При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI-XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике - не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия. Что было до князя Владимира? Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям - времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е.Е.Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик - это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа. Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика - города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста - с расширяющимися концами - присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия. Наследие святых Кирилла и Мефодия

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/4/natel...

Что касается культуры... Тут, безусловно, сказывается страшный излом революции. Есть старинная поговорка: если стреляешь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит по тебе из пушки. А стреляли ведь в прошлое из пушки... И мы еще долго будем расхлебывать заваренную тогда кашу, восстанавливать снесенные церкви, сожженные поместья, разоренные дворцы, погибшие библиотеки, коллекции... Про гибель людей, многотысячную эмиграцию, разрывы семей и говорить не надо. Плюс война с ее страшными и невозвратимыми потерями, плюс взрывы сохранившихся чудом церквей в послевоенное хрущевское время... В царское время бытовал придворный русский костюм, были платья в русском стиле. Когда праздновали 300-летие дома Романовых, то император с семьей и свита в русских костюмах шли от лавры по всему Невскому в Зимний дворец (бабушка рассказывала маме, а она мне). Обратите внимание на одежду женщин в фильме Сокурова «Русский ковчег» - помните сцену в Георгиевском зале, кокошники и платья в русском стиле? Сейчас на сайте Библиотеки Конгресса США вывесили цветные фотографии, сделанные в России по заказу императора в 1910 году. Там есть и фотографии деревенских девушек в национальных русских костюмах. И это жизнь, а не маскарад. После революции все было потеряно безвозвратно. Какая национальная идентификация без костюма?! Интересно, что традиционное одеяние частично сохранили староверы. Я видела в Чехии в Праге праздник горняков: мужчины в старинной одежде, женщины в национальных костюмах. В Австрии национальный костюм носят как домашнюю одежду, шотландцы в юбках как-то осенью ходили по Невскому, ноги, конечно, по нашему холоду синенькие, но верность национальной традиции соблюдена. Да, есть универсальный европейский стиль, он необходим, без него современная жизнь в принципе невозможна, но почему в России, не в пример другим странам, забывается национальное? У нас потрясающие иконы. Это то, что пришло к нам с верой из Византии, наследовалось и развивалось. Правда, как любую великую живопись, надо уметь их понимать и чувствовать. У нас есть наши древние города: Господин Великий Новгород, Псков, оплот государства Российского, первая столица Руси - Старая Ладога и многие другие. Мы создали блистательный Санкт-Петербург, красивейший, призрачный, мистический город. У нас есть классическая литература, театральная и балетная школы...

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/19/...

Закончим исследование Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Красноярск, основан в 1628 году . По переписи 1897: великороссы – 23 779; малороссы – 332; белорусы – 19; остальные – 2 569 чел. Иркутск, начало города 1661 год. По переписи 1897: великороссы – 44 995; малороссы – 205; белорусы – 10; остальные – 6 283 чел. Чита, начало – 1653 год . По переписи 1897: великороссы – 9 414; малороссы – 82; белорусы – 5; остальные – 2 054 чел. Хабаровск, начало 1854г. Перепись 1897: великороссы – 9 489; малороссы – 609; белорусы – 4; остальные – 4 869 чел. Владивосток, начало 1860 год. Перепись 1897: великороссы – 13 180; малороссы – 915; белорусы – 113; остальные – 1 4 725 чел. (Из них 10 тыс. китайцы). Якутск, начало 1632 год. По переписи 1897: великороссы – 3 036; малороссы – 25; белорусы – 0; остальные – 2 054 чел. Петропавловск - Камчатский, основан - 1739 год. По переписи 1897: великороссы – 374; малороссы – 0; белорусы – 0; остальные – 21 чел. И в Восточной Сибири, и на Дальнем Востоке города основаны великороссами. И во всех городах в 1897 году великороссы самый многочисленный народ. Начиналось исследование с «пятачка» Гардарики великороссов: Новгород, Псков, Старая Ладога. Заканчивая исследование 1897 годом, можно уверенно утверждать : к началу ХХ века - именно великороссы определяли развитие России. Теперь напомню публикации: « Свободной прессы » и на сайте «Русской народной линии». В них показано, к началу XX века ежегодный прирост великороссов был 0,15%. Этот прирост в условиях северных широт Евразии, определял прирост детей, который обеспечивали три фактора. Первый - дети важнейшая ценность, на них нацелен душевной настрой в семье. Второй – закон христианской морали: «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». А также – запрет убийства ребенка в утробе матери. Третий – у великороссов в России был хорошо развиты домашние хозяйства. Без него в семье невозможно по 15-20 лет растить детей до взрослого возраста. К началу ХХ века эти три фактора действовали в атмосфере гордости своим именем - « Мы - великороссы». Ведь происхождение предков находится в стране городов (Гардарики) Великой Руси. 1000 лет шло здоровое развитие великороссов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/02/ve...

Да и не будем забывать, что судьба послереволюционных евразийцев печальна. Советский режим – своего рода монгольское нашествие с учётом коммунистического вранья, а никак не «новая стадия» в развитии России. Однако мысль Льва Гумилева диаметрально противоположна скептицизму предубеждения: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство». Под этим девизом в 2012-м я опубликовал свою большую статью: «Российская геополитика в Евразийско-Путинском контексте». Так что к теме монографии Кефели я опосредованно сопричастен, хотя и разделяю Аввакумов пафос истинного нереформированного (из этого поситулата «Легенда о Великрм Инквизиторе» Достоевского исходит), как в Католицизме, Православия. Полагаю, что при всей допустимости некоторой сопоставимой общности этих течений мыслей и социо-практик, Евразийство – не советская данность, и сближение (не говоря об уподоблении) этих понятий относительное. В приблизительном смысле подобием его можно считать исторический факт, когда с распадом империи Карла Великого славянский князь бодричей Рюрик объединил в восточно-прибалтийский Союз германо-полабских славян и новгородцев Гостомысловых (первая столица Руси город-крепость Старая Ладога). Их роднила глубинная этнопсихологическая и солидаристская «особость». Евразийцы 1920-х годов в большевистской революции видели в основном радикальную реакцию народа на евроотчуждение элит в Санкт-Петербургский период русской истории и назвали этот феномен «романо-германским игом». Для национал-строительства большевики казались тем евразийцам меньшим злом по сравнению с демократическими февралистами либерал-разрушителями (за это их называли «православными большевиками»). В надеждах евразийцев, большевистская идеология должна была либо постепенно эволюционировать в более национальную, консервативную, либо уступить место новой евразийской идеологии, которая, в свою очередь, унаследует пространственно-имперскую политику Советов в сочетании с более органичными для России православно-традиционалистскими ценностями.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/24/be...

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине XIX в. Супруга князя, святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шетконунга (994–1022), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутились наемная норвежская стража и попросила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. А когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский и предложил решить спор поединком, мудрая Ирина, поняв, что хромой Ярослав не выстоит против сильного и ловкого Мстислава, пошла на хитрость, желая помочь мужу: вышла на поединок вместо супруга, зная, что Мстислав не станет бороться с женщиной. Так и получилось: пораженный смелостью Ирины, князь Тмутараканский отказался от боя и предложил мирное решение проблемы. Большое влияние оказала Ирина и на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда – Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол, и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки – и в этом немалая заслуга великой княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Упрошенные изображения распятого Христа препоясанным на рассмотренных немногочисленных энколпионах не могли послужить ориентиром при создании древнерусских энколпионов. Скорее, они сами являются отражением переноса в серийное культовое литьё с устоявшимися традициями новых для него образов. Примечательно, что эти опыты ограничиваются только Балкано-Дунайским регионом. Рис. 1. Древнейшие энколпионы на Руси: 1 – Киев (крест Марка Пещерника), XI век; 2 – Великий Новгород, XI век: 3 – Углич, середина X – первая четверть XI века; 4 – Старая Ладога, X век; 5 – Гнездово, X век (?). В статье используются иллюстрации, подготовленные к изданию Каталога издательством «Петербургское Востоковедение» (исп. – О. И. Богуславский). Рис. 2. Византийские энколпионы основного иконографического типа: гр. (в том числе и ватиканский экземпляр) – рельефные; гр. – гравированные и инкрустированные Образцом в полном смысле этого слова для христиан как Подунавья, так и Древней Руси могли послужить драгоценные золотые кресты-энколпионы с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали. В Балкано-Дунайских землях с глубокими христианскими традициями новая иконография распятого Христа включалась, по-видимому, в X–XI веках в уже устоявшуюся композицию крестов-энколпионов, известную здесь, судя по некоторым данным, с VI–VII веков 391 . В новообращённой Руси всё создавалось заново – форма креста, композиция, иконография и глубоко продуманный состав изображений. Понятно, что центральному в христианской иконографии изображению Крестной Жертвы Христа уделялось особое внимание, а в отборе иконографического типа Распятия для древнерусских энколпионов, скорее всего, следовали лучшим константинопольским образцам. К наиболее ранним ставрографическим памятникам с изображением препоясанного Христа в композиции Распятия относятся золотые кресты-реликварии, украшенные перегородчатой эмалью, такие, как крест из Лондонского Музея Виктории и Альберта (крест Бересфорда-Гопа) 392 , крест из Гаэты (Италия) 393 , крест Хахульского складня (Грузия) 394 и ставротека из музея г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

861 (Jötunheimr) – страна ётунов, т. е. илистых великанов. Согласно древнескандинавским представлениям, граничил с Гардарики и Бьярмаландом с севера и с запада (Metzenthin 1941. S. 53). См. также ниже примеч. к Х.6.11. 862 Алуборг – реальный г. Алуборг расположен в Ютландии (Дании), однако, в сагах о древних временах, этому топониму омонимично название Алуборга, главного города 864 Хрольв Стурлаугссон – сын Стурлауга, норвежского ярла из области Рингерики, названный, по словам автора саги, в честь Хрольва Носатого, персонажа «Саги о Стурлауге Трудолюбивом», который совершил путешествие в Бьярмаланд за рогом Урархорн (см. примеч. 809 к Х.5.2). Прозвище «Пешеход» Хрольв получил из-за того, что он был настолько рослым и крупным человеком, что ни одна лошадь не могла его носить. Персонаж саги Хрольв Стурлаугссон отождествлен исследователями с норвежцем Ролло, который в 911 г. в устье р. Сена основал герцогство Нормандия. В саге, однако, представлены легендарные рассказы о Хрольве, не связанные с его деятельностью на севере европейского континента. 865 О том, как в семью Хрольва попал волшебный плащ Вефреянаут, рассказывается в «Саге о Стурлауге Трудолюбивом». См.: Глазырина 1996. С. 133. 867 Имеется в виду то, что Хрольв легко тратил те деньги, которые ему доставались при дележе добычи. 871 Название Северные страны (Norðrlönd), обычно, обозначает Скандинавские страны (Metzenthin 1941. S. 76). Однако, автор «Саги о Хрольве Пешеходе» употребил этот топоним в определении Ингигерд, происходившей из Гардарики (Древней Руси), и причисляет, таким образом, Гардарики к странам Северного региона. 873 Имеется в виду тот курган, который был насыпан над конунгом Хрегтвидом, отцом Ингигерд из Гардарики, и в котором были сложены его волшебные доспехи. 875 Альдейгьюборг (Aldeigjuborg) – Старая Ладога. Из Ютландии через Швецию Хрольв и Вильхьяльм идут на Русь в Ладогу. В саге оговаривается, что они передвигались по суше на лошадях. 877 Таттарарики (Tattarariki) – Государство татар. В. И. Матузова отмечает, что в средневековые западноевропейские источники название татар проникает, в связи с монголо-татарским нашествием (Матузова 1979. С. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все это дает основание утверждать, что русы, с которыми имели дело греки и арабы в IX веке, это не норманны-скандинавы и не славяне, а какой-то другой народ. Арабские источники говорят, что русы не ведут своего хозяйства, их главное занятие – морской разбой и торговля награбленным. Русы нападают на соседей – болгар, славян, хазар. Через Волго-Донскую переволоку они выходят на Волгу и, спускаясь в Каспийское море, совершают набеги на мусульманские города его западного побережья. Захваченных пленников и другую добычу русы продают арабским купцам. Правителя русов арабские авторы называют «каган-рус». В результате археологических раскопок на Таманском полуострове (1980–1986) было открыто крупное поселение, расположенное на острове, который образуют рукава устья Кубани, растекающиеся в Азовское и Черное моря. 46 Изучение материалов раскопок позволило их руководителю, сотруднику Института Археологии Академии Наук СССР Ю.М.Десятчикову сделать вывод о том, что открытое им городище представляет собой остатки описанного в арабских источниках IX-X веков города Русии. Археологический материал Русии (предметы быта, оружие, остатки жилищ) оказался весьма сходен с такого же рода материалом слоев IX-X веков ряда памятников, находящихся на севере, в Новгородской и Смоленской областях – старая Ладога, Рюриково городище, Труворово городище, Гнездово под Смоленском и др. По своему типу этот материал не может быть отождествлен ни с материальной культурой славянских племен, ни с материалом норманно-скандинавских погребений, встречающихся в могильниках древнерусских городов IX-XI веков, хотя включает элементы как того так и другого. Обобщая все известное нам о русах по источникам IX века, можно сделать следующий вывод: русы не были славянским племенем. Они обитали первоначально на Таманском полуострове, возможно в устьях Дона и Днепра, то есть вне ареала расселения славян. Материальная культура русов представляет сплав элементов различных по своему этно-культурному происхождению, а именно – иранских, тюркских, славянских и скандинавских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в монастыре начинается активное новое строительство и благоустройство. Ведется замена деревянных построек каменными. Одно из первых каменных зданий - настоятельский корпус, построено примерно в 1812-1825 г.г. С 1851 г. каменными зданиями начинает застраиваться большая часть северной стены монастыря. К этому периоду может быть отнесена перестройка настоятельского корпуса, превращение его в трапезный - в связи со строительством нового настоятельского корпуса в центральной части монастырской территории. Следующий по времени - один из наиболее ранних планов монастыря, на котором представлены, кроме плана, фасады главных монастырских построек - " План и фасад Староладожского Никольского монастыря при реке Волхове " 1834 г. От существующего здания его отличает лишь количество слуховых окон. План кровель показывает, что северо-западная пристройка с кельями имела отдельную вальмовую кровлю. Этот чертеж в очередной раз подтверждает отличие построенного здания от проекта 1812 г. и датирует первую северо-западную пристройку отрезком времени от 1812 до 1834 г. Дата второй пристройки может быть определена с помощью генплана монастыря 1877 г., на котором отмечены предполагаемые к постройке хлебный амбар, дровяник и погреб. Надстройка вторым этажом первой пристройки могла быть осуществлена в этот же период. В начале ХХ в. и позднее - в советское время - производились ремонты, в процессе которых были частично заменены конструкции перекрытий в пристройке, уменьшены габариты оконных проемов на всех фасадах. Некоторые оконные проемы были заложены полностью. В 2015-2016 г.г. были проведены работы по установке огнебиозащитного покрытия деревянных конструкций, расчистке и реставрации гладких и профилированных штукатурных поверхностей, реставрации и инъектированию кирпичных кладок, разборке и воссозданию кровельных покрытий. Произведен ремонт элементов водостоков, воссоздание кованых деталей, расчистка, консервация, реставрация и воссоздание архитектурных элементов из натурального камня, разборка, изготовление и установка столярных заполнений оконных и дверных проемов, деревянных конструкций кровель, полов и перекрытий, окон и дверей, воссоздание и установка деревянных резных элементов, расчистка, и воссоздание архитектурно-лепного декора, отделка лепных, штукатурных, деревянных и металлических поверхностей, устройство пароизоляции и гидроизоляции кровель, покрытий полов из плиток, установка металлических конструкций, гидроизоляции фундаментов, земляные работы, устройство отмостки из лещадных плит.

http://sobory.ru/article/?object=03302

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Красочный, прекрасно иллюстрированный и увлекательно написанный путеводитель по десяти сохранившимся крепостям Северо-Запада России подготовил Издательский отдел Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Это путеводитель по крепостям-музеям, в который вошли следующие объекты оборонительного зодчества: Выборгский замок, крепости Ивангород, Изборск, Копорье, Корела, Орешек, Старая Ладога, Петропавловская, Кронштадтская, а также Псковский кремль. Каждой из крепостей отведен отдельный раздел, в котором рассказывается об истории, фортификации, музеефикации и современном состоянии крепости, а также о проводящихся там экскурсиях, различных мероприятиях, реконструкторских фестивалях и т.д. Подробно описаны режим работы музеев, способы проезда к крепости (как на личном, так и на общественном транспорте), а также местная инфраструктура (гостиницы, кафе, банки). Кроме многочисленных современных цветных фотографий, в путеводителе собрано немало архивных снимков, рисунков и чертежей. Для каждой крепости выполнен складной рисунок-схема с подробным указателем исторических объектов и достопримечательностей. Стоит отметить тот факт, что в каждой крепости обязательно был храм, а то и несколько. Одни из них сохранились до наших дней, от других остались лишь руины. На четвертой странице обложки расположена схематическая карта Северо-Западного региона с указанием описываемых в путеводителе крепостей, которая дает наглядное представление о Северо-Западном оборонительном рубеже России. С учетом того, что кроме указанных десяти существовали еще несколько крепостей (например, в Ямбурге и Тиверске), можно воочию убедиться, что наши предки были надежно защищены. К сожалению, более подробной современной карты региона в путеводителе нет, поэтому для поездки необходимо обзавестись своей. А желание отправиться в поездку после знакомства с этим путеводителем, думаю, возникнет у многих. Сергей Наконечный

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010