Судя по остаткам болгарского правописания некоторых списков Иерусалимский Патерик переведен в Болгарии в XIII веке. – Русский перевод первой редакции Иерусалим. Патерика издан в 1850 г. редакцией «Душеполезного Чтения», в Москве под заглавием «Древний Патерик». II. Египетский Патерик Египетский Патерик (Лавсаик) в 178 главах, произведение епископа Палладия, посвященное некоему вельможе Лавсу, переведен тоже у юго-восточных славян в XIV веке. У нас встречается редко, в списках XV-XVI веков. См. список библиотеки графа Уварова, в числе рук. Царского, на бомбицине XV века, 363. Список Троице-Сергиевой Лавры, 710, 1493 г. – «Лавсаик» в рукописи библиотеки графа Ф. Толстого, (ныне в Император. Публич. библиотеке), 1648 г., II, 129. Русский перевод издан в Петербурге 1850 года. III. Азбучный Патерик Азбучный Патерик переведен, вероятно на Афоне в XIII веке, встречается в списках XIV-XVII веков. – См. Румянцев, музей CCCVII, 1570 г. Троице-Сергиевой Лавры 701, 1469 г.; 702, 1628 г. Полнейший издан в прошлом столетии раскольниками (в Гродно?). Русский перевод азбучного Патерика, под заглавием «Душеспасительные сказания о подвижничестве св. отец», издан Московской Духовной Академией в 1846 году. IV. Скитский Патерик Скитские Патерики, неопределенных редакций, разнообразны и между собой иногда не сходны. Их можно разделить на три разряда: самые полные 300 и более глав; средние 200 и более (211, 203…), малые 100 и более (115…). Список Царского (Уваровская библ.), 293, XVI в., (310 гл.), один из самых полных. Троице-Сергиевой Лавры, 704, XV в., (203 главы), средний. Список Царского (библиотеки графа Уварова), 294, (115 гл.), малый. Переведен в России в XIV веке. V. Римский Патерик Римский Патерик или беседы св. Григория Двоеслова , папы Римского, о жизни итальянских отцов, переведен в России с латинского языка. См. список Троице-Сергиевой Лавры, XVI в., 153. Троице-Сергиева Лавра, декабрь 1890 г. Архимандрит Леонид. Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

399 О том, что этот устав – собственность Саввина Тверского монастыря, не остав­ляет никакого сомнения надпись в начале его: «л. 7138 сия книга устав Тверского уезду Саввина монастыря; взят в Москве при игумене Тихоне, сентября в 24 день по отписке Тверского и Кашинского архиеписк. Евфимия. Принесли же тот устав того же монасты­ря начальники Савва и Варсонофий с собою из Грек». Только здесь последняя заметка XVII века – ошибка. По словам прп. Иосифа, на Афон ходил прп. Савва Бороздин. 401 Перепись 1662 года: «монастырь Саввин 50 дворов» (Записки Императорского русского археологического общества). 405 По переписи 1662 г.: «монастырь Савватиева пустынь 45 дворов» (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях). 407 Бес. 4, на Евангелие Матфея. У абиссинцев и коптов почитаются между свя­тыми: февр. 9. (3) «три ясны отшельницы»; апр. 8 (3) Агапис, Ариана и Аскопия девы; апр. 13 (8) диакониса Дионисия; мая 6 (1) Саломея подвижница; мая 20 (15) Седеза ученица прп. Аммона; июля 3 (июня 27) Мария подвижница; июля 6 (июня 30) Сатур- нина подвижница ( Ludolfi . Ad soam historiam aethiopicam commentaries). К сожалению, подробных известий об их жизни не имеем в виду. 408 Палладий Еленопольский . Лавсаик. Гл. 5. У Гераклида, в гл. 1, Дидим говорит о затворнице: «на двенадцатом году, отходя на последний покой, убрала сама себя». То же по особой редакции Лавсаика. Migne. Т. 94, p. 255, 348. 409 У коптов св. Александра – апр. 15 (10) (Ludolfi. Ad soam historiam aethiopicam commentaries). 411 Лавсаик, гл. 6; Гераклид, гл. 2. Та же повесть в Прологе март. 30 и в сборнике Патерик под знам. м. Там и здесь инокиня называется Монакою. 412 По ркп. житию Герасим пришел «от Богоспасаемого града Киева, той же веси Глушенского монастыря постриженик». По самому составу слов видно, что Вологжанин многого не разобрал в подлиннике. Глушенского монастыря не было в Киеве; а известна Гнилецкая Успенская обитель с пещерами (ФундуклейИ. Обозрение Киева). Предисло­вие жития говорит, что житие прп. Герасима и служба ему затерялись во время разоре­ний Вологды и что предлагаемые сведения взяты из Вологодских летописных заметок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Полный рус. пер. неполного и дефектного греч. текста, иногда, к тому же, значительно искаженный переводчиком: 332 . Палладия, епископа Еленопольского, «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов/Пер. с греч. [ Евсевия Орлинского ]. 1 СПб. 1850. VI, 310. СПб. 2 1854. VII, 304; 3 1873. XII, 392; Почаев 1914. М. 1992. 191. Св.-Троицкий Ново-Голутвин монастырь 1992. V, 230, 3. Отрывки: 333 . ХЧ 1837, 1838, 1840, 1849 (см.: Указатель к ХЧ за 1821–1903 гг. СПб. 1905. 41); 334 . Византийские легенды/Изд. подг. Полякова С. В. М. 1972. 1994. 10–17. (Литерат. пам-ки). [Гл. 16; 19 (Моисей Эфиоплянин); 22 (Павел Препростый); 34; 70]. Жития византийских святых. СПб. 1995 (Биб-ка мировой лит-ры, Средние века). [По уверению издателей (см. аннотацию на суперобложке), переизд. 1995 г. «свободно от цензурных купюр», в отличие от изд. в серии ЛП]; 335 . Многоценная жемчужина 4 .222). 253–264. [Гл. 4, 5, 21, 22. Пер. Аверинцева С. С. по изд. Bartelink’a 1974]. Англ. пер.: 336 . Palladius. The Lausiac History/Transl. by Meyer R T. Ν. Y. 1965. (Ancient Christian Writers. 34). Франц. пер.: 337 . Les moines du désert. Histoire Lausiaque/Trad. par les carmélites de Mazille. P. 1981. (Les pères dans la Foi). Серб. пер.: 338 . Naлaдuje, Епископ «Лавсаик» . 1. Битол. 1933. Сирийский текст 339 . Les formes syriaques de la matière de l’Histoire Lausiaque/Ed. Draguet R Louvain 1978. 1: Les manuscrits. Édition des pièces liminaires et des ch. 1–19. 2: Édition des ch. 20–71; Épilogue (72–73). (CSCO 389–390, 398–399/Syr 169–170, 173–174). Коптский текст 340 . Amélineau É. De Historia Lausiaca, quaenam sit hujus ad monachorum Aegyptiorum historiam scribendam utilitas. P. 1887. [Изд. копт. фрагментов и лат. пер.]. Эмендации: 341 . Vogüé A. de. Les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque. L’édition d’Amelineau et le manuscript//Orientalia. 1989. 58. 326–332. Разночтения: 342 . Vogüé A. de. La version copte du chapitre XVII de l’Histoire Lausiaque. Les deux éditeurs et les trois manuscripts//Orientalia. 1989. 58. 510–524.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

720 См. в настоящей главе § 4. Обрядовая сторона молитвы. В дополнение к вышесказанному о народных обычаях при молитве прибавлю: простой народ говорит, что, стоя на молитве, не должно расставлять ноги, в противном случае «между расставленными ногами будет шмыгать бес и смущать молящегося». Конечно, это не с ветру взято, а из практики, хотя это сообщение и нельзя обобщать. Но кто же будет отрицать, что поза солдата «во фронте», со сжатыми ногами, не выражает напряженного внимания, трезвенности, готовности – всего того, что требуется и от духовного воина?.. 725 Границы этого дозволения убавлять и прибавлять себе поклоны в церкви см. в книге: Сын Церковный (рукописный экземпляр XVII века, библиотека Никольского единоверческого монастыря). Статья 63 [в печатном изд. 51]. В своем печатном издании «Сына Церковного» старообрядцы это место, как неприятное для себя и обличающее, выпустили. 726 Впрочем, бывает по-разному. Так, в «Октае 5 гласа» (изд. 1649 г.), говорится: «Поем Честнейшую херувим, на кийждо стих на оба лика, и творим поклоны до земли», а в «Октае 1 гласа» (изд. 1648 г.) и в «Великом Уставе» (М., 1641 г., при патриархе Иоасафе) читаем: «...и стихологисуем велегласно: Величит душа моя Господа, Честнейшую херувим, и поклоны в пояс, последнему же стиху поклон в землю» (см.: Различие уставов о поклонах...). 729 Достопамятные сказания. С. 75. О простирании рук см. в данной главе: § 4. Обрядовая сторона молитвы. 732 Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик. СПб., 1873. С. 82–83. 19. Сам преп. Макарий сознается, что дальнейшее испытание грозило ему гордостным возношением, потому ему и было попущено Богом (см.: Четьи-Минеи, 17 января) не докончить начатого. Но совершить подвиг он, по-видимому, мог. 733 Так велико было отступничество Юлиана, что сатана даже отрядил в его распоряжение особых бесов! Посвятил его (Юлиана) в тайны магии некий неоплатоник Максим, слывший в то время величайшим чародеем. Это было при самом вступлении Юлиана на престол. С тех пор Максим безотлучно охранял Юлиана от христианских влияний и пользовался его чрезвычайным уважением. См.: Сократ. Церковная история. Кн. III. Гл. 1; Созомен. Церковная история. Кн. IV. Гл. 2; Древний Патерик. М., 1899. С. 239. Гл. 12, 12. Примечание. Некоторые подробности посвящения Юлиана в магические культы и его хождения к бесам на поклонение приведены в: «Основы» Отдел II. § 5. Злой дух...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  . А меня, косного и ленивого на дела требуемые и скорого на дела непотребные, укрепите на благое Вашим заступлением пред престолом Божиим.   Вашего Высокопреподобия усерднейший слуга А. Сергий. 27 декабря. 1852 г. 2386 Эти две статьи в том же году напечатаны вместе отдельной книжкой с небольшими изменениями. В ней текст «Окружного Послания» напечатан славянским шрифтом. 2387 Эти восемь статей изданы потом отдельной книжкой под заглавием: «Летопись раскола за 1876–1879 годы». М., 1880 г. А последняя из них, под заглавием «Раскольнический собор в Москве, бывший во второй половине октября 1879 года» напечатана особой книжкой еще ранее А. И. Хлудовым. 2388 Эта статья перепечатана потом отдельной книжкой под заглавием: «Нечто о притязаниях раскольников на полноправность». М., 1881 года. 2389 «Издания» приводятся не в хронологическом порядке, а распределены на группы по содержанию, соответственно указанным рубрикам. 2390 Шивиц в своем сочинении Pachomianische Klöster im 4 Jahrh, p. 233. (Archiv Katol. Kirchenrecht. 1902 3) считает эту цифру преувеличенной в десять раз. Он говорит, что по вине переписчика к цифре 5000 был прибавлен один ноль и так. обр. получилась громадная цифра в 50000 человек. Но и 5000 человек почтительная цифра. 2405 Там же. Т. 5, стр. 65. 166. 169. 170. 258–259. 261 и мн. др. Ср. Епископ Феофан. «Древне-иноческие уставы». М., 1892 г., стр. 361 слл. 2407 «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев». Изд. 2. М., 1846. Стр. 3, 1. 2408 Преп. Иларион Великий. «Палест. патерик». Вып. 4. Изд. Палест. Импер. Общ. СПБ, 1894 г. Стр. 28–30. Ср. Норов. «Путеш. по Египту». Т. 2, стр. 254. 2412 Св. Афанасий, Архиепископ Александрийский. «Творения». Т. 3-й. М., 1853 г. «Житие преп. Антония», стр. 207. 2415 Палладий, Епископ Еленопольский. «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцев». СПБ., 1850 г. Стр. 114. Ср. «Дост. сказ.». Стр. 3. 1; Созомен. Кн. 3, гл. 13; Никифор. Кн. 9, гл. 14; «Арабское житие Пахомия и Феодора». E. Amelineau. Histoire de Saint Pakhôme et de ses communantés. Documents coptes et arabe inédidits, publiés et traduits, par. E. Am. Par. 1889. Annal. du Musée Guimet. t. XVII. В Конском и Греческом житии (Acta Sanctorum) нет ни слова о том, что при этом явлении Ангел вручил Пахомию устав иночоского общежития. Архим. Палладий. «Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие по новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях». Казань. 1899 г. Стр. 53–54.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О нем подробно рассказывает Палладий (Лавсаик, гл. XVII), говорит Руфин, еще Сократ и Созомен. Известно отдельное житие его в коптской и сирийской редакциях. Однако, никто из этих древних авторов не упоминает о творениях преподобного... Великий старец жил замкнуто, с двумя учениками, которые и принимали посетителей. Как выражается Палладий, он жил точно странник на этой земле, мертвый для мира и земных забот, весь в созерцании и в беседе с Богом... Только Геннадий Массилийский говорит о его творениях, но называет при этом " одно только послание, " - imam таптит ad juniores professionis suae soripsit epismolam... Вероятно, это и есть известное нам " духовное " послание " к чадам, " ad filios (сохранилось в латинском переводе)... Это полное отсутствие упоминаний о сборнике " бесед " вызывает недоумение. Особенно странно молчание Палладия. Он был близок с Евагрием, учеником Макария, и не мог не знать о творениях преподобного... Невольно возникает сомнение, принадлежат ли в действительности эти беседы или " гомилии " великому Макарию... На надписание рукописей полагаться трудно. И к тому же отдельные беседы встречаются и под другими именами, - преподобного Ефрема Сирина, чаще блаженного Марка Пустынника. В арабском переводе весь сборник (21 беседа) надписан именем Симеона Столпника... Во всяком случае, изданный текст " Бесед " вряд ли исправен. В нем чувствуется позднейшая обработка. Вероятно, и самое разделение на " беседы " следует приписать позднейшему метафрасту; недавно издано еще семь бесед (продолжение сборника). Отдельные беседы слишком различны по объему, иные имеют скорее характер писем, в тексте нередки дословные повторения. Нужно прибавить, редакторская работа над " Беседами " продолжалась и позже. В рукописях известны " семь слов " Макария под разными заглавиями ( " О хранении сердца " и т. под.) " в переложении " Симеона Логофета (или Метафраста). Можно думать, что и основной, известный нам, текст бесед есть уже результат обработки... Гораздо важнее наблюдения над содержанием бесед.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

Это ясно уже у святого Афанасия и у Каппадокийцев. Христологические споры разрешаются не только догматическим, но и аскетическим синтезом. Его мы находим у преподобного Максима Исповедника. Догматика и аскетика органически и неразрывно смыкаются в его системе. II. Дyxobhыe беседы 1. Сборник «Духовных бесед» (числом 50) известен в рукописях под именем Макария. Со времени первого издания в авторе принято видеть преподобного Макария Египетского, знаменитого скитского подвижника века, ученика преподобного Антония. О нем подробно рассказывает Палладий (Лавсаик, гл. XVII), говорит Руфин, еще Сократ и Созомен. Известно отдельное житие его в коптской и сирийской редакциях. Однако, никто из этих древних авторов не упоминает о творениях преподобного… Великий старец жил замкнуто, с двумя учениками, которые и принимали посетителей. Как выражается Палладий, он жил точно странник на этой земле, мертвый для мира и земных забот, весь в созерцании и в беседе с Богом… Только Геннадий Массилийский говорит о его творениях, но называет при этом «одно только послание», — imam таптит ad juniores professionis suae soripsit epismolam… Вероятно, это и есть известное нам «духовное» послание «к чадам», ad filios (сохранилось в латинском переводе)… Это полное отсутствие упоминаний о сборнике «бесед» вызывает недоумение. Особенно странно молчание Палладия. Он был близок с Евагрием, учеником Макария, и не мог не знать о творениях преподобного… Невольно возникает сомнение, принадлежат ли в действительности эти беседы или «гомилии» великому Макарию… На надписание рукописей полагаться трудно. И к тому же отдельные беседы встречаются и под другими именами, — преподобного Ефрема Сирина, чаще блаженного Марка Пустынника. В арабском переводе весь сборник (21 беседа) надписан именем Симеона Столпника… Во всяком случае, изданный текст «Бесед» вряд ли исправен. В нем чувствуется позднейшая обработка. Вероятно, и самое разделение на «беседы» следует приписать позднейшему метафрасту; недавно издано еще семь бесед (продолжение сборника).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   J. Stigimayr: “Bilder und Vergleiche aus dem byzantinischen Hofleben in den Homilien des Makarius». Stimmen der Zeit, 80 (1911), стр. 414—427.    Idem: «Sachliches u. Sprachliches».    Бес. XXXII, 2.    Бес. XXXIX.    Бес. XLVII, 3; XLVII, 6.    Бес. VIII, 6.    Бес. XXX, 4.    Бес. XXXVIII, 2.    Бес. II, 1; Бес. V, 5.    Бес. VII, 1.    Бес. 1, 9.    «Лавсаик», гл. 39.    Ibid, гл. 32.    J. Stoffels: «Makarius der Aegypter auf den Pfaden der Stoa», In «Theolog. Quartalschr». 92 (1910), стр. 88—105; 243—265.    Stiglmayr: «Sachliches u. Sprachliches», стр. 24.    Ibid, стр. 55—59.    P.G. 34, 604 С.    Op. cit. стр. 21—31.    «Лавсаик», гл. 31, 32.    Ibid., гл. 118.    Ibid., гл. 26.    Ibid., гл. 50, 54.    См. Archimandrite Cyprien KERN: «Le Symbolisme realiste des Peres». Статья посмертно издана в «Pensee Orthodoxe» XII, Paris, 1966. (Редактор).    «Лавсаик», гл. 38.    Ср. Бес. XIV, 3:XXXIII, 1.    Бес. XXVII, 19.    «Лавсаик», гл. 98.    Бес. IV, 21, 23; Бес. VI, 1, 2.    Гл. 22, 43, 46, 49    Ер. II, P.G. 34, col. 421 С; 436 С. Ср. Бес. XLV, 2, Ibid. col, 785 D.    Бес. XVII, 10.    «Лавсаик», гл. 98. Ср. гл. 8.    Бес. VI, 1.    «Лавсаик», гл. 52.    Ibid., гл. 86.    Гл. 52, 83, 85.    IV, 25; X, 3; 5; XVII, 12; XXIX, 7.    V, 4.    Бес. V, 4; XV, 15; XIX, 6; XXVI, 14, 15, XXX, 9, XL, 4, 6.    «Лавсаик», гл. 46.    Ibid.    Ibid., гл. 52. Ср. гл. 59.    VII, 1; VIII, 3; ср. XXXIII, 4.    VII, 5; XV, 15.    XXXVII, 4; XL, 2.    Бес. IV, 15; V, 6; X, 1; XV, 14; XXV, 5; XL, 2.    Предисловие, гл. 87.    Гл. 145.    VIII, 1; XV, 13; 14; XXXIII, 1.    Гл. 59; 77.    Гл. 21.    Гл. 2.    См. Архим. Киприан: «Антропология Св. Гр. Паламы». Стр. 21—22    P.G. 34, col. 676 С.    Epist. II; Бес. IX, 7; XI, 15; XVI, 13; etc.    V. 6; ХХХП, 6.    Гл. 43.    Архим. Киприан: ор. cit. стр. 421—428.    Бес. I, 1.3.    Огл. IX, 1.3.    Огл. XVI, 3, 18; XVII, 15.    Огл. XVI, 22.    Огл. XVI, 22.    Огл. XVII, 36; ср. XVIII, 18.    Бес. XXIX, 1.    Огл. XVII, 36.    Stiglmayr: «Sachliches und Sprachliches»,. стр. 53—56.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бес. XVII, 10. 300 «Лавсаик», гл. 98. Ср. гл. 8. 301 Бес. VI, 1. 302 «Лавсаик», гл. 52. 303 Ibid., гл. 86. 304 Гл. 52, 83, 85. 305 IV, 25; X, 3; 5; XVII, 12; XXIX, 7. 306 V, 4. 307 Бес. V, 4; XV, 15; XIX, 6; XXVI, 14, 15, XXX, 9, XL, 4, 6. 308 «Лавсаик», гл. 46. 309 Ibid. 310 Ibid., гл. 52. Ср. гл. 59. 311 VII, 1; VIII, 3; ср. XXXIII, 4. 312 VII, 5; XV, 15. 313 XXXVII, 4; XL, 2. 314 Бес. IV, 15; V, 6; X, 1; XV, 14; XXV, 5; XL, 2. 315 Предисловие, гл. 87. 316 Гл. 145. 317 VIII, 1; XV, 13; 14; XXXIII, 1. 318 Гл. 59; 77. 319 Гл. 21. 320 Гл. 2. 321 См. Архим. Киприан: «Антропология Св. Гр. Паламы». Стр. 21 –22 322 P.G. 34, col. 676 С. 323 Epist. II; Бес. IX, 7; XI, 15; XVI, 13; etc. 324 V. 6; ХХХП, 6. 325 Гл. 43. 326 Архим. Киприан: ор. cit. стр. 421–428. 327 Бес. I, 1–3. 328 Огл. IX, 1–3. 329 Огл. XVI, 3, 18; XVII, 15. 330 Огл. XVI, 22. 331 Огл. XVI, 22. 332 Огл. XVII, 36; ср. XVIII, 18. 333 Бес. XXIX, 1. 334 Огл. XVII, 36. 335 Stiglmayr: «Sachliches und Sprachliches…», стр. 53–56. 336 «The Homelies of St. Macarius of Egypt» In «Journal of Theol. Studies», vol. VIII, 1906, oct., стр. 86. 337 Бес. V, 8–9; ср. XII, 14. 338 L. Villecourt, ор. cit.; Stiglmayr, ор. cit.; S. Flemming: «De Macarii Aegyptii scriptis quaestiones». Gцmmingen, 1909. 339 Бес. XXVII, 17. 340 Гл. XXV, 4. См. Архим. Киприан, «Евхаристия», стр. 267–269. 341 Огл. IV, 6; XV, 3. 342 Огл. I, 2; III, 14; V, 6; VII, 13; XI, 4; XX, 6; XXI, 1. 343 Огл. II, 11. 344 Огл. II, 12. 345 Огл. XII, 10. 346 Бес. IV, 11. 347 Бес. XVI, 1. 348 Огл. XI, 10. 349 Огл. IV, 7. 350 Огл. XVII, 34. 351 Огл. XI, 10; IV, 8. 352 Огл. IV, 8; XV, 21. 353 «О свободе Ума», 11. 354 P.G. 34, col. 417 АВ. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2035 Предисл. бл. Иеронима к переводу Устава преп. Пахомия, р. п. IV, 56. Лавсаик. Migne P. G. XXXIV, 1110 сар. XXXVIII; р. пер. гл. 34, стр. 116. Созомен, Церк. история, кн. III гл. 14: р. п. 194. 2036 Разные ст. Устава Пахомия в пер. бл. Иеронима Migne P. L. XXIII t. р. п, Феофана Др. иноч. уставы, 97–100, 103–107. Ср. Amélineau, Ann. du musée Guimet, t. XVII, p. 257. 2037 Василия Великого , пис. 24. Migne P. G. XXXII, 296; p. пер. изд. 3-e VI. 63. Ефрема Сир. I t. 260 p.; p. п. 2-е изд. I, 464. Иоанна Кассиана, см. прим. 3 на стр. 490. Очень отчётливо положение старца – руководителя новоначальных иноков в его отношении к строю общежительного монастыря описывается в уставе преп. Бенедикта: „Если братство велико, надо избрать из самих братий таких, которые имеют доброе свидетельство и живут свято и поставить их деканами (decani), чтобы они несли попечение о своём десятке во всём, по заповедям Божиим и по повелениям аввы. В деканы да избираются такие, с которыми бы авва мог с уверенностью разделять бремя своё. Выбор надо делать... по успехам в жизни и способности назидать словом учения“. Загордившегося декана после троекратного безуспешного обличения следовало сменить. Regulae, cap. 21; Migne, P. L. LXVI, 483–486; p. п. Феофана, Древние иноческие уставы, Μ. 1892. 617–618. 2039 Арх. Феодосий, Палестинское монашество в IV–VI вв. Киев 1899 г. стр. 88. Житие св. Саввы Пал. Пат. I вып. 37 стр. И. Помяловского, Изд. О. Люб. Др. П., 130–132 стр. гр. текст. 2040 Преп. Герасим Иорданский († 475) „создав знаменитейшую лавру, соорудил посреди её общежитие и узаконил, чтобы начальные иноки оставались в общежитии и воспитывались в иноческой жизни“. Палест. пат. 6 вып. 6–7 стр. ср. Феодосия ор. с. 84–85. Тоже значение имела киновия и по мысли преп. Евфимия великого. Там же, 106 стр. 2041 Проф. А. Дмитриевский . Путешествие по востоку и его научные результаты. Киев 1890, 185. Вот соответствующие факты, – из жития св. Стефана (725–794): авва Евстратий был „в чине ученика у старца, когда он жил в лавре“ Пал. Патер. вып. 11, стр. 22; Иоанн Дамаскин , поступивший в лавру св. Саввы, был принят в ученики одним старцем, который взял его за руку и отвёл в свою келью. Acta Sanct. Maii. II, p. XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010