а) из Черлионского монастыря, иеромонахов Филиппа Копчинского и Сильвестра Климонтовича в Гродненский, а иеромонаха Анатолия Девойну в Бытенский монастыри, b) из Касутского монастыря, иеромонахов Стефана Соболевского и Игнатия Ногорского в Борунский монастырь, а настоятеля Иосафата Вышинского к кафедральному Жировицкому собору, с) из Глушнянского монастыря, настоятеля Лаврентия Высоцкого и монаха Иоанна Свирковича – в Виленский монастырь, и d) из Раковского монастыря, настоятеля Константина Реймера и иеромонаха Лонгина Невмержинского в Тороканский, а иеромонахов Антония Волонсевича и Варфоломея Соколовского в Бытенский монастыри; и в-третьих, впредь до дальнейшего, однако же, распоряжения о приходах Черлионском, Касутском и Раковском, оставить на некоторое время для наблюдения за оными иеромонахами, ныне ими заведующих. Вслед за сим я не премину предложить консистории и о дальнейших распоряжениях, как в отношении присоединения монастырских фундушей к церквам Гродненской, Вилейской, Лидской и Минской, так и выделении части оных для священников Черлионской, Касутской и Раковской церквей. Виленскому военкому губернатору князю Долгорукову, от 5 марта за 177, о передаче вновь Греко-униатскому духовному ведомству Бобовнянской церкви, присвоенной Римлянами, а также и прихожан её Слуцкий благочинный Николай Наркевич доносит мне, что Минской губернии, Слуцкого уезда, в местечке Бобовне находящаяся церковь была Униатскою и при оной состоял Греко-униатский священник Фома Рогалевич, на что имеются бесчисленные свидетели; но что ныне оная церковь с перешедшими в Римский обряд Униатами и фундушем состоит в ведении Римского священника, который, не довольствуясь таковым завладением, ещё своими внушениями вовлекает и прочих окружных Униатов к отступничеству от прародительского своего вероисповедания. Засим он, благочинный, просит моего ходатайства, чтобы помянутая состоящая в местечке Бобовне церковь с её прихожанами, в Римский обряд перешедшими, а также фундушем и аннуатою, обращена была паки в Греко-униатское духовное ведомство, а Римский священник, как не имеющий никакого прихода, выведен был из местечка Бобовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ипполит Остинский, Римский, сщмч. - житие Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников Священномученик Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия жили в царствование Клавдия1, в бытность игемоном, в звании наместника, Улпия Римлянина. Кенсорин был первым советником в сенате, в сане магистра2. Подвергнутый допросу, на основании доноса, он исповедал Христа и за это был ввергнут в темницу. Там он совершил много чудес Христовою силою и даже вопрошал мертвого. Случившиеся при этом воины, видя чудеса, уверовали во Христа, и за это им, числом до двадцати, были отсечены головы. Подвергнута была допросу, как христианка, и блаженная девица Хрисия. Воины, повесив ее, били воловыми жилами и опаляли огнем ее ребра, а затем ввергли в темницу. Спустя несколько дней, снова вывели ее из темницы, раздробили камнем ее челюсти и били оловянным молотом по плечам, а затем, привязав камень на шею, ввергли ее в глубину морскую. Так святая девица окончила свое страдание за Христа. Блаженный Савин также был бит по телу тяжелым молотом и, повешенный на дереве, опаляем свечами. Претерпевая такие муки и благодаря Богу, он предал ему дух свой. Узнав обо всем этом, великий Ипполит, святитель Римской церкви, пришел к игемону и обличал его жестокость и бесчеловечие, называя его кровопийцей. При этом он дерзновенно исповедал Христа Бога, Творца мира. За это он был бит слугами игемона по глазам; нечестивые подвергли его и другим мукам и, наконец, связав ему руки и ноги, бросили в море. Претерпев эти мучения, Святой Ипполит сделался наследником Царствия Божьего3. 1 Клавдий II-uмnepamop римский, царствовал с 268-270 год. 2 Магистр - собственно значит: учитель. Но название магистра при византийском императорском дворе означало одну из высших придворных должностей. 3 Святые мученики Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия пострадали в 269 году. Священномученик Ипполит был епископом Остийской пристани, близ Рима, в которой и был потоплен. Мощи его находятся ныне в Риме в церкви смч. Лаврентия и папы Дамаса. - Ипполит был ученейшим из христианских богословов и плодовитым, разносторонним писателем. Большая часть его сочинений посвящена полемике против древних еретиков - ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, маркионитов и др. Из сочинений его ныне известны: Канон пасхальный, против иудеев, против Платона, против ересей, против Верона и Гелика, сочинение о Христе и антихристе. Другую группу сочинений Ипполита составляют его многочисленные толкования на Священное Писание, из которых сохранились большею частью лишь отрывки. Так он писал толкования на книги Бытия, Исход, на Притчи, Екклесиаст, Песнь песней, на Евангелия Матвея, Луки и Иоанна, на пророков Исайю, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы и Апокалипсис. Замечательны и его проповеди, как образцы древне-церковного учительства; из них в целом виде сохранились лишь слово на Богоявление и о пророке Данииле.

http://pravicon.com/info-2557

Византийский император Анастасий, несмотря на сильное сопротивление, не оставлял мысли добиться единства в вере на основе Генотикона. Но преемник Евфимия на Константинопольской кафедре Македоний (496–511 гг.) не поддавался на уговоры и, как свидетельствует византийский историк Церкви, Феодор Чтец , заявлял, «... что без Собора Вселенского, на котором председательствовал бы епископ великого Рима, он не решится ни на что». (Извлечения из Церковной истории Феодора Чтеца по изложению Никифора Калликста. II, 17). Поэтому Анастасий, раздосадованный тем, что не в силах поколебать несгибаемость епископов Рима и не имея возможности оказывать на них прямого давления, как не епископов Константинопольских (Македоний в 511 г. был смещен с кафедры и отправлен в ссылку), ибо политическая власть над Италией все же принадлежала готскому королю Теодориху, ожидал подходящего случая воздействовать каким-либо иным образом, и такой случай вскоре представился. Римский сенатор Фест, обещавший императору подпись Папы под Генотиконом, после кончины Анастасия II подкупил привезенным из Византии золотом часть римского духовенства, склонив их избрать Папой архипресвитера Лаврентия, который в свою очередь, в благодарность за это, обещал подписать Генотикон. В день выборов Папы, 22 ноября 498 г. римское духовенство разделилось и направилось в два разных собора: меньшая часть – в собор св. Марии Маджиоре, где был избран Лаврентий, а большая часть – в собор Святого Петра, где был избран св. Симмах. Современник этих драматических событий, Феодор Чтец повествует следующее: «...Фест... тайно предложил царю убедить Римского епископа к подписанию Зенонова Генотикона. Но возвратившись в Рим, он узнал, что епископ Анастасий уже умер, и потому начал стараться, чтобы Генотикон был подписан по крайней мере для раскола. Подкупив многих деньгами, он против обычая вынудил у них мнение избрать в епископы некоего римлянина по имени Лаврентий. И вот в одно и то же время рукоположены двое: большинство рукоположило диакона Симмаха, а прочие – Лаврентия. Отсюда в Риме произошли и убийства и расхищения, и другие бесчисленные злодейства. Такое волнение продолжалось три года.» (Извлечение из Церковной истории Феодора Чтеца по изложению Никифора Калликста. II, 17; Ср.: Феофан. Хронография. 493 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Год спустя, в августе 258 года, император Валериан издал новый эдикт против христиан, по которому предписывалось казнить всех оставшихся твердыми в вере епископов, пресвитеров и диаконов; сенаторов и всадников из числа мирян лишать гражданства и подвергать конфискации имущества, а затем, если они останутся упорными в исповедании Христа, казнить и их; христианок из числа знатных матрон ссылать в отдаленные места, а христиан, состоящих на императорской службе, отправлять на сельские работы в императорские сальтусы. Многие из христиан были по эдикту Валериана приговорены к каторжным работам на рудниках. Сразу после издания этого эдикта был схвачен и заточен в тюрьму преемник священномученика Стефана Римский епископ Сикст вместе с двумя диаконами Феликиссимом и Агапитом. На пути в темницу им встретился первый из семи римских диаконов Лаврентий. Святитель предсказал ему близкую смерть и велел поторопиться с раздачей церковного имущества нищим. Исполнив повеление епископа, Лаврентий пришел на суд, перед которым предстояли уже Сикст, Феликиссим и Агапит, и доложил святителю об исполнении его поручения, после чего его подвергли аресту. 6 августа епископ Сикст вместе с диаконами Феликиссимом и Агапитом были обезглавлены. Диакона Лаврентия заточили в темницу и подвергли пыткам: его бичевали плетьми с железными крючьями, оловянными прутьями, обжигали кровоточащие раны огнем. Свидетели его страданий воин Роман, а также начальник тюрьмы Ипполит вместе со своими домашними приняли крещение. Мученика Романа усекли мечом. Святого Лаврентия положили на железную решетку, и палачи рогатиной прижимали его тело к жаровне. Обращаясь к мучителям, святой, по преданию, сказал: «Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!» Его последние предсмертные слова были обращены к Спасителю: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои» . 10 августа 258 года святой Ипполит похоронил мощи мученика в пещере, а три дня спустя и сам он вместе с другими римскими христианами пролил кровь за Христа.

http://pravoslavie.ru/41686.html

Когда указ Деция появился в Карфагене, – на площадях и в цирках язычники стали кричать: Киприана львам! Карфагеняне упросили своего любимаго пастыря скрыться куда-нибудь из города, и Киприан около 14 месяцев скрывался в уединенном месте, где служил для блага церкви и паствы своей не только молитвою, но и письмами: верующие извещали его о всем, что делалось в Карфагене, и Киприан из своего уединения посылал письма и свои распоряжения. Лише только утихло гонение, – он поспешил в Карфаген. Но тут вскоре открылась моровая язва. Киприан напомнил своей пастве заповедь о любви, и христиане, по его убеждению, с отеческою любовью пеклись о больных и умерших, каждый по мере сил и средств. Киприан делил с ними все труды и попечения. В гонение Валерианаон должен был расстаться со своею паствою. Проконсул назначил для Киприана местом заточения город Курубит, находившийся близ Карфагена. В первый же день (14 сентября 257 г.) по прибытии Киприана в Курубит, Господь открыл ему во сне, что через год он отдаст жизнь свою за Христа. Ровно через год так и случилось. После обыкновенных допросов проконсул велел ему принести жертву. «Не могу»,– сказал Киприан.«Подумай»,– прервал его проконсул.«В таком важном деле, – сказал Киприан, – неуместно размышление: делай со мною, как тебе предписано.» Тогда проконсул объявил: Киприана казнить мечем. «Слава Богу», – воскликнул Киприан, а его верные закричали: «Пусть и нам рубят головы!...» На месте казни Святитель снял с себя верхнюю одежду, потом, помолясь Богу на коленях, благословил народ и завещал дать исполнителю казни 25 монет; наконец завязал себе глаза, а руки свои предоставил связать стоявшим подле него пресвитеру и иподиакону, – и палач его обезглавил (14 сентября 258 г.). Христиане в платки и полотенца собирали кровь его, как драгоценное сокровище, и похоронили на кладбище. Св. архидиакон Лаврентий пострадал в Риме в гонение Валериана. Когда римский епископ Сикст, приговоренный к смерти, шел на место казни, – Лаврентий, встретившись с ним, сказал: «Куда идешь, отец, без сына, архиерей без архидиакона?..

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Рената Лаврентия де ля Барра Христианская история древних отцов 1583 года (Renati Laurentii de la Barri Historia christiana veterum patrum). В ней – жизнеописания некоторых апостолов, «Лавсаик» , Боголюбец Феодорита, Егезиппа 5 книг, Орозия против язычников, Григория Турского история франков, Беды история Англов, хроники Сигиберта и Адона и Мартиролог Узуарда. Лаврентия Сурия Жизни святых Востока и Запада 6 томов в лист, 1569–1575 года (Laurentii Surii Carthusiani vitae sanctorum Orientis et Occidentis). Они расходились скоро, так что в 1618 г. явилось 4-е издание распространенное, составленное из изданных прежде и неизданных житий с сохранением древнего слога, так как Сурия упрекали за изменение его в 1 издании. Перепечатано в Турине 1875–1880 г. в 13 томах. Цезаря Барония ( 1607 г.) Летописи церковные (1598–1609) (Baronii Annales acclesiastici). Его должно читать с учеными критическими замечаниями на него Антония Пага ( 1689) и Франциска Пага 1705 г. три тома. – Его же Римский мартиролог 1586 г. (Martyrologium Romanun) с учеными примечаниями, о коем подробнее ниже. Гериберта Росвейда Жизни отцов, 10 книг 1615 года (Herberti Rosweidi vitae partrum). 8-ю книгу составляет «Лавсаик» Палладия, 9-ю – Боголюбцы Феодорита, 10-ю – Луг Иоанна Мосха ; в прибавлении – Рай Гераклида и «Лавсаик» Палладия, в древнем переводе, и неизвестного автора грека: изречения отцов египетских. Феррария Всеобщий каталог святых 1625 г. (Ferarrii Catalogus generalis Sanctorum). Не очень богат восточными памятями, которые притом часто под иными днями, а не под теми, в кои находятся в восточных календарях. Приведем вкратце отзыв о сем труде одного из протестантов (Реттберга в Real – Encyklop. Herzog. т. I р. 106–108): «Все труды (по части агиологии) далеко превзошло исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, – доктора Болланда и его товарищей. План его составил еще иезуит Гериберт Росвейд, по смерти которого (1629 г.) собрания, в сему делу относящиеся, перешли, по распоряжению ордена, в Иоанну Болланду (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В Риме присутствие префекта Макрина умножало казни. Он исходатайствовал у императора, занятого войною Персов, жестокий указ Сенату против христиан: епископы, пресвитеры и диаконы, должны были наказываться смертью, за исповедание Сына Божия; сенаторы и всадники Римские и почетные жены лишением достоинства и имуществ; отпущенники же из числа рабов лишением свободы, и указ тот обнародовали по всем областям империи. Епископ Римский Стефан первый усечен был мечом в начале гонений, и Сикст, его преемник, последовал самому образу его смерти, когда готовился совершать литургию. Тогда ревностный диакон Лаврентий, старший между семи диаконов Римской Церкви, видя пастыря своего ведомого на смерть, воззвал к нему со слезами: «Отец мой, куда идешь без сына? Ты не привык приносить жертвы без служителя, испытай ныне, достоин ли я твоего избрания!» «Не я оставляю тебя, – отвечал Сикст, – но лучший подвиг тебе предназначен: чрез три дня последуешь за мною». И через три дня мученически пошел он вслед за пастырем. Префект, слышавший о сокровищах Церкви, потребовал их от Лаврентия, как от доверенного казнохранителя Сиксто-ва. Мужественный диакон просил себе трехдневного срока и собрал в притворе хромых, слепых и всех странных и убогих, которых питала милостынею Церковь Римская. «Вот наши лучшие сокровища, – сказал он изумленному префекту, – златые и серебряные сосуды и таланты, с которыми не может сравниться никакое богатство века сего: пользуйся ими для спасения кесаря и самого себя». Макрин велел положить мученика на раскаленное решето, и небесным светом прославилось лице его; благоухали горящие члены. Пролежав долго на одном боку, Лаврентий спокойно сказал мучителю: «Уже испекся, обрати». И потом опять: «Теперь готов я, можешь есть». И воззвав к Богу о спасении Рима, испустил дух. Сенаторы, пораженные его долготерпением, понесли на раменах останки архидиакона до места погребения. Между тем и в Африке, при начале гонений, Киприан позван был на суд проконсула, с угрозами смерти, если не отречется от Иисуса Христа. «Я христианин и епископ, – отвечал святой муж, – верую в Единого истинного Бога, которого молю о здравии императоров, и пребуду тверд в благом исповедании». «Итак, иди в заточение, – сказал ему судия, – и укажи своих пресвитеров». «Ты найдешь каждого на своем месте, – отвечал Киприан. – Собственные законы ваши запрещают нам делаться доносчиками, а наши правила не позволяют нам произвольно представлять себя мучениям; твори, что тебе поведено».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

л. м. 5992, Р. Х. 492. Первый год епископства Ильи в Иерусалиме и Флавиана в Антиохии. В сем году Фест, сенатор римский, отправленный, по некоторым государственным делам, к Анастасию, просил его, чтобы торжественнее совершали память святых апостолов Петра и Павла, что действительно и совершается до ныне. Македоний хотел было отправить чрез Феста соборное послание к Анастасию, епископу Римскому, но император воспротивился тому. л. м. 5993, Р. Х. 493. В сем году Фест, отходя в Рим, дал слово царю Анастасию убедить папу Анастасия принять примирительную грамоту Зинона, но не застал его уже в живых. Подкупивши многих деньгами, он, вопреки римскому обыкновению, назначил в Римские епископы какого-то Лаврентия, который и поставлен был одною только частью, но православные отделились от них и возвели Симмаха, одного из диаконов. От этого произошли большие беспорядки, убийства и хищения, продолжавшиеся три года, пока Февдерик, Африканец, хотя сам арианин, овладев Римом, созвал местный собор и утвердил Симмаха Римским епископом, а Лаврентия определил епископом, в город Нокерию; но он не успокоился, напротив, поднял смятение, за что низложен был Симмахом и заточен. Таким образом прекращено возмущение. В том же году Анастасий уничтожил подати золотом и серебром, травлю зверей, а должностные места, прежде продававшиеся, начал раздавать даром. л. м. 5995, Р. Х. 495. Первый год епископства Саллюстия в Иерусалиме. В сем году Анастасий заключил мир с Арефою, сыном Фалаваны, а отцом Вадихарима и Агара, и, таким образом, вся Палестина, Аравия и Финикия начали наслаждаться глубокою тишиною и спокойствием. При начинавшемся землетрясении в Новокесарии один воин, шедши дорогою, увидел как бы двух воинов, идущих к городу, а позади их еще одного, который им кричал: «Охраните дом, в котором находится гроб Григория!» Землетрясение увеличилось, и большая часть города разрушилась, кроме храма святого Григория. л. м. 5996, Р. Х. 496. В сем году персидский царь, Кавад, требовал денег от Анастасия, который отвечал ему: «Если он хочет занять у него денег, то пусть пришлет расписку, иначе он не даст».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия дела-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония (1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошли исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II, 929–930). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860,) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii aevi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Мабиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев — Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящееся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», и д. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРГАНО [итал. Gargano; лат. Garganus mons], известняковый горный массив (площадь - 2 тыс. кв. км, высота - до 1056 м), п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия). Близ мест. Монте-Сант-Анджело находится бенедиктинское аббатство Гаргано, на территории к-рого расположено известное с раннего средневековья место почитания арх. Михаила - центр паломничества. Основным источником по истории возникновения пещерного храма является «Книга о явлении святого Михаила на горе Гаргано» (Liber de apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano), составленная в кон. VIII - нач. IX в. неизвестным автором (BHL, N 5948). «Книга» была переведена на греч. язык не позднее X в. (Leanza). Согласно тексту, однажды (время неизвестно) некий местный житель бродил по горам в поисках потерявшегося быка, к-рого он обнаружил около входа в пещеру. Рассерженный человек выстрелил в него из лука, но порыв ветра перевернул стрелу так, что она попала в стрелявшего. Свидетели этого события поняли, что видели знамение и обратились за разъяснением к епископу (не назван по имени) ближайшего г. Сипонто. После 3-дневного поста епископу явился арх. Михаил и сообщил, что он является стражем и попечителем этого места. Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Через нек-рое время на жителей городов Сипонто и Беневенто напали неаполитанцы, тогда еще бывшие язычниками. По молитвам епископа и всех христиан, призвавших на помощь арх. Михаила, на язычников обрушился с неба огненный ливень, громы и молнии; половина их была уничтожена, а остальные обратились в бегство. В пещере, покровителем к-рой был арх. Михаил, на камне обнаружился небольшой отпечаток человеческой ноги. Вскоре из каменной крыши над алтарем пещерной церкви забил целебный источник, получивший название Капля. В Житии Лаврентия, еп. Сипонто, составленном в IX-XI вв. (BHL, N 4790-4791), т. е. гораздо позже «Книги», он назван тем самым епископом, к-рому являлся архангел, а также основателем пещерного храма, возникшего, согласно житию, в 493 г., а победа над неаполитанцами отнесена к 8 мая 492 г. Там же сообщается, что в 494 г. Г. посетил папа Римский Геласий I . То, что он был современником событий, следует из Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Однако Геласий I в сочинениях, рассказывая о неск. храмах во имя арх. Михаила, ни разу не упомянул святилище на горе Г. Празднование в Г. в честь арх. Михаила совершается 8 мая, в день победы над язычниками, согласно Житию Лаврентия. Этот праздник известен с XI в. ( Grégoir H. Repertorium Liturgicum Italicum//Studi Medievali. 1968. N 9. P. 480-481), однако существует и др. день памяти арх. Михаила - 29 (30) сент., какой из 2 праздников отмечался раньше в Г.- неизвестно.

http://pravenc.ru/text/161670.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010