Увидим. В субботу 5-го у меня был доктор Цур-Мюлен с с[естрой] Еленой с сообщением, что на собрании общества врачей снова был поднят вопрос о закрытии нашего лазарета в связи отчасти с увольнением доктора Такилева (он подал прошение, и я согласился «с большим сожалением») и с отказом принять больных китайцев. По ходу дела ожидалась необходимость мне иметь переговоры с председателем общества врачей доктором Куркутовым 87 , который и был у меня 5-го вечером вместе с секретарём общества доктором Калашниковым 88 по моему вызову. Дело оказалось не таким страшным, но всё же весьма обострило отношение к лазарету то обстоятельство, что было отказано в приёме китайцев. Как бы то ни было, теперь мы снова успокоились до нового наступления на нас. Кажется, сегодня от Совдепа был какой-то «товарищ» – «ревизовавший» до нас и помещение лазарета, также и Венденского… Вчера мы открыли воскресные собеседования в Входо-Иерусалимском соборе. Говорили я, В. Н. Фиников и о[тец] Екатер[инский]. Дело пойдёт, по-видимому, только надо, чтобы шло не на клиросе, а в среде самого народа. Завтра и 9-го служу в Никитском соборе. У (нрзб.) был вместе с о. Тихоном – секретарём, который был доволен побывать «у таких высоких лиц», которые к тому же его «приглашали побывать у них " … Вот и все новости. Народа, действительно, чересчур много, совсем неладно. Обидно для пр[еосвященного] Георгия не получить архи[епископа], в то время как Анастасий имеет уже крест… Благословите, дорогой Владыко. Буду молиться за Вас, чтобы Господь изрек о Вас Свою благую волю на истинную пользу Вам. А Вы за нас помолитесь. Душевно чтущий и любящий Е. А. Письмо 45 Лл. 40–43 об. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Оказия даёт мне возможности скоро ответить на Ваше письмо от 12-го мая, за которое приношу Вам благодарность. Поручение Ваше известить членов Собора об открытии соборных занятий 15-го июня исполнено вчера. Скородумову, появившемуся в Новгороде, письмо соответствующее передано лично, он же взялся отправить таковые же Надёжину 89 , пр[еосвященному] Димитрию, завтра повезёт письмо «Никаноровичу», а св[ященникам] Щукину 90 и Миклашевскому 91 письма будут отправлены сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

200 на об.). Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 3 и 4 седмицы Великого поста и в пяток 23 числа почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров (Тип., л. 200 на об.). Примечание. Если предпразднство Благовещения случится во вторник 5 седмицы, то служба его переносится на понедельник 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. Во вторник же в этом случае поется великий канон. Примеч. 1. Если предпразднство Благовещения случится в четверток 5 седмицы, то служба его переносится на среду 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. В четверток же поется великий канон. Примеч. 2. По изложенному в этой графе уставу богослужение отправляется и в том случае, если предпразднство случится в четверток 3 и 6 седм., а накануне его, 23 марта, почему-либо не совершается литургии преждеосвященных даров. Примечание. Если предпразднство Благовещения случится в Лазареву субботу, то служба его переносится на четверток 6 седмицы 22 марта, и отправляется так, как изложено в сей графе. В воскресенье, в первом случае 23 марта, а во втором 22, на вседневной вечерни (Тип., л. 201 и на обор.). На вечерни, следующей за изобразительными, в первом случае в понед. 23 марта, во втором во вторник 23 марта, в третьем во вторник же 22 марта, в четвертом – в четверток 23 марта и в пятом – в среду 23 марта (Тип., л. 200). На вечерни, следующей за изобразительными, 23 марта, в первом случае во вторник, а во втором – в четверток (Тип., л. 201 на обор.). В среду, в первом случае 23 марта, а во втором – 21, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Типик., л. 200). В среду, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Тип., л. 201 на обор.). В пяток, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров. В пяток, 23 марта, на вечерни, следующей за изобразительными. Кафизмы нет, потому что в неделю вечера кафизма не глаголется. Обычная кафизма и малая ектения. Рядовая кафизма и малая ектения. Обычная кафизма с малыми ектениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пришедши от исповеди, по окончании всех служб, кушать нам не давали. Чай мы пили с условием, в какую-нибудь будущую среду или пятницу не пить чаю, ибо нам казалось, что мы не вытерпим. За исповедь мы давали священнику по рублю серебром. Я обыкновенно старался исповедываться утром, и священник не тяготился этим. Приобщались мы все у ранней литургии, (при чем) много ставили свеч к образам и обычно полагалось бутылка вина и пять просфор в алтарь. Мы все становились на левый клирос, где не было певцов, а только одни причастники. Это делала матушка для того, чтобы лучше выслушивать службу. По приобщении святых Таин, если была поздняя литургия, матушка оставалась, а мы уходили, чтобы застать отца, когда он не ушел по делам. Пришедши домой и напившись чаю, дожидались матушку. В этот день нам масляного почти ничего не давали, опасаясь, как бы, после недельного поста, не было дурно. В этот день нас заставляли читать что-нибудь из божественного Писания, и день этот проводился особенно благоговейно». «Затем следовали обычные дни. По какому-то обычаю матушка отгавливала в следующую неделю. Нам только дозволялось приходить в среду и пяток к литургии преждеосвященных. Так как к нам не мало ходило монахов и монахинь и носили просфоры, которые все собирались к посту, (то теперь) и съедались большом количестве, облитые горячей водой, но никак не чаем. Белого хлеба к утреннему чаю, икры и рыбы не давалось во весь пост, кроме субботы Лазаревой, когда давалась икра, и в день Благовещения и вербное воскресенье рыба. Постом хранилась особенно пятница Благовещенская, когда и вечером не дава лось хлеба…». «Страстная седмица проводилась так: если кто-нибудь говел из нас, то должен был являться к литургии прежде освященных, а кто не говел, то довольствовался утренней затем ходили в школу. В среду отпускались с разными наставлениями от учителя, который говел всегда на страстной седмице. Остальные дни: четверток, пятницу и субботу мы ходили ко всем службам неопустительно. Всю неделю мы кушали без масла, а в пятницу один раз после выноса плащаницы, также и в субботу после литургии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=238...

Благовест в полиелейный колокол бывает в полиелейные праздники, в т. ч. Великим постом, в бденные праздники в период от недели мясопустной до Лазаревой субботы, в дни отдания праздников, к вечерне в среду и пятницу и к утрене, вечерне и литургии в четверг и субботу 5-й седмицы Великого поста, 26-27 дек.; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого. В простодневный колокол благовестят в остальные седмичные дни; трезвон в такие дни совершается без первых 4 колоколов, т. е. без простодневного, кроме славословных праздников, когда звонят в этот колокол. В 5-й (малый) колокол, называемый также постовым или великопостным, благовестят к малой вечерне. Трезвон к ней совершается в 2 колокола. Также в 2 колокола звонят к вечерне и утрене в седмичные дни Великого поста и в первые 3 дня Страстной седмицы (если не случится полиелейного или бденного празднования), 24 февр. перед вечерней, если не служится литургия Преждеосвященных Даров (в 2 или в 4 колокола - Типикон. Гл. 9); на Благовещение, если оно попадает на понедельник Великого поста, вечером служится только малое повечерие и благовест совершается редкий. Полный набор благовестных колоколов имелся, как правило, лишь при кафедральных соборах и на некоторых крупных монастырских звонницах и колокольнях, таких как колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, Софийская звонница в Вел. Новгороде и проч. В практике З. др. храмов первый по весу колокол использовался и как праздничный, и как воскресный, следующий по весу - как полиелейный, а иногда и как будничный. Для великопостного З. обычно употреблялся наиболее крупный колокол из числа средних. Перед самыми торжественными службами (вечерней, утреней и литургией) после благовеста положен трезвон как внутри суточных последований, так и перед вечерней и утреней в составе всенощного бдения. С введением ранних литургий в воскресные дни и двунадесятые праздники к этим службам стали совершать менее торжественный З., чем к поздним,- более редкий благовест и без трезвона. Трезвон совершается также перед вечерней и перед литургией в те дни, когда 2-я служба следует сразу за 1-й - на Благовещение, в Великие четверг и субботу и в те дни Великого поста, когда служится литургия Преждеосвященных Даров (Типикон. Храмовая гл. 35. Страстная среда), а также после чтения 12-го Страстного Евангелия в Великую пятницу. На праздник Пасхи и во всю Светлую седмицу (З. может совершаться в течение всего дня до вечерни), в воскресенья до Вознесения и в день отдания Пасхи трезвон бывает и после литургии ( Никольский. Устав. Ч. 1. С. 33-34).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Наталья Богоявленская 7 сентября 2014, 00:50 Несколько лет назад было у меня: стоишь на литургии, и словно над землёй поднимаешься, во время Херувимской и Таинства Евхаристии слезами умоешься... А потом всё это -- исчезло, как и не было. И меня это мучило: что же я, окаменела совсем? Статья многое прояснила и объяснила: спасибо вам, отец Димитрий. Уже с сентября, за полгода, начинаю отсчитывать время до Великого поста, как " до дембеля " . На восхищённые комментарии знакомых никак не реагирую, молчу, потому что понимаю: это вовсе не о благочестивости моей говорит, а о несовершенстве, немощи. Сам пост даёт тебе настрой, заставляет держать себя в духовных рамках, а потом всё это куда-то улетучивается, за год распускаешься... Простите меня. Владимир Степанов 6 сентября 2014, 19:35 Я воцерквлен 2 года. Сначала просто ходил в храм, потом стал исповедоваться, после 3-4 раз попробовал причаститься. Моя потребность в причастии - 1 раз в месяц. Но под завершение Великого поста - в Лазареву субботу, в Вербное воскресение, в Великий четверг, субботу и Пасху. Домашних предупредил, с работы отпросился, ходил на все службы с вечера Среды до Пасхи, вычитывал ежедневно покоянные каноны и последования. В Пятницу, на вечерней службе, я своим замшелым умом осознал каково было Господу терпеть наши бесчинства, каково Ему и сейчас смотреть на нас. Я действительно плакал (хоть и стеснялся) о своей ничтожности и слабости. В Воскресенье я ликовал нутром. Для меня это был великий момент и Праздник. Потом я понял, что всю Светлую седмицу бесы не могли меня достать - я был спокоен, никто не подбивал меня на грех. Я знаю, что когда первые разы исповедушься, то стряхиваешь пыль грехов, под которой толстый глиняный слой грехов, о которых не догадываешься. Обнаружить этот слой без покаяния и внимательного чтения последования, без поста - практически невозможно((( Очистить его еще сложнее. Каждый должен осознать это, и найти свой посильный ритм очистки. Только бы успеть... НН 6 сентября 2014, 14:34 Ольга:

http://pravoslavie.ru/73394.html

26 марта архимандрит Леонид добился личной аудиенции у Патриарха, который, по-видимому, принял его благосклонно. На вопрос отца архимандрита, о каких письмах Его Блаженство упоминал в разговоре с драгоманом Миссии, Патриарх заявил, что при отъезде из Константинополя он читал у нашего посла письмо отца архимандрита «с некоторыми нареканиями на Патриархию». Архимандрит не только не отрицал существования такого письма, но даже пытался доказывать, что к нареканиям на Патриархию он имеет достаточно оснований, потому что «Патриархия в лице его наместника постоянно тайно и явно поддерживает восставших против него членов Миссии, чем поддерживается и питается беспорядок». Свидание это хотя и закончилось «по видимому ласково», но в тот же день от иеромонаха Гедеона, при поддержке доктора Мазараки, Патриархом была принята жалобы на архимандрита Леонида, однородная по содержанию с тою, какая раньше подана была им же Патриаршему наместнику. В субботу на шестой Неделе секретарь консульства, по поручению консула, объявил архимандриту Леониду от имени Патриарха, что «до окончания дела он запрещает ему посещать его и участвовать в церковных церемониях и служениях Страстной седмицы». Нам в настоящее время известно по этому делу любопытное письмо консула А. Н. Карцева к послу Н. П. Игнатьеву от 3/20 апреля 1865 года. «В Лазареву субботу, 27 марта, – пишет г. Карцев, – Патриарх прислал ко мне утром диакона своего Парфения с просьбою передать отцу Леониду, чтобы он во время предстоящих служений Страстной недели и Пасхи не приходил в храм для священнодействия, так как он воспрещает ему совершение таинства, а просит меня передать это архимандриту во избежание скандала публичного перед целым собором наложения на него запрещения, в предупреждение отца Леонида, который распустил слухи, что в Вербное воскресенье он явится на Литургию. Несмотря на всё желание моё быть в стороне от этих духовных распрей, я должен был исполнить волю Патриарха, и предупреждение было сделано в тот же день через секретаря вверенного мне консульства, так как в том время архимандрит отказывался меня принимать» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Приведенных мест достаточно для того, чтобы видеть, что Слово возникло под влиянием Евангелия Никодима; в нем только нет, как уже сказано выше, повести о хождении Сифа в рай перед смертью Адама, вошедшей в Евангелие из Апокалипсиса Моисея. Заметим еще, что на вопрос адских сил: «кто сей есть царь славы» силы небесные отвечают: «Господь крепок и силен... он истый есть съкрушивый в ерданьскых водах главы змием вам» (ν δασι ορδνου συντρψας τς κεφαλς τν δρακντων μν). Эти слова указывают на известное «Рукописание, данное Адамом диаволу», напечатанное в Памятн. отреченн. литер. I, 16–17. В этом «Рукописании» рассказывается следующее. Каин родился с двенадцатью змииными головами, которые страшно терзали Евву, когда она кормила Каина грудью. Адам сильно скорбел об этом и согласился дать рукописание на себя диаволу, когда он пообещал снять с Каина змиев. Для этого Адам должен был омочить обе руки в крови козлища и положить их на плиту из белого камня, которую принес диавол и на котором отпечатлелись руки Адамовы. Диавол снял с Каина двенадцать голов змеиных, положил их на плиту с рукописанием, которую опустил в Иордан, заповедав змеиным головам хранить рукописание. Змеиные головы и хранили рукописание Адамово до того времени, когда Спаситель пришел на Иордан креститься и сокрушил их. Разбирая это сказание, уже прежде мы заметили 24 , что оно возникло не на славянской почве и вошло в славянский апокриф из Греции, так как следы этого сказания ясно отразились уже в греческих церковных песнопениях на Богоявление Господне и в греческой церковной живописи. Слово Епифания может служить новым подтверждением этого. Словом Епифания пользовался наш юго-западный проповедник, Кирилл Транквиллион, в двух своих поучениях: в великую субботу и Лазареву субботу. «Поучение в святую великую суботу взято по части от Епифаниа, по части же от иных богословцев, о съшествии Христа в ад» 25 . Здесь, между прочим, находится указание на то же рукописание Адама, о котором сейчас была речь. «Егда приближися Господь к адовой темнице, тогда обнажи зару нестерпимаго света божества своего; сиа же видевше бесове, страхом связуемы, ницы падоша трепещуще и не могуще зрети противу оного света, южници же, тамо держимыя, радовахуся зело, яко приближися свободитель и спаситель их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В замок к графу Замойскому приходилось ездить почти каждый день. Экипаж присылали после утреннего обхода больных. У них была большая дворня, окрестные крестьяне очень хорошо, с любовью относились к графской семье: при всякой своей нужде приходили к графу за советом, приносили ему свои вещи на сохранение. Заболела графская экономка, которой они очень дорожили. Несколько раз пришлось мне к ней приезжать, но у нее была безнадежная болезнь — эмболия крупного легочного сосуда: в течение нескольких дней легкое омертвело, и она умерла. Граф сам читал ей отходную. В руках он держал большую свечу, какую у нас носит диакон. Читал вслух и стоял на коленях, а мы все молились. В лазарете у меня все было благополучно, а в пятницу вечером наша еврейская прислуга ушла, и на вторую половину дня в том отдельном доме остались мы с сестрой. Для больных было сделано все, что надо, а так как мне сказали, что санитарка и мальчик ушли (их диакон не позволяет работать с вечера на субботу и в самую субботу), то я пошла к местному раввину. Вхожу в его дом, вижу, на двери непонятная мне надпись крупными еврейскими буквами; вышел ко мне сам раввин в длинной, бархатной одежде наподобие подрясника и в такой же бархатной шапочке-ермолке. Я рассказала ему, какие у нас неудобства с прислугой из евреев. Он посочувствовал мне и обещал им внушить, что необходимо прислуживать больным и не отлучаться. Но это было, оказывается, на словах: в следующую пятницу случилось то же самое, и тогда я поехала в г. Ровно, где находилось Управление Красного Креста, — просить назначения мне санитаров, которые не оставляли бы больных. Мне дали несколько человек санитаров-евреев, на рукаве у них была белая повязка, но изображен на ней не крест, а серп луны. Граф Замойский приютил у себя в замке только что окончившего академию молодого ксендза с матерью — на время войны. Ксендз симпатичный, совсем молодой, всем своим видом и манерами напоминал нашего православного послушника из монастыря. Такой смиренный. Поэтому мне было приятно его видеть и с ним разговаривать. Он знал, что я беспокоюсь за своего брата, и сказал: «Я буду молиться за вашего брата и за вас, и за ваших покойных родителей, а вы молитесь за моих и за меня». В этой чуждой обстановке он был ближе всех для моей души. По какому-то случаю у них был обед для начальника дивизии и для некоторых высших офицеров. Пригласили и меня. Все было так торжественно, стол был убран розами, из погреба были вынуты какие-то многолетние вина, которые пришлось попробовать и мне, но я не понимала в них толка. Разговор был только на французском и польском языках, так как хозяйка не умела по-русски.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да приидет молитва моя, как фимиам пред лице Твое; возношение рук моих, как вечернее приношение. Господи, взываю к Тебе, поспеши ко мне; внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Поставь Господи, стражу при языке моем, охраняй двери уст моих. Не давай уклоняться сердцу моему в лукавые слова, чтобы ими выставлять предлоги к извинениям во грехах. Во время пения сей песни присутствующие молятся с коленопреклонением, а священник стоит пред престолом и кадит; впрочем при последнем пении Да исправится и он преклоняет колена. После Да исправится бывает сугубая эктения та же самая, которая полагается и на совершенной литургии (иногда прилагается ектения об усопших); также и ектения об оглашенных. Только от среды средокрестной недели прилагается новая ектения о готовящихся ко просвещению, т. е. крещению, которое совершалось над ними преимущественно в субботу Лазареву пред неделею ваий и великую субботу. Совершается великий вход, во время которого св. дары переносятся с жертвенника на престол. Лик, вместо: Иже херувимы тогда поет: по-славянски по-русски Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, – се жертва тайная совершенна дориносится; верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуия. (Теперь) в настоящие минуты с нами невидимо служат небесные силы: потому что вот идет Царь славы. Вот таинственная жертва совершенная несется (переносится). Приступим же к ней с верою и любовью, чтобы нам быть причастниками вечной жизни Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Эту же песнь произносят и священнослужители трижды, пред престолом. Песнь сия прямо указывает на жертву, уже совершенную, след. более прилична к освященным дарам, нежели песнь Иже херувимы. Во время входа священник не поминает Царствующего Дома и проч., так как это уже делалось на той литургии, на которой освящались св. дары. Во время перенесения св. даров все присутствующие, павши ниц, творят поклонение, выражая сим благоговение к Царю славы, Господу Иисусу Христу, шествующему на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010