Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно ( Евр. 4:12 ). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать ( Чис. 23:19 ), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от Адама над всем без изъятия человечеством, то Господь Инсус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2: 14 ), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни. Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену ( Мк. 9:12 ), но и воистину воскреснуть из мертвых в третий день ( Лк. 24:46 ). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Пет. 1:7 ) и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовестниками величайшего события Воскресения Христова. Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. »Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут« ( 1Кор. 15:20, 22 ). Все те, кто действительно будут «Христовыми», последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

" Те, кто из Его стада, шли за Ним " апреля 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Георгия Победоносца в Купчине В Лазареву субботу , 23 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого великомученика Георгия Победоносца в Купчине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Алексий Исаев с клиром и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия о том, как Господь Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря, показав, как будет происходить всеобщее воскрешение людей в конце земной истории, - начал владыка. - Этому предшествовал ряд событий: последний раз Господь был в Иерусалиме три месяца назад, к Нему подходили иудеи и спрашивали: " Скажи нам прямо, кто ты есть? " Господь отвечал, что если они не слышат слов Его проповеди, то пусть посмотрят на Его деяния, которые говорят, Кто Он есть. Это исцеления и воскрешения людей. Господь обратился к ним со словами: " Вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам " (Ин. 10:26). Господь назывался добрым пастырем, и те, кто из Его стада, слышали Его слова и шли за Ним " . " А были иудеи, которые могли признать Его Мессией, но не хотели быть в Его стаде, - продолжил митрополит. - Они решили побить Его камнями. Господь спросил, за что они хотят побить Его камнями, ведь Он сделал столько добрых дел и оказал помощь людям. Иудеи ответили: " За то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом " (Ин. 10:33). Господь перестал с ними спорить и отправился на Иордан в место, где Иоанн Предтеча крестил людей. Там Он услышал, что Его друг Лазарь при смерти. И чтобы еще раз люди увидели и уверовали, что Он Мессия, Спаситель мира, отправился в Вифанию к Лазарю, где воскресил его " . Архипастырь напомнил, что одни иудеи с радостью восприняли весть о воскрешении Лазаря, другие побежали сразу в Синедрион и доложили о случившемся. Первосвященник Каиафа решил: пусть лучше Иисус Христос один умрет за народ, чем весь народ погибнет, если пойдет за Ним. Но истинными мотивами Каиафы были личные, а не государственные, поскольку он воспринимал Иисуса Христа как соперника.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. 98. Призыв труждающихся и обремененных 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем и притча о милосердном самарянине 100. Иисус Христос в доме Марфы и Марии 101. Учение Иисуса Христа о молитве 102. Иисус на обеде у фарисея: обличение законников 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям 104. Спор в народе о Христе 105. О женщине взятой в прелюбодеянии 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма 107. Исцеление слепорожденного 108. «Пастырь добрый» 109. Известие об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии 110. Притча о бесплодной смоковнице 111. Исцеление в синагоге в субботу женщины согбенной 18 лет 112. Учение Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах 113. Беседа Иисуса Христа в праздник Обновления в притворе Соломоновом 115. Речь Иисуса Христа о числе спасающихся 117. Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю 118. Самоотвержение последователей Христа 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне 120. О неверном домоправителе 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре 122. Наставление ученикам о исполнении долга 123. Исцеление десяти прокаженных 124. Ответ о втором пришествии 125. Притча о несправедливом судье 126. Притча о мытаре и фарисее 127. Учение о браке Мф. 19:1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. 2 За Ним последовало много

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

10) В субботу 5 седм.– блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 330). 11) Если в субботу 5-ю случатся а) праздник Благовещения, то – блаженна от канона праздника песни 3 и 6 на (л. 208), б) его отдание, то – блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 220). 12) В Лазареву субботу – блаженна от канона этого дня песни 3 и 6 на 8 (л. 332 на об.). 13) Если в Лазареву субботу случится Благовещение, то – блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и от канона Лазаря песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 209). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной никогда не поются вседневные антифоны; но, за исключением немногих дней пения праздничных антифонов, всегда изобразительные, а после них блаженны. 2) Блаженны никогда не заимствуются из Октоиха, но, взамен его, всегда от канона праздника, с присоединением иногда блаженн от канона святого. Праздничными же днями называются: а) недельные, или воскресные, дни этого периода времени. Напр., если в последов. понедельника 2 нед. Антипасхи сказано, что в это время поется блаженна Триоди, песнь 1-я праздника на 6 (Тип., л. 361), то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в предшествующее, т.е. Фомино, воскресенье и напечатанная в Триоди Цветной; или если в послед. понедел. 3 нед. по Пасхе сказано, что в этот день поется «на литургии на блаженнах песнь 1-я праздника на 6» (л. 366); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в неделю, или воскресенье, Мироносиц и также напечатанная в Триоди Цветной. б) Особенные, бывающие в это время, празднества, по отношению к которым известные седмичные и субботние дни служат попразднством или отданием. Таковы: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Так, напр., если в послед. четверга, следующего за Преполовением, сказано, что в сей день «блаженна праздника песнь 1-я с ирмосом на 6» (л. 369); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в среду – в праздник Преполовения. Тот же канон имеется в виду, напр., в понед., втор. и среду после недели Самаряныни, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вопрос о сочетании триодных чтений с минейными великих праздников, является специальным предметом внимания т. н. Марковых глав. Наиболее обстоятельно он ставится здесь в отношении праздника Благовещения. Во все недели (кроме Ваий), и в том числе 3-ю, при совпадении их с Благовещением, указывается на благословении хлебов «чтение в посланиях, а прочая чтения праздника» 979 ; о чтениях триодных здесь не упоминается вовсе, конечно, потому что первооригинал Иерусалимского Устава не имел их для недель поста. В субботу акафиста 980 , в субботу Лазареву 981 и неделю цветную 982 , вопреки Алексеевскому и Евергетидскому Уставам, а по более поздней редакции (собственно Марковы главы) и в первые три дня страстной седмицы (согласно Евергетидскому и вопреки Алексеевскому) 983 на утрене чтения триодные («дневные») предшествуют чтениям минейным Благовещения («праздника»), занимая места на благословении хлебов (даже и в неделю Ваий) 984 и на кафизмах и оставляя последним место на полиелее и на каноне, а в первые три дня страстной седмицы и по 3 кафизме; древнейшая редакция правила о первых трех днях страстной седмицы (в самом тексте Устава под 25 марта) указывает порядок обратный – чтения праздника предшествуют чтениям дня (т. е. как в Алексеевском Уставе) 985 . Чтение четвероевангелия, вопреки Евергетидскому Типикону, сохраняется 986 . В великий четверг чтения Благовещению занимают места на благословении хлебов, полиелее и 3 п. канона, оставляя свободным лишь место по 6 п. канона 987 . В великий пяток по 6-ом евангелии и по 3 п. чтение праздника – «Паки радость», по 6 п. чтение дня 988 . В великую субботу – по непорочных чтение дневное, а на полиелее, по 3 и, если есть время, 6 пп. канона – празднику 989 . «Оглашение праздника» Благовещения в первые три дня страстной седмицы переносится с 9 часа на 1-й час, в субботы акафиста и Лазареву и недели поста – на конец утрени 990 ; в великую пятницу на 9 часе полагается чтение дневное, а об оглашении праздника (как и в великую субботу) не упоминается 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Вот видите, какие особенные, в чем-то противоположные, темы являются нам в субботу Преблагословенную. Этот день снова становится днем смерти, днем, когда говорится и о Христе, лежащем во гробе (об этом очень много будет текстов) и о победе над смертью, и о Воскресении. Снова вместе вспоминаются смерть и Воскресение. Служба эта имеет целый ряд выразительнейших воскресных особенностей. В частности, в этот день, может быть, самым торжественным образом исполняется 17-я кафизма – Непорочны: на 3 статьи, с припевом к каждому стиху. Это один из самых красивых и в то же время трудных, глубоких и не всегда удобопонимаемых моментов в нашем богослужении. Текст 17-й кафизмы относится более всего к дню воскресному, и то, что он помещен в субботнем богослужении, создает совершенно особый и определенный акцент. И снова на утрени субботы Преблагословенной будут петься тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», т.е. тропари воскресные. Есть в наших книгах тропари по Непорочнех, поемые в субботу,субботние тропари, но, поются тропари воскресные по Непорочнех, потому что празднование в известном смысле является уже воскресным; и целый ряд текстов свидетельствует нам именно об этой особенности богослужения этих двух суббот года – Лазаревой и Преблагословенной. Итак, эти дни очень тесно связаны с воскресным Богослужением, они имеют целый ряд формальных особенностей и частей воскресного чина, и по своему содержанию это – дни, когда вспоминаются смерть и Воскресение вместе. Как устроены все остальные субботы года, что в них особенного? Самое главное отличие любой субботы – это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. В чем это выражается? В субботу совершается так называемое отдание гласа. При обычном устроении седмицы тот или иной глас поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота – это последний день исполнения песнопений определенного гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа. В частности, в субботу (в пятницу вечером) практически в течение всего года поется догматик гласа – песнопение, которое в воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на «И ныне» в цикле стихир на «Господи, воззвах...». Это один из самых важных воскресных текстов, и он повторяется в субботнем богослужении (исключения единичны).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С воздвижения до великого поста, когда полагаются в субботу две кафизмы и затем третья – непорочны, рабочие собираются на конце 2-й кафизмы. Если случится в субботу праздник, то непорочны поются с аллилуия и разделяются на три части: так они поются в 1-ю субботу великого поста, в Лазареву и в великую субботу «праздника ради». Если же непорочны поются за мертвых (т. е. бывает заупокойная служба), в таком случае они разделяются на две части; каждая из них сопровождается заупокойною ектеньею и молитвою священника (Боже духов). После второго отделения произносятся: два тропаря за мертвыя (святых лик и со святыми (упокой)) благословен еси, Господи, научи мя, покой Боже рабы своя, два раза с тем же стихом, на слава и ныне трижды аллилуия. На вечерне в субботу и накануне господских праздников полагается 1-я кафизма, в будние дни – ко Господу внегда воззвах. Далее применительно к порядку утрени, говорится о том, как петь Бог Богом и хвалите Господа, хвалите имя Господне (полиелей), стихи песней канона и часы. Суть этих статей состоит в указании, когда, на какой глас и с какими аллилуиарями петь положенные на утрене псалмы и песни. Основанием для этого правила служит система аллилуиариев (или припевов аллилуйных), введенная Феодором Студитом . По словам устава, он положил на каждый глас по 9-ти аллилуиариев, так что полное число их на все гласы составляло 72. Эти девять аллилуиарей чередовались, судя по гласу и по значению дня. Для одних псалмов, и в известные дни, полагались первые три, для других следующие три, или последние 7-й, 8-й и 9-й. Хвалите имя Господне, или 134 псалом, в недели от 1-го до 4-го гласа исполняется на 4-й глас, а в следующие четыре – на 6-й. Псалом 135-й поется несколько иначе: именно, к первому его стиху: исповедайтеся Господеви, яко благ, прибавляется сугубая аллилуия и антифонный припев: яко в век милость его с аллилуиею простою (т. е. однократною). К этим двум псалмам полиелейным прибавлялся и третий следующий 136-й: на реках вавилонских; только его пели не с сугубою аллилуиею, а с простою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

34. Поучение в субботу Лазареву Ныне Господь воскресил из мертвых друга своего Лазаря. Уже четыре дня благочестивое семейство Вифанское – особенно Марфа и Мария – сестры Лазаря, горько оплакивали умершего брата. Четыре дня протекло уже с самого погребения; тело его, положенное во гроб и в пещеру, прикрытое камнем, предалось уже тлению. И вот Господь, который предвидел все это по своему Божеству, а по человечеству уже прослезился над могилою друга своего, – подходит к пещере, и силою Божества своего – одним всемогущим словом: «Лазаре, гряди вон» ( Ин.11:43 ) – вырывает друга своего, тело из объятий смерти, а душу вызывает из глубин адовых. Христиане, братия! От сего же всемогущего Бога Слова, принятого вами сейчас под видом хлеба и вина – воскрес и ваш Лазарь, то есть, душа ваша; ибо она была доселе мертва прегрешениями; она, как некоторыми убрусами , была доселе связана – грехами и беззакониями, и лежала во гробе похотений, – и не четыре дня лежала, но иной из нас несколько лет не думал покаяться, не думал воскреснуть из мертвых; – но вот одним прикосновением к устам вашим всемогущего Бога Слова – ваша душа воскресла. Блажен из вас тот, кто, бросив тленные пелены прежних грехов своих и греховных привычек – «не возвратится уже более на свою блевотину» 8 , не будет валяться уже – в блате грехов своих! Кто прежде упивался – теперь перестанет пить; кто предавался разврату – перестанет осквернять себя блудодеянием; кто гневался – перестанет гневаться; кто злословил, обирал ближнего, и всякий грех свой – бросит отселе. «Уже смердит: четверодневен бо есть» 9 , – говорила об Лазаре Марфа Спасителю; но несмотря на это Господь вызвал его из гроба. Разве есть что невозможное для всемогущества Божия? Христианин! Если бы ты столь сильно ощущал смрад грехов своих; если бы ты так живо видел и разумел, что грехи давно сделали тебя отвратительным, сделали тебя добычею лютой смерти и ада, что диавол держит тебя давно связанным по рукам и ногам узами греховными, или пленницами ада; что милосердие Божие и долготерпение давно ожидает твоего обращения; давно быть может Господь плачет над тобою, как над Лазарем плакал, и зовёт тебя в царство славы – в рай; но диавол, сделавши тебя рабом тления – не допускал тебя доселе принести истинное покаяние во грехах, и ты, тлеющий в похотях прелестных, – не ощущал смрада греховного, не видел своей погибели, пребывал в смертных грехах, тогда, когда давно секира смерти лежит при корени древа жизни твоей; – Лазаре! Гряди вон. Христианин! – Спасайся, – Господь поднял тяжкий камень грехов, лежавший на сердце твоём, на совести твоей, – гряди теперь вон; сбросивши пелены греховные, убегай отселе от пропасти смертей и ада, – перестань грешить. Ад глубок, смерть лютая, суд Божий страшный, муки вечные ожидают нераскаянного грешника. Аминь,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

По собственному опыту скажу, что самые трудные годы для Церкви были с 1963 по 1967. Тогда было объявлено, что в 1981 году «последнего попа покажут по телевидению». Это сказал председатель Совета министров и Генсек коммунистической партии. Однако в 1981 г. в центре Москвы — за Моссоветом и на Пироговке, были поставлены два первых церковных дома, где «попы» создали свой Издательский Отдел, получивший международную известность, и центр, куда пришли военные, чтобы помянуть своих родителей. Незадолго до своей смерти — 25 марта 1970 г., Патриарх распорядился о том, чтобы мне присвоили профессорское звание. Сообщил он это через Леню Остапова, и распоряжение было выполнено. А в последний день, — буквально минут за двадцать до смерти, — беседуя с митрополитом Никодимом, сказал: «Питирима надо возвести в архиепископы. И Пимена (Хмелевского)». Разговор закончился, Никодим уехал. Едва он доехал до Серебряного бора, как ему сообщили о смерти Патриарха. Сам я тоже бывал у Патриарха в Переделкине во время его последней болезни, — но только в феврале, когда он еще ходил (я приезжал подписывать кое-какие бумаги). Последняя его служба была всенощная под Сретенье в Елоховском. Он прочитал «Ныне отпущаеши», а потом сказал, что завтра утром в соборе будем служить митрополит Пимен и я, а он сам хочет отдохнуть в Переделкине, и что там литургию отслужит о. Алексий. А вечером с ним случился инфаркт. Он терпеть не мог около себя никакой прислуги; вечером монахиня подавала ему таз и кувшин, и он шел в ванную. Видимо, он не удержал тяжелый кувшин, упал на левый бок, ударившись о раковину. То ли болевой шок стал причиной инфаркта, то ли наоборот — стало плохо с сердцем, оттого он и упал — теперь уже не узнать. Однако так и вышло: «Ныне отпущаеши…» С тех пор я его уже не видел. 17-го апреля вечером я вернулся из Лавры, собирался мыть голову, уже зашел в ванную, когда позвонил Буевский и сказал, что Патриарх скончался. Умер он в Лазареву субботу. Этот день он очень чтил и всегда отмечал службой. Называл эту субботу «благословенной» в отличие от «Великой преблагословенной» — перед Пасхой. Незадолго до смерти его осматривали врачи, и он сказал им, что в Лазареву субботу непременно будет в церкви. А в ответ на возражения: «Ваше Святейшество, вам еще рано, вы еще не совсем поправились!» (он, в принципе, шел на поправку) — ответил: «Вы не понимаете, какой это день!»

http://pravoslavie.ru/put/051207190435.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010