Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чтением Евангелия и Апостольских книг при Богослужении Церковь объясняет и утверждает необходимость и важность его. Чтение разделено по зачалам, т. е. по началам ( Мк.1:1 ) или отделениям (περικοπαι), которые с первых времен Христианства вошли в Священные книги Нового Завета, по нужде чтения, сообразно предмету Богослужения и подобно чтениям Закона и Пророков ( Неем.8:18 ; 2Ездр.8:8 ; Деян.13:15; 15:21 ) в Ветхозаветной Церкви, которые разделены были на 54 отделения 20 . Свидетельства о зачалах Евангелия и книге Апостольских можно находить у древних Христианских писателей. Так св. Иустин, Философ и Мученик 2 века, говорит в Апологии, что у Христиан его времени в день Воскресный были читаны писания Апостольские и Пророческие 21 ; без сомнения были читаны известные отделения этих Божественных писаний. В день Рождества Христова читалась первая глава от Матфея 22 св. Златоуста свидетельствует, что во время Четыредесятницы была читаема книга Бытия 23 ; на Страстной неделе, по свидетельству Амвросия Медиоланского , книга Иова 24 ; по словам св. Златоуста и Августина, от Пасхи до Пятидесятницы совершаемо было чтение Деяний Апостольских 25 : в день Пасхи было пределагаемо чтение о воскресении; в прочие праздники о том, что случилось в оные 26 . Бл. Августин пишет (в предисловии к толкованию на 1-ю главу Евангелия от Иоанна), что в святые дни праздничные должно прочитывать известные зачала (lecmiones); а св. Златоуст советовал своим слушателям прочитывать дома отделения Евангелия, слышимые во храме 27 . Следовательно в IV веке был уже в Церкви известный порядок зачал, который слушатели Златоуста могли предварительно приискивать и прочитывать дома. И так нет сомнения, что многие чтения Евангелия и книг Апостольских в первых веках совершались уже по тем зачалам, кои ныне употребляются. Хотя употребление зачал по необходимости было в древности, особенно в IV и V, и с большей еще определенностью в VI веке 28 ; но окончательное их утверждение с вероятностью отнесено быть может ко временам Иоанна Дамаскина и Феодора Студита , которые подробно изложили устав Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В четвертую по Пасхе неделю о разслабленном Церковь в Евангелии на Литургии прославляет божественную власть Господа над недугами человеческими, явленную во дни Пятьдесятницы – в чудесном исцелении Им разслабленного, страдавшего в болезни 38 лет ( Ин. 5:1–14 ). § 89. В середу на четвертой неделе, в 25-й день по Пасхе, Церковь празднует преполовение Пятьдесятницы, соединяющее два великия христианския торжества, – Пасхи и сошествия Св. Духа. Воспоминая в неделю о разслабленном освящение воды от Ангела в купели силоамской, Церковь в день Преполовения совершает малое водоосвящение. В пятую по Пасхе неделю о самарянине Церковь произносит на Литургии беседу И. Христа с женою самарянкою ( Ин. 4 ), бывшую во дни Пятидесятницы и пророчески возвещающую о всемирном распространении Евангелия по воскресении Господа Иисуса и о ниспослании в мир св. Духа. В шестую по Пасхе неделю о слепом Церковь в литургийном Евангелии благовествует о божественной власти И. Христа в чудесном исцелении Им слепорожденного во дни Пятьдесятницы в Иерусалиме ( Ин. 9 ). § 90. В четверток шестой недели по Пасхе празднуется день вознесения Христа на небо. Состояние божественной славы Иисуса Христа, можно сказать, открылось во всей полноте и величии, в 40-й день по воскресении Его, вознесением Его с плотию человеческою на небо. Писание говорит о Господе: восшедий превыш всех небес ( Еф. 4:10 ); Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр. 8:1 ). Апостолы с горы вознесения возвратились в Иерусалим с радостию великою ( Лк. 24:52 ). § 91. В седьмую по Пасхе неделю св. отец, сообразно состоянию божественного прославления воскресшего Христа, Церковь на Литургии произносит первосвященническую молитву Сына Божия ( Ин. 17:1–17 ) о прославлении Его вечною славою чрез распространение и утверждение истинного благочестия в мире. Согласно с благовестием св. Евангелия, в седьмую по Пасхе неделю Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев первого Вселенского Собора, бывшего в Нивее при императоре Константине Великом , в 325 году по Р. X. во славу Св. Троицы и особенно – Сына Божия, о Котором учение Собор изложил в шести членах символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 55 (Типикон, гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха. Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Недели по Пятидесятнице Недели, имеющие особые названия Евангельские чтения недель Апостольские чтения недель 13 декабря Праотцев 20 декабря пред Рождеством Христовым 27 декабря по Рождестве Христовом 3 января пред Просвещением 10 января по Просвещении 17 января 24 января 31 января Мытаря и Фарисея о мытаре и фарисее 12 . Пасхальный год Ж–Ш . Числа месяцев означенных в следующих двух графах недель Субботы по счету от субботы на седмице 50-цы Субботы, имеющие особые названия Евангельские и апостольские чтения суббот 11 декабря (предшествующая неделе Праотцев) 18 декабря пред Рождеством Христовым 25 декабря (праздн. Рождества Христова) 1 января (праздн. Обрезания) 8 января по Просвещении 15 января 22 января 29 января 5 февраля 6 февраля Неделя Мытаря и Фарисея Глава 45. О литургийных прокимнах пред апостолом, аллилуиариах после апостола и причастнах в период времени пения Октоиха I . В воскресные дни 1 . В обыкновенные недельные, или воскресные, дни, т.е. в такие, в которые нет ни праздника господского или богородичного, ни предпразднства или попразднства, равно как и отдания праздника, ни святого, которому в Месяцеслове Типикона положены апостол и евангелие, Типиконом назначаются один прокимен и один аллилуиарий рядового гласа дня; причастен также один: Хвалите Господа с небес. (Тип., гл. 2) 463 . Как в этом случае, так и во всех других, когда полагается один прокимен, он поется таким образом. Чтец сказывает прокимен, напр., 1 гласа: Буди, Господи, милость твоя на нас, якоже уповахом на тя. На клиросе поют этот прокимен. Чтец сказывает стих, напр., того же гласа: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. На клиросе вторично поют прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, напр.: Буди, Господи, милость твоя на нас. На клиросе допевают вторую: Яко же уповахом на тя. 2 . В те недельные дни, на которые падает какой-нибудь господский дванадесятый праздник, воскресная служба отменяется, а потому назначаются прокимен, аллилуиарий и причастен праздника (см. напр., 59 л. Тип.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Важнейшие праздники в Церкви Христианской , – говорит Катехизис, – суть те, которые установлены в память важнейших событий, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а по них установленные в честь Пресвятой Богородицы, как послужившей тайне воплощения Сына Божия» . Вот эти праздники, перечисляемые в Катехизисе по порядку событий: 1) День Рождества Пресвятой Богородицы (празднуется 8-го сентября). 2) День введения Её во храм для посвящения Её Богу  (празднуется 21 ноября). 3) День Благовещения, т.е. Ангельского возвещения Пресвятой Деве Марии о воплощении Сына Божия от Неё (празднуется 25 марта). 4) День Рождества Христова (празднуется 25 декабря). 5) День Крещения Господня и вместе Богоявления Пресвятой Троицы (празднуется 6 января). 6) День Сретения Господа во храме праведным Симеоном (празднуется 2 февраля). 7) День Преображения Господня (празднуется 6 августа). 8) День Входа Господня в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи). 9) Пасха – праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначатие вечного праздника, вечного блаженства. Праздник Пасхи празднуется не в одни и те же числа и даже не в один месяц, от чего и все другие праздники, находящиеся с Пасхой в тесной связи, празднуются также не в одни и те же числа и месяц и называются праздниками переходящими 174 . 10) День Вознесения Господня на небо (празднуется в 40-й день после Светлого дня Воскресения Христова, именно в четверть на 6-й неделе по Пасхе). 11) Праздник Пятидесятницы, в память Сошествия Святого Духа на Апостолов и вместе во славу Пресвятой Троицы  (празднуется в 50-й день по дне Воскресения Христова). 12) День Успения Пресвятой Богородицы (празднуется 15 Августа). 13) День Воздвижения Животворящего Креста Господня, обретенного царицей Еленой (празднуется 14 сентября). Все исчисленные важнейшие праздники (за исключением Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество торжеств») называются праздниками двунадесятыми, так как их 12 и все они могут и должны служить, очевидно, наилучшим временем и средством для выражения полной любви нашей к Богу; ибо все они представляют собой напоминания о величайших благодеяниях Господа всему человеческому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Одно из важнейших постановлений третьей сессии Собора - «Определение о монастырях и монашествующих», разработанное в соответствующем отделе под председательством архиепископа Тверского Серафима. В нем устанавливается возрастной ценз постригаемого - не меньше 25 лет; для пострига послушника в более юном возрасте требовалось благословение епархиального архиерея. Определение восстанавливало древний обычай избрания настоятелей и наместников братией с тем, чтобы епархиальный архиерей, в случае одобрения избранного, представлял его на утверждение в Святейший Синод. Поместный Собор подчеркнул преимущество общежительства перед особожительством и рекомендовал всем монастырям по возможности вводить у себя общежительный устав. Важнейшей заботой монастырского начальства и братии должно быть строго уставное богослужение «без пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания». Собор высказался о желательности иметь в каждой обители для духовного окормления насельников старца или старицы. Всем монастырским насельникам предписывалось нести трудовое послушание. Духовно-просветительское служение монастырей миру должно выражаться в уставном богослужении, духовничестве, старчестве и проповедничестве. На третьей сессии Собор вынес два «Определения», призванных оградить достоинство священного сана. Опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения и на каноны, Собор подтвердил недопустимость второбрачия для вдовых и разведённых священнослужителей. Второе постановление подтверждало невозможность восстановления в сане лиц, лишенных его приговорами духовных судов, правильными по существу и по форме. Неукоснительное соблюдение этих «Определений» православным духовенством, строго хранящим канонические основания церковного строя, в 20 - 30-е годы уберегло его от дискредитации, которой подверглись группировки обновленцев, поправших и православный закон, и святые каноны. 13 (26) августа 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил празднование памяти всех святых, в земле Российской просиявших, приуроченное ко второй неделе по Пятидесятнице.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется Пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у римо-католиков), которые называются благовещенскими (благовещение и празднуется в эти недели, а под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождества Христова — самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Рождества Христова посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас Собор Пресв. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления — Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. — Петру и Павлу, 3-я — 4 евангелистам, 4-я первомученику Стефану, 5-я трем учителям греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5–8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели Великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в понедельник, вторник и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель — «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия Св. Духа: ср. у римо-католиков — Св. Троицы в 1 Нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 «недель пророка Илии», 1–3 (количество зависит от пасхального круга) «недели прп. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, потому что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год таким образом имеет всегда 42 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне — 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей Пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена Пресв. Деве, пятница — страданиям Христовым, а суббота — поклонению Кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб [ 62 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Неподвижными праздниками являются: Преображение Господне – 6 августа; Прехождение Девы – 15 августа; Рождество Владычицы Марии – 8 сентября; Обретение Креста – 13 сентября. Таким образом, из 12 праздников, которые считаются в Русской Православной Церкви главнейшими, нет только Введения во храм Пресвятой Богородицы. Армянский месяцеслов по преимуществу подвижный. Преображение празднуется в седьмую неделю по Пятидесятнице и вместе с Неделей арачаворац (соответствует Неделе мытаря и фарисея) образует состоящий из 24 недель пасхальный круг года. Пасха, как и у православных, располагается между 22 марта и 25 апреля. Для остальных 28 недель счет идет по праздникам и постам, приходящимся на этот период. Успение и Воздвижение празднуются в воскресенья, ближайшие к датам греческого календаря. Остальные праздники – неподвижные: Рождество Христово и Крещение приходятся на 6 января; Сретение – на 14 февраля; Благовещение – на 7 апреля; Рождество Пресвятой Богородицы – на 8 сентября; Введение – на 21 ноября. Праздники в честь Спасителя, Креста (кроме Воздвижения – Обретение, Явление), церкви (Обновление Эчмиадзинского храма), Богородицы (с учетом Зачатия, Обретения ризы, пояса) считаются Господскими. Они имеют предпразднство (вигилию) и восемь дней попразднства, которые по торжественности ничуть не уступают самому празднику и воскресенью, так что можно насчитать 140 Господских дней в году. Весьма специфичен копто-абиссинский месяцеслов. Наиболее очевидное отличие от православных и западных святцев заключается в другом времяисчислении, что, естественно, сдвигает даты. Между тем в календаре обнаруживаются все двунадесятые праздники – за исключением Введения (правда, только у коптов) 15 . В древнейшем коптском календаре праздник Богородицы закреплен за 21-м числом следующих месяцев: января, марта, мая, июля и октября, в другом варианте месяцеслова значится 21-е число каждого месяца. Рождество Богородицы празднуется 26 апреля и 7 сентября. Итак, анализ месяцесловов VI-VIII столетий показывает, что церковный год и на Востоке, и на Западе сложился уже вплоть до самых мелких подробностей и был весьма разветвленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

кн. 2. част. 23 Здесь уместно заметить, что автор «Жития», сказав о необыкновенных успехах Феодора при Дворе, прямо переходит к повествованию о том, как однажды Феодор, слушая за обедней чтение святого Евангелия, был поражен словами, которые мы выше привели, н решился оставить мир. Обстоятельство дела князя старицкого y жизнеописателя умолчано; но мы не могли умолчать о нем. Оно слишком близко касается Феодора: в несчастном деле князя Андрея были замешаны родной Феодоров дядя и трое братьев его троюродных. He говоря ничего о благородстве характера Феодорова, об его отношениях к сим особам, самая близость родства, особенно по высокому уважению того века к кровным связям, не позволяла Феодору оставаться равнодушным зрителем вопиющего дела Овчинина. Должно думать, что время сего происшествия с Андреем Старицким непосредственно предшествует удалению Феодора на Соловки. Дело князя Андрея случилось в 1537, когда Феодору было 30 лет, ибо он родился в 1507; Феодор ушел на Соловки 30 лет: егда приспив 30 лет совершения возраста своего, следственно в 1537. Феодор должен был прибыть на Соловки не позже октября, ибо затем прекращается сообщение до весны. Его путешествие, как увидим, медленное, должно было начаться с весны – с мая или с июня. Заключение Андрея и его сообщников произошло в апреле; Евангелие, которое слушал Феодор в тот день, как решился оставить мир, читается в воскресенье, на 2-й неделе по Пятидесятнице, что в 1537 приходилось в 3-е число июня, ибо Пасха была в этом году 1 апреля. Ему на путешествие оставалось, следовательно, более четырех месяцев. 25 Великая дорога к Студеному морю шла через Троицкую Лавру (от Москвы двадесять миль. Курбский 1. 48) сухим путем на Ярославль, a кто шел чрез Дмитров, тот Яхромой, Дубной, Сестрой достигал Волги, и пускался по ее течению до Рыбинска, где входил в Шексну. Обыкновенно, при хорошем переезде, из Москвы на Соловки можно было поспеть в 28 дней. С. г. г. и д. ч. з. N N.140 и 154. 26 Область новгородская делилась на 5 пятин, по числу концов (кварталов) главного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010