В день памяти свт. Николая Чудотворца Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря 19 декабря 2006 г. 13:32 19 декабря, в день праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен у ковчега с частицей мощей свт. Николая Чудотворца в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Его Святейшеству сослужили епископ Люберецкий Вениамин , наместник Николо-Угрешской обители, и епископ Бронницкий Амвросий . На богослужении присутствовали глава администрации города Дзержинского Алексей Николаевич Плешаков и глава Люберецкого Района Московской области Владимир Петрович Ружицкий. По окончании богослужения от лица насельников обители, учащихся Угрешской Духовной семинарии, прихожан монастыря Святейшего Патриарха приветствовал епископ Люберецкий Вениамин. В память о Патриаршем богослужении в престольный праздник Николо-Угрешской обители, владыка Вениамин передал Предстоятелю Русской Православной Церкви икону Рождества Христова В день престольного праздника Николо-Угрешского монастыря директор Московского государственного объединенного музея-заповедника, охватывающего три исторические территории Москвы — Коломенское, Люблино, Лефортово, — Людмила Петровна Колесникова вручила Святейшему Патриарху православные святыни — икону-мощевик и складень-мощевик с частицами святых мощей свт. Николая Чудотворца, которые Объединенный музей-заповедник передает Николо-Угрешской обители. Обе реликвии датируются XIX веком. Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика и изображения святых: св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, Киевских и Московских святых с вложенными в иконы частицами Гроба Господня и Гроба Божией Матери, ризы свт. Николая, а также частицами мощей многих других великих угодников Божиих, изображенных на иконе. В складень-мощевик вложены частицы мощей святого Иоанна Предтечи, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Иоанна Златоустого и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших. Слово Святейшего Патриарха Алексия в Николо-Угрешском монастыре Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172379.htm...

Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I-IV вв., однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского. Особенности архиерейской литургии визант. обряда сложились не сразу. Поскольку древнейшие сохранившиеся списки к-польских литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого датируются кон. VIII в. (Vat. Barber. gr. 336 - Parenti, Velkovska. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Eucologio), источниками, позволяющими судить о развитии к-польского евхаристического чина в V-VIII вв., являются литургические комментарии (в первую очередь трактат «О церковной иерархии» (кон. V - нач. VI в.) и «Церковная история» свт. Германа I К-польского († 733)), а также косвенные свидетельства святых отцов и церковных писателей (см. классификацию источников в кн.: Taft. Great Entrance. P. XVII-XLII, источники по истории архиерейского чина литургии: idem. The Pontifical Liturgy. Pt. 2. P. 89-97). Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417-428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б. Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считать Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух возможность включения в нее чинопоследований хиротоний: епископской - после Трисвятого, т. е. до начала литургии, к-рая во времена свт. Иоанна Златоуста начиналась с возгласа «Ερνη πσι» (    ); пресвитерской - после великого входа ; диаконской - после анафоры . Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру). При наличии пресвитерской хиротонии чин литургии усложняется вручением новорукоположенному т. н. Залога , части св. Агнца, во время анафоры (а при диаконской - дополнительным осенением дикирием и трикирием после анафоры и хиротонии).

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Кафедральный собор мон-ря Тбети. X–XI вв. Кафедральный собор мон-ря Тбети. X–XI вв. I. Переводы к-польских литургий. Самым ранним на данный момент твердым свидетельством существования груз. версии к-польских литургий является груз. рукопись X в. 54 новой синайской коллекции (мнение К. Кекелидзе о более ранних свидетельствах спорно). Эта рукопись одновременно содержит и иерусалимскую литургию ап. Иакова, и к-польские литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (тексты по этой ркп не изд., подробное описание не опубл.). Наиболее древняя изученная груз. рукопись к-польских литургий - Sinait. iber. 89; текст литургии свт. Иоанна Златоуста издан по ней А. Жакобом ( Jacob. 1964), текст литургий свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров (также надписанной именем свт. Василия) - Н. Каджая ( Каджая. 1992). Судя по палеографическим данным, рукопись написана в XI в. ( Jacob. 1964. P. 66), возможно, в кружке, связанном с Иоанном Голгофским (на эту мысль наводят упоминание в колофоне (Fol. 45v) игум. Иоанна и иерусалимское происхождение ркп.). Формуляры литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого соответствуют греч. образцам XI в. (см.: Ibid. P. 78-85) и содержат отдельные нек-польские молитвы (напр., молитву снятия облачений по отпусте литургии «От силы в силу шествующе...», известную и по древнерус. рукописям). Подробнее см. статьи Литургия свт. Василия Великого ; Литургия свт. Иоанна Златоуста . В рукописи Vat. Borg. iber. 7, XIII-XIV вв., сохранилась также т. н. литургия ап. Петра (изд. текста: Tarchni sch vili. 1950. T. 1. P. 84-92). Положительных сведений о датировке этого перевода нет, но, исходя из состава текста, Х. Кодрингтон датирует соответствующий греч. оригинал кон. X-XI в. ( Codrington. 1936). Практического применения эта литургия, видимо, не имела; кроме ватиканской рукописи известен только один ее список - Кекел. A 81, XVIII в., рус. перевод к-рого был опубликован прот. К. Кекелидзе в 1908 г. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 200-206; см. также: Goussen. 1913).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Г.С. Битбунов Преображение Господне Святоотеческое наследие, связанное с Преображением Господним, отличает прежде всего разнообразная тематика. См. гомилии свт. Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского , прп. Ефрема Сирина , Андрея Критского , Иоанна Дамаскина и мн.др. В первую очередь, конечно, подчеркивается: Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы – Божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение Божественной природы Христа, напротив, его Божественность была явлена в его человеческой природе. По словам свт. Иоанна Златоуста , Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами» 98 . Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению свт. Иоанна Златоуста , «один умерший и другой, еще не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью , владычествует над небом и землей». Пророки радовались, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Ликовали и апостолы, поскольку увидели славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне. Ряд богословов (прп. Косма Маюмский, например) считают, что при Преображении было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и преобразил Божий образ каждого человека, удаляя с него следы первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Гора, согласно толкованиям, представляла собой Церковь , поскольку Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих. Много рассуждают святые отцы и о Фаворском свете: «Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет» (свт. Григорий Палама ). Читать далее Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание)/Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он же. Слово 18, в похвалу отцу… в присутствии св. Василия//Там же. С. 287. 920 Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию Великому//Творения. T. 1. С. 653. 921 Свт. Иоанн Златоуст. На мчч. Ювеналия и Максимиана. 3//PG. 50, 576. 922 Свт. Григорий Нисский. На 40 мучеников//PG. 46, 788 В. 923 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος " Εκκλησωλογα. θηναι, 1973. Σ. 783. 924 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα, 17. Δοσιθευ Ιεροσολμων. " Ομολογα, 8//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 549, 925 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως, θεσσαλ., 1977. Σ. 125. 926 Ι. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Σ. 395. 927 Ориген. О молитве. Гл. 31. Ст. 5//ΒΕΠΕΣ. 10, 305 (3–5). 928 Петр Могила, митр. Киевский. Православное исповедание. М., 1996. Ч. 3, вопр. 52. С. 148. 929 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα, 17. Δοσιθευ " Ιεροσολμων. " Ομολογα, 8//Ι. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 549, 751. 930 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 44. Ст. 1. Μ., 1993. Т. 2. С. 490. 931 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 204. 932 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших. 3//PG. 95, 249 ВС. Тот же отец приводит и соответствующее мнение святителя Григория Нисского, который говорит: «Ничего безосновательного и бесполезного не передается Христовыми учениками и проповедниками и не поддерживается повсеместно в Церкви Божией. Делом во всяком случае полезным и угодным Богу является, конечно же, поминовение во время богослужений усопших в правой вере» (Там же, 253 А). 933 Свт. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 41//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 168 (15–35). 934 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. Μ., 1991. С. 336. 935 Литургия Иоанна Златоустого. Молитва после эпиклезы. 936 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 164. 937

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Писания, таинство Крещения (и, несомненно, Евхаристию). Палладий, еп. Еленопольский, упоминает об этих составляющих пасхальной службы в рассказе о П. в 404 г., когда сторонники свт. Иоанна Златоуста, оказавшись в ситуации острого конфликта с имп. семьей, были вынуждены проводить богослужение в банях (очевидно, по причине наличия там бассейнов с водой): «Имеющие страх Божий пресвитеры Иоанна, собрав народ в общественных банях... совершали бдение, одни - читая Священное Писание, другие - крестя оглашенных, как и подобало ради Пасхи» (см. сопоставление этого рассказа со свидетельством свт. Иоанна Златоуста в письме папе Римскому Иннокентию I и повествованием Созомена - Ibid. P. 109-111). Прямая связь таинства Крещения с П., о к-рой упоминает Палладий, позволяет предположить, что посвященная Крещению и упоминающая нек-рые детали чина 27-я гомилия свт. Прокла К-польского († 446-447), ученика свт. Иоанна Златоуста, также была произнесена на П. (Ibid. P. 111-112). В сохранившемся фрагментарно «Слове о Пасхе и св. Евхаристии» свт. Евтихия К-польского († 582) содержится богословское осмысление служб П. и Страстной седмицы. По мнению свт. Евтихия, «таинственной Пасхой» является прежде всего литургия Великого четверга, когда «Господь таинственно заклал Самого Себя», подав ученикам Свои Тело и Кровь, но «совершенству и полноту таинственного праздника она (Церковь.- свящ. М. Ж.) совершает в святое воскресенье» ( Eutych. CP. De Pasch.). В рассуждениях о П. святитель упоминает таинство Крещения, что свидетельствует о сохранении живой связи между П. и таинством Крещения и, следов., о сохранении чина крещения в составе пасхальной службы. Первые подробные описания пасхального богослужения в Св. Софии К-польской относятся уже к послеиконоборческой эпохе. Они содержатся в т. н. Типиконе Великой церкви - системе литургических рубрик, дополняющих некоторые рукописи к-польского агиографического Синаксаря либо Апостола IX-XI вв. В богослужениях кроме духовенства особую роль играл император, поэтому данные литургических книг могут быть дополнены информацией из соч.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Thessal. De sacr. liturg. 91//PG. 155. Col. 269D). Мы возвратимся к этому вопросу несколько позже. Затем свт. Симеон рассматривает, была ли Тайная вечеря еврейской пасхальной трапезой или нет, – важный вопрос в полемике о том, использовал ли Христос опресноки при установлении Евхаристии. Согласно свт. Симеону, день Тайной вечери еще не был днем опресноков (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 91//PG 155. Col. 272A). Чтобы доказать это, он основывается на Иоанновской хронологии. Он указывает на слова евангелиста, что Тайная вечеря состоялась «перед праздником Пасхи» ( Ин.13:1 ), а также на то место, где говорится: «Они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), и, наконец, на тот факт, что, согласно Евангелию от Иоанна, Распятие совершилось до иудейской пасхи: «Но так как тогда была пятница... ибо та суббота была день великий» ( Ин.19:31 ). Кроме того, он указывает на использование термина «хлеб» (ρτος), а не «опреснок» (ζυµον), в Мф.26:26 , чтобы обосновать использование квасного хлеба в Евхаристии. Интерпретируя слова «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» ( Лк.22:15 ), он настаивает, что речь в них идет о Пасхе Христа, а не об иудейской пасхе, которая была только образом (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 91//PG. 155. Col. 272B). Именно это подчеркнул Христос, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Эта трапеза представляет собой Новый Завет ( Лк.22:20 ; Мф.26:28 ), а не празднование пасхи Ветхого Завета. Эти рассуждения свт. Симеон заключает следующим образом: Итак, верно, что законную пасху Он совершил в другое время, а тогда совершил свою Пасху, которой и возжелал. И я говорю это часто, желая и сам в Нем, по милости Его, всегда вкушать сей живой Пасхи, ныне и в будущем веке (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 91//PG. 155. Col. 273C). В полемике против латинян свт. Симеон выступает против армянской практики, настаивая на том, что вино вливается в Чашу во время проскомидии и смешивается с водой. Чтобы обосновать эту византийскую практику, он опирается на слова Евангелия от Иоанна о «крови и воде» ( Ин.19:34 ). Он напоминает, что свт. Иоанн Златоуст уже боролся с армянской практикой использования неразбавленного вина (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 93//PG. 155. Col. 276–277). Согласно свт. Симеону, смесь воды и вина отвергали еретики акварии, которые использовали только воду для Евхаристии, а армяне, в свою очередь, «желая опровергнуть эту ересь, впали в худшую» (Ibid. 276C). Свт. Симеон полемизирует и с монофизитами. Он объясняет, что, желая побороть ересь Нестория, который вводил разделение во Христе, они пришли к заключению, что в личности Христа только одна природа, что, согласно свт. Симеону, противоречит реальности воплощения:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Праздничные проповеди на В. Г. в И. создавались и на слав. почве - известны слова свт. Климента Охридского († 916) (слово также может быть надписано именем свт. Иоанна Златоуста - см.: Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности... 115); свт. Кирилла Туровского († ок. 1182) (см., напр., в сборниках кон. XIV в.: РГБ. ф. 304. 9. Л. 32 об.- 36; 11. Л. 119 об.- 122; рус. пер.: ЖМП. 1987. 3. С. 39-40); неизвестного автора, вероятно древнерус. (слово может быть надписано именем свт. Иоанна Златоуста - см.: Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности... 461 652)), и др. Также известны проповеди на праздник В. Г. в И. следующих церковных писателей: святителей Мелетия Антиохийского († 381) (CPG, 3425-3429), Тита Бострийского († 70-е гг. IV в.) (CPG, 3580 6594)), Епифания Кипрского († 403) (CPG, 3767, 3772), прп. Ефрема Сирина (CPG, 4162. 1; также: Ephraem Syrus. Das heiligen Ephraem des Syrers Sermones: In 4 vol./Hrsg. E. Beck. Louvain, 1970. Vol. 2. S. 55-77/72-97. (CSCO; 311-312. Syr.; 134-135)), Севериана Габальского († между 408 и 431) (CPG, 4246, 4287), Феофила Александрийского († 412) (CPG, 2657), свт. Прокла К-польского († 447) (CPG, 5808), Феогния, пресв. Иерусалимского (V в.) (CPG, 7378), Феодосия Александрийского († 566) (CPG, 7157), свт. Софрония Иерусалимского († 644) (CPG, 7657), Псевдо-Анастасия Синаита (CPG, 7780), прп. Иоанна Дамаскина († ок. 754) (CPG, 8086) и др. Сомнительными остаются атрибуции ряда проповедей святителям Афанасию Великому (CPG, 2236, 2246, 2273-2274) и Иоанну Златоусту (CPG, 4748; 4973; 5180. 6-7; 5190. 9). Праздник В. Г. в И. в православном богослужении является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой - наступает после Лазаревой субботы , с к-рой имеет неск. общих песнопений. Тем самым литургическая традиция следует святоотеческой экзегезе, подчеркивающей неразрывную связь между чудом воскрешения прав. Лазаря, В. Г. в И. и Страстями Господа. В древней (до X в.) иерусалимской богослужебной традиции в праздник В.

http://pravenc.ru/text/161041.html

В Македонии власти снесли верный Сербскому Патриарху монастырь (версия для печати)/Православие.Ru В Македонии власти снесли верный Сербскому Патриарху монастырь Православие.Ru , 25 октября 2004 г. Монастырь свт. Иоанна Златоуста за день до разрушения Скопье, 22 октября 2004 г. Как стало известно корреспонденту норвежской правозащитной службы " Форум 18 " , в ночь на 16 октября по распоряжению македонских властей был разрушен монастырь св. Иоанна Златоуста в окрестностях города Битола. Этот монастырь подчиняется верной Сербской Православной Церкви (СПЦ) Охридской архиепископии. Около 500 полицейских, прибывших из Скопье, окружили монастырь, в котором в тот момент находился глава архиепископии митрополит Иоанн (Вранишковский) и 10 монахов и монахинь. Затем несколько бульдозеров сравняли с землей монастырь, который являлся центром верной Сербскому Патриарху православной общины Македонии. По официальной версии, сооружение было разрушено, так как его построили без разрешения властей. За день до разрушения 20 октября " Форуму 18 " стало известно, что македонские власти издали распоряжение о сносе еще одного сооружения - церкви в деревне Лузани. Глава государственного комитета по связям с религиозными организациями доктор Мояновский отказался подтвердить или опровергнуть эти сообщения. Здание монастыря св. Иоанна Златоуста находилось в деревне, ни одно из пятидесяти зданий которой не было построено с разрешения властей, однако снесен был только монастырь. Участок земли, на котором он был сооружен, принадлежит родителям митрополита Иоанна - Аргире и Галине Вранишковским. В недавнее время их дом также был ограблен и подожжен. Монастырь свт. Иоанна Златоуста после разрушения в ночь на 16 октября 2004 г. Митрополит Иоанн заявил, что на следующий день после уничтожения монастыря он отправился в земельное управление Битолы и потребовал предъявить ему ордер на снос здания, однако чиновники заявили, что никакого ордера местное управление не выпускало, а распоряжение о сносе поступило непосредственно из столицы. Снос монастыря св. Иоанна Златоуста стал последним звеном в цепи противостояния между властями Македонии и Охридской архиепископией. За последние годы митрополит Иоанн неоднократно подвергался аресту и был посажен в тюрьму за совершение литургии, которую суд расценил как " разжигание межрелигиозной вражды " . Другие иерархи и монахи, верные СПЦ, также были вынуждены платить штрафы. После разрушения в ночь на 16 октября 2004 г. Власти Македонии отказываются признать существование на территории страны какой-либо юрисдикции, кроме Македонской Православной Церкви. Эта Церковь объявила о своем отделении от СПЦ в 1967 году, однако ни одна поместная православная Церковь мира не признает ее автокефалии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Б. м., XXI; Объяснение литургии, составленное Федором, епископом Андидским. (Памятник визант. духов. лит. XII в.)/[Вступ. ст.] Н. Красносельцева. Казань, 1884. C. 28). 21 Симеон, архиепископ Солунский, свт. О храме Божием и о служащих в нем. 83//Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб., 1857. С. 39. 22 Симеон, архиепископ Солунский, свт. Премудрость нашего спасения. III. 66. М., 2010. С. 148. 23 Мансветов И. Д., проф. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 18. 24 Устав священнослужения//Служебник. М., 1656. С. 54. [Электронный ресурс]//URL: 25 Мансветов И. Д., проф. Указ. соч. С. 31. 26 Сырку П. А. Литургические труды Патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1890. С. 9. 27 Там же. С. 16. 28 Там же. С. 24. 29 «Служебник из Тырговиште» (1508), составленный неким иеромонахом Макарием, и «Служебник из Венеции». Тексты этих южнославянских Служебников идентичны друг другу. См. электронный ресурс, URL: (дата обращения: 20.03.2018). 30 Устав, сиречь Око церковное. М., 1610. [Электронный ресурс]//URL: 31 Стоглав. Гл. 10–11. М.: Преображенское кладбище, 1913. С. 41–42. 32 Служебник. М., 1602. С. 107. [Электронный ресурс]//URL: 33 Арсений (Швецов), еп. Уральский. Краткий практический устав древлеправославной службы. Уральск, 1908. С. 128об. 34 Служебник. М., 1656. С. 338. [Электронный ресурс]//URL: 35 Желтов Михаил, свящ. Архиерейское богослужение//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/160816.html. 36 Никита Стифат, прп. Письмо к софисту Григорию. 3//Никита Стифат, прп. Творения. Ч. 1. С. 129. 37 63-е правило VI Вселенского Собора. 38 Существует ошибочное утверждение, что св. Николай Кавасила был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского, происходящее, очевидно, из-за смешения его биографии с биографией его дяди, свт. Нила Кавасилы, который действительно был митрополитом в Салониках в 1361–1363 гг. Сам же св. Николай был богословом-мирянином. 39 О церковной иерархии. III. 2//Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. С. 608. 40 Литургия свт. Иоанна Златоуста. Молитва приношения после поставления Святых Даров на престоле. 41 Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8. [Электронный ­ресурс]//URL: 42 Климент Римский, сщмч. Послание к Коринфянам. Гл. 41//Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 2: Писания мужей апостольских. М., 1860. С. 141. 43 Иустин Философ, мч. I Апология. 67//Творения. М., 1892. С. 99. 44 Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственное поучение. V. 5–8. М., 2010. С. 343–345. 45 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Евангелие от Иоанна. 46. 2. [Электронный ресурс]//URL:

http://e-vestnik.ru/analytics/kogda_otve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010