И Исаия, видевший Херувимов: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» («и будет... корень Иессеов, и востаяй владети языки, на того языцы уповати будут») ( Ис.11:10 ). И Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» («...оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная Ему, и Той чаяние языков» ) ( Быт.49:10 ). И Малахия: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери медные» («зане... в вас затворятся двери»), и не изменится предположенное: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» («зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста») ( Мал.1:10–11 ). И еще Давид: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» («Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования: яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли... Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне») ( Пс.46:2–3, 6 ). И еще другой: «Веселитесь, язычники, с народом Его» («возвеселитеся, языцы, с людьми Его») ( Втор.32:43 ). И Ты Сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу дьявола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по Воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» («шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа») ( Мф.28:19 ). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастье, тогда Ты говоришь: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»? Когда пришел сотник, Ты говоришь: «Я приду и исцелю его» («Аз пришед исцелю его») ( Мф.8:7 ); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: «ныне же будешь со Мною в раю» («днесь со Мною будеши в раи») ( Лк.23:43 ); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: «встань, возьми постель твою, и иди» («востани, возми одр твой и иди») ( Мф.9:6 ); когда умер Лазарь, Ты говоришь: «Лазарь! иди вон» («Лазаре, гряди вон») ( Ин.11:43 ), и четверодневный вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала!» И вот, скажем словами св. Златоуста: молчит история о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; неизвестны даже по имени многие из тех, которые построили города, покорили народы, издали законы: но то, что в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного, жена блудница излила миро на главу Христову, об этом знает весь христианский мир... На месте бывшего дома Лазарева св. царица Елена построила прекрасную церковь , но от этой церкви уцелела только передняя стена, к которой пристроена арабская мечеть. А на месте дома Симона прокаженного был когда-то католический женский монастырь, а теперь все в развалинах. Третья святыня Вифании это – гроб Лазаря, находящийся в нескольких стах шагах от дома Симона прокаженного. В святой земле все гробы были изсечены в скалах, а Лазарь был человек богатый, и потому ему была изсечена особая пещера, в которую теперь спускаются по 26 ступеням. В углу пещеры сложен из камней престол, на котором францискане (католические монахи) два раза в году служат литургию. Из этой пещеры, чрез низкое и тесное отверстие, по пяти или шести ступеням, можно сойти в другую пещеру, аршина 2 ширины и 4 длины; вот тут-то, налево, и высечено смертное ложе четверодневного мертвеца Лазаря. Прежде белый мрамор украшал этот гроб Лазарев, и прекрасная церковь покрывала всю пещеру; теперь все опустошено, и кроме голой скалы, да сору и развалин, ничего не видно. Здесь богомольцы читают евангельское сказание о воскрешении Лазаря, и поразительно звучат для сердца под сводами этой опустелой пещеры слова Господа: Лазаре, гряди вон!.. Мысль невольно переносится к этой темной, тесной пещере, откуда вышел Лазарь, обвитый погребальными пеленами, но цветущий жизнью и здоровьем... Недалеко от Вифании, близ дороги Иерихонской, показывают большой круглый камень. Предание говорит, что тут остановился Господь, когда пришел в Вифанию возбудить Своего друга от смертного сна; тут отдыхал Он, усталый от дальнего пути и от высокого подъема на гору; здесь встретила Его заботливая Марфа, и вслед за нею глубокоскорбная Мария, повергшаяся к божественным стопам Учителя со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Отсюда, от этого камня беседы, как называет предание этот гранит, растроганный до слез скорбью близких, преданных Ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Люди свидетельствовали о том, что своими глазами видели, как Лазарь вышел из гробницы, как Господь воздвиг его из мертвых. Нам неизвестно, участвовал ли в этом шествии сам Лазарь, но свидетели его воскресения, как мы узнаем из Евангелия, там были. Притом, видимо, их было много, потому что и в Евангелии от Иоанна мы читаем, что «многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их» ( Ин.11:19 ). И все эти «многие» были, сознательно или несознательно, также живым доказательством великого чуда. «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (ст. 18). Истинное духовное величие состоит не в том, чтобы Господь торжественно вошел в город как некий полководец или победоносный воин, не в том, чтобы Он покорил врагов, которые притесняли иудеев уже на протяжении многих столетий. И даже не в том что Господь чудесным образом накормил тысячи нуждающихся голодных людей (см Мф.14:14-21 ). Мы помним, что когда народ после чудесного умножения хлебов собрался прославить Христа и объявить Его Царем Израилевым, то Он скрылся, отвергнув такое поклонение. Господь не хотел, чтобы люди почитали Его Царем по такому житейскому человеческому мотиву, то есть за то, что Он их накормил. Конечно, они видели чудо и потому намеревались возвеличить Христа, но, с другой стороны, ими руководило и желание всегда пользоваться вещественными благами. Они хотели сделать Христа своим Царем, чтобы никогда не испытывать никаких земных нужд, потому Господь и не захотел, чтобы Его прославили за это, пусть и великое, чудо. Но вот Он воскресил из мертвых Лазаря Четверодневного и явился победителем смерти, Он пренебрег всеми остальными скорбями и бедами человеческой жизни, не обратил внимания на таких врагов израильского народа (в то время единственного правоверующего народа на земле), как римляне, или персы, или другие народности Востока и Запада, время от времени вот уже на протяжении нескольких столетий притеснявших Ветхозаветную Церковь. Пренебрег всем этим как несущественным и не имеющим значения, потому что все земные нужды и скорби, происходящие от людей или от стихийных бедствий, в конечном счете приводят к смерти.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Неделя закончилась двумя важными праздниками для всех православных верующих: Лазаревой субботой, когда Церковь славит воскрешение праведного Лазаря, и Вербным воскресеньем. «Святой праведный Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос любил Лазаря и часто посещал его дом. В свои последние дни Спаситель скрывался от преследований. Узнав, что Лазарь умер, Он решил идти в дом сестер. К тому времени, как Иисус пришел, почивший уже четыре дня пролежал во гробе. Христос пришел к пещере и произнес: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет», - рассказывает читателям о событии, вспоминаемом верующими в Лазареву субботу,  газета «Труд» . 4 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Православная Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим. Смысл этого праздника разъясняет Евангельское повествование : «Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос торжественно, как Царь, въехал в Иерусалим. Ученики Христа привели ему ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Народ, собравшийся на праздник, узнал, что идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, множество людей вышли Ему на встречу. Многие снимали с себя одежды и расстилали их на Его пути, как ковер, а другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Народ радостно восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!». О смысле этого праздника рассказывает «Православная газета» : «это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании...

http://pravoslavie.ru/4887.html

Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Он плачет над каждым умершим человеком всякий раз, когда происходит временная победа смерти. Тем более, когда уже как будто происходит торжество смерти над душою человека. И это не просто слезы — Господь готов жизнью Своею заплатить за каждую душу, о которой Он плачет. И мы знаем, что заплатит очень скоро. Именно с этого события начинаются Его Страстные дни, Его Крестные Страдания, Его вхождение в смерть нашего ради спасения. «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но перед лицом смерти Господь заключает с нами завет: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» И чтобы уверить нас, что вера в Него поистине дает жизнь, Господь зовет четверодневного мертвеца выйти из гроба. Смерть не может разорвать узы дружбы, не может отлучить от любви Христовой того, кто был Его другом, и поставить в недосягаемости Его зова. «Лазарь! иди вон» — это голос Божий, перед которым не могут устоять никакие силы, никакие затворы адовы, никакая смерть. Это зов, обращенный к каждой душе человеческой. Каждого из нас Господь позовет по имени в день воскресения. Имя «Лазарь» означает «Бог мне Помощник». Когда умирает священник, гроб с его телом обносят вокруг храма с пением «Помощник и Покровитель бысть мне Бог». И во время отпевания мы слышим Евангельские слова: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут». Господь хочет дать большее, чем просто вернуть во временную жизнь, там, где горе и плач. Он хочет вывести души человеческие из той области смерти, где нет света, нет радости, нет Бога, вернуть их к той полноте жизни, для которой создан человек.

http://pravoslavie.ru/4153.html

Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Он плачет над каждым умершим человеком всякий раз, когда происходит временная победа смерти. Тем более, когда уже как будто происходит торжество смерти над душою человека. И это не просто слезы – Господь готов жизнью Своею заплатить за каждую душу, о которой Он плачет. И мы знаем, что заплатит очень скоро. Именно с этого события начинаются Его Страстные дни, Его Крестные Страдания, Его вхождение в смерть нашего ради спасения. «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но перед лицом смерти Господь заключает с нами завет: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» И чтобы уверить нас, что вера в Него поистине дает жизнь, Господь зовет четверодневного мертвеца выйти из гроба. Смерть не может разорвать узы дружбы, не может отлучить от любви Христовой того, кто был Его другом, и поставить в недосягаемости Его зова. «Лазарь! иди вон» – это голос Божий, перед которым не могут устоять никакие силы, никакие затворы адовы, никакая смерть. Это зов, обращенный к каждой душе человеческой. Каждого из нас Господь позовет по имени в день воскресения. Имя «Лазарь» означает «Бог мне Помощник». Когда умирает священник, гроб с его телом обносят вокруг храма с пением «Помощник и Покровитель бысть мне Бог». И во время отпевания мы слышим Евангельские слова: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут». Господь хочет дать большее, чем просто вернуть во временную жизнь, там, где горе и плач. Он хочет вывести души человеческие из той области смерти, где нет света, нет радости, нет Бога, вернуть их к той полноте жизни, для которой создан человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от Бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по–видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «Бог помог» (см. ст. «Лазарь Четверодневный»). Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:21). После смерти Л. отнесен Ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16:25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (16:31). Фигура Л. как воплощение надежды угнетенных на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нем как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит Бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему Господь тихих Ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные Ангелы», вынимающие его душу сквозь ребра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то Господь Бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поется в канун Лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская:«Лази, лази, Лазаре, долази до мене», — основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми). Л0ГОС

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Помимо этого, по убеждению все того же Андрея Критского , «под днем можно еще понимать и очевидность этого чуда [воскрешения Лазаря], которое подобно солнцу облистало омраченные сердца, и вдруг – всю Иудею…». Под мраком, по его мнению, можно понимать мрак неверия, духовной слепоты, что лежит на очах врагов Христа, предстоявших в момент совершения Господом чуда у гроба Лазаря. Они оказались свидетелями удивительного события воскрешения четверодневного мертвеца, однако не приняли Христа, но, напротив, еще более озлобились против Него, продолжая ходить во тьме (ср. Пс. 81: 5 ). Как иначе можно назвать такую вражду против Господа, если не ночью, мраком? Святитель Иоанн Златоуст в своей 62-й гомилии на Евангелие от Иоанна так поясняет слова Господа: если даже ходящий при материальном свете дня находится в относительной безопасности, потому что ясно видит перед собой дорогу и избегает различных препятствий, то тем более находится в безопасности тот, чей духовный путь освещается Самим Господом, Который ведет его ко спасению. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его ( Ин. 11: 11 ). Святитель Андрей Критский подчеркивает, что Господь произносит эти слова без малейшей доли тщеславия. Ведь Он – истинный Бог , чуждый всякого внешнего честолюбия и при этом – абсолютно всемогущий, поэтому для Него воскресить человека все равно что пробудить его от сна. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему ( Ин. 11: 12–15 ). Поначалу Господь говорит Своим ученикам о Лазаре намеренно неопределенно. Он использует слово «сон» вместо страшного «смерть». Теперь же Христос прямо и ясно свидетельствует о наступившей смерти друга. Тем самым для Господа наконец настает время отправиться в Иерусалим: и ради совершения величайшего чуда, и для Его прославления народом во время торжественного входа в Иерусалим, но более всего – ради Креста и Смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Чтобы убедить читателя, что воскрешение Лазаря не было коллективной галлюцинацией, евангелист Иоанн сообщил о том, что по прошествии некоторого времени Иисус обедал в доме воскресшего Лазаря. Это видели и другие иудеи. Он же сообщил о том, что Синедрион постановил убить Лазаря, « потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса » (Ин. 12: 11). Вполне возможно, что именно поэтому о воскрешении Лазаря умолчали первые евангелисты. Поскольку первая проповедь о Воскресении распространялась в Иерусалиме, апостолы захотели скрыть имя Лазаря, опасаясь, что его не минует смерть от рук первосвященников. По свидетельству Епифания Кипрского, Лазарь переехал на Кипр, стал епископом и по прошествии 30 лет от воскресения умер в старости и был похоронен в городе Китии. Именно там в IX веке был обнаружен саркофаг с его мощами, на котором присутствовала надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Особая черта чуда воскрешения Лазаря – то, что он вернулся из места «невозврата». Если бы он восстал в сам день смерти, его смерть можно было бы принять за сон. Если бы он поднялся в течение трех дней, можно было бы сказать, что душа вернулась в тело после странствий по поверхности земли. Но по истечении трех дней душа умершего, по преданию древности, должна была взойти на суд к Богу. И участь ее на четвертые сутки уже всецело была в руках Божиих. Следовательно, вернуть душу в тело мог только Один Бог. И это сделал Христос Своей волей. Он сказал Лазарю: «иди вон» из погребальной пещеры – и тот вышел (см.: Ин. 11: 43). Но прежде, чем явить человечеству Свою власть над жизнью и смертью, Господь проверил, способны ли в это поверить окружающие Его люди. Это мы видим в загадочном диалоге между Марфой и Иисусом. Непосредственно перед чудом, встречая Господа, Марфа плакала: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ее как будто утешил: «Воскреснет брат твой». Марфа, как традиционно верующая иудейка, отвечала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11: 21–24).

http://pravoslavie.ru/69910.html

– Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? – Так, Господи! Я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир, – отвечала Марфа. После сего она пошла и позвала свою сестру, тихо сказав ей: – Учитель здесь, и зовет тебя. Как скоро услышала об этом Мария, немедленно встала и отправилась к Нему. В это время в доме их было много иудеев, собравшихся по долгу родства и знакомства для утешения печальных сестер. Увидев, что Мария поспешно вышла из дома, и думая, что она пошла плакать на гроб своего брата, родственники и знакомые последовали за нею. Но, выйдя из селения, они, к изумлению своему нашли ее у ног Иисусовых. – Господи! – говорила Мария, заливаясь слезами, – если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус Христос при виде искренней горести Марии и пришедших с нею иудеев возмутился духом и прослезился. Затем Он спросил: – Где вы положили его? Ему сказали: – Господи! Поди и посмотри. Иудеи, заметив на глазах Иисусовых слезы, начали говорить между собою: – Смотри, как Он любил его. Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и Лазарь не умер? Между тем Господь, пришедши к гробовой пещере, в которой положен был умерший друг Его, велел отнять камень, закрывавший ее вход. Марфа, не понимая Его намерения и считая неприличным возмущать могильный покой своего брата, возразила: – Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Но Он строго заметил ей: – Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божью. Марфа замолчала, и камень отвалили. Тогда Иисус Христос возвел очи на небо и сказал: – Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. После сего Он возвал громким голосом: – Лазарь, иди вон! Во входе пещеры, показался четверодневный мертвец, обвитый пеленами по рукам и по ногам, и с покрывалом на лице. Когда все стояли неподвижно в страхе и немом изумлении, Господь сказал им, указывая на Лазаря:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010