Глава II. О СТРАХЕ БОЖИЕМ «И милость Его в роды родов боящимся Его». Лк. 1:50 . Песнь Богоматери. Образование триединого чувства веры – любви, смирения, отречения – начинает долгий путь доказательства обретенного христианства. Начинается борьба человека за обретенное сокровище веры или его восхождение к совершенной любви. Любовь воинствует, а не спит. В чем же признак начала воинствования? И в чем признак, что воинствование истинное, а не ложное? Ведь если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться, – говорит Апостол ( 2Тим. 2:5 ). Есть особая проба на золоте христианства, по которой его никогда ни с чем не спутаешь и по которой всегда можно отделить от него всякое не истинно христианское учение, в частности, сектантство. " Гортань брашна различает, – говорит Писание ( Иов. 34:3 ), – так и вкус духовный все ясно показывает, как оно есть, не подвергаясь прельщению» (преп. Григорий Синаит , Д 5–253). Этой золотой пробой является страх Божий. Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, – сам страх потерять его ведет за собой. Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво – любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим. «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия» (свт. Игнатий Брянчанинов , БП – 53). «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань» (преп. Исаак Сирин , Д II, 744). Смирение веры не говорит о любви и ищет прежде всего смирения, зная, что только при прочности смирения может быть достижима и прочна любовь. Впрочем, как пишет преп. Амвросий Оптинский : «По свидетельству преп. Каллиста и Игнатия, любовь и милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» (А – 18). Поэтому первоначальная любовь не может быть забыта в смирении веры, но в своем восхождении к любви совершенной вера ищет не пустословия о любви, а отеческий жезл, который довел бы ее до духовного Рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

составитель Терещенко Т. Н. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ Не малодушествуй; верь, что Господь, пославший тебе крест сей, зрит твои страдания и укрепляет, а иначе не могла бы и понести; ежели бы не содействовали страдания твои твоему спасению, то не были бы и посланы. Бог Всепремудр, Промыслитель, Всеблаг, Всемилостив, и одним словом сказать: Бог есть любовь ( 1Ин. 4, 8 ), и сия-то Любовь желает твоего спасения и содевает, обветшавая дебельство плоти и ветхого человека, обновляет духовного и нового человека (прп. Макарий, 20). Он от любви посещает и болезнями, которые примет вместо делания, да и избавит через них от того, чему бы могла подвергнуться, будучи здоровая. Истинно, когда обратим внимание на наше жительство, увидим, как оно далеко отстоит от того пути, каким шли отцы наши и матери святые и нам оставили образ – в описании жития их и учения. Мы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного и прискорбного, то как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение. Благодарите Господа за любовь Его к нам, грешным, и приносите по силе, сколько можно, любовь и смирение, могущие заменить недостаток наш в жительстве и ходатайствовать о нас перед Богом о помиловании (прп. Макарий, 20). Все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, чтомногими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагой Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12, 6, 8 ) (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц 22 Долг христианина – подражать высокому примеру св. лиц, воспоминаемых в эту неделю В эту неделю православная церковь наша воспоминает и прославляет тех св. лиц, которые оказали особенное усердие и любовь к Господу Иисусу Христу при Его смерти и погребении. Эти лица – благообразный Иосиф, Никодим и св. жены Мироносицы. Благообразный Иосиф, родом из Аримафеи, был почтенный член высшего иудейского судилища – синедриона, чудный советник, человек богатый, но добродетельный: ожидал царствия Божия и, чтобы избежать опасности со стороны евреев, был тайным учеником Иисуса Христа. Но прославился он не столько этими добродетелями, сколько той живой верой, которую он обнаружил к Спасителю уже умершему. Когда Спаситель вознесён был на крест, и когда затем Он предал дух Свой Богу Отцу – все, даже близкие и родные Его, кроме Пресвятой Девы и Иоанна Богослова – ученика Его, объятые страхом, оставили Его и только издали смотрели на бездыханное тело Его, висевшее на кресте. В это-то время Иосиф Аримафейский, движимый необыкновенной любовью к Божественному своему Учителю, перестаёт скрывать то, что он был учеником Его, пренебрегает все страхи и мнение людское, и идёт открыто к Пилату просить позволения похоронить умершего Спасителя. Позволение последовало, и он снял тело Спасителя со креста, обвил Его чистой плащаницей и положил в новом каменном гробе, приготовленном для себя в своём саду. При жизни Спасителя Иосиф не открывал пламенной любви к Нему, потому что Он встречал такую любовь от многих за свои славные дела; но когда слава Спасителя на время скрылась под узами смерти, а любовь и вера в Него у многих поколебалась и ослабела, – Иосиф не мог отнестись к такому печальному явлению равнодушно: любовь и вера в Спасителя, переполнившие Его душу, проторглись наружу, и он объявил себя последователем Спасителя не только перед народом, но и перед правительством, Такая любовь к Спасителю у Иосифа уже никогда не угасала. Церковное предание говорит, что ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не заставили Иосифа отречься от Христа. За такую любовь и преданность Иосифа Иисусу Христу церковь величает его благообразным и чудным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Любовь к Богу ...Кто любит Христа, тот не любит мира, потому что мир отверг Христа, как и Христос мир, как написано: мир Мне распятся, и Аз миру (ср.: Гал. 6, 14 ) (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 384). Источник. Укажу вам дело, которое одно делает человека твердым в добре и блюдет его таким от начала до конца, именно: любите Бога всею душою вашею, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему единому работайте. Тогда Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божии станут для вас сладки, как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения, и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко. По любви, впрочем, Своей к людям Господь посылает иногда на них противности, чтоб не величались, но пребывали в подвиге; и они испытывают вместо мужества – отяжеление и расслабление; вместо радости – печаль; вместо покоя и тишины – волнование; вместо сладости – горечь; многое и другое подобное бывает с любящими Господа. Но борясь с этим и препобеждая, они более и более становятся крепкими. Когда же наконец совсем все это преодолеют они, тогда во всем начнет быть с ними Дух Святой, тогда не станут они более бояться ничего худого (прп. Антоний Великий , 89, 48). Есть вожделение (желание), свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. Посему Даниил назван мужем желаний (ср.: Дан. 9, 23 ). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот (прп. авва Исаия , 59, 10–11). ...Любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений (прп. авва Исаия , 59, 112). Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру (прп, авва Исаия , 59, 115). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (прп. авва Исаия , 59, 138). Пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не приидет на него (прп. авва Исаия , 89, 602). Кто любит деньги, воспламеняется тленною телесною красотою, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви на что не следовало, делается слеп к созерцанию истинно Возлюбленного (свт. Василий Великий , 5, 274). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

V. Любовь Божественная освящающая или воссоздающая человека Личное спасение или освящение каждого человека в его отличии от дела спасения в самого в себе. Учение Св. Писания об условиях и сущности спасения человека. Сущность личного спасения человека – в союзе любви между Богом и человеком через И. Христа. Условия этого союза со стороны самого человека и Бога. Таинства, как средства освящения человека. Значение для освящения человека Церкви. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Ефес. 2, 4. 5 ). Любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5, 5 ). Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ). Своим воплощением, жизнью, учением, смертью и прославлением по человеческому естеству И. Христос совершил спасение людей. Жертва Его принесена за всех людей; поэтому все люди могут воспользоваться и плодами её, все люди получили возможность спастись, чего они не имели прежде. Это – то, что богословы называют спасением, объективно совершенным; это – дело спасения само в себе. Об этом спасении мы и говорили до сих пор. Но очевидно, что каждый человек в частности и все люди вообще могут спастись только в том случае, если они действительно усвояют себе плоды спасительной Христовой жертвы; спасение должно совершиться в каждом человеке лично, внутренне, в нем самом; тогда он действительно спасется. Если же кто не усвоит себе плодов жертвы Христовой, если спасение не совершится в нем лично, то для него жертва Христова со всеми её благами как бы не существует, не действует, и он не спасется. Этим и объясняется то, что хотя И. Христос за всех умер и за всех ходатайствует пред Богом, и что хотя все люди могут спастись, однако на самом деле спасаются не все. Много званных, а мало избранных ( Мф.22:14 ). Но если все люди призваны ко спасению, и спасение предлагается всем людям, a между тем спасаются не все; то очевидно, что для усвоения плодов жертвы Христовой, для совершения субъективного спасения требуются известные условия. Что нужно для совершения личного спасения каждого человека, и как в этом деле обнаруживается и действует любовь Божия, это мы рассмотрим в настоящем отделе нашего труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Святейшая Дева есть и называется Материю в двух смыслах: во–первых, как Матерь Бога, и во–вторых, как Матерь всех христиан. Она – Матерь Божия по естественному рождению, и Матерь христиан по усыновлению. Она – Матерь Божия по рождению, воистину Богородица, ибо поистине родила Самого Сына Божия от нетленного Своего чрева, где Божественное Слово соединилось с плотию, и в единой нераздельной Ипостаси обединило Свою Божескую и человеческую природу превыше естества, слова и разумения. Она – Матерь всех христиан по усыновлению: если мы – по благодати сыноположения – названные братья Иисуса Христа ( Евр. 2:11 ), Которого родила Дева, и (если) Сам Иисус Христос, как говорит Павел, пребывает посреди нас, как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы – названные сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям. Но благодать, которую имеет Всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом, и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ею, беспредельна. И, далее, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она как Матерь христиан, оказывает христианам, (должно признать), что Дева есть море благодатных сил. И действительно, Она – море великое по обширности, ибо воспринимает, как Матерь Божия, все неистощимые реки Божественных дарований Духа: – море великое по вместимости, ибо, как Матерь христиан, в изобилии изливает на них те же Божественные дарования; таким образом, по дарованиям, которые Она воспринимает, как Матерь Божия, есть море беспредельное; а по дарованиям, которые раздает, как Матерь христиан, Она – море неисчерпаемое. Слушатели, благоговейно чтущие Деву! Я хочу, чтобы вы на этот раз из всех Ее преимуществ пред прочими созданиями обратили внимание на это, – что Она есть Матерь Божия и Матерь христиан. И как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына; а как Матерь христиан, Она больше, чем все – и святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям благодеяний....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Смоленского и Вяземского, клиру, монашествующим и мирянам Смоленской епархии Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова и Новолетием! Рождество Господа и Спасителя Иисуса Христа явилось для всего человечества светлым и радостным событием, исполнившим божественное обетование о спасении. Богомладенец, пришедший на землю, по слову Своего Предтечи Иоанна, как Агнец Божий, взял на себя грехи всего мира (Ин. 1:29) и через это даровал каждому из нас возможность соединиться с Творцом и войти в Его благодатное Царство. Совершая праздник Рождества Христова, мы прославляем воплощение Сына Божия, разрушившего возникшее вследствие грехопадения средостение между Богом и человеком. Своим рождением Спаситель совершил обновление всех нас – мы более не мертвы духовно, но живы всеукрепляющей благодатию Божией, соделавшей нас во Христе новым творением. Это великое чудо совершает любовь рождшегося ныне Господа Иисуса Христа, победившего Своим смирением и кротостью гордость и злобу века сего. Пришествие в мир Спасителя сделало для нас возможным таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к небу. И этот переход открывается для нас уже в нынешней – временной жизни, если мы в своем земном странствовании через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служения ближним стремимся к соединению со Христом. Свидетельство Божественного Откровения о том, что " Бог есть любовь " (1 Ин. 4:8) – это величайший дар воплотившегося Сына Божия всему человеческому роду. Любовь Божия преображает, очищает и освящает всё вокруг нас. И все мы, исполняя заповедь Спасителя о жертвенном и самоотверженном отношении к людям, можем приобщиться этой Божественной любви, способной изменить нашу жизнь к лучшему. Праздник Рождества Христова каждый раз с новой силой возгревает в нас веру, надежду и любовь. Ведь Боговоплощение – это " великая благочестия тайна " (1 Тим. 3:16), открывшая нам путь к торжеству добра и правды. Принимая Христа, мы становимся причастниками Его благодати, силы, истины и любви.

http://religare.ru/2_82378.html

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Димитрий Смирнов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 6  голосов:  5.0 из  5) Руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопросы Татьяны Петровой, рассказал, в чем кроется главный смысл семьи, с какими проблемами приходится сталкиваться при вступлении в брак, стоит ли пытаться переделать своего супруга(у) и что отличает православную семью от неправославной. – В чем основной смысл семьи? – В том, чтобы научить человека любви. Любовь, как и многие явления в нашей жизни, трехчастна: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная. И человек должен пройти все эти стадии. Смысл – в достижении любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божию. Образ Божий – это семья. В семье три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но разность в лицах. Вот эти три лица тварной человеческой троицы. В этом состоит образ Божий человека. Человек – это троица. Он так создан Богом, такова воля Божия. Чтобы человек был не один, ибо не хорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), человек, его сердце, должны иметь возможность любить. Для этого Бог создал жену, увидев которую Адам сказал: сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих ( Быт.2:23 ). Он возлюбил ее как самого себя. Он в ней узнал самого себя и полюбил. Ради этого и нужна семья. Ведь Пресвятая Троица пребывает в любви: Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, Дух любит Отца и Сына – вся Троица пребывает в любви. В такой же любви должен пребывать и человек, созданный по образу Божию. Церковь состоит из семей, каждая семья – это малая Церковь, где отец есть священник, помощник ему, диакон – жена, а дети – народ, данный мужу и жене, который нужно воспитать и привести к Богу. Каждая семья исполняет такие функции Церкви. И проповедь слова Божия, и личный пример, и взаимная помощь, и все вместе. Что делает вся Церковь, то делает одна маленькая семья. Поэтому семья – это ячейка Церкви, это ее живая клетка.

http://azbyka.ru/semya/semja-krest-ili-r...

ЦВ 18 (439) сентябрь 2010 /  18 сентября 2010 г. Дивен Бог во святых своих. К 10-летию прославления преподобного Серафима Вырицкого Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16), — так определяет критерий истинной святости апостол и евангелист Иоанн Богослов, бывший любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Серафим Вырицкий действительно жил любовью ко всем. Во всяком его слове и деле всегда светилась она и неудержимо изливалась на все окружающее. Своей любовью он обнимал весь мир и желал вечного спасения всем людям. Именно любовь соединяет святых с Господом нашим Иисусом Христом и Господа со святыми, ибо Он Сам есть любовь. Святые по любви своей ходатайствуют о скорбящих, немощных и малодушных, а Он, по любви своей, вдохновляет и укрепляет народ Божий в находящих скорбях и искушениях. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Эти слова Святого Евангелия по праву можно отнести к отцу Серафиму. Он воистину стал избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святого Божия, посредством которого действует Сам Господь.  Христовы любовь и смирение — главные качества жителя горнего мира, которые стяжал вырицкий старец многими скорбями и великими подвигами. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), — этот завет Спасителя был для подвижника незыблемым правилом его жизни. А она является живым примером исполнения заповедей Святого Евангелия, практическим пособием к стяжанию Духа Святого Божия на пути к горнему Иерусалиму, истинному Отечеству нашему. Это самое великое чудо, которое сотворил для нас преподобный. Он не писал назидательных книг, но дал действенный образ спасения в современном бушующем мире, где кипят страсти и господствует дух антихриста, низводящий в адскую бездну неисчислимое количество душ. «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», — многим говорил в свое время вырицкий старец. И вот уже более шести десятилетий идут бесконечной вереницей искатели нетленных небесных сокровищ к месту земного упокоения великого подвижника, на маленький церковный погост у стен вырицкого Казанского храма. Приходят сюда многие люди и со своими земными проблемами — всех с любовью, как и во дни своего земного жития, принимает преподобный.

http://e-vestnik.ru/history/439diven_bog...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша религия – это любовь ко Христу, и больше ничего!» Часть 1 30.06.2020 558 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru 9 июня 2020 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу известный церковный композитор, заштатный клирик храма Мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы протоиерей Николай Ведерников – с тарейший клирик Москвы. Говорите Ему все, Он обязательно отзовется – Как совмещать повседневную жизнь и обязанности православного христианина? – Дело в том, что каждый из нас, мы должны знать это, является храмом живущего в нас Духа Божия. Это же известные слова: «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий» (1 Кор. 3, 16), так говорит апостол Павел. Он говорит именно об этом. То есть цель посещения храма (вещественного, так сказать, храма) – это забота о нашем нерукотворном храме. То есть каждый из нас является храмом, а это очень многое значит. Я прихожу в храм Божий, чтобы встретиться с Господом Иисусом Христом. Я всегда говорю всем на Исповеди, что наша религия – это любовь ко Христу, и больше ничего! Именно любовь ко Христу! Очень часто люди забывают об этом: забывают о том, что нет другой цели у нас, кроме как стяжания благодати Святаго Духа. Так преподобный Серафим Саровский и говорил: «Цель христианской жизни – стяжание благодати Святаго Духа». А как ее получить? А получить можно таким образом, чтобы использовать все те средства, которые у нас есть. Что есть главное? Это, прежде всего, встреча со Христом. Люди иногда думают, что вот: поставил свечку, отбил поклоны, вычитал правило какое-то, – и что это будто бы главное. У них внимание уходит на второстепенное. А главное – это встреча со Христом, это – любовь ко Христу. Я прихожу в храм Божий, чтобы встретиться с Господом Иисусом Христом Поэтому я и говорю людям: смотрите, чтобы каждый день не пропал у вас даром, в смысле встречи со Христом. Поэтому я всем рекомендую одну главу Евангелия прочитывать ежедневно. Важнее всех молитвенных правил является прочтение одной хотя бы главы Святого Евангелия каждый день, потому что это – встреча со Христом.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/30/nasha_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010