В среду утром – полет в Монреаль. Чудный весенний день. Так как никуда не торопился, то с аэродрома сел на автобус в город, потом в метро. Любимое чувство: одиночество и свобода, в солнечное утро, в чужом городе, живущем своей будничной жизнью, а для меня – праздничной. Лекция в [университете] McGill. Вечером удивительная Преждеосвященная – хор молодежи под управлением Лизаньки Виноградовой. Умиление до слез этой молодежью, которая, несмотря на все, несмотря на тупое сопротивление " старших " (безысходный грех русской эмиграции), тянется к подлинному, находит его и снова зажигает все светом. Смерть в Париже Помпиду. Страшное волнение, внутреннее " участие " : как все-таки Франция и все, к ней относящееся, мне близки. Сколько " родин " может иметь человек? Сегодня – последняя великопостная утреня. Нарастание Лазаревой Субботы, всего высокого, во что вступаем… " Несрочная весна… " Лазарева Суббота, 6 апреля 1974 Какой удивительный праздник! " Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя… " Действительно – " удостоверяет " , действительно – поглощает смерть победой. Вершина Православия в его последней подлинности, в его глубинном опыте. Причастие детей. Вчера вечером – телефон от В.Н.Чалидзе. Полное возмущение на солженицынское " Письмо вождям " . Так же, будто бы, и Сахаров. Это, конечно, за приятие в России " авторитарного режима " . Только у Солженицына реализм – от жизни, от опыта, от " зрячей любви " , а тут – идеи. Высокие, прекрасные, но ненужные. Россия и демократия. Правовое сознание. Но оно предполагает некую интуицию человека, без нее оно не живет. Великий Понедельник, 8 апреля 1974 Хорошо отпраздновали Вербное Воскресенье. Торжественные службы. Масса народу в церкви. Вчера весь день в доме – внуки, и Анины, и Сережины. Вечером – " Се Жених… " Все сады вокруг нас светятся цветущими форситиями. Чехов ( " Письмо " ): " …наказующие и без тебя найдутся, а ты бы… милующих поискал! " Светлый Вторник, 16 апреля Страстная и Пасха с обычной для них напряженностью, нарастанием, полнотой. Всегда волнуюсь о том, чтобы все прошло хорошо, и, слава Богу, всегда тот же подарок с неба. И опять то же чувство: как легко все это – всю эту красоту, полноту, глубину – превратить в " самоцель " , в " идола " . Ибо как только применишь это к жизни – страшное сознание, что в жизни это – крест. То, чему учит, что раскрывает Страстная и Пасха, – это такой замысел о жизни и победе, который действительно, как оружие, " проходит сердце " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

в. Тексты, целиком взятые из Св(ященного) Писания, как-то псалмы, паремии, прокимны. Дело в том, что текст Св(ященного) Писания, употребляемый в наших богослужебных книгах, значительно разнится от текста обычной нашей славянской Библии[, приближаясь более к Лукиановской редакции 540 ]. В некоторых местах богослужебный текст распространеннее, в других сокращеннее издаваемого Святейшим Синодом. Ввиду этого, прежде чем приступить к какому-либо исправлению библейского текста в богослужебных книгах, необходимо решить принципиальный вопрос, которая из двух редакций: синодальная или богослужебная заслуживает наибольшего уважения и должна быть положена в основу всяких исправлений. Притом, исправления эти должны уже тогда простираться не одни богослужебные книги, но и на славянскую Библию , так как существование на практике двух славянских текстов, несомненно, очень неудобно во многих отношениях. Конечно, решение этого принципиального вопроса требует многолетней и весьма сложной работы, но нового издания богослужебных книг задерживать оно не должно. Все библейские тексты могут быть вынесены в особые книги (паримийники, псалтири и пр(очие)); богослужебные же тексты в собственном смысле могут издаваться независимо от них. Наконец, Комиссия [по инициативе] ввиду частного мнения профессора А.А. Дмитриевского представляет на благоусмотрение Высшей церковной власти вопрос, не благовременно ли, вместе с изданием нового перевода Постной Триоди, восстановить и древнее деление двух Триодей. Постная Триодь прежде кончалась пятком шестой седмицы, когда, действительно, и поется: «Душеполезную совершивше четыредесятницу», Цветная же начиналась с субботы Лазаревой и недели Цветоносной.] г) Приложение в конце Триоди (песни Троичны, седальны из Октоиха, повесть о неседальном, главы Марковы и пр(очее)) как не принадлежащее к составу Триоди. Исправить эти части необходимо одновременно с Октоихом и Типиконом. Представляя при сем правленый экземпляр Триоди Постной, Комиссия покорнейше просит Святейший Синод указать ей, признаются ли правильными начала, на которых Комиссия вела свой труд, и должна ли она продолжать свои работы в том же духе, приступив теперь же к исправлению Пентикостариона? 541

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ведь старик я. Давно бы дотлевать, а живу. И ветер слышу в ветвях берёз. Прикрыл печку. Осмелюсь пойти искать место, откуда есть связь. Закат. Красиво. Красиво, а связи нет. Да и батарея садится. Всего-навсего две малюсенькие палочки. В сотовом есть и год, и число, и время, а дня недели нет. А его только мне и надо. Сколько до Лазаревой субботы? Да, думаю, не одно и не два сердца замирало при понимании невозможности описать Божий мир. Солнце розоватит лес, особенно берёзы. Вдаль леса и леса. Река широченная, подтопила всё заречье... Уже ходил не по сухой траве, а по зелёным травинкам. Цветочки пошли! Голубенькие лепестки и жёлтенькие, как солнышки. Всегда приносил домой такую первую весеннюю радость. Хотел сорвать, нагнулся - голова закружилась. Река прёт неостановимо. Молча прёт. Такая мощь откуда берётся? От таяния снега, из лесов. Не видят этого мои милые деточки. Ну, не последний же для меня был этот закат? Раннее, раннее, дорассветное утро. Помираю. Еле живой. Зря вчера надеялся, что оживаю. Ночь эта могла быть последней. Как же меня схватило. Опять же сам дурак, чего ради вчера так много работал, перед кем хвалился? Тем более такой ветер. У костра нагреешься, а ветер продувает. Ночью было на меня нашествие. Оно началось изнутри. Это волны. Начиналась дрожь внутри, в груди, в сердце, потом всё больше, било всего, руки тряслись, икры ног схватывало, мышцы тянуло. Потом отпускало. Дрожь и раньше была, но такая впервые. Конечно, молился, конечно, говорил: «Так мне и надо», но страшился следующей волны телесной дрожи. Ещё так будет, вряд ли выживу. Не передать. Колотун. Колотило, сотрясало всего. Как щенка за шиворот. Тело тряслось, сознание отключалось. Видимо, из сострадания, чтобы переждать боль. И страх был, конечно, был. Это я так хорохорился, что легко умирать. Оно, может, и легко, да перейди-ка этот рубеж. Вроде как кто пытал меня. Издевательски, напуская приступы крупной дрожи. Будто током. Всё сильнее прибавляя трясучку. Даже не стеснялся, стонал. Кого стесняться, Господа? Он знает, что я мал и безсилен, и безпомощен.

http://pravoslavie.ru/111935.html

Заключительное совещание по ревизии духовных академий состоялось 10 июня 1909 г. в покоях митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) . Помимо ревизоров (архиепископов Волынского Антония, Псковского Арсения и Херсонского Димитрия, а также П. С. Даманского и М. А. Остроумова) на нем присутствовал помощник управляющего Канцелярией Св. Синода Η. Φ. Марков. 15 июня Синод принял развернутое определение по всем четырем академиям, положенное в основу указа от 18 июня 8942). В основных пунктах оно повторяло прежнее (от 4 февраля) с добавлением некоторых конкретных формулировок по СПбДА и МДА. Прежде всего, усиливался контроль за преподавателями, причинами пропусков ими учебных занятий (особенно в МДА, где широко было распространено совместительство, вскоре вовсе запрещенное); повторялось требование ежегодно представлять ректору академии программы курсов и отчеты; запрещалось чтение лекций одновременно двум курсам. Особое внимание обращалось на выбор тем для сочинений, представляемых на богословские ученые степени: они должны строго соответствовать Правилам, разъясненным в указе Св. Синода от 23 февраля 1889 г. и утверждаться местным епархиальным архиереем (попечителем академии); обращалось внимание на поднятие уровня кандидатских диссертаций, «ибо нельзя дипломировать людей, не только в сущности слабых, но прямо невежественных и даже безграмотных» 2158 ; при этом указывалось на необходимость «более или менее равномерного» распределения кандидатских сочинений между профессорами, «так как обилие пишущих у известного профессора объясняется не столько интересом к преподаваемой им науке, сколько снисходительностью его в оценке» 2159 ; подчеркивалась обязательность составления подробных профессорских рецензий и дальнейшего опубликования их в «Журналах заседаний Совета», «ибо гласность может послужить полезным стимулом как для профессоров, так и для студентов» 2160 ; указывалось на строгое соблюдение сроков начала и окончания учебного года (вступительные экзамены с 16 августа, начало лекций – 1 сентября, недельные Рождественские каникулы, Пасхальные каникулы, окончание лекций не ранее 20 апреля, а если это совпадает с Пасхальными каникулами, не ранее Лазаревой субботы). Особое внимание обращалось на манеру чтения лекций: «Чтение лекций со стороны дикции у многих профессоров оставляет желать много лучшего. На эту сторону, как видно, мало обращается внимания преподавателями. Большею частью читают по тетрадке, не отрываясь от нее; хорошо еще, если такое чтение искупается хорошей дикцией, громким голосом. Редко кто говорит изустно, или хотя бы по конспекту. А между тем тот или иной способ чтения лекций имеет большое значение для возбуждения интереса к науке у студентов. Достойно внимания, что у профессоров, читающих живо и изустно, никогда нет недостатка в слушателях. Предложить советам всех четырех академий это наблюдение к сведению и руководству» 2161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вы говорите: „в немже беша“, то есть, в котором были православные, но у Севаста прямо сказано: „в оньже у самих беша“, а не у православных, а у вас по правилу-то не только поставить, но и принять было некому; вы по правилу-то – простецы. Беззаконие ваше вами и к нам применяется: что мы горше бесов нечестивых: вы считаете нас такими, а принимаете без перекрещивания? И само-то ваше миро беззаконно. Митроп. Макарий говорит: „А так как мира у них не было никакого, то и придумали, что по нужде можно им самим, без архиерея, составить и освятить своё миро. С этой целью (в 1777 г.), купили огромный самовар, налили в него деревянного масла, вложили разные благовонные масти и растения и истолчённые частицы св. мощей, и варили эту смесь от Лазаревой субботы до великого четверга. Главным распорядителем был поп Василий Чебоксарский. Он сам читал над кипевшим маслом архиерейские молитвы, прочие священники стояли вокруг самовара 168 . Они продали самовар, в котором варили миро, на рынке, не позаботившись вычистить сосуд от прикрепших к нему остатков благовонных мастей“ (Истор. рус. раск. Макария еп. Винницкого; стр. 318–319). Таким что ли миром вы помазывали приходящих к вам? Усов. Андрею Аф. нужно отдать справедливость: чернить начнёт, так очернит, а потешать начнёт публику, так потешит!.. Ему бы быть только в балагане. Можно ли верить читанному? Сто лет тому назад старообрядцы как смотрели на самовар?! И будто бы они в самоваре варили миро; но можно ли в самоваре варить-то миро? Ведь его варят в котелках; масло может загореться. Под котелок огня можно положить и более и менее, а в самовар наложишь углей: их не вынешь оттоле, это невозможно допустить. На серьёзных беседах такие сказки невозможно приводить: всякий поймёт, что это – неправда, да они противоречат и сами себе: Макарий ссылается на Андрея Иоаннова (лист 248 у Иоаннова), что самовар, будто бы, продали в колокольный ряд, а у Андрея Журавлева об этом самоваре говорится: „также и самовар оный изломавши в Москву реку бросили“ (стр. 268) 169 . Кому же верить? Макарию, или Андрею Журавлеву?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Авторы - ЦУКАНОВ Игорь, диакон ЦУКАНОВ Игорь, диакон Обозреватель журнала «Фома» Родился в 1976 году в Москве. Окончил факультет издательского дела и книжной торговли Московского государственного университета печати (в 1998 году) и богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (в 2019 году). 12 лет работал журналистом, а потом редактором в деловой газете «Ведомости». Был редактором и составителем книг в православном издательстве «Символик». В сентябре 2021 года рукоположен в сан диакона. О себе: «Самое удивительное, с чем я встречаюсь в своей жизни, — это люди. Когда проявляешь внимание к человеку, то вдруг начинаешь видеть его совсем по-новому, в нем возникают свежесть, глубина, красота. И этим образом, неожиданно открывшимся тебе, хочется делиться с другими. Это то, что я люблю в журналистике. И очень переживаю, как бы этого человека, открывшегося тебе однажды в своей потрясающей сложности и глубине, не „упаковать в футляр“. Как бы не свести его к одной какой-нибудь идее, как бы не нарисовать плоский черно-белый шарж, как бы не исказить впечатление о человеке парочкой броских высказываний, вырванных из контекста. Как бы не заместить образ Божий — идолом». Работает в «Фоме» с февраля 2019 года. Страница ВКонтакте . О чем говорит Евангелие Лазаревой субботы Собираясь идти в Вифанию и зная о болезни Лазаря, Господь намеренно задержался. Если Он знал, что Его друг умирает, почему же Он не поспешил? 26.04.2024 Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются? Молитвы на сон грядущим завершаются повседневным исповеданием грехов. Многие по привычке читают его, не всегда понимая, что за грехи там упоминаются и обязательно ли перечислять именно их. 03.04.2024 Что делать в тяжелые времена? Советы пастырей Наше сопротивление грядущему страху одно-единственное — наша вера в Бога, наша жизнь по вере… Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему.

http://foma.ru/authors/cukanov-igor

Около средины четвертой недели поста приходит к Патриарху указ, выслать в Порту троих Архиереев: фессалоникскаго, адрианопольскаго и терновскаго, чтобы вместе с другими оставаться им там заложниками безопасности. Патриарх пригласил их к себе; они пришли к обеду, и Григорий, отобедав с ними, после скорбной беседы о настоящих бедствиях, встает и сокрушенным голосом говорит им: «Господу угодно показать на нас, братия, многое тяжкое. Он питает нас хлебом болезней, и поит вином умиления. Вот этот указ вызывает и вас троих идти сегодня прямо в Порту, и там под стражею оставаться заложниками с прочими братьями. Что же будет и с вами и со мною, – Господь знает. Если для вас кончится сие мученичеством; то, конечно, не замедлю и я последовать за вами». Сказав сие, горько заплакал он; вместе с Архиереями проливали слезы и предстоявшие. И Архиереи, подошедши, сотворили с Патриархом последнее на земли лобзание о Христе и, приклонив головы, пошли к своему жребию. Около вечера Лазаревой субботы (марта 31), приходит в Порту известие о восстании Пелопонеса. Поскольку же Порта подозревала, что и в самом Константинополе много этеристов, готовых к восстанию; то, приготовив стоявший в пристани флот и войско янычар, жаждущих христианской крови, захотела она подать повод к обнаружению замышляемого предприятия этеристов. И рано утром в Вербное воскресенье (апр. 1), вышедши из училищ толпы воспитанников (софтов), как бы подвигнутые сами собою, устремляются с воплями к церкви Живоприемнаго Источника, которая была тогда невелика, жгут и разоряют ее, а потом возвращаются домой. Патриарх в это время по обычаю раздавал христианам ваии в великой церкви; и никто, пришедши, тайно на ухо известил его о произошедшем. Но он, не сказав ни слова, продолжал спокойно раздавать ваии. По окончании божественной литургии, вступив в патриархию вместе с сошедшимися с ним Архиереями, сообщает им, что сделано с церковью Живоприемнаго Источника. Когда же они с ужасом спросили: «что это значит?» Григорий говорит им: «это начало болезней, а может быть, и конец близко».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

С этой характеристикой древних арабов вполне согласен и наш отечественный ориенталист, профессор Лазаревского Института Восточных языков А. Е. Крымский 204 . Итак, если у семитов не было мифологии, и если язык их препятствовал мифологическому творчеству, то, значит, и у евреев не было мифологии, и их сказание о шестидневном творении не миф, а подлинно-историческое повествование 205 . Да иначе на историю миротворения и смотреть нельзя, ведь если вся книга Бытия есть книга историческая, то и начало её (именно рассказ о творении мира) должно быть тоже историей, а не вымыслом, не мифом. В данном случае для нас важно ещё и то, что сам пророк Моисей тоже понимал историю творения в буквальном смысле и на этой истории основал даже закон о субботе. „Помни день субботний, – писал он в книге Исход, – еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякого дела в онь, ты, и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришлец, обитаяй у тебе. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся, яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый, и освяти его” 206 . Сам Господь наш Иисус Христос историю творения первых людей положил в основу брачного союза 207 и, следовательно, тоже понимал библейское сказание о творении мира в буквальном смысле. Ибо все учреждения такого рода, как-то: брачный союз, празднование субботы – не могут иметь под собою каких-либо фантастических оснований, а тем более – не иметь никаких оснований, а должны иметь основание историческое. Вообще нужно сказать, что отступать от буквального, исторического понимания Моисеева сказания о шестидневном творении мира нет никаких данных. Напротив, самый характер этого сказания заставляет всякого непредубеждённого читателя согласиться с тем, что так не пишутся ни поэтические произведения, ни научные статьи и теории, – и что, следовательно, пр. Моисей изложил в первой главе своего Пятикнижия истинную и действительную историю происхождения мира и человека 208 , а не легендарную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Таким образом, Феодора Студита с неопровержимым правом можно считать первым редактором и составителем полного сборника Постной триоди. Он хорошо понимал границы и структуру данной богослужебной книги и осознавал ее литургическую необходимость. Исходя из этого, он расширил и дополнил гимнографический цикл, посвященный Четыредесятнице, приготовительным и Страстной седмицам, и придал ему монографический вид. Т риодь святого Климента К числу наиболее ранних подражателей святого Феодора следует отнести святого Климента. Об этом песнописце не сохранилось никаких достоверных исторических свидетельств. При этом ему приписываются 19 канонов, половина из которых воспевают святых, а другая – составлена для разных треб. Гимнография святого Климента для Четыредесятницы представляет собой полноценный триодный сборник – от понедельника первой седмицы до Лазаревой субботы. Отличие ее от собрания святого Феодора состоит в отсутствии четверопеснцев для суббот, а также седальнов. Зато подобнов, которыми святой Климент охотно пользуется, ежедневно положено по два. Содержание его трипеснцев и принадлежащих к ним стихир также приспособлено к воспоминаниям седмичного круга в том же самом виде и объеме, как это было в творениях святого Феодора. Смысловой компонент почти полностью сводится к дидактическому. Особенно часто святой Климент использует библейские аллюзии, причем многократно повторяет их. По своему объему трипеснцы его пространнее трипеснцев святого Феодора: обычно песнь в них состоит из четырех тропарей, кроме Богородична, иногда количество тропарей возрастает до пяти, а зачастую, наоборот, сокращается до трех. Некоторые произведения непосредственно взяты из трипеснцев Феодора: например, в девятой песни четвертка первой седмицы вставлены два тропаря из трипеснца Феодора (вторника второй седмицы) «Ты Самуила процветил еси». Для девятой песни четвертка шестой недели оттуда же заимствован Богородичен «Ты еси Богородице оружие наше и стена». И многие другие тропари святого Климента представляют собой довольно близкий перифраз тропарей святого Феодора. В первой и восьмой песнях трипеснца понедельника первой седмицы Климент пользуется также ирмосами Феодора. Кроме того, в восьмой песни вторника четвертой седмицы Климент употребляет Богородичен, а в девятой песни еще и предпоследний тропарь («Достойных покаянии плодов») из соответствующих песней Великого канона: «Яко от оброщения» и «Град твой сохраняй». В своих стихирах гимнограф по большей части повторяет тропари собственных трипеснцев, иногда даже буквально.

http://pravoslavie.ru/34101.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010