Поучение в субботу Лазареву, 6-й недели Великого поста и пред причащением Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (Троп. в суб. Лазаря). Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в селе Вифании, недалеко отстоящем от Иерусалима, сотворил великое чудо. В этом селе жил друг Его Лазарь, с двумя сестрами – Марфою и Мариею. Случилось, что Лазарь тяжко заболел, а Иисус Христос шел в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав об этом, Марфа и Мария послали сказать Господу, что друг Его – Лазарь болен. Но Иисус Христос пробыл два дня на том месте, где находился, и Лазарь, не дождавшись Его, умер и похоронен. И едва только Иисус Христос пришел в Вифанию, как встречает плачущих сестер. «Господи, говорит Ему Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Тоже сказала и Мария, упавши в слезах к Его ногам. Господь всемогущий отвечал Марфе: «воскреснет брат твой. Где похоронен друг Мой – Лазарь? " » И вот Он приходит ко гробу и повелевает отвалить от него камень. «Господи, говорит Ему Марфа, уже слышан от тела его гнилой запах; ибо четыре дня как он похоронен“. Несмотря на это, Иисус Христос громким голосом сказал мертвецу: «Лазарь! Вставай, выходи вон!“ И Лазарь ожил и вышел из гроба ( Иоан. 11:1–44 ). Сие-то воскресение Лазаря воспоминает ныне св. Церковь . После этого чуда многие уверовали в Иисуса Христа; другие же вознегодовали на Него, и стали искать случая, чтобы убить Его; хотели убить и друга Его – Лазаря. Но Иисус Христос удалился; удалился на остров Кипр и Лазарь, где в сане архиерейском до конца жизни своей пожил благочестно и свято. – Теперь из этой св. истории мы извлечем для себя и слово назидания. Великое чудо воскресения Лазаря уверяет нас, что Иисус Христос есть истинный Бог, во власти Коего наша жизнь и смерть. Пред Своими страданиями, пред Своею смертью и воскресением Он показал миру, что как воскресил Он четверодневного Лазаря, так воскресит и всех умерших людей. И все умершие, всемогущею силою Божиею, в свое время воскреснут и восстанут из гробов своих для жизни вечной. И потому, чтобы ожидаемое нами воскресение и будущая жизнь были для нас отрадны, мы должны всегда иметь твердую веру в Иисуса Христа и прославлять Его, истинного Бога, должны помнить свой смертный час и приготовляться к нему. А это прославление и приготовление наше состоят в наших добрых делах, в ревностном служении Иисусу Христу. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем усерднее будем служить Иисусу Христу, тем чище и светлее будет наша вера и любовь христианская, тем отраднее будет нам в день общего воскресения и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО) Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. 27 апреля, 2013 Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке. Торжественная передача ковчега с мощами завершила «мирный» визит Патриарха Кирилла в Республику Кипр, который состоялся с 8 по 11 июня. «Я с особой благодарностью воспринимаю этот драгоценный дар. Не может быть большего дара, чем этот. Мы отвезем эти мощи в престольный град Москву и поместим в том месте, где множество людей смогут прикасаться к ним. И все, кто будет поклоняться святым мощам, будут знать о вашем даре. И через это поклонение святыне в сердцах нашего народа будет укрепляться любовь к Кипру и Кипрской церкви», – отметил Предстоятель Русской церкви, принимая ларец с останками Святого из рук настоятеля храма святого Лазаря в Ларнаке. Передача ковчега с мощами. Фото Милены Фаустовой Праведный Лазарь, которого сам Иисус Христос называл своим другом, был воскрешен Богочеловеком на четвертый день после своей смерти. Поскольку сам факт воскрешения возмутил иудейскую знать, то Лазарь вынужден был бежать из Иудеи. Он был посажен в утлую лодочку без весел и через несколько дней ветер прибил беглеца к берегам Кипра. На острове Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву, был ими возведен в сан епископа города Китии и до конца своей жизни прожил на острове. За свою доброту и истинную веру святой при жизни был очень любим жителями острова. После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях древнего города Китион. Это место позже получило название «Ларнакс» – что в переводе означает «гроб, саркофаг», и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatogo-lazary...

Эти и еще большие блага для рода [нашего] щедро расточает Воскресение из мертвых, начатком которого должен был послужить 8 превеликий Лазарь, пышно цветущая нива добродетелей, многоплодный виноградник веры, роза Царствия Христова; перворожденный, которого вскормил глас Единородного 9 ; язык Слова; труба Премудрости; неумолкаемая свирель; лира, на которой играет Отец; кифара, струн которой касается Бог; тимпан, в который Бог ударяет; псалтирь, сам собой рождающий гармонию, рожденную от Бога. Каков же этот глас? Лазарь! гряди вон 10 . Услышав его, весь род умерших ободрился, смерть оцепенела от страха и, споткнувшись от ужаса, лежала ниц, попираемая собственными пленниками. «Лазарь! гряди вон, ибо сейчас мы нуждаемся в твоем пришествии». «Пусть пока не выходят ко Мне говорит [Христос], сонмы умерших, еще не время возвещать свободу всему созданию, еще не время восходить роду [человеческому] прежде, нежели сойдет Творец рода». «Лазарь! гряди вон, мы нуждаемся в тебе прямо сейчас, чтобы узнали живущие, как трепещут умершие перед Происшедшим из Марии; чтобы познал Пилат, чей голос освобождает мертвых, удаляет тление, превращает гробы в брачные чертоги. Лазарь! гряди вон. Разрешись от уз и покинь тьму, вступи в день и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью. Соделайся участником хоровода 11 радости, ибо устранена причина печали. Лазарь! гряди вон. Не помышляй об узах, ибо цепи пали. Не думай о засовах 12 , ибо они сокрушаются. Не остерегайся привратников 13 , ибо медные врата не отваживаются удерживать тебя, призываемого Мною. Лазарь! гряди вон. Да увидят тебя небеса, и еще блистательней поведают славу Божию 14 . Да увидит тебя земля, и начнет охранять пещеру Вифлеемскую больше чертогов царских 15 и превознесет ясли как престол херувимский 16 . Да увидит тебя солнце, и осветит тебя еще более светлыми лучами. Да увидит тебя Петр, и послушается крика петуха и прольет теплые слезы покаяния 17 . Да увидит тебя Иуда, и вступит в сговор 18 ; зная, Кого предает, не решится удерживать у себя серебро предательства; зная, Кого предает, засвидетельствует, что Преданный им есть Бог; зная, Кого предает, прибегнет к петле и наложит на себя веревку для удушения 19 . Так она станет крепким намордником 20 для богохульников и, по справедливости, суровой и ужасающей уздой для богоотступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вход Господень в Иерусалим: спасение стало ближе 5 мин., 08.04.2023 В конце шестой седмицы Великого поста Церковь празднует сразу два события: воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного и Вход Господень в Иерусалим. О значении этих двух событий для Церкви и о том, какое место они занимают в истории нашего спасения «Фоме» рассказал настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов. Прообраз спасения События воскрешения Лазаря Четверодневного и  Входа Господень в Иерусалим следуют друг за другом в череде Священной истории Нового Завета. Однако само по себе эта последовательность имеет не только хронологически-воспоминательное значение, но, прежде всего, значение прообразовательное. Воскрешая Лазаря Четверодневного накануне дней Страстной, Господь уверяет учеников, а вместе с ними и всех в Него верующих, что Он есть истинный Богочеловек. Спаситель показывает, что даже во все те дни Его крайнего умаления, которые будут явлены в Страстной седмице, Он, как и всегда, останется таким же Богом, Вседержителем мира и жизненных путей каждого человека. И величайшее из чудес — возвращение к земной жизни мертвеца четверодневного, который, согласно Евангелию, начал уже смердить, сгнивать, есть прямое свидетельство Божественного вседержительства Господа. Кроме того, через воскресение праведного Лазаря Господь показывает, что земной смертью не заканчивается бытие человека. Как и все потомки Адама и Евы, Лазарь также находился под ответственностью первородного греха и ему, в конечно итоге бытия, для того чтобы войти в Царствие Небесное, нужно было пройти тем же путем, что и всему человечеству. Но Господь, если желает, побеждает законы природы. Пророк, Первосвященник и Царь По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения — Он является Первосвященником, Пророком и Царем. В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз — входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную — христианство — это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь — это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.

http://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim...

Воскрешение Лазаря, XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. ЖМП 3 март 2021 /  23 апреля 2021 г. 14:32 Гряди вон! ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЭКЗЕГЕЗЫ ИН. 11, 43   Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал.   Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье Лазарь, изыди вон, дабы узнали люди, что значит воскресение мертвых.   Дамаскин Студит, иером. (XVI в.). Сокровищница. 5:654  PDF-bepcuя   Призыв Спасителя «Лазарю, гряди вон» оказывается одним из важных лейтмотивов в святоотеческой литературе, извлекающей из этого призыва максимальные духовные уроки. В Евангелии от Иоанна в 43-м стихе 11-й главы мы читаем: «сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И далее повествуется о чудесном исхождении из гроба Лазаря, спеленутого пеленами и освобождающегося от них. 43-й стих становится своеобразной духовной формулой преодоления смерти, а 44-й — плена смерти и, в более широком духовном смысле, освобождения от греховного плена и достижения свободы. Святитель Василий Великий пишет: «Лазарь, изыди вон. И мертвый стал оживать; и связанный стал ходить. Чудо в чуде: быть связанным пеленами по ногам и беспрепятственно передвигаться» 1 . Чудо воскрешения Лазаря значительно выделяется среди прочих чудес Спасителя, ибо здесь происходит не исцеление, а воскрешение, не уврачевание, а дарование жизни вопреки законам земного бытия 2 . Согласно описанию Варфоломея Эдесского: «Христос без молитвы и просьбы воздвигнул мертвых. Ибо владычним голосом Он сказал четверодневному Лазарю: ­Лазарь, гряди вон…» 3 Само слово «изыди» необычное; это не глагольная форма, а наречие, способное превратиться в аналог глагола второго лица множественного числа («приидите») 4 . Евангельское повествование о воскресении Лазаря имеет два основных экзегетических поля понимания — богословское и аскетическое. С точки зрения богословия и логики библейского повествования воскресение Лазаря особенно важно в соотнесении с грядущим воскресением Спасителя. «И смотри на удивительное: не сказал: Лазарь, оживи, — но что? Лазарь, изыди вон, дабы научить присутствующих, что Он — призывающий не сущее к сущему, дабы показать присутствующим, что Он Бог живых, а не мертвых, дабы в срок явить беспрепятственность Боже­ственного приказания» 5 . «И через глас Он быстро предызобразил будущее воскресение» 6 .

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КУКША (Величко Косма Кириллович; 1875-1964), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 1893 - 1937), иером. , прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ Дмитриевич Когтев (1880 - 1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп.(пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий

http://pravenc.ru/rubrics/122346_41.html

Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы. Воскрешение Лазаря Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной! Вот светозарное торжество приходит первым, показывая нам образ Христова воскресения. Вот воссиял светоносный праздник Лазаря , являя чудеса Христовы. Вот воскресение Лазаря, произошедшее на четвертый день после его смерти, как плод приносит Христово воскресение, произошедшее на третий день. Вот Лазарь, как второй предтеча, является тем, которые сидят «во тьме и сени смертной» (ср.: Ис. 9: 2), возвещая Светодателя и Спасителя Христа. Ныне явилась первая причина уничтожения ада. Ныне Христос наполнил весь мир удивительными чудесами. Ныне Тот, Кто низверг силу смерти, воскресил мертвеца, четыре дня пролежавшего во гробе. Ныне Он предначертал образ Своего пресветлого воскресения, открывая это ученикам и всему миру через сего четырехдневного мертвеца. Ныне иудеи пришли ко гробу, собранные для свидетельства, чтобы видели Божественную силу Христа и власть, которую Он имеет над живыми и мертвыми, и не начали бы говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2: 18). Им нужно было видеть Его силу и власть, чтобы они были готовы поверить в Христово воскресение. Так что этим чудом Он желал убедить больше людей и уверить учеников в Свое воскресение. Иисус ушел в Иудею, и смерть Лазаря произошла в Его отсутствие, чтобы не сказали некоторые, что Он будто бы лишь кажущимся образом представил его умершим, чтобы потом явить ожившим, но чтобы они были очевидцами и смерти Лазаря, и погребения и воскрешения его. Как ясно сообщил об этом евангелист Иоанн: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

http://pravoslavie.ru/107584.html

Лазарь созвал настоящее собрание, и хочет приготовить из своего воскресения трапезу, достойную тех, которые любят прекрасныя и чудныя вещи. Или лучше, он уже приготовил ее, и зовет на пир всех тех, которые в страданиях своих изображают Христовы страдания. Как же он это делает? - Предлагая в снедь совершившееся над ним великое чудо. А сколь оно велико, о сем тотчас будет сказано. И так взяв теперь в руки Евангелие и вникнув в слова, постараемся открыть глубокий смысл их, остановясь на чуде, откуда рекою проливающиеся токи учения предложим желающим обильно почерпать из них. По сему пусть станет среди нас Боговидец Иоанн, сей самовидец и провозвестник неизреченных таин, возлежавший на персях Того, кто есть жизнь всех, приложивший сердце свое, как удобоприемлемый сосуд, к живому источнику, и, посредством духовнаго некотораго сообщения, исполнившийся сокрытыми в сердце Господа животворными тайнами. Он, приступая к описанию страданий Господа, один только особливо описывает чудо, произведенное над Лазарем, и говорит: Бе некто боля Лазарь от Вифании, от веси Марии и Марфы сестры ея. Посласте убо сестре его ко Иисусу, глаголюще: Господи, се его же любиши, болит. Слышав же Иисус, рече: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради. (Ин. гл.2). Что Лазарь был болен, это общая слабость человеческой природы. Ибо видимая часть человека, состоя из брения и земли, много имет по природе своей недугов, возмущающих душу и обременяющих тело. - А что не к смерти, сказано, была у него болезнь, но к славе Божией, дабы Сын Божий прославился чрез нее, в сем без сомнения заключается таинственный смысл, который должно объяснить в настоящем изследовании. Какую иную славу для Себя разумеет здесь Христос, как не славу Креста? - Слава Христова есть Крест; он был целию, предназначенною Им прежде веков. Ибо Иудеи, сотворившаго толикое чудо имели пригвоздить ко кресту, для славы коего Он пренебрег поношение, как говорит богословствующий Апостол (Евр.12:2). Ибо те, которые оставались нечувствительными при многократных чудесах Его, могли ли придти в чувство, видя и сие чудо? Несмотря на то, что воскресение и восстание из гроба четверодневнаго мертвеца, приходившаго уже в согнитие, не маловажное было чудо, и ничем не меньшее других, которых они были свидетелями, - их не вразумило толикое чудо, а только более зажгло в них зависть. И так о сей славе Он говорит, о славе Креста, на котором вознамерился умереть за нас. Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти своей вменяет Себе в славу, как причину всемирнаго спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скачать epub pdf Лазарь созвал настоящее собрание, и хочет приготовить из своего воскресения трапезу, достойную тех, которые любят прекрасные и чудные вещи. Или лучше, он уже приготовил ее, и зовет на пир всех тех, которые в страданиях своих изображают Христовы страдания. Как же он это делает? – Предлагая в снедь совершившееся над ним великое чудо. А сколь оно велико, о сем тотчас будет сказано. И так, взяв теперь в руки Евангелие и вникнув в слова, постараемся открыть глубокий смысл их, остановясь на чуде, откуда рекой проливающиеся токи учения предложим желающим обильно почерпать из них. Посему пусть станет среди нас Боговидец Иоанн, сей самовидец и провозвестник неизреченных тайн, возлежавший на персях Того ( Ин.13:23 ), кто есть жизнь всех, приложивший сердце свое, как удобоприемлемый сосуд, к живому источнику, и, посредством духовного некоторого сообщения, исполнившийся сокрытыми в сердце Господа животворными тайнами. Он, приступая к описанию страданий Господа, один только особливо описывает чудо, произведенное над Лазарем, и говорит: Бе некто боля Лазарь от Вифании, от веси Марии и Марфы сестры ее. Посласте убо сестре его ко Иисусу, глаголюще: Господи, се его же любиши, болит. Слышав же Иисус, рече: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ее ради ( Ин.11:1–4 ). Что Лазарь был болен, это общая слабость человеческой природы. Ибо видимая часть человека, состоя из брения и земли, много имеет по природе своей недугов, возмущающих душу и обременяющих тело. – А что не к смерти, сказано, была у него болезнь, но к славе Божией, дабы Сын Божий прославился чрез нее, в сем без сомнения заключается таинственный смысл, который должно объяснить в настоящем исследовании. Какую иную славу для Себя разумеет здесь Христос, как не славу Креста? – Слава Христова есть Крест; он был целью, предназначенной Им прежде веков. Ибо Иудеи, сотворившаго толикое чудо имели пригвоздить ко кресту, для славы коего Он пренебрег поношение, как говорит богословствующий Апостол ( Евр.12:2 ). Ибо те, которые оставались нечувствительными при многократных чудесах Его, могли ли придти в чувство, видя и сие чудо? Несмотря на то, что воскресение и восстание из гроба четверодневного мертвеца, приходившего уже в согнитие, немаловажное было чудо, и ничем не меньшее других, которых они были свидетелями, – их не вразумило толикое чудо, а только более зажгло в них зависть. И так о сей славе Он говорит, о славе Креста, на котором вознамерился умереть за нас. Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

            Итак, Лазарь был болен. Христос знал его болезни, не спешил его исцелять, не спешил туда, где он болел. И потом, когда уже знал, что Лазарь умер, Господь Христос говорит ученикам Своим: «Друг наш уснул, Я иду разбудить его». Ученики говорят: «Господи, если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что об обыкновенном сне. Христос намеренно медлит на месте, поскольку прежние воскресения, которые Он совершил, были совершены в тот же день, когда человек умер. Сын наинской вдовицы был воскрешён в день погребения, а день погребения у евреев — это день смерти. Его несли уже на погребение, — он сегодня умер, сегодня его и хоронят, — Христос поспешил туда, остановил процессию, сказал: «Юноша, тебе говорю: встань». Так же и дочка начальника синагоги Иаира: она только что умерла, Христос пришёл и говорит: «Девица не умерла, но спит». Все ругались на Него, усмехались, зная, что она умерла, но Он взял её за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань (Талифа-куми)». Она поднимается. Здесь же Христос намеренно делает большую паузу для того, чтобы прийти к четверодневному мёртвому человеку, чтобы доказать Свою власть над смертью не только в день смерти, но и потом, когда уже смерть разъедает человека. В этом смысле уместно будет вспомнить тропарь Праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Христос возвещает общее воскресение прежде Своей смерти, Он показывает до Своей собственной смерти, что может воскресить человека, которого уже разъедает гниль, поедает тление. Он вместе с учениками идёт в Вифанию, причём это было опасное путешествие, потому что иудеи хотели Его убить. И Фома, решаясь идти с Христом, говорит: «Пойдём и мы умрём с Ним». Мы в прошлый раз говорили о том, что это касается не Лазаря, а Христа, потому что евреи много раз хватались за камни, чтобы убить Христа. Вифания была недалека от Иерусалима, стадиях в пятнадцати. Это примерно три километра, если за стадий брать греческий стадий. Многие из иудеев пришли к Марии и Марфе, утешать их в печали по брату их. Вспоминаем Евангелие о пребывании Христа в доме Марфы и Марии: Марфа занимается хозяйством и готовит угощение Иисусу, а Мария, младшая сестра, при ногах сидит и слушает слово Его. И там диалог такой, что Марфа обижается на Марию. Христос говорит, что Мария благую часть избрала, это не отнимется от неё, а ты «печешися и молвиши о мнозе». Первой к гробу своего брата пришла Марфа, по дороге к гробу повстречала Христа и говорит Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Заметим эти слова, потому что мы потом ещё раз их прочитаем, уже сказанные Марией.

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010