О каноне на повечерии накануне Мясопустной субботы в Тип., в послед. в субботу Мясоп., л. 298 на об., также ничего не говорится; но в послед. на нед. Блудного сына сказано: «Подобает ведати, яко в седмице Мясопустной аллилуиа (постовое) не поем... Не поется же и междочастие и канон молебный пресвятой Богородице, поемый на повечерии, а повечерие поется малое» (л. 298). Отсюда ясно, что на повечерии накануне Мясопустной субботы не должно быть богородичного канона. Руководствуясь же тем соображением, что на панихиде после вечерни пропет уже покойный канон, мы должны придти к мысли, что и этого канона на сем повечерии не должно быть. Но, как в своем месте мы разъяснили, это время Типикон признает самым удобным и приличным для пения канона святого, прилучившегося в Мясопустную субботу в тех храмах, в которых накануне недели отправляется вечерня с повечерием, и недельного святого в тех храмах, где совершается всенощное бдение, так как в этих храмах канон субботнего святого должен быть пропет ранее на одном из мимошедших повечерий 889 . Относительно канонов для этого повечерия и богослужебных книгах имеются следующие указания: 1) В Типик., в послед. пятка 1 седм. Вел. поста, л. 319, замечено: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы… повечерия поем великая, на нем же... поем покойный канон настоящаго гласа»; в Тр. Постной также говорится: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы... повечерия поем великая, на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице», л. 131. На этом основании на повечериях накануне субб. 2,3 и 4 Великого поста надобно петь покойные каноны настоящаго гласа, напечатанные в Октоихе в послед. утрени. В означенные пятки Типикон назначает их на повечерии потому, что не предписывает петь панихиды. 2) В Типиконе, в πослед. пятка 1 седм. Великого поста, л. 319, находится такое указание: «Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившихся святых в субботы (разумеются, впрочем, не все субботы, а только те, в которые отменяется служба рядового святого) или недели св. Четыредесятницы, поется в повечериях или егда изволит екклесиарх. Тако творим во всех пятках в вечер св. и вел. Четыредесятницы». На этом основании Триодь Постная, л. 131, в пяток 1 седм. Великого поста указывает на повечерии петь канон святого, прилучившегося в субботу той же седмицы. В субботы 2,3 и 4 седмиц Великого поста служба святых не отменяется; поэтому каноны их не следует петь на повечерии; но отменяется служба святых, прилучившихся в 2, 3 и 4 нед. 890 ; каноны их и следует петь в пяток на повечерии в тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение; в тех же храмах, в которых накануне ее поется вечерня с повечерием, в пяток на повечерии следует петь очередной канон святого из разряда тех, память которых бывает в период времени от Лазаревой субботы до недели Фоминой (подробнее чит. об этом выше: ч. 2, отд. 5, гл. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Умереть ради Христа возможно. А вот прийти с неба на землю – это невыносимо трудно, для тех, кто уже вступил на Елисейские поля и на лоно Авраамово. Только-только, человек оказался в прекрасном мире, подле Отца, как вдруг ему предлагают вернуться в мертвое тело, в мрачную пещеру и в мир, полный зла. Слезы Христа были также и слезами жалости к другу, проделавшему этот ужасный путь. На примере Лазаря мы видим умение слушать. Сказал Бог – и я сделал, и искал своего. За кадром осталось то, что они говорили друг другу, но по делам мы можем об этом догадаться. Контрапункт Лазаревой субботы продолжил Иуда Искариотский, который в мир своего благополучия вставил Христа как бухгалтера своего счастья. И завершают обзор первосвященники. Они – умные люди, и сразу догадались, что в новом мире им нет места. И заявка Христа на царство, после невероятного воскрешения Лазаря, четко обозначила серьезность и весомость Его намерений. Законникам также стало ясно, что если они не убьют Христа, то не только лишатся своих мест, но и потерпит крах тысячелетний проект «коммунистической» теократии. Им стало очевидно, что иерусалимского «майдана» не будет и Христа от власти отделяет только один шаг. Мы ошибаемся, думая, что наши проблемы в том, что Бог далеко или Он не слышит. Но мы видим, что Спаситель был одинаково близок ко всем, но все по-разному воспользовались этой близостью. Мария, умыла Его ноги слезами найденной любви. Лазарь, ради Друга, сошел в недра смерти и вернулся. А Марфа, увидав, как Иисус хочет отвалить камень от гроба, испугалась, что труп ее брата будет смердеть. Так и мы, выпрашивая чуда у Бога, ждем его и, в то же время, нам близость этого чуда страшна. Вдруг вся наша жизнь покажется мерзостью, и мы задохнемся от смердящего запаха. Просим чуда и боимся разрушения собственного затхлого и мертвого мирка. Мы видим, что Господь столкнулся с разными сценариями личной жизни. В каких-то душах Господь – налоговик, в каких-то – продавец, в каких-то – бухгалтер. Для законников – Он политический конкурент. Кто-то хотел решить с Ним вопросы «по блату».

http://pravmir.ru/kontrapunkt-lazarevoy-...

Контрапункт Лазаревой субботы Спаситель был одинаково близок ко всем, но все по-разному воспользовались этой близостью 23 апреля, 2016 Спаситель был одинаково близок ко всем, но все по-разному воспользовались этой близостью Священник Константин Камышанов – о том, как по-разному воспользовались люди близостью к ним Спасителя и почему для того, чтобы быть собой, важно научиться слушать других. Умение слушать – большая редкость. А человек монолога – обычное дело. Все мы не раз бывали участниками беседы, когда одновременно каждый говорит о своем и это никого не расстраивает. Единственное, что связывает монологи, – вставка: «А я…» Так и идет беседа: – А я… – А я… – А я … Священник Константин Камышанов Основа монолога – личное мнение. Если в душе нет Бога, то личное мнение высказывается с места, которое должен был занимать Господь. А личное мнение становится инструментом захвата прав. Монолог и неумение слушать – следствие самовлюбленности и агрессивного расширения гипер-Я. Люди утверждают свою точку зрения потому, что им важно убедить других думать так, как думают они. Сказанное слово всегда направленно на материальное воплощение, иначе не имело бы смысла его говорить. Ожидается, что оно способно влиять, может заставить с ним согласиться и действовать в своих интересах. Мы повсюду видим, как люди борются друг с другом. А вот борьба с Богом часто прикрыта, и невидимо происходит в душе. В Евангелии есть очень характерный пример такой тихой борьбы с Богом за власть. Это время накануне вступления Христа в Иерусалим . Здесь мы сталкиваемся сразу с несколькими точками зрения разных людей: интригующие братья Заведеевы, практичная Марфа, Иуда и, наконец, первосвященники, высказавшиеся по итогам чуда в Вифании. Эта борьба резко контрастирует с молчанием воскресшего Лазаря и тихими слезами Марии. Поучительно, что один и тот же Мессия стоял рядом со всеми ними на расстоянии вытянутой руки, и одни использовали этот шанс для спасения , другие никак не использовали, а большая часть усложнила отношения с Богом. Нам кажется, что наши проблемы возникают от того, что Бог не слышит нас или Он далеко. Но разность результатов не в близости Бога, а в том, какое место мы отводим Богу в нашем микрокосмосе.

http://pravmir.ru/kontrapunkt-lazarevoy-...

Очень трогательно повествует об этом действии песнь Канона из службы Лазаревой субботы: «Воистинну яко от сна, любимаго воскресил еси уже смердяща, четверодневна мертвеца от гроба». И вот случилось чудо. Мертвец вышел из своей камеры, весь обвитый погребальными пеленами. Господь повелел освободить его от пут, и он пошел своими ногами и стал общаться с людьми. Многие после этого случая уверовали во Христа, но нашлись и те, кому это было не по нраву: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47 – 53). И наконец, мы с вами вспоминаем о четвертом случае – великом воскрешении самого Господа нашего Христа. После Воскресения Христа, Лазарь был вынужден, из-за преследований иудеев, покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году, где и стал первым епископом города Китион. Все эти истории лишний раз убеждают нас в том, что земная наша жизнь – это лишь часть вечного пути, к которому мы все предназначены. Будем же помнить о том, как важна молитвенная поддержка близких людей, и как сильна любовь. С праздником, с Лазаревой субботой. Роман Викторович Овчаренко , кандидат богословия, магистр истории Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/ze...

Что касается еды, то в субботу и воскресенье всегда ослабление поста на елей, и таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в каждой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а ведь мы говорим о св. Четыредесятнице. Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с древнейших времен и является апостольским установлением, однако исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело очень значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX века не было единства в определении периода св. Четыредесятницы. Понятно, почему Четыредесятница носит такое название — ведь свв. Отцы постановили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение этого поста оказалось довольно трудным. Предпасхальный период мог состоять как из 7, так и из 8 седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как семь, так и восемь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей. Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Продолжительность его варьировалась, потому что постоянно стремились привести число дней поста к 40 дням. Но осуществить это в полной мере так и не удалось: это удается лишь ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно. Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

Вот видите, какие особенные, в чем-то противоположные, темы являются нам в субботу Преблагословенную. Этот день снова становится днем смерти, днем, когда говорится и о Христе, лежащем во гробе (об этом очень много будет текстов) и о победе над смертью, и о Воскресении. Снова вместе вспоминаются смерть и Воскресение. Служба эта имеет целый ряд выразительнейших воскресных особенностей. В частности, в этот день, может быть, самым торжественным образом исполняется 17-я кафизма – Непорочны: на 3 статьи, с припевом к каждому стиху. Это один из самых красивых и в то же время трудных, глубоких и не всегда удобопонимаемых моментов в нашем богослужении. Текст 17-й кафизмы относится более всего к дню воскресному, и то, что он помещен в субботнем богослужении, создает совершенно особый и определенный акцент. И снова на утрени субботы Преблагословенной будут петься тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», т.е. тропари воскресные. Есть в наших книгах тропари по Непорочнех, поемые в субботу,субботние тропари, но, поются тропари воскресные по Непорочнех, потому что празднование в известном смысле является уже воскресным; и целый ряд текстов свидетельствует нам именно об этой особенности богослужения этих двух суббот года – Лазаревой и Преблагословенной. Итак, эти дни очень тесно связаны с воскресным Богослужением, они имеют целый ряд формальных особенностей и частей воскресного чина, и по своему содержанию это – дни, когда вспоминаются смерть и Воскресение вместе. Как устроены все остальные субботы года, что в них особенного? Самое главное отличие любой субботы – это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. В чем это выражается? В субботу совершается так называемое отдание гласа. При обычном устроении седмицы тот или иной глас поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота – это последний день исполнения песнопений определенного гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа. В частности, в субботу (в пятницу вечером) практически в течение всего года поется догматик гласа – песнопение, которое в воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на «И ныне» в цикле стихир на «Господи, воззвах...». Это один из самых важных воскресных текстов, и он повторяется в субботнем богослужении (исключения единичны).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя на Бог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее не бывшего, приближение к Воскресению. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний, нам знакомы, это Благообразный Иосиф и на И ныне — Мироносицам женам. Все это было на вечерне. Но между ними на Славу вставляется тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!» Что это такое? Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Но подумаем о другом: все-таки этот тропарь воскресный! На вечерне его не было, а на утрени он уже добавляется; ведь на утрени всегда полнее и глубже раскрывается празднуемое событие. На вечерне уже появлялись воскресные, победные тексты, а на утрени они являются в еще большей степени, и вот уже звучит воскресный тропарь. Нам открывается, что суббота неотторжима от воскресенья, любая суббота года чрезвычайно тесно связана с воскресеньем. Корень этого — в богослужении Великой и Лазаревой Суббот, которые во многом являются богослужениями воскресными. Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье, и это единство нужно обязательно чувствовать. Ни в коем случае не отменяется исключительное значение воскресенья, и ни в коем случае не исчезает особенный акцент субботы, но они постоянно будут сталкиваться и научать нас чему-то такому, что трудно выразить в конкретных словах, но можно опытно узнать, участвуя в богослужении. Тропарь Благообразный Иосиф — это тропарь о положении во гроб, а Егда снизшел еси — это тропарь о сошествии во ад и победе над ним, и в нем говорится, что Господь уже воскресил умерших, а Мироносицам женам — это тропарь о том, как мироносицам явился Ангел и сказал о том, что Господь воскрес.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Вопрос о сочетании триодных чтений с минейными великих праздников, является специальным предметом внимания т. н. Марковых глав. Наиболее обстоятельно он ставится здесь в отношении праздника Благовещения. Во все недели (кроме Ваий), и в том числе 3-ю, при совпадении их с Благовещением, указывается на благословении хлебов «чтение в посланиях, а прочая чтения праздника» 979 ; о чтениях триодных здесь не упоминается вовсе, конечно, потому что первооригинал Иерусалимского Устава не имел их для недель поста. В субботу акафиста 980 , в субботу Лазареву 981 и неделю цветную 982 , вопреки Алексеевскому и Евергетидскому Уставам, а по более поздней редакции (собственно Марковы главы) и в первые три дня страстной седмицы (согласно Евергетидскому и вопреки Алексеевскому) 983 на утрене чтения триодные («дневные») предшествуют чтениям минейным Благовещения («праздника»), занимая места на благословении хлебов (даже и в неделю Ваий) 984 и на кафизмах и оставляя последним место на полиелее и на каноне, а в первые три дня страстной седмицы и по 3 кафизме; древнейшая редакция правила о первых трех днях страстной седмицы (в самом тексте Устава под 25 марта) указывает порядок обратный – чтения праздника предшествуют чтениям дня (т. е. как в Алексеевском Уставе) 985 . Чтение четвероевангелия, вопреки Евергетидскому Типикону, сохраняется 986 . В великий четверг чтения Благовещению занимают места на благословении хлебов, полиелее и 3 п. канона, оставляя свободным лишь место по 6 п. канона 987 . В великий пяток по 6-ом евангелии и по 3 п. чтение праздника – «Паки радость», по 6 п. чтение дня 988 . В великую субботу – по непорочных чтение дневное, а на полиелее, по 3 и, если есть время, 6 пп. канона – празднику 989 . «Оглашение праздника» Благовещения в первые три дня страстной седмицы переносится с 9 часа на 1-й час, в субботы акафиста и Лазареву и недели поста – на конец утрени 990 ; в великую пятницу на 9 часе полагается чтение дневное, а об оглашении праздника (как и в великую субботу) не упоминается 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…» — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», — сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается…» — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим ко дню воскрешения Лазаря. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

το φρστου μυστηρου, λλος παρδεισος. Πο νυμφος ναυλζει. 289 По уставу патриарха Алексия, эти стихиры также принадлежат св. Феодору. В ватиканской триоди 771 записан даже якобы принадлежащий св. Феодору четверопеснец на первую субботу поста – βαρ. ωνς κ κοιλας · Ο μρτυρες πομνοντε; τς βασνους. Но в гроттаферратской триоди Δ. β. И записано другое такое же песнопение и тоже усвояемое св. Феодору – 71а. ς τν προφτην θηρς · τν γων σου μνμη. Ни в том, ни в другом четверопеснце троичны и богородичны не сходны с аналогичными тропарями из подлинных канонов св. Феодора. Вероятно, они составлены были не им. В другой гроттаферратской триоди Δ. β. XI находится подобный вышеуказанным четверопеснец Лазаревой субботы – πβ. Той βου τν θλασσαν. Ψυχ μου τος μρτυρας, καθορσα τηλαυγς и тоже с троичнами, однакоже имени св. Феодора при нем нет. Типографская триодь 137 ставит монограмму Феодора у канона на вторую неделю поста О блудном – πα. " Ιππον και. ναβτην- Πντες καταπλαγμν. τν φατον το Θεο. εις μς εσπΛαγχναν. Весьма возможно, что это – творение св. Феодора: данный канон помещен в ватопедской триоди 315–949, в которой замечается сильное студийское влияние. В ватопедской триоди 315–949 на неделю Ваий положен канон св. Феодора «животворящим страстям Господа нашего Иисуса Христа»: δ. A­ ρματα Φαρα, και τν δναμιν ατο· Λγχη κατ Χριστο τοιμσθη, причем сделано замечание, что он поется также и в в. среду. В этот последний день он указан в уставе патриарха Алексия и тоже назван творением святого Феодора. В содержании его упоминаются все события страдания Господних, начиная от иудейского зоговора и кончая погребением Господа. В 8 и 9 песнях есть несколько тропарей, намекающих, что Данный канон предназначался для в. субботы: Вчера я сраспинался Тебе, Христе, спогребшись же ныне, вопию Тебе: и меня из гроба нечестия воздвигни. – Вчера Иисус был узником, ныне же Он, сойдя к мертвым, связывает неразрешимыми узами тиранна – душетленный ад (IX, 1–2). Быть может, этот канон составлен был св. Феодором раньше его цикла канонов для страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010