Праздники Господств и Богородичные те же самые у Иаковитов, что и у православных, и празднуются в те же самые дни, как у нас. Праздники в честь Апостолов, Пророков и нарочитых Святых первых веков христианства, совершаются также, как в церквах православных, но не все в одно и тоже время с нами. Кроме праздников, общих Иаковитам с православными, у них есть и особен­ные, в честь некоторых святых их церкви. Они ублажают, например, память Диоскора, Севера, Иакова Барадея, Варсума и других. Постов более продолжительных четыре: пост пред Пасхой, пост пред Рождеством Христовым, таковой же в честь Богоматери пред Ее Успением и в честь Апостолов. Все они соблюдаются строго, а особенно посты пред Пасхой и Успением. В продолжение этих постов не только не едят рыбы, но и масла. Масло разрешается только в субботу, воскресенье и дни полиелейные. В великую субботу, не бывает разрешения на сыр и яйца, как это делается у Армян. Пост пред Рождеством Христовым состоит не из 40 дней, а из 25. Но кроме означенных постов, Иаковиты имеют еще пост трехдневный. Они постятся среду, четверток и пяток, на первой неделе, по начатии у нас великопостной триоди, или на неделе мытаря и фарисея, ко­торая, по нашему уставу, есть неделя всеядная или сплошная. Этот пост называется у них постом пророка Ионы, или трехдневным Ниневитян, и есть им общий с Несторианам. Все среды и пятки считаются днями пощения; исключается из сего время пятидесятницы, т.е. от Пасхи до сошествия Святого Духа. В продолжении этих семи недель, они разрешают на мясо, но исключая и сред и пятков. В учении догматическом Иаковиты разнствуют с православными в том же в чем и все монофизиты. Они исповедуют в Иисусе Христе одну природу, но природу Еммануила, т.е. поколику в нем соединены природы Божеская и человеческая и по соединении составляют едино естество и едину ипостась, – одного Богочеловека. Евтихия, коего лжемудрование послужило основанием к такому слит­ному исповеданию двух естеств во Христе, они не только не признают православным, но и проклинают наравне с Несторием. Однако ж четвертого вселенского собора, ко­торый осудил Евтихия, а также и трех последовавших за ним, не принимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Иоанна, именуемом Константиновским (16-я в первую неделю св. четыредесятицы, 22-я в субботу по Пасхе, 25-я в четверток св. недели, 26-я в неделю о Фоме (in ocmavis Paschal), 39-я (день произнесения проповеди не указан: объясняемое Евангелие содержит плач Господа о Иерусалиме и изгнание из церкви продающих и купующих ( Лк. 19:42–47 ).), 4 в храме св. мученика Лаврентия за стенами города (19-я в неделю приготовительную к великому посту, соответствующую по времени нашей неделе о блудном сыне (Dominica in Septuagesima), 24-я в среду св. недели, 31-я в субботу в сентябрьский пост Quatvor temporum, для которого после праздника Воздвижения отчислялось три дня, – среда, пятница и суббота, 40-я во вторую неделю по Пятидесятнице), 2 в храме Богородицы (8-я в день Рождества Христова и 21-я в день св. Пасхи), 3 в церкви св. Климента (33-я в пятницу сентябрьского поста Quatvor temporum и 38-я (день произнесения её не означен; объясняется Евангелие о званных на вечерю) 2 в храме св. Агнии (11 и 12 в день её), 1 в храме св. мученицы Фелицаты (3-я в день её памяти) 1 в храме св. первомученика Стефана (4-я об Апостолах), 1 в храме апостола Андрея (5-я в день его), 1 в храме св. Маркеллина и Петра (6-я в третью неделю рождественского поста), 1 в храме св. Сильвестра (9-я в день его), 1 в храме св. исповедника Феликса (13-я в день памяти его), 1 в храме св. апостола Павла (15-я в неделю, соответствующую нашей мясопустной (Dominica in Sexagesima), 1 (к епископам) на источниках Латеранских, 1 в храме св. Иоанна Крестителя (20-я в субботу в пост Quatvor Lemporum пред Рождеством Христовым, обыкновенно бывавшим после третьей недели рождественского поста (Adventus Domini), 1 в храме мученика Панкратия (27-я в день его), 1 в храме св. Перея и Ахиллея (28-я в день их), 1 в храме св. Процесса и Мартиниана (32-я в день их), 1 в храме блаженных Иоанна и Павла (34-я в третью неделю по Пятидесятнице), 1 в храме мученика Менны (35-я в день ero), 1 в храме св. апостолов Филиппа и Иакова (36-я во вторую неделю по Пятидесятнице) 1 в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

25-26). Пурпурный Д. надевался ими в день Рождества Христова и Богоявления (Ibid. 190. 3-4, 13-14), Благовещения, Успения и Рождества Пресв. Богородицы (Ibid. 189. 17; I 190. 20; I 191. 32), Воздвижения Креста Господня (Ibid. 190. 28-29), в день памяти вмч. Димитрия Солунского (Ibid. 190. 30-31), празднования Собора архистратига Михаила (Ibid. 190. 32-1), в день своего рождения (De cerem. II 277. 7) и престольный праздник Новой великой церкви (Ibid. I 189. 29). В белый Д. облачались на Светлой неделе, на празднование Преполовения, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения (Ibid. 188. 10, 17-18; 189. 25, 32). Император был одет в Д., когда производили кого-либо в чин патрикия ( Беляев. Т. 2. С. 35). В Д. облачались протоспафарии-евнухи на празднование Богоявления ( Const. Porphyr. De cerem. I 142. 27); белые Д. надевали на Преполовение Пятидесятницы (Ibid. 100. 32). Возводимые в сан новелиссима во время торжественной церемонии облачались в красные Д. (Ibid. II 227. 20), в сан куропалата - в пурпурные (Ibid. 230. 19). Со временем Д., получившие наименование саккоса, стали носить и Визант. патриархи ( Дмитриевский. Ставленник. С. 260-261). На изображениях имп. Д. не всегда легко отличить от скарамангия. Оба платья были вытканы золотом и имели схожую золотую выделку на плечах и по кайме. Наиболее существенные изменения Д. претерпел в XI-XII вв.: заметно сузились рукава, золотое шитье подола, прежде изображавшееся простой горизонтальной линией, было продолжено по кайме обоих бортов вверх, заканчиваясь вышитыми медальонами. Лит.: Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, мат-лы и заметки по визант. древностям СПб., 1891-1906. Т. 1-3; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; ODB. 1991. Vol. 1. P. 639; Cat. of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Coll. and the Whittemore Coll. Wash., 1999. Vol. 4. N 157: Alexius I to Michael VIII, 1081-1261/M. Hendy. Э. П. Л., М. Н. Бутырский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/171957.html

При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк., 89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице. Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более – 34, 35. При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя. При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал. К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки. При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают», помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: «Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний...». (Евангелие служебное. М, 1904).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк.:89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице.    Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более – 34, 35.    При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя.    При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал.    К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки.    При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают», помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: «Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний...». (Евангелие служебное. М, 1904).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

С другой стороны, почти все афонские святые остались безымянными. В нашем православном календаре мы не найдем ни преп. Нила Мироточивого, ни преп. Иоанна Кукузеля, ни преп. Нифонта Цареградского. Их память празднуется, в составе собора афонских отцов на второй неделе по Пятидесятнице, одновременно с празднованием всех святых, в земле Российской просиявших. Из службы второго воскресенья по Пятидесятнице видно, что празднование всех святых земли Российской как бы заслоняет собой празднование афонских святых. Однако мы убеждены, что кроме преп. Силуана Афонского имеется немало иных ближайших друзей Христовых, которые, как две женщины в житии преп. Макария Великого, остались неизвестными даже по именам. Необходимо сказать и еще об одном афонском подвижнике, о котором упоминает о. Софроний (Сахаров). Это тот отшельник, который не только удостоился явления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, но и получил от Него дивное уверение, которое будет теперь назидать Церковь до скончания века. Вот это уверение: “Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога»... И на мысленный вопрос этого отшельника: Для чего же мы мучаемся на всякий день?, — Господь отвечал: «Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных Я только помилую» с.87]. Итак, подвижники труждаются, каждый на своем месте, не для того, чтобы спастись (мы имеем обетование Господне). Спасение — это, в лучшем случае, отрицательная цель нашей жизни христианской. Они труждаются для того, чтобы стать друзьями Божиими и разделить труды любимого ими Христа.     Силуан Афонский, Писания Н. Тахиаос. Прп. Силуан и Афон Комментарии Всего комментариев: 10 2016/09/25, 10:27:54 Прп.Силуане, моли Бога о р.б Лидии, р.б. Е:лене, р.б. Ксении, р.б. Георгии, р.б.Елене Аминь. 2015/05/28, 20:36:39 Я плачу о сыне своем Сергии, в детстве имел благодать Божию, а сейчас отлучился от Церкви,молитвами преподобного Силуана,пошли ему,Господи, покаяние и плачь о грехах,прости и мои грехи,неразумие,из-за которых может быть и страдают наши дети.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1606

в) наконец такие недели, в которые отправляется одна только служба воскресная (из Октоиха), вместе со службою дневного святого (из Минеи). Пение Октоиха в воскресные дни начинается всегда по неделе всех святых и прекращается пятою неделею великого поста. 108 Октоих не поется, иначе сказать, воскресная служба оставляется, если в воскресный день случится Воздвижение честного Креста или Рождество Христово, или Богоявление или Преображение Господне. 109 Священное воспоминание, совершаемое Церковью в воскресенье, у нас, также как и у латинян распространяется и на дни седмичные. в) Дни праздничные Право учреждать праздники во всей западной Церкви принадлежит папе, а в некоторых только местах – национальным и областным соборам, и в частности епископам, но, чтобы эти праздники имели и гражданскую важность, для сего необходимо соизволение власти государственной; 110 оттого число обязательных праздников в разных западных государствах не одинаково. Подобным образом и у нас увеличение или уменьшение числа праздников, для общественного употребления, зависит как от высшей власти церковной, так и от власти государственной. 111 Причитать усопших к лику блаженных (beatificatio) и святых (canonisatio) у латинян (с X–XII века) имеет право один папа; у нас, по древнему обычаю, 112 Святейший Синод, 113 как власть Соборная. В западной Церкви, также как и в восточной, праздники разделяются 1, по месту на общие, отправляемые всею Церковью , и частные, совершаемые только в некоторых местах или церквах. 2, по предмету на Господские, Богородичные и святых, – ангелов и человеков, и на праздники, установленные в воспоминание замечательных событий в Церкви. Из событий в земной жизни Спасителя западная Церковь , также как и восточная, с особенным торжеством воспоминает и прославляет Рождество Христово (25 дек.), Обрезание (1 янв.), Сретение (2 февр.), Крещение (6 янв.), Преображение (6 авг.), Вход в Иерусалим (в неделю ваий), Умовение ног, Тайную вечерю и Предательство, Страдания и Распятие, Погребение и Сошествие во ад (в последние три дня страстной седмицы), Воскресение (в Пасху), Осязание от ап. Фомы (в неделю Фомину) и Вознесение на небо. Особенные праздники Господни в латинской Церкви: праздник св. имени Иисуса (во 2 нед. по Богоявл.), праздник св. сердца Иисусова (после отдания праздника тела Господня), праздник тела Христова (в первый четверг после отдания праздника Пятидесятницы) и некоторые местные. Особенные праздники Господни в нашей Церкви: Преполовение Пятидесятницы, или учение в праздник кущей, и Лазарева суббота или Воскрешение Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Кажется, святитель Августин Гиппонский говорил, что делами воскресного дня могут быть только дела благотворительности. С его позицией перекликается афоризм Н. Бердяева: «Хлеб для меня — проблема экономическая, а хлеб для другого — проблема этическая». Иными словами, в воскресные и праздничные дни прилично, если христианин оставляет все, что касается его лично, и занимается тем, что касается других людей. В любом случае для душевного здоровья личности весьма полезно, чтобы один день в неделе был «не таким, как прочие». Следом за воскресеньем идут дни великих праздников, в которых Церковь воспоминает и актуализирует события нашего спасения (даты их даем по Минее, т. к. так, как им назначено празднование по литургическому порядку, а располагаем их не по порядку в годовом круге, а по порядку совершавшихся в истории событий): Благовещение (25 марта). Рождество Христа (25 декабря). Обрезание (1 января). Сретение (2 февраля). Крещение (6 января). Преображение (6 августа). Вход в Иерусалим на страдания (последнее воскресенье перед Пасхой). ПАСХА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА (1-е воскресенье после 1-го полнолуния, следующего за весенним равноденствием 22 марта). Вознесение (40-й день от Пасхи). Пятидесятница. Сошествие Святого Духа (50-й день от Пасхи или 8-е воскресенье пасхального цикла). Крестовоздвижение (14 сентября — день выноса креста на поклонение паломникам, прибывающим в Иерусалим по случаю престольного праздника храмового комплекса в Иерусалиме, отмечаемого 13 сентября). Эти господские праздники отражают важные события в истории нашего спасения. Также существует целый цикл праздников Богородицы: Зачатие Приснодевы (8 декабря), Рождение Марии (8 сентября), Ее посвящение, или Введение во Храм (21 ноября) и Успение (15 сентября). А также целый цикл местночтимых праздников в честь Её икон и тех или иных событий, связанных с Её молитвенным заступничеством. Все эти праздники несут в себе свои назидательные истории, однако в «ранге» они стоят несомненно ниже воскресных дней и Господских праздников.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Господь исцелил расслабленного в субботу и тем явил нам, что дни праздничные преимущественно святятся добрыми делами. По исцелении расслабленного небесный Врач сказал ему: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Итак болезни, по непреложному свидетельству слова Божия, происходят от недугов душевных – от грехов! От наших грехов приключаются многие болезни; все же неисчислимые болезни произошли от первого греха. Врач душ и телес для предохранения от болезней внушал исцеленным не грешить и тем внушает всем заботящимся о сбережении здоровья своего и других особенно заботиться об удалении себя и других от грехов. Преполовение Пятидесятницы Преполовение есть половина Пятидесятницы – средина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Св. Духа. Как средину Великого поста Церковь отличает, называя ее Средокрестною или Среднею неделею, так прешед половину Пятидесятницы, Церковь в среду на четвертой неделе по Пасхе празднует Преполовение Пятидесятницы, соединяющее два великие христианские торжества – Пасхи и сошествия Св. Духа. «Празднику преполовляющуся Твоего, Христе, воскресения и Божественнаго пришествия Св. Твоего Духа, сшедшеся чудес Твоих воспеваем таинства», взывает Церковь в день Преполовения 550 . Настало преполовение дней, начинаемых от спасительнаго восстания и Божественною Пятидесятницею скончаемых, и святится, имея обоюдную светлость: отсюда преполовение озарилось Божественною светлостию Пасхи, оттуда сияет благодатию Утешителя». Наименование праздника преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни земной Своей жизни, в 3 год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветнаго праздника кущей, взыде в церковь и учаше ( Ин.7:14–36 ). Праздник Кущей был один из трех великих всенародных Еврейских праздников, в память пребывания Евреев в кущах во время странствования их и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи ( Исх.25:40 ), по образу которой Моисей поставил Скинию ( Исх.39:43;40:1 ) 551 . Праздник продолжался восемь дней, из коих первый и последний дни были нарочито святы ( Лев.23:34–43 ). Замечательнейший обряд осьмого дня, состоявший в связи с нашим преполовением, было торжественное возлияние воды. При безчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы золотою чашею черпал свежую и чистую воду; при звуке труб возвращался во храм; смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда неумолкно пел великое аллилуия, т. е. шесть псалмов (112–117). Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа ( Исх.12:3 ) 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется (с. 360) пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у р.-католиков), которые называются благовещенскими (благовещение и празднуется в эти недели, но под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождество Христово самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Р. Х. посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас собор Прп. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления – Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. – Петру и Павлу, 3-я – 4 евангелистам, 4-я первомуч. Стефану, 5-я трем учителя м греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5–8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в пон., втор. и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель – «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия СВ. Духа; ср. у р.-католиков – Св. Троицы в 1 нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 « недель пророка Илии», 1–3 (количество зависит от пасхального круга) «недели пр. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, потому что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год таким образом имеет всегда 52 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне – 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом, из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена пресв. Деве, пятница – страданиям Христовым, а суббота – поклонению кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб 1552 . (с. 361) Армянский церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010