Ты яко пастырь исхитил еси Христе человека,/растлевша уже четверодневна, Зиждителю,/от волка лютаго воистинну и всеядца,/яко всесилен же и Господь,/сим проявляя всемирную славу,/Твоего ныне тридневнаго востания. Ты, Христе, как пастырь похитил человека,/уже истлевавшего, четверодневного, Создатель,/у волка, поистине страшного и всепожирающего,/как всемогущий и Господь,/тем заранее показывая всемирную славу/ныне явленного Твоего восстания на третий день. Тя жизнь видяще сущии с Марфою Христе, вопияху:/аще бы был еси зде Господи, просвещение всех и жизнь,/отнюд не бы умерл, мертв не явился бы Лазарь./Жизнь же умерших, Ты Человеколюбче сый,/в радость плач их прелагаеши. Видя Тебя, жизнь, Христе,/бывшие с Марфою взывали:/“Если бы здесь был Ты, Господи,/просвещение всех и жизнь,/совсем не умер бы, не явился мертвым Лазарь./Ты же, человеколюбец, Жизнь умерших,/скорбь их в радость обращаешь. Слава: Тя источника боятся Господи бездны,/Тебе работают воды всяческия:/Тебе трепещут Христе вереи адовы,/и заклепы державою Твоею разрушаются,/Лазарю воскресшу из мертвых гласом Твоим,/всесильне Спасе Человеколюбче. Слава: Пред Тобою, источником,/трепещут бездны, Господи;/Тебе всякая влага рабски служит;/пред Тобой, Христе, привратники ада содрогаются/и его засовы Твоею мощью разрушаются,/когда Лазарь воскрес из мертвых по гласу Твоему,/всесильный Спаситель, Человеколюбец. И ныне, Богородичен: Ты верным похвала еси Безневестная, Ты предстательство,/Ты и прибежище христианом, стена и пристанище,/к Сыну бо Твоему моления приносиши Всенепорочная, и спасаеши от бед,/верою и любовию Богородицу Чистую Тя ведущия. И ныне, Богородичен: Ты – верным похвала, брака не познавшая,/Ты – Заступница, Ты и прибежище христиан, стена и пристань;/ибо к Сыну Своему, Всенепорочная,/приносишь прошения/и спасаешь от бед/с верою и любовью признающих Тебя/чистою Богородицей. Катавасия: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Иванов сочетает религию с личной свободой, которую дает только та религия, центром которой является Христос. В его метафорическом языке «взмывший орел» и «таинственные лестницы пирамид, с четырех концов земли возводящие к единой вершине» – это все образы того «возвышенного, которое взывает к погребенному я в нас:«Лазаре, гряди вон!»» 316 Подобно тому как Иисус возвал к четверодневному погребенному Лазарю, религия, основанная на свободе, взывает к нашему истинному «я», освобождая нас и выявляя нашу сокровенную личность. Личность, будучи свободной, ожидает того же и от религии. «О религии мы хотим слышать, – исповедует Иванов, – только в сочетании ее с началом свободы, как вероисповедной, так и внутренней...» 317 По его глубокому убеждению, как свобода невозможна без религии, так и религия невозможна без свободы. 2. От индивидуализма к персонализму через символистскую эстетику Безрелигиозный индивидуализм, который берет начало в Ренессансе и находит четкое выражение в Гамлете, приходит к саморазрушению у Ницше. Иванов возвещает экзистенциальный поворот от современного индивидуализма к новейшему религиозному персонализму в своей ранней статье «Кризис индивидуализма». В ней он противопоставляет два типа индивидуализма, выраженных в образах Гамлета и Дон Кихота, двух первых «героев нашего времени». И тот, и другой – «своеначальные личности», поступки и того, и другого продиктованы скорее категорическим императивом, чем социальными конвенциями. Оба носят в себе собственные внутренние скрижали «нравственного миропорядка, затемненные и попираемые действительностью». Но в Гамлете категорический императив выступает в своем субъективно-универсальном аспекте. «Гамлет – жертва своего же я», и в этом он – предшественник современного индивидуализма, в котором личность находит себя скорее порабощенной. Поиски нового, «иного я», обещанного индивидуализмом, по словам Иванова, «разрушили в нас неустанными преодолениями и отрицаниями всякое личное я». По его проницательному наблюдению, современные люди скорее «священнослужители и тирсоносцы " во имя» индивидуализма, чем его субъекты».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

В Евангелии есть отчасти похожая история, но совсем с другим результатом и иным смыслом. Христос возвращается в Вифанию, в селение, где жил его друг Лазарь, которого Он очень любил. Откуда мы знаем, что он его очень любил? Когда вышла сестра Лазаря и сказала: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин 11:32) — Христос заплакал… Это единственное место в Евангелии, которое говорит нам о таком выражении чувств у Спасителя, у Богочеловека. Святитель Кирилл Александрийский так комментирует этот эпизод: «А плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти». Но что затем делает Христос? Он подходит к пещере, приказывает отвалить камень, закрывающий вход, — и повелевает Лазарю выйти. И из гробницы выходит живой Лазарь: четверодневного, уже смердящего мертвеца Христос воскрешает!  Вот такие разные отношение к смерти и ответ на вопрос о смерти. Первая благородная истина буддизма говорит о том, что жизнь есть страдание. Не в жизни есть страдание, как может кто-то услышать, а сама жизнь и есть страдание. И поэтому задача буддиста — избавиться от жизни: перерождение, рождение — это все не важно! Это все равно — страдание. Ты можешь родиться божеством, можешь кроликом, можешь человеком или червяком — не важно, ты все равно будешь страдать. Поэтому твоя задача — вырваться из этой бесконечности перерождений. Человек призывается не от смерти бежать, а от самой жизни! Но христианство решительно говорит: нет, всё не так! Человек сотворен Богом по образу и подобию Своему, и сотворен для жизни, а не для смерти или небытия. Потому что Бог есть Любовь, Он создал людей для нахождения в общении с Ним, для Любви и для того, что мы называем словом «счастье». И это — принципиально иной ответ на тайну смерти, ответ собственно христианский. Кому-то может показаться, что воскресение Лазаря и Воскресение Христа — тождественные события. Но это совершенно не так. Прежде всего, воскрешенный Лазарь через много лет, уже будучи в преклонных годах епископом Кипра, умер. А Воскресший Христос уже не умирает никогда! Лазарь выходит в пеленах, которыми оборачивали тело усопшего. Почему важен этот момент? Дело в том, что эти пелены пропитывались маслянистыми составами из различных ароматических растений, создавая вокруг тела плотный склеенный кокон, из которого выбраться было просто невозможно. А что видят жены-мироносицы, когда приходят в Гроб Господень? Пелены лежат на том месте, где было положено тело Христа… То есть Христос воскрес в новом теле, Он проходит через эти пелены. И Евангелие говорит нам о том, что Воскресшее Тело Христа обладает свойствами, для нас недоступными, — проходить сквозь стены, исчезать и появляться в любом месте, и при этом Он может и есть, и пить, и быть физически ощущаем. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Неужели, мог думать человек, и мы знаем, что так многие и думали, — он, венец творения, хозяин природы, умирая, навсегда уходит с лица земли и превращается в прах земной? Почему же ум человеческий так стремится к знаниям, хочет охватить их возможно больше? Почему сердце человека так привязывается к людям, загорается такой крепкой и постоянной любовью, если человек смертей и смерть должна в нем оборвать всю его внутреннюю умственную и духовную жизнь? Ведь это было бы насмешкой природы над человеком. Все это пытливому человеческому уму не могло не говорить о том, что предощущение бессмертия врождено человеку, но человеческий ум сам по себе был бессилен эту тайну понять и приподнять завесу над будущностью человека. Но вот в сроки, предуставленные в Совете Божием, взошло над землей Солнце, взошло, чтобы никогда не заходить, и во свете этого Солнца все неясное, только предощутимое, стало ясным. Пришел на землю Сын Божий в образе Господа нашего Иисуса Христа, и люди услышали из Его уст такое волнующее, напояющее их радостью, слово: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную” ( Ин.3:36 ). Господь Иисус Христос в дни земного Своего служения людям показал Себя хозяином жизни и смерти человека. Он подошел к двенадцатилетней дочери Иаира — начальника синагоги, лежавшей мертвой на одре, и воскресил ее. Утешая наинскую вдову, потерявшую своего единственного сына, Он совершил чудо воскрешения этого юноши на глазах многочисленной толпы, когда встретился с погребальной процессией при входе в город Наин. За шесть дней до Своей смерти, Он вернул жизнь четверодневному, уже? смердевшему, мертвецу Лазарю, и это чудо, совершенное также на глазах толпы, вызвало бурное ее ликование. Наконец, сам Он, умерший на кресте и положенный во гроб, встал из мертвых в третий день по Писанию. Своим воскресением Он утвердил на вечные времена истину бессмертия человеческой души. Эту истину подтвердило Успение Божией Матери, душа Которой, а затем и тело были вознесены Ее Сыном на небо; вечно живой мы знаем Свою Небесную Матерь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Святой Макарий называл нас мертвецами, подобными четверодневному Лазарю, падшему Адаму. Христос пришел, чтобы мы стали вторым, новым Адамом 10 , стали Христом 11 . Христос стучит в нашу дверь, смиряется, истощает Свое Божество. Чтобы мы все это прочувствовали, святой Макарий поясняет: Христос стучит, потому что Он не может без нас сделать ничего, как жена без мужа. Так же и Христос, если Он не в нас, то так и останется голым, без еды и пития, уставшим странником. Он создал наши души для Своего пития, пищи, одежды, жилья, упокоения, чтобы, входя в нас, нас оживлять. В нас – естественное место для обитания Христа. Он – все для нас. Господь стучит в дверь, чтобы войти внутрь. Это значит, что он стучит еще до рождения человека от неизреченного Света, прежде чем человек весь становится огненным, и происходит это так, что невозможно отличить горящий материал от Самого огня. Различимо одно огненное тело. Прежде чем в человека войдет Святой Дух и воспламенит его всего, до этого момента Христос стучался в твою дверь. Нельзя Ему ответить: «Что Ты ищешь, Боже мой? Что зовешь, что Ты хочешь от меня?» Ничего Он не хочет, кроме одного – чтобы Его впустили. До того момента, как человек становится ведом Божественным Духом, обращается в свет, огонь, сердце его закрыто. Поэтому и стучит Христос. Сам Он не может отворить. Будь дверь хоть немного приоткрыта, Господь бы распахнул ее. Дверь – это сердце человека, наши с вами закрытые сердца. Когда мы говорим «замкнутые сердца», это значит, что никто снаружи их отворить не может. Они – как запертые двери. Но в отличие от них сердца замкнуты сами в себе. Как вы помните, мы говорили о том, что святой Макарий показал Христа в совершенном одиночестве. Господь пришел и жил странником на земле. Он был один. Один Он сошел в ад, чтобы человек смог стать соучастником Божественной жизни, сделаться соумником Господу, наполниться Им. Так и мое сердце, пока еще не принявшее Святого Духа, пребывает погруженным в одиночество, скорбь, борьбу, проблемы, уединение. Вот что такое замкнутое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Их учитель — действительно Мессия, и поэтому Он будет распят и умерщвлен. И когда Он вернется сюда, воскреснув, многие все равно Его не услышат. Ибо, хотя воскресение мертвеца — это великое чудо, но мы же помним историю с Лазарем Четверодневным, сколько народа пришло посмотреть на эту диковину — воскресшего четверодневного мертвеца… Однако очень скоро они распяли Того, Кто воскресил этого Лазаря. Потому что не из любви к Лазарю пришли посмотреть, а из желания увидеть чудо. А Христос не чудеса творит сами по себе. Он любил, и если проявление любви предполагало чудо, Он совершал чудо. Значит, дело здесь не в том, чтобы напугать неправедных братьев богача воскресшим мертвецом и сделать их хорошими, чтобы, увидев мертвеца, они собрали всех «бедных лазарей» и накормили их до отвала… Духовное преображение человека отнюдь не всегда зависит от каких-то внешних чудес. Более того, очень часто внешние чудеса, наоборот, парализуют человеческую волю, порождают в человеке ощущение безответственности за себя и за эту жизнь. Вот почему мы с вами, вроде бы уже знающие как дважды два четыре, что Христос воскрес, отнюдь не склонны так уж последовательно следовать Его заповедям в своей повседневной жизни. Этот воскресший мертвец, который к тому же еще и является Богом, нас не всегда убеждает. Вот почему завершающие слова притчи о неубедительности для людей свидетельства воскресшего мертвеца звучат как своеобразный не скажу приговор, но предостережение всем будущим поколениям, прежде всего, конечно же, христианам. Смерть и воскресение Христово, наше Крещение во Христе и пребывание в Церкви отнюдь не гарантируют нам какой-то безусловной компенсации за наши страдания здесь на земле. Именно потому, что не чудом должна утверждаться наша вера во Христа и любовь ко Христу, а нашей жизнью, отнюдь не исполненной чудес, сверхъестественных явлений, но исполненной глубокого каждодневного нравственного смысла в наших поступках, наших словах, наших отношениях. Рассказав эту притчу, предупредив Своих учеников о том, что и Его смерть, и Его воскресение не гарантируют утверждения справедливости на этой земле, Спаситель напомнил нам о самом главном: живя в этом несправедливом, несовершенном мире, будем утверждать хотя бы в близлежащем для нас человеческом пространстве терпимость и сострадание, милосердие и любовь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

И тии убо злобу на злобу сшивающе – вы же молитвы к молитвам прилагающе. И тии убо, надеющеся могутствам 419 и коварствам своим, никогдаже от рук их свободитися страждущему гордящеся – вы же, уповающе на Господа, молящеся ему, времене избавления бесте ожидающе. Что и мы, страстнии, с вашими и за вашими молитвами умилно и жалостно четверолетное се время от Бога избавления чающе, когда, когда избавитель речет: «Иже во юзах, изыдите, и иже во тме, когда четверолетному юзнику, яко Лазарю четверодневному, возгласит: «Лазаре, гряди И се ныне, аще и от народнаго слышания, но понеже не едини глаголют, мним не ложь быти: ваших боголюбных молитв действо произыде, ваша моления в збытие произыдоша 420 . В нощь, в нюже вы Рожество Пречистыя Богородицы славословисте 421 , Пречистая тогда свобождение заключевному 422 Когда вы возглашаете: «Дохнуша ветри, спасения – тогда спасение заключевному от юзилища, не вем како, устройся. Внегда вы «Сий день Господень, веселитеся, воспеваете, тогда от плачевнаго лавиринфа на радостную свободу юзилищник, неведомо како, заступлением Пречистыя проистече. Егда вы часто поясте 423 «Адам же и Евва от тли смертныя свободистася, Пречистая, рожеством тогда защищением Пречистыя страждующий от тлемрачнаго юзилища свобождается. И аще не вемы, где но обаче на заступление Пречистыя Богоматери надежны 424 : яже бо возмогла избавити, тая силна сохранити и соблюсти. Темже, о, священное совокупление, приимите благоутешныя плоды слезнаго вашего сеяния. О, теплейшии молитвенники, приимите благодатное воздаяние молитвеннаго вашего прошения. Приимите созревший плод от сеяния ваших молитв – боготворное совершение. Приимите веры вашея плод, воеже выну верно веровати, яко возможна суть вся от Бога. Приимите надежду воскрилену, понеже «надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижится во Приимите любовь, теплотою восперену, яко любящему Бога вся поспешествуют во Соберитеся, соберитеся, о, вся церковная чада, возблагодарим Царя славы всемилостиваго Бога, иже избави нища из руки силна, и убога, емуже не бе Воспоем всепетую Богородицу, всеутешителное Христианом прибежище, «яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем ти, раби твои, Прославим заступника великаго Предотечю, возвеличим архангелы и ангелы, теплыя наши предстатели. Благодарим апостолы, наши молитвенники. Вся святыя прославим, яко «святым, иже суть на земли его, удивил Господь вся хотения своя в Теплаго молитвенника Николу воспоем, яко тепле молящася о нас; великая чюдотворца и милосердая наша заступника Зосиму и Саватия песньми почтем, яко милосердейшая к Спасу ходатая наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в стихирах и каноне праздника отразилось понимание Церковью действий Христа в Вифании как Бога и как Человека. Как Человек, – Иисус плачет у гроба Своего друга, «скорбя внутренне»: Он разделяет горе сестер умершего; как Человек Он участливо спрашивает: «где вы положили его?»; как Человек Он молится перед всем народом Отцу Небесному, «чтобы здесь стоящие поверили, что Отец послал Его». Но как Бог , Зиждитель Мира, Он словом Своим воссоздает из разлагающегося трупа живое тело человека; как Бог повелевает аду освободить дух Лазаря; как Бог возвращает дух Лазаря в ожившее тело его; наконец, как Бог повелевает Лазарю выйти вон из могилы, чтобы продолжать свою жизнь на земле. В этих действиях, Иисус Христос являет Свою власть над жизнью, смертью и адом. Богослужебные тексты праздника раскрывают далее значение любви, – любви христианской – которая царила в Вифанском семействе. Христос любил Марфу и Марию и друга Своего, Лазаря; сестры любили Христа, любили друг друга и брата. И все, что произошло в Вифании во время болезни и смерти Лазаря, и само воскрешение его, – в сущности, было торжеством любви Бого-Человека к людям, и ответной любви человеков к Богу. Эта любовь, не имевшая границ в своей глубине и духе, оказалась той могущественной силой, которая воскресила четверодневного Лазаря: «дабы уверовали» ( Ин. 11:15 ), все в эту силу непобедимой любви Христа к человеку и Его власть над смертью и адом. В Своей любви к семейству в Вифании Христос, как поется в церковном песнопении, «предложил нам образ сердечной любви», т.е. пример истинной любви человеческой, одухотворенной, сердечной, безбрежиой; той любви, которая дала мудрость Марфе, когда она из глубины своего сердца исповедала Христа, как Сына Божия, грядущего в мир. Именно эта любовь родила в ней мудрую веру. Но какова была новая жизнь и дальнейшая судьба воскресшего Лазаря? Евангелие говорит об этом очень мало. Известно только, что Лазарь продолжал некоторое время жить в Вифании, куда приходило множество Иудеев, чтобы убедиться, что Лазарь действительно воскрес. Известно также, что Лазарь продолжал участвовать в общей семейной жизни и находился «как один из возлежащих» на той трапезе, которую, за шесть дней до Пасхи, Марфа и Мария устроили для Христа. Но о дальнейшей жизни Лазаря свидетельствует только церковное предание. Так в «Синаксаре на Субботу святого и праведного Лазаря», в церкви читается житие Лазаря, где говорится, что он, приговоренный негласным судом фарисеев к смерти, должен был спасаться, и удалился на остров Кипр. Там он прожил тридцать лет, и в апостольский век, был епископом Кипрской Церкви. Там он и умер. Тело его, по свидетельству церковной истории, впоследствии было перенесено, в Константинополь и погребено в одном из местных храмов. ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Мы зашли в гробницу Лазаря, но теперь никакой благодати не ощущалось» — случай на Святой Земле 3 мин., 27.08.2020 В начале 1990-х годов в Святую Землю, где я несу служение, только начиналось массовое паломничество из России. Посещение священных мест библейской истории почти у всех паломников вызывало восторженные чувства, но были и остаются до сих пор объекты, трудные для восприятия. Один из них — гробница Лазаря Четверодневного в Вифании. Гробница высечена в скале и представляет собой глубокую квадратную погребальную камеру — под землей, с тремя вырубленными в стенах гробовыми нишами, — четыре дня служившую праведному Лазарю мрачным жилищем. Вглубь этой лишенной дневного света пещеры нужно спуститься по 24 крутым ступеням. В пустой гробнице Лазаря, которая в настоящее время принадлежит мусульманам, всегда прохладно, влажно и как-то неуютно. Во время посещения группой паломников все тесное полутемное пространство гробницы плотно заполняется людьми. Радующих глаз икон здесь нет, отсутствует возможность поставить свечи. И после чтения Евангелия и краткой молитвы верующие поспешно стараются покинуть гробницу. Однажды в Вифании, когда мы вышли с группой паломников из автобуса и направились в сторону гробницы Лазаря, к нам подбежала толпа арабских детей. С протянутыми руками они просили «бакшиш» ( араб. «подарок», «чаевые»). У меня в кармане оказалось много мелочи, которую я пожертвовала ребятам. Паломники последовали моему примеру. Дети обступили группу со всех сторон, оглушительно, радостно крича и хватая монеты, буквально вырывая их из рук. И мне, и паломникам стало как-то весело и тепло на душе. В такой радостной обстановке мы вошли в гробницу. Священник прочитал Евангелие, мы спели тропарь, кондак и несколько стихир. И вдруг всю группу охватило особое чувство тихой радости, трепетной веры, любви к Богу и друг к другу. Лица людей словно сияли! Это было настоящее ликование христианских душ. Возвращаясь в автобус, все с восторгом делились впечатлениями, а мир и радость сопутствовали нам тогда весь день. Удивительно, но я впервые видела такую реакцию людей после посещения могилы, места, надо сказать, не самого приятного.

http://foma.ru/my-zashli-v-grobnicu-laza...

Христос незадолго до своего страдания воскрешает из мертвых четверодневного покойника – своего друга Лазаря. Лазарь был человеком крепкой веры, другом Христовым, однако Спаситель не спешит прийти, чтобы исцелить его, попускает ему умереть и приходит лишь тогда, когда уже смердит ( Ин.11:39 ). Но для Христа нет ничего непреодолимого, ведь Он Бог всемогущий. Есть препятствия для нас, но не для Него. Когда мы унываем, когда кажется, что все кончено, нет никакой возможности нам помочь, надо обратиться ко Христу. Ведь только Господь может восстановить разрушенное: и наши души, и наши жизни, наши семьи, нашу радость, наше счастье, наше бессмертие. Иисус Христос воскресил Лазаря, вернул его к земной жизни. Возвратилась радость в эту семью. Как это ни прекрасно, но все же мы понимаем, что Лазарь хоть и прожил после этого много лет, но все же остался под законом смерти. Чтобы дать Лазарю и всем людям воскресение вечное, Христос идет принять смерть, дабы ее победить, чтобы нам открылась дорога в жизнь Вечную – счастливую, бессмертную, блаженную жизнь, для которой мы Богом и сотворены. Христос, воскресив Лазаря, входит в Иерусалим. В тот день входит не так, как скромно и незаметно входил раньше. Ныне входит явно, восседая на молодой ослице и тем исполняя древнее пророчество. Входит как Царь и принимает приветственные возгласы: Осанна… благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ). Так только царей приветствовали. Иисус Христос входит в город, как Царь, но Царь не земной, а Царь Вечной жизни, Царь Небесного Царства, Царь церкви Христовой. Он не скрывает от людей своего Царского Достоинства, но люди Его приветствуют, как приветствовали земных победителей-царей – пальмовыми ветвями, не понимая, что это Небесный Владыка жизни и смерти. А мы, стоя в церкви, уже знаем, Кого мы встречаем. У нас пальмы не растут, поэтому испокон веков есть иной обычай: встречать Христа, грядущего пострадать, сразиться со смертью, победить, воскреснуть и нам это воскресение принести, скромным даром нашей северной природы – вербой.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010