Закрыть itemscope itemtype="" > «Настоящая любовь – жертвенная» По словам митрополита Варсонофия, Господь выбрал Деву Марию для миссии Богородицы за любовь, смирение и кротость 08.04.2024 2 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, 7 апреля, Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Благовещенском храме на Приморском проспекте, сообщает сайт митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель протоиерей Феодор Гуряк с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Диакон Константино-Еленинского монастыря Андрей Вериялов был рукоположен во пресвитера. Чтец храма архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Виктор Джахонтов был хиротонисан во диакона. «Поздравляю вас с двунадесятым праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы, с третьей Неделей Великого поста – Крестопоклонной, а также с днем памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, – сказал владыка в проповеди. – Дева Мария была предназначена для высокой миссии – стать Матерью Сына Божия, так было решено на Предвечном совете Святой Троицы. А первое обетование о Ней мы получаем еще когда первые люди были в раю: после грозного приговора, который вынес Господь нашим прародителям Адаму и Еве, прежде чем они покинули рай, Он сказал, что " семя жены сотрет главу змия " (Быт. 3:15). Это обетование проходит через все допотопное время, и после потопа о нем помнят. Иудеи, которые сохраняли Откровение Божие и в египетском плену, то есть более ста лет, помнили, что должен родиться Мессия – Спаситель. Пророк Исаия за восемь веков до Рождества Христова успокаивал царя Ахаза, который готов был сдать врагам Иерусалим. Царь просил дать ему знамение, а пророк Исаия – знатный вельможа – на это ответил: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил " (Ис. 7:14). Память о пророчестве Исаии сохранялось в веках, пока не появилась Дева, которая обладала полнотой добродетелей и могла бы вырастить Спасителя мира».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

Закрыть «В эту родительскую субботу, как в Димитриевскую» Слово в Мясопустную вселенскую родительскую субботу Протоиерей Александр Шаргунов   11:31 26.02.2022 1524 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такой молитвой молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных Страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Мы все помним слова преподобного Силуана Афонского, что «молиться за других — кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца. Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Сегодня, в эту родительскую субботу, как и в Димитриевскую — оттого что происходят такие события, — мы сугубо молимся о всех невинно убиенных в Новороссии, среди которых множество женщин, стариков и детей. О всех за веру и Отечество живот свой положивших. На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения, как это было показано в видении преподобному Макарию Великому — то, что мы читаем в Синаксарии в Неделю о Страшном Суде. На войне все находятся на грани внезапной катастрофы, смерть рядом каждое мгновение. Но в отличие от нас, воины должны найти в себе силы принять этот жребий. Пусть многие из них не достигли еще тайны Христовой, но сама эта готовность принять смерть ради защиты других людей делает их близкими Христу. Сам этот подвиг во многом роднит их с подвигом христианских мучеников.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/26/v_...

Март 1 марта. 1 марта. Пятница. Преждеосвященная литургия. Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи, яко по толиких борениих даровал еси мне наконец безбоязненность и силу прочитать всю заамвонную молитву непреткновенно, неторопливо. Благодарю за благопоспешество Твое. Постом побеждается враг. Вечером не есть. Константин, брат мой, не престает жить блудно. Вразуми, обрати, исправь его, Господи! Богу живому – живая молитва , Богу истины – истинная. Диавол во глубине души подкапывает все основы добродетелей – страха Божия, веры, упования, любви, кротости, незлобия, нестяжания и пр., и усиливается насадить свой страх, безверие, отчаяние, вражду и пр., подкапывает уважение и чистую любовь к ближнему и усиливается насадить презрение и нечистую любовь, неуважение к предержащим и ко всякой власти, ко всякому человеку, нечистую любовь, корыстную или плотскую. Диавол стояше одесную иерея, еже [рус.: чтобы] противитися [ Зах. 3,1 ]. За молитвы святых Божиих, столько потрудившихся и пострадавших за Господа, Господь нас милует, а мы не хотим призывать их, просить их ходатайства, вспоминать досточестные имена их. Ах! Вся жизнь их была служением Богу, потом и кровию Его ради, непрестанным горением и светением, непрестанным бдением, а мы не хотим любить этих друзей Божиих, молящихся за нас непрестанно день и ночь в Царствии Небесном! Лукавый человек! Причащаясь Тела и Крови Христовой, не имеешь ли ты в себе истинной, пребывающей, вечной жизни, и зачем же ты еще гоняешься за тем, что имеет в себе только призрак жизни, разумею пищу, питье, деньги, зачем внимаеши 24 о хлебех тленных [ Мф. 16, 6 ], причащаясь Хлеба Жизни? Зачем внимаеши неразумному сердцу, закаленному, огрубевшему в житейских пристрастиях? Царствующий дом на великом входе сегодня (суббота 3-й Недели поста) проговорил твердо по именам, но, когда причащал верующих, враг сильно насиловал сердце, равно когда говорил отпуст: сбился на первых словах от диавольского насилия и вскоре кончил, не договорив многих святых! 2 марта 1868 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Порфирий Кавсокаливит. Обращайте всякую скорбь в молитву Порфирий Кавсокаливит. Чуткая душа Бывает так, что человек тонко чувствует мир и чувствует глубочайшую (иперволики) скорбь из-за того состояния, в котором находится мир. Чело­век страдает, видя, что волю Божию не исполняют ни люди - ни он сам. Чело­век очень тонко воспринимает телесную и душев­ную боль других людей… Эта чувствительность являет­ся даром Божиим! Она часто встречается среди женщин. Души, которые так чутки, особенно воспри­имчивы к извещениям от Бога и к Его воле. Эти чувст­вительные души имеют возможность весьма сильно преуспевать в жизни по Христу, потому что они любят Бога и не желают Его опечаливать. Но они подверга­ются иной опасности. Если они с верою не предадут свою жизнь Христу, то злой дух может использовать их утонченность и ввергнуть в печаль и отчаяние… Такая сверх-чуткость (евайстесия) уже не исправляется. Она может лишь преобразиться, измениться, превра­титься в любовь, радость и службу Богу. Как это может быть? При обращении к Богу! Обращайте всякую скорбь в позна­ние Христа, в Его любовь, в Его службу. И Христос, Который все время жаждет и ждет, чтобы нам помочь, даст вам Свою благодать и силу, преобразит скорбь в радость, в любовь к братьям, в служение Ему Самому. Таким образом рассеется тьма. Помните апостола Павла, что он говорил? Ныне радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24). Пусть душа ваша предается молитве Господи Ии­сусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся. Не смотрите на случающееся с вами переживание, а смотрите на свет, на Христа, как ребенок смотрит на свою мать, когда с ним случается что-то плохое…. Видели?! На все смотрите без расстройства, без скорби, без переживания, без зажатости. Важно научиться не давить на себя и не зажиматься. Все ваши усилия пусть будут заключаться в том, чтобы стремиться к свету, достигать света. Вместо того чтобы предаваться расстройству, которое не от Духа Божия, предавайтесь славословию Бога.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

О любви Божией и Божием милосердии Милосердие Божие – это море бесконечное, омытые слезами покаяния – капля единая, которая покрывается и исчезает в бесконечном море милосердия Божия. Итак, омыв грехи свои слезами, покаемся, очистим сердце свое от всякой скверны, чтобы в нем снова мог воссиять Божественный свет. (бат. О. Герман) О благодарности к Богу. Наш ответ – в усилиях спастись. 1)  Преклонимся преднею (любовью Божественною), тем более, что воспринять Божию любовь до конца сможем ли?! 2)  Благоговейно склонимся пред промышлением Божием о нас! Благословен Бог . Что воздадим ему?! Будем пить чашу спасения, Им обещанную для друзей Его, чашу, Им же поданную (…) Наши пусть будут усилия спастись, жалкие и ничтожные, но всецелые (…) «Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя (…)» 3)  Преклонимся в умилении пред любовью божественною к нам (…) благодарить Господа за то, что он явил нам. Сознаем наше ничтожество во всем. Положимся (и теперь и всегда впредь – только на Божию силу и Божие милосердие к нам. Преклоним колена сердца пред божественным милосердием Христа Спасителя нашего. 4)  А любовь-то Божественная (…) должна иметь ответ? И его вам нужно дать… 5)  Всегда имей в сердце любовь божественную во спасении человека через крест богочеловека. 6)  Не медли благодарить Господа за все, (…) являемое (а есть много и неявляемого) и что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» 7)  На пользу нам это ощущение (изумление милостию Божию) и плохо, если его не будет. Да, этого невольно трепет душа, когда раздумаешься (о бездне Божьего милосердия). Да, будет (…) Человеческий и сила мысли ничтожна, и ум недоумеет, недумывает о Господе и пред Господом (…) 8)  Что теперь предъявим, какую душу?! Нет греха, побеждающего Божие милосердие. А если так, что же будем вопиять, мы должники Божии! Мы все должники пред Господом. Да, Он Солнце Свое светит на добрых и на злых. 9)  Да, как велика к нам милость Господа! Всю жизнь прожить как скот., не подозревая, что есть нетленная красота (…) подобной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вселенская родительская суббота (мясопустная) 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Родительская мясопустная суббота Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такою молитвою молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Преподобный Силуан Афонский говорит, что «молиться за других — это кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца. Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Завтра за литургией мы услышим эти слова: «Господи, когда мы видели Тебя?» Мы думаем о Христе, как если бы Он был далеко или что встреча с Ним произойдет гораздо позднее, в то время как Он здесь и сейчас. Самые благочестивые из нас ищут Его в сокровенности сердца, в молитве, но порою так, как если бы мы должны были непременно избежать общения с другими, чтобы найти Его. Но речь идет о Христе. Не об образе Его, который мы сами создаем.

http://moral.ru/вселенская-родительская-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Троицкая родительская суббота 27.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Троицкая родительская суббота Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня вечером у нас будет служба Пятидесятницы, и завтра после поздней литургии впервые мы преклоним колена перед Богом Живым, перед Пресвятою Троицею и будем молиться о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь упокоил в жизни вечной всех прежде усопших отец, братий и сестр наших. Эту службу предваряет сегодняшняя Троицкая родительская суббота. Святая Церковь напоминает нам, что Царство Божие — это не то, куда мы придем после того, как умрем. Она говорит, что Царство Божие пришло к нам — не мы пришли к этому Царству, а оно к нам пришло. Бог и небо, и вечная жизнь к нам пришли — вот что будет означать наша коленопреклоненная молитва, и вот что означает наша жизнь в Церкви. Ради этого и создан человек. Эта вечная жизнь есть любовь, и мы можем любить, потому что Бог первым возлюбил нас. Не мы Его возлюбили, а Он нас возлюбил, и потому мы можем любить Его и друг друга, потому что Он дал нам эту новую жизнь. Никто и ничто не может отнять от нас этой вечной жизни, потому что она означает такую любовь Божию, которая совершила сошествие с небес Сына Божия, Его приобщение всему пути человеческому от рождения до смерти. Его Крестная смерть, Его воскресение, Его вознесение и ниспослание даров Духа Святого на всякую плоть человеческую, принимающую дар новой жизни, и есть любовь, которую невозможно одолеть — это вечная жизнь, которая нам дается Господом. Мы призываемся быть причастными этой вечной жизни. Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих. Даром Христа, Его откровением, Его благодатью научаемся мы этому. Не любящий брата своего пребывает в смерти, во тьме, во аде — и в вечности и здесь, на земле. Мы не можем, не имея Христовой любви, помочь отсюда тем, кто находится там, ни они не могут помочь нам, если они не достигли этой любви.

http://moral.ru/троицкая-родительская-су...

Паки небо отверзлось над грешною Русскою землей; паки льются оттуда милости Божии по молитвам нового ходатая, нового предстателя нашего пред Богом, святителя Божия Иоасафа! Пусть в гордости своей отступники от святой Церкви Православной говорят, что не нуждается Бог в людях-ходатаях за нас, ибо сказано: един ходатай Бога и человеков – Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Мы веруем и исповедуем, что Бог не отвергает молитвы любви святых Божиих за грешный род людской, как не отверг Он молитвы Моисея, раба Своего, за нечестивый народ еврейский, когда в праведном гневе Своем хотел истребить его за идолослужение; как внял молитве даже согрешившего пред Ним Давида и прекратил моровую язву в Израиле. Внемлет Господь молитве любви святых Божиих и исполняет ее, во славу Свою и в прославление святых Своих, как Сам изрек: прославляющих Меня Я прославлю ( 1Цар.2:30 ). Он Сам есть любовь, и может ли Любовь Божественная отвергнуть молитву любви любимцев Божиих? И кто дерзнет положить пределы любви Божией какими-то юридическими границами: есть-де един Ходатай и никто не дерзай ходатайствовать более!? Но и ведь все святые Божии ходатайствуют во имя сего Великого Ходатая Бога и человеков, по слову Его, по обетованию Его же: ведь Он не раз повторял ученикам Своим в Своей речи прощальной: аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам... Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Ин. 14:13, 16:23–24 ). Вот в силу сего обетования святые Божии, непосредственно предстоя Престолу Божию на небесах, и просят за нас, грешных, Отца Небесного помиловать нас, и ужели Отец Небесный отвергнет их молитву? Ужели Сын Божий, сидящий одесную Отца, не споспешествует такой молитве любви? Кто дерзнет сказать сие? А если гордые отщепенцы от Церкви скажут нам, что в указанных местах Господь говорит о молитве еще живущих на земле, то ответим им: Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть ( Лк. 20:38 ). И, конечно, отошедшие к Богу святые Божии ближе к Богу, чем мы, грешные, больше имеют дерзновения к Нему, ибо греху уже не доступны, а любят нас не меньше, чем любили, когда жили с нами на земле. И веруем мы непреложно, что их молитва сильна пред Богом, и имеем мы тому непререкаемые свидетельства в дивных знамениях и чудесах, совершаемых по их молитвам. Мы имеем свидетельство в чудесном нетлении их святых мощей. Мы имеем свидетельство в нашей совести, в нашем сердце, что их любовь откликается на нашу смиренную молитву и, очищая сию нашу молитву, приносит ее к Престолу Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Подпишитесь на наш Телеграм Лествица райская, икона, фрагмент 1/5. Псевдопонимание Неделя прп. Иоанна Лествичника вновь напоминает нам об одной из главных книг христианства. Но понимаем ли мы послание «Лествицы» , если даже читали её? — много про покаяние и послушание — ну, в общем, «аскетика». До всякого чтения/понимания «Лествицы» мы уже знаем, о чем она, в каких категориях ее надо оценивать и т. д.: на самом деле понимание этой книги закрыто для нас, предданной ее чтению псевдопонятностью, псевдознакомством. Давайте мы дадим себе возможность прочитать «Лествицу» как в первый раз, как незнакомую книгу, которую мы заранее не воспринимаем как авторитетнейшую: прочитаем просто ее текст как таковой без предпониманий, как если бы он был написан сегодня. Если мы позволим себе такое чтение, то поразимся скандализирующему, разрушительному панк-посланию «Лествицы», бьющему нас наотмашь. Преподобный Иоанн Лествичник, икона, фрагмент 2/5. Скандал « Непрестанно колебля главами, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы … видны были языки воспаленные и выпущенные из уст, как у псов … видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды, лишенные ресниц; ланиты, уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси, болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь … Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства?» «Нужно «стараться делать перед людьми то, что нас унижает, и не чувствовать при оном никакой скорби». «Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему». «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя». «Любовь к Богу есть причина удаления от мира. Удаление от мира есть смерть сребролюбия. Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого».

http://blog.predanie.ru/article/lestvits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010