приблизительные места их мученичества: это гора Дудиквати (с лазского - «отсечение головы») и гора Папати (от лазского «папа» - священник, монах), где, по преданию, были казнены священнослужители и монахи близлежащего мон-ря. По мнению исследователей, мученичество произошло во 2-й пол. XVII в. 18 авг. 2003 г. Синод ГПЦ причислил Л. м. к лику святых, 23 дек. 2003 г. их память была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 2004. 1. С. 21-22). 6 февр. 2007 г. на границе с Турцией, на горе Сарписмта, близ с. Сарпи (муниципалитет Батуми), митр. Батумским и Кобулетским Димитрием (Шиолашвили) был освящен закладной камень муж. мон-ря во имя Л. м. Лит.: Чичинадзе З. Исламизация грузин на Зап. Кавказе. Тб., 2004. С. 78 (на груз. яз.). Г. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей

http://pravenc.ru/text/2462549.html

После тур. завоеваний (2-я пол. XVI в.) население Пархальского ущелья исламизировалось. До кон. XIX в. 5 семейств в окрестностях П. открыто, а 80 - тайно исповедовали христианство. Христ. община имела священника (сан переходил по наследству членам рода Гебрадзе), к-рого рукополагали в Ахалцихе ( Казбек. 1876. С. 124). К нач. XX в. жители Пархальского ущелья еще сохраняли груз. язык, но в с. Пархали его понимали уже только старики. Тур. власти превратили П. и его окрестности в вакуф эрзерумской мечети ( Там же. С. 119; Такаишвили. 1952. С. 90). Храм П. посещали только паломники, в т. ч. армяне, оставившие надписи на его стенах ( Казбек. 1876. С. 121). Особый ущерб П. нанесли слухи о сокровищах, спрятанных под мраморными столбами и в стенах церкви. В надежде отыскать клад местные жители и приезжие лазы совершали подкопы под столбы и выкапывали облицовочные камни (так исчезли камни с надписью на вост. фасаде церкви) (Description de l " ancienne Géorgie Turke. 1834. P. 473-474; Казбек. 1876. С. 122; Такаишвили. 1952. С. 90-91). Переоборудование здания храма в мечеть во 2-й пол. XIX в., несмотря на произведенные разрушения здания (разломано архиерейское место в алтаре, пробиты стена и потолок диаконника в верхнем ярусе; зап. придел превращен в сеновал и стойло) и пропажу святынь, сохранило здание в целом. По пятницам во дворе мечети устраивалась традиц. ярмарка, на к-рую, как и в древности, когда существовали тесные экономические связи между Тао и Лазети, приходили лазы ( Такаишвили. 1952. С. 90-91). В 2016 г. по решению тур. правительства начались реставрационные работы (в качестве консультантов были приглашены груз. специалисты). Территория вокруг церкви и интерьер были расчищены от мусора и насыпи, раскрыта живопись, выявлены неск. антефиксовых плит, подобных плитам в Хахули и др. церквах Тао-Кларджети. Г. Чеишвили Архитектура Монастырь Пархали. Рисунок из кн.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. Табл. II Монастырь Пархали. Рисунок из кн.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. Табл. II При обустройстве монастырского комплекса вокруг кафоликона во имя св. Иоанна Предтечи выровняли крутой склон и для опоры сев. склона сложили стены из крупных камней. В XX в. еще существовала каменная стена, огораживавшая территорию П. ( Казбек. 1876. С. 122; Такаишвили. 1952. С. 91).

http://pravenc.ru/text/2579120.html

На грузинско-турецкой границе будет воздвигнут монастырь в память о мучениках-лазах 7 февраля 2007 г. 11:45 6 февраля состоялось освящение фундамента мужского монастыря на горе Сарпис-мта, на самой границе с Турцией. Монастырь будет воздвигнут в память о мучениках-лазах, погибших здесь в XVI-XVII вв. во время нашествия войск Османской империи. Монастырь будет виден с территории Турции, где и сейчас на территории исторической Лазики проживают этнические лазы, исповедующие ислам. Что касается аджарских лазов, то они, как сообщил заместитель руководителя пресс-центра Грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе, почти все приняли крещение, и их крестным отцом стал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II . По словам Цховребадзе, высота главного храма монастыря лазских мучеников составит 17 метров. На территории монастырского комплекса будут также построены жилые помещения и молельня. Во время освящения монастыря состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Батумский и Кобулетский Димитрий (Шиолашвили). Лазы — народ картвельской языковой семьи (лазский язык близок мегрельскому, распространенному в Западной Грузии). Большинство лазов проживают на территории исторической области Лазистан (Лазика, Лазети), основная часть которой в настоящее время входит в состав Турции. Несколько лазских сел (Сарпи, Квариати, Гонио, Махо и др.) расположены на территории Грузии, где лазы считаются этнографической группой грузин. В современной Турции лазы учитываются как турки, так как в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, поэтому точная их численность неизвестна (по разным оценкам от 50 до 500 тысяч человек). Во времена Византии лазы были христианами. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/193100.htm...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Лазские» найдены статьи: ЛАЗСКАЯ МИТРОПОЛИЯ К-польской Православной Церкви - см. в ст. Эгриси ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан ЛАЗСКИЕ ПЕРВОМУЧЕНИКИ см. ст. Максим, Феодот, Исихий и Асклипиодота, мученики Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Лазские.html

  001     002