Таковы послания патриархов к новгородским владыкам Моисею (1354) и Алексею (1370) с именованием их епископами и указанием, что они должны оказывать каноническое повиновение митрополиту киевскому и всея Руси . 5. Епископское управление на местах Вскоре после формирования церковной организации на Руси она взяла на себя административные и судебные функции в политических центрах, где были учреждены епископии, распространяя эти функции и в ширину, на новые города, и в глубину, на те общественные явления, которые прежде не были в ведении публичной власти. Христианизация территории Руси — в первые столетия христианизация городов с пригородами, княжеских и боярских усадеб — наряду с постройкой церквей и увеличением числа священно- и церковнослужителей при них приводила к возникновению и распространению епископских чиновников, практически осуществлявших от имени епископов эти функции. Возможно, что вначале при формировании митрополии и епископии отсутствие или недостаток церковных чиновников восполнялись деятельностью княжеских людей, занимавшихся по поручению князя вместе с епископами не только проведением христианизации, организацией епархий, постройкой церквей, но и снабжением епископии десятиной, исполнением церковных наказаний по нормам нового церковного права, тесно связанного с традиционным княжеским правом Русской Правды. Об этом может говорить сохранение в текстах Устава Ярослава XII—XIII вв. указаний на участие княжеских чиновников в исполнении наказаний — слов «а князь казнить» в статьях об умыканиях, распу-стах (разводах), избиениях и пр. Такими княжескими чиновниками были, вероятно, емец и мечник, упоминаемые в 41-й статье Краткой Правды, а также (емец) на новгородских деревянных цилиндрах X в. Со временем, однако, с появлением у кафедр широкой юрисдикции, необходимых средств и нужного штата, складывается соответствующая церковная система управления и суда. Церкви и монастыри строились и функционировали во многих других городах Руси, где кафедр не было. Среди городов, где известны каменные церкви до середины XIII в., большая часть, такие, как Вышгород, Овруч, Лучин, Путивль, Новгород Север-ский, Трубчевск, Вщиж, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Старая Русса, Старая Ладога, Псков, Изборск, Дорогобуж, Вязьма, Рославль, Мстиславль, Витебск, Минск, Новогрудок, Гродно, Волковыск, Васильев, Звенигород, Вельск, Мельник, Дрогичин , не имея епископий, должна была в церковном отношении управляться постоянными или приезжими епископскими чиновниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Титул. Звенигород, Сквиры Харьков стар. Ахтырка, Изюм, Лебедян, Сума Чернигов Новгород-Северск, Нежин, Конотоп, Стародуб Полтава Ромны, Кременчуг Белгород, Львов, Обоянь, Старый Оскол Холмщина Холм и Бельцы Седлец, Замостье, Люблин, Брест, Бела, Новоминск Подолия Каменец Могилев, Балта Волынь Житомир Новгород-волынский, Владимир, Кременец, Острог Ингерманлан СПБург Примат Царское Село, Петергоф, Кронштадт, Гатчина, луга, Орешек Арх. Ямбург» Нарва» Гдов тит. архиеп. Ладога Титул.: Павловск, Колпино Старая русь Новгород Великий ст . Старая Русса, Боровичи, Тихвин, Белозерск Озерная Русь Великие Луки, Холм, Остров, Воронец Ливония и Эстония Ревель, Гапсаль Курляндия Митава, Виндава, Либава Финляия Выборг Свеаборг, Кексгольм Олонецкий Край Петрозаводск Олонецк, Вытегра, Каргополь, Повенец Северная Русь Архангельск Холмогоры, Кемь, Мезень, Онега Вологодский Край Вологда Великий Устюг, Устьсысольск, Тотьма, Никельск Вильно Ковно, Гродно Белая русь Витебск ст. Полоцк, Двинск Пинск, Слуцк, Борисов, Бобруйск Могилев Рогачев, Орша, Гомель, Мстиславль Новая Русь Одесса Тирасполь, Елизаветград Таврида Херсон ст. Николаев, Перекоп Бессарабия Кишинев Измаил, Бендеры Севастополь Симферополь, Ялта, Керчь, Феодосия, Евпатория, Бердянск, Мелитополь, Бахчисарай Донская область Ростов на Дону Новочеркасск, Таганрог, Азов, Усть-Медведицы Донецкая Земля Екатериносл. Мариуполь, Славяно-сербск Приволжье Казань Козьмодемианск, Ланшев, Чистополь, Чебоксары, Царевококшайск Саратов Камышин, Царицын, Вольск, Кузнецк Самара Ставрополь, Сызрань, Симбирск, Николаевск Краснослободск, Саранск Сарапуль, Глазов Златоуст, Бирск Ирбит, Екатеринбург, Соликамск, Верхотурье Оренбург Уральск, Челябинск Каспия Астрахань Царев, Енотайск Кавказ Владикавказ Пятигорск, Новороссийск, Ставрополь, Екатеринодар Грузия Тифлис Католикос Горы, Елизаветполь, Баку, Нуха, Дербент, Карс, Эриван, Дусет Поти, Озургеты Имеретия Кутаис Зугдыды, Сенаки Мингрелия Очемчиры, Гагры Среднеазиатская Самарканд Красноводск, Асхабад, Мерв, Хива, Бухара, Кунград

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Этот фрагмент интересен, прежде всего, тем, что в нем подробно рассказано о происхождении волшебного предмета, в данном случае – рога. 835 Гардарики (Garðariki) – один из ряда топонимов, обозначающих Древнюю Русь в произведениях древнескандинавской письменности. 836 Гардаланд (Garðaland) – в данном тексте синонимичен топониму Garðariki и служит для обозначения Древней Руси. В других древнескандинавских письменных памятниках топоним не зафиксирован. 837 Включение Дага, конунга в Гардаланде, в сюжет саги ничем не мотивировано. Весь этот фрагмент является, очевидно, поздней вставкой в текст. 838 Аустрвег (Austrvegr) – «Восточный путь» – обозначение земель, расположенных вдоль восточного берега Балтийского моря в памятниках древнескандинавской письменности. В ряде произведений в состав этих земель включена Древняя Русь. 839 Альдейгьюборг (Aldeigjuborg) – принятое в произведениях древнескандинавской письменности обозначение г. Старая Ладога. 840 Щит мира поднимался во время боя в знак перемирия; соответствует современному «белому флагу» (Cleasby, Gudbrand Vigfusson 1957. Р. 173). 841 Город Альдейгья (Aldeigja) – то же, что Альдейгьюборг: древнескандинавское обозначение Старой Ладоги. 843 Хольмгардарики (Hólmgarðariki). – Разночтения по рукописи С (AM 589f 4to): «... называют Хольмгардом» (Gaungu-Hrólfs saga/Rafn. Bis. 238). 844 Хольмгардарики, которое некоторые люди называют Гардарики. – Гардарики (Garðariki) – одно из ряда наименований, употреблявшихся в древнесеверных памятниках для обозначения Древней Руси. Топоним Хольмгардарики (Hólmgarðariki) представляет собой композит, составленный из названий Новгорода (Hólmgarðr) и слова riki – «государство», и является неологизмом автора данного текста, поскольку других случаев его употребления в произведениях древнескандинавской письменности не отмечено. Может быть переведен, как «Государство Новгород» или «Новгородское государство». Аналогичного соединения названия Киева (Kœnugarðr) с хоронимом «Гардарики» в текстах не встречается. См. также примеч. к Х.6.11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

129,185). Идолы найдены по всей славянской территории, но подавляющее большинство изваяний обнаружено случайно и, как правило, не на своем первоначальном месте и не связано с конкретными археологическими памятниками и датированными комплексами. Поэтому в связи с идолами встают те же вопросы, что и при изучении культовых камней: кто и когда им поклонялся, кем они были созданы. В письменных источниках упоминаются главным образом деревянные идолы. Широко известны слова варяга-христианина, сказанные в 983 г. в Киеве: «Не суть то бози но древо; днесь есть, а оутро изъгнило есть, не ядять бо ни пьють ни молвять, но суть делани руками в древе» (ПВЛ, М„ 1998, Т. 2, стб. 70). В Киеве в 980 г. был поставлен кумир «Перуна древяна, а голова его серебряна, а оус золот» (ПСРЛ, т. 2, стб. 56). Деревянным был идол Перуна в Новгороде. Сброшенный в воду, он поплыл по Волхову (ПСРЛ, т. 30, с. 38). Деревянными были идолы, описанные Ибн Фадланом, – высокие деревяшки с похожим на человеческое лицом (Ибн Фадлан, 1939, с. 79). Западнославянских идолов тоже делали из дерева, при уничтожении их срубали и сжигали на кострах (Гельмольд, 1963, с. 234; Котляревский А.А., 1893, с. 60). Несколько деревянных идолов найдено в западнославянских землях (Фишеринзель, Альтфризак, Берен-Любхен, Янково) (Gringmuth-Dalmer Е„ Hollnagel А., 1971, S. 107–130; Herrmann J., 1971, S. 538). Деревянные идолы, несомненно, имелись в большом количестве и у восточных славян, но на их территории большие деревянные изваяния пока не найдены. Зато на тех памятниках, где сохраняется дерево, известны многочисленные маленькие деревянные изображения богов. В Новгороде в слоях X–XIV вв. их найдено около 20, происходят они также из Старой Ладоги, Смоленска, Пскова (Панова Т. Д., 1989, с. 88–95). Эти небольшие фигурки связывают с изображениями низшего духа – домового (Арциховский А.В., 1956, с. 33; Колчин Б. А., Янин В. Л., 1982, с. 90) или даже высших языческих богов (Панова Т. Д., 1989, с. 93). Деревянные идолы славян являлись скульптурными изображениями и представляли собой объемные фигуры, часто сделанные во весь рост (Альтфризак, Фишеринзель, Старая Ладога), или имели вид рельефных головок на длинном стержне.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Полотский князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду влюбит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха божия, разумного, праведного, творящего все по законам божиим и судить умеющего. Тогда князь – в рай, и тиун – в рай. Если же князь лишен страха божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона божия не знающего, судить не умеющего, – только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, – так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад!» 2 Слева печатается древнерусскнй текст, справа – перевод на современный русский язык. (От верстальщика: в данной электрнной версии тексты приводятся абзацами – древнерусскнй текст – современный русский язык 3 Стр. 28. …хровате блии… – Византийский историк X в. Константин Багрянородный утверждает, что крещеные хорваты, живущие в Далмации, происходят от некрещеных хорватов, именуемых белыми. Страну этих белых хорватов Константин Багрянородный не совсем точно определяет где-то в соседстве с Баварией и Венгрией, недалеко от Вислы. 5 …а от тхъ ляховъ прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне. – Польские племена жили в бассейне Вислы и Одера. На севере, к западу от Одера, жили бодричии лутичи, к востоку до Вислы – поморяне; на востоке – куявы и мазовшане; в центре – великополяне; на юго-западе – силезцы; на юге – малополяне. 8 Стр. 28–30. …в озеро великое Нево… – Озеро Нево – Ладожское озеро. Это последнее свое название озеро Нево получило по русскому городу Ладоге (теперь Старая Ладога).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Отсюда необходимость предварительного снабжения кораблей топливом, продовольствием и др., чтобы обеспечить им довольно длительную автономность. в) Преобладанием северных ветров, ведущих к скоплению льда и торосам в губах, увеличивающим вероятность выбрасывания кораблей на берег и камни. Ледовый режим озера таков, что даже при кажущемся неподвижном льде он все же имеет небольшой дрейф, и вместе с ним корабли медленно дрейфуют к берегу. г) Тяжелые ледовые условия требуют специальных мер предохранения корпусов кораблей от повреждений – постоянной сколки льда и дополнительных мер по борьбе за живучесть, постановка дополнительных креплений корпуса, защитные наделки на форштевни, обшивка деревом вдоль ватерлинии и др. Все вышеизложенное подтверждает неудовлетворительность базирования флотилии на Морье и Новая Ладога и необходимость при первой возможности изменения места базирования ... Командующий ЛВФ капитан 1 ранга ЧЕРОКОВ Военный комиссар ЛВФ бригадный комиссар КАДУШКИН Начальник штаба ЛВФ капитан 1 ранга КУДРЯВЦЕВ ЦВМА. Ф. 13. Д. 11881. Л. 10. 111–116. Подлинник. 1942 год О плане наступательной операции 54-й армии ДОКЛАД штаба Ленинградского фронта начальнику Генерального Штаба Красной Армии 13 января 1942 г. Военный совет фронта утвердил следующий план проведения наступательной операции 54-й армии: 1 . Главный удар наносят 281, 3-я гвардейская дивизии, 11, 285 и 80 сд в общем направлении Костово, Тосно с фронта ст. Новая Малукса, канава у железной дороги (6,5 км северо-западнее Посадников Остров). Средства усиления: два ап, два гвардейских дивизиона М 8 и М 13, пять инжбатов. 2 . Синявинская оперативная группа, обороняясь своим правым флангом (128, 294 и 286 сд) на фронте Липка, Сараи, что в 4 км юго-восточнее Вороново, своим левым флангом – 265 сд, 16 тбр, 21 тд (без мат.части), гсбр и 6-я морбригада – наносит удар в общем направлении ст. Старая Малукса, Сигалово. Сильными заслонами по рубежу г. Пушечная, Карбусель, Турышкино, Старостино обеспечивает выполнение задачи главной группировки армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам итальянца Иосафата Барбаро, путешествовавшего по стране в 70-е годы XV в., Рязанская земля была «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами... Повсюду много лесов и деревень». Герберштейн писал, что «там великое изобилие меду, рыб, птиц и зверей... Народ там в высшей степени смелый и воинственный». В Рязани бортничество действительно было развито. Рязань прикрывала Северо-Восточную Русь от набегов кочевников. Через ее территорию шли торговые пути в Орду. Пятнадцатый век был временем расцвета экономической и культурной жизни Великого Новгорода. Формально он признавал верховное главенство князей, получивших ярлык на великое княжение, а фактически был вполне самостоятельным государственным образованием республиканского типа. Новгород был опоясан системой пограничных городов-крепостей, защищавших его от вторжения жадных до поживы соседей. На севере — это Ладога (на Волхове), Орехов (у истоков Невы на острове), Копорье, Ям (на реке Луге). Они прикрывали подступы к Новгороду со стороны Швеции и Ливонского ордена. На юге Новгород защищали Порхов (на реке Шелони), Старая Руса и Демон. Новгород был боярской республикой, в которой господствовавшая прослойка общества жила преимущественно за счет оброков, взимавшихся с крестьянства новгородских земель. Богатства новгородского боярства накапливались также путем внешнеторговых операций. Вывозил Новгород пушнину, воск и кожу. Пушнина шла на Восток, в Царьград, в «Немцы» и в Литву. Основными се поставщиками в Новгород были Печора, Двина и особенно Устюг. Велика была и доля пушнины (белок) в натуральном оброке новгородских крестьян. Транзитная торговля Новгорода воском достигала значительных размеров. Воск поступал из центральных районов страны, в том числе со Среднего Поволжья. В Новгород ввозились в первую очередь сукна. Поступала сюда и соль, которой в Новгороде не хватало. Привозились (главным образом ганзейскими купцами) и благородные металлы (преимущественно серебро). Как видим, для ведения транзитной торговли с Западом Новгород должен был сохранять тесные связи как с Севером, так и с Центром Руси, с Галичем, Москвой и Литвой.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

1709 г, об учреждении Ингермонландской губ. и о переписи ее. Из д. за 1709 г. в. 245. 20. Лета 1709 мая в 13 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и белыя и малыя России Самодержца Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. В нынешнем 709 году марта в 1-й д. в его Великого Государя указе из Разряду в Ижерскую Канцелярию написано: предшедшего де февраля в 23 д. в письме Его Царского Величества к боярину Тихону Никитичу Стрешиеву писано: губернии определены по городом, а в которых городах тем губерниям быть, тому при том письме роспись, да такова ж роспись послана губернатором и воеводам в города, в которых по определению быти губерниям, а окладные денежным и хлебным и иным всяким сборам и всякому ведению книги изготовить в Ижерской Канцелярии, и в городах воеводам и бурмистром, и те книги и всякое ведение, чего они будут требовать с Москвы и из городов, послать в города по письмам тех городов губернаторов и воевод, в которых о присылке того будут они писать, без задержания, дабы они против посланных к ним росписей города всякими делами и сборами, конечно, могли принять сборами с будущего 710 года, а до будущего году всяким делам, также и сборам быть по-прежнему и ведать тут, где были прежде ведомы, и чтоб о готовности и об отсылке из Ижерской Канцелярии в губернии всякого ведения указ учинить в Ижерской Канцелярии. Да апреля в 12 д. в присланной из Разряду в Ижерскую Канцелярию написано: Губерния Ингермонландская: Санкт-Петербург, а к нему города: Нарва, Шлиссельбург, великий Новгород, Псков, Ладога, Порхов, Гдов, Опочек, Изборск, Островец, Старая Руса, Луки Великие, Торопец, Бежицкой Верх, Устюжна, Олонец, Белоозеро, Ржева Пустая, Дерптской уезд, Каргополь, Пошехонье, Ржева Володимерова, Тверь, Торжок, Углич, Ярославль, Романов, Кашин, да кроме тех городов в той же губернии Ямбург, Копорье, которые отданы во владение светлейшему князю и генеральному губернатору над провинциями Ингрией и Эстляндией Меньшикову. И апреля в 15 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

- как категория более широкая, многомерная и, наконец, в качестве антитезы войны более естественная для общества " (с. 6). Вторые чтения на тему " Homo versus machinam: техника войны и проблема гуманизма в междисциплинарных исследованиях " (2005 г.) были поддержаны грантом государственного Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Третьи чтения, посвященные теме " Хронотоп войны: пространство и время в культурных репрезентациях социального конфликта " (2007 г.), получили организационную и финансовую поддержку Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга и Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге. В опубликованный сборник их материалов, получивший позитивную оценку научной общественности, вошли 95 публикаций ученых из 6 стран и 26 городов России. На сентябрь 2009 года намечен также выход в свет специального номера " Диалога со временем " (вып. 28, ответственный редактор выпуска - И.О. Ермаченко), посвященный аспектам мира и войны, специализированно разрабатываемым Санкт-Петербургским отделением РОИИ. Прошедшая в октябре 2009 г. конференция " Война и сакральность " вызвала большой интерес научной общественности. В конференции приняли участие около 30 представителей различных университетских и академических центров России (включая Москву, Екатеринбург, Казань, Новосибирск и т. д.), около 20 петербургских ученых, десяток участников из-за рубежа. В организации мероприятия в качестве институций (или их подразделений) приняли участие Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Северо-Западная академия государственной службы, Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник " Старая Ладога " , Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге. Тематические блоки конференции:     От древнего права завоевания до современных прав человека: юридический, этнический, религиозный аспекты " неприкосновенности личности " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

Закрыть itemscope itemtype="" > Международные транспортные коридоры, как фактор интеграции пространства Евразии Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.) 30.05.2012 1303 Время на чтение 13 минут Территория нашей страны расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, где формируются основные международные транспортные потоки. Исторически так сложилось, что через Россию во все времена проходили транспортные коммуникации между различными государствами, народами и цивилизациями. В этом году отмечается 1150-летняя годовщина со дня основания первого государственного образования России. 862 г. – дата, конечно условная, но именно к ней были приурочены торжества по поводу 1000-летия России и установлен известный памятник в Новгороде. Считается, что именно тогда, разрозненные славянские племена, обитавшие в северной части Восточно-Европейской равнины решили объединиться в одно государство и пригласили на княжение трех братьев-варягов. Первой столицей вновь образованного государства стал город Старая Ладога на р. Волхов. Спустя пять лет, приблизительно в 867 г., глава новообразованного государства, князь Рюрик перенес столицу ближе к оз. Ильмень, основав город Новгород. Примерно тогда же, был основан стратегический пункт в верховьях Днепра – Смоленск. Позже, ок. 882 г., преемник Рюрика, князь Олег перенес столицу из Новгорода в Киев. Все эти мероприятия предпринимались практически с единственной целью - более полного и надежного контроля движения людей и товаров по существовавшему тогда Великому северному пути, проходившему по рекам Нева, Волхов, Ловать, Днепр, озерам Ладожскому, Ильмень и известному в древнерусских летописях как «Великий путь из варяг в греки». Именно этим путем воспользовался на несколько столетий раньше Святой апостол Андрей Первозванный для проповеди в скифских землях. Еще почти через столетие, князь Святослав разгромил Хазарский каганат, находящийся в нижнем течении Волги и установил контроль над Великим Волжским путем. Таким образом, протекторат над двумя важнейшими транспортными артериями раннего средневековья, соединяющими государства Северной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, оказался в руках правителей Киевской Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/31/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010