Преподобный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года. В угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609—1611 годах. Замечательно, что через почитание святых, подвигом своим осиявших земли, далеко отстоящие от Крымского полуострова, утверждалась в 1990е годы связь между севером и югом, и в целом связь с матерью-Россией. Спасо-Преображенский скит — строгий монастырь, попасть сюда паломникам можно только в определенное время: с 8.00 до 19.00, перерыв с 12.50 до 15.00. Имя другого малоизвестного северного святого., при. Лазаря Муромского, носит еще один мужской монастырь в Бахчисарайском районе. Приведем краткое житие древнего подвижника. Преподобный Лазарь Муромский был грек по национальности, родом из Константинополя. Принял иночество в Высокогорском монастыре, затем восемь лет находился под руководством кесарийского епископа Василия. В 1343 году епископ Василий, желая укрепиться духовным благословением Русской Церкви, отправил преподобного Лазаря как знатока иконописи с иконами и дарами к новгородскому святителю Василию. Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой новгородской святыни — иконы Софии, Премудрости Божией, и составить описание новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после кончины святого архипастыря, он «своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез». Преподобный Лазарь думал возвратиться на родину, но вскоре во сне ему явился святитель Новгородский и указал «идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на озере Онега» (Мурманский остров на Онежском озере). По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье. Прибыл святой Лазарь один на благословленное место.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Аз, многогрешный Лазарь своими руками скутал святое тело Великого Святителя Василия, Епископа Великого Новгорода и многие слёзы над ним ко Господу пролил. И нашла на меня печаль великая: обоих Василиев лишился и много молил Господа Бога и Пречистую Богородицу и Великого Пророка Предтечу Господня Иоанна. Пребывал я в келье Господина моего Василия, Епископа Великого Новгорода и по малом времени по отшествию своему ко Господу явился мне в ночи Василий, Епископ Великого Новгорода, и повелел мне идти на Северную страну близ Океана моря: там бо есть великое озеро, Онега именуемое, и остров назвал мне. Аз же, грешный, не внял тому явлению. И по малому времени явился мне господин мой, Великой Кесарии Василий Епископ и глаголет мне: „вспомни, Лазарь, что тебе глаголал Епископ Василий Великого Новгорода, встань и иди на место, показанное тебе нами. Будет твоя обитель великая и братии соберёшь множество“. И аз, многогрешный инок Лазарь, внял сказанному о святом месте сем обеими Епископами. А тогда почитаемо было в Великом Новгороде колено Захарьевича Ивана. К нему же аз пришёл и молился ему, чтобы мне на сожительство дал остров тот, именуемый Муромский 22 , воздвигнуть церковь и монастырь оградить. Он же первым взмолился и сказал мне об острове. Аз же многажды молил его, дабы сказал мне. И по малому времени моления моего явился ему страшный образом Господин мой Василий, Епископ Великого Новгорода, и сказал ему: „да будет сей остров, именуемый Муромским на поставление обители и на сожительство сподругу нашему, иноку Лазарю, с твоей области жребия часть: в нём, ибо хочет прославиться имя Пречистой Богоматери“. По явлению святителя Василия, властелин Великого Новгорода Иван Захарьевич призвал меня и сказал мне наедине: „пойди, отче, по твоему прошению, на показанное тебе Богом место и мою отчизну на Онежское озеро на Муромский остров“. И потом поведал мне, как явился ему страшным образом святитель Василий, Епископ Великого Новгорода, и со строгостью сказал о тебе, и повелел мне дать тебе, иноче, на сожительство прадедов наших отчизну на Онежском озере остров, именуемый Муромским; и сказал мне Епископ Василий: „на том острове тобою хочет быть обитель великая, и соберёшь иноков множество; о тебе, ибо хочет прославиться имя Пречистой Богоматери“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1535 году архиепископ Макарий снова посылал того же священника Илью для утверждения христианского благочестия у Чуди, Ижорян и Карелов 511 . Но действия грубого суеверия продолжались: потому преемник Макария в новгородской архиепископии, Феодосий II, в 1548 году посылал к финнам с грамотой, подобной Макариевой, священника Софийского собора Никифора и двух боярских детей, для истребления памятников язычества и утверждения слабых в правилах христианской веры и жизни. Обозрев повременные действия русских князей и новгородских архипастырей для распространения и утверждения христианства среди ближайших к Новгороду поколений финских, обратимся к проповедническому служению среди неверных, которое проходили иноки, любители пустынного безмолвия, в отдалённых пределах новгородской области, к северу от Новгорода. Около шестого десятилетия XIV века, на Муромском или Мурманском острове Онежского озера поселился, по особенному внушению свыше, преподобный Лазарь постриженик Римской Высокогорской обители, прибывший в 1352 году в Новгород к архиепископу Василию от Константинопольского Патриарха. Лазарь никого не нашёл на острове, и первый водрузил там крест, построил часовню и малую хижину. Жившие на берегах Онежского озера – лопари и чудь, переселившись на остров, оскорбляли старца, гнали его с острова, сожгли его хижину и даже хотели убить его. Утешенный и укреплённый видением, Лазарь поселился на месте оного. По исцелении им слепого от рождения, сына лопарского старейшины, язычники перестали оскорблять отшельника; некоторые из них обратились ко Христу и даже вступили в монашество. С новыми пришельцами на остров Лазарь поставил церковь и основал монастырь 512 . В 1429 году, на одном острове Белого моря, преподобными пустынножителями Савватием и Германом положено было основание Соловецкому монастырю – рассаднику христианского благочестия в северных пределах России. При преемнике Савватия, Преподобном Зосиме, лопари, карелы, финляндцы и норвежцы, привлекаемые славою подвигов и человеколюбием Зосимы, стекались добровольно в Соловецкую обитель и принимали крещение и чин иноческий 513 . С умножением иноков в Соловецком монастыре, некоторые из них, ища совершенного безмолвия, основывали на островах Белого моря и по берегам оного новые обители и церкви, и имя Вседержителя прославилось в языческих пустынях, а вслед за иноками и язычники исповедовали славу Бога в Троице единого; новосозидаемые церкви становились приходскими и служили училищами истинной веры для разноплемённых обитателей Беломорского прибрежья 514 . В княжение Василия Иоанновича и царствование Иоанна Грозного Соловецкий монастырь дал просветителя отдалённым данникам Новгорода – Кольским лопарям, в иноке Феодорите.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поставил крест, хижину и «малую храмину» — часовню. Вскоре о нем прослышали жившие у озера лопари и чудь, и много страданий пришлось ему претерпеть от них: они спалили его хижину, вредили чем могли, не раз били его, гнали с острова; преследовали, чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли Своего угодника. На месте сожженной хижины преподобному Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при постриге, и глас по-велительный был от нее: «Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово. Поставь на сем месте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы». Вскоре к преподобному пришел сам старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка: «…тогда мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Понял преподобный Лазарь, что это Ангелы небесные, и возблагодарил Господа. Он исцелил слепого ребенка, прочитав над ним молитву и окропив святой водой. После этого «злые люди» покинули остров, а отец исцеленного впоследствии стал монахом, и все сыновья его крестились. Побывав в Новгороде, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352— 1360) благословение на устроение монастыря, антиминс и священные сосуды. До глубокой старости заботился о Муромском Успенском монастыре его ревностный настоятель преподобный Лазарь. Время кончины было открыто ему в видении его верным покровителем — святителем Василием Новгородским. Выбрав вместе с братией достойного преемника себе — афонского старца Феодосия, причастившись Святых Животворящих Таин и благословив всех, святой Лазарь отошел ко Господу 8 марта 1391 года в возрасте 105 лет. Погребли его в часовне рядом с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пример прп. Лазаря, по словам игумена Антония — наместника ныне созидающегося в Крыму монастыря, — «очень поучителен… В наше непростое время очень трудно созидать или восстанавливать монастырь. Это, как говорят в Православии, тяжелый крест, и, чтобы взяться за это святое дело, нужно иметь твердую веру и целеустремление.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Терпение святого старца, его незлобие, кротость, тронули, наконец, жестокие сердца лопарей. В то же время были события, которые ясно говорили им, что этот старец находится под охранением свыше. Среди лопарских селений по временам являлись на воздухе грозные юноши, которые наказывали лопарей, их жен и детей и приказывали уйти с острова. Порой слышался звон. Но не сразу сдались эти люди. У старшины племени было слепорожденное дитя. Желая убедиться в чудесности старца и его силе от Бога, лопарь принес ему слепое дитя и сказал:      «Исцели его, и мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Старец в твердом уповании на милость Божью помолился, окропил дитя св. водой, приложил его к чудотворному образу Божией Матери и отдал отцу уже прозревшим. Пораженный лопарь тогда подробно рассказал о бывших им видениях. В другой раз он пришел уже с подарками. По времени он не только крестился со всеми домочадцами своими, но поступил в обитель и стал иноком. Большая часть племени отодвинулась на север к океану, а которые остались, скоро, под влиянием преподобного, стали христианами. Так Преп. Лазарь в этой местности стал просветителем лопарей. Слава о нем постепенно широко распространилась и к нему стали сбираться ревнители иноческой жизни. Поставили церковь в честь праведного Лазаря – Друга Господня. Преподобный отправился в Новгород, где горячо прежде всего помолился у гроба Св. Василия. Там с неизменной любовью он был встречен и святителем Моисеем, который дал ему св. антиминс, книги и сосуды для освящения церкви. Посадника Иоанна уже не было в живых. Сын его Феодор также с любовью и почтением принял Лазаря, отдал, согласно воле отца, сто гривен серебра, которые тот некогда, по настоянию родителей, взял с преподобного, и дал еще грамоту на вечное владение Мучь–островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. Богато одаренный всеми, старец возвратился домой и освятил храм. По времени была устроена и Успенская церковь и монастырь назван Успенским Муромским. К Преподобному собирались иноки отовсюду. Были и пришельцы из Царь–Града. Таковы: Елеазар, Назарий и Евмений, основавшие потом монастырь Предтеченский, в Олонецком уезде, ныне не существующий. Это были люди святой жизни и их имена всегда были помещаемы в старинных святцах, что и служит доказательством их высокоподвижнической жизни. Из Киева к нему пришли старцы Иона и Евфросин, которые и строили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Со Святой Горы Афонской к нему пришел ученый инок веригоносец Феодосий, который устроил трапезную церковь в честь св. Иоанна Предтечи и предложил назвать монастырь Успенским Муромским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Пр. По Х.М., он же, вероятно, воспоминается 7 авг. Священномуч. пресвитера Антиохийского. Он был пресвитером и сосудохранителем соборного храма в г. Антиохии, славившегося драгоценными украшениями и богатой церковной утварью. В царствование Юлиана Отступника, при разграблении этого храма дядей царя, св. Феодорит скрыл церковные драгоценности и отказался их выдать. Грабители, после долгих истязаний, обезглавили его. Некоторые из его мучителей, пораженные его терпением, уверовали во Христа и были брошены в море. Ап. Ерма. Ап. Ерм ( Рим.16:14 ), от 70-ти, был епископом в г. Филиппополе и скончался мученически, в I в. По «Алфавиту имен» М.В.С., имя сего св. апостола Ерм или Ерма . См. 4 янв., 5 нояб. и сн. 31 мая. Преставление пр. Лазаря Муромского и память пр. Aфahaciя, игумена Муромского (по другим, Мурманского) монастыря. Пр. Лазарь, родом грек, Константинопольский инок, был послан своими епископом в Новгород описать новгородские святыни. Исполнивши это поручение, он остался в Новгороде. Чрез 4 года он отправился с проповедью на Онегу к Лопарям и Чуди. Много скорбей и бед претерпел он от диких жителей того края, но Господь хранил жизнь праведника. Апостольские труды пр. Лазаря увенчались успехом: благодать Вождя коснулась закоренелых сердец Лопарей и Чуди, и некоторые из них, видя высокие подвиги и незлобие пр. Лазаря, принимали св. крещение. На о. Мучи (Мурмане) пр. Лазарь построил церковь во имя Успения Божьей Матери. Скоро к нему начали стекаться иноки, и преподобный построил другую церковь во имя св. Лазаря, друга Божьего, послужившую основанием обители Мурманской (см. Олонец. еп.), где преподобный был настоятелем до самой кончины своей, последовавшей в глубокой старости, в 1391 году. Мощи его – под спудом в часовне за алтарем Предтечевской церкви. – Пр. Aфahaciй скончался в XV в. 9 . В. Святых четыредесяти мученик, в Севастийском озере мучившихся; по М.В.С. и Х.М.: Кандида, Домна, Смарагда, алента (или Валента), еодла, (Ангия ), или Екдита, Алеандра, Сакердна, (или Мелитна и

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ч. 1. Великий Новгород, 2012. С 72–95. Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода... С. 276, примеч. 7. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 476. Там же. Т. 1. Стб. 318. Там же. Стб. 369. НПЛ. С. 21, 205. Стефанович П. С. Боярство и церковь… С. 54. Перхавко В. Б. Русско-итальянские пересечения и соприкосновения в X–XII вв.//Rossica Antiqua. 2012. 1. С. 16–18. Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1. Пол. 2. С. 592. См. в связи с этим: Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998. Римское происхождение в агиографической литературе XVI–XVIII вв. получили также преподобные Лазарь Муромский, подвизавшийся в Заонежье в XIV в., и Макарий (XVI в.), ученик прп. Александра Свирского (см.: Пигин А. В.Лазарь Муромский, прп.//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 665–668; Кожевникова Ю. Н. Макарий Римлянин, прп.//Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 601–603. Бобров А. Г. Монастырские книжные центры… С. 13–14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 94–98 (раздел написан В. Д. Сарабьяновым); Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец X – 1-я четверть XII в. М., 2004. С. 533–536. Несмотря на то, что А. Г. Бобров опубликовал свою работу с данной гипотезой первым, он ссылается на личную беседу с В. Д. Сарабьяновым, в которой именно последний озвучил мысль о киево-печерском происхождении Антония. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы... С. 40, 54, 58–60; Лифшиц Л. И.Монументальная живопись Новгорода в истории древнерусского искусства XI – первой четверти XII в.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец X – 1-я четверть XII в. М., 2004. С. 142–173. Бобров А. Г. Монастырские книжные центры… С. 9. См.: Дубровин Г. Е. «Докончанский» период истории Плотницкого конца средневекового Новгорода (XI – середина XIII в.)//Древняя Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

1. С. 121-122; он же. РСв. 18823. Кн. 1. С. 325-338; 2008п. С. 139-143; Костомаров Н. И. Севернорус. народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. Т. 2. С. 358-360; СИСПРЦ. С. 144-145; Барсов Е. А. В. Пигин Иконография Изображение Л. представлено на иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские чудотворцы» (МИИРК). Икона происходит из часовни-«футляра» над деревянной ц. Воскрешения прав. Лазаря из мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Мурма (Мучь) Онежского оз. (по преданию, церковь была построена Л. в кон. XIV в.; икона перемещена в Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; часовня-«футляр», 1886, сохр. в мон-ре). Икона датируется 1-й пол. XIX в., лик Л. под записью 2-й пол. XIX в. Святые изображены в рост в молении (руки подняты до уровня груди) Спасителю (в сегменте неба). Л.- с длинной темной бородой, на нем ряса охристого цвета, коричневая мантия с золотопробельным письмом, голубая схима, на голове куколь. Над головой надпись: «Св. пр(д). Лазарь Муром: чудо(о).». Образ Л. включен в иконографию Собора Карельских святых, напр., на иконах: «Образ преподобных отцов, в посте просиявших во стране Корельской» (1876, г. Куопио, Финляндия) - Л. изображен с небольшой окладистой бородой, лик широких пропорций, голова не покрыта; «Собор Карельских святых» (кон. ХХ - нач. XXI в., собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске) - с длинной бородой, ряса желтая, куколь на плечах, в руках держит красный крест и свернутый свиток. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Древний город Херсонес теперь не существует; только развалины его видны близ Севастополя. В восьми верстах отсюда, в Инкерманской долине, находится киновия — остаток первых веков святыни, вырубленной в громадной скале, на высоте 40 сажен от поверхности моря — небольшой храм св. мученика епископа Римского Климента, и здесь же находится много гробниц мучеников, пострадавших за Христа. Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда проповедь распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V–XIV вв. В 987 году в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси. Март, 8 Афанасий Муромский, преподобный В обители преподобного Лазаря Муромского, или Мурманского подвизался около половины XV столетия игумен Афанасий. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о его богоугодной жизни. После кончины тело преподобного Афанасия было положено в особой часовне и здесь же хранятся его вериги — памятник его подвигов. Подвижник почитается местно в обители преподобного Лазаря наравне с этим угодником Божиим. И почитание это идет издревле: уже во второй половине XVII века игумен Афанасий называется «преподобным чудотворцем». Лазарь Мурманский, преподобный Преподобный Лазарь был родом с Востока, из Константинополя, где и воспринял иноческое пострижение. Он прибыл на Русскую землю и поселился в Новгороде в то время, когда паствой новгородской правил архиепископ Василий (с 1331 по 1352 гг.). Преподобный Лазарь жил вместе с святителем Василием несколько лет, и когда пастырь отошел ко Господу, подвижник присутствовал при его погребении. Вступивший на престол Новгородский святой Моисей оказывал преподобному свое благорасположение и даже предложил жить вместе с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Курбатов Артемий, иконописец из Мстеры 197 Кэмпфер Ф. 153, 367, 464, 465 Кюнг Г. 69, 120, 465 Кюстин Адольф де (1790–1857). маркиз, французский писатель, автор описания путешествия по России (1839) 408, 465 Л Лаврентьева А. И., владелица литографии в Москве 429 Лазарев Виктор Никитич (1897–1976), историк искусства 155, 163, 313, 425, 465 Лазарь (Баранович. 1620–1693), архиепископ Черниговский, политический деятель 312 Лазарь, епископ, иконописец, святой 129 Лазарь, поп (ум. 1682), деятель раннего старообрядчества, автор полемических сочинений и челобитных 468 Ланген Л. 100, 154, 465 Ланн Е. 411, 465 Ланской Сергей Степанович (1787–1862), граф, государственный деятель, министр внутренних дел при Александре 235 Ларионов Михаил Федорович (1881–1964), художник 440, 441, 445, 453, 465 Лебедев Владимир Васильевич (1891–1967), художник 445, 447, 450, 453 Лебединский Я. 230, 465 Лебрен Шарль (1619–1690), французский художник 296, 310 Лев (ок. 675–741), византийский император (с 717), основатель Исаврийской династии 41 Левин Василий (упом. 1722), старовер, мученик за веру 150, 151 Ле Гофф Ж., французский историк 138, 313, 465 Лелекова О. В. 161, 465 Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский художник, ученый, инженер 295 Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891), архимандрит, историк, археограф 241 Леонтий, епископ Кипрский, святой 34, Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), писатель 237, 465 Леонтьев П. 14, 156, 166, 168, 171, 177, 203 Леруа-Ладюри Е., французский историк-медиевист 76, 465 Лесков Николай Семенович (1831–1895), писатель 80, 113, 127, 210, 211, 254, 312, 408, 429, 469 Лидон А. 460, 471 Лилеев М.М. 163, 465 Лихачев Д.С. 49, 60, 335, 338, 409, 447, 465 Лихачев Николай Петрович (1862–1935), историк искусства, палеограф, коллекционер 269, 275 Логгин Муромский 96 Логинов Алексей (упом. 721), иконописец из Переславля-3алесского 338, 341, 344, 346, 446 Логинов И., владелец литографии в Москве 429 Логинова А.С. 458 Лойола Игнатий (ок. 1491–1556), основатель ордена иезуитов, святой 240, 299

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010