Имея на руках только Священное Писание Нового Завета и Псалтирь, можно при желании составить умозрительную концепцию всего ветхозаветного исторического процесса, который привел потом к Новому Завету. Важность и значение псалмов в Псалтири для нас бесспорно. Приведем только два примера, как часто цитируется в Новом Завете. Апостолы прежде всего ссылаются на псалмы, чтобы доказать предвидение Богом и всю историю Мессии — Христа Спасителя. Это и история Иуды, и глумление над Христом, его Воскресение, прославление. Четыре раза они говорят о божественном вдохновении псалмов (книга Деяний Апостолов 1,16—22; 2 глава и ряд других мест). В Послании к Евреям (Евр.1, 5-13) в кратком разделе приведено шесть цитат из псалмов, указывающих на божественность Иисуса Христа. «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1, 5—7). В некоторых местах Псалтири приведены страшные проклятия. Это Пс.57, 7-12; Пс.68, Пс.136 и т.д. «Блажен, кто разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 132, 9). Это довольно жуткий зрительный образ; мы слышим этот псалом за воскресной всенощной в течение трех подготовительных к Великому Посту недель. Читая подобные места Псалтири , мы должны понимать, что поэтический стиль часто пользуется иносказанием и образными выражениями. Если мы почитаем книгу Иова, то там сказано в 29 главе, что Иов ходил по ручьям из елея. Ясно, что это поэтический образ. Нужно понимать, что под этим подразумевается. Враги псалмопевца были в действительном смысле врагами Божиими. И псалмопевец настроен против них не как против своих собственных врагов, а как против тех, которые хулят и презирают имя Божие и поэтому достойных сурового проклятия, как это было регламентировано законом Моисея. Это отношение не лично к человеку, который сделал тебе обиду, а к тому, кто оскорбил Бога своими действиями и отношениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

Как видно, крещенский Апостол во главу, или в основание, христианской жизни ставит именно БЛАГОДАТЬ Святого Духа, даруемую нам через Господа Иисуса Христа. Так же точно говорится и в прочем Новозаветном Писании. Укажем на это. Самое Евангелие называется «Евангелием благодати» ( Деян. 20:24 ). Велия благодать была на всех христианах ( Деян. 4:33 ). На Пасху мы читаем в Евангелии: мы сделались чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), ибо от Бога родились (ст. 13); и это даровано по вере во имя Его, то есть Христа: Он, Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, и эта благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:14,16–17 ). И на Воскресение Христово не читается Апостол об этом, вопреки общему порядку на двунадесятые праздники, а читается Слово Божие именно о «благодати» через Христа. Легко заметить и то, что почти все послания апостола Павла и начинаются и кончаются словами о благодати: через Христа Господа мы получили благодать и апостольство на проповедь о Нем; и всем… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:5, 7 ; 1Кор. 1:9 ; 2Кор. 1:2 ; Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 и т.д., и т.д.). Исключением является только Послание к евреям, которое начинается без этого приветствия, но кончается, как и все, тем же пожеланием: Благодать со всеми вами ( Евр. 13:25 ; 1Пет. 1:2 ; Апок. 22:21 и т.д.). Да что много говорить об этом, если Сам Господь в последней прощальной беседе говорит скорбящим ученикам: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:7, 13 ). Я еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (ст. 12). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин. 14:16 ), Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ст. 26). И конец Христова дела был в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на человечество, в лице апостолов ( Деян. 2:4 ), и потом и на три тысячи человек (ст. 38–41); после – на пять тысяч ( Деян. 4:4 ). И стала возрастать Церковь Божия в Духе Святом, несмотря на гонения, и даже отчасти – вопреки и благодаря им. Слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось ( Деян. 6:7 ). Савл стал гнать и терзать Церковь в Иерусалиме, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу… Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Но рассеявшиеся ходили и благовествовали слово ( Деян. 8:1–4 ). И Христово учение распространялось и распространялось…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Книжник понял, что он разгадан и, обманувшись в цели, замолчал».     «Господь, — говорит святой Исидор Пелусиот, — удалил этого книжника от сопребывания с Собой, чтобы его упорство в злонравии не сделалось причиной соблазна для верующих, чтобы они, смотря на этого человека, не стали осуждать Владычную силу и обвинять в немощи, как невозмогшую обратить его к добродетели». «Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысли к Нему приходивших». Блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен дают еще такой смысл словам Господа: «лукавые демоны страстей живут в тебе, имеют в тебе, в твоем сердце, норы и гнезда; поэтому Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей». Здесь в первый раз в Евангелии встречается смиренное имя — «Сын Человеческий», как любил называть Себя Христос Спаситель. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще. А Евреям это смиренное имя напоминало видение пророка Даниила: пророк видел, как «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). Ясно, что тут пророк изображает Христа Спасителя, о Котором и апостол говорит, что Он, «будучи образом Божиим, сделался подобным человекам и по виду стал как человек» (Флп. 2:6-7), кроме греха. Христос Спаситель именуется Сыном Божиим потому, что Он — един с Богом Отцом по Своему Божеству; Он же именуется Сыном Человеческим потому, что Он — един с нами по человечеству. Он любил называть Себя Сыном Человеческим потому, что любил людей как братьев; этим наименованием Он желал показать Свою особенную близость к людям, родство с ними по природе человеческой. Как трогательно для сердца верующего это смиренное Его к нам снисхождение! Не потому ли и стремились к Нему так простые, добрые сердца даже тех, которые еще не могли сразу порвать земные привязанности? Вот святой евангелист приводит пример такой колеблющейся доброй души: ДРУГОЙ ЖЕ ИЗ УЧЕНИКОВ ЕГО (уже бывший отчасти учеником Его) СКАЗАЛ ЕМУ: ГОСПОДИ! ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРЕЖДЕ, чем сделаюсь постоянным, неотлучным учеником Твоим, ПОЙТИ И ПОХОРОНИТЬ ОТЦА МОЕГО, исполнить священную обязанность сына — отдать последний долг отцу. «Видишь ли различие? — говорит святитель Златоуст. — Тот безстыдно говорит: «пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», а этот, даже и спрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: «позволь мне». Впрочем, Христос не позволил и этого: НО ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ИДИ ЗА МНОЮ, И ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ душой, т.е. оставь тех, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, которые не разумеют его, не веруют в Меня, и потому мертвы по грехам своим, — предоставь им ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ, т.е. телесно умерших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

На свой лад протестанты толкуют и следующие слова апостола Павла: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ); «наставляйте друг друга каждый день» ( Евр.3:13 ); «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» ( Кол.3:16 ). Отсюда они делают вывод, что право учительства, как и право священства, принадлежит в Церкви каждому. Каков же истинный смысл этих слов? В Послании к коринфянам апостол говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах – даре языков, даре пророчества и других, излитых Богом на первых христиан. Особенно обильно эти дары проявились среди коринфских христиан, которые даже стали злоупотреблять ими: говорить народу на разных языках, пророчествовать по нескольку человек сразу и т.п., чем вызывали беспорядок. Поэтому апостол Павел говорит, что получившие какой-то дар должны пользоваться им к общему назиданию, а не расстройству слушающих, потому что в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). В Посланиях к евреям и колоссянам также говорится не о церковном учительстве, а о домашних или частных душеспасительных беседах, вести которые могут, с благословения пастырей Церкви, все христиане, желающие учить, вразумлять друг друга. Но эти беседы никак не могут заменить пастырского научения в церкви, которое могут осуществлять только призванные на это Богом люди, о чем ясно говорит тот же апостол Павел: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями...» ( 1Кор.12:28 ). И апостол Иаков прямо указывает: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак.3:1 ). Протестанты отрицают епископский чин как самостоятельный, считают, что епископ и пресвитер – это одно и то же. Священное Писание учит: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ). Так и в пресвитера должен рукополагать некто, стоящий выше его, а именно, епископ. Таковыми, еще при жизни апостола Павла, были Тит и Тимофей. «Для того я оставил тебя в Крите, – пишет Апостол Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Из этих слов ясно, Что Тит был епископом, ибо равный равного возводить в сан не может.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

народ поднял вопль отчаяния ( Чис.14:1 ). Крепкая вера в исполнение божественного обетования относительно завоевания этой страны евреями одного из соглядатаев ( Нав.14:8 ) едва ли могла поднять упавший дух народа. А когда евреи потерпели неудачу под Гаем, то и сам вождь народа с отчаянием взывал к Богу. «О Господи Владыка! Для чего Ты перевел народ сей через Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас, и истребят имя наше с земли» ( Нав.7:7, 9 ). Правда, паника пред довольно сильным и грозным врагом, которого ведет и за которого сражается могущественный Бог его, заметна и среди туземных народов палестинских ( Нав.2:9–12 ); но этим последним предстояло защищаться, а не со страхом в груди нападать; кроме того, в виду общей опасности они могли соединить свои силы и выставить против врагов несомненно большее войско, чем какое было у евреев; наконец, нужно думать, что и военное искусство у них стояло выше, чем у евреев ( Нав.11:9; 17:16 ). Однако, в силу обетования Божия, страна эта должна была сделаться достоянием еврейского народа, и он с своим 40-тысячным ( Нав.4:13 ) войском вступил в ее пределы... Для нашей задачи нет нужды входить в решение вопроса о племенном происхождении народов, населявших Палестину ко времени завоевания ее евреями, о хронологическом порядке заселения ее этими народами и о последовательном порядке самого завоевания ее евреями; достаточно отметить следующие бесспорные факты: Палестина ко времени завоевания ее евреями заселена была вся и на пространстве этой, предназначенной евреям, территории было более тридцати, хотя и очень небольших, царств ( Нав.12:24 ); некоторые из этих туземных народов жили уже культурной жизнью, в крепких городах, имели сильное войско с конницей и колесницами. Все эти народы несомненно пользовались благами занятой ими страны, выгодами ее географического положения и никому из них, естественно, не хотелось уступить эту страну, на которой к тому же выросли целые поколения их и в недрах которой покоился прах их отцов и предков, каким-то чуждым пришельцам, какими казались им евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. Нет оснований понимать землю в словах Спасителя в духовном смысле, что делали некоторые церковные учители III века и против чего возражал святой Иоанн Златоуст. Большинство толковников понимают наследование земли в словах Спасителя как образ «Царства Божия в его земном явлении, полноты владения» (Ланге), «отображение христианской идеи – мессианского царства и получения его во владение» (Мейер), образ «господства над землею, как полноты и обладания царством Божиим» (Цан) и прочее. Это выражение – наследуют землю – образное и по первоначальному своему историческому смыслу относится к владению землею Ханаанскою – Палестиною, которую в Ветхом Завете Господь обещал в наследие сначала патриархам, а потом предоставил в вечное владение евреям при условии исполнения ими завета ( Быт.12:7 ; 13 и далее; Исх.20:12 ; Лев.26:3 и другие). И явися Господь Авраму и рече ему: семени твоему дам землю сию. И созда тамо Аврам жертвенник Господу явльшемуся ему ( Быт.12:7 ). « И явился Господь Авраму и сказал (ему): потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там (Аврам) жертвенник Господу, Который явился ему». Чти отца твоего и матерь твою, якоже заповеда тебе Господь Бог твой, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли, юже Господь Бог твой дает тебе ( Исх.20:12 ). «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господ – Бог твой, дает тебе». Аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните и сотворите я ( Лев.26:3 ). «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их». Согласно этому обетованию, каждое колено, каждый род, каждое семейство получило (унаследовало) определенный участок земли в Палестине. Так как для израильтян владение этим наследством составляло основу земного благосостояния и благоденствия, то владение землею сделалось выражением для обозначения благополучия народа и отдельных его членов. Впоследствии выражение о наследовании земли и владении ею получило у ветхозаветных писателей более глубокий и широкий смысл.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Но Премудрость – Слава не только человечна, но она и есть само небесное человечество, и в этой человечности своей она и открывается в Ветхом Завете. Именно в видении славы у пророка Иезекииля в явление ее входит образ человека: «над подобием престола было и подобие человека вверху на нем» ( Иез. 1, 26 ). И это явление человечности Славы есть вместе с тем Небесного Адама, Сына Божьего – Сына Человеческого, Богочеловека, Грядущего Христа. Этот образ целиком уже введен в видение прор. Даниила (гл. 7) о Сыне Человеческом, приводимом к Ветхому Деньми. Это есть ветхозаветное Евангелие ο Богочеловеке, причем в нем предвосхищается и новозаветное его имя, – Сын Человеческий, которое Христос сам к Себе применял на земле. Здесь Он видится в небесах («с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий», 7, 13). И именно эту связь земли и неба в Сыне Человеческом подтверждает сам Христос в беседе с Никодимом: «никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3, 13 ). Наряду с этим прямым откровением о богочеловечности человека Ветхий Завет был исполнен и косвенных откровений, в виде «прообразов и пророчеств», раскрытых лишь в Новом Завете. Такова, прежде всего, была скиния со всеми ее установлениями (как это раскрыто в послании к Евреям, 9 гл.) и многое другое: лица, события, символы. 2. Основания боговоплощения Пришествие Христа в мир, боговоплощение, по прямому свидетельству Слова Божия, предопределено еще до сотворения мира, т. е. включено предвечный совет Божий о мире. Христос есть «непорочный и чистый агнец, предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для нас» ( 1Петр. 1, 20 ). В том явилась «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2, 7 ). Во Христе Бог избрал нас «прежде создания мира» ( Еф. 1, 4 ), «предопределилусыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в благоволение воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Подобное неверие происходило, конечно, от обычной человеческой зависти, всегда лукавой. Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на выходцев из своей среды, которые вдруг обнаруживают необыкновенные дарования и становятся выше их. Может быть, товарищи Иисуса по делам житейским и сверстники, с которыми Он постоянно общался, не хотели признать Его необыкновенные способности именно по этой причине. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13:57; Марк. 6:4), — так не должно быть, но так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им. Господь прибавляет к этому, по всей вероятности, народному присловью: «И в доме своем,» имея в виду то, что даже братья Его не веровали в Его Божественность (Иоан. 7:5). Нигде Христос не находил столько противления Себе и Своему учению, как в «отеческом» городе, где даже пытались умертвить Его (Луки 4:28-29). Жалея все эти массы народа, не имеющие пастыря, и не имея возможности всех и всегда водить за Собой, Господь посылает на проповедь им Своих учеников, это послание отличается от того, которое последует за воскресением Христа. Тогда Господь пошлет Апостолов во весь мир проповедовать Евангелие «всей твари» и вводить все народы в Его Царство через таинство крещения, уча вере во Христа. Теперь же Господь послал их только «к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6), то есть к одним евреям. Он повелевает Апостолам проповедовать лишь то, что «приблизилось Царство Небесное» (Матф. 10:7). Эта проповедь подготовительная, поскольку Апостолы еще не облеклись силою Свыше, данной им впоследствии, через сошествие Утешителя — Духа Святого. Господь посылает Апостолов по двое, чтобы они могли поддержать друг друга, и для того, чтобы евреи больше верили их свидетельству, так как закон Моисея гласил, что свидетельство двух есть истинно (Иоан.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Почти такого же откровения удостоился другой священный писатель, Иоанн Богослов, « Я взглянул, пишет апостол, и вот великое множество людей , которого никто не мог перечесть из всех племен, в колен, и народов, в языков стояло пред Престолом и перед Агнцем к белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на Престоле и Агнцу!.. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые одежды, кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца » ( Откр.7:9–14 ). Из приведенных свидетельств открывается, что Святые Угодники по смерти своей занимают на небесах преимущественное положение. Они предстоят Престолу Божию и являются свидетелями великой славы Божественной, так как достигли возможной для людей степени святости. Отсюда понятно, чем прежде всего являются Святые Угодники для людей? Они являются для людей нравственным примером и научают, как должно жить, чтобы угодить Богу и получить вечное блаженство. И нет сомнения, что именно с этою целью открывал Господь в видениях блаженство праведников на небесах. Последним Господь как бы так говорит нам: Подражайте жизни Святых Угодников, следуйте их спасительному· примеру, и вы также получите Царство Небесное. Они тоже были когда-то такими же, как вы, людьми, жили, подобно нам, на земле, боролись с искушениями и соблазнами, но преодолели все. И ныне за это они прославлены и стоят у Престола Божия. Кто хочет быть с ними, живи так, как жили они. Вот почему Слово Божие и призывает людей к подражанию святым Угодникам. Так св. апостол Павел в послании к Евреям заповедует: « Поминайте наставников ваших, вторые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » ( Евр.13:7 ). К подражанию Святым Угодникам призывает христиан и св. апостол Иаков, когда указывает им в руководство пример многострадального Иова: « Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен » ( Иак.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010