2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост — время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то — от курения, а кто-то — от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать. 3. Молиться регулярно. Пост без молитвы — вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели. 4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет — наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью. 5. Посещать богослужения. Великий пост — особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

http://pravmir.ru/sem-zapovedej-velikogo...

Примечание 1. Употребляемая ныне форма возношения при богослужениях, как на эктениях, так и в прочих случаях, Высочайших Имен Августейшей фамилии утверждена в 27 день декабря 1875 г. (ук. Св. Син. 22 янв. 1876 г. 6). Примечание 2. Когда высокоторжественные дни случатся на первой седмице великого поста, то празднование их переносится в неделю православия, а если на страстной или на первый день Пасхи, то праздновать в светлый понедельник (см. уст. о праздн. св. велик. Георгию); празднование дня восшествия на престол Его Императорского Величества, если случится в неделю православия, то молебствие православия отправляется пред литургией, a молебствие о восшествии на престол – после литургии (ук. Св. Син. 28 янв. 1875 г. и 22 янв. 1862 г.). Если высокоторжественный день случится на сырной неделе в среду или пятницу, то накануне совершать всенощное бдение, а в самый день праздника литургию Златоустого в свое время, как в день праздника Сретения Господня (см. уст. о сем празд.). Если Высокоторжественный праздник случится на 2, 3, 4, 5 и 6 неделе великого поста – то всенощную и литургию Златоустого совершать но Марковым и Благовещенским главам; но если этот праздник случится в воскресный день 2, 3, 4 и 5 недели вел. поста – то литургия должна быть Василия Великого . По полученным телеграммам о событиях в царствующем Доме, не ожидая указа в епархиальных и уездных городах одновременно, когда подлежащие начальства обратятся с письменными в указанном порядке требованиями, совершать торжественное богослужение во всех церквах города одновременно. Требования эти должны быть с приложением копий с телеграмм надлежаще засвидетельствованных. Многолетие в сих случаях возглашать применительно к событию объявленному в телеграмме. По получении же указа о том событии уже в тех церквах, в которых богослужение совершено вследствие полученной телеграммы – не совершать в другой раз (ук. Св. Син. 23 февр. 1867 г. 10). 3 . В память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства 17 октября 1888 г. в день сей ежегодно во всех церквах совершать торжественное служение Божественной литургии а после оной молебствие с коленопреклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      После литургии нужно отслужить панихиду.       Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.       В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.       Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.       Это дни:       1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.       2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.       3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.       Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.       Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:       4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.       5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.       6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).       Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Молитва об усопшем христианине       Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

http://zavet.ru/kladb.htm

Преставился раб Божий старец Фотий, ученик великого старца Кассиана Босого, в 7062 году, 9 марта, на память 40 святых великомучеников, бывших в Севастии, в 6-м часу дня, в пятницу, на 5-й неделе святого поста. В тот же день, на 5-м часу, перед смертью, и причащали его Пречистых и Животворящих Христовых Тайн. И после того как перед кончиной причастился Фотий Святых Тайн и поцеловал образ Пресвятой Богородицы с Превечным Младенцем, предал он свою душу в руки Бога. Сей почтенный старец родился в городе Киеве у православных и благородных родителей, Федор было его имя. И когда князь Богдан Путивльский жил в своем родовом владении, в городе Путивле, в те времена этот Федор служил Богдану Путивльскому; и за добродетельный его нрав князь Богдан повелел Федору быть дядькой своего сына, князя Владимира. Когда же посланные великим князем Иваном Васильевичем, самодержцем всея Руси, воеводы с войском взяли город Путивль, тогда вместе с князем Богданом, и с сыном его князем Владимиром, и вместе с другими взяли в плен и этого Федора. И по повелению великого князя сей Федор несколько лет жил у Юрия Ивановича Замятнина. Юрий Иванович, видя добрый его нрав, держал его у себя, оказывая должное почтение. Когда же этот Федор пришел в монастырь к преподобному игумену Иосифу, что на Волоке, то преподобный, видя его усердное отречение от мирского, постриг его в монахи, и нарек его Фотием, и отдал под начало старцу Кассиану Босому; и находился Фотий у старца в послушании. И преподобный Иосиф очень любил его за смирение и послушание. А Юрий Иванович Замятнин, узнав, что постригся тот Федор в Иосифовом монастыре, часто посылал ему милостыню и послания, с великим смирением и челобитным молением прося его, чтобы он навещал его письмами с полезными для спасения души поучениями, ибо Юрий хотел от Бога получить венец мученика, умерев за святые церкви и за православную веру, что по его желанию и сталось. Слово же мне надлежит сказать о чудном том старце. А жил в обители Пречистой, в Иосифове монастыре, постригшись, Фотий неисходно до кончины своей 45 лет в великих духовных подвигах и воздержании; с начала и до преставления своего он не изменил своего келейного правила. А правило его было: днем и ночью по 4 кафизмы, и по два переменных канона, и главу из Евангелия, и шестьсот Иисусовых молитв, а седьмую сотню молитв – Пречистой Богородице, говоря так: «Владычица моя, Пресвятая Богородица, помилуй меня, грешного», – да триста поклонов, и ефимон, и полунощницу; остальное же время он упражнялся в чтении Божественного Писания и в рукоделии. А спал он ночью и днем всего три или четыре часа, на земле без постели лежал; иногда же и не ложился, но сидя вышеуказанное количество часов спал. И к соборной службе он с великим тщанием ходил к началу и на крылосе с великим усердием стоял. И много лет был уставщиком с великим, от Бога дарованным ему, знанием .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1880-го года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни «тихо уснула сном праведницы» и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа. Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова). В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении. Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена. 4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии. В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители. В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара. В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость». 5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий С 2011 года настоятельница монастыря, после смерти монахини Иоанны (Двойнишниковой) (1 октября 2011 года) стала монахиня Анна (Ткач). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Творожковский_...

Владимиру Дмитриевичу сказать, чтобы прислал [П.А. Рагозин] список лиц, избранных в комиссию. Какое теперь нам нужно слово, возлюбленная братия! Ибо словесным 4 существам от служителей слова 5 должно предлагаться слово при всяких важных случаях. А случай смерти столь поучителен, что он непременно требует слова. Итак, предложить ли вашему вниманию слово о смерти?.. Чтение Священного Писания и отеческой литературы развить в народе – не читают еще священных книг, но упражняются в чтении легких книг светского содержания или просто в пустяках, в переливании из пустого в порожнее. Властью Божией можно действовать смело. После тяжкого искушения настоящего дня, бывшего, как думаю, вследствие неблаговременного и неблагопотребного употребления пищи и питья (утром в девять часов на первой неделе Великого поста, в четверг 15 февраля); с сего времени по утрам – вовсе не есть и не пить, разве где по нужде, в приходе, и то чуть-чуть! В будущий Великий пост , если даст Господь время мне и еще, надо тотчас считать, на сколько рублей от каждой исповеди всеми священниками соборными передано сторожу-свечнику свечей. А то мимо рук много проходит; сторожа могут пользоваться и пользуются свечами в свою пользу, крадут, особенно Николай алтарный. Пить постоянно молоко по моему крайне золотушному сложению и крайней слабости нервов. 12 апреля 1874 г. Благодарю Господа за дар здравия. Наука о богослужении должна объяснить воспитанникам, как они должны молиться, чтобы молитва их всегда была богоугодна, с какими понятиями, чувствами, намерениями, видами. Составить план науки о богослужении и составить по нему науку, которая составила бы живой интерес для учеников и всех читающих. Оживить ее изложение всевозможно. (Отвратить поношение свое от Яновского и Яниша 6 . Помоги, Господи!) От постного пирога зубы болят (5 августа 1874). Швейцарский сыр вредно действует на кровь и соки человека. 13 сентября 1874 г. Сигара дурно действует на нервы: при письме рука дрожит, при общественной молитве жалит сильно враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

28 июня 1831 г. Дмитрий Александрович был пострижен Преосвященным Стефаном в мантию с наречением его Игнатием. Так как родители не хотели принимать новопостриженного инока, Петр Дмитриевич пригласил его к себе (затем он нашел приют у своего дяди и крестного отца, Дмитрия Ивановича Самарина). 5 июля Преосвященный Стефан рукоположил отца Игнатия в иеродиакона, 20 июля – во иеромонаха, б января 1832 г. назначил его строителем Пельшемского Лопотова монастыря. В том же 1832 г. Петр Дмитриевич навестил строителя Игнатия в его монастыре. «В то время, – пишет он, – монастырь был весьма беден, опущен и во всех отношениях в большом упадке. Кроме каменной церкви, все прочее строение было деревянное и ветхое, а настоятельская келья, и вовсе разрушавшаяся, была в таком состоянии, что новый строитель принужден был разобрать ее, и временно, пока строилась другая келья, он поместился в сторожке у святых ворот. Посетив его в Лоптове монастыре на первой неделе Великого поста, я застал его живущим в этой сторожке, она была по одну сторону святых ворот, выстроенных наподобие башни с тесовой остроконечной крышей, весьма обветшавшей, а по другую сторону ворот была деревянная братская трапеза и поварня. Войдя к о. Игнатию, я нашел его сидящим у большого стола за самоваром, перед ним лежали простые черные сухари и какое-то начатое стихотворение, которое он, вероятно, писал во время чая, чтобы и это время не пропадало даром; келья была не просторна, и стены от времени совершенно потемнели». При отъезде Петра Дмитриевича отец Игнатий снабдил его письмами в Оптину Пустынь – к старцу своему отцу Леониду и к отцу Иларию, который в это время был в Оптине ризничим и к которому Петр Дмитриевич спустя некоторое время поступил послушником. Став строителем, а затем игуменом Лопотова монастыря, отец Игнатий неоднократно приглашал отца Илария перейти к нему. Тот колебался, да и старец отец Леонид ему не советовал, но в конце концов решился на перемещение. Однако к тому времени, когда он и его послушник прибыли в Вологду, произошли события, направившие их путь совсем в другую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу; На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинамых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила: а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным. б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные. в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых. г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие. д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом. § 8. Богослужебные книги Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости. Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий». Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!» За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей. В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5: 17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

http://pravoslavie.ru/53311.html

Но как же этого может не произойти, если страна наводнена миллионами мигрантов, прибывших из Средней Азии, среди которых, можно не сомневаться, тысячи радикальных исламистов, вполне возможно, уже завербованных иностранными спецслужбами или готовых к тому, чтобы быть завербованными? И разве могло СБУ не воспользоваться такой просто в руки идущей возможностью использовать уже практически готовый русофобски настроенный контингент для совершения терактов в России? Она и воспользовалась. И вовсе не напрасно вашингтонский обком сразу обвинил запрещенный в России террористический ИГИЛ в кровавой бойне в Красногорске. Действительно, среди прущих к нам среднеазиатских мигрантов наверняка могли быть завербованные исламисты ИГИЛа… А ведь патриотическая русская пресса годами предупреждала наши высшие власти об острой опасности заполнения страны среднеазиатской миграцией. Вот только, скорее всего, и нынешний теракт отношение власти к ней не изменит. Более того, даже после трагедии 22 марта в Красногорске Украина всё так же, как и прежде, не будет официально объявлена Кремлём террористическим государством. С Украиной у нас до сих пор не введен визовый режим, и наш МИД не разорвал с ней дипотношения. Не говоря уже об объявлении ей войны. И даже за любые теракты у нас нет смертной казни для кровавых нелюдей. Там, в Кремле, всё никак не избавятся от либеральных игр… Валерий Васильевич Хатюшин , главный редактор журнала «Молодая гвардия» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 5. Ответ на 4, Vladislav: А посмотрите что читали из пророка Исаии в церкви на шестом часу на первой неделе Великого поста и сегодня -всё точно как о России и российских властях! Там и об общественных и государственных грехах и об отсутствии покаяния в них. Вспоминается и слова Христа о тех, на кого упала башня и кого кровь Пилат смешал с кровью их жертв: если не покаятесь, то также погибнете. Поэтому, будем мы стараться каяться. А всё остальное -страна, власти, народ как паровоз без тормозов, мчатся по рельсам, которые ведут к в пропасть. Церковь открыла свои врата для всех 35 лет назад, кто не покаялся и не вернулся в лоно церкви, стали теми гадаринскими свиньями, которые мчатся к обрыву в озеро и их не остановить.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010