Естественно, что эта колония была очень рыхлой, но, в любом случае, это было нечто большее, чем изолированные поселения отшельников. Скорее всего, такая колония имела место какое-то время и в пределах Нитрийской горы, поскольку мы уже упоминали имена нескольких отшельников, живших там, помимо преп. Амуна Нитрийского. Палладий не дает никаких сведений о том, что они были его учениками. Еще одну колонию анахоретов мы находим в районе Антинои (cap. 58). Палладий указывает, что в окрестностях города живут 1200 монахов, среди которых есть анахореты, живущие в горных пещерах 237 . Одним из таких отшельников был пресвитер Дорофей, совершавший службы для этих отшельников. Таким образом, эта колония анахоретов объединена, по крайней мере, литургически. Интересно отметить, что это поселение мы находим возле административного центра Фиваиды, т. е. области, которую принято считать «зоной влияния» киновии. Вероятно также, что некая колония анахоретов была на горе Ферма (cap. 20), где насчитывалось 500 монахов, в числе которых подвизался и преп. Павел Фермейский. Однако точных сведений об организации этих подвижников «Лавсаик» не содержит 238 . Вполне возможно, что немалую роль в управлении Нитрии играли главы «малых монастырей» и «малых общин», прежде всего старцы. А то, что они имели реальную, хотя и неформальную власть, мы постараемся показать ниже. Но власть старцев в таком случае могла носить, условно говоря, «местный» характер, что ставит под вопрос функционирование монашеского комплекса Нитрии как единого организма. Однако есть ряд фактов, указывающих, что Нитрия, по крайней мере к концу IV в., была единым, и в своем роде уникальным монашеским поселением, а не случайным набором «монастырей» и «аскитириев». Палладий пишет, что на Нитрийской горе находится семь пекарен, которые пекут хлеб не только для нитрийских монахов, но и для отшельников «большой пустыни» ( πανρημος), под которыми, скорее всего, следует понимать подвижников «пустынь» Келлий и Скита. На горе, по сообщению Палладия, имеется одна, но весьма обширная церковь (κκλησα μεγλη – Butler, 1898–1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

    2 поколение: 1. Святой Макарий Египетский, Святой Афанасий Александрийский, Преподобный Антоний Великий, Преподобный Иларион Палестинский. 2. Египет (Палестина, Сирия, Каппадокия). 3. Творение Преподобного Макария Египетского (и его Житие), творения Афанасия Александрийского, Древний Патерик (или «Достопамятные Сказания»). «История монахов» Руфина, «Лавсаик» Палладия Елеонского.     3 поколение: 1. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святой Мелентий Антиохийский, Преподобный Ефрем Сирии, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский, Блаженный Иероним Стридонский и его друзья. 2. Египет, Сирия, Каппадокия, Константинополь, Палестина, Италия. 3. Творения трех Святителей (особенно литургия), их Жития и других указанных Святителей: «Лавсаик» Палладия (связь Златоуста с Египетскими Подвижниками по «Лавсаику»), «Собеседование» Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, «История монахов» Руфина.     Пособия: История Церкви — Евсевия Кесарийского, Сократа, Созомена и Феодорита. V BEK     1 поколение: 1. Святой Исидор Пелусиот, Святой Кирилл Александрийский (Блаженный Феодорит Киррский, Святой Симеон Столпник), Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Блаженный Иероним. 2. Египет, Сирия (Италия с Галлией, Палестина, Карфаген).     3. Творения Преподобного Исидора Пелусиота, Святого Кирилла Александрийского, Блаженного Феодорита Киррского (особенно «История Боголюбцев»), Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Блаженного Августина (особенно его «Исповедь»), Блаженного Иеронима. Жития Преподобных Египта: Паисия Великого, Виссариона, Пимена Великого, Арсения Великого и др.; «Достопамятные Сказания», Деяния III Вселенского Собора.     2 поколение: 1. Преподобный Симеон Столпник (Блаженный Феодорит), Святой Лев Великий, папа Римский, Блаженный Диадох, епископ Фотий, Святой Евфимий Великий, Преподобный Исихий Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский. 2. Сирия, Италия (с Галлией), Палестина и Карфаген. 3. Житие Преподобного Симеона Столпника (Великие Четьи-Минеи), «История Боголюбцев» Блаженного Феодорита и некоторые его письма (о примирении с Иоанном Антиохийским), Творения Преподобного Нила Синайского и Святого Льва, папы Римского, Блаженного Диадоха (в Добротолюбии и отдельно), Житие Преподобного Евфимия Великого; Творения Преподобного Исихия Иерусалимского; Деяния IV Вселенского Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Житие иже во святых отца нашего Симеона Столпника  //ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907. Житие преподобнаго огца нашего Харитона Исповедника  //ПП. Вып. 10. СПб., 1899. Житье и хожденье Даниила русскыя земли игумена 1106–1107 гг.  /Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3 и 9 (1/3). СПб., 1885 [греч. текст и рус. перевод] Иероним, блж. Творения. Т. 1–4.  Киев, 1863–1868. Иероним, блж. Творения. В 17-ти частях.  Киев, 1893–1903. Иоанн Дамаскин , прп. Сказание о святом и славном великомученике Артемии, извлеченное из Церковной истории Филосторгия и некоторых других Иоанном монахом//Приложение к ХЧ (1853–1854). С. 439–452. Иоанн Кассиан 1892  =Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина /Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892. Иоанн Златоуст , свт.  Беседы к народу Антиохийскому. СПб., 1859 [греч. текст: PG 49, 67–82]. Иоанн Златоуст 1896–1906  =Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 томах. СПб., 1896–1906. Иоанн Фока 1889  =Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине//ППС. Вып. 23. СПб., 1889. С. 29–59 [греч. текст: PG 133, 928–972 и рус. Перевод] Кекелидзе 1912=Иерусалимский Канонарь VII в. (грузинская версия)/Изд. прот. К. Кекелидзе. Тифлис, 1912. Лавсаик 1873  =Палладия, епископа Еленопольского «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов/Пер. с греч. [ Евсевия Орлинского ]. СПб., 1873 [перераб. изд.: М., 1992. См. также: Butler С. The Lausiac History of Palladius... и Palladio. La storia Lausiaca...]. Луг Духовный.  Творение блаженного Иоанна Мосха /Пер. с греч. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. (Троицкая библиотека, кн. 1 [репр.: М., 1991; греч. текст: PG 87/3, 2852–3116] Луг Духовный 2004 , см.: Достопамятные сказания 2004. Макарий Египетский , прп.  Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Макарий Египетский , прп.  Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Интересно, что такая социальная востребованность известных египетских подвижников подтверждается и другими источниками. Замечательная работа П. Эвьё об известном египетском монахе, преп. Исидоре Пелусиоте (ок. 360 – ок. 435/440 гг.), показывает, что адресатами его многочисленных посланий были выходцы практически из всех социальных слоев византийского общества и представители различных профессий 454 . Сравнительно недавнее исследование круга социальных контактов уже упоминавшегося нами игумена Шенуте (385–465), основанное как на агиографической традиции о нем, так и на корпусе его творений, дают приблизительно такую же картину [см. Behlmer, 1998J. 2) «Лавсаик» Материалы, предоставляемые «Лавсаиком» по данному вопросу гораздо обширнее сведений «Жития преп. Антония». Поэтому мы можем увидеть здесь как подтверждение тех связей монахов с миром, которые мы находим у свт. Афанасия, так и новые сюжетные повороты. Сначала мы посмотрим, насколько различается круг общения египетского монашества и причин, побуждающих мирян идти к монаху, очерченные Палладием и свт. Афанасием. Как уже было сказано, свт. Афанасий пишет о том, что посетителями преп. Антония были представители всей социальной вертикали египетского общества IV в. В «Лавсаике» мы находим то же самое. В отличие от «Жития» у Палладия есть прямые упоминания о сельских жителях Египта, приходящих к монахам. В 17-й главе есть рассказ о том, как крестьянин приходит к преп. Макарию Египетскому с просьбой снять заклятье с его жены. В 18-й главе мы находим возле кельи преп. Макария Александрийского пресвитера (πρεσβτερος κμης), пораженного за свои грехи страшной болезнью. Св. Павел Фермейский (cap. 20) рассказывает о подвижнице, которая подвизается в одном селении: учитывая, что преп. Павел сам происходил из крестьян, можно сделать вывод, что ему рассказали об этой подвижнице жители комы, либо он сам ее видел, посещая эту деревню. Как и в «Житии св. Антония», городская составляющая контактов монахов с городом представлена более отчетливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Пролог и рукописи Святителя снова помогают нам определить это издание; в них иногда встречаются ссылки на книгу «Vitae sanctorum patrum» 191 , часть этих ссылок мы уже приводили, разбирая месяцеслов Четиих-Миней. Теперь обратим внимание на те из них, которые относятся не к памятям, а к житиям святых. Но прежде всего скажем несколько слов о составе и содержании названной книги. Под именем Vitae SS patrum в библиографии известно собрание сочинений агиографического характера, составленное Герибертом Росвейдом и изданное впервые, как свидетельствует архиеп. Сергий 192 , в 1615-м году. Сборник Росвейда состоит из 10 книг; в первой, autore Ieronimo et alliis variis, собраны жития: Павла препростого и Илариона великого, написанные блаж. Иеронимом, затем – Фабиолы, Павла, что в Риме, Антония великого – Афанасиево, Онуфрия великого – Пафнутиево, Авраамия и Марии – Ефремово, Василия великого – Амфилохиево, Симеона столпника – Антониево, Иоанна милостивого – Леонтиево, Варлаама и Иоасафа – Дамаскиново, св.м. Пелагеи – Иакова, диакона Ефесского, Марии Египетской – Софониево и 13 житий, принадлежащих неизвестным авторам 193 . Вторую книгу составляет «жизнь пустынных Отцев», или история монахов, приписываемая обыкновенно Руфину Аквилейскому 194 . Третья книга, озаглавливаемая «Verba seniorum» содержит различные отрывочные сведения об отшельниках и приписывается тому же Руфину, но – по словам проф. В. Г. Васильевского 195 – ему не принадлежит. Проф. Васильевский полагает, что эта книга есть извлечение из так называемого «Великого Лимонаря», где были собраны различные рассказы о свв. отцах, современных Антонию великому и живших после него 196 . В четвертой книге, составленной из сочинений Сульпиция Севера и Иоанна Кассиана , содержатся отрывочные сказания о свв. Отцах и о монастырских уставах. В книгах 5, 6, и 7-ой, имеющих одинаковое заглавие – «Verba Seniorum» и принадлежащих неизвестному автору – греку, собраны изречения свв. Отцов, разделенные: на 18 частей – в пятой книге, на 4 – в шестой и на 43 главы – в седьмой. Восьмая книга содержит «Лавсаик» Палладия Еленопольского , где с буквальною точностью повторены почти все рассказы Руфина 197 . В девятой книге приведена «История Боголюбивых», составленная Феодоритом 198 , а в десятой «Лимонарь или Луг Духовный» блаж. Иоанна Мосха 199 . Заканчивается сборник особым приложением – appendix, где помещен «Paradis Geraclidi» Гераклидов Рай, содержащий краткие сказания о свв. Отцах, и Палладиев «Лавсаик» в новой редакции 200 . Все эти сочинения приведены в сборнике Росвейда в латинском переводе. Таким образом, и здесь мы будем иметь дело с латинским источником, который в Четиих-Минеях цитируется не прямо, а по вошедшим в его состав первоисточникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святые отцы, заставив его ослабить подвиг, исцелили от гордости, а " своими молитвами восстановили его в прежнюю добродетельную жизнь " [с. 151]. Впал в самообольщение и некто Валент. Ему представилось, что с ним беседуют Ангелы и даже ему служат. А однажды он так поддался обману, что принял за Спасителя злую силу, окруженную демонами в образе Ангелов. В упоении гордости Валент еще более стал превозноситься и дошел до того, что начал отвергать самые Тайны Христовы - Тело и Кровь. " Я не имею нужды в приобщении " , - заявлял он. Святые отцы вылечили и его - истребили в нем гордость своими молитвами, разными унижениями и суровостью, " врачуя противное противным " [с. 68, 69].А одна " дева-подвижница " , проживя десять лет благочестиво, была обольщена некиим певцом, " согрешила с ним и, зачавши во чреве, родила " . Но вскоре осознала свое падение и стала глубоко сокрушаться. Соблюдая строгое воздержание, она в течение тридцати лет самоотверженно служила больным и увечным женщинам. Этим она так преклонила милость Божию, что одному святому пресвитеру было открыто: " Такая-то угодила Ему более покаянием, нежели девством " . " Это пишу я, - заключает повествователь, - чтобы мы не презирали тех, которые хотя много согрешили, но и от сердца раскаялись: ибо и сия блаженная, сокрушив свое сердце и жизнь свою проведши в смиренномудрии, не была презрена Господом кающихся " [ 1 ]. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. СПб., 1850. С. 285-286. В московском издании 1992 года используемый здесь параграф " О девственнице обольщенной и раскаявшейся " опущен. Чудеса " земных Ангелов " Чему учит " Лавсаик " " Лицо у аввы Феоны было, как у Ангела [с. 95] ...Старец по имени Виссарион... будто земной Ангел [с. 158] " .Само по себе житие святых мужей и святых жен, их подвиг (нередко и покаянный), превосходящий обычные человеческие силы, их мужество в перенесении испытаний, скорбей, страданий, их самоотверженное служение Богу и людям - есть уже чудо. Но Господь сподобил их, этих земных собеседников Ангелов (Ангельского общения сподобивыйся, - говорится в молитве преподобному Сергию Радонежскому), и особого дара - творить от Его Имени и Его Именем чудеса, то есть такие " дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только Всемогущей силой Божией " [ 1 ].Все святые в той или иной мере были чудотворцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Ок. 364, Галатия - между 420 и 430), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), еп. Еленопольский. Жизнь Сведения о жизни П. во множестве рассеяны по его сочинениям «Лавсаик» и «Диалог о житии Иоанна Златоуста», четко рисующим портрет их автора. П., без сомнения, получил хорошее образование. Его брат Бриссон и сестра тоже избрали монашескую жизнь ( Palladius. Lausiac. 35). Брат был епископом, но после изгнания свт. Иоанна Златоуста его лишили кафедры, он удалился в сельскую местность и жил там своими трудами ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 20. 55-56); сохранились 2 послания к нему свт. Иоанна с выражением искреннего расположения ( Ioan. Chrysost. Ep. 190, 234). Вся последняя глава «Лавсаика», хотя повествование в ней ведется от 3-го лица, автобиографична и повествует о подвижничестве П. Сообщение о посещении 106 городов и о длительном пребывании в нек-рых из них ( Palladius. Lausiac. 71) завершает образ П. как неутомимого путешественника. Из-за редко встречающихся датировок при попытке расположить в хронологической последовательности описываемые события возникают сложности. Даже приводимые П. точные цифры могут задавать только относительную хронологию. Напр., сообщение П. о том, что он пишет «Лавсаик» на 20-м году епископства, 33-м году монашества и 56-м - жизни ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Prol. 2), в зависимости от выбранных временных точек может привести к разным результатам. Уточнять даты помогает соотнесенность нек-рых сведений о жизни П. или с известными историческими событиями, или с биографиями его современников. Относительно точно можно определить год рукоположения П. во епископа Еленопольского. В 400 г. он как епископ принимал участие в Соборе, созванном в К-поле свт. Иоанном Златоустом. Поскольку П. оставался учеником Евагрия Понтийского до кончины последнего в 399 г., то епископская хиротония П. могла состояться только между 2 этими событиями.

http://pravenc.ru/text/2578727.html

Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в образе ангелов. Искушая его, они сказали ему: “Еще пятьдесят лет тебе жить, как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?” Он отвечал им: “Огорчили вы меня, назначив мне жить немного. Я приготовился к терпению на двести лет.” Услышав это, бесы удалились, испуская вопли. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 304). 1131. Авва Макарий, утешая скорбящего, сказал, чтобы он отгонял смущающие помыслы, говоря им, что стережет стены (своей келии) для Христа См. также: Келия ; Помыслы ; Уныние . Однажды впал я ( Иоанн Мосх . – Ред.) в великую тоску и, придя к святому Макарию Александрийскому , сказал ему: “Авва Макарий! Что мне делать? Смущают меня помыслы, говоря мне: “Ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе.” Святой старец отвечал: “Скажи своим помыслам: “Для Христа я стерегу эти стены.” (Лавсаик. С. 71). 1132. Авва Пиор всю жизнь употреблял горькую воду О святом муже авве Пиоре рассказывают следующее. На месте, где он жил, выкопал он колодец, а вода оказалась очень горькой. Но, несмотря на это, он оставался там до самой смерти и употреблял эту горькую воду. В этом и проявилось терпение мужественного воина Христова. Многие из монахов, мужи опытнейшие, после его смерти по очереди пытались остаться в его келии, но не могли прожить и одного года. Там и вода была чрезвычайно горькой, и место очень страшное, лишенное всяких жизненных удобств. Таковы дивные чудеса Пиора, крепкого столпа терпения, и таков конец его добродетели: за горькую воду он теперь с великой духовной радостью вкушает из вечного потока сладости. (Лавсаик. С. 227). 1133. Больной старец безропотно вкусил пищу, по ошибке приготовленную учеником на горьком масле См. также: Мужество . Один из старцев заболел и в течение многих дней не мог употреблять никакой пищи. Ученик его убедительно просил, чтоб он позволил приготовить для него немного киселя. Старец согласился. У них был один сосуд с медом, а другой, похожий, сосудец с маслом, выжатым из льняного семени. Масло это уже испортилось и не годилось ни для какого употребления, разве что для лампады. Брат по ошибке положил в приготовленную им пищу масло, думая, что кладет мед. Старец отведал и, не сказав ничего, молча стал есть. Когда была подана третья перемена, старец взмолился: “Сын! Я не могу больше.” Тот, желая, чтоб он еще поел, сказал: “Авва! Кисель хорош, и я поем его.” Как только он попробовал, то понял, что совершил ошибку. Он пал к ногам старца: “Увы мне, авва! Я убил тебя. Какой грех возложил ты на меня, ничего не сказав мне!” Старец отвечал ему: “Не огорчайся, если бы благоугодно было Богу, чтобы я вкусил хорошей пищи, то ты положил бы меду, а не того, что положил.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 457. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

См.: 1 Тим 6,20 ; Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь. 43; Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 85; Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologigues. I. 271 s.; idem. Traites ethiques. I. 184–185, IX. 105–106; Сет. Григорий Палама. Триады. I. 1.2, 12. Самым известным из них является прп. Павел Препростой, ученик прп. Антония (см.: Палладий. Лавсаик. 25; История египетских монахов. XXIV; Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Павле Простом). Эта связь ясно проявляется в житии прп. Павла Препростого. Прп. Антоний, кажется, видит зависимость между простотой Павла Препростого и его духовным совершенством: «Уверившись… что раб Христов Павел, хотя весьма прост и неучен, но совершен душою…» (Палладий. Лавсаик. 25; рус. пер.: Указ. изд. С. 63). Еу Н., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatric P. 634. Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 60. Jean Rufiis. Plerophories. P. 178. Grosdidier de Matons J. Les themes d’edification… P. 302–303. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 58; Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 42–44. См.: Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Foil. P. 144. Apophtegmata Patrum. De abbate Ammona. 9 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 460). Apophtegmata Patrum. De abbate Or. 14//PG. 65. Col. 44 °C (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 626). См. греч. текст «Лавсаика» (гл. XLI): PG. 34. Col. 1106. Jean Rufus. Plerophories. P. 178.10,29. (Здесь и далее после страницы Ларше указывает нумерацию строки. — Ред.) Vie et recks de l’abbe Daniel. P. 60. 10–11. Ibid. P. 61. 14. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 166–167. См. также: Ibid. P. 183. «Эмес, где он притворялся безумным» (И. Р. 125); «Авва Симеон прикидывался идиотом» (XXI. Р. 154); «Симеон безумствовал» (XII. Р. 146); «прикидываясь неразумным», «разыгрывая безумие» (XXVI. Р. 157); «Симеон начинал разыгрывать безумие» (XXXI. Р. 162); «он разыгрывал безумие» (XXXIX. Р. 166). См. также: XIII. Р. 148; XXXVII. Р. 165 (нумерация глав и страниц дана по фр. изд.: Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Беседы на евангелиста Матфея. – Иоанн Златоуст . Беседы на евангелиста Матфея. В трех частях (перевод с греческого). – Москва, 1846. Беседы на Евангелия. – Беседы на Евангелия иже во святых отца нашего Григория Двоеслова . В двух книгах (перевод с латинского). – Санкт-Петербург, 1860. Беседы на Книгу бытия. – Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу бытия. В трех частях (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1851–1853. Беседы на первое Послание к Тимофею. – Иоанн Златоуст . Беседы на первое Послание святого апостола Павла к Тимофею (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1859. Беседы на Послание к римлянам. – Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам (перевод с греческого). – Москва, 1839. Беседы на Послание к филиппийцам. – Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к филиппийцам (перевод с греческого). – Москва, 1844. Беседы на разные материи. – Беседы святого отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, на разные материи (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1824. Добротолюбие. – Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отцов, в чем же нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В четырех частях (перевод с греческого). – Москва, 1857. Достопамятные сказания. – Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов (перевод с греческого). – Москва, 1845. Духовные беседы и слова. – Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях (перевод с греческого). – Москва, 1852. Изложение. – Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры (перевод с греческого). – Москва, 1844. Лавсаик. – Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов (перевод с греческого). – Санкт-Петербург, 1854. Лествица. – Иоанн Лествичник . Лествица, возводящая на небо. – Москва, 1862. Луг духовный. – Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха (перевод с греческого). – Москва, 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010