Б-ка Е. в. м. имеет богатейшую коллекцию греч. Евхологиев, наиболее ранние из к-рых датируются рубежом IX-X вв. Весьма подробное описание 42 синайских Евхологиев впервые было выполнено и опубликовано А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание. Т. 2). Они содержат древние чины к-польской кафедральной песенной вечерни и утрени, а также древнейшие к-польские последования литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (Sinait. gr. 958 и 959), древние чины крещения и венчания, редкие службы, включающие только прошения диакона без молитв священника, литургии ап. Иакова (Sinait. gr. 1040), уникальный чин освящения вод Нила (Sinait. gr. 974) и являются важнейшими источниками для изучения истории визант. богослужения. В 1975 г. были найдены еще неск. древних греч. Евхологиев, к-рые пока не введены в научный оборот. Исследователи обращали внимание на большое число свитков - 150 (из них 97 новонайденных), содержащих гл. обр. текст литургий свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, ап. Иакова, ап. Марка, Преждеосвященных Даров (Σιν. 1990. Σ. 352; Τ να ερματα το Σιν. 1998. Σ. 86-87). В наст. время синайские литургические рукописи активно привлекаются для изучения истории богослужебных текстов (напр., литургии ап. Иакова: Καζαμας Α. Κ. Η Θεα λειτουργεα το Αγου Ιακβου το Αδελφοθου κα τ να σινατικ χειργραφα. Θεσσαλονκη, 2006). Не столь многочисленны в б-ке Е. в. м. сочинения отцов Церкви и др. визант. писателей: «Ареопагитики», творения свт. Афанасия Великого, прп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, прп. Макария Великого (Египетского), свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, Нила Анкирского, Василия, архиеп. Селевкии Исаврийской, аввы Дорофея, свт. Модеста Иерусалимского, прп. Максима Исповедника, Исаака Сирина, Георгия Писиды, прп. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, Феодора, еп. Харранского, Георгия, еп. Никомидийского, прп. Симеона Нового Богослова, Филагафа Керамевса и др.). Еще меньше среди синайских рукописей юридических сборников, но есть такая рукопись, как Sinait. gr. M 153, X-XI вв., включающая Частную распространенную эклогу, «Прохирон» и Аппендикс эклоги. Входящий в состав этой рукописи воинский закон (Νμος Στρατιωτικς) Македонской династии был опубликован С. Трояносом ( Simon D., Troianos S. EPA Sinaitica//FM. T. 3. P. 168-177).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

Язык А.- сирийский (изд. текстов: Raes A. et al. Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. R., 1939-1981. 3 vol.). 4) К александрийским А. анатолийского типа относят краткую (египетскую) версию А. свт. Василия Великого и А. литургии «свт. Григория Богослова». Текст 1-й восстанавливается по копт. переводам (древнейшая из сохранившихся рукописей датируется VII в.), греч. текст егип. версии анафоры свт. Василия содержится только в поздних (XIV в.) рукописях. Ее структура совпадает со структурой полной версии; все части короче - в основном за счет отсутствия большинства цитат из Свящ. Писания, содержащихся в полной версии; существенно отличается только praefatio, к-рое вместо молитвенного созерцания догмата о Пресв. Троице содержит краткий рассказ о сотворении мира ( Hänggi, Pahl. P. 348-357; рус. пер.: Успенский. С. 87-91). В наст. время эта А. находится в употреблении в Коптской (где она является основной), Эфиопской Церквах. А. литургии свт. Григория Богослова (как и сама литургия) происходит скорее всего из антиохийской монофизитской среды и не старше 2-й пол. V в. Структура А.- анатолийская. Своеобразно ее лит. построение - прозаические части чередуются со стихами ( Карабинов. С. 132-138); А. вряд ли использовалась в правосл. среде, т. к. обращена ко Второму Лицу Пресв. Троицы. В наст. время употребляется только в Коптской Церкви, греч. текст ее содержится в тех же рукописях XIV в., в каких помещен текст краткой версии А. свт. Василия. 5) В Армянской Церкви в употреблении находится только одна А. «свт. Афанасия Александрийского», по типу близкая к визант. ( Hänggi, Pahl. P. 319-326; СДЛ. Т. 2. С. 202-218). Из рукописей известны еще 10, среди них: арм. версии визант. А. свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого; арм. переводы зап.-сир. А. ап. Иакова и «сщмч. Игнатия Антиохийского»; А. собственно арм. типа - «свт. Григория Богослова», св. Исаака, «свт. Кирилла Александрийского». А. арм. типа отличаются от др. анатолийских наличием после institutio дополнительного текста, прославляющего Сошедшего во ад и Воскресшего Царя Христа (кроме А.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Собор имел 13 заседаний: 12 - по делу свт. Иоанна Златоуста, 13-е рассматривало дело Ираклида, еп. Эфесского, ставленника свт. Иоанна Златоуста. Несмотря на догматическое обвинение в оригенизме, низложить еп. Ираклида не удалось. Главным обвинителем свт. Иоанна Златоуста выступил один из его диаконов, Иоанн. Обвинение состояло из 29 пунктов. Здесь и жестокое, грубое и несправедливое обращение с духовенством и монахами (1, 2, 5-9, 19-22, 26, 27, 29), и присвоение церковных средств (3, 4, 16, 17), и неразборчивые хиротонии (10, 18, 24), неблагоговейное поведение в церкви и грубое нарушение литургического чина (12-14, 28), и поступки, вызывающие подозрение в безнравственности (15), и нелюдимость (23, 25). Особняком стоит пункт 11: «...он сам уличил в возмущении солдат комита Иоанна» - это предупреждение высоким чинам о том, что свт. Иоанн Златоуст может делать на них доносы верховной власти. Мон. Иоанн, эмиссар еп. Феофила по борьбе с нитрийскими монахами, попавший в тюрьму, когда имп. чета встала на сторону монахов, гонимых еп. Феофилом, во всех своих бедах обвинял монахов-оригенистов, Серапиона и свт. Иоанна Златоуста. Свт. Иоанна обвинял в 17 пунктах и мон. Исаакий. Многое из его обвинений уже было выставлено диак. Иоанном: жестокость в отношении клириков и монахов (1, 12, 17), лихоимство (13), рукоположение недостойных (16). Но есть и новое: «Блаженный Епифаний из-за оригенистов Аммония, Евфимия, Евсевия, Ираклида и Палладия (первые три - Длинные братья, последние - епископы Эфесский и Еленопольский.- В. А.) не захотел вступить с ним в общение» (пункт 2). Это догматическое обвинение, опирающееся на авторитет Кипрского святителя. В ряде пунктов присутствуют нападки на стилистику и содержание проповедей свт. Иоанна Златоуста, иногда ему приписывают то, что он сам осуждает (пункты 4, 5, 7). Осуждается призыв свт. Иоанна к постоянному покаянию (пункт 6); в этом можно видеть влияние новациан, допускавших лишь единократное покаяние в смертном грехе, совершенном после крещения.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

· Обязательства имп. Иоанна V перед Западом; · Роль свт. Филофея в переговорах об объединении Церквей. 5 глава (С. 135–154) – Собор 1368 г. против Прохора Кидониса: · Поднятие Прохором исихастского вопроса; · Собор 1368 г.: o Ход собора; o О праздновании памяти свт. Григория Паламы ; o Постановление собора; o События после собора. Окончательное осуждение Прохора; o Мнение Димитрия Кидониса; o Выводы. 2 часть монографии посвящена сочинениям свт. Филофея. Д. Цендикопулос классифицирует и рассматривает следующие произведения святителя: Ë Догматико-полемические (С. 157–242): o 2 Слова против Акиндина о Фаворском Свете; o Томос 1351 г.; o Исповедание православной веры; o 15 антирретиков против Никифора Григоры; o Томос 1368; o Анафематизмы и макаризмы; o 14 глав против ереси Варлаама и Акиндина; o Письмо к Петриоту; o Святогорский томос. Ë Агиографические (С. 243–310): o Слово о прпмц. Анисии; o Краткое житие прп. Никодима; o Житие прп. Саввы; o Слово о прп. Онуфрии; o Энкомий сщмч. Фоке; o Житие патриарха Исидора Константиновольского; o Житие прп. Германа (Марулиса); o Слово о свт. Григорие Паламе ; o Слово о вмч. Димитрие; o Слово о 3 святителях; o Гомилия на Успение Пресвятой Богородицы; o Слово о святых Апостолах; o Житие прпмц. Февронии; o Слово о всех святых; o Слово о свт. Николае. Ë Экзегетико-гомилетические (С. 311–324): o Экзегетические слова на Ветхий Завет : § 2 Слова на пс. 37; § 3 Слова на Притч. 9.1 ; o Экзегетические слова на Новый Завет : § О заповедях блаженства; § В Неделю о скорченной жене. o Гомилии. Ë Поэтические – литургические (С. 325–350): o Последования служб: § Свт. Григорию Паламе во 2 Неделю Великого Поста; § Свт. Григорию Паламе 14 ноября; § Всем святым; § 630 отцам IV Вселенского собора; o Каноны: § Каноны святым и праздникам: ü Всем святым; ü Свт. Николаю; ü 2 канона вмч. Димитрию; ü Свт. Иоанну Златоусту ; ü Вмч. Георгию; ü 3 святителям; ü На Воздвижение Честнаго Креста; ü 3 канона свт. Григорию Паламе . § Каноны ко Христу и Богородице: ü Просительный канон Иисусу Христу и Богородице в засуху;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Авторы катехизических циклов конца IV века В конце IV века мы видим разные циклы мистагогических бесед: свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского , Феодора Мопсуестийского, свт. Иоанна Златоуста и блж. Августина Иппонского. Их трудно точно датировать. В любом случае первым по времени был цикл свт. Кирилла Иерусалимского . Начатый в 350 году, этот цикл был произнесен в течение нескольких лет, при этом одна из бесед – определенно в 383 году. Другие циклы более поздние: «О священнодействиях» (De sacramentis) свт. Амвросия были составлены между 380 и 390 годами, тогда как «О таинствах» (De mysteriis) 47 – в 387–391 годах; Феодор Мопсуестийский составил свои «Катехетические гомилии» с 383 по 392 год; свт. Иоанн Златоуст читал разные циклы проповедей в 387–390 годах, но эти гомилии менее важны для нас, так как: (1) они не посвящены Евхаристии; (2) в них не сохраняется различие между предкрещальными проповедями (произносимыми до Пасхи) и собственно мистагогическими (произносимыми в пасхальную седмицу). Перейдем к блж. Августину. Здесь трудно с точностью определить, какие проповеди относятся к мистагогическому циклу, но в любом случае они произносились как до, так и после пасхальных крещальных торжеств. Однако мы уверены, что проповеди о Евхаристии произносились после того, как новокрещенные участвовали в Евхаристии, и, таким образом, они в полном смысле мистагогические по характеру. В этом сообщении мы сосредоточимся на беседах свт. Кирилла, свт. Амвросия и Феодора Мопсуестийского. Различные катехизические циклы и их структура В IV веке Иерусалим был самым важным местом для христиан 48 , и город привлекал множество паломников из всех местных Церквей. Именно эти паломники, возвращаясь, приносили с собой в свои общины литургические традиции и представления, с которыми они столкнулись в Иерусалиме. В этом смысле свт. Кирилла можно считать основателем литургических традиций Иерусалимской Церкви. К этим обычаям относится и мистагогическая катехеза. Для того чтобы понять иерусалимскую катехезу, мы обратимся к трем свидетельствам: тайноводственным словам свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Таким образом, в обеих евхаристических молитвах идея соответствия получает свое выражение только один раз, но в разных местах: в отличие от евхаристической молитвы свт. Иоанна, в евхаристической молитве свт. Василия идея соответствия выражается не в Anamnesis’e, но в Institutio. Подчеркнем, что упоминания о соответствии Евхаристической Жертвы и Тайной Вечери в обеих анафорах не являются позднейшими вставками, но принадлежат их составителям, свт. Василию Великому и свт. Иоанну Златоусту (см.: [Успенский, 2006, 398–401]). Из этого можно сделать вывод, что эта идея соответствия имеет важное богословское значение для понимания таинства Евхаристии, на что также обращает внимание св. Николай Кавасила . Также и логика рассуждений тех, кто впоследствии вставил «κατ πντα κα δι πντα» в текст анафоры свт. Василия и свт. Иоанна, и св. Николая Кавасилы , совпадает: слова «κατ πντα κα δι πντα», которые являются выражением кульминации акта приношения даров, относятся не только к Anamnesis’y, но ко всему ранее сказанному в евхаристической молитве. Конечно, по всей видимости, св. Николаю не был известен факт интерполяции возгласа «Твоя от Твоих […]», но он интуитивно использует правильный методологический подход, который позволяет определить богословский смысл этого возгласа в рамках обеих анафор. Из сказанного выше следует, что, во-первых, возглас «Твоя от Твоих […]» не является продолжением текста Anamnesis’a, но своего рода богословской формулой, которая кратко выражает всю суть сказанного ранее в обеих анафорах; во-вторых, идея соответствия Евхаристической Жертвы литургии и Евхаристической Жертвы Тайной Вечери выражена в анафоре литургии свт. Василия в еще более яркой и отчетливой форме, чем в анафоре свт. Иоанна; в-третьих, это соответствие, выражаемое в «κατ πντα» поясняется у свт. Василия в Institutio, а не в Anamnesis’e, как это мы видим у свт. Иоанна. Заключение Проведенный анализ ключевых фрагментов «Изъяснения Божественной литургии», посвященных непосредственно богословию молитв евхаристического канона, а также установление методологического подхода св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

376 Церковный устав. Гл. 48. Ответ Константинопольского патриарха Иеремии лютеранским богословам в «Христианском чтении», 1842. Ч. I. С. 360–369, Goar Euch., р. 96. – Только у коптов литургия с именем свт. Василия считается главной и имеет ежедневное употребление, как замечает Ренодот (Op.cit Т. I, р. 172); но у них нет литургии с именем Иоанна Златоуста . 379 Для примера можно указать на ектению об оглашенных, которая в нынешней литургии свт. Иоанна Златоуста гораздо короче той, которую он объясняет в своих беседах: 2-й на Второе Послание к Коринфянам и в 23-й на Евангелие от Матфея. Особых молитв о бесноватых и кающихся вовсе нет в нынешней; а в беседах на Второе Послание к Коринфянам и О Непостижимом есть толкования на них. См выше. С. 90 примечание 4. 380 Отрывки литургии из бесед свт. Иоанна Златоуста собраны Клавдием де Санктесом (Claudius de Sainctes. Liturgiae. Antverp., 1562), который расположил их по порядку чина литургии, и Бингемом (Bingham, Orig. Ecclesiast, 1754. Т. V, р. 193 и др.), расположившим свои извлечения по томам Парижского издания творений святителя. 383 О введении их в литургию см. изложение литургии св. Иакова. Последняя из них, Да исполнятся уста, явилась при императоре Ираклии и патриархе Сергии, около 620 г. Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви еп. Филарета (Гумилевского) . С. 125. 384 О Символе веры см. выше. С. 136, прим. 1. Перемена в чтении прилежной ектении сделана по уставу св. Саввы. Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви еп. Филарета (Гумилевского) . С. 124. Здесь же говорится, что в чине Златоуста, по словам жизнеописателя его Палиадия, пелись какие-то стихи или тропари, составленные самим святителем для литургии. 386 Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т. III. С. 9. 388 Spicil. Rom. T.IV, р. 31–32. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1865. Т. I. С. 266. 389 Замечательны некоторые частности, указываемые исследователями. Так, Николай Кавасила говорит: «Блаженный Иоанн, указывая, что эта священная служба имеет две стороны, благодарственную и просительную, особо полагает тех, за коих благодарит, и особо тех, о коих молится; но божественный Василий благодарение соединяет с прошением и это делает во всей литургии, так что ты найдешь, что почти все его молитвы имеют и ту, и другую силу; так, он воспоминает святых, которых перечисляет святой Иоанн, и в том же месте священнодействия, но не одинаковым образом» и проч. См. его Изъяснение Божественной литургии, гл. 33. Заключительные слова в призывании Святого Духа на Дары Евхаристии: «Преложив Духом Твоим Святым» и приспособление к ним предшествовавших слов той же молитвы считаются принадлежностью собственно литургии свт. Иоанна Златоуста . См.: Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви еп. Филарета (Гумилевского) . С. 103; Renaud. Op. cit. Т. I, р 240.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Hist. eccl. VIII 14. 5-6; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 12). Сойдя с корабля, он вошел в один из храмов, находившийся недалеко от порта, в 7 км от К-поля; там он отслужил литургию и без ведома К-польского епископа совершил рукоположение во диакона ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 12, 14). По прибытии в город Е. К. отказался принять приглашение свт. Иоанна Златоуста остановиться у него в резиденции, т. к., по его словам, не пожелал находиться под одной крышей с еретиком (Ibid. VI 12). Вероятно, Е. К. был не только недоволен тем, что свт. Иоанн Златоуст принял под свою защиту оригенистов и требовал от еп. Феофила Александрийского вновь принять их в церковное общение; ранее в Антиохии свт. Иоанн был пресвитером при еп. Флавиане, к-рый II Вселенским Собором был избран преемником свт. Мелетия вместо еп. Павлина, с чем не был согласен Е. К. Во время пребывания в К-поле Е. К. удалось собрать неск. подписей находившихся там епископов из др. областей под осуждением сочинений Оригена (Ibidem). Предполагают, что Е. К. встретился с имп. Евдоксией - непримиримым врагом свт. Иоанна Златоуста, и с одним из «Длинных братьев» - Аммонием ( Sozom. Hist. eccl. VIII 15). Е. К. не только отказался принимать участие в богослужениях, совершавшихся К-польским епископом, пока тот не осудит сочинений Оригена и не изгонит егип. оригенистов ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 14), но, напротив, принял предложение врагов свт. Иоанна Златоуста, собравшихся в ц. св. Апостолов, произнести проповедь, в которой осудил сочинения Оригена, «Длинных братьев» и насмехался над свт. Иоанном Златоустом ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 14). На др. день, когда Е. К. вновь пришел в ту же церковь, архидиак. Серапион, присланный свт. Иоанном Златоустом, обвинил его в многочисленных нарушениях церковной дисциплины, к-рые он совершил, начиная с прибытия в столицу, и потребовал, чтобы он немедленно вернулся на свою кафедру, в противном случае люди, верные свт. Иоанну Златоусту, принудят его к этому силой ( Socr.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010