6 Отсюда ясно, что главным различием Византийских гласов от наших церков. русских – служат гаммы, на коих построены те и другие гласа. 7 Желающих подробно уяснить себе теорию византийских гласов отсылаем к классическому исследованию К. Ю. Арнольда: «теория прав. церк. пения по учению эллинск. и визант. писателей». Москва 1880 г. 8 Певческие «подобны» русского происхождения (образцы их недавно напечатаны в особом приложении к «Церковн. Вед.» 1900 г.), сохраняя в себе явный намек на гласовую тему «по своему мелодическому содержанию, еще оригинальнее византийских «подобнов» и независимее последних от гласовой мелодии в её полном виде. 9 Ответ г. Смоленского напечатан был в «Церков. Ведомостях» и издан отдельною брошюрою в небольшом количестве экземпляров в 1893 году 10 «Réponse au R.P. Missaëlides, á Smyrne par J.d’Arnold» Эта брошюра издана в небольшом числе экземпляров в 1894 г. в С.-Петербурге. 11 1) Впрочем Тройца, вместо Троица, без всякой нужды, повторяется, неизвестно почему, во всех «Херувимских» Бортнянского. За ним ту же ошибку в ударении этого слова повторяют большинство духовных композиторов. 12 В «Литургии» Чайковского ор. 41 мы нашли, напр., всего три неправильных слоговых ударений на словах. 13 Насколько нам известно, ранее Чайковского, за тот же закон ратовал Н. И. Бахметьев, хотя сам не всегда следовал ему в своих духовно-музыкальных произведениях. 15 Хотя известный знаток древнего церковного пения Д. Н. Соловьев и высказывал нам свое убеждение, будто все эти разности в мелодии одного и того же гласа можно свести к одной общей для них мелодии, – но мы думаем, что разность эта лежит в самой основе гласовой византийской гаммы, которая видоизменялась, смотря по тому, употреблялась ли она на вечерни, или на утрени, или, наконец, при пении канона. 17 Этот стих поется кроме дней недельных (воскресных) еще и в субботы, в которые воспоминается воскресение – именно в Субботу Лазареву и в великую Субботу. Мы считаем началом четвертой части утрени: «Свят Господь Бог наш» от того, что изображаем схему утрени именно по воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть и проч. Архив РДМ, п. 61, д. 1229. 3 л. 250. Письмо секретаря ППО М.П. Степанова архимандриту Антонину С.-Петербург 5 февраля 1887 г. Подлинник Ваше высокопреподобие глубокочтимый отец архимандрит. Увеличение Духовной Миссии, пока двумя сверхштатными членами с содержанием их от Палестинского Общества и находящимися в исключительном Вашем подчинении, увенчалось успехом. С Вашего согласия, на одно из этих мест представлен священник Александр Анисимов 396 . Желательно было бы скорейшее замещение второго члена. Старшему сверхштатному члену назначено, согласно Вашему предположению, содержание в год 1.000 руб. золотом, второму – 750 руб. золотом, и 250 руб. на их разъезды. Считаю вместе с тем долгом высказать Вам пожелания Его Императорского Высочества, обусловливающие со стороны Общества такие жертвы. Оба сверхштатных члена должны преимущественно быть употреблены для духовных бесед и чтений с паломниками, они же должны сопровождать паломников по всем святыням или, по крайней мере, до ворот святынь. Им должно быть строго внушено, чтоб они не касались и не вмешивались ни до каких денежных расчетов, а тем более чтобы, под страхом немедленного увольнения, они не смели брать с паломников в свою пользу ни денег, ни каких-либо вещей. Так как они находятся в полном и непосредственном подчинении Вашем, то от Вас будет зависеть разрешение им совершать или не совершать требы; но считаю необходимым сообщить, что о. Александр Анисимов предварен о том, что он требы совершать не будет. Так как, повторяю, оба сверхштатные члены, служащие к увеличению Миссии, подчинены вполне Вам, то от Вашего благосклонного содействия будет зависеть и та польза от них, которую Общество ожидает. Ни переписываться непосредственно с ними, ни передавать им свои пожелания Общество не считает себя вправе, а потому надеется, что Вы направите их к исполнению той цели, для которой они присланы. Главная их обязанность, чтобы в течение паломнического периода, с 15-го сентября и по Лазареву субботу, ежедневно, в течение 2 часов в определенном месте они читали для народа один час Священную Историю, историю первых веков христианства и жития святых, а другой час описание Святой Земли и других восточных и русских святынь. Во всяком случае не сомневаюсь, что Вы употребите все старание, чтобы устроить это новое дело возможно лучше, и не откажетесь, Вашим заступничеством, облегчить сверхштатным членам первое время их пребывания в Св. Граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Можно еще вспомнить братьев Шориных: из них Михаил стал хормейстером Большого театра. Как и многие другие «синодалы», он сочинял, и одно его песнопение – на Лазареву Субботу, «Прежде шести дней Пасхи» – пользовалось известностью. Рассказывали, что Шорин не сознавался в своем авторстве, но раз в году приходил в храм Всех Скорбящих Радости на Ордынке послушать свое сочинение, которое Матвеев там всегда исполнял. А то еще был у нас в школе один мальчик – грек Попандопуло, его товарищи не особенно любили за угрюмость и неразговорчивость. Маленького роста, черноволосый, этот мальчик отлично играл на скрипке и кончил училище в последнем выпуске 1918 года по первому разряду – вместе с Митей Шведовым, своим единственным другом. Через несколько лет мы встретились при таких обстоятельствах. С наступлением НЭПа произошло и смягчение сухого закона, введенного в начале Первой мировой войны. Закрытые чайные и трактиры вновь стали открываться на московских рынках. Особенно расплодились пивные – московский люд так и валил туда. Под пивные пошли бывшие небольшие рестораны, магазины и прочее. Впрочем, обстановка там была вполне приличная, пиво прекрасное (включая так называемое «бархатное») и замечательные закусочки, которых подавали понемножку: моченый горох, мятные прянички, хребтинка воблы, соленые сушки, ломтики копченой колбасы. В каждой пивной имелся свой ассортимент, и завсегдатаи делились друг с другом адресами лучших заведений. Кроме того, для многих посетителей пивных притягательной силой становились выступления артистов и музыкантов, преимущественно из числа безработных. Особым вниманием пользовались исполнители русских песен, а также выступавший в пивной на Арбатской площади (в помещении столовой ВЦИКа, по вечерам обращавшейся в пивную) ансамбль цыган – он стал потом основой театра «Ромэн». Как-то мы, трое друзей-«синодалов», зашли в одно из подобных заведений – пивную Ливенбрет у Покровских ворот. Там играл струнный оркестр, и возглавлял его наш Попандопуло! Конечно, мы подошли к нему. Но трудно было предположить, что обычно угрюмый Попандопуло станет вспоминать об училище с умилением, буквально со слезами на глазах. Играл он замечательно, и как только раздавались звуки скрипки, зал затихал. Не знаю, что с ним произошло дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аминь. 25.03.1922. В пятницу за повечерием на Лазареву субботу Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Торжественный ныне день мы переживаем. Каково же торжество сегодня на небесах, где всегда и во веки веков Херувимы и Серафимы беспрестанно воспевают Приснодеву, Невесту Неневестную; каких только песен они Ей не воспели в этот день Её Славы! Посмотрите, как в жизни всё бывает. Кем была Дева Мария? Самой незаметной девушкой в Галилее, из города Назарета; ничем не выделялась и происходила из города-то самого захудалого, из которого иудеи не ждали ничего хорошего (что может быть хорошего из Назарета?); тем более не могли ждать рождения Мессии, избавителя всего народа израильского. Хотя Богородица Мария и происходила из царственного рода, но род этот был обедневший, неизвестный впоследствии. И когда все девушки Галилеи с замиранием сердца ожидали потомства, а для этого торопились замуж, каждая втайне мечтая, не она ли прародительницей Мессии, освободителя и избавителя своего народа, – руководимые в данном случае исключительно тщеславием, Мария в это же самое время всю свою душу, ум и сердце отдала Богу, Его только возлюбила, к Нему только стремилась и за такую великую Свою Любовь и получила много. Так и у нас в жизни бывает: уж как некоторым хочется славы и известности человеческой, а глядишь, ничего не выходит. А другой как будто ничего не делает ради славы, а получает именно её. Пример из житий: св.Аммон. Этот целомудреннейший человек нёс большие подвиги и действительно много работал ради Господа. Он пришёл к Антонию Великому , о котором в то время была такая слава, что везде можно было услышать: «Это сказал Антоний Великий », «Так делает Антоний Великий » и тому подобное. Все говорили о нём, и слава была громадная. Вот св.Аммон его и спросил, почему о том такая слава, хотя тот меньше трудился и меньше нёс подвигов; он же столько трудился и работал ради Бога, а о нём никто не знает, хотя Аммон в это время уже имел дар чудотворения и много других даров Святого Духа. А потому, ответил Антоний Великий, что я сильнее тебя люблю Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

8.04.24, 10.04.24 и 12.04.24 – сухоядение; 9.04.24 и 11.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 13.04.24 и 14.04.24 – обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом. Читайте также: Рецепты для Великого поста в разных странах Великий пост в 2024 году. Пятая неделя 15.04.24, 17.04.24 и 19.04.24 – сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб; 16.04.24 и 18.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 20.04.24 и 21.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом. Великий пост в 2024 году. Шестая неделя 22.04.24, 24.04.24 и 26.04.24 – сухоядение; 23.04.24 и 25.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 27.04.24 – дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла; 28.04.24 – Вербное Воскресенье, разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. В Лазареву Субботу (в 2024 году – 27 апреля) можно есть икру, хотя рыба не разрешается. Великий пост в 2024 году. Седьмая неделя 29.04.24 – 2.05.24 – употребление сухофруктов, моченых и свежих овощей и фруктов; 3.05.24 – запрет всякой еды; 4.04.24 – сухоядение. Питание в Великий пост: разрешенные продукты Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты: Важно понимать, что суть поста не в пищевом ограничении, если у вас есть проблемы со здоровьем, лучше поговорить с врачом и со своим духовником. Следуя календарю Великого поста в питании по дням, не стоит забывать о молитве и духовной стороне поста . Смотреть видео о Великом посте: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021

http://pravmir.ru/velikiy-post-kalendari...

Он был на середине лестницы, – как вдруг огонь с треском вырвался из кровли и пламя охватило всю крышу... Незнакомец покачнулся... зашатался и невольно схватился за обруб крыши... Но в этот самый миг что-то страшно треснуло, – и обруб рухнулся на землю... вместе с ним полетел и незнакомец... На одно мгновение вся толпа точно замерла... Но только на мгновение... Прошло оно – и вдруг – мертвая тишина сменилась каким-то странным шумом... Все заволновалось... бросилось вперед... заговорило и кинулось к груде пылающих бревен... Разобрали... незнакомец лежит без чувств... ноги его были изломаны, лицо изуродовано, левая рука вся раздроблена... Его подняли и понесли в сельский больничный лазарет... Через три дня, по сделанным справкам, узнали, что отважный незнакомец – горский крестьянин, Максим Иванов, живший в городе в малярах и каждую субботу приходивший на праздник домой, где у него были жена и двое детей... Дорога же в Горки идет как раз через самое Яминово, отстоящее от Горок на пятнадцать верст. (Из» Вечерн. досугов » А. Круглова). 2. Смерть и похороны Черного (Этот рассказ взят из повести г-жи Кохановской: «После обеда в гостях». Рассказчица, по имени Любовь Архиповна, вспоминает свою молодость, как она любила молодого чиновника, по прозванью Черного; а замуж вышла за другого, по приказанию матери). – В воскресенье на всеядной я замуж шла, а он той весной, недель через десять, утонул, т.е. не то, чтобы утонул», поправилась Любовь Архиповна: – «тонул-то не он, да отсюда ему болезнь его приключилась, и Черный, на самый третий день Светлого праздника, умер, и в четверг на Святой неделе его и хоронили. «Жаль мне вашего Черного, сказала я; а между тем мне вспомнился полустих Пушкина: «зачем жалеть?» – Это еще ничего, матушка, что ты о нем жалеешь, сказала мне Любовь Архиповна. – Нет, ты бы спросила, как вся Купянка о нем жалела, – вот на что было с удивлением посмотреть! При жизни его будто не очень любили, затем что он насмешник естественный был; а как умер он, точно каждый Бог знает что милое себе да дорогое потерял в нем. Оно и то нужно сказать, говорила Любовь Архиповна, что Черный последнее время почитай половину города просто на привязи за собой водил.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В ночь на эту субботу везде в деревнях ждали светопреставленья. Все готовились, каждый по-своему, предстать пред Всевышним Судом со всеми своими грехами. Один из мужичков, Комок, веселого нрава, любящий и выпить, и песню спеть, хотел и собирался ехать на базар, но очень боялся светопреставления. Тем не менее он на ночь задал овса лошади, рассуждая, что если Господь и покончит существование земли с грешными людьми, то во всяком случае отпущенная мерка овса будет причислена к добродетели, так как поведено и скота миловать. С тяжелою душою он поужинал и, несмотря на сопротивление жены, допил водку, говоря, что беречь незачем и что вино святые отцы пили. Тотчас же он крепко уснул. Под утро ему стали мерещиться разные ужасы, и он проснулся. Небо перед восходом солнца горело красным огнем. Он принял это за пожар вселенной, в ужасе вскочил и закричал: «Федосья! прости меня! Я действительно любился с Анюткой!» Он бросился на колени перед иконами и велел жене будить детей. «Разве не видишь? Небо горит!» — «Что ты, с ума сошел, что ли? — отвечает Федосья. — Это солнце восходит». — «Слава Богу! Это только сон был! — закричал он. — Скорей одеваться! Едем на базар!» И он бросился запрягать лошадей. Жена, узнав об измене мужа, надулась и отказалась с ним ехать. Поэтому Комок поехал один. Торопясь, он забыл дома кнут. Проезжая мимо нашего дома, он остановился, чтобы взять из хвороста прут. Отец спросил его, куда он едет, и, узнав, что на базар, попросил взять его с собой. Комок с удовольствием согласился, и они уехали. На базаре отцу купить ничего не пришлось. Рассматривая лубочные картины и книжки с картинками, он поверил уверениям продавца, что книги очень интересны, и купил «Еруслана Лазаревича» и «Бову Королевича». Отец любил слушать чтение сказок. По воскресеньям после обеда старший брат мой стал читать вслух купленные сказки. Слушать их приходили и соседи. Некоторые места мне очень нравились: «На восходе зари утренней вставал Еруслан Лазаревич, садился на коня скорохода, надевал ружье самопальное, ехал горами, долами и тихими заводями и бил уток, гусей и белых лебедей». Вот и сосед наш, дядя Егор, тоже бьет тетеревей, думалось мне, и страстно хотелось охотиться.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

п. Поэтому в Православной Церкви - очень мудро - в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю поста и в страстную седмицу. (Вспомним как поступают бегуны, они же не сразу пускаются в марафонский бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго). Итак, во время поста нельзя мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба. Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица, очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу; ничего нельзя есть. В молитвах говорится «поститесь постом приятным». Это нам говорит что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет приятна, духовно приятна. Так же само как утреняя зарядка или бег приятен, так же само и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся. Но нужно знать наши силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае мы можем пасть в разочарование или уныние, а в другом случае мы не достигнем нужного духовного и телесного напряжения, то есть подвига. Если мы начнем исполнять правила которые нам не по силам, то мы можем этим принести много вреда и своему телу и своей душе.

http://zavet.ru/kalendar/vp/009.htm

Глава вторая. Чин мироварения и мироосвящения Употребляющееся при Таинстве миропомазания, при освящении храмов, и при помазании государей на царство, Св. миро, приготовляется и освящается теперь у нас, в России, в двух пунктах – в Москве 315 и Киеве 316 . Современный наш чин мироварения и мироосвящения вошел у нас в практику со времени патриарха Иоакима, который в 1683 г. приказал перевести с греческого на славянский язык «Чин сочинения и освящения святого мира, из коих вещей составляется, и как строится, и в кое время, и как святится оное предорогое и великое миро» 317 . В XVI и XVII вв. (до патриарха Иоакима), мироварение и мироосвящение совершалось у нас на Руси по иному (сравнительно с современным) уставу. На основании бывших в нашем распоряжении четырех списков этого Устава 318 мы и постараемся представить полную картину приготовления и освящения мира в старой Руси в указанное время 319 . Прежде самого мироварения, требовалось приготовить соответствующую печь и поставить ее «на месте непроходнем» 320 , а над нею нужно было утвердить котел новый и чистый. И то, и другое освящалось. В Лазареву субботу начинали приготовлять необходимые для мироварения составы, «толчи зелия». На Вербное Воскресение уже нужно было просеивать эти зелья, «черствыя опрочь, а мягкии опрочь«. Реестр благовонных веществ, употреблявшихся для составления мира, в поименованных рукописях помещается в конце чинопоследования. Находим удобным сказать о составных частях мира теперь. Рассматриваемые рукописи, кроме деревянного масла и вина, указывают 15 благововных веществ, для составления мира. Вот перечень их по рукописям: «змирно, то имя ему гречески и русски; абри (абар 321 ), то имя ему и гречески, и русски; Ливан, а русски – белый ладан; кинамомон, а русски – корица; кариофалон 322 , а русски – гвоздика; маскокаридон, а русски – орешки мускатные; родостагман, а русски – гуляфна вода, сиречь цветная (розовая вода); москокоридиоанфос, а русски – мошкатняго орешка цвет; пирофрон 323 , то имя ему и гречески, и русски; зинзивер 324 , а русски – непряное корение; ипери 325 , а русски – перец; мускус, той гречески и русски; асар, здесь растет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош 326 , иреони 327 благоуханного мирновой цвет; касиа, а русски – дивий мед». Требовалась наличность всех указанных зелий, «а без одного ничтоже не можеши чинити». Всех этих веществ клали поровну, всего «30 гривенок». На это количество зелий полагалось 5 ведер вина и 5 ведер масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

пиющии процеженое вино и первыми вонями мажущиися» ( Ам.6:4–6 ). Ты получил субботу для того, чтобы освободить душу от пороков, а ты делаешь их еще более. Что может быть хуже этой изнеженности, как спать на ложах из слоновой кости? Другие грехи доставляют хотя малое какое-нибудь удовольствие; например – пьянство, корыстолюбие, сладострастие; а спать на ложах из слоновой кости – какое удовольствие, какое утешение? Неужели красота ложа делает сон приятнее и слаще? Скорее от этого он бывает самым тяжелым и самым неприятным, если мы благоразумны; ибо, если ты представишь, что, когда ты спишь на ложе из слоновой кости, другой не может и хлеба вкушать спокойно, то не осудит ли тебя совесть и не восстанет ли с обвинением против такой несообразности? Если же предосудительно спать на ложах из слоновой кости, то какое мы будем иметь оправдание, когда они еще будут со всех сторон обложены серебром? Хочешь ли видеть красоту ложа? Я покажу тебе теперь благолепие ложа, принадлежащего не простолюдину и не воину, а царю. Я знаю, что ты, хотя бы был самолюбивее всех, не захочешь иметь ложа благолепнее царского, и, что еще важнее, не какого-нибудь царя, но первого и знаменитейшего из всех царей, и доныне воспеваемого по всей вселенной; я покажу тебе ложе блаженного Давида. Какое же оно было? Оно было со всех сторон украшено не серебром и золотом, но слезами и исповеданиями (грехов). Об этом сам он говорит так: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» ( Пс.6:7 ). Слезы, как жемчужины, виднелись на нем со всех сторон. 8. И посмотри, какая у него боголюбивая душа: так как днем беспокоили и развлекали его многочисленные заботы о правителях, военачальниках, племенах, народах, воинах, сражениях, мире, о делах общественных и домашних, дальних и близких, то свободное время, которое все мы проводим во сне, он проводил в исповедании (грехов), молитвах и слезах. И это делал он не одну ночь, а в другую успокаивался, не две и не три ночи, а в промежутки переставал, но каждую ночь делал это: " Измыю, – говорит он, – на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу», указывая на обилие и непрерывность слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010