Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.– киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником – князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья – братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине. В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf «Он долго горел – не сгорая И много сердец просветил... Отверзлись пред ним двери рая За то, что он много любил...» Наша русская земля издавна славится великими подвижниками, начиная с Антония и Феодосия Печерских и прочих и кончая Серафимом Саровским , великим подвижником благочестия последних времен прошлого столетия. Вот и в наш XX век, век великих успехов науки и техники (но, к сожалению, не веры и благочестия), явился старец отец Лаврентий, всеми любимый и почитаемый. Схиархимандрит Лаврентий, в мире Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в с. Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его Евсевий и Христина были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, трудолюбивый, послушный. Особенное было призвание к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И, бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет в клуне свои любимые мелодии, в которых он изливал свою детскую душу. Имена братьев: старший – Варфоломей – оставался жить на старом дворище, где и сейчас живет его дочь Зоя и невестка с дочерью. Младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (т. е. были сосланы), и о них ничего не известно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

Новополье. Церковь Лаврентия Черниговского. Карта и ближайшие объекты История храма преподобного Лаврентия Черниговского начинается с 1994 года, когда была образована по благословению управляющего Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви архиепископа Иринея православная община в селе Новополье Криворожского района. Село Новополье появилось на окраине Кривого Рога в 1921 году, и по вполне понятным причинам, храма в селе, появившемся на заре Советской власти, быть не могло. В памяти прихожан остались имена глубоко верующих людей, хранивших в годы воинствующего атеизма и безбожия искру живой веры Богу. Они воссылали молитвы, благодарили Бога и просили заступничества Пресвятой Богородицы всему нашему православному народу. Просили и о наступлении благословенных времен, когда Православная вера вновь воссияет, выйдя из под гнета богоборческой власти. Эти времена настали... В 1994 г.инициативная группа общины, возглавляемая прот. Александром Ярыгой - настоятелем храма св.Александра Невского, Валентиной Николюк, Надеждой Постолати(+2004), Марией Мамалыгой обратилась с просьбой к Днепропетровской областной администрации зарегистрировать православный приход во имя преп. Лаврентия Черниговского, разрешение было получено и первым настоятелем прихода стал прот. Димитрий Дылдин. Радость верующих и благодарность Богу была безгранична, наконец милостью Божией и молитвами преп. Лаврентия в селе появилась церковь. В домах прихожан с мая 1994 г. начали служиться молебны, совершаться водосвятия, а вскоре в доме Зиновия Гурского была совершена первая Божественная Литургия. Приход рос и развивался, живя полноценной литургической жизнью. В 1997 году председателем сельского совета становится Мелетич Владимир Никитович. С именем этого глубоко верующего человека тесно связана вся последующая жизнь храма, его трудами и заботами в апреле 1997 общине было передано бывшее здание сельского совета, и через несколько дней на Пасху 1997 года уже в храме, по благословению епископа Ефрема Криворожского и Никопольского, была отслужена Божественная Литургия в храме.

http://sobory.ru/article/?object=02824

10-е Св. муч. Лаврентия архидиакона, Сикста папы и других с ними После мученической кончины Стефана папы в 257 году, место его занял Сикст и управлял церковию одиннадцать месяцев, после чего был взят с двумя диаконами, как глава христиан, и после двукратного допроса, за исповедание имени Христова, обезглавлен вместе с ними (7 авг. 258). Когда вели его в темницу, архидиакон Лаврентий воскликнул к нему: «куда, отче, спешишь без архидиакона своего?» Св. Сикст сказал ему пророчески: «не оставлю тебя, сын мой; чрез три дня и ты пойдешь за мною; иди тем временем и церковное имущество раздай по своему усмотрению нищим и нуждающимся». Пред самою казнию Сикста за городом у Марсова капища, воскликнул к нему Лаврентий: «не оставь меня, отец! потому что я уже роздал порученное мне сокровище». Воины, слыша о сокровище, схватили Лаврентия, а папу и двух клириков обезглавили. Ночью верные похоронили тела мучеников. Префект римский, вызвав Лаврентия из темницы, сказал ему: «не противься и покажи нам сокровища!» Он хотел оправдать свое требование законом, по которому имущества казненных за государственные преступления конфисковались в пользу государства. Лаврентий отвечал: «дай мне времени на два или на три дня, и я тебе покажу их!» Префект согласился. Лаврентий в три дня собрал множество нищих, вдов, сирот, слепых и других увечных и, приведши их к палате префекта, сказал: «вот обладатели сокровищ и кто вручает свои имения им, с избытком получит их обратно в царстве небесном. Тогда святого подвергли пыткам и требовали отречения от Христа; наконец положили его на железный одр, имевший вид решетки, а под одр положены были горячие угли, и тело святого пеклось как мясо». «Принеси жертву богам», кричали палачи. «Я принес себя в жертву моему Господу», отвечал мученик. Слуги все больше подкладывали огня и разжигали решетку; все предстоявшие ужасались жестокости судьи, велевшего испечь живого человека. Мученик же благодарил Бога, укреплявшего его, и наконец сказал префекту: «обороти часть тела, достачно уже изжаренную, и сделай опыт над другою». Префект велел оборотит. Тогда Лаврентий сказал: «готово, ешь и разбирай, приятнее ли жареное мясо или сырое». После сего возвел глаза к небу и предал дух свой Богу. – Христиане взяли тело его с места мучения и похоронили. † Преставление блаж. Лаврентия, юродивого Калужского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРА в наст. время почетное наименование некоторых крупных общежительных монастырей, имеющих особое историческое значение ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_157.htm...

Лаврентий, архиепископ Черниговский и Нежинский (Бакшевский Лука Николаевич) Родился 11 октября 1776 года в селе Иваново-Прозоровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1788 году поступил в Переславскую духовную семинарию. За успехи в учении и прилежание вскоре был переведен в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1799 году по окончании курса духовной семинарии определен учителем в Перервинскую духовную семинарию. 2 марта 1800 года по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812) пострижен в монашество; 25 марта того же года митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря 1801 года – во иеромонаха. 24 апреля 1804 года определен префектом духовной семинарии и затем соборным иеромонахом. 6 января 1806 года назначен игуменом Николаевского Перервинского монастыря, а 25 января 1808 года и настоятелем Угрешского Николаевского монастыря. 14 октября 1808 года возведен в сан архимандрита Златоустовского монастыря в Москве. В 1812 году принимал меры к вывозу из Москвы (до прихода французов) церковных святынь и драгоценностей (из кремлевских соборов, монастырей и патриаршей ризницы) и лично уехал с обозом в Вологду, где пробыл три месяца. В начале декабря, по получении приказа, вернулся в Москву. В 1813 году по предписанию Святейшего Синода восстанавливал разрушенные неприятелем Златоустовский, Перервинский и Богоявленский московские монастыри. 1 декабря 1813 года назначен присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 году освобожден от должности префекта Перервинской духовной семинарии и назначен членом Московского комитета духовной цензуры. 26 июня 1815 года Святейшим Синодом ему поручено восстановление Архангельского собора; 20 сентября того же года уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1816 года определен настоятелем Высокопетровского монастыря. 19 января 1819 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 3 марта 1819 года, после кончины архиепископа Августина (Виноградского) , временно управлял (три месяца) Московской митрополией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Гурий (Руготин) первый епископ, свт., рукоположен с 3.02.1555 †5.12.1563 Герман (Садырев-Полев) архиепископ, свт., рукоположен с 12.03.1564 †6.11.1567 в Москве Лаврентий архиепископ, рукоположен с 9.02.1568 †13.07.1574 Вассиан архиепископ, рукоположен с 14.02.1575 †21.05.1575 Тихон (Хворостин) архиепископ, рукоположен с 5.07.1575 †14.06.1576 Иеремия архиепископ, рукоположен с августа 1576 Косма епископ, рукоположен с 29.12.1581 Тихон архиепископ, рукоположен с 1583 митрополит с 22.02.1589 с 13.05.1589 по 3.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем митрополит, рукоположен с августа 1606 †26.12.1613 Матфей митрополит, рукоположен с 7.02.1615 †13.01.1646 Симеон митрополит, бывший митр. Сербский, возведен с 7.02.1646 †26.09.1649 Корнилий митрополит, рукоположен с 13.01.1650 †17.08.1656 Лаврентий митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 26.07.1657 †11.11.1672 Корнилий митрополит, рукоположен на место не прибыл с 16.03.1673 по 6.08.1674 митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф епископ, рукоположен с 6.09.1674 †30.01.1686 Адриан митрополит, рукоположен с 21.03.1686 по 24.08.1690 патриарх Московский и всея Руси Маркелл митрополит, бывший митр. Псковский и Изборский с 8.09.1690 †21.08.1698 Тихон (Воинов) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 25.03.1699 †24.03.1724 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 25.07.1725 архиепископ с 7.08.1725 митрополит с 15.03.1727 по 1730 сослан в монастырь, 19.10.1732 лишен сана †31.05.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, рукоположен с 26.03.1732 по 29.03.1735 архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Гавриил (Русской) архиепископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 17.09.1735 по 9.03.1738 архиеп. Устюжский и Тотемский Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.03.1738 по 9.10.1755 еп. Белгородский и Курский Гавриил (Кременецкий) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 8.10.1755 по 25.07.1762 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вирув-Кляштор. Спаса Всемилостивого женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь находился в с. Виров Соколовского повета Седлецкой губ. (Холмской епархии) (ныне Вирув Мазовецкого воеводства, Польша). Основан осенью 1894 г. настоятельницей Леснинского женского монастыря игум. Екатериной (Ефимовской) как подразделение Леснинской обители: неск. леснинских насельниц во главе с мон. Анной Вировской поселились рядом с закрытым в 1883 г. католич. костелом. В Холмской епархии после воссоединения униатов с Православием (15 февраля 1875 г.) существовала острая необходимость в проведении миссионерской работы, т.к. уния в этих местах была укоренена прочнее, нежели где-либо. Жители Соколовского повета (т.н. калакуты) к появлению монастыря отнеслись с недоверием. Монахини, живя в крайней бедности, помогали крестьянам окрестных деревень (напр., чинили одежду и обувь), основали школу для детей, в которой к конце XIX в. обучалось около 30 человек. Священник из г. Седлец Наум Мизецкий организовал сбор пожертвований для Вировского монастыря, значительные суммы пожаловали имп. Николай II и прав. Иоанн Кронштадтский. На эти средства в окрестностях монастыря было приобретено 2 имения. В 1898 г. состоялась встреча мон. Анны с императором, после которой обитель получила материальную помощь, несколько икон, в т.ч. образ свт. Николая Чудотворца, Черниговскую икону Божией Матери и освященный на Афоне образ вмч. Пантелеимона. В декабре 1898 г. монастырь был преобразован в самостоятельную женскую обитель 1-го класса, мон. Анна была возведена в сан игумении. После кончины игум. Анны († 29 авг. 1903 г.) настоятельницей Вировского монастыря стала игум. София, затем игум. Сусанна. Богослужения совершались в освященном во имя Всемилостивого Спаса здании бывшего костела. В 1908-1910 гг. 2 инокини из Вировского монастыря жили в Обдорске (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), трудились в Обдорской миссии. К 1915 г. в монастыре были построены храмы во имя сщмч. Лаврентия Римского, прп. Серафима Саровского, игуменский дом, неск. келейных корпусов, трехэтажный госпиталь, 2 школы, 2 гостиницы для паломников, богадельня, хозяйственные постройки. В начале XX в. в монастыре подвизались 200 сестер, в монастырском приюте воспитывались 450 детей, в богадельне жили 50 старцев.

http://sobory.ru/article/?object=38104

Днепр. Церковь Пантелеимона Целителя. Свято-Пантелеимоновский храм Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 2004. Ссылки:   Адрес: 49041, г.Днепропетровск, ж/м Тополь-3, ул.Комбрига Петрова, 10 Координаты: 48.400652, 35.034215 Проезд:Все маршрутки идущие на ж/м Тополь Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты   Пустырь, крест, ветер гасит мерцающие огоньки свечей, но возносятся в распахнутое над головой небо слова молитвы.... Крест, установленный на пустыре, трижды ломали, однажды увезли на кладбище, а то машина проехала по кресту... Теперь этот крест стоит в алтаре, на Горнем месте.   Вскоре появился вагончик (его подарил преподаватель Горного института), в нем и начались богослужения. Ремонт сделали своими руками, отец Александр сам образа расставил, украсил рушниками, к зиме раздобыл печку... В тесном вагончике даже перекрестится невозможно, но всем было тепло, уютно и благодатно.   Рядом с вагончиком стали сооружать ангар, установили цоколь, покрасили изнутри, провели электричество. На Лазареву субботу в 1997 году в ангаре служили первую Литургию, а вокруг еще лежали строительные материалы.    Прихожане несли в храм кто что мог... С любовью принимал батюшка пожертвования - и храм преображался. Множество икон украшает сейчас храм, есть частицы мощей святых угодников Божиих: Великомученика и целителя Пантелеимона, святой преподобной мученицы Елизаветы, святой великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского, святителя Лаврентия Черниговского.    Мечта настоятеля о.Сергия, духовенства и прихожан - построить храм, настоящий, каменный, на века. Создан проект, внешне напоминающий знаменитый храм Покрова-на-Нерли, построенный, по преданию, князем Андреем Боголюбским в XII веке. Храм-свеча.. Храм будет иметь внушительные размеры - по периметру 30х30, высота 45 м.   9 августа 2004 года Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней освятил место под строительство храма, заложил мощи и положил первый камень в основание будущего храма. Фундамент храма уже готов, возведен цокольный этаж, в котором будет находиться нижний храм. В настоящее время ведутся работы по перекрытию нижнего храма.

http://sobory.ru/article/?object=23250

Иоанн, митрополит Тобольский (Память 10 июня). Великий подвижник благочестия, святитель Иоанн, по фамилии Максимович, митрополит Тобольский и всей Сибири, родился в Малороссии от благочестивых родителей; богословское образование получил в Киевской академии. В 1677 году Турецкий султан вздумал завоевать Малороссию, и уже город Чигирин взят был турецкими полчищами. В это тяжелое для Малой России время гетман и народ решились искать зашиты у Московского царя. В числе послов по этому делу к царю Феодору Алексеевичу был и иеромонах Иоанн Максимович . Государю очень понравился молодой, образованный и благочестивый иеромонах. Феодор Алексеевич изъявил готовность исполнить просьбу Малороссиян и, в то же время, повелел определить отца Иоанна архимандритом в Брянский Свенский Успенский монастырь (в нынеш. Орловской губ.). Впоследствии, по ходатайству гетмана Ивана Мазепы, архимандрит Иоанн 10 января 1697 г. хиротонисан в епископа Черниговского. В Чернигове ученый архипастырь основал славяно-латинскую школу. В 1711 году преосвященный Иоанн назначен митрополитом в Тобольск, куда и прибыл в том же году 11 августа, при известном своей жестокостью, корыстолюбием и печальной кончиной сибирском губернаторе, князе М. П. Гагарине. По прибытии в Тобольск, архипастырь обратил особенное внимание на местную школу славяно-латинскую, основанную его предместником митрополитом Филофеем; он ввел в ней иконописание. Но, как на содержание школы от казны ничего не отпускалось, то митрополит Иоанн сверх сбора денег и хлеба с монастырских вотчин, много жертвовал на учеников и учебные пособия из своих собственных средств. К ученикам митрополит Иоанн всегда относился с отеческой любовью и неусыпно заботился об их нуждах. В то время, состоявший на покое, предместник Иоанна, митрополит Филофей, уже принявший схиму с именем Феодора, проповедовал веру Христову среди язычествующих сибирских Вогулов, которых крестил до 40000 душ. Митрополит Иоанн, принимая деятельное участие молитвами, советами и материальной помощью в трудах архиерея-миссионера, вместе с тем, озабочен был снаряжением по Высочайшему повелению духовной миссии в Пекин, где была уже православная церковь , но чувствовался крайний недостаток в священнослужителях, а к тому же, и китайский император желал иметь в своей столице русскую православную миссию. По указанию митрополита Иоанна начальником пекинской миссии назначен был эконом Тобольского архиерейского дома Илларион Лежайский, посвященный в архимандриты и пожалованный митрой. Затем, прочие лица, составлявшие миссию, были: иеромонах Лаврентий, иеродиакон Филимон, три причетника и четыре служителя. Напутствованная молитвами и благословением святителя Иоанна, миссия отправилась в путь 16 января 1715 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010