Санкт-Петербургская епархия Дата создания: 1 (12) сентября 1742 г. Описание: Входит в состав Санкт-Петербургской митрополии До учреждения в 1742 г. епархии существовала Санкт-Петербургская Синодальная область, в которую входили некоторые части Новгородской и Карельской епархий и завоеванная у шведов территория. В конце XVII — начале XVIII вв. территория будущей епархии находилась в ведении Новгородских и Псковских архиереев. Часть Ингерманланда (Синодальная область) состояла в ведении Святейшего Синода. Санкт-Петербургская епархия учреждена 1 (12) сентября 1742 г. С 1745 г. — архиепископия. 1 (12) января 1775 г. объединена с Новгородской епархией . 16 (27) октября 1799 г. Новгородская епархия отделена от Санкт-Петербургской. С 19 (31) декабря 1801 г. Санкт-Петербургскому архиерею указано именоваться «и Новгородским». 26 марта (7 апреля) 1818 г. из епархии вновь выделяется Новгородская. Через три месяца Новгород возвращен в ведение Санкт-Петербургского митрополита. В 1865 г. из епархии были выделены приходы Эстляндской губернии. С 18 (30) октября 1892 г. кафедра стала именоваться Санкт-Петербургской и Ладожской. Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. ( журнал 19 ) в пределах Лодейнопольского и Подпорожского благочиний Санкт-Петербургской епархии образовано Лодейнопольское викариатство. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 16 ) из состава епархии выделены Выборгская , Гатчинская и Тихвинская епархии. Санкт-Петербургская епархия включена в состав Санкт-Петербургской митрополии. Административные границы епархии: город Санкт-Петербург, город Новая Ладога, село Старая Ладога. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании Санкт-Петербургской епархии 15 декабря 2014 г. Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании Санкт-Петербургской епархии 12 декабря 2017 г. Феодоровский собор в Санкт-Петербурге Храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни Страна: Россия Город: Санкт-Петербург Адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, Центральный район, набережная реки Монастырки, 1 (территория Александро-Невской лавры) Телефон: (812) 274-26-33 (секретарь епархии), 274-06-28 (канцелярия) Web-caйm: www.mitropolia-spb.ru E-mail: spb@mpatriarchia.ru Дочерняя организация: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Правящий архиерей: Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Судаков Анатолий Владимирович) Викарный архиерей: Силуан, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Никитин Сергей Сергеевич) Вениамин, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Кириллов Эдуард Павлович) Календарь ← 11 апреля 2024 г. (29 марта ст.ст.) четверг 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560284...

Новая Ладога. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь, Суворовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Георгиевская (Суворовская) церковь построена в 1764 г. Придел Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Горела в 1990-х гг., разрушается. С 1763 до 1768 года в Новой Ладоге был на постое Суздальский полк, которым командовал А.В. Суворов (имевший в это время еще звание полковника). Под руководством Суворова были построены различные здания для полка, и в их числе деревянная церковь свв. Апостолов Петра и Павла. Церковь была освящена в 1765 (по другим данным в 1764) году. По словам экскурсовода в краеведческом музее Новой Ладоги, Суворов и после того, как покинул Новую Ладогу, всегда оказывал внимание этой церкви, делал для нее пожертвования. В XIX веке в Новой Ладоге квартировал лейб-гвардии Кирасирский полк. В 1802 году деревянную Суворовскую церковь обновили и переосвятили во имя св. Георгия Победоносца. В середине XIX века задумали построить новый каменный храм, но из-за отсутствия средств только пристроили к деревянной церкви каменные трапезную и колокольню. Эта пристройка была сделана в 1857-1861 гг. Церковь закрыта в 1924 г. В 1988 г. произошло несчастье: сгорела старая, деревянная часть церкви - реликвия, связанная с именем Суворова. Пожар повредил и каменную часть. Хотя существует проект реставрации, но она не проводилась и в 2009 году. Литература: Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. " Алаборг " , СПб, 2009, с. 158, 159, 164, 165. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, В 1764 году солдатами Суздальского полка под командованием А.В. Суворова на его средства построена небольшая деревянная церковь Апостолов Петра и Павла. Храм, выполненнный в традициях русской деревянной архитектуры, был окружен галереями, завершен одной главой. До 1768 года храм использовался как полковой, в 1802 году приписан к собору Рождества Пресвятой Богородицы, обновлен и переосвящен во имя Великомученика Георгия Победоносца. Ремонтировался в 1820 году на средства гр. Д.И. Хвостова. В 1861 году на средства купца Е.И. Ильинского пристроен каменный придел Положения Ризы Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней в русском стиле, освящен в 1863 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. После ремонта в 1876-77 гг. церковь освящена 29 июня 1878 года. В храме находился бюст А.В. Суворова. Закрыта 26 июля 1924 года.

http://sobory.ru/article/?object=00545

Новая Ладога. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Фото С.М.Прокудина-Горского, 1909г.Церкви слева-направо: Спаса Нерукотворного Образа, Климента и Петра с колокольней, Иоанна Богослова с колокольней; Никольский собор ( " Никола-старая " )http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2000 Т. ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ранее входил в комплекс Николо-Медведского и Иоанновского монастырей. Первоначально освящен как храм св ап. Иоанна Богослова, ныне по приделу (1733 г.) именуется в честь Рождества Богородицы. Перестраивался в 1756, 1876 гг. Действует. Виднеющийся за собором блестящий купол принадлежит другому монастырскому храму - Никольскому, но он, к сожалению, пока весьма нефотогеничен... Реставрация идёт, но очень вяло. Первоначальное название храма - церковь Иоанна Богослова. Церковь построена в 1702 г. и первоначально принадлежала Николо-Медведскому монастырю, упраздненному в 1704 г. В 1733 г. к церкви пристроен придел Рождества Богородицы. Еще одна перестройка относится к 1756 году. Храм приобрел нынешний вид в результате сильной перестройки, произведенной в 1876 - 1877 гг. по проекту М.А.Щурупова. Церковь Иоанна Богослова была закрыта в 1935 г. Вновь действует с 1949 года. С 1954 года храм официально называется собором Рождества Богородицы (по приделу). Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. " Алаборг " , СПб, 2009, с. 174-176 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге раньше входил в состав комплекса Николо-Медведского монастыря. Изначально он был освящён как храм Иоанна Богослова, сейчас по названию придела, появившемуся в 1734 году, он именуется собором Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 1702 году как трапезный храм Николо-Медведского монастыря, всего лишь за два года до закрытия обители Петром I. По своей архитектуре она была похожа на трапезные храмы середины XVI века Новгородских Хутынского и Антониева монастырей. Немудрено, что приладожские земли принадлежали тогда Великому Новгороду. Известна и дата освящения церкви - 25 сентября. А вот придел в честь Рождества Богородицы был устроен в 1733-1734 гг. и освящён протоиереем Сергием 8 января 1734 года.

http://sobory.ru/article/?object=00126

Фотографии всех (по возможности) росписей в церкви (в том числе и тех, о которых здесь сказано - погибшей, поврежденной и вновь открывшейся) представлены на моем сайте . Первыми летописными источниками, описывающими Климентовскую церковь, стали записи, согласно которым в 1153 году произошло заложение храма в Ладоге (ныне с. Старая Ладога) в качестве собора. Данное событие произошло благодаря Новгородскому архиепископу Нифонту " иде... архиепископ Нифонт в Ладогу и заложи церковь камяну святого Климента " . Стены здания были возведены из плит с прокладками кирпичей на растворе с примесью цемянки. Кое где в нижней части наружных стен использовались также валуны. Спустя некоторое время (примерно в начале XVII в.), выстроенный из камня храм стал разрушаться и был в конечном счёте разобран. В переписной книге 1646 года церковь числится " в земляном городе " , но была уже деревянной. Возникает парадоксальная ситуация: в начале строится каменная церковь, а потом на её месте - появляется деревянный храм. По преданию, Пётр I упразднил в Новой Ладоге монастырь, превратив его церкви в приходские; он же приказал перевезти в новый город церковь Климента, стоящую в Старой Ладоге у самого Земляного городища. В 1704 году её раскатали на брёвна и перевезли по Волхову в Новую Ладогу. Храм вновь собрали на берегу реки рядом с Николо-Медведским монастырём. В 1741-1743 гг. " за ветхостью " она была разобрана и на её месте решено было возвести каменный храм. Необходимые денежные средства были выделены знатным новоладожским купцом Дмитрием Иродионовичем Константиновым. Освящение церкви состоялось 18 августа 1743 года. Завершение храма было выполнено в виде небольшой главки луковичной формы. Церковь представляет собой небольшой четверик, с востока к которому примыкает восьмигранная апсида, а с западной части - небольшая трапезная, к которой уже в следующем столетии была пристроена столпообразная колокольня, сохранившаяся до наших дней. Стены церкви лишены каких либо архитектурных украшений.

http://sobory.ru/article/?object=01188

Староладожский Никольский монастырь.  [Старая Ладога стоит на берегу реки Волхов. Памятников истории и архитектуры в нем больше, чем в некоторых городах-миллионниках. Крепость, храмы, монастыри... Некоторым из них больше тысячи лет! Фото Михаила Калинина] . Содержание: Дорога: Из Санкт-Петербурга. На пригородном поезде с Московского, Ладожского и Финляндского вокзалов до станции Волховстрой-1. Время в пути два — два с половиной часа. Из Москвы через станцию Волховстрой-1 ходят поезда дальнего следования. От станции Волховстрой-1 до монастыря можно добраться на местном транспорте. Вокзалы (Фото из Telegram-kahaлa РЖД) обеих столиц — близнецы, они выстроены по одному проекту архитектора Константина Тона в середине XIX века. Сегодня это сложные  инженерные объекты, модернизированные, благоустроенные и оборудованные в соответствии с новейшими требованиями комфорта, безопасности и информационной доступности (реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-koд); Староладожский Никольский мужской монастырь :Никольский монастырь — памятник воинской доблести и славы. Местное предание гласит, что обитель основал святой князь Александр Невский «в память о гиблых ладожских сродниках». Он стоит на холме у курганов, в которых захоронены русские воины. Обители почти восемь веков. Фото территории монастыря Михаила Калинина с пояснениями; История монастыря :Обитель появилась в 1240-1241 годах после Невской битвы князя Александра со шведами в устье реки Ижоры ( Ил.: Невская битва. Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI век).  Желая увековечить память о погибших товарищах из ладожского отряда, князь посвятил монастырь святителю Николаю Чудотворцу. В курганах за монастырем действительно найдены захоронения времен Александра Невского. А ручей, стекающий с вершины холма, называют Кровавым. В 1611 году в Россию пришли шведы. Монастырь был разорен, многие монахи приняли мученическую смерть. В 1617 году, когда западные русские земли по условиям Столбовского мира отошли Швеции, Ладога оказалась у самой границы.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

    ==53 встречу западным ветрам с моря дует вечный «западнический» ветер с суши. Петербург остается одним из легких великой страны, открытым западному ветру.     Не сменил ли он здесь, на Кронштадской вахте, Великий Новгород? Мы  в школе затвердили: «Шлиссельбург — Орешек», но только в последние годы с поразительной ясностью вскрыли в городе Петра города Александра Невского, князя Новгородского.     Революция, ударив всей тяжестью по Петербургу, разогнала все прошлое, наносное в нем, — и оказалось, к изумлению  многих, что есть и глубоко почвенное: есть и православный  Петроград,  столица Северной  Руси. Многие петербуржцы  впервые (в поисках картошки!) исколесили свои уезды, и что же они нашли там? На предполагаемом финском  болоте русский суглинок, сосновый бор, тысячелетние поселки-погосты, народ, сохранивший в трех часах езды  от столицы песни, поверья, богатую славянскую обрядность, чудесную резьбу своих изб, не уступающую вологодским... И среди этих изб Старая Ладога с варяжскими стенами, .с древнейшей росписью, память о новгородских крепостях — Ям, Копорье, Ивангород, — о шведских могилах  — следах вековой тяжбы племен. Ижорские деревни,  эстонские хутора среди славянского моря говорят о глухой,  но упорной этнографической борьбе, борьбе деревьев, сплетающихся   ветвями в глухом лесу, отвоевывая у чужих пород каждую пядь почвы, каждый луч света. Когда бежали  русские из опустелой столицы, вдруг заговорила было по-фински, по-эстонски петербургская улица. И стало жутко:  не возвращается ли Ингерманландия, с гибелью дела Петрова, на берега Невы? Но нет, русская стихия победила,  понажала  из ближних и дальних уездов, даже губерний,  возвращая жизнь и кровообращение в коченевшую Северную  Коммуну. В ту пору отмирали кровеносные сосуды по  всему телу России, и с особенной ясностью прощупывались  естественные, географические связи. Петербуржцы  чувствовали: Москва на краю света, Украина едва ли вообще  существует, но близки, ощутимы Ладога, Новгород,  Псков, Белозерск, Вологда. Пока мешочничал обыватель,  искусствоведы, этнографы исколесили всю северо-восточную  Русь, чьи говоры сливаются на питерских рынках, и  связи эти не заглохнут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

День Ленинградской области прошел на выставке " Православная Русь " ноября 2013 Году духовной культуры в Ленинградской области был посвящен день 15 ноября на международной выставке " Православная Русь " в Санкт-Петербурге. Приветствие ее гостям и участникам направил глава Ленобласти Александр Дрозденко. Он отметил, что важнейшей для региона святыней является Старая Ладога - первая столица Древней Руси, которой в этом году исполнилось 1160 лет. На невской земле уже почти десять лет находится возвращенная из зарубежья чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.  Приветствуя собравшихся, епископ Кронштадтский Назарий подчеркнул, что история региона тесно связана с духовным наследием России, которое нуждается в бережном сохранении. Владыка напомнил о великих святых, подвизавшихся на этой земле, в том числе о благоверном князе Александре Невском.   " Под таким покровительством нашего края надо не только один, но и каждый год считать духовным, потому что именно эти покровители напоминают нам, что в Православной Церкви есть спасение, сила и слава нашего Отечества " , - считает епископ Назарий. Председатель комитета по молодежной политике Ленобласти Анна Данилюк рассказала об образовательном форуме " Ладога " , поисковых работах в рамках " Вахты памяти " и о военно-патриотическом лагере " Доблесть " .  Важным событием Года духовной культуры в Ленобласти стало образование на ее территории Выборгской, Гатчинской и Тихвинской епархий. Все они представили информацию о своих духовных, социальных, патриотических и молодежных проектах.  Из епархий на выставку для поклонения верующих доставлены чтимые иконы: святого Арсения Коневского из Рождество-Богородичного Коневского монастыря, преподобного Серафима Вырицкого из храма Казанского храма поселка Вырица и преподобного Александра Свирского из Александро-Свирского монастыря.  " Вода живая " , 15.11.13 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=399...

Ладожская Основана в 1593 г. Местопребывание – в г. Ладога (Старая Ладога, ныне – Ленинградская область). Первоначально – Новгородское, с 1865 г. – С.-Петербургское (Петроградское, Ленинградское) викариатство. «...Викарные архиереи Новгородской митрополии начались в конце XVI века при великом князе Феодоре Иоанновиче по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде митрополии...» (ААО. Т. 1. С. 85). «... Некоторые Корельские епископы именовались до 1613 г. Копорскими...» (Н.Д. Иерархия... С. 332). Упразднена 11.07.1613 (по др. 1616 г. ). Возобновлена 18.01.1685. Упразднена 26.05.1763. Возобновлена 29.05.1764. Упразднена 15.03.1787 (присоединена к Архангельской епархии). Воссоединена с Новгородской епархией с 16.10.1799. Возобновлена 24.06.1865. С.-Петербургское викариатство. Упразднена 24.10.1892. Возобновлена в 1917 г. Петроградское (Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1930 г. Возобновлена в 1970 г. Упразднена в 1983 г. Возобновлена 14(27)09.1989. Упразднена в 1990 г. Ленинградское (С.-Петербургское) викариатство. Именовалась: в 1593–1690 гг. – Корельская и Орешецкая; в 1610–1613 гг. – Корельская и Копорская (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб. 1841. С. 422); в 1708–1742 гг. – Корельская и Ладожская; с 24.05.1758 – Кексгольмская и Ладожская; с 29.05.1764 – Олонецкая и Каргопольская; с 24.06.1865 – Ладожская. 1593 07.1611 18.01.1685 18.01.1708 17.06.1712 24.01.1714 23.06.1723 23.06.1723 11.10.1725 Иоаким 06.11.1727 01.07.1730 15.05.1734 16.10.1740 10.01.1742 29,11.1742 24.05.1758 29.04.1759 06.11.1759 07.03.1761 13.05.1761 03.02.1763 Св. Тихон Соколов 23.02.1763 28.05.1763 Иннокентий Нечаев 15.07.1764 09.06.1767 Иоанн Никитин 12.08.1767 07.06.1774 Антоний Ферапонтов 13.07.1774 01.04.1775 17.05.1775 10.03.1782 03.07.1782 22.09.1783 Виктор Онисимов 26.12.1783 28.11.1786 Амвросий Серебренников (Сербинов) 24.06.1865 25.01.1866 21.02.1866 12.12.1866 Аполлос Беляев 18.12.1866 15.07.1869 Палладий Раев-Писарев 29.08.1869 23.06.1871

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербургская епархия Дата создания: 1 (12) сентября 1742 г. Описание: Входит в состав Санкт-Петербургской митрополии До учреждения в 1742 г. епархии существовала Санкт-Петербургская Синодальная область, в которую входили некоторые части Новгородской и Карельской епархий и завоеванная у шведов территория. В конце XVII — начале XVIII вв. территория будущей епархии находилась в ведении Новгородских и Псковских архиереев. Часть Ингерманланда (Синодальная область) состояла в ведении Святейшего Синода. Санкт-Петербургская епархия учреждена 1 (12) сентября 1742 г. С 1745 г. — архиепископия. 1 (12) января 1775 г. объединена с Новгородской епархией . 16 (27) октября 1799 г. Новгородская епархия отделена от Санкт-Петербургской. С 19 (31) декабря 1801 г. Санкт-Петербургскому архиерею указано именоваться «и Новгородским». 26 марта (7 апреля) 1818 г. из епархии вновь выделяется Новгородская. Через три месяца Новгород возвращен в ведение Санкт-Петербургского митрополита. В 1865 г. из епархии были выделены приходы Эстляндской губернии. С 18 (30) октября 1892 г. кафедра стала именоваться Санкт-Петербургской и Ладожской. Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. ( журнал 19 ) в пределах Лодейнопольского и Подпорожского благочиний Санкт-Петербургской епархии образовано Лодейнопольское викариатство. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 16 ) из состава епархии выделены Выборгская , Гатчинская и Тихвинская епархии. Санкт-Петербургская епархия включена в состав Санкт-Петербургской митрополии. Административные границы епархии: город Санкт-Петербург, город Новая Ладога, село Старая Ладога. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании Санкт-Петербургской епархии 15 декабря 2014 г. Доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании Санкт-Петербургской епархии 12 декабря 2017 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244181...

Совсем недавно комплексное исследование староладожского Георгиевского собора, в котором основное внимание было уделено его фрескам, предпринял искусствовед В. Д. Сарабьянов. Он писал: " Археологические данные показывают, что ныне существующая церковь стоит на фундаменте, относящемся к другому строительному периоду. Первоначально храм мыслился без хор и с пониженными угловыми компартиментами, то есть повторял редкую для Новгорода типологию, известную лишь по двум постройкам эпохи (владыки) Нифонта - собору Мирожского монастыря в Пскове (около 1140) и церкви св. Климента в Старой Ладоге (1153). Однако в таком виде храм не был возведён, а строительство возобновилось лишь по прошествии значительного времени, причём с кардинальным изменением типологии церковного здания. Весьма вероятно, что закладка церкви произошла ещё при участии владыки Нифонта, а его смерть в 1156 году явилась той естественной причиной, по которой постройка церкви отодвинулась на многие годы. При возобновлении строительства был использован новый тип храма, распространённый в новгородском зодчестве во второй половине XII столетия, который был приспособлен к старым фундаментам, в результате чего архитектура Георгиевской церкви приобрела весьма специфические черты " . Указанный тип храма, весьма популярный в первые десятилетия существования Новгородской республики, характеризуется крестово-купольной планировкой, наличием одной главы и трёх апсид, равных по высоте. Следует отметить и размеры подобных церквей - они, как правило, не очень крупны. Историк зодчества П. Н. Максимов напрямую связывал новые архитектурные веяния с превращением Новгородской земли из княжества в вечевое государство. Теперь храмы строили не на средства всемогущих князей, а на деньги гораздо менее обеспеченных архиреев, бояр, купцов и объединений рядовых граждан. Так на Ладожской земле во второй половине XII века построили до восьми каменных храмов, первым из которых стал Климентовский, заложенный в пределах земляного городища Ладога.

http://sobory.ru/article/?object=00123

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010