И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать - приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить - еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста (23 марта), когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста - это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста. Очень ожидаемая служба - Мариино стояние (2 апреля), в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле - решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние - это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви. На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота (12 апреля). Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел... Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Но если кто разрешит себя от поста не только в воскресные дни, но и в субботние, и однако же желает соблюсти четыредесятидневный пост перед Пасхой, таковые начинают пост за восемь недель до Пасхи. Ибо постятся на каждой неделе только 5 дней, (а 5х 8 составляют 40); поэтому им и предписывается пост Четыредесятницы из восьми недель (это была практика греческой Церкви). Но и это число недель недостаточно для тех христиан, которые не постятся не только в субботу и воскресенье, но и в пятницу, потому что в этом случае Четыредесятницы не выйдет. Отсюда таковые начинают пост за девять недель, и таким образом, на каждой неделе постятся 4 дня ( за исключением воскресенья, субботы и пятницы), и 4х 9=36. И хотя чисто 40 у них не выходит, однако же они считают свой пост Четыредесятницею (это практика еретических церквей на Востоке: несторианской, яковитской) … И если греки в продолжение восьми недель постятся по по шести дней на каждой неделе подобно римлянам и некоторым латинянам, то постятся уже не 40 дней, а гораздо более, ибо 8х6=48. Отсюда пусть увидят греки, что если они именно столько дней постятся перед Пасхой, какому авторитету они следуют; ни Спаситель, ни Илия, ни Моисей – никто из них не постился столь продолжительно. Если же у них Четыредесятница состоит из 40 дней, то на каком основании они порицают западных христиан, когда эти постятся столько же, сколько и они сами… …Одни церкви, – комментирует А. П. Лебедев , – всю страстную седмицу, а другие последние дни её считали не принадлежащими к предпасхальному посту…Так у африканских христиан великий четверг, а вероятно и великая суббота исключались из числа дней Четередясятницы…Многие греческие отцы церкви говорили о семи неделях поста как деле общеобязательном и находили число семь таинственным . Указанного нами обыкновения держалась кроме антиохийской церкви и церковь константинопольская. Церкви же александрийская и иерусалимская имели обычай держать пост предпасхальный не в продолжение 7 –ми недель, а в продолжение лишь шести, в это число входила и неделя страстная… » (Указ. соч. С. 332–333, 336–337).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Это для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению поста. Какие особенности в богослужении в пятую неделю поста? На 5-й неделе в четверг совершается в церкви так называемое стояние в честь св. Марии Египетской, а в субботу на утрени совершается моление ко Пресв. Богородице, называемое акафистом или похвалою . Что называется стоянием Марии Египетской? Утреннее служение, на котором прочитывается весь покаянный великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. преп. Марии Египетской, которая прежде была великою грешницею. Что такое акафист? Это – особенное молебное пение ко Пресв. Богородице (см. ниже о служб. поврем.). Это моление называется похвалою Пресв. Богородице, потому что установлено в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ее силою столицы Греции, Царь-града или Константинополя от нападения врагов. Для чего акафист Божией Матери совершается во время Великого поста? Во 1-х потому, что первое избавление было около 5-й недели поста, а во 2-х для того, чтобы больше утвердить кающихся в надежде на Небесную Заступницу, Пресв. Богородицу. Какая особенность в богослужении так называемого Вербного воскресенья? В это воскресенье на утрени или всенощной раздаются верующим ветви вербы, с которыми они и стоят, отчего самое воскресенье называется Вербным или Неделею ваий , т. е. веток. Для чего делается это? Для воспоминания того, как встречали евреи в этот день Иисуса Христа, когда Он торжественно шел в Иерусалим для принесения Себя в жертву за грехи людей. Что нужно заметить вообще о Страстной неделе. Страстная неделя вся посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, и каждый день ее называется великим , по важности вспоминаемых событий. Почему называется она Страстною? Потому что во время ея вспоминаются Страсти, т. е. страдания Христовы. Какие богослужебные особенности в первые три дня Страстной недели? В эти дни на утрени поются следующие трогательные песни: после шестопсалмия, Се Жених грядет в полунощи (припомните), а после канона, Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь (в него), просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. На часах прочитываются все четыре Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Четвертая седмица Великого поста. О чем не забыть Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье – Благовещение Пресвятой Богородицы 1 апреля, 2019 Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье – Благовещение Пресвятой Богородицы Четвертая седмица Великого поста в 2019 году – с 1 по 7 апреля. Что нужно успеть на этой неделе – рассказывает «Правмир». В по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы на службах совершается поклонение Кресту . В пят­ни­цу по окон­ча­нии ча­сов, перед Литургией , Крест уносится в ал­тарь. Вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ной. В среду, 3 апреля, и пятницу, 5 апреля, Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В суб­бо­ту Четвертой сед­ми­цы, 6 апреля, за­упо­кой­ная служ­ба не совершается в связи с предпразднством Благовещения . Многие верующие уже успели принять участие в Таинстве Соборования , которое в большинстве храмов проходит именно в пост. Но еще есть время собороваться — ради исцеления души и тела. Подробнее о Таинстве, его смысле и как к нему приступить — в нашем материале . В воскресенье, 7 апреля, Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. На этой неделе пост проходит свой экватор, в воскресенье, 7 апреля , также празднуется день памяти преподобного Иоанна Лествичника , «который сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать», говорит митрополит Антоний Сурожский . Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица» , особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста. Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

http://pravmir.ru/chetvertaya-sedmitsa-v...

По мнению С. Б. Веселовского, «Иван Васильевич увидел в этом личную обиду и не желал удовлетвориться почетным положением в первых рядах боярства. Под впечатлением обиды Иван Васильевич сошелся с сурожским гостем, которого летописи называют Брехом Некоматом. Имя этого Бреха неизвестно. Если Некомат было его прозвищем, то, очевидно, оно было дано ему по заслугам. Дело в том, что русское слово «брех», «брехун», по своему значению очень близко к греческому слову «некомат», что значит хитрый человек, проныра и интриган. Некомат был богатым человеком, имел в московском княжестве вотчины и по своей профессии сурожанина-гостя знал хорошо дороги в Орду и Крым, с которыми постоянно поддерживал деловые связи. Своими речами и предложением помощи в Орде Некомат соблазнил Ивана Васильевича на дерзкое предприятие – вмешаться в борьбу тверского князя Михаила с московским князем за великокняжескую власть» 672 . Едва прибыв в Тверь, московские беглецы нашли полное понимание у тверского князя, который сразу отправил их в Орду за ярлыком на великое княжение. По свидетельству Рогожского летописца, Михаил Тверской отправил Ивана Васильевича Вельяминова и Некомата в Орду «на Федорове неделе» – первой неделе Великого поста, приходившейся в 1375 г. на 5–11 марта 673 . Столь быстрое согласие тверского князя на предложение Вельяминова – явный показатель того, что переговоры между ними велись задолго до отъезда боярина из Москвы. В самом конце марта 1375 г. – «о средокрестии», т.е. на крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста (в 1375 г. она приходилась на 26 марта – 1 апреля) Михаил Тверской отправился в Литву, «и тамо пребывъ въ Литве мало время приехалъ въ Тферь» 674 . С кем и о чем он там вел переговоры, летописцы не уточняют, но судя по всему, тверской князь договаривался с Ольгердом о противодействии Москве во время предстоявшей схватки за великокняжеский стол. Уже 13 июля 1375 г. в Тверь в сопровождении ханского посла Ачихожи вернулся Некомат с ярлыком на великое княжение. Столь быстрое получение ярлыка и ожидавшаяся поддержка тверских притязаний со стороны Литвы и Орды вызвали в Твери настоящий приступ эйфории и «князь велики Михаило, има веру льсти бесерменьскои, ни мала не пождавъ, того дни послалъ на Москву ко князю къ великому Дмитрию Ивановичю, целование крестное сложилъ, а наместники послалъ въ Торжекъ и на Углече поле ратию» 675 . (Московский летописный свод конца XV в. датирует приход Некомата в Тверь 14 августа 1375 г. 676 Это разночтение привело к тому, что в литературе данное событие датируется или 13, или 14 августа 1375 г. Мы склонны доверять здесь тверскому летописцу).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Но не только празднество Торжества Православия на цервой неделе поста, а и все последующие празднования воскресных дней Великого Поста говорят нам все о том же.    Вторая неделя Великого Поста — память Св. Григория Паламы — это тоже торжество Православия: это торжество православного подвижнического учения о великом значении подвига молитвы и поста,как могущественных средств к внутреннему благодатному озарению человеческой души, преображению ее Божественным Фаворским светом.    Третья неделя Великого Поста — Крестопоклонная — уподобляет подвиг истинно-христианской жизни несению креста и самораспятию, во исполнение слов Самого Господа Иисуса Христа: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет»  (Марк. 8:34) и слов св. Апостола Павла: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»  (Галат. 5:24). А прославление наряду с Крестом и Воскресения Христова (... " и Святое Воскресение Твое славим».) напоминает истинному подвижнику-крестоносцу ожидающую и его радость Воскресения, как венец его подвига.    Четвертая неделя Великого Поста — память преподобного Иоанна Лествичника — торжество одного из самых величайших православных подвижников и, одновременно, законоположника православного подвижничества, оставившего нам дивное письменное руководство православно-христианской подвижнической жизни — «Лествицу Духовную, возводящую на небо», исключительную по своей глубине и духовной мудрости книгу, которую устав церковный предписывает читать в храме за Богослужением во все будничные дни Великого поста.    Пятая неделя Великого Поста — память преподобной Марии Египтяныни — торжество православного покаянного подвига, сделавшего величайшую грешницу ангелоподобной праведницей, «блудами первее преисполненную всяческими» — «невестой Христовой». Это — подлинный триумф православного подвижничества, совершающего, при помощи благодати Божией, дивное чудо полного перерождения грешной души человеческой — то «новотворение», ради которого и пришел на землю и пострадал за нас, «нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2:21), Воплотившийся Единородный Сын Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Третья седмица Великого поста — о чем не забыть В субботу в центр храма выносится Крест Господень 1 апреля, 2024 В субботу в центр храма выносится Крест Господень Третья седмица Великого поста в 2024 году — с 1 по 7 апреля. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир». С третьей седмицы Четыредесятницы Церковь начинает особенно ободрять и укреплять постящихся, в чтениях этой недели представляя им примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду, 3 апреля, и пятницу, 5 апреля,  Третьей седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В субботу Третьей седмицы, 6 апреля, вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Фото: Симбирская митрополия/VK Воскресенье, 7 апреля , и следующая, четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными» . Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение следующей недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. В воскресенье, 7 апреля, Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. В Благовещение разрешена рыба. Желаем Божией помощи и сил на пути Великого поста! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tretya-sedmitsa-veliko...

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском ставропигиальном монастыре в Хотькове 28 февраля 2017 г. 14:20 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре . Были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. За богослужением молились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , настоятельница Покровского монастыря игумения Олимпиада (Баранова), насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта. По окончании богослужения игумения Олимпиада (Баранова) приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству крест и покровцы. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В дар обители Святейший Владыка передал икону Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ежедневно посещает и совершает богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Сегодня вечером, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4819028.ht...

Поучение в понедельник на 5 неделе великого поста Самое краткое время избрали вы для говенья: знаю, что вы хотите говеть к Благовещенью. Правда, что и в короткое время можно было много сделать для своего спасения, особенно в эти праздничные дни. Сегодня поклоны; постарайтесь полагать смиренные и частые поклоны, и вы больше положите их, нежели иной в течение целой недели поста и говенья. Там всенощное бдение на Благовещенье, – опять можно принудить себя к бдению, которое много ослабляет силу страстей наших; а там похвала Божией Матери. Сколько пищи для размышления и спасения души благочестивой! Говорю, что немного надо для очищения себя от грехов. «Достаточно ли буде трех лет для покаяния!? – спрашивал один инок старца Пимена». – «Много», отвечал старец. – «Так год?» – «и это много», «Так 40 дней?» – «и это много, я верую, » сказал старец, «что если человек истинно покается и не возвратится более к прежним грехам, то для него и трех дней довольно». Неявно ли доказывают сии слова святого старца, что и для вас достаточно трех дней для покаяния: если вы решитесь более не возвращаться к прежним грехам. Ниневитяне, которых Господь решился истребить, – не в три ли дня поста, покаяния и слез, отвратили гнев Божий? – Блудница в один час покаялась; разбойник на кресте, – в несколько минут. Езекия царь, только заплакал, когда пророк Исаия объявил ему смерть, и Бог через пророка прибавил ему 15 лет жизни. «Отчего ты такой белый и светлый вышел из церкви?» – спросил некий прозорливец одного человека, который входил в церковь – мрачный, черный, страшный, окруженный бесами? «Когда я вошел в церковь и услышал слова Божии, сказанные пророком Исаиею: омыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших, – тотчас решился более не грешить никогда». Не явственна ли из сего примера та непреложная истина, что совершенное покаяние состоит единственно в решимости – никогда более не грешить. И так, если вы, бр. хр., в эти дни решитесь никогда более не грешить, то и для вашего покаяния предостаточно предлежащих трех дней. А если вы говеете с мыслью – очистить грехи старые и приняться за новые грехи, то напрасно и говеете, не будет пользы от вашего покаяния; вы этим еще более навлечете на себя гнев Божий. Помните, что продолжительное время грехов, требует продолжительного времени покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Земные поклоны за литургией Когда поют: 1) «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу»... Когда священник возгласит: 2) »Благодарим Господа». Становиться на колени за литургией нужно: 1) Когда священник произносит слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Когда поют молитву Господню: »Отче наш»... Когда из алтаря выносится чаша со Святыми Дарами и произносятся слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». Когда священник, обратясь со св. чащею в последний раз к народу, произносит: »Всегда, ныне и присно и во веки веков». Поклоны без крестного знамения за литургией нужно делать, когда священник, обратясь лицом к народу, благословляет и произносит: 1) «Мир всем». 2) » Благословение Господне на вас»... 3) «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»... 4) »И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». 5) " Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Преклонять голову за литургией нужно: 1) Во время чтения Евангелия. 2) Во время Херувимской песни при перенесении Св. Даров с жертвенника на престол. 3) После возгласа: «Главы ваша Господеви преклоните». Малые поклоны нужно делать осенивши себя крестным знамением, когда произносят слова: «помилуй, услыши, подай, прииди и вселися в ны, помолимся» и в других случаях при выражении просьбы, благодарности или прославления. Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров составлена Святым Григорием Двоесловом . Называется она так потому, что на ней преподаются верующим Св. Дары, освященные прежде – в предшествующее воскресенье на литургии Св. Иоанна Златоустог о или Св. Василия Великого , поэтому ни проскомидии, ни освящения Св. Даров за ней не бывает. Эта литургия совершается по средам и пятницам на каждой неделе великого поста и кроме того в четверг на пятой неделе и в понедельник, вторник и среду на страстной неделе. Литургия Преждеосвященных Даров состоит из великопостных часов 3, 6 и 9, вечерни и собственно литургии. К особенностям этой литургии должно отнести следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010